Научная статья на тему 'Геополитические аспекты обеспечения национальной безопасности России'

Геополитические аспекты обеспечения национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2808
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хлутков Андрей Драгомирович

Рассмотрены важные вопросы обеспечения национальной безопасности России, связанные с политическими и экономическими взаимоотношениями между РФ и странами ближнего и дальнего зарубежья, составляющей национальной безопасности. Дан анализ международной обстановке в вопросах формирования современного экономического пространства, обеспечивающего недискриминационный доступ на мировой рынок для всех стран. Выдвинуты предложения по реализации внешнеэкономической политики России с учетом ее национальных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOPOLITICS ASPECTS OF SAFEGUARDING OF NATIONAL SECURITY

In clause the important questions of safeguarding of national security Russia, connected with political and economic interrelations between the Russian Federation and the countries of near and far abroad are mentioned. The author mentions questions of technological making national safety. The analysis is given to an international situation in questions of formation of the modern economic space providing not discrimination access on the world market for all countries. Offers on realization of the external economic policy of Russia in view of its national interests are put forward.

Текст научной работы на тему «Геополитические аспекты обеспечения национальной безопасности России»

А.Д. ХЛУТКОВ

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Ключевые слова: Россия, национальная безопасность, национальные интересы.

Рассмотрены важные вопросы обеспечения национальной безопасности России, связанные с политическими и экономическими взаимоотношениями между РФ и странами ближнего и дальнего зарубежья, составляющей национальной безопасности. Дан анализ международной обстановке в вопросах формирования современного экономического пространства, обеспечивающего недискриминационный доступ на мировой рынок для всех стран. Выдвинуты предложения по реализации внешнеэкономической политики России с учетом ее национальных интересов.

A.D. HLUTKOV

GEOPOLITICS ASPECTS OF SAFEGUARDING OF NATIONAL SECURITY

In clause the important questions of safeguarding of national security Russia, connected with political and economic interrelations between the Russian Federation and the countries of near and far abroad are mentioned. The author mentions questions of technological making national safety. The analysis is given to an international situation in questions of formation of the modern economic space providing not discrimination access on the world market for all countries. Offers on realization of the external economic policy of Russia in view of its national interests are put forward.

Государство в настоящее время наиболее мощный уровень социальной организации, существенно влияющий на все остальные уровни. Обеспечение безопасности отдельных людей и человечества в целом наиболее эффективно реализуется через государственную политическую систему.

Искусство экономической и финансовой политики состоит в том, чтобы своевременно находить компенсационные возможности факторов устойчивого экономического роста, обеспечивать национальную безопасность. В конце 1980-х годов руководству страны не удалось сохранить целостность и управляемость экономики и общества. Во многом это объясняется уязвимостью фундамента экономической системы из-за неразвитости товарно-денежных отношений, в непонимании политическим руководством значимости финансов и цен. Запаздывание происходило в развитии демократии. Шоковое форсирование создания демократических институтов создало почву для формирования разношерстной неконструктивной оппозиции, которая сильно зависела от внешнего влияния.

Во внутренней сфере основные направления обеспечения национальной безопасности должны быть нацелены на создание законодательной, политической и экономической основ для выхода России из глубокого и всестороннего кризиса, в котором она оказалась; восстановление базы экономического и научно-технического развития страны; предотвращение обострения политического противостояния и обеспечение гражданского мира в обществе, укрепление демократической, правовой, федеративной государственности; повышение жизненного уровня населения на основе успешного проведения рыночных реформ и подъема производства, снижение остроты социальных противоречий и предотвращение дальнейшей социальной поляризации; создание здорового социально-психологического и нравственного климата в обществе, надежной защиты жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека.

Важным аспектом национальной безопасности является технологическая безопасность. Оборонно-промышленный потенциал страны должен опираться на современную технологическую базу, на адекватную инфраструктуру НИОКР, что может обеспечить использование последних достижений фундаментальной и прикладной науки при разработке и создании систем вооружений, военной и специальной техники. Конверсия оборонных отраслей промышленности, которая охватывает и научно-исследовательские учреждения «оборонки», должна проводиться с учетом необходимости сохранения адекватного технического

потенциала, способного обеспечить оснащенность российских Вооруженных Сил самым современным вооружением.

