Научная статья на тему '«Георгиевский» конволют и рукописи Кирилло-Белозерского монастыря'

«Георгиевский» конволют и рукописи Кирилло-Белозерского монастыря Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кодикология конволют манускрипт XV век Кирилло-Белозерский монастырь

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новикова Ольга Львовна

В работе дается первое научное описание вновь приобретенного Отделом рукописей РНБ манускрипта, устанавливается его сложный состав, что позволяет характеризовать рукопись как конволют, образованный разновременными фрагментами, в том числе датированным XV столетием и происходящим из Кирилло-Белозерского монастыря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Георгиевский» конволют и рукописи Кирилло-Белозерского монастыря»

О. Л. Новикова

«ГЕОРГИЕВСКИЙ» КОНВОЛЮТ И РУКОПИСИ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Habent sua fata libelli

Атрибуция и локализация древнерусских рукописей, не сохранивших владельческих помет или других сведений, позволяющих выяснить историю их происхождения или, по крайней мере, бытования, относятся к проблемам, решение которых может зависеть от случая, объясняемого, в свою очередь, удачей археографа, умноженной на его опыт. Особый интерес представляют рукописи конволютного характера, где каждая из составных частей может иметь свою историю во времени и пространстве.

В качестве примера приведем попытку выяснения локализации рукописи, приобретенной Российской национальной библиотекой в 2013 г. в составе небольшого частного собрания книг XV-XIX веков священника церкви св. Екатерины на Невском проспекте Санкт-Петербурга Георгия (Д. И. Фридмана).

Сборник, хранящийся ныне в ОР РНБ под шифром Георгий 2, представляет собой конволют, состоящий из нескольких частей, близких по времени создания, и, судя по всему, достаточно рано объединенных между собой.1

Первая часть (I) представляет собой неполную тетрадь (л. 1-6),2 текст в которой принадлежит руке одного писца. Здесь читается окончание Службы и Житие князя Федора Смоленского и Ярославского, а также две небольшие назидательные статьи.3

1 Об этом говорит сквозная нумерация статей сборника, осуществленная в XVI или в начале XVII века, а в XVIII столетии рукопись была сопровождена оглавлением, отразившим ее нынешний состав.

2 Филигрань: Голова быка под крестом — типа Пиккар. XI, № 526 (1478-1481 гг.).

3 Слово Иоанна Златоуста об узком и широком пути и Слово «От Лимониса».

© О. Л. Новикова, 2017

Вторая часть (II) содержит, в основном, фрагменты служб, полные службы, слова и сказания, посвященные ростовским святым: Исидору Твердислову, Исайе епископу Ростовскому, Леонтию, Игнатию и Авраамию Ростовским (л. 7-91). В переписке этих текстов принимали участие три человека, один из которых лишь редактировал и осуществлял дополнения.4

Листы, выделяемой далее части III (л. 92-117 и 152-291), сохранили писцовую потетрадную нумерацию (или ее фрагменты, оставшиеся после обрезки блока).5 На основании этой нумерации, а также учитывая единство бумаги указанных листов, можно говорить о включенном в рукопись Георгий 2 отдельном сборнике, объем которого составлял не менее 26 тетрадей. По своему содержанию это сборник минейного типа. Здесь читаются: Поучение Феодора Студита на начало нового лета, Житие Симеона Столпника (1 сентября), Мучение Маманта (2 сентября), фрагмент Мучения Гликерии (окончание), Мучение Артемия (20 октября), Житие Макария Египетского, Наказание Илариона к отрекшимся мира и Поучение Илариона Великого. Эта часть написана пятью почерками, среди которых явно выделяется один, принадлежащий человеку, руководившему работой по переписке. Этот сборник сложился, судя по филиграням, в последнем десятилетии XV века.6 Важно, что внутри части III (этого отдельного сборника) обнаруживается вставной фрагмент иного происхождения — четыре тетради, сохранившие свою оригинальную нумерацию тетрадей с 1-й по 4-ю включительно (л. 118-151) и переписанные одним писцом на бумаге, более нигде в Георгий 2 не встречающейся.7 Вставными, таким образом, являются тексты: Житие Иустины, Мучение Киприана и Иустины (2 октября) и «Покаяние Киприаново», представляющие содержание части IV рукописи Георгий 2.

