Научная статья на тему 'ГЕОКЕШИНГ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА'

ГЕОКЕШИНГ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОКЕШИНГ / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайнева С.В., Шефер О.Н., Лебедева Т.Н., Белоусова Н.А., Эрентраут Е.Н.

Пандемия COVID-19 наложила свой отпечаток на развитие познавательного туризма, как в мире, так и в России. Многие культурные объекты стали доступны виртуально, причем это как крупнейшие мировые, так и местные краеведческие музеи, что создает возможности для развития виртуального геокешинга. На основе проведенного опроса выявлено отношение студентов к геокэшингу, расширена рабочая программа по дисциплине «Цифровые технологии в образовании» путем введения соответствующей темы в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крайнева С.В., Шефер О.Н., Лебедева Т.Н., Белоусова Н.А., Эрентраут Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOCACHING IN THE ORGANIZATION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL TOURISM

The COVID-19 pandemic has left its mark on the development of educational tourism, both in the world and in Russia. Many cultural objects have become available virtually, and these are both the world's largest and local history museums, which creates opportunities for the development of virtual geocaching. Based on the survey, the attitude of students to geocaching was revealed, its possibilities for use in the learning process and prospects for the development of the use of dynamic virtual excursions for cultural and educational tourism were determined.

Текст научной работы на тему «ГЕОКЕШИНГ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА»

При составлении и планировании тренировок на развитие МПК и физической подготовленности надо учитывать особенности занимающихся, помнить, что ни один из методов тренировки не может считаться универсальным, потому что они применяются в комплексе с их разновидностями, что и обеспечивает при всех остальных компонентах тренировки высокие спортивные результаты.

Использование фитнес-трекеров для измерения МПК, используя данные о пульсе и движении, является хорошим и доступным средством на каждый день. С помощью фит-нес-трекеров можно самим измерить, сделать прогноз и контролировать свой МПК. Также помимо этого, с помощью источника данных и доступа МПК в часах фитнес-трекеров, которая автоматически сохраняет данные в приложении в телефоне, можно предоставить данные о МПК для научных исследований и открыть доступ к данным МПК другим приложениям, которым будет нужна ваша медкарта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Латыпов И.К. Функциональная диагностика как метод оценки подготовленности бегунов на средние дистанции / И.К. Латыпов, С.Н. Павлов, Ф.А. Мавлиев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - №3. - С. 43-45.

2. Мехдиева К.Р. Функциональное тестирование профессиональных спортсменов: специфическое или универсальное / К.Р. Мехдиева, А.В. Захарова // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. -Т. 19, № 1. - С. 22-28.

REFERENCES

1. Latypov, I.K., Pavlov, S.N and Mavliev, F.A. (2017), "Functional diagnostics as a method for assessing the readiness of runners for medium distances", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3. - pp. 43-45.

2. Mekhdieva K.R and, Zakharova A.V. (2019) "Exercise Testing of Professional Athletes: Specific or Universal?", Human. Sport. Medicine, Vol. 19, No. 1, pp. 22-28.

Контактная информация: npo77@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2022

УДК 372.8

ГЕОКЕШИНГ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ТУРИЗМА

Светлана Васильевна Крайнева, кандидат биологических наук, Ольга Робертовна Шефер, доктор педагогических наук, доцент, Татьяна Николаевна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Анатольевна Белоусова, доктор биологических наук, доцент, Елена Николаевна Эрентраут, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Абдулловна Ахкамова, кандидат физико-математических наук, доцент, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Пандемия COVID-19 наложила свой отпечаток на развитие познавательного туризма, как в мире, так и в России. Многие культурные объекты стали доступны виртуально, причем это как крупнейшие мировые, так и местные краеведческие музеи, что создает возможности для развития виртуального геокешинга. На основе проведенного опроса выявлено отношение студентов к геокэ-шишу, расширена рабочая программа но дисциплине «Цифровые технологии в образовании» путем введения соответствующей темы в учебный процесс.

Ключевые слова: геокешинг, культурно-познавательный туризм, виртуальный тур, обучающиеся, высшее образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p226-231

GEOCACHING IN THE ORGANIZATION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL

TOURISM

Svetlana Vasilyevna Kraineva, the candidate of biological sciences, Olga Robertovna Shefer,

the doctor of pedagogical sciences, docent, Tatyana Nikolaevna Lebedeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Natalia Anatolyevna Belousova, the doctor of biological sciences, docent, Elena Nikolaevna Erentraut, the candidate of pedagogical sciences, docent, Yulia Abdullovna Akhkamova, the candidate of physical and mathematical sciences, docent, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

The COVID-19 pandemic has left its mark on the development of educational tourism, both in the world and in Russia. Many cultural objects have become available virtually, and these are both the world's largest and local history museums, which creates opportunities for the development of virtual geocaching. Based on the survey, the attitude of students to geocaching was revealed, its possibilities for use in the learning process and prospects for the development of the use of dynamic virtual excursions for cultural and educational tourism were determined.

