ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________
УДК 372.881.111.1:378 ИЛЬЧИНСКАЯ Елена Петровна,
Гжельский государственный университет, г. Люберцы,
(Московская обл.), Россия
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Статья посвящена дидактическим особенностям применения виртуальных социальных сетей в преподавании английского языка в высшей школе. Актуальность темы обусловлена возрастающей информатизацией образования, его индивидуализацией, а также массовой включенностью студенчества в использование социальных сетей. В работе решается проблема соотнесения свободного и неформального характера общения в социальных сетях, заложенного их идеологией и необходимостью выполнения формальных правил обучения иностранному языку. Новизна работы состоит в том, что виртуальные социальные сети рассматриваются как средство обучения студентов английскому языку. В работе автор приходит к выводам о явных преимуществах использования социальных сетей в обучении английскому языку в условиях информатизации и компьютеризации как образования, так и всего общества в целом. Плюсы использования социальных сетей, выделяемые автором: возможность сочетать аудиторную и самостоятельную работу, обеспечение непрерывности образовательного процесса, сочетание формального и неформального взаимодействия педагога и студентов, индивидуализация обучения, реализация интерактивных форм обучения.
Ключевые слова: обучение английскому языку, высшая школа, виртуальные социальные сети, интерактивность, коммуникация, индивидуализация, информационные технологии, информатизация образования, технические средства обучения, информационнокоммуникативные технологии.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-261-263
ILCHINSKAYA Elena P.,
Gzhel State University, Lyubertsy (Moscow reg.),
Russia
FEATURES OF SOCIAL NETWORKS USING IN ENGLISH LESSONS IN HIGH SCHOOL
The article is devoted to the peculiarities of the didactic use of virtual social networks in teaching English in high school. Relevance of the topic due to the increasing computerization of education, its individualization and mass inclusion of students in the use of social networks. We solve the problem of correlation of the free and the informal nature of social networking, pledged their ideology and the need to fulfill the formal rules of foreign language teaching. The novelty of the work lies in the fact that virtual social networks are seen as a means of teaching students English. In this paper the author concludes obvious benefits of using social media in teaching English in conditions of informatization and computerization of both education and society as a whole. Advantages of using social networks allocated by the author: the opportunity to combine classroom and independent work, ensuring the continuity of the educational process, a combination of formal and informal interaction between the teacher and the students, individualization of teaching, the implementation of interactive forms of learning.
Keywords: English language training, high school, virtual social networks, interactivity, communication, individualization, information technology, informatization of education, technical training, information and communication technologies.
Целью нашего исследования является выявление особенностей использования социальных сетей в обучении студентов английскому языку. Для этого мы считаем необходимым определить сущность виртуальных социальных сетей как особой информационно-коммуникативной технологии, затем определить их место среди технических средств обучения, что будет способствовать определению их дидактического потенциала в обучении английскому языку в высшей школе.
Актуальность изучения английского языка в высшей школе, перешедшей на двухуровневую систему высшего образования, в основе которой лежит компетентностный подход, обусловлена тем, что как феномен национальной и общечеловеческой культуры данный вузовский учебный предмет обладает большими возможностями для формирования ряда важных общекультурных компетенций: коммуникативной, социокультурной, лингвистической [6, с. 59-74].
В современных условиях развития общества в целом и образования как одного из важнейших социальных институтов, которые характеризуются такими понятиями, как информатизация, компьютеризация, сетевизация, особое значение в обучении иностранному языку как предмету, преподаваемому как в школах, так и в учреждениях высшего образования, приобретают информационные технологии.
Важным аспектом использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе выступает применение возможностей глобальной сети Интернет, потенциал которой в реализации образовательного процесса в целом и обучении иностранному языку в высшей школе в частности проявляется в создании единого образовательного пространства, повышении профессиональной интеграции педагогов и повышении доступности образования.