Следующая часть, ограниченная л. 292-405, также выделяется на основании отдельной нумерации тетрадей, фрагменты которой

4Эта часть датируется рубежом ХУ-ХУ1 вв., филиграни: 1) Голова быка под крестом, обвитым змеей — типа Пиккар. XVI, № 190 (1507-1511 гг.) — л. 7-86; 2) Весы в круге — типа Лихачев, № 2936 (1497 г.) — л. 87-91.

5 Хорошо видны писцовые цифровые обозначения у следующих тетрадей: 1-3, 12-15, 17, 19, 21-22.

6 Здесь использована бумага со следующими филигранями: 1) Голова быка под розеткой и треугольником под мордой — близко Пиккар. XII, № 796 (1492-1493 гг.) — л. 92-117, 152-156, 173-196; 2) Голова быка под крестом, обвитым змеей — типа Пиккар. XVI, № 125, 126 (1478-1482 гг.) — л. 157-172, 197-210, 249/256; 3) Голова быка под розеткой — близко Пиккар. XII, № 215, 217, 218 (1493-1494) — л. 211-221, 224-248, 250-255, 260-291; 4) Литера P — типа Пиккар. VIII, № 383 (1491 г.) — л. 257-259.

7 Литера «В» — типа Брике, № 8033-8034 (1487-1508 гг.).

обнаруживаются на л. 299 об. (1) и на л. 332 (7). Текст в этой части написан тремя писцами. Несмотря на то, что здесь использована бумага с филигранями, характерными и для части III,8 а также доминирует один из почерков, там же встреченных, она все же является самостоятельной, и для объединения ее с частью III достаточных оснований пока не имеется. Между тем, нельзя исключать, что эта часть стала дополнением предшествующей, что позволяет условно обозначить ее как III1 В части III1 читаются Житие Илариона Великого (21 октября) и Житие Феодосия Великого (11 января).

К отдельной части (V), с кодикологической точки зрения, может быть отнесена и последняя тетрадь сборника, состоящая из л. 406412, отличающаяся от частей, ей предшествующих, бумагой,9 почерком и оформлением заголовков. Здесь помещены Память перенесению Нерукотворного образа из Эдеса в Царьград (16 августа), Память перенесению мощей Николая Мирликийского (9 мая) и лишь самое начало Памяти апостолу Иакову (23 октября) — последней статьи, на которой обрывается и часть V, и, соответственно, сборник Георгий 2.

Схематично состав частей сборника может быть представлен следующим образом:

Части сборника РНБ, Георгий 2

Особый интерес в кодикологическом отношении представляет часть III. На первый взгляд, кажется, что внедрение в нее инородного фрагмента можно объяснить попыткой составителя расширить круг чтений, установленных на 2 октября, добавлением к Мучению Маманта цикла из трех произведений, связанных с мучеником Кип-рианом. Четыре тетради с этим циклом либо были специально изго-

8 Филиграни: 1) Кувшин одноручный — близко Лихачев, № 3383 (1491 г.) — л. 292-299; 2) Голова быка под крестом, обвитым змеей — типа Пиккар. XVI, № 125, 126 (1478-1482 гг.) — л. 300-344, 377-405; 3) Голова быка под розеткой и треугольником под мордой— близко Пиккар. XII, № 796 (1492-1493 гг.) — л. 345376.

9 Тиара — типа Пиккар. XII, № 37 (1500-1506 гг.).

