Научная статья на тему 'Социальная сеть Facebook как средство обучения на занятиях по анлийскому языку'

Социальная сеть Facebook как средство обучения на занятиях по анлийскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
988
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / FACEBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремеева Г. Р., Балашов К. Ю.

Статья посвящена исследованию возможности применения социальной сети Facebook в образовательных целях на уроках английского языка в школе и вузе. Широкая распространенность сети Facebook среди студентов по всему миру определяет актуальность данной темы. Цель работы заключается в выявлении того, как Facebook может быть использован на уроках иностранного языка, исследовании отношения студентов к подобному применению социальной сети. В работе анализируются отзывы студентов о внедрении социальной сети в образовательный процесс, обсуждаются возможные выгоды для изучающих английский язык при использовании Facebook и его влияние на процесс обучения. Проведенный анализ показывает положительное отношение обучающихся к использованию сети Facebook в образовании. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям английского языка, желающим совместить современные информационные технологии и традиционное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная сеть Facebook как средство обучения на занятиях по анлийскому языку»

Казанский вестник молодых ученых Современные информационные технологии в обучении иностранным языкам

УДК 372.881.111.1

СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ FACEBOOK КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Г.Р. Еремеева, К.Ю. Балашов

Аннотация. Статья посвящена исследованию возможности применения социальной сети Facebook в образовательных целях на уроках английского языка в школе и вузе. Широкая распространенность сети Facebook среди студентов по всему миру определяет актуальность данной темы. Цель работы заключается в выявлении того, как Facebook может быть использован на уроках иностранного языка, исследовании отношения студентов к подобному применению социальной сети. В работе анализируются отзывы студентов о внедрении социальной сети в образовательный процесс, обсуждаются возможные выгоды для изучающих английский язык при использовании Facebook и его влияние на процесс обучения. Проведенный анализ показывает положительное отношение обучающихся к использованию сети Facebook в образовании. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям английского языка, желающим совместить современные информационные технологии и традиционное обучение.

Ключевые слова: английский язык, обучение, студент, преподаватель, информационные технологии, социальные сети, Facebook

Мобильные технологии позволяют изучать иностранные языки не только на занятиях, но и дома, в транспорте и в процессе любой другой деятельности. Обучение возможно в любое время и в любом месте. Тем не менее, изучение языка с преподавателем имеет более организованный и структурированный характер по сравнению с самостоятельными занятиями с мобильным устройством. Учитель подбирает для каждого урока материалы, соответствующие уровню обучаемого, его потребностям и интересам.

Форумы, блоги, социальные сети представляют обучаемым разнообразные способы самовыражения, что может помочь педагогам привлечь интерес учеников на уроке. Поэтому неудивительно, что внимание многих исследователей направлено на изучение возможностей применения социальных сетей в образовательном процессе [1].

Предметом исследования в настоящей работе стала социальная сеть Facebook. Понимание того, как ученики могут использовать эту сеть в образовательных целях, создаст практическую базу учителям, которые хотят внедрить Facebook в образовательный процесс с целью развития языковых навыков обучаемых. Многие педагоги сейчас не рассматривают социальные сети как инструментарий на уроках, и поэтому ученики не имеют представления об использовании Facebook в образовании. Основная цель работы - подчеркнуть полезность использования сети Facebook в современном изучении иностранных языков, показать широкие возможности её применения на уроках и изучить отношение обучающихся к подобному использованию.

Социальная сеть Facebook, созданная и широко используемая носителями английского языка, предоставляет удобный и знакомый ученикам интерфейс. Обучающиеся могут легко делиться фотографиями и видео с одноклассниками, писать заметки и комментарии на английском языке, следить за новостями знаменитостей, спортсменов, политиков [8].

Большинство преподавателей используют Facebook (или любую другую социальную сеть) только в организационном ключе для оповещения и доведения информации ученикам. Тем не менее, социальная сеть представляет широкие возможности для пользования ей в образовательных целях.

Основное удобство сети Facebook в том, что она позволяет обмениваться знаниями, ресурсами и информацией между собой [4]. Как результат, ученики могут делиться друг с другом новыми словами, материалами классных проектов, своими идеями и мнениями на английском языке на странице группы [7]. У преподавателя появляется возможность вовлекать в обсуждения «тихих» учеников, создавать группы для взаимодействия класса

Г.Р. Еремеева, К.Ю. Балашов СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ FACEBOOK КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

с обучающимися по всему миру. Всё это вносит свой вклад в развитие языковых навыков обучаемых. Преподаватель может выбирать для учеников тексты и видео в соответствии с уровнем подготовки и проверять выполненные задания на уроке. У учеников также есть возможность отправлять голосовые сообщения на страницу в Facebook [3].

