Научная статья на тему 'Геополитическая доктрина России по утверждению принципов развития многополярного мира в контексте борьбы с экстремизмом'

Геополитическая доктрина России по утверждению принципов развития многополярного мира в контексте борьбы с экстремизмом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
781
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
GEOPOLITICAL DOCTRINE OF RUSSIA / THREATS AND CHALLENGES OF MONDIALISM / CONCEPT OF A MULTIPOLAR WORLD / INTERNATIONAL EXTREMISM / SOURCES OF EXTREMISM / GEOPOLITICAL STATUS OF RUSSIA / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИИ / УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ МОНДИАЛИЗМА / КОНЦЕПЦИЯ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ИСТОЧНИКИ ЭКСТРЕМИЗМА / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС РОССИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федоренко Святослав Петрович

В статье рассматриваются геополитические процессы в контексте возрождения статуса России как сверхдержавы. Анализируется причинно-следственная связь между геополитическими процессами и интенсивностью экстремистских проявлений в мире. Определяются основные приоритеты и методы геополитических действий и взаимодействия исходя из исторической роли России и ее современного географического и стратегического положения в Евразии и мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GEOPOLITICAL DOCTRINE OF RUSSIA ACCORDING TO THE PRINCIPLES OF THE DEVELOPMENT OF A MULTIPOLAR WORLD IN THE CONTEXT OF THE FIGHT AGAINST EXTREMISM

The article discusses the geopolitical processes in the context of the revival of Russia’s status as a superpower. Examines the causal relationship between geopolitical processes and the intensity of extremism in the world. Identifies the main priorities and methods of geopolitical action and interaction, based on Russia’s historic role, and its current geographic and strategic position in Eurasia and the World.

Текст научной работы на тему «Геополитическая доктрина России по утверждению принципов развития многополярного мира в контексте борьбы с экстремизмом»

УДК 340.114.5 ББК 67.0

Федоренко Святослав Петрович Fedorenko Svyatoslav Petrovich

доцент кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law. Тел.: 8(928) 229-94-34.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИИ ПО УТВЕРЖДЕНИЮ ПРИНЦИПОВ РАЗВИТИЯ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА В КОНТЕКСТЕ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ

The geopolitical doctrine of Russia according to the principles of the development of a multipolar world in the context of the fight against extremism

В статье рассматриваются геополитические процессы в контексте возрождения статуса России как сверхдержавы. Анализируется причинно-следственная связь между геополитическими процессами и интенсивностью экстремистских проявлений в мире. Определяются основные приоритеты и методы геополитических действий и взаимодействия исходя из исторической роли России и ее современного географического и стратегического положения в Евразии и мире.

Ключевые слова: геополитическая доктрина России, угрозы и вызовы мондиализма, концепция многополярного мира, международный экстремизм, источники экстремизма, геополитический статус России.

Начало XXI века характеризуется неуклонной интенсификацией геополитической субъ-ектности Российской Федерации. Основные геополитические «игроки», такие как США, Европейский Союз, Китай, Япония и другие, все больше вынуждены считаться с мнением и позицией России по ключевым международным вопросам. Эти тенденции реализуются на фоне повышения эффективности внутриполитических процессов, направленных на обеспечение и защиту национальных интересов России. Постепенно начинают приносить результаты комплексные усилия последних десяти лет политического руководства страной, так как в 2000-е остро стоял вопрос о принципиальном выживании России и сохранении ее в истории человечества и на карте мира. В данном аспекте работу, проделанную Президентом Российской Федерации в указанный период, невозможно переоценить. Описанные условия позволя-

The article discusses the geopolitical processes in the context of the revival of Russia's status as a superpower. Examines the causal relationship between geopolitical processes and the intensity of extremism in the world. Identifies the main priorities and methods of geopolitical action and interaction, based on Russia's historic role, and its current geographic and strategic position in Eurasia and the World.

Keywords: geopolitical doctrine of Russia, threats and challenges of mondialism, concept of a multipolar world, international extremism, sources of extremism, geopolitical status of Russia.

ют говорить о тенденции достижения баланса между историческим и территориальным величием России и ее современным статусом в геополитической системе. Это возрождение становится возможным благодаря выработке, формированию и реализации геополитической доктрины Российской Федерации, отвечающей современным угрозам и вызовам. В контексте терминологической ясности следует согласиться с профессором Л. Г. Лукашо-вым в том, что «доктрина Российской Федерации - это система официально принятых в государстве взглядов на развитие мировых процессов, международную систему безопасности, утверждение геополитических интересов и приоритетов Российской Федерации в современном мире, а также является основополагающим документом, который определяет геополитические интересы России, цели, задачи, средства и способы их реализации и защиты» [1].

