Научная статья на тему 'Виртуальный образовательный геокешинг: альтернативная интерактивная gps-технология развития лингвострановедческой компетенции студентов языкового вуза'

Виртуальный образовательный геокешинг: альтернативная интерактивная gps-технология развития лингвострановедческой компетенции студентов языкового вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГЕОКЕШИНГ / GPS-ТЕХНОЛОГИИ / ГЕОПОРТАЛ / СЕРВИСЫ GOOGLE / ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL GEOCACHING / GPS-TECHNOLOGIES / GEOGRAPHICAL PORTAL / GOOGLE SERVICES / INTERCULTURAL COMPETENCE / INTERACTIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милюшенко Татьяна Валерьевна

В статье рассматриваются особенности внедрения перспективных интерактивных GPS-технологий в образовательный процесс в виде виртуального образовательного геокешинга, способствующего развитию лингвострановедческой компетенции студентов языкового вуза. Дается определение нового направления образовательного геокешинга, представляющего собой нетрадиционную интерактивную форму проведения занятий и предполагающего знакомство с достопримечательностями при выполнении творческих заданий с использованием современных спутниковых навигационных систем. В рамках проведенного исследования была выявлена специфика виртуального образовательного геокешинга, заключающаяся в поиске информации с использованием специализированных геопорталов сети Интернет. Одной из задач, реализуемой в рамках данной работы, является определение спектра возможностей виртуального образовательного геокешинга в процессе обучения студентов языкового вуза, а также возможность интеграции в учебный процесс на качественно новом уровне, позволяющем реализовать перспективное направление интерактивного обучения.Исследование показало, что использование виртуального геокешинга позволит организовывать коммуникацию на изучаемом языке в рамках выполнения проекта, а также представить новые лингвострановедческие реалии и особенности их использования. Задачами виртуального геокешинга является также мониторинг и систематизация полученных знаний в результате изучения ряда лингвострановедческих дисциплин.В виду отсутствия комплексных разработок в данном направлении целью исследования является разработка универсальной модели проведения виртуального образовательного геокешинга. Модель представлена двумя базовыми блоками: теоретическим, интегрирующим содержательный и технический компоненты, а также практическим, раскрывающим особенности организации и проведения планируемого мероприятия. Алгоритм предлагаемых действий структурирован и представлен с указанием необходимых ресурсов реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL EDUCATIONAL GEOCACHING: ALTERNATIVE GPS-TECHNOLOGY FOR DEVELOPING INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS IN LANGUAGE HIGH SCHOOLS

This paper addresses the issue of the peculiarities of introducing promising interactive GPS-technologies into educational process via virtual educational geocaching promoting the development of intercultural competence in linguistic high schools. A new trend of educational geocaching is defined as an alternative interactive form of classes providing the realization of projects with the help of modern navigation systems. According to the research virtual educational geocaching specifics is in applying professional geographical portals for searching the information in the Internet. One of the main tasks stated in the paper is defining virtual geocaching potentialities for studying languages as well as their integration facilities for the educational process that can help greatly in modern interactive education. Virtual geocaching enables the proper communication introducing new intercultural realities and their peculiarities while working with the project. It also provides monitoring and systematization within regional studies subjects. Stating the fact of lacking any integrated development it is quite acute to introduce a versatile model of educational geocaching. This model integrates two basic blocks: theoretical unifying context and technical components and practical revealing the peculiarities of organization and realization. The algorithm is structured specifying essential Internet resources.

