Научная статья на тему 'ГЕОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ГЕОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
113
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитарная география / литературная география / филологическое образование / этнофилология / мифопоэтика / humanitarian geography / philological education / ethnophilology / mythopoetics

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н.М. Мышьякова

В статье рассматривается геокультурное изучение литературной истории как необходимый компонент филологического образования. Гуманитарная география – одно из актуальных направлений современной гуманитаристики, основа многих междисциплинарных исследований – этнолингвистики, лингвострановедения, этнофилологии. Во взаимодействии географии и литературы выделяются несколько аспектов. Во-первых, исследование мифологической географии, которое позволяет выявить универсальные геокультурные мифологемы – вертикальную и горизонтальную структуру мира; основные оппозиции далекого – близкого, своего – чужого, центрального – периферического; образ Пути, его значимые отрезки и точки. Во-вторых, – географию места, позволяющую соотнести вербальный и географический тексты и определить их документальную обеспеченность. В-третьих, – географический образ текста, выявляющий семантическую значимость геокультурных феноменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOCULTURAL ASPECTS OF PHILOLOGICAL EDUCATION

The article discusses the geocultural study of literary history as a necessary component of philological education. Humanitarian geography is one of the topical areas of modern humanities, the basis of many interdisciplinary studies – ethnolinguistics, linguistic and regional studies, ethnophilology. Several aspects stand out in the interaction between geography and literature. Firstly, the study of mythological geography, which makes it possible to identify universal geocultural mythologemes – the vertical and horizontal structure of the world; the main oppositions of the far-close, friend-foe, central-peripheral; the image of the path, its significant segments and points. Secondly, the geography of the place, which makes it possible to correlate verbal and geographical texts and to determine their documentary support. Thirdly, the geographical image of the text, revealing the semantic significance of geocultural phenomena.

Текст научной работы на тему «ГЕОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

3. 'Enciklopediya ural'skih mifologij. Mifologiya komi. Pod redakciej N.D. Konakova. Moskva, Syktyvkar: DIK, 1999; T.1.

4. Konakov N.D. Tradicionnoe mirovozzrenie narodovkomi: Okruzhayuschijmir. Prostranstvo i vremya. Syktyvkar: Izdatel'stvo KNC UrO RAN, 1996.

5. Merlo-Ponti M. Vidimoe i nevidimoe. Minsk, 2006.

6. Sal'nikova E.V. Fenomen vizual'nostii 'evolyuciya vizual'noj kultury. Avtoreferat dissertacii ... doktora kul'turologii. Moskva, 2012.

7. Ulyashev O.I. Zarni. 'Enciklopediya ural'skih mifologij. Mifologiya komi. T. 1. Available at: http://www.komisc.ru/illi/folk/myth/181.htm

8. Konakov N.D. Kerka. 'Enciklopediya ural'skih mifologij. Mifologiya komi. T. I. Available at: http://komisc.ru/illi/folk/myth/206.htm

9. Pera i Zaran'. Komi-permyatskie teksty. 'Enciklopediya ural'skih mifologij. Mifologiya komi. T. I. Available at: http://www.komisc.ru/illi/folk/myth/65.htm

10. Ulyashev O.I. Rom. 'Enciklopediya ural'skih mifologij. Mifologiya komi. T. I. Available at: http://www.komisc.ru/illi/folk/myth/349.htm

Статья поступила в редакцию 06.08.20

УДК 82.09

Myshyakova N.M., Doctor of Arts, Professor, Russian State Hydrometeorological University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: natmih2004@mail.ru

GEOCULTURAL ASPECTS OF PHILOLOGICAL EDUCATION. The article discusses the geocultural study of literary history as a necessary component of philological education. Humanitarian geography is one of the topical areas of modern humanities, the basis of many interdisciplinary studies - ethnolinguistics, linguistic and regional studies, ethnophilology. Several aspects stand out in the interaction between geography and literature. Firstly, the study of mythological geography, which makes it possible to identify universal geocultural mythologemes - the vertical and horizontal structure of the world; the main oppositions of the far-close, friend-foe, central-peripheral; the image of the path, its significant segments and points. Secondly, the geography of the place, which makes it possible to correlate verbal and geographical texts and to determine their documentary support. Thirdly, the geographical image of the text, revealing the semantic significance of geocultural phenomena.

Key words: humanitarian geography, philological education, ethnophilology, mythopoetics.

