Научная статья на тему 'Эволюция постсоветского пространства после окончания «Холодной войны»'

Эволюция постсоветского пространства после окончания «Холодной войны» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1327
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / NATIONAL SECURITY / POST-SOVIET SPACE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Родионовский Максим Александрович

Рассмотрены вопросы, связанные с процессом эволюции постсоветского пространства после окончания «холодной войны». Показаны основные аспекты взаимоотношений России с новыми образовавшимися государствами СНГ. Дан политический и сравнительный анализ конфликтогенного потенциала для РФ. Предложены меры для обеспечения национальной безопасности РФ и взаимовыгодного сотрудничества с странами СНГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Родионовский Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of Post-Soviet Space After the End of «Cold War»

The article covers the issues of post-Soviet space evolution process after the «Cold War». Basic aspects of the Russian Federation relations with newly formed CIS states are described. Political and comparative analysis of the RF conflictogenic potential is given. Measures of providing national security and mutually beneficial cooperation with CIS states are suggested

Текст научной работы на тему «Эволюция постсоветского пространства после окончания «Холодной войны»»

Рассмотрены вопросы, связанные с процессом эволюции постсоветского пространства после окончания «холодной войны». Показаны основные аспекты взаимоотношений России с новыми образовавшимися государствами СНГ. Дан политический и сравнительный анализ конфликтогенного потенциала для РФ. Предложены меры для обеспечения национальной безопасности РФ и взаимовыгодного сотрудничества с странами СНГ

Ключевые слова: национальная безопасность, постсоветское пространство

По окончании «холодной войны» 1946-1991 гг. мировое сообщество вступило в новый этап развития. За распадом СССР в 1991 г. на геополитическом пространстве бывшего СССР произошло образование Содружества Независимых Государств. Началась новая история политической эволюции постсоветского пространства. Возникли новые реальные угрозы в обеспечении национальной безопасности РФ на постсоветском геополитическом пространстве. Россия играет все более активную роль на постсоветском пространстве в отстаивании своих национальных интересов. Возникла необходимость в более четкой и продуманной стратегической и экономической линии России на постсоветском пространстве. С момента крушения «двухполюс-

УДК 323

Родионовский Максим Александрович

Rodionovsky Maxim Aleksandrovich

ЭВОЛЮЦИЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

EVOLUTION OF POST-SOVIET SPACE AFTER THE END OF «COLD WAR»

The article covers the issues of post-Soviet space evolution process after the «Cold War». Basic aspects of the Russian Federation relations with newly formed CIS states are described.

Political and comparative analysis of the RF conflic-togenic potential is given. Measures of providing national security and mutually beneficial cooperation with CIS states are suggested

Key words: national security, post-Soviet space

ного мира», который во многом определял военно-политическую картину, расклад стратегического баланса сил в системе международных отношений на мировой арене изменился. Настал период неопределенности межгосударственных отношений.

Процессы глобализации и регионализации в современном мире побудили политическое руководство России по-новому взглянуть на эволюцию постсоветского пространства. Особую значимость стали приобретать взаимоотношения России с образовавшимися государствами постсоветского пространства. Возникли проблемы, с которыми республики бывшего СССР не сталкивались - это распад единой экономической, политической и оборонной системы, разрыв социального и куль-

турного поля когда-то единой страны. Это сказалось на обеспечении национальной безопасности РФ на постсоветском пространстве. У новых стран возникли схожие проблемы с обеспечением региональной безопасности. Болезненный распад единого государства СССР обнажил новые угрозы - большой конфликтогенный потенциал в России и странах постсоветского пространства и государств, граничащих с ними. Например, Афганистан и Грузия.

Анализ угроз в обеспечении национальной безопасности и интересам РФ на постсоветском пространстве позволил выявить следующее:

- распространение идеологии исламского фундаментализма и международного терроризма;

- не урегулированы окончательно этно-политические конфликты;

- расползание ядерных технологий;

- слабые экономические и интеграционные отношения;

- размещение системы элементов НПРО ТВД США;

- отсутствие четкой стратегии в создании единого союзного государства России и Белоруссии.