Текст научной работы на тему «Виртуальный образовательный геокешинг: альтернативная интерактивная gps-технология развития лингвострановедческой компетенции студентов языкового вуза»

УДК 372.881.111.1,ББК 74.268.1 ОТ.В. Милюшенко

Т.В. Милюшенко

ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГЕОКЕШННГ: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ GPS-ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

ЯЗЫКОВОГО ВУЗА

В статье рассматриваются особенности внедрения перспективных интерактивных GPS-технологий в образовательный процесс в виде виртуального образовательного геокешинга, способствующего развитию лингвострановедческой компетенции студентов языкового вуза. Дается определение нового направления образовательного геокешинга, представляющего собой нетрадиционную интерактивную форму проведения занятий и предполагающего знакомство с достопримечательностями при выполнении творческих заданий с использованием современных спутниковых навигационных систем. В рамках проведенного исследования была выявлена специфика виртуального образовательного геокешинга, заключающаяся в поиске информации с использованием специализированных геопорталов сети Интернет. Одной из задач, реализуемой в рамках данной работы, является определение спектра возможностей виртуального образовательного геокешинга в процессе обучения студентов языкового вуза, а также возможность интеграции в учебный процесс на качественно новом уровне, позволяющем реализовать перспективное направление интерактивного обучения.Исследование показало, что использование виртуального геокешинга позволит организовывать коммуникацию на изучаемом языке в рамках выполнения проекта, а также представить новые лингвострановедческие реалии и особенности их использования. Задачами виртуального геокешинга является также мониторинг и систематизация полученных знаний в результате изучения ряда лингвострановедческих дисциплин.В виду отсутствия комплексных разработок в данном направлении целью исследования является разработка универсальной модели проведения виртуального образовательного геокешинга. Модель представлена двумя базовыми блоками: теоретическим, интегрирующим содержательный и технический компоненты, а также практическим, раскрывающим особенности организации и проведения планируемого мероприятия. Алгоритм предлагаемых действий структурирован и представлен с указанием необходимых ресурсов реализации.

Ключевые слова: виртуальный образовательный геокешинг, GPS-технологии, геопортал, сервисы Google, лингвострановедческая компетенция, интерактивная технология.

тремительно развивающиеся

■ информационно -коммуникационные

технологии интегрируются в различные сферы жизни современного общества, открывая все новые возможности и перспективы. Передовые разработки космических технологий входят в повседневную жизнь людей в виде GPS-навигации, ранее доступной только специальным службам.

В сфере образования также происходят значительные изменения, передовые

информационные технологии помогают успешно решать задачи формирования различных компетенций в условиях ограниченного времени, что является весьма актуальным при реализации ФГОС нового поколения, где результаты формулируются в виде набора компетенций.

Большим потенциалом для комплексного формирования компетенций, а в частности лингвострановедческой компетенции студентов языкового вуза, обладают современные GPS-технологии, реализующие свои образовательные возможности в рамках альтернативного интерактивного геокешинга.

Термин «геокешинг» («geocaching», от греч. «уео» - Земля, англ. «cache» - тайник) появился в 2000 году благодаря американцу Дэйву Алмеру (DaveUlmer), из Портленда, штата Орегон, предложившему игру по поиску спрятанных

тайников по координатам GPS-спутников. Данная игра стала возможна из-за снятия ограничений на получение точного сигнала, исходящего от GPS спутников, для гражданского населения [3, с. 320].

На данный момент существует множество определений понятия «геокешинг»,

сформулированных в работах И.Б. Жуковина, A.B. Молочко, JI.A. Федотова, но наиболее точное и полное определение термина «геокешинг» как туристической игры с применением спутниковых навигационных систем, состоящей в нахождении тайников, спрятанными другими участниками игры, представлено на официальном сайте Geocaching.com, который является крупнейшей международной площадкой проведения данной игры [7].

В Россиигеокешинг появился в 2002 году. Два независимых проекта объединились в один общий Geocaching.su благодаря Андрею Форосенко и специалисту в области навигации Сергею Пуяндайкину.

Российский сервис геокешинга имеет некоторые отличия от зарубежного аналога и развивается больше как образовательная игра, поскольку тайники закладываются в местах, имеющих познавательный, исторический,

культурный и краеведческий интерес [6, с. 147].