Именно новейшие технологии имеют решающее значение для сохранения конкурентоспособности страны на мировых рынках, процветания экономики, поддержания на должном уровне технической оснащенности и боеготовности Вооруженных Сил. Сегодня важнейшая задача - сохранить накопленный научнотехнический потенциал и максимально эффективно его использовать в условиях рыночных реформ и процессов конверсии оборонной промышленности, не допустив критического отставания России, прежде всего в области науки и образования. Особую роль при этом, приобретают передовые информационные технологии, которые становятся главным звеном научно-технического прогресса в военном деле, неотъемлемым и важнейшим элементом не только новых поколений «думающего оружия», т.е. оружия с искусственным интеллектом, но и всей системы обороноспособности страны и обеспечения военных операций [3].

Исходя из вышесказанного, приоритеты внутренней политики государства в обеспечении национальной безопасности состоят в следующем:

- стабилизация и подъем уровня жизни населения, обеспечение его социальной сферы;

- учет, охрана и сбережение национальных ценностей, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, обеспечение защиты населения от первичных и вторичных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- создание условий, стимулирующих дальнейшее развитие культуры, образования и науки;

- обеспечение доступной и эффективной медицинской помощи всем категориям граждан;

- преодоление неблагоприятной демографической ситуации;

- обеспечение политической и экономической стабильности и сохранение территориальной целостности России, недопущение местничества и пресечение попыток раскола страны по национальным и конфессиональным принципам;

- восстановление и развитие экономического, оборонного и научного потенциала России;

- завершение реформирования государственной системы в свободную демократическую, основанную на идее национального возрождения, приоритете прав и свобод личности при соблюдении социальных гарантий и условий безопасности жизнедеятельности каждого гражданина;

- усиление борьбы с коррупцией и организованной преступностью;

- преодоление криминализации экономии, контроль и пресечение источников легализации преступных доходов;

- недопущение дискредитации и разложения в ходе военной реформы Вооруженных Сил, всех властных структур государства, преодоление негативных последствий непродуманного их реформирования.

Весьма актуальной в обозримый период является проблема повышения эффективности реагирования на аварии, катастрофы, стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации, приносящие значительные людские потери, большой материальный ущерб обществу и государству.

Перемены в мире представляют в целом благоприятные возможности для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации. Вместе с тем возросшая неопределенность, а в некоторых случаях и непредсказуемость развития международной обстановки, порождает ряд внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Внешняя политическая стратегия России представляет собой изложение официальной точки зрения на существо и характер линии России в междуна-

родных делах, а также критериев для выработки практических решений во внешнеполитической сфере, внешняя политика должна быть встроена в политику национальной безопасности, которая, в свою очередь, должна быть частью стратегии национального развития и безопасности России в XXI веке.

«Основной задачей российской внешней политики, - подчеркнул В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 2003 г., - является реализация наших национальных интересов. При этом базовым принципом остается соблюдение норм международного права. События последнего года вновь показали, что в обеспечении национальных интересов одинаково необходимы и эффективная дипломатия, и надежный оборонный потенциал России» [5].

Внешние условия начала XXI в. в целом можно характеризовать для России как относительно благоприятные. Вероятность нападения на Российскую Федерацию со стороны какой-то крупной державы или коалиции крайне мала. Практически исключена вероятность ядерного или крупномасштабного обычного военного конфликта с участием России. Войны XXI в. являются принципиально иными

- информационными, геоэкономическими, а в военном плане - малоинтенсивными и избирательными, с применением высокоточного обычного оружия и информационных технологий. В мире у России нет явно выраженных врагов, потенциальных агрессоров (так же как почти не осталось и «друзей»). России нет нужды экономически изматывать себя милитаризацией, бросая в этот молох, лучшие интеллектуальные силы, финансовые и сырьевые ресурсы, выбрасывая на ветер практически весь национальный доход [4].

