Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СПЕЦОПЕРАЦИИ РОССИИ НА УКРАИНЕ НА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА ЮЖНОГО КАВКАЗА'

ВЛИЯНИЕ СПЕЦОПЕРАЦИИ РОССИИ НА УКРАИНЕ НА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА ЮЖНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
592
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
СПЕЦОПЕРАЦИЯ / УКРАИНА / РОССИЯ / ГРУЗИЯ / АРМЕНИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / ГЕОПОЛИТИКИ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Евстратов А.Г.

Специальная военная операция РФ на Украине диктует необходимость зависимым от мировых центров силы республикам Южного Кавказа вырабатывать собственные, зачастую уникальные стратегии поведения в отношении антагонистов разгоревшегося противостояния - России, ЕС и США и Украине. Каждая из стран региона действует в данном вопросе по-своему. Настоящее исследование посвящено рассмотрению политического и экономического маневрирования Армении, Грузии и Азербайджана в сложившихся условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE RUSSIAN SPECIAL OPERATION IN UKRAINE ON THE STATES AND SOCIETY OF THE SOUTH CAUCASUS

The special military operation of the Russian Federation in Ukraine dictates the need for the republics of the South Caucasus, dependent on world centers of power, to develop their own, often unique strategies of behavior in relation to the antagonists of the heated confrontation - Russia, the EU and the USA and Ukraine. Each of the countries of the region acts in this matter in its own way. This study is devoted to the consideration of the political and economic maneuvering of Armenia, Georgia and Azerbaijan in the current conditions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СПЕЦОПЕРАЦИИ РОССИИ НА УКРАИНЕ НА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА ЮЖНОГО КАВКАЗА»

ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Евстратов А.Г.

преподаватель кафедры Всемирной истории и зарубежного регионоведения

Российско-Армянского (Славянского) университета

anton_nastoyashiy@mail. ги

ВЛИЯНИЕ СПЕЦОПЕРАЦИИ РОССИИ НА УКРАИНЕ НА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА ЮЖНОГО КАВКАЗА

Аннотация: Специальная военная операция РФ на Украине диктует необходимость зависимым от мировых центров силы республикам Южного Кавказа вырабатывать собственные, зачастую уникальные стратегии поведения в отношении антагонистов разгоревшегося противостояния - России, ЕС и США и Украине. Каждая из стран региона действует в данном вопросе по-своему. Настоящее исследование посвящено рассмотрению политического и экономического маневрирования Армении, Грузии и Азербайджана в сложившихся условиях.

Ключевые слова: спецоперация, Украина, Россия, Грузия, Армения, Азербайджан, геополитики, экономика

Актуальность исследования очевидна, учитывая ключевое значение региона Южного Кавказа, как для России, имеющей там экономические, политические и военные интересы, так и для стран Запада, получающих газ из Азербайджана, стремящиеся к превращению в антироссийский форпост Грузии и усиленно вытесняющие Россию из Армении. Кроме того, отдельным игроком оперирует на Южном Кавказе Турция, имеющая громадное идеологическое, политическое, военное и экономическое влияние на Азербайджан, а также экономически все успешнее занимая Грузию. Крайне интересен регион, и для Ирана, и, с некоторых пор, для Китая. Украина, в свою очередь, также имеет отношения со всеми тремя его странами. Учитывая локальные конфликты между Грузией и Абхазией и Южной Осетией, Арменией и Азербайджаном, наличие множество нерешенных территориальных, этнических и политических противоречий, ситуация на Южном Кавказе и отношение его государств и обществ к ситуации на Украине крайне важно для каждого из акторов ведущегося противостояния.

Цель: выяснение основных особенностей влияния спецоперации РФ на страны и общества Южного Кавказа, а также анализ следствий этого влияния.

Задачи:

1) Выявление настроений в обществах стран Южного Кавказа в связи со спецоперацией России на Украине;

2) Определение позиций государстве региона по вопросу спецоперации РФ;

3) Анализ общественно-политических процессов, связанных с СВО РФ;

4) Выявление экономических последствий спецоперации РФ для стран Южного Кавказа;

5) Прогнозирование дальнейшего развития событий в регионе в связи с российской спецоперацией на Украине.