Большой потенциал геокешинга как одной из GPS-технологий может широко использоваться при

организации педагогического процесса в высшей школе, в том числе при изучении широкого круга гуманитарных дисциплин, и выводить его на качественно новый уровень [6].

Таким образом, можно говорить о появлении нового направления использования GPS-технологий в виде образовательного геокешинга, представляющего собой нетрадиционную интерактивную форму проведения занятий и предполагающего знакомство с достопримечательностями при выполнении творческих заданий с использованием спутниковых навигационных систем. Образовательныйгеокешинг предполагает поисковую и исследовательскую деятельность в самых разных предметных направлениях, разрабатываемые проекты также могут быть межпредметными или даже надпредметными[2, с. 6].

На данный момент существует несколько типов образовательногогеокешинга: традиционный, пошаговый и виртуальный.

Традиционный или классический

образовательный геокешинг предполагает командный или индивидуальный поиск спрятанных в черте города тайников с помощью GPS-навигаторов и маршрутного листа, расположенного в сети Интернет на сайте. Пошаговый образовательный геокешинг представляет собой усложненный вариант классического геокешинга, предлагающий найти условный итоговый тайник только после прохождения цепочки взаимосвязанных заданием промежуточных тайников, в каждом из которых содержится информация о дальнейших действиях и расположении следующего тайника. Виртуальный геокешинг представляет собой новую разновидность образовательного геокешинга, предполагающего поиск информации без посещения места поиска, но с использованием сервисов, предоставляющих карты местности.

Особый интерес в рамках данной работы представляет виртуальный геокешинг благодаря образовательному потенциалу и возможности интегрировать отдельные дисциплины на качественно новом уровне.

Учитывая тот факт, что традиционный геокешинг, широко используемый на данный момент, больше связан с географическими реалиями, вполне логично связать виртуальный геокешинг с дисциплинами лингвострановедческого цикла, что позволит, в свою очередь, развивать лингвострановедческую компетенцию студентов языкового вуза, не имеющих возможности выезда в страны изучаемого языка в течение учебного года. Более того, использование виртуального геокешинга позволит реализовать перспективное направление интерактивного обучения, вовлекающего своих участников в процесс познания.

Соответственно организация и проведение виртуального геокешинга будет способствовать систематизации знаний о реалиях страны изучаемого языка, даст возможность извлекать из единиц языка

страноведческую информацию и пользоваться ею, добиваясь полноценной коммуникации, что, в свою очередь, разовьет лингвострановедческую компетенцию студентов языкового вуза.

Важно отметить, что на данный момент виртуальный образовательный геокешинг, являясь новым направлением, не представлен комплексными разработками в отличие от

традиционногогеокешинга, подробно описанного на официальных сайтах, а также в личных блогах и ряде научных статей.

Принимая во внимание вышеизложенные факты, в рамках данного исследования предполагается целесообразным разработать универсальную модель проведения виртуального образовательного геокешинга, способствующего развитию лингвострановедческой компетенции студентов языкового вуза.

В рамках использования виртуального геокешинга можно решать следующие задачи:

• организовывать коммуникацию на изучаемом языке в рамках выполнения проекта;

• знакомить с новыми лингвострановедчески-ми реалиями и особенностями их использования;

• проводить мониторинг полученных знаний;

• систематизировать знания, полученные в результате изучения ряда лингвострановедческих дисциплин.

Возможны различные формы использования модели виртуального геокешинга, реализующиеся как в рамках аудиторной, так и внеаудиторной работы студентов в дистанционном режиме с использованием доступа в сеть Интернет. Процесс реализации виртуальногогеокешинга

полуавтоматический с минимальной модерацией, участие может быть интерактивным и массовым, включая как индивидуальное, так и командное участие.

Учитывая, что для организации виртуального геокешинга потребуется подготовительная работа по формированию как содержательной, так и технической составляющей, структуру модели виртуального геокешинга целесообразно представить в виде двух базовых блоков: теоретического, интегрирующего содержательный и технический компоненты, и практического, раскрывающего особенности организации и проведения планируемого мероприятия.