товлены для расширения состава минейных чтений октября в этом сборнике, либо заимствованы из какой-то другой рукописи. По крайней мере, датировка бумаги этих тетрадей не противоречит ни одной, ни другой вероятности. Важно, однако, что вставка была сделана именно в то место, откуда ранее было удалено некоторое количество листов, из которых сохранился ныне лишь один, завершающий Мучение Гликерии, с текстом, читавшимся 17 октября (л. 152). При этом кодикологические особенности рукописи позволяют с точностью установить количество листов, изъятых из первоначального состава сборника, представляющего ныне III часть Георгий 2.

Рассмотрим схемы тетрадей сборника, лежащего в основе части III, на которых пунктиром обозначены отсутствующие теперь листы, а буквами «н» или «в» отмечено наличие филиграни и ее части (верхней или нижней).

Первая тетрадь, заключающая ныне семь листов (л. 92-98), не сохранила первого листа, на котором, судя по всему, был обозначен ее номер, дубль же этого номера, выполненный киноварью, сохранился на последнем листе той же тетради (л. 98) — парном к ныне отсутствующему.

Тетрадь 1 н в в

х 92 93 94 95 96 97 98

Вторая и третья тетради сохранились полностью, на первых листах обеих тетрадей обозначены их порядковые номера, выполненные писцом обычными чернилами, а на последних киноварные (см. л. 99/106 об. и 107/114 об.), их схемы могут быть легко представлены:

Тетрадь 2 н н в в

99 100 101 102 103 104 105 106

Тетрадь 3 в в н н

107 108 109 110 111 112 113 114

На первом листе тетради 4 (л. 115) от подобного номера виден лишь остаток титла, цифирь же была срезана при переплете. Поскольку текст Мучения Маманта с л. 114 об. переходит без утрат на л. 115, сомнений в том, что мы имеем дело именно с тетрадью 4, не остается. Построенная схема приводит к выводу, что от ее объема сохранились лишь три листа (л. 115-117).

Тетрадь 4

н в

115 116 117 х х х х х

I III

I___I I I

----1 |

На л. 117 об. текст Мучения Маманта завершается колофоном, нижняя часть листа свободна. Это обстоятельство позволяет думать, что следующий далее текст начинался на новом листе и, возможно, относился уже к другому числу месяца.

Мысленно исключив из состава рукописи вставной блок из четырех тетрадей, о котором речь шла ранее (часть IV), обратимся к тетрадям сборника, следующим далее. Ситуация, однако, осложняется тем, что на л. 152-180 цифирь, обозначающая номера тетрадей, оказалась полностью срезанной при переплете. Лишь на л. 181 обнаруживаются знаки «12», указывающие на начало 12-й тетради. Таким образом, для восстановления вида тетрадей и выяснения количества утраченных листов нам необходимо именно от этой 12 тетради двигаться назад, к началу рукописи.

Тетради с 12 по 9 восьмилистные, их схемы могут быть представлены только таким образом:

Тетрадь 12 в в н н

181 182 183 184 185 186 187 188

Тетрадь 11 н н в в

173 174 175 176 177 178 179 180

Тетрадь 10 н н в в

165 166 167 168 169 170 171 172

Тетрадь 9 в н в н

157 158 159 160 161 162 163 164

От тетради 8 сохранились лишь последние пять листов (л. 152-156), с л. 152 об. читается Мучение Артемия, которому в рукописи предшествовало Мучение Гликерии, от которого, как уже говорилось выше, сохранилось лишь окончание, занимающее л. 152.

