УДК: 93/94
DOI: 10.24411/2686-9217-2020-10007
Кавказский вектор политики Ирана: вчера, сегодня,
завтра
Ю.С. Сулаберидзе 1
В статье раскрывается содержание геополитического курса Ирана в исторической ретроспективе по отношению к Кавказу. Внешняя политика Ирана определена геополитическим положением в регионе Большого Ближнего Востока, энергетическими, экономическими ресурсами, духовно-цивилизационным наследием. Существуют два основных внешнеполитических вектора внешней политики Ирана -шиитская ось, связывающая шиитские государства и народы - Иран с Ираком, Сирией, Ливаном. Вторая ось связывает Иран с населением Южного Кавказа и некоторых субъектов Северного Кавказа Российской Федерации. Кавказ для геополитической стратегии Ирана является второстепенным регионом, тем не менее, чрезвычайно важным с точки зрения обеспечения военной безопасности, экономического сотрудничества и духовно-цивилизационной взаимосвязи древнейшей персидской культуры с кавказской культурой. Кавказ является своеобразным защитным поясом Ирана в связи с Россией, Западом, окном в Европу. Во внешнеполитической стратегии Ирана существенным элементом является недопущение на Кавказ нерегиональных игроков политической игры на Большой Кавказ, его главных противников - США, Израиля и Саудовской Аравии. Россия для Ирана является стратегическим партнером. По отношению к республикам Южного Кавказа - Армении, Азербайджана и Грузии Исламская республика Иран проводит прагматичную и диверсификационную политику, признавая их суверенитет, территориальную целостность, невмешательство во внутренние дела. Иран пытается вернуть себе роль регионального центра на Большом Кавказе, обладая для этого всеми необходимыми политическими, экономическими и символическими ресурсами, чтобы проводить самостоятельную, более активную политику во всех областях, не исключая и решение конфликтных проблем.
1 Сулаберидзе Юрий Семенович - канд. ист. наук, приглашенный профессор, Тбилисский государственный университет им. И. Джавахишвили, Грузия, 3700, Тбилиси, пр. И. Чавчавадзе, 1; iuri. [email protected].
Sulaberidze Yuri Semenovich - Phd in History, viziting professor, Tbilisi State Uneversity, Georgia, 3700, Tbilisi, I.Chavchavadze, 1; [email protected].
Ключевые слова: Иран, Кавказ, геополитическая стратегия, геополитическая ось, зона стратегических интересов, нерегиональные игроки, прагматичная политика.
В начале XXI века в геополитическом противоборстве Запада и Востока наметились тенденции, которые на протяжении всего века будут определять мировую политику.
Кавказ стал средоточием борьбы геополитических интересов не только России, но и Запада, США, Китая. С конца XX века и вначале XXI века резко возросла роль на Кавказе Турции и Ирана, которые стали активно претендовать на восстановление исторических позиций, национальных интересов региональных игроков.
С Кавказом Иран связывают глубокие корни. Археологические и лингвистические материалы подтверждают, что ираноязычные племена (арии) прошли через Кавказ, двигались в Иран по обе стороны Каспия. Кавказские народы восприняли Авесту - зороастрийскую религию. В состав Мидийского государства (7-6 вв. до н.э.) входила часть земель Кавказа. Еще сильнее зависимость народов Кавказа была при Ахеменидах в конце 6 — начале 5 века. до н.э. Прошли века, сменялись государства в Передней Азии и на Кавказе, но наиболее сильное культурно-цивилизационное воздействие Ирана на окружающий мир было в период «Восточного Ренессанса» (10-12 вв.) Это был период творчества великих восточных мыслителей- Фирдоуси, Бируни, Рудаки, Низами, Хакани. Культура Грузии достигла своего высшего развития («золотой век»), усвоив достижения персидской поззии, научной мысли. Иранский героический эпос «Шах-наме» оказал влияние на Шота Руставели, его бессмертную поэму «Витязь в тигровой шкуре». Сохранились грузинские переводы «Вис и Рамин», Калила и Димна» и многие другие творения персидских мыслителей.
Сефевидский Иран в средние века вел упорную борьбу с Османской Турцией за Кавказ. В 1555 году между ними был подписан Амасийский мир о разделе Кавказа. В этот период и устанавливаются торговые и политические отношения Персии с Россией, которая после завоевания
Казанского (1552) и Астраханского ханств (1556) вышла к отрогам Кавказа.2
Россия стремилась овладеть волжско-каспийской торговой артерией. В XVI в. к торговому пути через Россию к персидскому шелку стремился и торговый капитал европейских стран. Английские купцы основали для этого «Московскую торговую компанию». Ее представитель А. Дженкинсон выступил посредником для связи Москвы с шахом Тахмаспом. Он был и посредником в дипломатических отношениях правителей Кабарды и Кахетии с Москвой. В середине XVI века был завязан узел взаимоотношений, определивший основные стратегические линии в регионе Кавказа и Передней Азии.
Восточная часть Кавказа находилась под военно-политическим и культурным влиянием Ирана. В борьбе с Османской империей, Москва предпочитала проводить «дружественную политику» с правителями Ирана в течении всего Х"У1-ХУП веков.
Накопив силы и постепенно утверждаясь на Северном Кавказе, выступая в роли покровителей отдельных правителей Кавказа, Москва перешла к решительному наступлению с начала XVIII века. Первым таким решительным шагом стал «Персидский поход» Петра Великого (1722-1723). В научной историографии до сих пор нет однозначного определения его назначения, целей и замыслов3.