Первый блок представлен содержательным компонентом, включающим подготовку вопросов и заданий, разработку инструкций для участников геокешинга, и техническим, акцентирующим внимание на выборе ресурса проведения, особенностях создания сайта геокешинга, виртуальных карточек команд, а также онлайн табло. Второй блок реализует практические составляющие в виде рассылок, инструктажа участников, подведения итогов с последующей рефлексией.

Ниже рассмотрим алгоритм действий в каждом отдельном блоке модели виртуальногогеокешинга.

1. Подготовка вопросов.

Вопросы создаются на базе выбранного ресурса (пункт 3), количество вопросов должно соответствовать количеству ячеек таблицы с внесенными верными ответами. Продумываются условия принятия правильного ответа участниками геокешинга, заключающиеся в использовании регистров и знаков. Целесообразно предложить использование верхнего регистра CapsLock и указание ответа без пробелов и знаков препинания.

Ниже приведен пример задания с указанием номера ячейки (А), вопроса (1) и правильного ответа:

Al: Walk along 14 Magdalene Street up to Northampton Street. There you'll find the Museum of Cambridge. Just beneath the sign you'll find the arrow indicator to the roads. Write the number of the road to London.

Answer: Ml 1

2. Разработка инструкции для участников.

Модератор формулирует цель проводимого виртуального геокешинга, которая может заключаться в наборе максимального количества закрашенных ячеек таблицы с вопросами и заданиями, определяет соответствующий целям базовый электронный географический ресурс, в рамках которого будет проходить виртуальный геокешинг. Инструкция также включает информацию о временных ограничениях, особенностях оформления правильных ответов с учетом верхнего регистра, а также содержит информацию о том, на каком ресурсе будет расположена игровая площадка. В случае командной игры предоставляется возможность выбора цвета команды, объясняется специфика работы с виртуальной карточкой команды, представленной в виде таблицы. При проведении виртуального геокешинга онлайн необходимо указать специфику отслеживания выполнения задания на онлайн табло.

3. Выбор ресурса проведения.

Важной составляющей виртуального образовательного геокешинга является выбор соответствующего целям геопортала,

представленного электронным географическим ресурсом, размещенным в сети Интернет. Геопортал представляет собой каталог геоданных, сопровождаемый базовыми или расширенными возможностями геоинформационных систем, доступных через веб-обозреватель [4, с. 91].На данный момент существует несколько популярных геопорталов, различающихся по наличию информационной нагрузки.

Геопорталы, позволяющие совместно просматривать космические снимки и общегеографические карты с разной степенью детализации, а также фотографический материал интересных с точки зрения культуры мест, являются наиболее простыми в работе и представлены разработками сервиса www.maps.google.com.

На сайтах www.maps.nokia.com и www.bing.com/maps/ расположены геопорталы с

расширенными функциями трехмерного

представления информации по наиболее интересным с культурной точки зрения местам [5].

Интересны геопорталы исторической тематики, предоставляющие данные аэрофотосъемки определенного исторического периода на сайте www.arfly.ru, и, конечно же, игровые геопорталы, на базе которых проводится

reoKeiHHHrwww.geocaching.com.

В зависимости от поставленной цели виртуальногогеокешинга преподаватель имеет возможность выбрать наиболее оптимальный ресурс.

4. Создание сайта конкурса в сети Интернет

Для создания ресурса в сети Интернет, на базе

которого будет проходить фиксация результатов виртуального образовательного геокешинга, используется платформа www.blogger.com, www.wikispaces.com или www.docs.goole.com. Далее в выбранном ресурсе Blogger, Wikispaces или GoogleDocs создается отдельная страница «Карта заданий» в которую импортируется подготовленная таблица с ссылками на созданные ранее страницы с вопросами. Для этого необходимо создать исходную таблицу на облачном хранилище

GoogleDiskwww.drive.google.com,обеспечивающим совместный доступ [1].

