Caucasian Science Bridge, 2022, Т. 5, №1 ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПУТЬ В НАУКУ» doi: 10.18522/2658-5820.2022.1.16
Тезисы конференции
Геополитика Российской Федерации в Черноморско-Каспийском регионе в контексте обеспечения собственной национальной безопасности
М.П. Мындру 1
Научный руководитель - д.ф.н., доцент И.П. Добаев 1Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Для цитирования
Мындру М.П. (2022). Геополитика Российской Федерации в Черноморско-Каспийском регионе в контексте обеспечения собственной национальной безопасности. Caucasian Science Bridge, 5 (1), С. 93-97. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.1.16
Амбиции США и коллективного Запада создать основанный на «однополярной глобализации» мир [1], игнорирование и неуважение чужих интересов, разрастание военно-политического блока НАТО вокруг России, - достигли критической отметки в 2022 году. Но Российская Федерация гораздо раньше стала шаг за шагом решать создаваемые Западом проблемы вблизи собственных границ в ключевом - Черноморско-Каспийском регионе, последовательно проводя геополитический курс в данном регионе с целью защиты собственных национальных интересов.
Необходимо отметить, что реализация интересов РФ в ЧКР позволяет: -сохранить независимость и территориальную целостность государства; - защитить миллионы людей, историческую память и собственное цивилизационное пространство; - ликвидировать очаги напряженности вблизи собственных границ; - отстоять свой статус сверхдержавы.
В рамках геополитической деятельности РФ в Черноморско-Каспийском регионе целесообразно рассмотреть следующие направления: - кавказское направление; - каспийское направление; - черноморское направление.
Важной вехой по реализации геополитических интересов РФ на Южном Кавказе стало подписание 15 мая 1992 г. Договора о коллективной безопасности в Ташкенте с последующим созданием Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - региональной международной организации, задачей которой является защита территориально-экономического пространства государств - членов организации совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от действий внешних военно-политических агрессоров. Из государств Закавказья, каждое из которых проводит многовекторную внешнюю политику, лишь Армения сохранила свое членство в ОДКБ, что связано с уверенностью армянской стороны в защите территориальной и государственной целостности со стороны РФ, так как ОДКБ, в отличие даже не от НАТО, а от натовской программы «Партнерство ради мира», нацелено не на защиту интересов сторонних государств, а на обеспечение безопасности непосредственно государств - членов ОДКБ, то есть РФ видится и как надёжный защитник, помимо хорошего экономического партнера.
Другой важный момент связан с Южной Осетией и Абхазией. Вооружённый конфликт в Южной Осетии 2008 г. забрал множество невинных жизней и стал «точкой невозврата» в отношениях между Грузией и Южной Осетией. В это же время произошла эскалация конфликта между Абхазией и Грузией, а также последовал разрыв дипломатических отношений между Россией и Грузией. С учетом особенностей международного права и косовского прецедента последовало признание Россией Южной Осетии и Абхазии как независимых суверенных государств [2]. Осенью 2008 года были
подписаны и ратифицированы договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи РФ с Абхазией и Южной Осетией. 5 марта 2015 года вступил в силу договор между Республикой Абхазия и Российской Федерации о союзничестве и стратегическом партнерстве. А уже 18 марта 2015 года Россией и Южной Осетией был подписан Договор о союзничестве и интеграции. С учётом изначальной при распаде СССР антироссийской риторике со стороны Грузии, воздействия «сил вне региона», России было важно сохранить позиции в Закавказье. Вопреки всему, Грузии немаловажны экономические отношения с Россией, но ещё более важна незыблемая позиция России по отношению к Южной Осетии и Абхазии, а также воссоединение разделенного осетинского народа и укрепление российского культурного (цивилизационного) кода.
В свою очередь, Вторая Карабахская война (27 сентября - 10 ноября 2020 г.), охарактеризовалась, с одной стороны, отрезвлением армянских властей относительно перспектив сотрудничества со своими западными партнерами, осмыслением обратной стороны медали ведения недостоверной информационной деятельности, когда армянские СМИ сообщали о череде побед, итогом которых стало разгромное поражение, а также пониманием того, что Россия выполнит возложенные по ОДКБ обязательства при непосредственной угрозе суверенитету самой Республики Армения. С другой стороны, Азербайджан, окрыленный победами, поддержкой Турции и дискредитацией властей и СМИ Армении, вернул занятые Арменией «для обеспечения безопасности Карабаха» во время войны в 1990-е азербайджанские районы, не принадлежавшие советской Нагорно-Карабахской области, но вместе с тем Азербайджан взвешенно оценил ситуацию и не пошёл на возможную конфронтацию с Россией.
10 ноября было опубликовано совместное заявление Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, Премьер-министра Республики Армения Никола Па-шиняна и Президента Российской Федерации Владимира Путина о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне Нагорно-Карабахского конфликта. 11 января 2021 года в Москве прошли переговоры между лидерами трёх государств, важным результатом которых стала договоренность относительно развития транспортных коммуникаций. Ведь после более чем 30 лет Азербайджан посредством транспортных коммуникаций через территорию Армении сможет иметь сообщение с Нахичеванской автономной республикой, в то время как Армения сможет через территорию Азербайджана иметь железнодорожные выходы на Россию, Иран и Турцию.