Пользуясь ослаблением Сефевидов внутри страны, набегами афганцев, император России стремился под предлогом защиты русских купцов в Шемахе, пострадавших от грабежей лезгин и кумыков, завоевать самые богатые прикаспийские провинции Ирана - Гилян, Мазандеран. Что касается картлийского царя Вахтанга VI и армянского католикоса, то они мечтали о создании единого грузино-армянского государства под протекторатом России. Царь Грузии занимал высокий пост при шахском дворе, руководил гвардией-«кули», и как вассал шаха, был обязан ему помочь, но этого не сделал. Следует отметить, что грузинская знать
2 История Ирана / Ответ. ред. М.С. Иванов. М.: Изд-во МГУ, 1977. С. 176.
3Лысцов В.П. Персидский поход Петра I. 1722-1723. М.: МГУ, 1951; Дегоев В.В. Персидский поход Петра I: к вопросу о замыслах и результатах // Кавказский сборник. 2010. Т. 6(38). С. 47-62.
занимала высокое положение среди иранской элиты. Так, первым куллар-агаси (министром) самого сильного шаха Ирана Аббас I был Аллаверды-хан Ундиладзе. Он был организатором военной реформы. Сефи I был обязан грузинскому царевичу Хосро-мирзе (в последующем царь Картли Ростом), своим восшествием на шахский трон. Он и стал вали Картли с 1633 года. С этого времени в течении 100 лет Картли управляли грузинские цари-мусульмане. Политическое и культурное влияние Персии на Грузию было велико4.
Что касается Армении, то государственность там исчезла с XIII века, и значительная часть армянских земель находилась в составе Персидской империи. В начале XVII века шах Аббас I насильственно переселил 300 тыс. армян в Персию, они создали близ Исфагана Новую Джугу, ставшую крупным торговым городом.
Армянские купцы занимали доминирующие позиции в торговле шелком в Иране. С ними активно сотрудничали русские купцы.
В начале XIX века произошли важнейшие события в истории Кавказа. После подписания Георгиевского трактата (24 июля 1783 г.) росла напряженность между Россией и Ираном, так как в Тегеране в этом акте увидели вмешательство России во внутренние дела Ирана. А затем 12 сентября 1801 года Россия присоединила Картлийско-Кахетинское царство. В мае 1804 года иранский шах потребовал вывода русских войск с территории Грузии, из азербайджанских ханств. Этой ситуацией решили воспользоваться Лондон и Париж, которые враждуя между собой за сферы влияния в Персии, подстрекали шаха к войне с Россией. Они обещали ему помощь в борьбе за возвращение вассальных территорий. Две русско-иранские войны (1804-1813, 1826-1828 гг.) привели к тому, что Россия присоединила к себе Грузию, Восточную Армению, часть Дагестана и Северный Азербайджан. Как известно, большую роль в подписании Туркманчайского мира 1828 года сыграл выдающийся русский дипломат А.С. Грибоедов, трагически погибший от фанатиков 30
4 Гвахария А.А., Кацитадзе Д.В. Грузино-иранские культурно-исторические связи. (Краткий очерк). Тбилиси: ТГУ, 1978. С. 8-13.
января 1829 года. Этот мир положил конец русско-иранским войнам и закрепил присоединение Закавказья к Российской империи.
Кавказская политика Ирана во второй половине XIX-XX веках при династиях Каджаров и Пехлеви не могла быть активной, так как Иран переживал период модернизации, решения многочисленных внутренних проблем, существовала опасность потери внутренних территорий в ходе революций (1905-1911, 1917-1921 гг.) и иностранного вмешательства.
Иран избежал создания второго фронта, который стремилась создать фашистская Германия, и прогермански настроенная агентура среди правящей иранской элиты во время второй мировой войны, хотя его территория была оккупирована советскими и английскими войсками вплоть до 1946 года. Возникло сепаратистское движение за отделение отдельных провинций Ирана. Параллельно с этим росло влияние США на правительство Ирана и подъем национально-освободительного движения против английского капитала...
Исключительное значение в новейшей истории Ирана имела Исламская революция 1979 года, которая кардинально изменила политическую карту Ирана. С этих пор Иран прошел долгий путь модернизации под эгидой шиитского ислама. В начале XXI века Иран представляет собой регионального лидера в регионе Большого Ближнего Востока, с голосом которого считаются не только ближайшие соседи, но и ведущие мировые страны.
Кавказская политика Ирана приобрела «второе дыхание». Тегеран прямо заявил о своих стратегических интересах в регионе Кавказа. Рассмотрим некоторые причины активизации Ирана в кавказском направлении, основные особенности его политики.
Как отмечают аналитики, эксперты российско-иранских отношений (Е.М. Дунаева, М. Халифа-Заде, Э. Багиров, В.М Сажин и др.) активность внешнеполитических ведомств Ирана и России в значительной степени обусловлена потерей США, Западом доминирования в регионе Большого Ближнего Востока (ББВ) стремлением вернуть утраченные позиции на
Кавказе, закрепиться в Каспийском регионе, усилением позиций Китая в этом регионе5.
Иран смог удачно выйти из режима санкций, и стабильно развиваться. Иран сыграл ведущую роль в спасении режима Асада в Сирии, превратился в ведущего геополитического игрока в ББВ, что явно не входит в интересы США, Израиля, Саудовской Аравии. Иран, долгое время находившийся в режиме санкций Запада, предлагает России, которая переживает новую волну санкций Запада, необходимость взаимно «создавать подходы, лежащими за пределами западной системы». Это откровенный призыв к созданию новых системы ценностей, нового миропорядка в международных отношениях. Геополитические изменения на ББВ предрекают усиление координаций России и Ирана не только в этом регионе, стратегическое партнерство имеет динамику не только на углубление сотрудничества, но и на возможное союзничество в ближайшей перспективе по линии экономического, но военно-политического сотрудничества.