Стартовавшая в феврале 2022 г. специальная военная операция РФ на Украине оказалась для государств и обществ Южного Кавказа неожиданностью. Вместе с тем военные действия практически сразу же оказали значительное влияние, и на официально признанные Армению, Азербайджан и Грузию, так и на непризнанные государства региона -Арцах, Южную Осетию и Абхазию. Если первые вынуждены были сделать все для соблюдения баланса между сторонами конфликта - максимально безболезненного для себя, то вторые либо сразу определились со стороной (ЮО, Абхазия, действующие полностью в

соответствии с российской внешнеполитической линией), либо оказались поглощены решением куда более актуальных на данный момент локальных вопросов (Арцах, постоянно подвергающийся давлению ВС Азербайджана). При этом территориальная целостность Украины, как таковая, для государств Южного Кавказа отнюдь не является вопросом первой важности. Она в большей степени интересна им через призму ее восприятия со стороны США и ЕС. Еще более усложняет восприятие ситуации и наличие собственных проблем, связанных с территориальной целостностью и правом наций на самоопределение в Осетии, Абхазии и Арцахе (Нагорный Карабах)1.

Россия, в свою очередь, имеет прямые и крайне действенные рычаги влияния, и на экономику, и на политическую ситуацию, и на безопасность всех стран Южного Кавказа.

Наиболее актуальным все это является в армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе, столкнувшем Армению, Азербайджан и непризнанную армянскую республику Арцах. В данном конфликте РФ - непосредственный модератор выполнения заявления о перемирии, подписанного 10 ноября 2020 г., после окончания Второй Карабахской войны. Лично приняв участие в подготовке и подписании данного документа, имея в самом Карабахе около 2 тысяч миротворцев, именно президент России Владимир Путин имеет возможность влиять, и на Азербайджан, и на Армению. Кроме того, Армения -союзник РФ на протяжении всех последних лет, а Азербайджан стал таковым буквально накануне спецоперации на Украине. Оба государства обязаны оглядываться в своей внешней, а иногда и внутренней, политике на Москву.

По всей видимости, Баку видит собственный вариант урегулирования в Нагорном Карабахе ценой за подписания союзнической декларации с Россией. Вместе с тем азербайджанское общество в целом оказалось возмущено началом российской спецоперации на Украине. Тем не менее, политическое руководство считает, что именно военные действия на Украине развязывают ему руки в Карабахе. В Баку считают Россию слишком занятой украинскими событиями чтобы жестко и однозначно отвечать на демарши азербайджанских войск на линии соприкосновения. Конкретные действия Баку не заставили себя ждать -азербайджанцы отрезали от газоснабжения армянский Арцах на несколько недель. Это удалось сделать путем перекрытия газопровода, проходящего по занимаемому ВС Азербайджана участку территории Арцаха. Чуть позже азербайджанцы развязали открытые военные действия против Армии обороны Арцаха, применив не только стрелковое оружие, но и беспилотник «Байрактар», и заняв в итоге село Парух и господствующую высоту Караглух в Аскеранском районе непризнанной республики. Российские миротворцы, как и ожидали в Азербайджане, не воспрепятствовали какой-либо из названных акций. Лишь затем, в ходе переговоров, газ в Арцах стал поступать вновь (притом, что азербайджанцы установили на своей территории вентиль, получив, таким образом, контроль над газоснабжением республики), а село Парух было оставлено азербайджанскими войсками. При этом высота Караглух, дающая контроль над значительной частью Аскеранского района, Баку уступлена так и не была2.