МАТЕРИАЛЫ XXI ДИМИТРОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ «1917-2017: УРОКИ ИСТОРИИ ДОНСКОГО КРАЯ»

К правовой базе геополитической доктрины Российской Федерации, помимо Конституции Российской Федерации, следует отнести федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней и внутренней политики и функционирования системы правовой защиты национальных интересов, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России.

Ведущий геополитический интерес России в контексте геополитической доктрины - сохранение и безопасное развитие мировых цивилизаций, народов и государств в целом [2]. Этот принцип формировался вместе с имперским мышлением русской политической элиты, которая, в отличие от ленинской интерпретации понятия «империализм», считала, что «империализм есть следствие народного убеждения в особом, мировом призвании данного государства. Империалистический народ считает себя носителем истинной культуры, в распространении которой он видит свою историческую миссию» [3, с. 447-448]. Со времен Российской империи перманентно реализуется принцип полноценного включения всех этнических групп в культурную орбиту эволюции русского народа. «Русский "империализм" наделал достаточное количество ошибок. Но общий стиль, средняя линия, правило заключались в том, что человек, включенный в общую государственность, получал все права этой государственности. Министры поляки (Чарторыйский), министры армяне (Лорис-Меликов), министры немцы (Бунге) в Англии невозможны никак. О министре индусе в Англии и говорить нечего. В Англии было много свобод, но только для англичан. В России было меньше, но они были для всех» [4, с. 117]. Историческим фактом является то, что все этносы, включенные в эту орбиту, существуют и сегодня. А англо-саксонская цивилизацион-ная общность дважды в мировой истории уничтожала другие цивилизации: первоначально бриттов и кельтов, населявших Британские острова, а затем и североамериканских индейцев, уничтожив тем самым целую расу. При колонизации территории современной Северной Америки погибло более 300 тыс. американских индейцев - коренных жителей Аме-

рики [5, с. 77]. Если эту цифру подвести под коэффициент современного состояния общечеловеческой демографии, то она будет более чем внушительной. Причем при создании Конституции США коренное население в расчет не принималось. Отсутствие правового статуса у американских индейцев повлекло отсутствие места для них в объективной реальности. Этот пример также можно расценивать как проявление экстремизма.

В социологии существует теории повторяющегося поведения [6, с. 112], экстраполируясь от которой к геополитическим процессам, можно со значительной долей достоверности утверждать, что западная цивилизация потенциально агрессивно опасна в методах реализация своих интересов. Россия же, напротив, заинтересована в создании и поддержании мира, базирующегося на таких принципах, как единство духовно-нравственной основы традиционных ценностей, паритет взаимоотношений между цивилизациями, государствами и народами, культивирование принципов взаимопомощи и человеколюбия, недопущение проявлений экстремизма в любых его формах.

В настоящее время страны «первого мира» создают искусственные ограничения цивили-зационного развития других народов с целью сегрегации человечества на роли участия в мировой финансово-экономической схеме: технологии, производство, сырье. Возникающая в результате этого процесса разница в уровне жизни создает общую тенденцию волны экстремизма. Массовые перемещения людей, катализируемые вооруженными конфликтами, резкая эскалация противостояния представителей разных культурных сообществ и, наконец, террористические акты как радикальное проявление экстремизма - результат данных процессов. Именно это мы наблюдаем в настоящее время в виде терактов в Европе, войны в Сирии, военных действий на юго-востоке Украины (ДНР, ЛНР) и других менее резонансных событий, возникающих в результате проявлений экстремизма.

Тем не менее страны блока НАТО (в особенности США) тратят на военные расходы такое количество денег, которого бы хватило для повышения уровня и технологичности жизни всего человечества. Проблема во многом заключается в том, что европейская схема «образование - наука - изобретения - техно-

логии - производство» изначально возникала как военное прикрытие морских торговых операций. Они основывались на разнице цивили-зационных уровней развития. И этот тренд остается неизменным уже несколько столетий. Россия же всегда стремилась к согласованности развития каждой из цивилизаций для того, чтобы обеспечить всестороннее становление человеческого сообщества. Как указывали Г. С. Денисова, В. П. Уланов, это «процесс постепенного выравнивания центра и периферии, происходящий во всех областях социального взаимодействия» [7, с. 12]. Данный принцип проявлялся и во время империи в виде формирования мультикультурного общества (которое так и не смогла построить современная Германия [8]), и в советский период, когда одним из важнейших условий формирования советской государственности провозглашались интернационал и равенство трудящихся всех стран. Реализация данного принципа дает возможность не допустить экстремальной неравномерности развития разных цивилизаций, обеспечить гармоничное становление различных сфер деятельности мирового сообщества и каждой из цивилизаций в нем, что должно предотвратить глобальные военные конфликты. В то же время в перспективе существенное внимание следует уделять развитию цивилизационной взаимоподдержки и взаимопомощи. Это положительно скажется на обеспечении безопасности общечеловеческого существования и купирует ущемление возможности развития иных цивилизаций и стран, ликвидирует создание глобальных угроз, а функционирование системы международной безопасности будет ориентироваться на принцип баланса сил и интересов, а не на военное превосходство [9].