Некоторые современные российские историки, придерживающие евразийской концепции, заявляют, что Иран должен стать военным союзником России, так как Россию и Иран сближают глубокие исторические связи, географическая близость, духовная природа, связь двух цивилизационных систем христианства и мусульманства, границами которых являются Россия и Иран. Они противопоставлены Западу, поэтому им предстоит создание многоуровневой системы безопасности, стремление недопущения в регион Кавказа, Каспия третьих сил, внерегиональных игроков.
Указывая на существующую проблему- разногласия в вопросе правового определения линии разграничения Каспия, аналитики отмечают единство позиций России и Ирана к проблеме милитаризации Каспийского моря, недопущения создания там военных баз НАТО. Это
5 Багиров Э.МПриоритеты внешней политики Ирана и проблемы региональной безопасности на Южном Кавказе на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: дис... канд. ист. наук. М., 2006. 301 с.; Халифа-Заде Махир. Иран и борьба за влияние на Южном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2011. Т. 14. Вып. 1. С. 59-71; Российско-иранские отношения: проблемы и перспективы / Под ред. Е.В. Дунаевой Е., В.М. Сажина. М.: Институт востоковедения РАН, 2015. 260 с.
было отмечено в «Конвенции о правовом статусе Каспия» (август 2018 г.) («Конституция Каспия»). Эксперты отмечают, что подписание Конвенции президентами пяти прикаспийских государств открывает новые возможности экономического и гуманитарного сотрудничества, которые еще недостаточно используются, в то время, как в регионе живут народы с богатыми традиционными культурами.
Иран представляет самый короткий и самый логичный маршрут региона к свободным морям. Если Россия лишится защиты вдоль своих южных границ, то есть на протяжении линии северных границ кавказских республик, Каспийского моря и севера Казахстана, то безопасность ее не будет обеспечена. Эту линию можно представить, как «северный щит XXI века».
Иран является ценным геополитическим партнером не только на Кавказе, но также в Центральной Азии в деле сдерживания и подавления ваххабитов и ваххабитского исламизма. Иран является ключевым «осевым государством региона «Евразийских Балкан», выполняющего функции самобытного универсального соединения Ближнего Востока. Это выражается не только в возможности контролировать Персидский Залив и непосредственно связывать Ближний Восток с Центральной Азией, но и распространять влияние среди мусульманского населения сопредельных регионов.
Современная внешняя политика Ирана предопределена геополитикой, историческими традициями, ролью Ирана как центра шиитов в мире.6 Четко обозначились политические интересы Ирана, повысилась роль и значение Тегерана при определении и разрешении конфликтов как на Ближнем Востоке, так и на Кавказе. Это тема в последнее время стала более активно обсуждаться в научной литературе7.
Давая характеристику геополитической концепции внешней политики Ирана, следует выделить две основные геополитические оси иранской внешней политики: во-первых, это вектор, соединяющий
6 Иран: Ислам и власть / Ответ. ред. Н.М. Мамедова и Санаи Мехди. М.: ИВ РАН; Крафт+, 2002. С. 80.
1 Дунаева Е. Иран и Россия в современной геополитике // Восток (Ойеш). 2012. № 4. С. 71-81.
шиитское движение Ирана, Ирака, Сирии и Ливана, противопоставляемый суннитскому миру Турции, ваххабизму Саудовской Аравии, Катара и ОАЭ. Тем самым Иран претендует на роль центра
и
шиитского движения (в том числе и общин в Бахрейне и Йемене). Вторая ось- геополитически -стратегическая, соединяющая страны Черного моря и Персидского залива через Каспийское море или Армению. По сути дела, она включает собой и Россию, которая вместе с христианской Арменией сохраняют значение традиционных союзников шиитского Ирана8.
Геополитические оси Ирана подчеркивают значение этой страны, как важного регионального центра, соединяющего иранский мир с евразийским, кавказским и арабским миром. В этом смысле, согласно концепции «Диалога цивилизаций» идеологи современного Ирана выражают стремление возродить цивилизационно-культурную взаимозависимость Востока и Запада, содействовать Ренессансу XXI века.
Исследователи считают, что геополитические интересы Ирана на Большом Ближнем Востоке, и, в частности, на Кавказе, детерминируются четырьмя основными факторами: геостратегическим региональным положением, энергетическими ресурсами, конфессиональным фактором как центра шиизма в мусульманском мире, а также богатым культурно-историческим наследием, имеющим мировое значение.
Власти Ирана осуществляют проект «Великая Персия», являющимся концентрированным выражением геополитических интересов Ирана на Кавказе. Он реализуется посредством геоэкономической и геокультурной экспансии Ирана в страны Большого Кавказа в русле доктрины «Велаят-э-факих», регионального присутствия в ряде государств Южного Кавказа и ряде субъектов РФ на Северном Кавказе.9
Этнополитически Иран тесно связан с населением Кавказа, занимая выгодное стратегическое положение: с севера омывается Каспийским морем, а с юга выходит к Персидскому и Оманскому заливам,
8Шевелев В. Внешняя политика Ирана: геополитические интересы на Кавказе и Юге России // URL: https:// www.evrazia.org/article/2046 (дата обращения 9.01.2020)
9Драганов А. Геополитические интересы современного Ирана в кавказском регионе: дис... канд. ист. наук. Пятигорск, 2011. С. 54.
имея выходы к важнейшим мировым транспортным узлам. Повышение в мировой политики роли Кавказа тесно затрагивает и Иран, подымающуюся региональную державу. В этом контексте кавказский мир- Россия и страны Южного Кавказа занимают особое место в геополитической стратегии Ирана в его противодействии, прежде всего западному миру, а также Израилю.
Следует отметить повышение активности иранской дипломатии в отношении Кавказа. Можно упомянуть участившиеся в последнее время визиты президента Ирана в Россию, в Азербайджан, Армению, главу МИД Ирана в Грузию, а также ответные визиты глав правительств стран Кавказа в Тегеран. Обсуждаются не только торгово-экономические вопросы, но и политические, хотя Иран традиционно проводит политику «равноудаленности» от вмешательства во внутренние дела, конфликтов на Кавказе, поддерживая принципы суверенности государств и неизменности территориальных границ. Это особенно важно для стран Южного Кавказа, так как в постсоветском пространстве присутствует такое понятие как рыхлость «геополитических границ», возникновение «непризнанных государств», что создает атмосферу «устойчивого хаоса» и опасность «цветных революций», в чем правящие круги Ирана явно не заинтересованы. Им необходимо не только стабильная устойчивость у соседей, но и динамика развития. Как отмечает директор Института изучения Кавказа при Тегеранском университете Мехди Хоссейни, главным подходом Ирана является уважение суверенности кавказских республик, налаживание с ними добрососедских отношений. Целью внешней политики на Южном Кавказе является достижение Ираном регионального статуса, выдавливание из региона нерегиональных игроков путем многоканальной тактики, гибкой политики разноуровневого сотрудничества с Россией и странами Южного Кавказа10.
Геополитическое пространство на Кавказе является полем дипломатической и разведывательной борьбы как прежних игроков-
10Мехди Хоссейни. Региональные проблемы должны решаться региональными странами // URL: https:// www.notum.info/news/ politica/mexdi-xossejni-regioalnyie-problemi-dolshnyi-reshatsya-regionalnyimi-stranami (дата обращения 10.01.2020)
региональных держав- Турции, Ирана и России, так и новых игроков-США, ЕС, Китая, Израиля и Японии.
В отсутствии института региональной безопасности на Кавказе, множества болевых точек, неразрешенных проблем — этнических конфликтов, разграничения сфер влияния на Каспии, транзита энергоресурсов, борьбы с наркотрафиком, терроризмом, близости пылающих конфликтов в Афганистане, Ираке и Сирии, Иран оказывается в центре напряженности. Он становится объектом давления со стороны ведущих мировых игроков. Иранские политики отмечают, что Запад стремится взять его в полукольцо, превращая в изгоя мировой политики. Поэтому дипломатия Ирана связана с необходимостью прорыва блокады, выхода Ирана к мировым коммуникациям, имеет четко выраженную идеологическую основу.
Кавказ в этом отношении занимает второстепенную роль. С Кавказом связаны два императива стратегии и внешней политики Ирана: создание региональной безопасности от потенциальных угроз извне региона, которые могут представить другие крупные силы (США, Израиль, Саудовская Аравия), и контроль над различными религиозными и этническими элементами. Кавказ является для Ирана жизненно важной зоной стратегических интересов. Так было на протяжении веков, так и остается и в XXI веке.
Краеугольными вехами, определившими геополитическую напряженность на Кавказе, стали два события: «Контракт века» 1994 года и «российско-грузинская война 2008 года».
Иран болезненно воспринял проникновение Запада на Южный Кавказ, включение его в «Программы партнерства ради мира», «Восточного партнерства», «Ассоциации в ЕС».
При сохранении особых отношений с Арменией Тегеран тем не менее не был заинтересован в сближении правящей элиты Еревана с Брюсселем. Поэтому он наращивает сотрудничество в экономической сфере с Арменией: это строительство газопровода, железной дороги, культурно-научные связи. Поощрение связей с Россией в плане ШОС,
Таможенного и Евразийского союза как противовес стремлениям некоторой части армянской элиты к более тесным связям с ЕС.
В отношениях с Азербайджаном осуществляется «двухколесная политика». Тегеран заинтересован в поддержании «независимой, суверенной политики» президента И. Алиева, «равноудаленности» от военно-политических блоков». В то же время обеспокоен возможностью усиления ваххабитов в Азербайджане, и усилением оппозиционных движений, пытающихся вновь актуализировать проблему объединения «северного» и «южного» Азербайджана. В контексте этого нейтрализовать возможность усиления оси «Турция — Азербайджан - Грузия».