Посреднические действия Российской Федерации, когда наше государство выступило медиатором в конфликте между Азербайджаном и Арменией по поводу Нагорного Карабаха, указали на то, что Россия своевременно и соответствующе оценила европейскую политику соседства на Южном Кавказе, политику США и Турции, будет твердо проявлять свою политическую волю относительно национальных интересов и не допустит развития угроз национальной безопасности. Отчётливо это наблюдается и в 2022 году, когда миротворческий контингент РФ не позволяет азербайджанским ВС активно действовать на карабахском направлении, пока Россия проводит специальную военную операцию на Украине.
Рассматривая каспийское направление, важно отметить, что внешняя политика Казахстана, как и Закавказских республик, тоже характеризуется многовекторностью. С одной стороны, президент Токаев 6 марта 2020 утвердил новую Концепцию внешней политики РК на 2020-2030 гг., в которой отношениям с РФ придан особый статус. Впервые в основополагающем внешнеполитическом документе было указано на необходимость «дальнейшего развития союзнических отношений с РФ». Токаев занял принципиальную позицию и по другому важному вопросу - в отношении Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Так, на встрече с президентом Владимиром Путиным в Сочи 3 октября 2019 глава Казахстана заявил, что победа в Ве-
ликой Отечественной войне - общий праздник двух государств. Позиция главы Казахстана пользуется поддержкой большинства населения страны.
С другой стороны, в 2017 году первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев начал процесс перехода с кириллицы на латиницу. А уже в конце марта 2022 года первый заместитель руководителя администрации президента Казахстана Тимур Су-лейменов выступил с заявлением о том, что республика хочет продемонстрировать европейским партнёрам, что не будет инструментом для обхода санкций США и ЕС против России и Беларуси, и будет их соблюдать. Кроме того, Сулейменов отметил, что в Казахстане не согласны с обозначением действий России на Украине как специальной военной операции. По его словам, в Нур-Султане также «не признавали и не признают ни ситуацию с Крымом, ни ситуацию с Донбассом, потому что их не признает ООН» [3].
И здесь важно отметить, что Казахстан является самой стабильной из постсоветских республик Центральной Азии и ЧКР не за счёт своей многовекторности, но благодаря поддержке со стороны России. Попытка проведения Западом цветной революции в Кыргызстане в октябре 2020 года и раскола на «Север-Юг» была успешно предотвращена при содействии РФ, что стабилизировало обстановку непосредственно у границ Казахстана.
2 января 2022 года в Казахстане начались акции протеста на фоне повышения цен на сжиженный нефтяной газ. При активном соучастии «внешних сил» протесты переросли в беспорядки, активизировались мародеры, радикалы и боевики. После обращения властей Казахстана в ОДКБ был впервые применён миротворческий контингент данной организации, цветная революция в Казахстане была предотвращена при решительных мерах России. Таким образом, РФ подтвердила, что ОДКБ - боеспособная и эффективная организация, предотвратив цветную революцию на крупнейшей (после собственной) территории постсоветского государства, а также не в лишний раз продемонстрировав Армении, что готова ей помочь в случае посягательства других государств на её суверенитет и территориальную целостность. А действующей власти Казахстана предстоит сделать серьёзный выбор относительно многовекторности после случившегося на собственной территории, а также после успешного завершения Россией специальной операции на территории Украины, в результате которой желаемому США и Западу однополярному миру придёт окончательный конец.
Переходя к черноморскому направлению геополитики РФ, необходимо прежде всего отметить Референдум о статусе Крыма 2014 года, когда жители Автономной Республики Крым и города Севастополь путём общенародного голосования приняли решение войти в состав Российской Федерации. По результатам голосования, 96,77% граждан (1 млн 233 тыс. 2 человека) в Крыму и 95,6% (262 тыс. 41 человек) в Севастополе высказались за воссоединение с Россией. Явка в Крыму составила 83,1%, в Севастополе - 89,5%. В отличие от отчужденного от Сербии Косово, Крым вошёл в состав РФ за счёт особого правового статуса автономии. Вдобавок, отмечая военно-стратегическое значение полуострова, стоит отметить, что Крым глубоко вдается в Азово-Черноморский бассейн с севера, а его юго-западная оконечность находится на оптимальном расстоянии от проливов, связующих Черное море со Средиземным. Ещё одно достоинство полуострова - бухты Крыма, представляющие собой удобные места для базирования кораблей практически всех классов.