Социальная сеть позволяет обучающимся развивать свои языковые навыки в неформальной обстановке, при этом предоставляя им значительный образовательный опыт [2]. Полученные в классе знания ученики могут применять в реальных жизненных ситуациях, что повышает их заинтересованность в обучении [5].

Ученики чувствуют мотивацию к изучению английского языка, так как для общения в сети с носителями языка им требуется значительно улучшить свои языковые навыки при помощи чтения, письма и общения на английском языке. Они чувствуют потребность в новых словах, чтобы понимать комментарии и заметки своих друзей в сети [4].

Ещё один пример использования Facebook на классных занятиях продемонстрирован в работе Terantino Joe, Karen Graf [8]. Ученикам предложили зарегистрироваться в социальной сети, выдавая себя за носителей изучаемого языка. В созданной группе ученики и преподаватель участвовали в обсуждениях, задавали вопросы, обменивались мнениями, спорили так, как будто они действительно находились в другой стране. Чувство единства и общности целей поддерживалось обсуждениями, сообщениями и комментариями на иностранном языке, представляя ученикам языковой и культурный опыт в среде сети Facebook.

Похожее исследование проведено исследователями Petersen Sobah Abbas, Monica Divitini [6]. Авторы предлагают обучающимся, находящимся в стране изучаемого языка, делиться своими впечатлениями с одноклассниками на родине в сети Facebook, то есть, создавать собственные материалы по просьбам своих друзей, их потребностям. Ученики сами определяют, что им нужно, и делятся этим через Facebook.

В российской школе также был проведен эксперимент по применению социальной сети Facebook на уроках английского языка. В нем было задействовано 23 ученика. Один из учеников во время проведения эксперимента находился в США по программе студенческого обмена. Всем ученикам было предложено зарегистрироваться в сети Facebook, где специально была создана группа, объединяющая учеников и преподавателя. На странице группы ученики принимали участие в обсуждениях тем, затронутых на уроке английского. Для лучшего развития коммуникативных навыков на английском языке ученики должны были писать на этой странице только на английском языке. Ученика, находящегося заграницей, преподаватель попросил создавать и добавлять на страницу группы фото- и видеоматериалы о своем пребывании в США, традициях американских семьей и горожан. Преподаватель помогал этому ученику подбирать информацию в соответствии с учебным курсом и интересами остальных учеников. Заданиям для них было не только обсуждение в классе добавляемых их одноклассником записей на странице группы, но в большей степени самостоятельный ответы в комментариях, чатах и написание эссе. Высший балл возможно было получить, написав не менее 50 слов; за ответы на записи других учеников давались дополнительные баллы. Целями использования Facebook были развитие языковых умений и обмен взглядами на затронутые аспекты культурной жизни другой страны. После проведения эксперимента по использованию Facebook на уроках английского языка в школе, авторами было исследовано отношение учеников к подобному новому учебному опыту.

Для определения того, что было наиболее полезным при использовании Facebook, ученикам было предложено ответить на 8 вопросов с тремя вариантами ответа: не согласен (1), затрудняюсь ответить (2), согласен (3). Процентное соотношение ответов представлено в Таблице 1.

Казанский вестник молодых ученых Современные информационные технологии в обучении иностранным языкам

Таблица 1

Отношение учеников к использованию Facebook на уроке

Вопрос Не согласен Затрудняюсь ответить Согласен

Я ценю возможность высказывать свои мысли 4% 10% 86%

о культуре США в сети Facebook

Мне понравилось делать заметки и писать 14% 13% 73%

комментарии в Facebook

Я много узнал о культуре и традициях США 1% 4% 95%

Я улучшил свой английский 1% 6% 93%

Мне было удобно делиться своими мыслями 13% 9% 78%

на странице группы

Участие в эксперименте требовало слишком 74% 9% 17%

много времени

Участие в эксперименте было полезным для 3% 17% 80%

меня

Я бы хотел продолжить использование 7% 10% 83%

Facebook в образовательных целях

Когда ученикам в первый раз предложили применять Facebook на уроках английского языка, они были крайне удивлены и скептически настроены. Более того, многие из них еще не были знакомы с социальными сетями. Их представления о том, как Facebook может быть использован на уроках, были ограничены. Тем не менее, в процессе проведения эксперимента ученики проявили большую заинтересованность в материалах, представляемых их одноклассником в США, и ответах на них других учеников. Много обсуждений вызывали видео и фотографии, сделанные учеником в США. По результатам опроса 80% учеников ежедневно проверяли страницу группы, чтобы ознакомиться с новыми заметками и материалами. Использование Facebook способствовало как общению, так и языковой практике учеников.

Ученики высоко оценили возможность делиться своими мнениями о США (86%) и были удовлетворены участием в обсуждениях (73%). Они отметили (95%), что за время эксперимента получили много новых знаний и, может быть, даже больше, чем в прошлые годы обучения. Им было удобно высказывать свои мысли в сети (78%), а с само участие в эксперименте не отняло у них много времени (74%). Большинство учеников (80%) высказалось о личной пользе проведенного эксперимента, и они бы желали продолжить использование Facebook для развития своих языковых навыков (83%).