Что касается внешней политики по отношению к Грузии, то для Ирана в целом неприемлемо присутствие в «тюркской оси» православной Грузии, которую он рассматривает не только, как конкурента в достижении гегемонии на Кавказе, но и отблеск влияния Запада. Понимая особое геополитическое транзитное положение Грузии в кавказском регионе, Иран по отношению к ней осуществляет гибкую восточную прагматичную политику, лишенных особых сантиментов, хотя грузинская сторона даже во время обострения отношений между Западом и Ираном всегда старалась демонстрировать к нему дружеские отношения. Необходимо отметить, что политика Ирана в отношении конфликтов в Грузии была не столь однозначной. Иран, следуя принципам территориальной целостности Грузии, не признает независимости Абхазии и Южной Осетии, также, как и не признал независимость Нагорного Карабаха в конфликте между Арменией и Азербайджаном. Но при этом МИД Ирана сохранил молчание при российско-грузинском конфликте 2008 года, не стал на стороне Грузии. Тегеран также никак не прокомментировал продление существования российской военной базы на территории Армении до 2044 года. В этом, вероятно, сказалась «солидарность» со стратегическим партнером Ирана Россией, продолжающей сейчас укреплять свои позиции на Кавказе. Грузия присоединилась к санкциям, наложенным на Иран в связи с ядерной программой Ирана, что вызвало охлаждение отношений с 2013 года, и только после снятия санкций с 15 февраля 2016 года наметилось
- 153 -
восстановление экономических, транспортно-логистических проектов. Предложения министра иностранных дел Ирана об осуществлении экономических проектов «Черное море - Персидский залив», сделанные в апреле 2017 года, служат цели вовлечь Грузию в проиранские проекты, обеспечивающие выход Ирана в Черное море, преодоление той полублокады, в которой продолжает он оставаться после снятия с него санкции. Так как нынешняя администрация США занимает по отношению к Ирану более жесткую позицию, то дипломатические усилия Тегерана для углубления экономических и культурных связей с Грузией будут возрастать. Трудно сказать: затронут ли они другие сферы, кроме энергетических и транспортных проектов. Но понятно то, что сложная ситуация на Ближнем и Среднем Востоке, и усиление роли Ирана в разрешении там кризисов, что нашло отражение и в процессе участие в формате Астаны, априори доказывает заинтересованность Тегерана в стабилизации на Кавказе, недопущении новых конфликтов и новых посредников.
Грузинские аналитики строят различные схемы, которые, по их мнению, должны учитывать динамику изменений на геополитическом поле Кавказа, используя фактор Ирана.
Ираклий Мчедлишвили утверждает, что особая роль Грузии, как транзитной страны на Кавказе, должна быть использована для создания регионального объединения стран Южного Кавказа. В силу наличия стратегических интересов Турции, Ирана и России на Кавказе необходимо удовлетворение их интересов для создания системы балансов. Но при этом необходимо привлечение и нерегиональных игроков к большой кавказской игре, чтобы стимулировать сохранение баланса интересов. Но понятно, что такая многоходовая игра требует особой осторожности, гибкости, но при наличии стольких глубоких противоречий на Кавказе, вряд ли может быть сыграна11.
Такие мысли приходят и при анализе другого прожекта- т.н. «маленькой шахматной доски». Ее автор предлагает Иран сделать
11 Мчедлишвили И. О распределении геополитических сил на Кавказе // URL: htpp://badri.286 wordpress.com/2014/01/08 (на груз. яз.) (дата обращения 11.01.2020)
- 154 -
«хорошим мостом» для улучшения взаимоотношений Грузии с Россией. Полагая, что Иран занят давлением на Азербайджан, автор «геополитического прожекта» считает, что это может привести к ослаблению давления России на Грузию. Тем более, можно ожидать «улучшения отношений Ирана с США», являющимся союзником Грузии. Такие «мечтания» возникли в 2008 году.
Полагаем, что в своем анализе геополитической ситуации на Кавказе необходимо исходить из реальных противоречий не только в регионе, но и вокруг него.
Некоторые эксперты предлагают создать в Грузии военную базу США, которая должна обеспечить безопасность Южного Кавказа, но не нужно забывать, что она может быть использована НАТО для нанесения ударов по Ирану. Такая позиция превратит Южный Кавказ, весь регион Большого Кавказа в поле военного противостояния12.
Стремление ИРИ играть главную роль в политических процессах на Южном Кавказе не удается в результате политики «изоляции Ирана», проводимой США, Западом по сдерживанию Ирана на Кавказе. Причины следует также искать в противоречиях внутреннего развития Ирана, проблемах, связанных со стремлением отдельных этнических групп (азербайджанцев, курдов) сохранить свою идентификацию. И желанием Запада и Израиля играть на этих противоречиях, чтобы ослабить правящий режим в Иране.
Иран бурно развивается, переживает активную стадию модернизации экономики, науки. В рамках Кавказского региона позиционирует себя в качестве регионального центра силы на среднесрочную перспективу. В этой перспективе не исключено, что Иран станет региональной державой, способной решать проблемы безопасности.
Подчеркиваем, что в сфере геополитических интересов Ирана Кавказ имеет второстепенное значение, выполняя роль буфера, но и с
12Батиашвили Э. Цель этого спектакля проста - оставить Грузию один на один с Россией, чтобы проглотить ее // URL: https:// www.interpress.new.ge/article/546530/15.05.2019. (на груз. яз.) (дата обращения 12.01.2020)
другой стороны, обладает в этом регионе жизненно важными стратегическими интересами- экономическими, военно-политическими, духовно-цивилизационными. Он кровно связан с Кавказом, через который способен осуществлять связь с Большой Евразией, Западом для реализации своих энергетических проектов. Создание предполагаемой энергосистемы «Север-Юг», объединяющей Россию-Азербайджан-Иран, с перспективой подключения и других стран можно рассматривать в этом контексте. Иран крайне не заинтересован в вовлечении для решения проблем Большого Кавказа нерегиональных игроков, которые, по его мнению, действуют в регионе эгоистично, развязывают конфликты. Тегеран считает, что, не понимая духовно-цивилизационной природы Большого Кавказа, они навязывают странам Южного Кавказа «духовные проекты глобализации», подрывающих субстанциональные основы «восточной ментальности».
Иран стремится проводить на Кавказе сбалансированную независимую внешнюю политику, не вмешиваясь в внутренние дела стран Южного Кавказа Это может быть и «политика равноудаленности», арбитра при решении конфликтных проблем. Иран полагает, что историко-культурный опыт сожительства с народами Кавказа, накопленный иранским народом, дает ему основание быть ответственным за судьбу его народов.