Другой результат цветной революции на Украине 2014 - неонацисты, русофобы, олигархи и подобный «сброд», угодный коллективному Западу, значительно укрепили свои позиции, давя на русскоязычное население. В апреле 2014 года начался вооружённый конфликт на востоке Украины - боевые действия на территории Донецкой и Луганской областей, фактическое начало геноцида украинскими властями собственного населения. Были надежды на Минские соглашения 2014 и 2015 гг., которые последовали вслед за попаданием украинской армии в «Иловайский котёл», и на ОБСЕ, но
киевский режим и Запад использовали 8 лет для нового полномасштабного наступления на ДНР-ЛНР и предоставления летальной помощи Украине (в соответствии с рекомендациями близкого к Пентагону и ЦРУ исследовательского центра RAND, опубликованными в докладе «Extending Russia: Competing from Advantageous Ground» («Перенапряжение России: конкуренция с выгодных позиций»).
РФ совершенствовала собственное миграционное законодательство, с целью поддержки населения ДНР-ЛНР были изданы: Указ Президента РФ от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке»; Указ Президента РФ от 27 марта 2020 г. N 214 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 24 апреля 2019 г. N 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке», - вследствие чего можно говорить об эффективной реализации ключевого посыла Концепции 2019-2025 гг. по части цивилизационного пространства.
Россия делала особую ставку на дипломатию, но продолжающееся методичное истребление мирного населения Донбасса, заявление экс-президента Украины Поро-шенко о 1 сентября и детях ДНР-ЛНР в подвалах, разжигание ненависти к русскому языку и населению, факельные шествия бандеровцев, издевательства над ветеранами Великой Отечественной войны, осквернение и уничтожение исторической памяти, нарушение обещания НАТО не расширять свои силы на восток [4], провокации президента Зеленского относительно ядерного оружия, а также оперативные данные отечественных спецслужб, привели к тому, что 24 февраля 2022 года президент России Владимир Путин в ответ на обращение руководителей республик Донбасса принял решение о проведении специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.
Спецоперация вскрыла: - русофобию колоссальных масштабов на Западе, которая тщательно прикрывалась ввиду распада СССР, после чего россиян считали уже побежденными, и предрасположенность «западных господ» была своего рода подаянием;
- перевес США и Запада в информационной войне, когда те, располагая информационным инструментарием и ресурсами, распространяют фейки и призывы к насилию в адрес российских военнослужащих и граждан; - поддержку и финансирование нацизма Западом; - преступность киевского режима, при котором нацисты убивают или используют в качестве «живого щита» мирное население Украины, а также истязают военнопленных под видеозапись; - готовность России в высшей степени достойно отвечать на санкции, делая их крайне болезненными для недружественных стран (перевод оплаты за газ в рубли, солидарность государств-членов ОПЕК); - обширную сеть биолабораторий на Украине (подтвержденную заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд), действующую как минимум десятилетие, существование которой вступает в противоречие с «Конвенцией ООН о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении» от 16 декабря 1971 г. [5]; - грамотное выстраивание отношений Россией с такими крупными акторами ЧКР, как Турция и Иран: Иран с санкционным опытом в десятки лет выразил готовность поддержать Россию, в том числе действуя с РФ заодно и в сирийском конфликте; Турция отказалась присоединиться к антироссийским санкциям и не будет поставлять российские же С-400 на Украину.
И здесь важно подчеркнуть, что специальная военная операция будет иметь следующие последствия: - поддержание и утверждение РФ собственного культурного (цивилизационного) пространства, когда русских, белорусов и украинцев никто не сможет разъединить; - уничтожение нацистов и бегство их в страны Западной Европы;
- обретение Украиной нейтрального статуса и её невступление в военные блоки; -фактический конец однополярного мира, неприемлемость которого отмечал Владимир
Путин во время Мюнхенской речи 2007 года; - утверждение позиций РФ в статусе сверхдержавы.
Таким образом, Россия самым решительным образом проводила и будет проводить свой геополитический курс в ключевом для обеспечения собственной национальной безопасности регионе - Черноморско-Каспийском регионе. Российский народ всегда будет защищен, ведь ему не всё равно на собственную историческую память и самосознание, и ему важна судьба своих соседей.
Литература
1. Черноморско-Каспийский регион в фокусе геополитических интересов мировых держав. Игорь Добаев. Режим доступа: https://www.geopoHtica.ru/artide/chernomorsko-kaspiyskiy-region-v-fokuse-geopoliticheskih-interesov-mirovyh-derzhav.
2. Хасанов А.А. Международно-правовые аспекты признания Южной Осетии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. №1 (68). С. 140-146.
3. «Казахстан будет соблюдать санкции ЕС против России». Режим доступа: https://news.rambler.ru/conflicts/48400862-kazahstan-budet-soblyudat-sanktsii-es-protiv-rossii-ekspert-otsenil-zayavlenie-nur-sultana/.
4. «Это было давно»: США объяснили невыполнение обещания о нерасширении НАТО. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2021/12/07_a_14287213.shtml.
5. Биооружие США: раскрыты данные секретных лабораторий на Украине. Режим доступа: https://tsargrad.tv/investigations/biooruzhie-ssha-raskryty-dannye-sekretnyh-laboratorij-na-ukraine_510135.
Дата получения рукописи: 27.04.2022 Дата окончания рецензирования: 10.05.2022 Дата принятия к публикации: 13.05.2022
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов