Н.Ю. БРИНЮК
N.Yu. BRINYUK
ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА
Осуществлённые и несбывшиеся преобразования в 1854—1914 гг.
THE GEODETIC SECTION OF THE GENERAL STAFF ACADEMY
Transformations of 1854—1914, accomplished and unfulfilled
Сведения об авторе. Бринюк Надежда Юрьевна — научный сотрудник 44-го научно-исследовательского отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кандидат исторических наук (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье рассказывается о преобразованиях, сопровождавших деятельность геодезического отделения Академии Генерального штаба в XIX веке, и неудачной попытке учреждения геодезической академии накануне Первой мировой войны.
Ключевые слова: Генеральный штаб; Императорская Николаевская военная академия; геодезическое отделение; геодезическая академия; В. В. Витковский.
Information about author. Nadezhda Brinyuk — Researcher at Research Section 44 of the Military History Research Institute, the RFAF General Staff Military Academy, Cand. Sc. (Hist.) (St. Petersburg. E-mail: [email protected]).
Summary. The paper describes transformations that accompanied the work of the Geodetic Section of the General Staff Academy in the 19th century; and the failed attempt at establishing a geodetic academy on the eve of the First World War.
Keywords: General Staff; Emperor Nicholas Military Academy; geodetic section; geodetic academy; V. V. Vitkovsky.
В первой половине XIX века в России широко развернулись топографо-геодезические работы. Недостаток топографических карт, географическая неизученность территории страны негативно сказались во время Отечественной войны 1812 года. Поэтому начатые в 1816 году систематические тригонометрические измерения получили огромный размах. Ежегодно глазомерной1 и инструментальной2 съёмкой покрывалось всё большее пространство Российской империи и сопредельных стран. В 1840-х годах начались большие экспедиции и отдельные рейды по астрономическим3 и хронометрическим4 определениям5. Триангуляции6 охватили пространство 21 губернии в 2 млн кв. вёрст, почти равное территории Германии и Франции вместе взятых7.
АКОНОМЕРНО, что на фоне таких интен- обеспечения геодезических работ и топографи-сивных исследований к середине XIX века ческих съёмок инструментами был открыт ин-в России стал остро ощутимым недостаток струментальный кабинет. Всё это происходило квалифицированных военных геодезистов. В 1847 при Военно-топографическом депо Военного году генерал-квартирмейстер и начальник Корпуса министерства, топографов генерал-лейтенант Ф.Ф. Берг возбудил ходатайство об учреждении при состоявшем в ведении военного министра Военно-топографическом депо специального геодезического отделения. Оно было призвано «дать во всех отношениях единообразное, правильное и согласное с постепенным успехом науки направление всем геодезическим работам в империи. Сверх сего отделение это должно следить за всеми усовершенствованиями геодезии, прилагать оные к делу, составлять предположения, сметы, исчислять различные роды проекций, систематически собирать, вести и издавать сведения по всем отраслям геодезии, астрономии и военной топографии и, наконец, рассматривать, поверять и свидетельствовать все геодезические инструменты»8.
Такое отделение (при Военно-топографическом депо) было учреждено временно в 1848 году во главе с преподавателем математики Школы топографов капитаном Ф.О. Максимовым. Для
Императорская Николаевская военная академия
Начало XX в.
• история военной науки
Обер-офицер Корпуса топографов
1840-е гг.
А в Императорской военной академии после смерти в 1852 году выдающегося профессора геодезии А.П. Болотова9 не нашлось специалистов по этому предмету, которые смогли бы занять вакантное место. Некоторое время должность замещал капитан Корпуса топографов.
В 1854 году по предложению начальника академии генерал-майора Г.Ф. Стефана специальное геодезическое отделение было создано уже при академии. Это отделение должно было готовить специалистов, которые впоследствии могли бы стать руководителями государственных геодезических работ и съёмок; предоставить академии будущих профессоров геодезии, а Генеральному штабу — «офицеров, знающих с глубокою основательностию и во всей подробности высшую геодезию»10.
В соответствии с «Положением о Геодезическом отделении», разработанным комиссией под руководством Г.Ф. Стефана в составе профессоров Д.А. Милютина, А.П. Карцова, П.С. Лебедева и В.Н. Войнова, в отделение принимались обер-офицеры всех родов войск и других ведомств. При поступлении, в отличие от других кандидатов, от них не требовалось двухлетнего ценза службы в войсках, аттестатов от начальников о нравственности и поведении, а также предварительных испытаний в корпусных штабах по академической программе, которые были обязательны для поступавших в академию. Интересно, что офицерам Корпуса топографов поступление в геодезическое отделение было воспрещено (как и во все прочие военные академии): «офицеры-топографы считались у нас чем-то низшим, и их не допускали к высшему образованию в Академии, приравнивая в этом случае к офицерам Корпуса фельдъегерей, жандармам и полицейским»11.
