могут присоединиться к этим стратегическим проектам. Актуален и вариант, при котором Армения также может извлечь выгоду из этих проектов.
Литература и источники
1. https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html
2. https://ria.ru/20201122/karabakh-1585785534.html
3. Бакинская Декларация//Бакинский рабочий. - 2001. - 13 января.
4. Мамед-заде Н.С. Взаимоотношения Азербайджанской республики со славянскими странами СНГ и Восточной Европы. -Баку, 2006.
5. Hüseynov A. "Azsrbaycan-Rusiya münasibstlsri. Müstsqillikdsn sonraki ilk 10 il". Strateji Tshlil. Azsrbaycanin daxili vs xarici siyassti, beynslxalq münasibstlsr üzrs analitik jurnal. №3. Baki 2011. 247 s.
6. Hürriyyst. - 2019. - 13-14 iyun. - № 104.
7. Турицын И.В. Германия в борьбе за бакинскую нефть: к истории колониального противостояния (1918 г.) // Современная научная мысль. - 2015. - № 5. - С. 21-37.
8. Musa Í.M. Qagda§ beynslxalq münasibstlsr vs Azsrbaycanin xarici siyassti. Dsrslik. - Baki: "Baki Universiteti" ns^yati, 2011. - 776 ssh.
9.https://tr.sputniknews.com/columnists/201908221039975164-rusya-turkiye-ve-azerbaycan-arasindaki-iliskiler-avrasya-entegrasyonunun- temellerinin-atilmasini/
References and Sources
1. https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html
2. https://ria.ru/20201122/karabakh-1585785534.html
3. Bakinskaya Deklaraciya//Bakinskij rabochij. - 2001. - 13 yanvarya.
4. Mamed-zade N.S. Vzaimootnosheniya Azerbajdzhanskoj respubliki so slavyanskimi stranami SNG i Vostochnoj Evropy. Baku, 2006.
5. Hüseynov A. "Azsrbaycan-Rusiya münasibstlsri. Müstsqillikdsn sonraki ilk 10 il". Strateji Tshlil. Azsrbaycanin daxili vs xarici siyassti, beynslxalq münasibstlsr üzrs analitik jurnal. №3. Baki 2011. 247 s.
6. Hürriyyst. - 2019. - 13-14 iyun. - № 104.
7. Turicyn I.V. Germaniya v bor'be za bakinskuyu neft': k istorii kolonial'nogo protivostoyaniya (1918 g.) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2015. -№ 5. - S. 21-37.
8. Musa Í.M. Qagda§ beynslxalq münasibstlsr vs Azsrbaycanin xarici siyassti. Dsrslik. - Baki: "Baki Universiteti" ns§yati, 2011. -776 ssh.
9.https://tr.sputniknews.com/columnists/201908221039975164-rusya-turkiye-ve-azerbaycan-arasindaki-iliskiler-avrasya-entegrasyonunun-temellerinin-atilmasini/
ТАЛЫШИНСКИЙ ЭЛЬВИН БАХРУЗ ОГЛЫ - кандидат политических наук заведующий отделом «Науковедение и социальные проблемы науки» Института Истории Науки Национальной Академии наук Азербайджана. TALYSHINSKY, ELVIN BAKHRUZ OGLI - Ph.D. in Political Sciences, Head of the Department of Science and Social Problems of Science, Institute of History of Science, National Academy of Sciences of Azerbaijan ([email protected]).
УДК 94(479.2)«1994/2021»:327 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-4-174-177
ГАДЖИНСКАЯ Н.С., ГАДЖИНСКИЙ Э. Дж. ГЕОПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ ЮЖНОГО КАВКАЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И НОВАЯ КОНФИГУРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ
Ключевые слова: геополитика, Южный Кавказ, безопасность, интересы ведущих держав, Азербайджан, энергоресурсы, «Гянджинский проход».