Тетрадь 8

Таким образом, становится понятным, что в составе сборника, вошедшего в III часть Георгий 2, ныне недостает пяти последних листов 4-й тетради, тетрадей 5-7 целиком и трех начальных листов тетради 8. О содержании изъятого фрагмента можно только догадываться, принимая во внимание, что там, безусловно, читался текст Мучения Гликерии. Объем текста Мучения в рукописях в 4-ку при мелком почерке занимал не менее семи-восьми листов,10 однако даже при очень разряженном почерке он не мог занимать объема нескольких тетрадей. Это позволяет предполагать, что из сборника изъяты еще какие-то статьи агиографического содержания. Причина изъятия может объясняться переносом чтения на другой день года, а следовательно, фрагмент мог быть не просто удален, но и помещен в состав иной рукописи. Практика формирования четьих миней в монастырях заметно активизировалась к началу XVI века, а в деятельности митрополита Макария по созданию ВМЧ мы видим уже окончательное оформление этого процесса. Так, включения и перестановки такого рода хорошо заметны в четьем минейном комплекте Исифо-Волоколамского монастыря, работа по созданию которого велась в монастыре в начале XVI века.11 Усилия по созданию комплекта четьих миней предпринимались и в Кирилло-Белозерском монастыре, однако несколько позднее, в 20-е годы того же столетия.12 В результате деятельности старца Киприана, в монастыре появились сборные минеи, известные

10 См., например: РНБ, Соф. 1385. Л. 198-205.

11 Мучение Гликерии перенесено в майский том под 13 мая, будучи заимствовано из другой рукописи: текст первого и последнего листов Мучения, оставшихся в исходной книге, здесь переписаны заново, см.: РГБ, Вол. 597. Л. 235 об.-241 об.

12 Такая датировка предложена М. А. Шибаевым на основании анализа наиболее поздних филиграней, встреченных в этих рукописях (Шибаев М. А. «Ветшаные» минеи и реконструкция сборников XV в. из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря // ТОДРЛ. Т. 62. СПб., 2014. С. 481. Примеч. 4) Н. К. Никольский относил создание миней к первой половине XVI столетия (Никольский Н. К. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в конце XV века. СПб., 1897. С. XX-XXI).

исследователям под неточным названием «ветшаных»,13 в которые с опорой на календарный принцип были включены тетради из разных сборников, сохранившихся в монастыре к этому времени.14

Размышления в этом направлении и привели автора статьи к необходимости внимательного просмотра содержимого известных сборных комплектов четьих миней. Результат превзошел все ожидания: в составе кирилло-белозерской рукописи (Кир.-Бел. 19/1258), известной как «Минея ветшаная соборная» (далее — КБ-19),15 были обнаружены десять листов (л. 148-157), исписанных тем же почерком и на той же бумаге, что и листы в сборнике Георгий 2, окружающие выявленную «лакуну». Здесь читается текст Мучения Логина сотника (16 октября), после завершения которого на обороте последнего листа (л. 157 об.), находится заголовок и первые четыре строки текста Мучения Гликерии,16 окончание которого и сохранилось в составе Георгий 2. Обнаруженный в КБ-19 фрагмент подчиняется следующей кодикологической схеме, представляя собой 6-ю и 7-ю тетради реконструируемого сборника:

Тетрадь 6 в составе КБ-19

н н в в

148 149 150 151 152 153 154 155

13 Судя по сведениям, которые можно почерпнуть из Кирилло-Белозерского оби-ходника XVI века (Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397-1625). Т. 2. СПб., 2006), под «ветшаными» минеями подразумевался не минейный комплект целиком, а лишь его отдельные тома, по-видимому, особенно изветшавшие. По крайней мере, такое определение присвоено лишь двум книгам: КБ-16/1255 и КБ-19/1258, что отразилось в записях на их переплетных листах.

14 Шибаев М. А. «Ветшаные» минеи и реконструкция сборников XV в. С. 482-483. Датировка частей миней, происходивших из не заинтересовавших М. А. Шибаева сборников XV и начала XVI в., к сожалению, не входила в задачи исследователя, поэтому представить распределение в «ветшаных» минеях «старого», «менее старого» и «нового» материала без обращения к рукописям не представляется возможным, а выяснение этого вопроса по-прежнему требует специального исследования.