Н.М. Мышьякова, д-р искусствоведения, проф., Российский государственный гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург,

E-mail: natmih2004@mail.ru

ГЕОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается геокультурное изучение литературной истории как необходимый компонент филологического образования. Гуманитарная география - одно из актуальных направлений современной гуманитаристики, основа многих междисциплинарных исследований - этнолингвистики, лингво-страноведения, этнофилологии. Во взаимодействии географии и литературы выделяются несколько аспектов. Во-первых, исследование мифологической географии, которое позволяет выявить универсальные геокультурные мифологемы - вертикальную и горизонтальную структуру мира; основные оппозиции далекого - близкого, своего - чужого, центрального - периферического; образ Пути, его значимые отрезки и точки. Во-вторых, - географию места, позволяющую соотнести вербальный и географический тексты и определить их документальную обеспеченность. В-третьих, - географический образ текста, выявляющий семантическую значимость геокультурных феноменов.

Ключевые слова: гуманитарная география, литературная география, филологическое образование, этнофилология, мифопоэтика.

Драматизм отношений природы и культуры в современных условиях имеет особую остроту Наступательные тенденции культуры все чаще обнаруживают свою обратную сторону, актуализируя потребность сохранения природных ресурсов и культуры малочисленных народов. В системе благоприятных условий, способствующих развитию человечества, географические условия занимают одно из важнейших мест «Особый облик природы», флора и фауна, способы их существования постепенно приобретают, как пишет М.С. Каган, «двойное гражданство» [1], остаются природными и, одновременно, становятся культурными текстами.

Филологическое образование обладает чрезвычайно широкими возможностями выйти через тексты к разнообразным сферам жизни, выявить единство и разнообразие культурной истории человечества. В современной филологии актуализируется ее традиционная универсальность, способность работать с текстами любой природы, что формирует ее разнообразные межпредметные связи. Филологической «поливалентности» способствует и тенденция гуманитаризации образования как одна из ведущих образовательных стратегий современности. Взаимодействие места и времени, истории и географии не нуждается в доказательствах. Пространство и язык географических образов, география как идеология пространства, географическое страноведение и краеведение, когнитивная география - эти и другие подобные аспекты все чаще становятся самостоятельной областью научных исследований [2; 3; 4].

Несмотря на очевидную значимость географической культуры, география является предметом специального образования и в базовую часть учебных планов бакалавриата по другим гуманитарным направлениям, в частности по направлению «Филология», не входит. Во многом в силу такого демонстративного игнорирования географический аспект находит место в многообразных специальных дисциплинах «по выбору».

Среди относительно новых дисциплин, вошедших в учебные планы многих вузов, появились этнофилология, страноведение, этнолингвистика, лингвокуль-турология, языковая картина мира, история культуры в текстах, анализ литературного произведения на межкультурной основе и другие. Характерной особенностью современной образовательной политики является стремление вписать отдельные области профессиональной подготовки в широкий культурный контекст, выявить зону контакта теоретического и прикладного знания, определить степень востребованности образовательных компетенций. Филология в этом отношении представляется чрезвычайно благодатным материалом. Интерпретация культуры как текста, написанного на разных языках, актуализировало классическое понимание филологии как универсального языка, акцентировало про-

блемы вербализации разнообразных природных феноменов и востребованность метаморфологических переводов. Понятия интертекста, интермедиальности, ме-таморфологических взаимодействий, междисциплинарности входят практически в каждое филологическое исследование.

Возникшая сравнительно недавно гуманитарная география сразу оказалась востребованной и актуальной. Географическая ориентация литературы - одна из самых древних, привязанность к месту - одна из самых сильных. Буквальная укорененность человека в мире наделяет географические параметры особым статусом, транспонирует географический феномен в сферу психического, в зону памяти, формирует поэтику воображаемого. С точки зрения знаменитого отечественного орнитолога и этолога, автора нашумевшей книги «Непослушное дитя биосферы» В.Р Дольника, любовь к родине - это инстинкт [5]. Филологам совсем нетрудно в это поверить.

Рассмотрим более подробно, каким же литературоведческим потенциалом обладают географические образы в литературных произведениях, как взаимодействуют литература и география.

Во-первых, стоит выделить мифологическую географию. Мифологические истоки литературы обращают нас к географии как условию и специфике культурного развития. Мифология задает параметры, структуру геокультурной модели мира. Мифопоэтические тексты формируют не только картину мира, но и его карту: физическую - описывая горы и леса, моря и реки, дороги и поселения; астрономическую - прочитывая небо как сакральный текст, размечая маршруты и метаморфозы богов и избранных героев; административную -определяя своё и чужое пространство, осознавая его пределы, обозначая центры и периферию.