Прекращение конфронтации, проходившей под знаком борьбы двух систем с ее проекцией на все стороны международной жизни, открыло новые возможности для глубокого и конструктивного сотрудничества государств на региональном уровнях, в ООН и других международных организациях. И хотя в мире по-прежнему весомую роль играет военно-силовой фактор, в решении проблем международной безопасности большинство ведущих стран мира предпочитает использовать в первую очередь дипломатические методы, опираясь на нормы международного права. В этих условиях закладывается фундамент для принципиально новых отношений Российской Федерации с окружающим миром. Пока есть возможность использовать эту глобальную передышку, чтобы выйти на новую парадигму долговременного развития. Однако отпущенная ей историей стратегическая пауза завершается.

Хотя в современном мире явно обозначилась тенденция к полицентризму, в мировой политике, в том числе и под воздействием геоэкономических процессов, формируется не классический многополярный мир, а, скорее, многоуровневая высокоподвижная международная и межгосударственная система, в которой на первый план выдвигаются глобальные экономические проблемы, требующие многосторонних решений и новых международных институтов. В такой системе выигрывают те государства, которые способны быстро адаптироваться в нее в соответствии с новыми «правилами игры», используя свои интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности [2].

Одновременно со стороны США проявляется тенденция к закреплению своего единоличного лидерства в мире, решению вопросов экономического противостояния с использованием военно-политических механизмов, односторонним действиям в кризисных ситуациях. Это линия опасна прежде всего для самих США. Как показывает история, бремя единоличного лидерства не выдерживало еще ни одно государство. Глобализация мировой экономики уменьшает возможность использования экономического превосходства; ядерное доминирование уже не может быть переведено в политическое влияние; превосходство в области обычных вооружений будет все труднее использовать в политических целях, в

том числе из-за относительной девальвации военной силы и уменьшения шансов на возникновение крупномасштабных конфликтов.

Стремительно меняется положение дел в Европе. Объединение Германии привело к усилению ее позиций, изменило не только геополитическую обстановку в Европе, но и создало принципиально новую геоэкономическую ситуацию в этом регионе и в мире в целом. Расширение НАТО, а также созданный в 2002 г. Совет Россия-НАТО («двадцатка») по-новому ставят вопрос об отношениях нашей страны с альянсом. Россия по-прежнему считает курс на выборочное расширение блока ошибочным, но теперь необходимо минимизировать последствия этого шага и совместно выработать, конструктивную альтернативу для создания эффективной системы европейской безопасности. Новый механизм взаимодействия Россия-НАТО может стать действительно поворотным моментом в истории только в том случае, если Россия сумеет выйти на действительно новый уровень кооперации с НАТО в обеспечении как собственной, так и международной безопасности и стабильности. В Европе просматривается все более активное стремление государств использовать международное сотрудничество для обеспечения национальной обороны. Наметившаяся «европеизация» альянса в целом отвечает интересам России. И хотя Россия во многих смыслах продолжает оставаться самодостаточной страной, ей нельзя игнорировать преимущества кооперационной модели [1].

Все большую роль в геоэкономическом плане начинают играть страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Китай. Экономической сверхдержавой по-прежнему является Япония. Это способствует нарастанию имеющихся и появлению новых противоречий в мире, усиливает конкурентную борьбу.

В различных регионах обостряются национальные и социально-экономические проблемы, в связи с чем возникает опасность расшатывания международной стабильности в результате региональных конфликтов, гонки вооружений на региональном уровне, распространения оружия массового поражения, терроризма, наркобизнеса и других видов преступности. Опасным вызовом региональной и международной стабильности является рост национального и религиозного экстремизма в различных районах мира.

Формирующаяся новая международная система, экономизация, информатизация и демократизация международных отношений создают беспрецедентные возможности для развития, но одновременно делают всю систему все в большей степени уязвимой для терроризма, применения оружия массового поражения, информационного оружия. Неизбежно обострение энергетической ситуации, что усиливает соперничество за энергоресурсы.