Ситуация на Кавказе и вокруг него быстро меняется. Динамика геополитических изменений на Ближнем Востоке поставит на повестку дня и перераспределение сфер влияния. Исходя из ресурсов Ирана, как подымающейся нации, можно полагать, что влияние Ирана на Кавказе будет возрастать. Этого следует ожидать и исходя из планов президента Турции Эрдогана усилить «тюркскую ось» на основе пантюркизма на Кавказе и Центральной Азии, что явно не входит в планы Тегерана. На Кавказе будет усиливаться и влияние России, закрепляющейся на Ближнем и Среднем Востоке. Многое будет зависеть и от внутренней политической борьбы в Иране. Хотя устойчивость «религиозной основы» геополитики Ирана отвергает возможность резких поворотов во внешней политике. Тенденции таковы, что внешнеполитический курс Ирана
- 156 -
станет более решительным в отношении Кавказа в создании оси «Черное море - Персидский залив», и Кавказ может приобрести новое политическое качество в международной игре.
Иран выстраивает прагматические отношения с Россией, называть их союзническими сложно. Скорее всего, их можно именовать, как партнерские. Л. Савин высказывает предположение, что Тегеран по возможности, пытается снизить роль России в регионе, хотя активно сотрудничает с Россией в различных областях- экономической, военно-технической, политической. Тем не менее, существует геополитическая ось «Россия - Армения - Иран».13
Иран стремится играть активную роль в недопущении в регион нерегиональных игроков, прежде всего, США, Израиля и Саудовской Аравии. В Тегеране считают, что в планах Саудовской Аравии и Запада ставятся задачи «ливанизации» Азербайджана, с привлечением в периферийную зону значительного числа внешних сил, нацеленных на противостояние с Ираном. Это может превратить Кавказ в новое поле противостояния.
Все это служит цели ослабления влияния Ирана в регионе Ближнего Большого Востока, ревизии успехов России, Ирана и Турции в ходе разгрома ИГИЛ. Наметилось усиление давления на Кавказ. В этом контексте вынашиваются планы придания «религиозной войны» этническому конфликту в Нагорном Карабахе, обострение которого может взорвать многоэтничное и конфессиональное пространство всего Кавказа. Кавказ является самой слабой точкой Ирана. Иран как региональная держава не заинтересована в усилении напряженности на Кавказе, тем более война в Сирии далека от завершения, а конфликтогенность ББВ весьма высока. Диапазон противостояния может расшириться.
И Кавказ в этом отношении в силу сохраняющихся этнополитических конфликтов и слабости политических режимов представляет зону нестабильности. Политические события в Армении в
1ЪСавин Л. Роль и интересы Ирана на Кавказе. URL: https://communitarian.ru/publikacii/kavkaz/rol_i_interesy_irana_na_kavkaze_23072013/ (дата
обращения 15.01.2020)
2018 году, когда уличные выступления оппозиции привели к падению режима Саргсяна, вызвали обеспокоенность Тегерана. В этом они увидели отблеск «цветных революций», прокатившихся на Кавказе и Центральной Азии в начале XXI века. Они совпали и с выступлениями оппозиции в самом Иране. «Цветная революция» в этой бедной республике, по мнению некоторых экспертов, может привести к выводу российской военной базы, то в этом случае будут созданы условия для войны США, Израиля и Саудовской Аравии против Ирана14.
Новая конфигурация политических игроков может появиться в регионе Кавказа в связи с осуществлением глобальных транснациональных проектов, в частности, в рамках проекта «Север-Юг», строительства железнодорожной линии, соединяющей Россию, Азербайджан, Иран. Комментируя встречу в Баку лидеров Ирана, России и Азербайджана в 2016 году, иранский политолог Хади Дехкан Базарафшан утверждает, что «сотрудничество Ирана и России имеет огромное значение для противостояния западным санкциям, а также для изменения международной политической системы в регионе»15.
Российский аналитик А. Арешев утверждает, что осуществлению экономических проектов Ирана на Южном Кавказе всячески мешают США. В частности, это касается Грузии. В этой связи он приводит мнение американского политолога Джеффри Манкоффа: «В зависимости от того, как будут развиваться американо-иранские отношения, Южный Кавказ также может оказаться более важным для Вашингтона в контексте попыток сдерживания Ирана в регионе»16.
В контексте «Каспийской конституции» намечаются тенденции, которые могут изменить политический расклад в регионе Большого Кавказа.
14Нефедов Д. Саудовская Аравия прицеливается на Иран через Азербайджан. URL: https://www.iran.ru/news/analytics/108994/Saudovskaya_Araviya_pricelivaetsya_na_Iran_cherez_Azerb aydzhan
(дата обращения 19.01.2020)
15 Талыблы Максуд. Россия, Азербайджан и Иран конструируют новую геополитическую реальность. URL: https://eadaily. com/ru/news/2016/08/10/rossiya-azerbaydzhan-i-iran-konstruiruyut-novuyu-geopolitiku-regiona (дата обращения 20.01.2020)
16Арешев А. Экономические отношения Ирана с государствами Южного Кавказа в условиях частичного ослабления санкций // Российско-иранские отношения: проблемы и перспективы. М., 2015. С. 107.
У правящих кругов Ирана и Азербайджана появилось стремление получения статуса наблюдателя в Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). Еще в мае 2018 года между ИРИ и ЕАЭС было заключено соглашение о зоне свободной торговли.
Но Тегерану недостает внешних гарантий безопасности, двухсторонних и многонациональных соглашений об обеспечении коллективной безопасности в случае агрессии против Ирана. Россия же предлагает промежуточный статус наблюдателя в ОДКБ. В ИРИ достаточно противников такого соглашения, так как неизменно отмечают самодостаточность государства. Но в Кремле подчеркивают, что и такая «мягкая форма статуса» может обеспечить безопасность в регионе Большого Кавказа.