Мифопоэтические географические образы, как правило, имеют своим прототипом реальные географические объекты, а при неясности их географической атрибуции провоцируют научный поиск. Картина мифологической истории очевидно картографична. Ее классические описания подразумевают изображение пространственной структуры, определение ее вертикальных и горизонтальных измерений, характеристику Пути и его опасных участков (фрагменты первоначального хаоса, болото, пограничная территория своего и чужого пространства, мост, лестница, периферия и пр.), сакральных топосов (алтарь, дворец, дом, пещера и др.) [6].

Географические образы не только фиксируют реальный географический объект, но и отсылают к его мифологизированной истории. Став фундаментом письменной литературы, мифология неизбежно акцентирует внимание на продолжающих свою жизнь мифологемах, в том числе и географических. Таким об-

разом, гуманитарная география, исследующая, по определению Д.Н. Замятина, «пространство и язык географических образов» [7], взаимодействует, прежде всего, с мифопоэтикой, позволяющей обнаружить изначальные географические мифологемы культурных текстов.

Второй тип взаимодействия литературы и географии можно определить как географию места. Географические названия, прямые и косвенные описания географических топосов, представленные в литературном произведении, конкретизируют художественные истории, сюжет приобретает «адрес», локализуется ландшафтом, климатическими особенностями, достраивается контекстной и ассоциативной информацией. Идентификация географических феноменов, их ценностное восприятие позволяют представить историю обживания пространства, его значимых топосов и их статус внутри конкретных историко-культурных периодов. Например, во многих путешествиях есть описания конкретных городов, но точка видения города имеет историческое своеобразие. В древних текстах города открывается пешему страннику и их неожиданно обнаруживающаяся красота, что легко проверяется на современных пешеходных и прежних автомобильных маршрутах, еще не ставших кольцевыми и объездными. Старинные русские города развернуты к путешественнику, видны снаружи и изнутри. Они открываются неожиданно главами церквей, башнями теремов, верхушками деревьев, примерно так, как можно увидеть на иллюстрации И.Я. Билибина к сказке А.С. Пушкина о царе Салтане. Позже город будет встречать приехавших на поездах красивым вокзалом, нарядной площадью со значимым монументом, часто симметрично застроенной улицей, ведущей к центру. Еще позже - аэропортом. География места, обладая географической конкретикой, одновременно служит маркером времени - время исчисляется пространством, как на циферблате классических часов.

Доступным фундаментом для анализа географии места, прежде всего, являются документальные геокультурные реалии текста, т.е. помимо своей художественной специфичности литература может быть рассмотрена как документ. Документальное соотношение географического и вербального текстов наиболее востребовано при изучении жанров итинерариев, хождений, странствий, путешествий, путевых дневников и т.п. Сила художественного воздействия в таких жанрах основана, прежде всего, на документированности повествования. Любой маршрут провоцирует визуальную и темпоральную «проверку», а любой зазор между географическим фактом и вербальным образом требует идентификации и классификации.

Документальное геокультурное прочтение литературных текстов приобретает особую значимость в системе филологического образования иностранных студентов. Иноязычный контингент обучающихся вынуждает разворачивать изучаемую литературу ее общечеловеческой, интернациональной стороной, рассматривать ее сравнительно-исторически и типологически. Материалом для сопоставления становятся не художественные феномены, своеобразие и неповторимость которых трудно обнаружить человеку, не являющемуся носителем языка, а именно документальные (исторические, географические) реалии, известные студенту-иностранцу из других источников - информационных видеоматериалов, туристско-экскурсионного опыта и т.п. Сопоставительное изучение документальных, в частности геокультурных аспектов литературного произведения, наиболее результативно, так как позволяет прочитать текст в единстве фактологического, лексического, культурно-исторического, геокультурного материала и обнаружить повторы и различия на всех уровнях текста.

Третий геокультурный аспект филологического анализа условно можно обозначить как геокультурный образ текста.

По словам Г Башляра, «воображение усиливает значение реальности» [8, с. 23]. Географическая узнаваемость, соединенная с вымышленным сюжетом,

Библиографический список

наделяет художественную наррацию «прибавочной стоимостью знака», выражаясь языком Ж. Бодрийяра, и усиливает документальность воображаемого. Одна из возможностей, которую интеркуррентно приобретает литературоведение, занимающееся геокультурными образами, - это возможность выявить историческую и индивидуальную культуру географических описаний, лексическую обеспеченность географических объектов.