Российская Федерация не смогла еще в полной мере интегрироваться в качественно изменившуюся систему международных отношений и обеспечить максимально благоприятные внешние условия для решения своих внутренних проблем. Мешает этому и непростительная слабость российского государства, и сложившееся в последнее время в мире крайне негативное представление о положении в России, российском бизнесе и возможности иметь с Россией нормальные деловые контакты. Создается представление о сплошной криминализации страны, отсутствии каких-либо правовых норм, что очень негативно сказывается на продвижении российского бизнеса на мировые рынки и приходе иностранных инвесторов в Россию. Частично это результат недостаточной информированности о реальном положении дел, а частично - и вполне сознательной компании по ослаблению потенциального конкурента. В любом случае обеспечение интересов национального предпринимательства, как на внутреннем, так и на внешних рынках является важным элементом стратегии развития России в XXI столетии.

Вместе с тем Россия уже вошла в мировое экономическое пространство окончательно и бесповоротно. И одно из главных последствий этого процесса -

качественное усиление зависимости страны от внешнего мира, от внешнеэкономических связей. Состояние экономического взаимодействия с внешним миром воздействует на положение, по крайней мере, трети населения России или даже определяет его. Это не только фактор уязвимости, но и источник новых дополнительных возможностей.

Ключевой проблемой российской внешней политики является сегодня взвешенное, строго прагматичное и осмотрительное включение в мировое гео-экономическое пространство. При этом традиционное представление о делении мира на несколько цивилизаций, которые можно без труда найти на карте, отражает реалии предшествующих эпох.

В настоящий момент российская внешняя политика отстает от потребностей страны в новом формирующемся мире, не поспевает за новыми вызовами и угрозами и главное - не обеспечивает в должной мере использование новых открывающихся возможностей. Нет стратегии выгодной и систематической интеграции в мировое телекоммуникационное и информационное пространство. Не просматривается скоординированная энергетическая стратегия. Нет стратегии, которая была бы направлена на создание системы активного взаимодействия с внешним миром по вопросам борьбы с наркоманией, организованной преступностью, терроризмом. Мало координируется стратегия экономического взаимодействия с внешним миром в целом. В ряде случаев внешнеполитические шаги предпринимаются без просчета последствий для национальной экономики. (Например, объявление о стремлении войти в ВТО не сопровождалось серьезными просчетами, сколько это будет стоить для российской промышленности). Внешняя политика пока не расчищает дорогу для отечественного бизнеса, национального капитала.

В современном мире, где все еще не утратили своего значения силовые факторы, Россия не может позволить себе изоляцию. Стратегия накопления и сбережения сил должна сочетаться с максимальным упором на расширение участия в многосторонних институтах, прежде всего связанных с экономикой, энергетикой, финансами, коммуникациями, борьбой с преступностью, наркоманией, вовлечением в международные экологические программы. Это - ООН и ее специализированные органы (ЭКОСОС, ЮНКТАД, ЮНИДИР, ЮНЕП, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ и др.), «восьмерка», Лондонский и Парижский клубы, Мировой банк. ОЭСР, АТЭС. другие региональные экономические организации, в перспективе - Европейский Союз.

На первом месте в международных приоритетах России должны стоять ее интересы в СНГ, на втором - в Европе, а также на Дальнем и Ближнем Востоке, на третьем - США. При этом не имеется в виду изолировать Россию от США или Западной Европы, но начинать политику следует - в «ближнем» зарубежье, а не в «дальнем». Оптимальной стратегией в ближайшие годы могла бы стать стратегия «равноприближенности» (в противовес «равноудаленности»), т.е. взвешенный курс в отношении всех основных международных центров силы, исключающий конфронтацию или одностороннюю зависимость от какого-либо из них.