Усугубилась ситуация в Карабахе также слухами о том, что РФ вынуждена перебрасывать войска из непризнанной республики на Украину - для усиления своей группировки для спецоперации. Несмотря на то, что Россия официально опровергла данную информацию и вопреки логике, по которой РФ, ведя широкомасштабные боевые действия на Донбассе и юге Украины, не нуждается в нескольких сотнях военнослужащих, которые она теоретически могла бы перебросить из Нагорного Карабаха, Баку получил определенную

1 Евстратов А. Южный Кавказ в свете российско-украинского противостояния: лояльность и прагматизм. URL: https://wgi.world/iuzhnyi-kavkaz-v-svete-rossiisko-ukrainskogo-protivostoianiia-loialnost-i-pragmatizm/?lang=ru (дата обращения: 21.08.2022).

2 Алиев признался в захвате Азербайджаном высоты Караглух в Карабахе. URL: https://rusarminfo.ru/2022/04/13/aliev-priznalsya-v-zaxvate-azerbajdzhanom-vyso^-karaglux-v-karabaxe/ (дата обращения: 1.08.2022).

мотивацию - прежде всего, на уровне настроений общества. Это привело к тому, что азербайджанские войска регулярно нарушают соглашение о прекращении огня, причем, эти нарушения совершаются как в отношении АО Арцаха, так и против пограничников ВС Армении - на международно признанных границах последней.

Самым крупным таким нарушением было августовское обострение близ г. Лачина и с. Ахавно, в ходе которого азербайджанцы заняли несколько господствующих высот, а АО Арцаха и местные жители, после переговоров с российскими миротворцами заранее покинули Лачин, Ахавно и село Неркин Сус. 26 августа перечисленные населенные пункты были заняты азербайджанской стороной. Таким образом ВС Азербайджана перерезали Лачинский коридор, соединяющий Арцах с Арменией и являющийся единственной логистической артерией, связывающей непризнанную республику с внешним миром. Альтернативная дорога, впрочем, согласно итогам переговоров, должна открыться - она проходит в Армению через Хин Шен и другие населенные пункта, однако является куда более проблемной с точки зрения географии, заносится зимой и практически не имеет необходимой инфраструктуры1.

Вопрос о разграничении с Арменией, в свою очередь, стал инструментом давления Баку на Ереван. Азербайджан намерен осуществить делимитацию границы без достаточного уровня поддержки Армении со стороны РФ - невзирая на факт взаимного признания границ Баку и Ереваном еще в 90-е годы, при вступлении обеих стран в СНГ и ООН. Основные декларируемые Азербайджаном причины делимитации - появление территорий непосредственного соприкосновения двух стран после оккупации азербайджанскими войсками Лачинского и Карвачарского районов республики Арцах. Теперь Азербайджан непосредственно граничит с Сюникским и Гегаркуникским марзами (областями) Армении. Сохраняется и имевшееся ранее граница с Тавушской областью РА, в которой также нередки вооруженные столкновения. В Сюнике, однако, ситуация еще в 2021 г. вышла из-под контроля, когда азербайджанские войска оккупировали международно признанную территорию Армении в районе Черного озера. Ни многократные призывы РА, ни вмешательство российской стороны до сих пор не заставило азербайджанцев оставить занятые позиции2.

Нельзя не отметить и крепкие отношения Азербайджана с Украиной, а также союз Баку с Турцией, в свою очередь, имеющей крайне сложные и многоаспектные отношения и с Москвой, и с Киевом. Последний поддерживал Баку в карабахском конфликте с начала 90-х гг. Активизировалась эта поддержка со времени присоединения к России Крыма и де-факто отделения республик Донбасса. Ключевую роль в данной поддержке сыграла схожая проблема «территориальной целостности». В 44-дневной войне 2020 г. Украина и вовсе оказывала Азербайджану военную и логистическую помощь - через украинскую территорию пролетали турецкие самолеты с боеприпасами для азербайджанских вооруженных сил, а сама страна поставляла им ряд видов вооружений - в том числе и фосфорные боеприпасы.

На данный момент Азербайджан отплатить своему партнеру той же монетой, отправляя на Украину некоторые товары в виде гуманитарной помощи, а также бесплатно поставляя топливо, как мирному населению, так и вооруженным формированиям через государственную нефтегазовую компанию Socar3.