Вербализация геокультурных образов предполагает не только наименование фактической геореальности, но, прежде всего, вербализацию образа пространства, создающегося синкрезисом визуальных, акустических, пространственных восприятий. Геокультурное пространство родного дома, например, русской усадьбы, воспетое в многочисленных воспоминаниях, множество лирических текстов, ностальгически обращенных к впечатлениям детства, демонстрируют реальность территориальной укорененности человека, формируют геокультурный и индивидуально-психологический концепт дома, любимого места. Геокультурное прочтение актуализирует краеведческую значимость текста. Краеведческое содержание произведения обладает не только документально географической специфичностью, но и встраивает географическое место в «пространство сокровенного» [8, с. 34]. Примером описания взаимосвязи геокультурного топоса, биографии и литературного творчества может служить известный сборник эссе П. Вайля «Гений места».

Литературное краеведение традиционно обращено к геокультурному контексту жизни и деятельности писателя, однако, как правило, оно носит ин-трокультурологический характер, локализовано именем, местом и нуждается в геокультурной систематизации и концептуализации. По мнению одного из исследователей, геолитературная карта России заполнена неполностью [9, с. 123]. На материале опроса студентов МГУ автор отмечает, что наиболее известными литературными местами являются усадьба Л.Н. Толстого Ясная поляна в Тульской области и пушкинская усадьба Михайловское в Псковской области. Несмотря на активизацию возрождения периферийных пространств России, еще много памятных геокультурных территорий оказываются вне зоны внимания и нуждаются в сохранении, описании, музеефикации.

Геокультурный аспект литературоведения как реконструкция географического образа текста является одним из важнейших в этнофилологических исследованиях. Национальные образы мира давно стали предметом активного изучения, однако этнофилология сравнительно недавно стала включаться в систему филологического образования. Этнофилология, взаимодействующая с этнолингвистикой, этнокультурологией, лингвострановедением, создает широкое поле междисциплинарных исследований, основной задачей которых становится выявление и систематизация национальных геокультурных моделей, структура и динамика геокультурных образов городов, регионов, страны.

Таким образом, в системе геокультурного изучения литературы можно выделить несколько аспектов:

- исследование мифологической географии, определяющее структуру и параметры геокультурного пространства в его процессуальности и значимых топосах; выявляющее универсальные геокультурные мифологемы;

- изучение географии места, основанное на документальной идентификации геокультурного и вербального описаний и позволяющее связать литературное произведение с конкретным геокультурным и историческим «адресом», соотнести историю картографирования и ее вербализацию;

- определение геокультурного образа текста, позволяющее выйти к пониманию универсальных закономерностей мира в единстве исторического, национального, всечеловеческого.

1. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург: Петрополис, 1996.

2. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. Санкт-Петербург: Алетейя, 2003.

3. Калуцков В.Н. Культурная география России. Москва: МГУ, 2016.

4. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1997.

5. Дольник В.Р Непослушное дитя биосферы: Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Санкт-Петербург: Петроглиф, 2009.

6. Мышьякова Н.М. Мифология: Программные материалы к спецкурсу. Оренбург: ОГПУ 2004.

7. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов: Санкт-Петербург: Алетейя, 2003.

8. Башляр Г Избранное: Поэтика пространства: Москва: Российская политическая энциклопедия, 2004.

9. Калуцков В.Н. Концептуальные основы литературной географии. Уральский исторический вестник. 2016; № (51): 118 - 124.

References

1. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury. Sankt-Peterburg: Petropolis, 1996.

2. Zamyatin D.N. Gumanitarnaya geografiya: Prostranstvo iyazykgeograficheskih obrazov. Sankt-Peterburg: Aletejya, 2003.

3. Kaluckov V.N. Kul'turnaya geografiya Rossii. Moskva: MGU, 2016.

4. Vedenin Yu.A. Ocherki po geografii iskusstva. Sankt-Peterburg: Dmitrij Bulanin, 1997.

5. Dol'nik V.R. Neposlushnoe ditya biosfery: Besedy o povedenii cheloveka v kompaniiptic, zvereji detej. Sankt-Peterburg: Petroglif, 2009.

6. Mysh'yakova N.M. Mifologiya: Programmnye materialy k speckursu. Orenburg: OGPU, 2004.

7. Zamyatin D.N. Gumanitarnaya geografiya: Prostranstvo iyazyk geograficheskih obrazov: Sankt-Peterburg: Aletejya, 2003.

8. Bashlyar G. Izbrannoe: Po'etika prostranstva: Moskva: Rossijskaya politicheskaya 'enciklopediya, 2004.

9. Kaluckov V.N. Konceptual'nye osnovy literaturnoj geografii. Ural'skijistoricheskij vestnik. 2016; № (51): 118 - 124.

Статья поступила в редакцию 02.09.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.