5. Создание виртуальной карточки команды

Виртуальная карточка команды оформляется в

таблице Google. Созданный шаблон можно тиражировать с учетом количества играющих команд благодаря его стандартной структуре. При внесении участниками правильного ответа в соответствующие ячейки таблицы происходит окрашивание, предусмотренное функцией условного

форматирования сервисов Google.

6. Создание онлайн табло

Созданное табло в виде отдельного окна с виртуальной карточкой команды может отражать ход мероприятия в режиме реального времени, выделяя и окрашивая верно выполненные задания. Для корректной работы табло необходимо обновлять страницу после внесения ответа.

7. Рассылка приглашений

Каждый участник виртуального

образовательного геокешинга получает ссылку на созданный ресурс с открытым доступом.

8. Инструктаж участников.

Модератор ставит цель перед участниками, делит на группы, знакомит с разработанной инструкцией в пункте 3 теоретического блока.

9. Проведение виртуальногогеокешинга

Виртуальныйгеокешинг стартует в указанное в

рассылке время и заканчивается по истечении данного периода.

10. Подведение итогов виртуальногогеокешинга

Проводится анализ достижения цели и эффективности решения поставленных задач, касающихся уровня организации коммуникации на изучаемом языке в рамках выполнения проекта,

систематизации знаний, полученных в результате изучения ряда лингвострановедческих дисциплин, и ознакомления с особенностями новых лингвострановедческих реалий. Выполненный анализ оформляется в виде презентации с использованием платформы Ргег1.

11. Рефлексия

На заключительном этапе выполняется анализ полученных результатов, впечатлений, интересных игровых ситуаций, выполненный участниками в едином интерактивном плакате ТЫгщЫпк, 01оз1ег, Сасоо с последующим размещением в сети Интернет.

Таким образом, представленная модель проведения виртуального образовательного геокешинга является универсальной за счет оптимально разработанной структуры в виде двух основных блоков, которая легко интегрируется в учебный процесс, помогая организовать коммуникацию на изучаемом языке, создавая условия для развития лингвострановедческой компетенции и позволяя расширять привычные рамки организации учебного процесса в языковом вузе.

Библиографический список

1. Баженов, И.И. Конкурс GM5x5 [Электронный ресурс] / И.И. Баженов. - Режим доступа: http://gm5 х5 .blogspot.ru/, свободный

2. Бем, Н.А., Тяпкина, Е.В., Синаторов, С.В. Геокешинг в контексте современного образования [Текст] / Н.А. Бем, Е.В. Тяпкина, С.В. Синаторов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №7 (49). - С.6-7.

3. Жуковин, И.Б., Иванов, Е.Н. Геокешинг как инновационная форма образовательного путешествия [Текст] / И.Б. Жуковин, Е.Н. Иванов // Царскосельские чтения. - 2011. - №XV / том IV. - С. 320-324.

4. Кормщикова, М. Ю. Тематические геопорталы - оптимальный инструмент для анализа и управления пространственными данными при решении отраслевых задач [Текст] / М.Ю. Кормщикова //Геоматика. - 2009. -№ 2(3). - С. 90-94.

5. Молочко, А.В. Возможности использования современных интерактивных образовательных технологий в высшем профессиональном образовании (на примере обучения геоинформатике) [Текст] / А.В. Молочко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Науки о Земле. - 2013. - №2 / Т.13. - С. 293-303.

6. Федотова, Л.А., Ященко, Р.В. Организация самостоятельной работы студентов технического вуза с применением GPS-технологий при изучении гуманитарных дисциплин. [Текст] / JI.A. Федотова, Р.В. Ященко // Известия Волгоградского государственного технического университета. -2012. - №9/ том 11. - С. 147-148.

7. Geocaching [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Geocaching». - Режим доступа: https://www.geocaching.com/play, свободный.