Приём в отделение производился через год в количестве не более 12 человек12. Первая половина курса была теоретической и продолжалась два года.
Она проходила в академии, где офицеры отделения изучали общие со слушателями основного состава дисциплины, к которым прибавлялись сферическая и практическая астрономия и теоретическая математика, расширенный объём геодезии, геодезические вычисления, практическая картография и черчение.
После успешного прохождения двухлетнего курса офицеры отделения, причисленные к 1 и 2 разрядам, на два года командировались в Пулковскую обсерваторию, где слушали курс высшей геодезии (четыре лекции в неделю) с применением его к практике. Директор обсерватории «по положению обязан был непосредственно следить за прохождением слушателями учебного плана и по окончании практического курса давать отзыв о пригодности слушателя к дальнейшей самостоятельной работе»13.
Занятия слушателей в Пулковской обсерватории заключались в исследовании инструментов, наблюдениях, а затем вычислениях небесных светил. Слушатели помогали в вычислениях астрономам, готовившим собственные научные исследования. Весной при Пулковской обсерватории начинались полевые геодезические и астрономические работы.
Прохождение курса при обсерватории оценивалось по работе, проведённой офицером по выбранной им самостоятельно или предложенной профессором «большой геодезической или астрономической задаче»14. Решение задачи с аттестацией профессора и заключением директора обсерватории направлялось в адрес начальника академии для доклада начальнику Главного штаба его императорского величества по военно-учебным заведениям15. Чаще всего эти сочинения оставались в архиве академии, и только лучшие из них после отзыва директора обсерватории помещались в «Записках Военно-топографического отдела Главного штаба».
За период существования геодезического отделения основные положения о нём несколько раз изменялись. Первоначально офицеры — слушатели отделения пользовались всеми правами и преимуществами слушателей академии и по выпуску одновременно с ними переводились в Генеральный штаб. Это обосновывалось тем, как отмечалось в заключении комиссии по разработке положения, что геодезические работы во всех государствах «исполняются Генеральным штабом и что даже существовавший прежде во Франции корпус инженер-географов уничтожен»; тем, что каждый геодезист «впоследствии времени обстоятельствами или распоряжением начальства может быть призван к службе в войсках, может сделаться обер-квар-тирмейстером и даже дослужиться до высшего звания», и тем, что если геодезистов предназначить исключительно к службе топографов, «то едва ли найдутся офицеры, желающие поступить в подобный класс, притом самое устройство его не будет иметь ничего общего с курсом Военной академии»16.
Положение о Николаевской академии Генерального штаба 1861 года установило для офицеров геодезического отделения для перевода на второй курс учёт среднего балла, исчислявшегося из знаний, показанных на переводных экзаменах не только по специальным предметам — геодезии и астрономии, но и по тактике, стратегии, военной
истории, военной администрации, военной статистике в совокупности со вспомогательными предметами — фортификацией, артиллерией, русским языком, политической историей, законоведением и иностранными языками17.
В 1863 году в Военно-топографическом депо было признано, что «ввиду предстоящего сокращения масштабов геодезических работ»18 офицеры-геодезисты частично останутся незанятыми, а потому требуется уменьшение их числа. Вероятно, это было связано как со значительным прогрессом геодезии, позволявшим заменить хронометрические экспедиции более быстрыми и точными методами (например, определения разностей долгот при помощи телеграфа)19, так и с ожидавшимися переформированиями органов военного управления. Академия получила от Военно-топографического депо предложение о временном прекращении приёма офицеров в геодезическое отделение и ходатайство о предоставлении права прикомандирования к войскам тех офицеров геодезического отделения, которые не получат назначений по геодезической и астрономической части. В сентябре 1863 года Военно-топографическое депо было упразднено и его функции переданы Военно-топографической части Главного управления Генерального штаба.
По случайному совпадению в 1864 году в геодезическое отделение поступил всего один офицер. Отделение, казалось бы, стояло на пороге закрытия. Однако чтобы не допустить этого, военный министр разрешил зачислить в него вольнослушателями офицеров Корпуса топографов. После прохождения младшего курса им было предоставлено право выдержать экзамен для поступления на старший курс отделения, чтобы окончить его на общих основаниях.