Вместе с тем Баку пытается максимально использовать и открывшиеся после начала спецоперации РФ экономические перспективы. Речь идет об отказе Европы от российского

1 Бадалян С., Овсепян Т. Строительство новой дороги, соединяющей Армению с Карабахом, начнется в августе. URL: https://rus.azatutyun.am/a/31965534.html (дата обращения: 2.08.2022).

2 На Черном озере: пограничный конфликт Азербайджана и Армении. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/364062/ (дата обращения: 3.08.2022).

3 Госнефтекомпания Азербайджана обеспечит бесплатным топливом экстренные службы на Украине. URL: https://tass.ru/ekonomika/13879129?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&ut m_referrer=google.com (дата обращения: 2.08.2022).

газа. Азербайджан уже вызвался частично заменить российский газ в Старом свете, используя трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан и далее турецкую трубопроводную сеть. Именно в данном контексте президент азербайджанский лидер Ильхам Алиев и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляеенен подписали «газовый меморандум»1.

Тем не менее сложно ожидать, что азербайджанский газ может принципиально повлиять на экономические реалии Европы - у страны просто нет в достаточном количестве запасов голубого топлива. И тем не менее, важен политический месседж газовой сделки Баку-ЕС, носящий явно антироссийский характер.

В Азербайджане прекрасно понимают, что в Кремле отслеживают подобные проявления, и ответ на них со стороны РФ рано или поздно последует. Поэтому Баку пытается компенсировать недружественные жесты, дистанцируясь от явно антироссийских международных мероприятий. Так, азербайджанские представители не явились на голосование об исключении Москвы из Совета Европы.

Армения, в свою очередь, зависима от России в еще большей степени, нежели Азербайджан. Эта зависимость пролегает и в политической (РА - член ОДКБ, а также российский союзник в рамках соответствующего двустороннего договора), и в экономической (Армения - член ЕАЭС и импортер огромного количества российских товаров, включая энергоносители), и в военной (на территории РА сейчас находятся около 10 тысяч российских военных, российские пограничники охраняют армяно-турецкую и армяно-иранскую границы, а российские пограничники буквально препятствуют уничтожение, либо изгнание армянского населения Нагорного Карабаха) плоскостях. Армении необходимо добиться продления пребывания в Карабахе российского миротворческого контингента после 2025 года, когда истекает первичный пятилетний срок его полномочий. Необходимо Еревану и содействие РФ в восстановлении экономики и особенно военных мощностей, потрепанных в ходе 44-дневной войны.

В этой связи неудивительно, что именно РА показывает наиболее высокий уровень поддержки действий Российской Федерации в мире. В данном отношении Ереван обходят только Беларусь и непризнанные государства - ЛНР, ДНР, ЮО и Абхазия. Армения поддержала Россию в ходе голосования об исключении последней из Совета Европы, отказалась осудить РФ на сессии Генасамблеи ООН, а в ходе голосования об удалении Москвы из Совета по правам человека Организации объединенных наций, воздержалась.

Армения, однако, после революции 2018 г., имея относительно прозападное руководство, старается двигаться и в сторону Запада, и не готово полностью денонсировать данный внешнеполитический вектор - даже имея высочайший уровень взаимодействия с РФ. Особенно интересны Еревану отношения с Евросоюзом, имеющим очевидные интересы на Южном Кавказе. Это диктует необходимость отказа Еревана от самых радикальных действий в поддержку РФ. В итоге Армения так и не признала независимости народных республик Донбасса.

Более того, Ереван стремится позиционировать себя в качестве «островка свободы» на относительно авторитарном пространстве СНГ в целом и ЕАЭС - в частности. В Армению выехали десятки тысяч в основном оппозиционно настроенных к властям РФ и их внешней политике граждан России, а также украинцы и белорусы. В самом армянском обществе представлены и пророссийские и прозападные, и иные точки зрения. В РА проходили акции, митинги и пикеты, как в поддержку, так и против спецоперации России на Украине. Вместе с тем на данный момент Еревану, состоящему в ЕАЭС, удается избежать экономических санкций со стороны ЕС и США, что делает Армению крайне привлекательным местом для граждан России - в особенности бизнесменов, сотрудников ^-компаний, а также

1 Азербайджан и ЕС подписали меморандум о газовом сотрудничестве. URL: http://caspianbarrel.org/ru/2022/07/azerbajdzhan-i-es-podpisali-memorandum-o-gazovom-sotrudnichestve/ (дата обращения: 1.08.2022).