В настоящий момент в стране зреет понимание, что Россия может и должна иметь союзников, более того их поиск - жизненно важная для нас проблема. Образование в 1996 г. евразийского экономического сообщества России, Казахстана, Белоруссии и Киргизии; союза в 1997 г. России и Белоруссии; в последние годы - «четверки» (России, Белоруссии, Украины и Казахстана), в рамках которого создается единое экономическое пространство; ЕврАзЭС; организации Договора о коллективной интеграции (ОРИ) показало, что взаимные импульсы к заключению различных союзов на постсоветском пространстве - экономических, военных политических - носят объективный характер. И решение этой проблемы не только необходимо, но и возможно. Только так можно обеспечить усиление наших общих позиций в мире.

Приоритет отношений с государствами СНГ во внешней политике России определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, на пространстве бывшего СССР сосредоточены ее жизненно важные интересы в области экономики, обороны, безопасности. Во-вторых, эффективное сотрудничество с государствами Содружества является фактором, противостоящим центробежным тенденциям в самой России. В этих условиях главной целью политики России в отношении СНГ должно стать создание интегрированного экономически и политически объединение государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе. Для этого необходима выработка интеграционной идеологии, превращение ее в реальный противовес одностороннему национализму, который угрожает не только СНГ, но и существованию отдельных независимых государств на постсоветском пространстве. Всем государствам, образовавшим СНГ, необходимо осознать, что роль и место в мире не только России, но и любого члена Содружества в значительной мере зависят от общего авторитета и международного веса СНГ.

Главная задача - это создание на постсоветском пространстве «пояса добрососедства», недопущение формирования антироссийской буферной зоны в приграничье, а также защита прав русскоязычного населения. Должны быть четко определены санкции за нарушение этих прав. Россия может и должна опираться на пророссийские силы в новых независимых государствах, и именно они должны пользоваться ее преимущественной поддержкой во всех областях взаимоотношений - политической, экономической, военно-технической, финансовой, культурной.

В своем Послании Федеральному Собранию РФ 2003 г. В. Путин вновь назвал укрепление отношений со странами СНГ «нашим безусловным внешнеполитическим приоритетом», в том числе потому, что «там проживают десятки миллионов русских». «И должен прямо сказать, - подчеркнул Президент РФ, - мы рассматриваем пространство СНГ как сферу наших стратегических интересов. Мы также исходим из того, что и для государств Содружества Россия является зоной их национальных интересов». Он также отметил, что «объединительные экономические процессы, идущие в СНГ, связаны с интеграцией наших стран в мировую экономику и помогают осуществлять эту интеграцию динамичнее, на более выгодных для всех наших партнеров условиях» [5].

Следует в полной мере отдавать себе отчет в том, что ни с одним из существующих основных центров силы, таких как США, Китай, Германия и Япония, у России не будет прочного и постоянного стратегического союза. Эти страны объективно являются геополитическими, экономическими и военными оппонентами и по отношению к России, и по отношению друг к другу. Наилучшей политикой для нас поэтому является поддержание динамичного равновесия между ними, в условиях которого, при взаимном сдерживании этих центров силы, Россия получает возможность для достаточно большого и вместе с тем не обременительного в экономическом отношении внешнеполитического маневра.

Хотя вышеупомянутые страны не могут стать стратегическими союзниками России, они способны стать ее важнейшими партнерами, прежде всего в решении вопросов обеспечения международной безопасности. Без их помощи трудно рассчитывать на успех в осуществлении экономической реформы, создании современной рыночной экономики, не говоря уже об интеграции в мировое экономическое пространство демократических государств.

Отсюда вывод: в отношениях с этими странами следует перейти к прагматичной, спокойной и взвешенной политике. В частности, необходимо четко разграничить сферы жизненно важных интересов, договориться о взаимном невмешательстве в эти сферы, а также определить реальные сферы взаимодействия по стратегическим вопросам, представляющим долгосрочный взаимный интерес, и со-

средоточиться именно на них. При этом следует иметь в виду, что каждый из центров силы будет жизненно заинтересован в широком взаимодействии с Россией в целях сдерживания других центров и недопущения возникновения новых сверхдержав - будь то в военно-политическом или экономическом измерении.