В статье рассматриваются вопросы геополитики в одном из регионов мировой политики - Южном Кавказе. Из-за своей непосредственной близости к Восточной Европе, Передней и Центральной Азии, Ближнему Востоку, Черному и Каспийскому морям данный регион еще с античных времен часто оказывался на перекрестке имперских амбиций. Сегодня стратегическое положение и геополитическая значимость Южного Кавказа, наличие у государств региона территориальных притязаний друг к другу делают этот регион центром пересечения стратегических интересов ведущих стран мира и крупнейших международных организаций. В их числе - США, Россия, Китай, Иран, Турция, Израиль, а также региональные организации и объединения, такие как, НАТО, ОБСЕ, ЕС и др.
GADZHINSKAYA, N.S., GADZHINSKY, E.J. GEOPOLITICS IN SOUTH CAUCASUS REGION AT THE MODERN STAGE AND NEW OF POLITICAL CONFIGURATION
Key words: geopolitics, South Caucasus, security, world powers' interests, Azerbaijan, energy resources, «Ganja passway».
Geopolitical issues in one of the key regions of world politics - South Caucasus - are considered. Because of its proximity to Eastern Europe, Asia Minor and Central Asia, Middle East as well as Black and Caspian Seas this region has been at the center of various empires' attention since ancient times. Today strategic location and geopolitical importance of South Caucasus, mutual territorial claims of regional states make it a focal point that involves the interests of world powers including US, Russia, China, Iran, Turkey, Israel and international organizations - NATO, OSCE, EU and others.
Главными чертами глобальных изменений на современном этапе является нарастание в ряде регионов и стран нестабильности, межгосударственных противоречий, стремления к сепаратизму, а также продолжающаяся борьба за позиции и ресурсы, в первую очередь,
энергетические, между различными странами и политическими группировками. Одним из регионов, в котором налицо все выше перечисленные факторы, является Южно-Кавказский регион. Из-за своей непосредственной близости к Восточной Европе, Передней и Центральной Азии, Ближнему Востоку, Черному и Каспийскому морям, еще с античных времен он часто оказывался на перекрестке имперских амбиций. И Древний Рим, и Персидская империя боролись за прямой или косвенный контроль над регионом, который был одним из мест, где пересекались их сферы влияния. Когда применение силы было невозможным, приходилось вести непростые дипломатические переговоры.
Сегодня геополитика этого региона не ограничивается наличием только трех государств Южного Кавказа (Азербайджана, Грузии, Армении), она представлена государствами, имеющими непосредственные границы с южно-кавказскими странами - Россией, Турцией и Ираном.
Следует заметить, что в расстановке сил на Южном Кавказе ключевую роль играет богатый энергоресурсами Азербайджан, который к тому же занимает очень выгодное положение на путях транспортировки нефти и газа с территории Каспийского бассейна в западном направлении. Поэтому, естественно, что после распада СССР Азербайджан оказался в более благоприятном положении, по сравнению с Арменией и Грузией. Особенно его позиции укрепились с приходом крупных иностранных инвесторов и заключением в 1994 году так называемого «Контракта века». Углеводородные ресурсы и выгодное геополитическое положение определили основные направления внутренней и внешней политики Азербайджанской Республики.
Необходимо отметить, что структуру геополитики Южного Кавказа определяет комплекс внутренних, внешних и транснациональных факторов, среди которых - стратегическое положение и геополитическая значимость Южного Кавказа, наличие у государств региона территориальных притязаний друг к другу. Отмеченные обстоятельства делают данный регион центром пересечения стратегических интересов ведущих стран мира и крупнейших международных организаций. В их числе США, Россия, Китай, Иран, Турция, Израиль, а также региональные организации и объединения, такие как, НАТО, ОБСЕ, ЕС и др.