фрилансеров самых разных сфер. Паспортный контроль ереванского аэропорта Звартноц уже миновало несколько сотен тысяч таких специалистов, а около 15 тысяч из них остались в РА на более-менее длительный срок. Руководство страны стремится извлечь экономическую выгоду из переезда этих людей, однако Армения не имеет в целом крайне скромные экономические и чисто технические возможности для удержания и тем более интеграции сколько-нибудь заметной части российских мигрантов (которые предпочитают называть себя релокантами).

Как политическая элита, так и общество Грузии в целом, в отличие от армянского и даже азербайджанского, имеют консенсус в плане негативного отношения к России и ее внешней политике. Это выражается не только в политических решениях и заявлениях, но и на бытовом уровне. Так, после прибытия в страну российских релокантов, грузины, в отличие от армян, не проявили столько энтузиазма. Более того, в Грузии имели место случаи ксенофобии, а антироссийские проукраинские митинги в Тбилиси - частое явление. Такая солидарность с Украиной питается в грузинском обществе фактами «российской агрессии» (война 2008 года) и «потери территорий» (Южной Осетии и Абхазии).

Вместе с тем грузинское руководство старается действовать максимально осторожно, отказавшись во всеуслышание от антироссийских санкций и введя лишь некоторые ограничения в сфере банковских операций. Это объясняется значительной экономической зависимостью Грузии от России, а также заинтересованностью Тбилиси в сохранении статус кво в сфере безопасности. Открытая поддержка Запада и Украины со стороны Грузии немедленно заставит Москву повысить ставки в деле признания Абхазии и Южной Осетии с последующим включением обеих республик в состав РФ. Западные союзники и партнеры Тбилиси не смогут помешать такому развитию событий, и, в результате, правительство Грузии попросту столкнется с падением своей популярности и перспективой ухода в отставку.

Важным рычагом влияния России в данном контексте является референдум о включении в состав РФ в Южной Осетии, анонсированный бывшим президентом республики Бибиловым. Тот факт, что новый лидер Алан Гаглоев приостановил процедуру подготовки к голосованию свидетельствует об изыскании сторонами компромисса - по крайней мере в краткосрочной перспективе1.

Выводы

Прямая и мощная зависимость республик Южного Кавказа от происходящего на Украине стимулирует уникальные явления и процессы. В Азербайджане это выливается в попытки выстроить многовекторные отношения со всеми акторами противостояния. Армения вынуждена занимать полностью пророссийскую позицию, которая, впрочем, также не лишает ее возможностей искать и иные варианты. Грузия, занимая относительно враждебный РФ нейтралитет, однако старается не мешать действиям Москвы. Победа России на Украине укрепит позиции Армении, а также всех трех непризнанных государств региона, в то время, как поражение и даже локальная неудача усилит центробежные тенденции по отношению к Москве каждой из признанных республик, а также создаст условия для дальнейшего проникновения на Южный Кавказ Турции, которая, являясь членом НАТО и ключевым партнером ряда европейских стран, поспособствует усилению позиций в США и ЕС в регионе.

1 Гаглоев заявил, что действия по референдуму будут направлены на соблюдение правовых норм. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14623719 (дата обращения: 3.08.2022).

82

Литература:

1. Азербайджан и ЕС подписали меморандум о газовом сотрудничестве. URL: http://caspianbarrel.org/ru/2022/07/azerbajdzhan-i-es-podpisali-memorandum-o-gazovom-sotrudnichestve/ (дата обращения: 1.08.2022).

2. Алиев признался в захвате Азербайджаном высоты Караглух в Карабахе. URL: https://msarminfo.ru/2022/04/13/aliev-priznalsya-v-zaxvate-azerbajdzhanom-vysoty-karaglux-v-karabaxe/ (дата обращения: 1.08.2022).