Подводя итоги рассмотрению кавказской политики Ирана, можно утверждать, что стратегические интересы Ирана на Кавказе заключаются в обеспечении безопасности на Кавказе, утверждении статуса региональной державы. В Иране есть понимание того, что этнические конфликты на Кавказе губительны, прежде всего, для его народов, поэтому он выступает за мирное их разрешение. Примером этого является толерантное отношение в Иране к представителям различных конфессий. Иран не вмешивается в дела России на Кавказе, выступая за поиск консенсуса, а не конфронтацию, проводит прагматичную политику в отношении государств Южного Кавказа, предлагая ряд проектов сотрудничества.
В Иране хорошо знают Кавказ, менталитет и культуру народов, не навязывают своих идей, и заинтересованы в стабильности и развитии Кавказа17.
Все это создает предпосылки для активизации взаимовыгодного сотрудничества Ирана со странами Южного Кавказа и субъектами Российской Федерации Северного Кавказа, что позволит создать систему безопасности на Кавказе и повысить стабильность на всем кавказском перешейке.
11 Кеворкова Н. Какой Кавказ нужен Ирану. URL: https://armenia-am.livejournal.com/167257.html (дата обращения 13.01.2020)
- 159 -
ЛИТЕРАТУРА:
Арешев А. Экономические отношения Ирана с государствами Южного Кавказа в условиях частичного ослабления санкций // Российско-иранские отношения: проблемы и перспективы / Под ред. Е.В. Дунаевой, В.И. Сажина. М.: ИВ РАН, 2015. С. 104-109.
Багиров Э.М. Приоритеты внешней политики Ирана и проблемы региональной безопасности на Южном Кавказе на рубеже XX-XXI вв.: дис... канд. ист. наук. М., 2006. 301 с.
Батиашвили Э. Цель этого спектакля проста - оставить Грузию один на один с Россией, чтобы проглотить ее // URL: https:// www.interpress.new.ge/article/546530/15.05.2019. (на груз. яз.) (дата обращения 12.01.2020).
Гвахария А.А., Кацитадзе Д.В. Грузино-иранские культурно-исторические связи. (Краткий очерк). Тбилиси: ТГУ, 1978. 22 с.
Дегоев В.В. Персидский поход Петра I: к вопросу о замыслах и результатах // Кавказский сборник. 2010. Т. 6(38). С. 47-62.
Драганов А. Геополитические интересы современного Ирана в кавказском регионе: дис. канд. ист. наук. Пятигорск, 2011. 206 с.
Дунаева Е. Иран и Россия в современной геополитике // Восток (Oriens). 2012. № 4. С. 71-81.
История Ирана / Ответ. ред. М.С. Иванов. М.: Изд-во МГУ, 1977. 488
с.
Кеворкова Н. Какой Кавказ нужен Ирану // URL: https://armenia-am.Hvejournal.com/167257.html (дата обращения 13.01.2020)
Лысцов В.П. Персидский поход Петра I. 1722-1723. М.: Изд-во МГУ, 1951. 247 с.
Иран: Ислам и власть / Ответ. ред. Н.М. Мамедова и Санаи Мехди. М.: ИВ РАН; Крафт+, 2002. 277 с.
Мехди Хоссейни. Региональные проблемы должны решаться региональными странами // URL: https:// www.notum.info/news/ poHtica/mexdi-xossejni-regioalnyie-problemi-dolshnyi-reshatsya-regionalnyimi-stranami (дата обращения 10.01.2020).
Мчедлишвили И. О распределении геополитических сил на Кавказе // URL: htpp://badri.286 wordpress.com/2014/01/08 (на груз. яз.) (дата обращения 11.01.2020)
Нефедов Д. Саудовская Аравия прицеливается на Иран через Азербайджан //
URL:https://www.iran.ru/news/analytics/108994/Saudovskaya_Araviya_pric elivaetsya_na_Iran_cherez_Azerbaydzhan (дата обращения 19.01.2020).
Российско-иранские отношения: проблемы и перспективы / Под ред. Е.В. Дунаевой Е., В.М. Сажина. М.: Институт востоковедения РАН, 2015. 260 с.
Савин Л. Роль и интересы Ирана на Кавказе // URL: https://communitarian.ru/publikacii/kavkaz/rol_i_interesy_irana_na_kavkaz e_23072013/ (дата обращения 15.01.2020).
Талыблы Максуд. Россия, Азербайджан и Иран конструируют новую геополитическую реальность // URL:
https://eadaily.com/ru/news/2016/08/10/rossiya-azerbaydzhan-i-iran-konstruiruyut-novuyu-geopolitiku-regiona (дата обращения 20.01.2020).
Халифа-Заде Махир. Иран и борьба за влияние на Южном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2011. Т. 14. Вып. 1. С. 59-71.
Шевелев В. Внешняя политика Ирана: геополитические интересы на Кавказе и Юге России // URL: https:// www.evrazia.org/article/2046 (дата обращения 9.01.2020).