Главный интерес России связан с сохранением кавказского пространства в рамках своего геополитического поля или, по крайней мере, с недопущением установления здесь сфер влияния других держав. Как показали итоги 44-дневной войны между Азербайджаном и Арменией, именно Россия, благодаря последовательной политике, выступила гарантом международной безопасности, стабильности на стратегическом и региональном уровнях. Усилия российской дипломатии принесли свои плоды. Россия в данной ситуации добилась договоренности с Турцией о готовности координировать свои действия для стабилизации обстановки в Нагорном Карабахе.
Анализ протекающих в регионе процессов показывает, что, в условиях глобальных трансформаций, важнейшей гарантией обеспечения стабильности на Южном Кавказе является дальнейшее укрепление стратегических партнерских связей России и Азербайджана. Углубление отношений, основанных на взаимной выгоде и равноправном сотрудничестве, является перспективным направлением деятельности не только с точки зрения стабильности политической ситуации в регионе, но также с учетом геополитических интересов Азербайджана [3].
Для США регион Южного Кавказа представляет особый геополитический интерес, который не ограничен его углеводородной составляющей. Несомненный интерес для Вашингтона Южный Кавказ представляет и как возможный плацдарм для противодействия геополитическим конкурентам США в регионе? прежде всего, России, Ирану и Китаю. США остаются важным стратегическим партнером для Грузии и Азербайджана. Приоритетами внешней политики США на Южном Кавказе являются политическое сдерживание России, не допущение усиления влияния Ирана в регионе, контроль над богатыми энергетическими ресурсами региона, предотвращение политической нестабильности и угроз для безопасности - как факторов, подрывающих надежность транспортировки энергоресурсов [5].
Иран - крупная региональная держава и сосед Азербайджана и Армении. Это шиитская страна и главный противник суннитской Турции в регионе. В карабахском конфликте Иран, хотя и занял нейтральную позицию, в то же время явные симпатии проявлял в отношении Армении, поскольку оба его противника, а именно Турция и Израиль, поддерживали Азербайджан [2, с.37]. Иран проводит осторожную и прагматичную внешнюю политику в регионе, направленную на углубление экономических отношений, обеспечение внешнеполитического баланса по
отношению к Западу и Турции. Он поддерживает позицию России в регионе. Важным фактором в отношениях Ирана с Азербайджаном является огромное количество этнических азербайджанцев, проживающих в Иране (более 20 млн.) [7]. Иран также заинтересован в стабильном развитии южно-кавказского региона и налаживании тесного сотрудничества для того, чтобы сдерживать давление со стороны США и Евросоюза.
Израиль, заинтересованный в стабильности и безопасности на Южном Кавказе, выступает за дружеские отношения с Азербайджаном. Израильское руководство неоднократно заявляло, что в Азербайджане никогда не было преследования евреев. В сегодня они являются полноправными гражданами Азербайджана, участвуют в экономическом и культурном развитии страны, свободно развиваются, имеют свои религиозные центры и пр. Между Азербайджаном и Израилем установлено и успешно развивается экономическое и военно-техническое сотрудничество. Так, например, по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан поступает 40 % используемой в Израиле нефти. Израиль - один из крупнейших экспортеров дронов в Азербайджан. Эти оборонные связи позволили Израиль поддержать Азербайджан в этом конфликте [4, с. 51].
Значение региона для Евросоюза определяется, главным образом, геополитическим, энергетическим фактором и его транзитной, коммуникационной ролью. Существуют три пути для потоков энергии и международной сухопутной торговли между Европой и Азией, - проходящие через Иран, Россию и Азербайджан. В условиях прерванных отношений между Западом, с одной стороны, Россией и Ираном - с другой, остается только один жизнеспособный для торговли маршрут, который оценивается в сотни миллиардов долларов - через Азербайджан [8]. В этом смысле ЕС пытается превратить Южный Кавказ и, прежде всего, Азербайджан в альтернативный и не зависящий от России и Ирана канал, для поставки энергоресурсов в Европу и развития транснациональной торговли.