Интерес России в многополюсном мире основывается на том, что любая из цивилизаций является достаточно самостоятельным и значимым источником геополитической силы. Поэтому на современном этапе эволюции человечества сохранение государств как основного субъекта международного права является неотъемлемым условием существования мирового сообщества. Глобальное объединение государств должно носить многополюсный характер, учитывать их интересы, так как предлагаемая модель мондеализма во главе с США в целом ряде аспектов возвращает чело-

вечество к принципам язычества, где человек выступает не целью, а средством. Это во многом противоречит религиозно-этическим и духовно-нравственным основам, на которых в свое время формировались сами США, но в определенный момент перешли к политике двойных, а точнее корыстно-рациональных конъюнктурных, стандартов в классических внеморальных проявлениях макиавеллизма. Данная ситуация влечет развитие кризиса и в самом западном обществе [10].

Кроме того, формирование монополярного мира таит в себе следующие опасности: насаждение стандартов безнравственности и бездуховности; уничтожение экономических, политических и культурных границ между государствами, создание единого мирового пространства, подчиненного власти денег и военной силе; усиление разрыва между развитыми и развивающимися странами; активное формирование теневой мировой власти; лишение государства суверенитета; навязывание человечеству курса всеобщей деградации, нестабильности, даже при условии разрушения среды обитания человека. Эти факторы генерируют следующие геополитические угрозы и вызовы Российской Федерации: внутренний кризис западного мира порождает агрессивную политику в отношении других стран и народов; обострение сырьевого и энергетического кризиса обусловливает необходимость для Запада искать новые источники энергии и сырья или развязывать масштабные войны за ресурсы, чтобы сохранить достигнутые качество жизни и прибыли финансовой олигархии и ТНК; утрата США безусловного превосходства в мире при одновременном усилении претензий элиты этой страны на мировое доминирование; радикальная трансформация торговых потоков, расширение доли теневого сектора в мировом валовом продукте и доходах, в том числе за счет финансовых спекуляций, роста торговли наркотиками и людьми; усиление роли и влияния в системе международных отношений транснациональных экономических, финансовых, псевдорелигиозных организаций, частных военных корпораций и криминальных структур; демографический рост в Азии, Африке, Латинской Америке с одновременной претензией на увеличение уровня потребления.

МАТЕРИАЛЫ XXI ДИМИТРОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ «1917-2017: УРОКИ ИСТОРИИ ДОНСКОГО КРАЯ»

Для противодействия данным негативным процессам Россия предлагает сохранять и оберегать все аспекты народной самобытности и права наций во всем их многообразии на мировом уровне, что находит свое отражение в том числе и в правовой доктрине Российской Федерации [11, с. 59-65]. Поэтому недопустимо превращение различных межнациональных образований, независимо от их могущества, в субъектов мировой власти, так как большинство из них являются корпоративно-клановыми структурами, которые преследуют частные интересы в политической и финансово-материальной сферах.

Не менее важным геополитическим интересом России выступает установление ненасильственного мира, предусматривающее применение военной и иной силы исключительно в крайних случаях - для защиты прав народов. Россия заинтересована в формировании действенной международно-правовой базы регулирования мирного становления человечества через эффективные органы управления цивилизационным развитием. Это позволит обеспечить геополитическую безопасность, которая сможет гарантировать сохранность культурно-цивилизационной идентичности, традиционной системы ценностей, территориальной целостности, экономической эффективности и обороноспособности, политической автономии и воли в утверждении государственных и общественных интересов. Российское государство рассматривает обеспечение национальной безопасности и сохранение своего высокого геополитического статуса как основную функцию всех государственных органов.

Приоритетным направлением в борьбе с радикальными проявлениями экстремизма (как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами) выступает сохранение и реализация оборонного потенциала, вооруженных сил и специальных служб, укрепление духовного, социального и культурно-цивили-зационного единства русского и дружественных ему народов [12].

Основной задачей внешней политики России является укрепление межгосударственных отношений со странами СНГ, государствами -членами ОДКБ, согласованность с их национальными интересами, геополитическим позиционированием, внешней и внутренней по-

литикой. Российское государство нацелено на возрождение единого православно-славянского духовного культурного пространства, установление дружеских взаимоотношений между государствами и народами евразийского мира. Данные формы взаимодействия должны обеспечить эффективное пресечение попыток экстремизма с постепенной ликвидацией почвы, которая способствует проявлению экстремистского поведения.