Keywords: geocaching, cultural and educational tourism, virtual tour, students, higher education.

ВВЕДЕНИЕ

Путешествие, имеющее в своей основе культурный и познавательный интерес, на сегодняшний день является одним из самых распространенных видов туризма. Вследствие этого туризм превратился в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, а туристические ресурсы становятся важнейшей частью национального богатства многих стран.

Познавательный туризм связан с информационным потреблением рекреационных ресурсов. Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: археологическими и культурно-историческими памятниками, архитектурными ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством.

Понятие «познавательный туризм» прочно вошло в исследования многих ученых, среди которых можно выделить работы А.Ю. Александровой, В.Э. Гордина, М. Драгиче-вич-Шешича, А.П. Дуровича, Д.И. Елканова, И.В. Зорина, М. Д. Сущинской, В. А. Черненко и др. Анализ данных исследований позволяет утверждать, что познавательный туризм редко выступает в качестве самостоятельного направления, обычно познавательные цели путешествия сочетаются с иными - отдых, развлечения.

Развитие общественного интереса к познавательному туризму не обошло и Россию. Наблюдается процесс становления туристских фирм по организации познавательных и культурно-познавательных туров. Это обусловлено тем, что в условиях нависшей пандемической ситуации поток населения за границу резко сокращен, многие страны закрыты от посещения туристами либо предъявляют повышенные требования к безопасности. Поэтому по данным Росстата, только за последние 3-4 года в России значительно увеличилось количество туристов, совершающих познавательные туры по историческим местам России, а также тех, кто направляется за границу с познавательными целями.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Познавательный туризм играет одну из основных ролей, как всовременной индустрии отдыха, так и в жизни общества в целом. Он оказывает влияние на разнообразные аспекты его жизни, начиная с бытовых и досуговых и заканчивая профессиональной его деятельностью. В трудах различных авторов помимо термина «познавательный туризм» используются и другие схожие термины, такие, как «культурно-познавательный туризм»,

«экскурсионный туризм» [5]. Так, термины, содержащиеся в русском языке, сходные с понятием «познавательный туризм», в большинстве своем соответствуют единому английскому термину, звучащему, как «cultural» и означают вид туризма, который в широком смысле данного понятия означает ознакомление туристов с историей и национальной культурой страны во всех ее аспектах: архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями и верованиями, образом и стилем жизни людей.

Наиболее полную классификацию познавательного туризма привел М. Драгиче-вич-Шешич, выделяя отдельно исторические (путешествия в историю, реконструкции исторических событий, религиозные путешествия, изучение исторического периода), географические (комплексные и специализированные) и художественные путешествия (ремесло, этнос и пр.) [2, 8].

Культурно-познавательные путешествия имеют разную временную протяженность: от одного дня до нескольких дней и даже месяцев. Для студентов и школьников в дни школьных каникул актуальными являются туры выходного дня - это запланированный с четко очерченной содержательной программой и ограниченный по времени и количеству экскурсантов туризм.

Когда идет всплеск заболеваний ковидом и омикроном среди детей и студентов, классному руководителю школьников и куратору учебной группы студентов весьма затруднительно заранее запланировать такие путешествия. Выходом из положения является создание виртуальных экскурсий собственными силами в рамках геокешинга.

Виртуальный тур - это комбинация ландшафтных карточек, в которой иногда проход через одну панораму к другой исполняется посредством функциональной площади (точек привязки или точек перехода), которые обычно размещают на изображении с учетом проекта тура. Выбирая ту или иную точку на карте, пользователь может получить видео- или фотоматериалы, планы экскурсий, конкретные пояснения, прослушать аудиодорожку, которая будет озвучивать передний план, что позволит в большей мере прочувствовать атмосферу тура.

Основным преимуществом виртуальных туров перед обычной фотокарточкой является интерактивность, т.е. при просмотре ландшафтной экскурсии посетитель видит только определенную часть местности, на основе Zoom-эффекта может приблизить или отдалить ее элементы.

В сети Интернет представлено огромное число от различных музеев, выставок и других публичных мероприятий различных виртуальных музеев, которые можно посетить в условиях пандемической ситуации, находясь дома «на диване»: Третьяковская галерея, Сикстинская капелла, Эрмитаж, Театр-музей Сальвадора-Дали, Музей изобразительных искусств А.С. Пушкина и др.