Тридцатилетняя оккупация Арменией Нагорного Карабаха повысила роль торгового пути из Китая в Европу. Этот канал, как отмечает американский политолог Люк Коффи, получил название «Гянджинского прохода» в честь города Гянджи, расположенного в центре этого узкого коридора. Гянджинский проход расположен всего в нескольких десятках километрах от границы с Арменией и с начала боевых действий неоднократно подвергался ударам со стороны соседнего государства. В настоящее время в регионе функционируют три крупных нефте - и газопровода, которые в обход России и Ирана проходят через Гянджинский коридор [1].
Новая геополитическая ситуация, сложившаяся в регионе на современном этапе, дает широкие возможности для дальнейшего развития интеграционных связей, в которые будут вовлечены все заинтересованные страны, как Южно-кавказского региона, так и вне него. Подтверждением этого является открытие 30 октября 2017 года Азербайджаном, Грузией и Турцией железнодорожного сообщения Баку-Тбилиси-Карс (БТК), соединяющего три страны и установившего грузовое и пассажирское сообщение между Европой и Китаем. Железнодорожная линия имеет начальную пропускную способность для перевозки одного миллиона пассажиров и пяти миллионов тонн грузов в год. Проект позволяет создать гораздо более короткий и быстрый железнодорожный коридор между Европой и Азией, что сделает Грузию и Азербайджан ключевыми узлами для транспортной сети Евразии. В своем заявлении Евросоюз назвал открытие железнодорожного сообщения «важным шагом в транспортном соединении, связывающем Европейский Союз, Турцию, Грузию, Азербайджан и Центральную Азию» [8].
Государства Южно-Кавказского региона, за исключением Армении, в которой присутствуют реваншистские устремления, прилагают большие усилия для обеспечения безопасности региона на уровне двусторонних и многосторонних отношений. Что касается Грузии, то она также заинтересована в обеспечении безопасности и стабильном экономическом развитии южно-кавказского региона, так как по ее территории, как известно, проходят нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса, газопроводы Баку-Тбилиси-Эрзерум, и проект ТАМАР и ТАР, являющиеся составной частью южного газового коридора, предназначенного для транспортировки азербайджанского газа в Европу.
В последнее десятилетие Турция стала ведущим геополитическим игроком благодаря деятельности президента Р. Эрдогана. Турция традиционно поддерживает братский Азербайджан, располагающий большими запасами нефти и природного газа и являющийся лучшим ее союзником. Турция пытается расширить свое влияние на Южном Кавказе в соответствии с
растущими геополитическими интересами. С этой целью, турецкое правительство укрепляет стратегическую ось Баку-Тбилиси-Анкара не только с экономической, но и с военной, и геополитической точки зрения.
В результате победоносной войны Азербайджана борьба за Кавказ вступает в новую фазу. Турция в данном регионе рассчитывает на более активное участие в процессах дальнейшего урегулирования конфликта, заинтересована в реализации экономических проектов региона. Одним из примеров дальнейшей интеграции региона, оживления экономики и вовлечения государств Южного Кавказа в данный процесс является предложение Президента Турции Р. Эрдогана о дальнейшем развитии региона на основании «Платформы 3+3». Президенты России В. Путин и Азербайджана И. Алиев поддержали инициативу турецкого лидера по созданию регионального механизма формата «3+3» для укрепления мира, стабильности и развития в регионе. Предполагается, что три государства Южного Кавказа (Азербайджан, Армения, Грузия) и три региональных соседа (Россия, Турция, Иран) могут сотрудничать во благо региона [6].