Обеспечение национальной безопасности РФ в контексте эволюции постсоветского пространства - слабоизученный и сложный вопрос. Актуальным остается отсутствие в Российской Федерации полноценной законодательной базы на стратегическое и взаимовыгодное сотрудничество с бывшими респуб -ликами СССР.

Анализ нормативно-правовой базы доказывает, что Россия не имеет эффективной и продуманной стратегии сотрудничества в экономической и военно-политической сферах в отношений стран СНГ. Для России позиция стран Содружества не является рациональной, что обусловлено, в первую очередь, необходимостью развития экономики стратегически важных европейских регионов России. Это в полной мере отвечает долгосрочным жизненно

важным интересам страны. Для России развитие приграничных связей со странами СНГ является фактором интеграции страны в динамично развивающийся Ближний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион. Развитие качественного стратегического партнерства России со странами СНГ создает благоприятные условия для активации контактов на взаимовыгодной основе и отвечает национальным интересам всех стран.

«Двухполюсный мир» до распада СССР был достаточно устойчивой моделью мироустройства. Обеспечение региональной безопасности утрачивает первостепенный статус второстепенный по отношению к национальной безопасности. Региональные лидеры без оглядки на крупные страны, например, США и Россию, проводят самостоятельную политику и вступают в борьбу региональные и национальные интересы. По мнению ряда экспертов по СНГ, конфликты на конфессиональной и межэтнической почве в разных частях мира стали устойчивым нормальным явлением в политической жизни стран. События в бывшей Югославии, Ираке, постсоветском пространстве, на Ближнем Востоке подтверждают мнение ученых-политологов, что сейчас происходит активный выход на политическую арену религиозных конфессий. Например, Исламское движение Узбекистан в Узбекистане, Талибан в Афганистане, Хамас в Палестине, Хезболла в Ливане. Исходя из проходящих политических процессов, проблематика СНГ будет играть большую роль и оказывать влияние в экономическом и политическом аспекте на внутреннюю и внешнюю политику России. Некоторые политические аналитики убеждены, что Содружество исчерпало свой интеграционный потенциал и следует делать упор на развитие двухсторонних связей. Следует использовать благоприятные условия для интеграционных процессов на постсоветском пространстве и качественном военно-политическом и экономическом сотрудничестве на взаимовыгодной основе.

Рост национальных экономик, расшире-

ние внутренних рынков стран постсоветского пространства способствуют интеграционному сближению на возрастающие амбиции США. На процессы интеграции в СНГ, безусловно, влияет разная степень подготовленности его участников, в том числе и разные подходы к экономическим реформам.

Страны постсоветского пространства стремятся найти свой собственный путь развития, при этом забывая, что в период расцвета СССР именно единая система жизнеобеспечения способствовала процветанию государства. Процесс политической эволюции постсоветского пространства проходит в очень нестабильный период. Это характерно как для стран постсоветского пространства, так и мирового сообщества после распада стабильной двухполюсной системы. Каждое государство самостоятельно исходит из своих приоритетов внутреннего развития и международных обязательств, определяет форму и масштабы участия стран постсоветского пространства в Содружестве.

России предоставляется уникальный шанс объединить вокруг себя новые государства постсоветского пространства, в недавнем прошлом входившие в единую мощную державу, сыграть конструктивную роль в формировании реальной экономической интеграции в СНГ. Современный процесс политической эволюции постсоветского пространства должен быть направлен странами на укрепление и дальнейшее развитие СНГ, как гарантов обеспечения своих национальных интересов в военно-политической и экономической сферах. Поэтому для дальнейшей политической эволюции стран постсоветского пространства необходимо дальнейшее развитие не только национальных экономик, но и продолжение курса на более тесное сближение. Интеграционные проекты могут быть успешными только в том случае, если Россия приобретет более высокую конкурентоспособность и экономическую привлекательность по сравнению с другими мировыми игроками и новыми центрами влияния. В первую очередь это стратегическая

ориентация на развитие эффективного рыночного хозяйства.