На рисунках 1 и 2 показаны залы музеев в рамках организации виртуальной экскурсии. Каждая такая экскурсия предоставляет виртуальному посетителю навигационные кнопки перемещения по залам, получения подробной информации о выбранном экспонате. Основной акцент в культурно-просветительском туре сделан на основе геокешинга.

Многие исследователи Н.А. Бем, А.В. Дубровский, М.А. Малиновский, Э.Ф. Са-дыкова, С.В. Синаторов, Е.В. Тяпкина в понятие «геокешинга» включают использование современных систем спутниковой навигации [1, 3, 6, 7]. В своей работе под геокешингом мы будем понимать выбор определенного виртуального тура по географическим координатам в зависимости от цели организуемой преподавателем культурно-просветительской работы. Отличительными характеристиками каждого виртуального тура является интерактивность в навигации, активность экскурсантов, а, главное, погружение в проблемную ситуацию, представленную в виде игры. Участники геокешинга могут объединяться в коллаборации, объединяя усилия по прохождению выбранного маршрута. На основе дея-тельностного подхода в обучении экскурсантам предлагается выступить в роли исследователей, изучить местность, найти и открыть «тайники», выполняя серию творческих за-

даний, усложняющихся от уровня к уровню.

Рисунок 2 - Челябинский краеведческий музей

Педагог может самостоятельно создавать такие информационные продукты без знаний программирования, применяя различные формы и методы обучения [4]. Создание таких виртуальных экскурсий совместно с обучающимися поможет в развитии коммуникативных, цифровых и иных компетенций, а также сблизит педагога и обучающихся. Средствами для создания виртуальных экскурсий выступают следующие платформы-инструменты: Tour Builder, My360, Mapwing и др.

С помощью Tour Builder можно создать желаемый виртуальный проект на основе фотоальбомов, видео, панорамы.

Сервис My360 позволяет создавать интерактивные экскурсии в облаке, наполняя их определенным контентом, ссылками на другие сайты или каналы и чаты социальных сетей. В функции My360 входят также встраиваемые карты, вариативность туров, ви-део/анимированные презентации, меню быстрого доступа, многоязычный интерфейс, поддержка Google Street View и пр.

Mapwing - сервис, который позволяет на базе имеющихся либо нарисованных планов строения, городка, карт государств, воссоздать желанную картину. С помощью данного сервиса можно создать метапредметные исследовательские проекты обучающихся по истории своего региона, краеведению, страноведению, географии, истории науки и т.д.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе нашей работы был проведен опрос «Культурно-просветительский тур для обучающихся», в котором приняло участие 68 студентов факультета математики, физики,

информатики и факультета учителей начальных классов ЮУрГГПУ Проанализировав все ответы, мы пришли к следующим результатам:

• о существовании виртуального тура и виртуальных экскурсий знают 70,5% респондентов;

• из 68 респондентов 55,9% пользовались виртуальной экскурсией в повседневной жизни;

• 69,1% респондентов не использовали виртуальные экскурсии в своей учебной деятельности и считают, что это им не нужно;

• на вопрос «Есть ли у вас опыт по созданию виртуальной экскурсии?» утвердительно ответили 14,7%, отрицательно - 50%, а 35,3% высказали желание попробовать создать ее;

• многие студенты (будущие учителя) считают, что виртуальные туры можно использовать в учебном процессе по математике, физике, естествознанию, информатике и будут применять их в своей профессиональной деятельности классного руководителя. В связи с этим в рабочую программу дисциплины «Цифровые технологии в образовании» для всех педагогических направлений подготовки добавлена тема «Виртуальные экскурсии в обучении», раскрывающая суть организации и практического создания таких экскурсий, демонстрирующая перспективы развития и использования динамических виртуальных экскурсий в целях культурно-познавательного туризма и культурного просвещения различных слоев населения.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в условиях пандемической ситуации организация виртуального тура средствами современных цифровых технологий, которые активно внедряются в нашу жизнь, является актуальной направление в профессиональной деятельности педагога в условиях Информационного общества [9]. Можно, не выходя из дома, побывать в различных музеях и галереях мира или других местах с богатой историей и культурой. Так и педагог может воссоздать любую виртуальную панораму для обучающихся, иллюстрирующую изучаемый материал в научном или культурно-историческом аспекте, расширяя культурный кругозор обучающихся. Это может быть поле, на котором произошло сражение, замок, в котором жила та или иная династия, лицей, в котором учился любимый поэт или ученый, изучение флоры и фауны своей местности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бем Н.А. Геокешинг в контексте современного образования / Н.А. Бем, Е.В. Тяпкина, С.В. Синаторов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №7-2 (49). - С. 6-7.