Одной из форм виртуального сетевого пространства, основанного на современных информационно-коммуникационных технологиях, являются виртуальные социальные сети. Виртуальная социальная сеть - это интерактивный многопользовательский сайт, контент (содержание) которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо
- 261 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
информации об отдельном человеке, по которой аккаунт (страницу) пользователя смогут найти другие участники сети. Виртуальные социальные сети как атрибут информационного общества формируют особое коммуникативное пространство, общение в котором имеет свои особенности и отличия от общения в физической реальности.
Дидактический потенциал и особенности использования виртуальных социальных сетей обусловлен, прежде всего, тем, что их доступная для большинства пользователей Интернета идеология и интерфейс делают возможной экономию времени, когда отпадает необходимость в организации адаптации студентов к новому для них образовательному и одновременно коммуникативному пространству. Виртуальные социальные сети также способствуют не только формальному, но и неформальному общению педагога и студентов, что делает возможным реализацию технологии личностно-ориентированного обучения. Использование виртуальных социальных сетей педагогом позволяет делать обучение английскому языку непрерывным, выводить его за рамки аудиторных занятий, что дополнительно стимулирует учащихся.
Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудиоматериалов, интерактивных приложений [8, с. 174-175]. В социальных сетях возможно создание виртуальных учебных групп, в которые преподаватель делает доступ для своих студентов и размещает для них необходимый учебный контент, а студенты могут обсуждать, совместно выполнять задания и размещать результаты как индивидуальной, так и групповой работы. Это обеспечивает интерактивность процесса обучения английскому языку.
Помимо вышеописанных возможностей использования виртуальных социальных сетей в обучении иностранным языкам, в частности английскому, сочетание индивидуальных и групповых форм учебной работы посредством виртуальных сетей позволяет добиваться лучшего понимания и усвоения учебного материала, а также индивидуализации обучения. Общность коммуникативного пространства виртуальных социальных сетей для всех субъектов процесса обучения иностранному языку позволяет совместно оценивать как процесс, так и результаты выполнения учебных заданий, наблюдать динамику успеваемости каждого члена виртуальной учебной группы и отслеживать его активность.
Благодаря виртуальным социальным сетям преподаватели английского языка получают широкие возможности как индивидуализации, так и обеспечения интерактивности обучения. На фоне современных модернизационных процессов в высшем образовании, когда значительная доля учебного времени переносится с аудиторных часов на самостоятельную работу студентов, подобный эффект от использования виртуальных социальных сетей делает более доступным использование исследовательских подходов в обучении, самостоятельный и групповой поиск информации для решения поставленной педагогом проблемной задачи, выработки и развития способностей к самостоятельному поиску необходимой информации, к работе в команде, коллективной поисковой деятельности, взаимодействию с одногруппниками [2, с. 106].
Таким образом, особенности использования виртуальных социальных сетей в преподавании английского языка обусловлены возможностями данного сегмента Интернета как коммуникативного, интерактивного и мультимедийного пространства. Массовый охват виртуальными сетями студенческой молодежи позволяет делать процесс обучения языку не только интерактивным и групповым, но и личностно ориентированным, когда педагог может проводить мониторинг успеваемости каждого. Помимо того, это позволяет эффективно сочетать аудиторные занятия по иностранному языку с дистанционным обучением, что делает образовательный процесс непрерывным и не зависящим от расписания учебных занятий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса // Иностранные языки в школе. - 1996. -№ 1. - С. 48-52
2. Букаева А.А., Магзумова А.Т. Использование социальных сетей в образовательном процессе. Инновации в науке / Сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. - № 2(39). - Новосибирск: СибАК, 2015. - 180 с.
3. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: Союз, 2001. - 291 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Науч. внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 33—44.
5. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. - СПб., 2012. -С. 405-407.
6. Коменский Я.А., Локк Д, Руссо Ж.-Ж, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 416
с.
7. Коновалова ЕЮ. Современные подходы по формированию умений чтения, фиксации и воспроизведения учебной информации // Вектор науки ТГУ. - № 3(3). - 2010. - С. 67-71.
- 262 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015________________________
8. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев. Информационные ресурсы, технологии и модели реконструкции исторических процессов и явлений: материалы междунар. науч. конф. - М.: МГУ, 2010. - С. 174-175.
9. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - М., 1987. - 159 с.
REFERENCES
Bim I.L. The objectives of learning a foreign language as part of the basic course [Celi obuchenija inostrannomu jazyku v ramkah bazovogo kursa]. Inostrannye jazyki v shkole - Foreign languages at school, 1996. no.1, pp.48-52. (in Russ.).
Bukaeva A.A., Magzumova A.T. The use of social networks in the educational process [Ispol'zovanie social'nyh setej v obrazovatel'nom processe]. Innovacii v nauke. Sb. st. po materialam XLII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Innovations in science. Coll. Art. Materials XLII Intern. scientific and practical. Conf.) Number 2 (39). Novosibirsk. 2015. 180 pp. Elizarova G.V. Kul'tura i obuchenie inostrannym jazykam. [Culture and language training]. St.-Petersburg, Publishing House of Union, 2001.291 p.
Zimnjaja I.A. Key competences - the result of a new paradigm of modern education [Kljuchevye kompetencii — novaja paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovanija]. Kompetencii v obrazovanii: opyt proektirovanija: sbornik nauchnyh trudov. pod red. A.V. Hutorskogo (Competencies in education: experience design: a collection of scientific papers). Moscow, Sci. Innovation Enterprise "INEC", 2007. pp. 33-44. (in Russ.).
Klimenko O.A. Social networks as a means of learning and interaction between the participants of the educational process [Social'nye seti kak sredstvo obuchenija i vzaimodejstvija uchastnikov obrazovatel'nogo processa]. Teorija i praktika obrazovanija v sovremennom mire: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (Theory and practice of education in the modern world: Proceedings of Intern. scientific. conf.). St.-Petersburg., 2012. Pp. 405-407. (in Russ.).
Comenius J.A., Locke D., Jean-Jacques Rousseau, Pestalozzi I.G. Pedagogicheskoe nasledie. [Pedagogical heritage]. Moscow, Education, 1989, 416 p.
Konovalov E.Y. Modern approaches to the formation of skills of reading, recording and playback of educational information [vremennye podhody po formirovaniju umenij chtenija, fiksacii i vosproizvedenija uchebnoj informacii]. Vektor nauki TGU - Vector Science TSU, 2010. no 3 (3), pp. 67-71. (in Russ.).
Mozhayeva GV, AV Feshenko The use of virtual social networks in teaching students in the humanities [spol'zovanie virtual'nyh social'nyh setej v obuchenii studentov-gumanitariev]. Informacionnye resursy, tehnologii i modeli rekonstrukcii istoricheskih processov i javlenij. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Information resources and technologies and a model reconstruction of historical processes and phenomena. Proceedings of the international scientific conference). Moscow, Publishing House of Moscow University. 2010. Pp. 174-175.
Folomkina S.K. Obuchenie chteniju na inostrannom jazyke v nejazykovom vuze [Learning to read in a foreign language in not language high school]. Moscow, 1987. 159 pp.
Информация об авторе
Ильчинская Елена Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и речевой коммуникации Гжельского государственного университета, г. Люберцы, (Московская обл.), Россия [email protected]
Получена: 11.112015
Для цитирования статьи: Ильчинская Е. П.,
Особенности использования социальных сетей на занятиях по английскому языку в вузе.
Краснодар: Историческая и социально-
образовательная мысль. 2015. Том 7. №6.
Часть 2. с- doi-
Information about the author
Ilchinskaya Elena P., Candidate in Pedagogy, Associate Professor, Department of Foreign Languages and Verbal Communication, Gzhel State University, Lyubertsy (Moscow reg.), Russia
[email protected] Received: 11.112015
For article citation: Ilchinskaya E. P., Features
of social networks using in english lessons in high school. [ Osobennosti ispol'zovaniya sotsi-al'nykh setey na zanyatiyakh po angliyskomu yazyku v vuze]. Krasnodar. Istoricheskaya i sot-sial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. ^m 7. No. 6 vol-2. Pp. - . doi:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
- 263 -