Нестабильность политических институтов, спад экономических показателей не могли не сказаться на самом процессе политической эволюции постсоветского пространства. По мнению эксперта по экономике СНГ Н.С. Зия-дуллаева, развал единого народно-хозяйственного комплекса, некогда великой державы, и стремление отдельных стран Содружества максимизировать собственные экономические выгоды в двухсторонних отношениях при минимуме обязательств и ответственности в рамках СНГ привели к утрате экономического и социального единства. Безвозвратно потеряв часть экономического потенциала, бывшие республики не смогли адаптироваться к требованиям мирового рынка. Экономические реформы сопровождались глубоким спадом производства и снижением уровня жизни населения, вытеснением новых государств на периферию мирового развития. Тем не менее, на постсоветском пространстве центростремительных тенденций потенциально больше, чем центробежных [1].

СНГ - это крупнейшее региональное объединение на территориальном стыке Европы и Азии с выгодным географическим месторасположением. Страны СНГ в совокупности имеют богатейший экономический потенциал и запасы природных ресурсов, обширный рынок, который дает им значительные конкурентные преимущества, что также позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Как отмечает Н.С. Зиядуллаев, на них приходится 16,3 % мировой территории, 5 % численности населения, 25 % запасов природных ресурсов, 10 % промышленного производства, 12 % научно-технического потенциала [1; С. 29]. Более того, важным преимуществом является географическое положение СНГ, по которому проходит самый короткий сухопутный и морской путь через Северо- Ледовитый океан из Европы в страны АТР.

Как считает Н.С. Зиядуллаев, по оценкам Всемирного банка, доход от эксплуатации

транспортно-коммуникационных систем Содружества мог бы составить 100 млрд долл. Другие конкурентные преимущества стран СНГ

- дешевая рабочая сила и энергоресурсы -создают потенциальные условия для подъема экономики. Здесь производится 10 % мировой электроэнергетики (четвертое место в мире по ее выработке) [1; С. 29]. Однако эти возможности используются крайне неэффективно, а интеграция, как способ совместного существования, не позволяет пока переломить негативные тенденции деформации воспроизводственных процессов и задействовать природные богатства. Необходимо использовать материальнотехнический потенциал и научно-исследовательские разработки для экономического роста и политической стабильности стран СНГ. Чтобы политическая эволюция стран постсоветского пространства проходила эффективно, нужны изменения в стратегии взаимоотношений между странами СНГ, принятия новой модели философии сотрудничества в рамках Содружества. Модернизация стратегических ориентиров развития Содружества с учетом новых политических тенденций в мире должна отвечать интересам всех стран-участниц СНГ.

Принятые конкретные политические и экономические обязательства не ориентируются на международный опыт интеграции, прежде всего, на опыт Европейского союза. Исторически сложившиеся экономические и социальные связи бывших республик Советского Союза остаются важнейшим фактором стремления к развитию сотрудничества. Важнейшими проблемами, решенными за время существования СНГ, являются создание Единого экономического пространства, Организации договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, Союза России и Белоруссии, подписание Соглашения о концепции предотвращения вооруженных конфликтов и распространения терроризма на территориях стран Содружества. Налаживание эффективной и плодотворной работы Советов министров обороны, внутренних дел, иностранных дел, служб безопасности

стран Содружества и создание коллективных сил по поддержанию мира в СНГ, формирование единой системы ПВО.

Анализ соотношения национальных интересов России и стран СНГ в контексте обеспечения национальной безопасности РФ затрагивает сложные теоретические и практические проблемы. Среди них - процесс расширения НАТО на Восток, который меняет соотношение стратегического военного баланса сил в Европе и постсоветском пространстве в ущерб национальным интересам России. Угроза возобновления гонки вооружений нарушает стратегическую стабильности в регионе. Реализация новой приоритетной задачи НАТО -контроля над региональными конфликтами Абхазии, Южной Осетии и политическими кризисами ослабляет позиции ООН, СНГ, ШОС и других международных организации в вопросах обеспечения безопасности и применения военной силы.

У политического руководства России вызывает тревогу стремление Запада повлиять на интеграционные процессы в СНГ и на политическую эволюцию стран постсоветского пространства исходя из своих интересов, вовлечь страны постсоветского пространства в сферу своего влияния под предлогом помощи в становлении гражданского общества и рыночной экономики.