Достигнутое к настоящему времени практическое наполнение сотрудничества еще далеко от настоящего партнерства, предполагающего помимо перечисленных условий еще и высокую доверительность, а в некоторых случаях и взаимопомощь, позволяющие координировать, согласовывать и вырабатывать общую политику в отношении третьих стран.

Задача активного участия Российской Федерации в создании качественно новой системы международных отношений обусловливает необходимость поиска общих интересов Российской Федерации с другими странами и путей их согласования. При этом внешняя политика, как и внутренняя, - и это стоит еще раз подчеркнуть - должна основываться на максимально возможном согласии. Между группами интересов могут существовать и существуют острейшие противоречия, но именно здесь должен быть хотя бы минимум базовых пониманий.

Россия только тогда сможет стать центром добровольного объединения этих государств в той или иной форме, когда она сама будет примером экономической и политической стабильности. В. Путин подчеркивал: «Особо - о работе в рамках СНГ. Содружество - это организация международного масштаба. И она вполне способна не только активно влиять, но и брать на себя ответственность за решение широкого круга вопросов на огромном региональном пространстве. Это и безопасность, и экономическое и гуманитарное сотрудничество в Евразии. Убежден: экономический подъем в России, успехи наших партнеров создают вокруг перспектив интеграции в СНГ качественно новую атмосферу. И отрадно, что в этих процессах все больше начинают преобладать прагматизм и деловая заинтересованность не только государств, но и бизнес-сообществ наших стран. В этой связи прошу и послов, и всех сотрудников МИД России максимально содействовать успешной кооперации в рамках СНГ. Это наше общее преимущество в масштабах глобальной экономической конкуренции. Это залог наших совместных успехов и в международно-политической, и в стратегической сферах» [5].

Следует признать, что пока в СНГ преобладают дезинтеграционные процессы. Продолжается расхождение законодательных баз. Нарастают различия в общественном и социальном устройствах. Происходит консолидация политических сил, не заинтересованных в интеграционных тенденциях. Этому способствуют политика внешнего мира по закреплению «геополитического плюрализма» на постсоветском пространстве и отсутствие адекватной стратегии России в отношении новых независимых государств.

Однако и в этих условиях сохраняются возможности для некоторой институализации системы коллективной безопасности; происходит активизация двусторонних отношений России со странами Содружества, прежде всего с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, а также Киргизией, Арменией, Таджикистаном и отчасти Азербайджаном, по военным вопросам, вопросам экономического и военно-технического сотрудничества; взаимодействия по ключевым проблемам региональной безопасности. Союзнические отношения России и государств СНГ могли бы быть оформлены в виде двусторонних договоров о безопасности и обороне. В этом случае общий договор, объединяющий все страны СНГ, будет не нужен, а концепция коллективной безопасности СНГ имела бы положительный выход в форме совместных усилий по поддержанию стабильности, предотвращению конфликтов и коллективному миротворчеству.

Кроме того России необходимо учитывать неодинаковое значение тех или иных стран СНГ для ее национальной безопасности. Некоторые из этих стран могут рассматриваться как перспективные союзники, а остальные - лишь как

стратегические партнеры. При этом строительство союзнических отношений целесообразно осуществлять «снизу вверх», в условиях максимально возможной прозрачности и в режиме диалога с соседними странами. Основой такого курса должна стать поддержка интеграции рынков отдельных товаров, услуг создания транснациональных финансово-промышленных групп, обмена долгов на собственность.

Литература

1. Бжезинский З. Геостратегия для Евразии / З. Бжезинский // Время по Гринвичу. 1999. 26 марта.

2. Военная доктрина РФ. Утверждена указом Президента РФ от 21 апреля 2000 года. М., 2000.

3. Иванов С.Б. Россия определила новые оборонные ориентиры / С.Б. Иванов // Независимая газета. 2003. № 36.16 октября.

4. Национальная безопасность: концептуальные и практические аспекты // Материалы семинара «Стратегия развития» (Москва, 22 апреля 2002 г.). М., 2002.

5. Российская газета. 2003. 17 мая.

ХЛУТКОВ АНДРЕЙ ДРАГОМИРОВИЧ родился в 1964 г. Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.