3. Бадалян С., Овсепян Т. Строительство новой дороги, соединяющей Армению с Карабахом, начнется в августе. URL: https://rus.azatutyun.am/a/31965534.html (дата обращения: 2.08.2022).

4. Гаглоев заявил, что действия по референдуму будут направлены на соблюдение правовых норм. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14623719 (дата обращения: 3.08.2022).

5. Госнефтекомпания Азербайджана обеспечит бесплатным топливом экстренные службы на Украине. URL: https://tass.ru/ekonomika/13879129?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campai gn=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 2.08.2022).

6. Евстратов А. Южный Кавказ в свете российско-украинского противостояния: лояльность и прагматизм. URL: https://wgi.world/iuzhnyi-kavkaz-v-svete-rossiisko-ukrainskogo-protivostoianiia-loialnost-i-pragmatizm/?lang=ru (дата обращения: 21.08.2022).

7. На Черном озере: пограничный конфликт Азербайджана и Армении. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/364062/ (дата обращения: 3.08.2022).

References:

1. Azerbajdzhan i ES podpisali memorandum o gazovom sotrudnichestve. URL: http://caspianbarrel.org/ru/2022/07/azerbajdzhan-i-es-podpisali-memorandum-o-gazovom-sotrudnichestve/ (data obrashcheniya: 1.08.2022).

2. Aliev priznalsya v zahvate Azerbajdzhanom vysoty Karagluh v Karabahe. URL: https://msarminfo.ru/2022/04/13/aliev-priznalsya-v-zaxvate-azerbajdzhanom-vysoty-karaglux-v-karabaxe/ (data obrashcheniya: 1.08.2022).

3. Badalyan S., Ovsepyan T. Stroitel'stvo novoj dorogi, soedinyayushchej Armeniyu s Karabahom, nachnetsya v avguste. URL: https://rus.azatutyun.am/a/31965534.html (data obrashcheniya: 2.08.2022).

4. Gagloev zayavil, chto dejstviya po referendumu budut napravleny na soblyudenie pravovyh norm. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14623719 (data obrashcheniya: 3.08.2022).

5. Gosneftekompaniya Azerbajdzhana obespechit besplatnym toplivom ekstrennye sluzhby na Ukraine. URL: https://tass.ru/ekonomika/13879129?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campai gn=google.com&utm_referrer=google.com (data obrashcheniya: 2.08.2022).

6. Evstratov A. YUzhnyj Kavkaz v svete rossijsko-ukrainskogo protivostoyaniya: loyal'nost' i pragmatizm. URL: https://wgi.world/iuzhnyi-kavkaz-v-svete-rossiisko-ukrainskogo-protivostoianiia-loialnost-i-pragmatizm/?lang=ru (data obrashcheniya: 21.08.2022).

7. Na CHernom ozere: pogranichnyj konflikt Azerbajdzhana i Armenii. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/364062/ (data obrashcheniya: 3.08.2022).

INFLUENCE OF THE RUSSIAN SPECIAL OPERATION IN UKRAINE ON THE STATES

AND SOCIETY OF THE SOUTH CAUCASUS

Evstratov A.G.

Lecturer at the Department of World History and Foreign Regional Studies

Russian-Armenian (Slavonic) University

anton_nastoyashiy@mail.ru

Abstract: The special military operation of the Russian Federation in Ukraine dictates the need for the republics of the South Caucasus, dependent on world centers of power, to develop their own, often unique strategies of behavior in relation to the antagonists of the heated confrontation -Russia, the EU and the USA and Ukraine. Each of the countries of the region acts in this matter in its own way. This study is devoted to the consideration of the political and economic maneuvering of Armenia, Georgia and Azerbaijan in the current conditions.

Keywords: special operation, Ukraine, Russia, Georgia, Armenia, Azerbaijan, geopolitics, economics

Для цитирования: Евстратов А.Г. Влияние Спецоперации России на Украине на государства и общеста Южного Кавказа// Архонт, 2022. № 3 (30). С. 78-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.