15 КБ-19. Л. I об.

16 Наличие в сборнике КБ-19 лишь начала текста Мучения Гликерии было отмечено О. В. Твороговым (Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XI-XIV веков. Каталог. М.; СПб., 2008. С. 39).

Фрагмент тетради 7 в составе КБ-19

Таким образом, мы можем рассчитать, что изъятый из Мучения Гликерии текст занимал в сборнике ровно девять листов (шесть из которых приходились на 7-ю тетрадь, а три — на восьмую).

РНБ, Кир.-Бел. 19/1258. Л. 157 об. Начало текста Мучения Гликерии

РНБ, Георгий 2. Л. 152 Окончание текста Мучения Гликерии

Обнаружение в составе кирилло-белозерской «ветшаной» минеи фрагмента, изъятого из сборника, заключенного в III части конволюта

Георгий 2, не только позволяет говорить о бытовании этого сборника в 20-х годах XVI века в Кирилло-Белозерском монастыре, но и открывает возможности для поиска в составе конволютных рукописей Ки-рилло-Белозерского собрания других заимствованных из него фрагментов. Логично при этом полагать, что искомые фрагменты следует, прежде всего, связывать именно с тем минейным комплектом, к которому относится «ветшаная» минея КБ-19.

И действительно, еще один фрагмент обнаруживается в рукописи Кир.-Бел. 16/1255 (далее — КБ-16). Л. 33-41 этого манускрипта являются в ее составе «чужими», добавленными между более поздними блоками, и сближаются почерком писца и филигранями с выявленным фрагментом в составе КБ-19 и «массивом» III части Георгий 2. Здесь читается текст Мучения Анфима Никомидийского. Примечательно, что на нижнем поле л. 38 сохранился писцовый номер тетради (5) первоначального сборника, что позволяет не только точно определить место обнаруженного фрагмента в составе последнего, но и подтвердить наши построения. Кодикологическая схема тетради 5, обнаруженной в составе КБ-16, может быть представлена следующим образом:

Тетрадь 5 в составе КБ-16

Выяснив, что л. 40 и 41 в КБ-16 являются парными, приходим к выводу, что из первоначального ее объема отсутствуют три последних листа, а между нынешними л. 38 и 39 утрачен один. Последнее заключение находит подтверждение и непосредственно в тексте Мучения Анфима, где после слов «Святыи же мученик рад быв», которыми заканчивается текст на л. 38 об., на л. 39 читается не должное «рече: мниши ли устрашити мя...»,17 а «и мертвым тяж тако осудит», то есть имеется пропуск в повествовании.

Между л. 37 и 38 текст Мучения Анфима не прерывается, что позволяет считать тетрадь, предшествующую тетради 5, тетрадью 4 и представить ее фрагмент в составе КБ-16 следующим образом:

17 Так в ТСЛ. 666. Л. 18 об.; КБ-37/1114. Л. 108.

Фрагмент тетради 4 в КБ-16

н в

х х х 33 34 35 36 37 III. I

I I I I_I

I I-----

I

Совместив схемы фрагментов тетради 4, составленные на базе сведений из рукописей Георгий 2 и КБ-16, получаем следующую реконструкцию:

Тетрадь 4

Георгий 2 Кир.-Бел. 16/1255

Н в н в

115 116 117 33 34 35 36 37

Обращение к еще одной Минее — Кир.-Бел. 15/1254 — позволило обнаружить лист из Жития Анфима, находившийся ранее в КБ-19 между листами 38 и 39, а до этого в составе тетради 5 первоначального сборника. Будучи пронумерован как л. 3 еще в XIX веке, ныне этот лист разрывает содержание текста Жития Трифона Апамей-ского.18 Не исключено, что лист выпал из «ветшаной» минеи задолго до появления этой нумерации: следы сгиба в его середине говорят о том, что какое-то время он хранился в сложенном виде.

Таким образом, состав сборника, созданного в 1490-х годах,19 был следующим:

1. Слово Феодора Студита (1 сентября), нач.: «Братиа и отци, начало лета приде ныне...» — Георгий 2. Л. 92-93 об.

2. Житие Симеона Столпника (1 сентября), нач.: «Странна и дивна таина бысть...» — Георгий 2. Л. 94-105.

18 Кир.-Бел. 15/1254. Л. 2-13.

19 Без дополнительной части, обозначенной нами Ш1.

3. Мучение Маманта (2 сентября), нач.: «Святых мученик труди церкви божии на подобную реть христолюбиваго их жития...» — Георгий 2. Л. 105 об.-117 об.

4. Мучение Анфима Никомидийского (3 сентября), нач.: «Царь-ствующу тогда Максимиану, не Максимиану же единому, но и Диок-литияну...» — Кир.-Бел. 16/1255. Л. 33-38 об. + Кир.-Бел. 15/1254. Л. 3-3 об. + Кир.-Бел. 16/1255. Л. 39-41 об.

5. Статья неустановленного содержания, объемом не более трех листов.

6. Мучение Логина сотника (16 октября), нач.: «Многа убо и различна суть писаниа святых мученик.» — Кир.-Бел. 19/1258. Л. 148-157 об.

7. Мучение Гликерии (17 октября), нач.: «В первое лето царя царствующаго Антонина.» — Кир.-Бел. 19/1258. Л. 157 об. + неустановленная рукопись, возможно, минея на май (текст на девяти листах без начала и конца) + Георгий 2. Л. 152 (от слов «.дряхли. Князь же в тои час впаде в недуг.»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Мучение Артемия (20 октября), нач.: «Иже великаго и слав-наго мученика Артемиа повествовати хотя мужа доблести и страда-ниа.» — Георгий 2. Л. 152 об.-210 об.

9. Житие Макария Египетского, нач.: «Аще много прилежаниа многа и различна и врачевьскых детеи показуеть закон и не без хитрости прилежать.» — Георгий 2. Л. 211-259.

10. Наказание Илариона к отрекшимся мира, нач.: «К стареи-шему ми брату и Христову рабу убогыи аз, инок и последнии в брать-стве Иларион.» — Георгий 2. Л. 260-287 об.

11. Поучение Илариона Великого, нач.: «Потщимся, брате, паче всего без молвы богови работати.» — Георгий 2. Л. 287 об.-291 об.

В 20-х годах XVI века в Кирилло-Белозерском монастыре из этого сборника был изъят блок тетрадей, включающий три текста, следовавшие в сборнике друг за другом, но предназначенные для чтения в разные месяцы. Каждый из текстов вошел в состав одной минеи: Мучение Анфима было вставлено в сентябрьскую минею, Мучение Логина сотника было включено в минею на октябрь, а Мучение Гликерии, находившееся ранее среди октябрьских чтений, было, скорее всего, перенесено в минею на май.20 Образовавшаяся лакуна была заполнена в сборнике циклом из трех произведений, посвященных Кип-риану и Устине.

Несмотря на установленное бытование III части сборника Георгий 2 в Кирилло-Белозерском монастыре в 20-х годах XVI столетия,

20 Судя по всему, эта Минея не сохранилась или пока не обнаружена.

данных о ее создании непосредственно в этом монастыре пока не обнаружено, хотя здесь, безусловно, были источники для формирования подобной рукописи.

За пределами предлагаемой читателю заметки остались вопросы, связанные с бытованием других частей сборника до объединения их в составе Георгий 2. Приведенные сведения, между тем, наглядно иллюстрируют ранее высказанные нами теоретические соображения о сборниках-конволютах и проблемах, а также перспективах их дальнейшего описания и изучения.21

21 Новикова О. Л. Архивы кирилловских старцев // ОФР. Вып. 17. М.; СПб., 2013. С. 93-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.