После распада СССР возникли реалии, породившие новые проблемы обеспечения безопасности в странах постсоветского пространства, вызванные разрушениями некогда единого оборонного военно-политического и социально-экономического пространства. Проблемы, связанные с обеспечением региональной безопасности и национальных интересов России на постсоветском пространстве, предопределяют анализ возможностей нейтрализации угроз, исходящих от ряда сопредельных стран.

Нужно эффективное политическое решение руководства России в отношении политической эволюции постсоветского пространства и анализа следующих важных проблем:

- расширение возможностей на основе международного права защиты национальных интересов России и обеспечение военной безопасности СНГ;

- сохранение присутствия системы военных баз МО ВС РФ в странах СНГ в интересах обеспечения национальной безопасности РФ;

- предотвращение локальных и этнопо-литических конфликтов на значительном удалении от границ Российской Федерации;

- укрепление военно-политических структур региональной безопасности ОДКБ.

Обеспечение национальной безопасности РФ диктует необходимость обратить внимание политического руководства России на страны постсоветского пространства в целях повышения и укрепления роли России в системе военно-силовых мер региональной безопасности. Представляется России активно использовать несиловые меры: дипломатические, экономические, военно-технические, военно-политические, экологические, информационные виды сотрудничества в отношениях с ближними соседями и партнерами по СНГ.

Дезинтеграционные тенденции в рамках СНГ создают серьезные трудности для России практически во всех сферах реализации национальных интересов. Более того, иностранные государства через свои спецслужбы, национальные компании и транснациональные корпорации стремятся к установлению контроля над стратегически важными совместными проектами России и стран СНГ в экономике, оборонной промышленности, минеральносырьевой и энергетической сферах, перспективных научных разработках. Это ведет к снижению конкурентоспособности продукции каж-

1. Зиядуллаев Н.С. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития и национальная безопасность / Н.С. Зиядуллаев // Мировая экономика и международные отношения, 2005. - № 24.

дого из государств СНГ на мировом рынке, вовлечение в убыточные торгово-экономические сделки, усилению экономической зависимости от экономически развитых партнеров, размещению на территории государств СНГ устаревших и экологически вредных производств и технологий.

Страны Запада считают, что политическая эволюция постсоветского пространства проходит в нестабильное время. России нужно использовать возможность более эффективно играть роль на постсоветском пространстве в экономической и военно-политической сферах. По мнению А.В. Касаева, обновленная модель поведения России в Содружестве состоит в сочетании общеинтеграционных устремлений с активизацией двухсторонних связей [2].

Россия, как лидер постсоветского пространства, в XXI в. должна сыграть главную роль и историческую миссию на постсоветском геополитическом пространстве. Эволюция

постсоветского пространства по окончании «холодной войны» понимается нами как совокупность сбалансированных процессов на продолжение жизнедеятельности общества и государства в политической, экономической, социальной, культурной, военной, пограничной, экологической, международной, информационной, демографической и иных сферах, удовлетворение и защита которых объективно необходимы для будущего существования и дальнейшего развития нации. Анализ политической эволюции постсоветского пространства по окончании «холодной войны» показывает, что политическое руководство России должно иметь стратегическую линию в отношении стран-СНГ. Для этого есть все возможности для решения жизненно важных проблем. _________________________________Литература

- С. 29.

2. Касаев, А. Совет безопасности решил закрыть СНГ /А. Касаев //Независимая газета. -2001. - 7 февраля. - С. 2.

Коротко об авторе___________________________________

Родионовский М.А., аспирант, Читинский государственный университет (ЧитГУ) служ. тел. 26-89-70

Научные интересь:: национальная безопасность (концепции и стратегии), проблемы военно-политической стратегии США (анализ политических решений), исламский фундаментализм (тенденции и проблемы), политическая философия неоконсерватизма (взгляды и проблемы), неоконфигурация СЯС мира (разработки и перспективы)

__________________________________Briefly about author

Rodionovsky M. A, graduate, Chita State University (ChSU)

Scientific interests: national security (problems and strategies), problems of military and political US strategies (political decisions analysis), Islamic fundamentalism (tendencies and problems), political philosophy of neoconservatism (views and problems), neoconfiguration of the world Nuclear Forces Strategies (designs and prospects)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.