2. Горюнова М.В. Принцип историзма как основа культурно-просветительской деятельности учителя физики в школе / М.В. Горюнова, О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2021. - № 1 (161). - С. 65-91.

3. Дубровский А.В. Геокэшинг инновационный способ привлечения внимания к проблеме охраны памятников историко-культурного наследия / А.В. Дубровский, М.А. Малиновский // Интерэкспо Гео-Сибирь: материалы конференции; Сибирский государственный университет геосистем и технологий. - Новосибирск, 2011. - Т. 6. - С. 71-74.

4. Крайнева С.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования экологической культуры студентов / Крайнева С.В., Шефер О.Р., Лебедева Т.Н., Эрентраут Е.Н. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 184-188.

5. Москалевич Г.Н. Экскурсионный туризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма / Г.Н. Москалевич // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2021. -№16-2. - С. 885-888.

6. Садыкова Э.Ф. Особенности организации образовательного экологического геокешинга для учащихся образовательных школ / Э.Ф. Садыкова, Т.А. Мирюгина // Педагогика и просвещение. - 2020. - №3. - С. 54-62.

7. Фролова Е.В. Специфика культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации / Е.В. Фролова, Е.Е. Кабанова, М.В. Костина // Материалы Афанасьевских чтений. -2017. - №2 (19). - С. 42-54.

8. Харитон В.В. К вопросу определения понятия «Культурный туризм» и его классификации на современном этапе развития туризма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2017. - №28. - С. 169-176.

9. Шефер О.Р. Культурно-просветительская деятельность учителя (состояние проблемы в практике обучения) / О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева, С.В. Крайнева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2021. - № 4(164). - С. 190-217.

REFERENCES

1. Bem, N.A., Tyapkina, E.V. and Senatorov S.V. (2016), "Geocaching in the context of modern education", Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal, No 7-2 (49), pp. 6-7.

2. Goryunova, M.V., Shefer, O.R. and Lebedeva, T.N. (2021), "The principle of historicism as the basis of the cultural and educational activities of a physics teacher at school", Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, No 1(161), pp. 65-91.

3. Dubrovsky, A.V. and Malinowski, M.A. (2011), "Geocaching innovative way to attract attention to the problem of protection of monuments of historical and cultural heritage", Interexpo Geo-Siberia: conference materials; Siberian State University of Geosystems and Technologies, Novosibirsk, V. 6, pp. 71-74.

4. Kraineva, S.V., Shefer, O.R., Lebedeva, T.N. and Erentraut, E.N. (2021), "Information and communication technologies as a means of forming the ecological culture of students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 10(200), pp. 184-188.

5. Moskalevich, G.N. (2021), "Excursion tourism as one of the directions of cultural and educational tourism", Russia: trends and prospects of development, No. 16-2, pp. 885-888.

6. Sadykova, E.F. and Miryugina, T.A. (2020), "Features of the organization of educational ecological geocaching for students of educational schools", Pedagogy and education, No. 3, pp. 54-62.

7. Frolova E.V., Kabanova, E. E. and Kostina, M.V. (2017), "Specificity of cultural and educational tourism in the cities of the Russian Federation", Materials of the Afanasiev readings, No 2 (19), pp. 42-54.

8. Khariton, V.V. (2017), "On the definition of the concept of "Cultural tourism" and its classification at the present stage of tourism development", Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art criticism, No. 28, pp. 169-176.

9. Shefer, O.R., Lebedeva, T.N. and Kraineva, S.V. (2021), "Cultural and educational activity of a teacher (the state of the problem in teaching practice)", Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, No 4(164), pp. 190-217.

Контактная информация: lebedevatn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.03.2022

УДК 37.037.02

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ

Сергей Анатольевич Кривелев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Александр Григорьевич Павлов, старший преподаватель, Александр Анатольевич Силко, старший преподаватель, Военная академия связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного, г. Санкт-Петербург; Александр Николаевич Ларин, заместитель начальника кафедры, Евгений Александрович Баловин, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

Аннотация

В работе рассматриваются мотивационные аспекты в совершенствовании организации и методики физического развития курсантов на учебно-тренировочных занятиях по боевым приемам с использованием средств спортивных единоборств. Подчеркивается, что актуальность исследования обусловлена повышенной эффективностью ведения рукопашной схватки. Предложено применение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.