References

1. Bazhenov, I.I., Konkurs GM5x5 [Competition GM5x5]. [Elektronnyjresurs] / I.I. Bazhenov. - Mode of access: http://gm5x5.blogspot.ru/

2. Bem, N.A., Tyapkina, E.V., Sinatorov, S.V. Geokeshing v kontekstesovremennogoobrazovaniya [Geocaching in the context of modern education] [Tekst] / N.A. Bem, E.V. Tyapkina, S.V. Sinatorov // Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal, 2016, №7 (49), pp.6-7.

3. Zhukovin, I.B., Ivanov, E.N. Geokeshing kak innovacionnaya forma obrazovatel'nogoputeshestviya [Goe-caching as the modern form of educational journey] [Tekst] / I.B. ZHukovin, E.N. Ivanov // Carskosel'skiechteniya, 2011, №XV / vol. IV, pp. 320-324.

4. Kormshchikova, M. YU. Tematicheskiegeoportaly - optimal'nyj instrument dlyaanalizaiupravleniyaprostranstvennymidannymipriresheniiotraslevyhzadach [Thematic geoportal is the optimal tool for data analysis and management for solving industry tasks] [Tekst] / M.YU. Kormshchikova // Geomatika, 2009, № 2(3), pp. 90-94.

5. Molochko, A.V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya sovremennyh interaktivnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v vysshem prof'essional'nom obrazovanii (naprimereobucheniyageoinformatike) [Possibilities of Modern interactive educational technologies used in higher professional education (with geoinformatics as an example)] [Tekst] / A.V. Molochko // IzvestiyaSaratovskogouniversiteta. Novaya seriya. SeriyaNauki o Zemle, 2013, №2 / Vol.13, pp. 293-303.

6. Fedotova, L.A., Yashchenko, R.V. Organizaciy asamostoyatel'noj raboty studentov tekhnicheskogo vuza s primeneniem GPS-tekhnologij priizuchenii gumanitarnyh disciplin. [Organization of the self-study process of the students in technical high schools using GPS-technologies in humanitarian subjects] [Tekst] / L.A. Fedotova, R.V. Yashchenko // IzvestiyaVolgogradskogogosudarstvennogotekhnicheskogouniversiteta, 2012, №9/ Vol. 11, pp. 147-148.

7. Geocaching [Elektronnyjresurs] // The official website Geocaching. - Mode of access: https://www.geocaching.com/play

VIRTUAL EDUCATIONAL GEOCACHING: ALTERNATIVE GPS-TECHNOLOGY FOR DEVELOPING INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS IN LANGUAGE HIGH SCHOOLS.

Tatiana V. Milyushenko,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Associate Professor, Omsk State Pedagogical University

Abstract. This paper addresses the issue of the peculiarities of introducing promising interactive GPS-technologies into educational process via virtual educational geocaching promoting the development of intercultural competence in linguistic high schools. A new trend of educational geocaching is defined as an alternative interactive form of classes providing the realization of projects with the help of modern navigation systems. According to the research virtual educational geocaching specifics is in applying professional geographical portals for searching the information in the Internet. One of the main tasks stated in the paper is defining virtual geocaching potentialities for studying languages as well as their integration facilities for the educational process that can help greatly in modern interactive education. Virtual geocaching enables the proper communication introducing new intercultural realities and their peculiarities while working with the project. It also provides monitoring and systematization within regional studies subjects. Stating the fact of lacking any integrated development it is quite acute to introduce a versatile model of educational geocaching. This model integrates two basic blocks: theoretical unifying context and technical components and practical revealing the peculiarities of organization and realization. The algorithm is structured specifying essential Internet resources.

Keywords: educational geocaching, GPS-technologies, geographical portal, Google Services,intercultural competence, interactive technology.

Сведения об авторе:

Милюшенко Татьяна Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Омского государственного педагогического университета (644043, Российская федерация, г. Омск, ул. Интернациональная, д.6), e-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 16.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.