Во внешнеполитической деятельности Россия особое внимание должна уделять формированию Евразийского союза и его взаимодействию с Европейским союзом. В настоящее время очевидно, что часть стран Западной Европы, поддерживая США, ставит под удар свои собственные национальные интересы. В частности, многочисленные теракты, произошедшие за последний год в Европе, по всей видимости, - лишь верхушка айсберга проблем европейского общества. И, на наш взгляд, весьма высокой является вероятность того, что этот «айсберг» очень быстро может превратиться в «вулкан». Географически Европа граничит с Россией, а следовательно, масштабные волны европейского экстремизма неизбежно будут докатываться до России. Поэтому у России в совокупности с Евразийским союзом общих интересов с Евросоюзом гораздо больше, чем у ЕС и США. В контексте борьбы с экстремизмом это должно привести от союза государств к союзу народов, к единому политическому, экономическому, социальному, культурному, научно-образовательному и оборонному пространству. Развитие Шанхайской организации сотрудничества в Евро-Азиатский союз представляется основной перспективой российской внешней политики и важным условием общеевразийской геополитической безопасности [13].

Противодействие модели мондиализма, которая является фактором генезиса экстремизма, должно заключаться в следующем: научно обоснованном планировании развития, производства и потребления; формировании приоритета духовно-нравственных, интеллектуальных, творческих направлений развития общества; Россия как геополитический субъект должна выступать основой Евразии, которая объединяет евразийский Запад и Восток.

Данную концепцию определяют следующие факторы: мощный интеллектуальный и

ресурсный потенциал России; географическое положение «евразийского центра»; огромный потенциал обороноспособности; историческая духовная ориентация на традиционные ценности; роль России как мирового центра - ядра консолидации «традиционных цивилизаций» на пути строительства многополярного мира.

В заключение отметим, что деятельность России по предотвращению экстремизма в геополитике основывается на преодолении искус-

Литература

1. Исаев Б. А. Геополитика: учебное пособие. СПб., 2006.

2. Губченко А. В. Геополитическая оценка современной России в глобализирующемся мире // Власть. 2011. № 3.

3. Алексеев Н. Н. Идея государства. СПб., 2001.

4. Солоневич И. Л. Народная монархия. М., 2003.

5. Зинн Г. Народная история США. М., 2006.

6. Парсонс Т. Новый аналитический подход к теории социальной стратификации // О структуре социального действия. М., 2002.

7. Денисова Г. С., Уланов В. П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов н/Д, 2003.

8. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/201 01017070445.shtml.

9. Карпович О. Г. Конфликты цивилизаций: актуальные проблемы // Международные отношения. 2014. N° 1.

10. Бьюкенен П. Смерть Запада. М., 2007.

11. Овчинников А. И., Далгатова А. О., Фатхи В. И. Правовая доктрина как источник права в Российской Федерации // Философия права. 2016. № 2 (75).

12. Шеремет О. Л. Геополитическое положение России: современность и будущее // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 31.

13. Бовдунов А. Л. Россия как задание. М., 2010.

ственного ограничения цивилизационного развития народов, согласованности и всестороннем развитии мирового сообщества, постепенном устранении неравномерности развития различных цивилизаций, формировании системы цивилизационной взаимоподдержки и взаимопомощи, создании фактического международного равноправия, а также обеспечении взаимной безопасности геополитического развития.

Bibliography

1. Isaev B. A. Geopolitics: education guidance. St. Petersburg, 2006.

2. Gubchenko A. V. Geopolitical assessment of modern Russia in the globalized world // Power. 2011. № 3.

3. Alekseev N. N. Idea of the state. St. Petersburg, 2001.

4. Solonevich I. L. National monarchy. Moscow, 2003.

5. Sinn G. National history of the USA. Moscow, 2006.

6. Parsons T. New analytical approach to the theory of social stratification // About structure of social action. Moscow, 2002.

7. Denisova G. S., Yulanov V. P. Russians in the North Caucasus: analysis of transformation of the sociocultural status. Rostov-on-Don, 2003.

8. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 20101017070445.shtml.

9. Karpovich O. G. Conflicts of civilizations: urgent problems // International relations. 2014. № 1.

10. Buchanan P. Smert of the West. Moscow, 2007.

11. Ovchinnikov A. I., Dalgatova A. O., Fat-khi V. I. The legal doctrine as a source of law in the Russian Federation// Philosophy of law. 2016. № 2 (75).

12. Sheremet O. L. Geopolitical position of Russia: present and future// News of the Russian state pedagogical university of A. I. Herzen. 2011. № 31.

13. Bovdunov A. L. Russia as task. Moscow, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.