Сегодня внешнюю политику Азербайджана определяют такие факторы как предсказуемость и последовательность, экономический и политический прагматизм Президента Азербайджана И. Алиева. Благодаря его деятельности на посту Президента, Азербайджанская Республика сумела создать равноправные, двусторонние, партнерские отношения со многими региональными и глобальными акторами Кавказско-Каспийского региона, а также участвовать в деятельности ведущих региональных и международных организаций, поддерживать баланс, добиться лидирующих позиций в регионе и, тем самым, обеспечить стабильное и безопасное развитие Азербайджана. Проблема безопасности Южного Кавказа на сегодняшний день связана, во-первых, с отсутствием в регионе общей и столь важной для всех стабильности, экономической интеграции, системы коллективной безопасности, призванных совместными усилиями решать основные проблемы региона. Во-вторых, геополитическое значение Южно-Кавказского региона, как одного из важных геостратегических и геоэкономических узлов, неуклонно будет возрастать и здесь постоянно будут сталкиваться интересы различных государств и транснациональных корпораций. Только объективная оценка сложившейся ситуации на Южном Кавказе после победы Азербайджана, являющегося несомненным лидером-государством в регионе, а также понимание ответственности и необходимости плодотворного сотрудничества должны положительно повлиять на решение вопросов геополитики Южного Кавказа.
Литература и источники
1. Азербайджан и Армения: региональный конфликт с глобальными последствиями // http://casp-geo.ru > azerbajdzhan-i-armeniya-regionaln...
2. Атрисангари Ф. Внешняя политика Ирана на Южном Кавказе: идентичность и национальные интересы //Вестник РУДН: Серия. Политология. - 2020. - №1. -Т.22. - С.32-48.
3. Выиграла ли Россия в Карабахской войне? // Eurasianet https://russian. eurasianet.org
4. Жильцов С., Орловский Н. Политика Израиля на Южном Кавказе: особенности реализации // Центральная Азия и Кавказ. -2020. - Т. 23. - №2.- С.48-58.
5. Политика США на Южном Кавказе: Армения, Грузия и Азербайджан https://camegie.ru > 2018/02/13 > ru-pub-75514
6. Эрдоган предложил создать «платформу три плюс три» на Южном Кавказе // ...https://ria.ru
7. Da Bell B. Iran Minorities 2: Ethnic Diversity.// United States Institute of Peace. - September 3, 2013 // http://iranprimer.usip.org/blog/2013/sep /03/iran-minorities-2-ethnic-diversity
8. Opening ceremony of the Baku-Tbilisi-Kars railway ... // traceca http://www. traceca-org.org
References and Sources
1. Azerbajdzhan i Armeniya: regional'nyj konflikt s global'nymi posledstviyami // http://casp-geo.ru > azerbajdzhan-i-armeniya-regionaln...
2. Atrisangari F. Vneshnyaya politika Irana na Yuzhnom Kavkaze: identichnost' i nacional'nye interesy //Vestnik RUDN: Seriya. Politologiya. - 2020. - №1. -T.22. - S.32-48.
3. Vyigrala li Rossiya v Karabahskoj vojne? // Eurasianet https://russian. eurasianet.org
4. Zhil'cov S., Orlovskij N. Politika Izrailya na Yuzhnom Kavkaze: osobennosti realizacii// Central'naya Aziya i Kavkaz. -2020. - T.23. - №2.- S.48-58
5. Politika SSHA na Yuzhnom Kavkaze: Armeniya, Gruziya i Azerbajdzhan https://carnegie.ru > 2018/02/13 > ru-pub-75514
6. Erdogan predlozhil sozdat' «platformu tri plyus tri» na Yuzhnom Kavkaze // ...https://ria.ru
7. Da Bell B. Iran Minorities 2: Ethnic Diversity.// United States Institute of Peace. - September 3, 2013 // http://iranprimer.usip.org/blog/2013/sep /03/iran-minorities-2-ethnic-diversity
8. Opening ceremony of the Baku-Tbilisi-Kars railway ... // traceca http://www. traceca-org.org
ГАДЖИНСКАЯ НАИДА - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории Азербайджанского государственного педагогического университета
ГАДЖИНСКИИ Э. Дж. - доктор философии по истории, Бакинский государственный университет ([email protected]). GADZHINSKAYA, NAIDA - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of General History and Methods of Teaching History of the Azerbaijan State Pedagogical University
GADZHINSKY, E. J. - Ph.D. in History, Baku State University ([email protected]).