REFERENCES:
Areshev A. Ekonomicheskie otnosheniya Irana s gosudarstvami Yuzhnogo Kavkaza v usloviyah chastichnogo oslableniya sankcij. Rossijsko-iranskie otnosheniya: problemy i perspektivy / Pod red. E.V. Dunaevoj, V.I. Sazhina. Moscow, IV RAN, 2015, pp. 104-109. (In Russian)
Bagirov E.M. Prioritety vneshnej politiki Irana i problemy regional'noj bezopasnosti na Yuzhnom Kavkaze na rubezhe XX-XXI vv.: dis... kand. ist. nauk. M., 2006, 301 p. (In Russian)
Batiashvili E. Cel' etogo spektaklya prosta - ostavit' Gruziyu odin na odin s Rossiej, chtoby proglotit' ee. URL: https:// www.interpress.new.ge/article/546530/15.05.2019 (In Georgian) (accessed 12.01.2020). (In Russian)
Gvahariya A.A., Kacitadze D.V. Gruzino-iranskie kul'turno-istoricheskie svyazi. (Kratkij ocherk). Tbilisi: TGU, 1978, 22 p. (In Russian)
Degoev V.V. Persidskij pohod Petra I: k voprosu o zamyslah i rezul'tatah. Kavkazskij sbornik. 2010, vol. 6(38), pp. 47-62. (In Russian)
Draganov A. Geopoliticheskie interesy sovremennogo Irana v kavkazskom regione: dis. kand. ist. nauk. Pyatigorsk, 2011, 206 p. (In Russian)
Dunaeva E. Iran i Rossiya v sovremennoj geopolitike. Vostok (Oriens). 2012, no 4, pp. 71-81. (In Russian)
Istoriya Irana / Otvet. red. M.S. Ivanov. Moscow, Izd-vo MGU, 1977, 488 p. (In Russian)
Kevorkova N. Kakoj Kavkaz nuzhen Iranu. URL: https://armenia-am.livejournal.com/167257.html (accessed 13.01.2020). (In Russian)
Lyscov V.P. Persidskij pohod Petra I. 1722-1723. Moscow, Izd-vo MGU, 1951, 247 p. (In Russian)
Iran: Islam i vlast' / Otvet. red. N.M. Mamedova i Sanai Mekhdi. Moscow, IV RAN; Kraft+, 2002, 277 p. (In Russian)
Mekhdi Hossejni. Regional'nye problemy dolzhny reshat'sya regional'nymi stranami. URL: https:// www.notum.info/news/ politica/mexdi-xossejni-regioalnyie-problemi-dolshnyi-reshatsya-regionalnyimi-stranami (accessed 10.01.2020). (In Russian)
Mchedlishvili I. O raspredelenii geopoliticheskih sil na Kavkaze. URL: htpp://badri.286 wordpress.com/2014/01/08 (accessed 11.01.2020). (In Georgian)
Nefedov D. Saudovskaya Araviya pricelivaetsya na Iran cherez Azerbajdzhan.
URL:https://www.iran.ru/news/analytics/108994/Saudovskaya_Araviya_pric
elivaetsya_na_Iran_cherez_Azerbaydzhan (accessed 19.01.2020). (In Russian)
Rossijsko-iranskie otnosheniya: problemy i perspektivy / Pod red. E.V. Dunaevoj E., V.M. Sazhina. Moscow, Institut vostokovedeniya RAN, 2015, 260 p. (In Russian)
Savin L. Rol' i interesy Irana na Kavkaze. URL: https://communitarian.ru/publikacii/kavkaz/rol_i_interesy_irana_na_kavkaz e_23072013/ (accessed 15.01.2020) (In Russian)
Talybly Maksud. Rossiya, Azerbajdzhan i Iran konstruiruyut novuyu geopoliticheskuyu real'nost'.
URL:https://eadaily.com/ru/news/2016/08/10/rossiya-azerbaydzhan-i-iran-konstruiruyut-novuyu-geopolitiku-regiona (accessed 20.01.2020). (In Russian)
Halifa-Zade Mahir. Iran i bor'ba za vliyanie na Yuzhnom Kavkaze. Central'naya Aziya i Kavkaz. 2011, vol. 14, issue. 1, pp. 59-71. (In Russian)
Shevelev V. Vneshnyaya politika Irana: geopoliticheskie interesy na Kavkaze i Yuge Rossii. URL: https:// www.evrazia.org/article/2046 (accessed 9.01.2020). (In Russian)
Caucasian political vector of Iran: past, present,
future
Y.S. Sulaberidze
The article reveals the content of the geopolitical course of Iran in historical retrospective in relation to the Caucasus. Iran's foreign policy is determined by its geopolitical position in the Greater Middle East region, its energy and economic resources, and its spiritual and civilizational heritage. There are two main foreign policy vectors of Iran's foreign policy-the Shiite axis, which connects the Shiite States and peoples-Iran with Iraq, Syria, and Lebanon. The second axis connects Iran with the population of the South Caucasus and some subjects of the Russian Federation of the North Caucasus. The Caucasus is a secondary region for Iran's geopolitical strategy, but it is extremely important from the point of view of military security, economic cooperation and spiritual and civilizational relationship of the ancient Persian culture with the Caucasian culture. The Caucasus is a kind of protective belt of Iran in connection with Russia, the West, a window to Europe. In Iran's foreign policy strategy, an essential element is the prevention of non-regional players in the political game in the Greater Caucasus, its main opponents-the United States, Israel and Saudi Arabia. Russia is a strategic partner for Iran. In relation to the South Caucasus republics of Armenia, Azerbaijan and Georgia, the Islamic Republic of Iran pursues a pragmatic and diversified policy, recognizing their sovereignty, territorial integrity, and non - interference in internal Affairs. Iran is trying to regain its role as a regional center in the
Greater Caucasus, having all the necessary political, economic and symbolic resources to pursue an independent, more active policy in all areas, not excluding the solution of conflict problems.
Keywords: Iran, Caucasus, geopolitical strategy, geopolitical axis, zone of strategic interests, non-regional players, pragmatic policy.