Таким образом, ученики положительно отнеслись к использованию социальной сети Facebook на уроках английского языка.

Включение социальных сетей в образовательный процесс - один из возможных путей принести на урок иностранного языка атмосферу другой страны и заинтересовать тем самым учеников в происходящем на уроке.

Существует множество способов использования Facebook в классе - от обычной рассылки информации отсутствующим ученикам до создания собственных учебных материалов и обсуждений на соответствующие темы курса. Настоящая работа показывает, что при помощи Facebook преподаватель может создавать обстановку англоговорящей страны на уроке, и как показывают результаты исследования, ученики положительно отзываются о подобном опыте. То, что ученики изучают на уроке, становится ближе к тому, с чем они столкнутся в реальной жизни.

Дальнейшие исследования могут быть обращены на изучение возможностей применения российской социальной сети ВКонтакте, как более знакомой русскоговорящим ученикам.

Г.Р. Еремеева, К.Ю. Балашов СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ FACEBOOK КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Литература

1. Blattner Geraldine, Lara Lomicka. Facebooking and the social generation: A new era of language learning. Alsic. Apprentissage des Langues et Systèmes d'Information et de Communication 15.1. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://journals.openedition.org/alsic/2413 (дата обращения: 03.03.2018).

2. Grgurovic Maja. Technology-enhanced blended language learning in an ESL class: A description of a model and an application of the diffusion of Innovations theory. Iowa State University, 2010. [Электронный ресурс]. URL: https:// lib.dr.iastate.edu/etd/11667/ (дата обращения: 10.03.2018).

3. Joshi Om. English Language Learning Using 'Facebook'. 2017. [Электронный ресурс]. https://www.researchgate. net/publication/321331492 (дата обращения: 25.03.2018).

4. Kabilan Muhammad Kamarul, Norlida Ahmad, Mohamad Jafre Zainol Abidin. Facebook: An online environment for learning of English in institutions of higher education? // The Internet and higher education. 13.4. 2010. P. 179-187. [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia.edu/831665/Facebook_An_online_environment_for_learning_ of_English_in_institutions_of_higher_education (дата обращения: 02.04.2018).

5. Manan Nor Ashikin Ab, Ahmad Ashaari Alias, Ambigapathy Pandian. Utilizing a Social Networking Website as an ESL Pedagogical Tool in a Blended Learning Environment: An Exploratory Study // International Journal of Social Sciences & Education. 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/261174650_ Utilizing_a_Social_Networking_Website_as_an_ESL_Pedagogical_Tool_ina_Blended_Learning_Environment_An_ Exploratory_Study (дата обращения: 09.03.2018).

6. Petersen Sobah Abbas, Monica Divitini. Language learning: from individual learners to communities // Wireless and Mobile Technologies in Education. WMTE 2005. IEEE International Workshop. 2005. [Электронный ресурс]. URL: https://www.computer.org/csdl/proceedings/wmte/2005/2385/00/23850169.pdf (дата обращения: 19.03.2018).

7. TeachThought. 100 ways to use Facebook in education by categories. 2012. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.teachthought.com/technology/100-ways-to-use-facebook-in-education-by-category/ (дата обращения: 25.03.2018).

8. Terantino Joe, Karen Graf. Using Facebook in the language classroom as part of the net generation curriculum // Language. 2011. P. 44-47 (). [Электронный ресурс]. URL: https://www.actfl.org/sites/default/files/pdfs/TLEsamples/ TLE_Nov11_Article.pdf (дата обращения: 09.03.2018)

Сведения об авторах

Еремеева Гузель Ринатовна, кандидат педагогических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: [email protected]; Балашов Константин Юрьевич, магистрант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: [email protected]

FACEBOOK AS A LEARNING TOOL FOR ENLISH LANGUAGE CLASSES

G. Eremeeva, K. Balashov

Abstract. The article is devoted to the use of Facebook as a learning tool in English classes. Wide spread of Facebook among students all over the worlds revealed the relevance of the research. The aim of the study is to point out how Facebook is being used in the language classrooms, how students respond to the integration of this tool in courses and their attitudes towards Facebook. Special attention is paid to surveys that were administered to students participating in the research experiment. The potential benefits of Facebook and its influence on language learning are discussed. The possibility of the practical use of Facebook in language learning is shown. The analysis suggests that students respond in a positive way about the use of Facebook in education. The materials of the study can be useful for teachers who want to integrate modern technologies to traditional education and to keep up to today students' needs and interests. Key words: problem, education, student, development, teacher, language, e-learning, social networking, IT, Facebook

Data about the authors

Eremeeva G., Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Kazan (Volga Region) Federal University, e-mail: [email protected]; Balashov K., master student, Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.