Началась работа по преобразованию отделения. В 1866 году в программы геодезического отделения было введено естествознание (космография и физическая география в связи с геологией и топологией), в программу приёмных экзаменов — сведения по химии и физике. Одновременно в программах военных наук были сделаны сокращения. Кроме того, в соответствии с утверждённым 24 декабря 1866 года новым Положением о Корпусе военных топографов офицеры, окончившие геодезическое отделение, не имели права на перевод в Генеральный штаб, а включались в Корпус топографов. Это повлекло прошения о переводе на общий академический курс четырёх из восьми офицеров, поступивших в отделение в 1866 году. Отказ в праве доступа выпускников геодезического отделения в Генеральный штаб негативно повлиял на состав поступавших в него, которые стали показывать более слабую степень подготовки даже на упрощённых приёмных экзаменах.
Геодезистам выдали особую форму с синими кантами (вместо красных, для генштабистов). Производство их в чины в Корпусе военных топографов по сравнению со сверстниками стало задерживаться. В то время как окончившие отделение до 1866 года офицеры (принятые в Генеральный штаб) находились в чине штабс-капитана около двух лет, теперь для офицера-геодезиста срок пребывания в нём увеличивался до 5,5 лет, а иногда находиться в одном и том же чине приходилось более 20 лет. Это несоответствие могло устраниться лишь про-
изводством их в следующий чин «за отличие», т.е. по личной милости начальника.
22 февраля 1868 года последовало высочайше утверждённое «Положение о правилах приёма в 1868 году офицеров в Николаевскую академию Генерального штаба и в геодезическое отделение», которое внесло в программы вступительных экзаменов «ещё более облегчений»20. В тот же период число офицеров, принимавшихся в геодезическое отделение, было уменьшено с 12 (по Положению 1856 г.) до 10, поступление в него было объявлено доступным для офицеров всех ведомств, прослуживших два года, чем был открыт доступ в отделение офицерам Корпуса топографов, Межевого корпуса и другим нестроевым офицерам. Вновь введённое военным министром Д.А. Милютиным право офицеров-топографов поступать в геодезическое отделение академии существовало с 1868 по 1883 год21, когда было аннулировано сменившим его на должности П.С. Ванновским (а затем им же возвращено).
Высочайше утверждённым 2 марта 1868 года «Положением о Николаевской академии Генерального штаба» постановка учебного процесса в геодезическом отделении была ещё более изменена. Из курса были исключены стратегия, ряд других военных дисциплин. Из общих предметов — русский и иностранные языки были отнесены к вспомогательным дисциплинам. На приёмном экзамене сокращены требования к знанию не только строевых уставов, но также артиллерии и фортификации. Главными предметами были признаны теоретическая и практическая астрономия, физическая география, геодезия со съёмкой и черчением, картография, военная статистика. Курс физической географии должен был способствовать тому, чтобы «офицеры русского Генерального штаба могли исполнять не одни только военные рекогносцировки, но и участвовать в учёных экспедициях»22.
По положению офицеры переводились не в Генеральный штаб, а на службу в Корпус военных топографов со званием геодезистов, по желанию — на прежнее место службы. Перевод в Генеральный штаб мог состояться лишь после двухлетней строевой службы, если она не была выслужена до поступления в академию, или после дополнительного экзамена по выпускной программе общего отделения из тех предметов, которые отсутствовали в программе геодезического отделения23.
Вид Пулковской обсерватории
XIX в.
• история военной науки
наиболее важное — стратегически-тактическое25. Новые программы курса Николаевской академии Генерального штаба (НАГШ) были составлены в 1884 году; происходившие с этого года изменения включались в программы переводных экзаменов26.
Приказом по военному ведомству за № 269 от 9 октября 1892 года, изданным по ходатайству В.В. Витковского, вновь был открыт доступ офицерам Корпуса военных топографов, выпускников Военно-топографического училища во все академии, в т.ч. и в геодезическое отделение НАГШ. Для этого требовались три года службы на топографических работах — «съёмках» (по полтора года за каждый год обучения в училище) и полтора года прикомандирования к строевым частям, когда топографы оставались топографами и в случае провала на приёмных экзаменах возвращались на съёмки, ничего не теряя по службе27. В то же время было возвращено право перевода выпускников геодезического отделения на службу в Генеральный штаб.
В связи с усилением военной подготовки офицеров-геодезистов вскоре был замечен «упадок специальной научной подготовки». Связано это было с тем, что повышение требований по военным наукам не оставляло офицерам достаточного времени для занятий специальными предметами. С другой стороны, некоторые офицеры, поступив в геодезическое отделение, облегчали для себя учебный процесс, освобождаясь от ряда специальных дисциплин, а по окончании академии пользовались правом поступить на службу в войсковые штабы как офицеры Генерального штаба, отказываясь быть геодезистами. Кроме того, все три главных предмета отделения — теоретическая и практическая астрономия и высшая геодезия — засчитывались при окончании курса отдельным слагаемым, выведенным как средняя математическая величина. Это приводило к тому, что офицер, получавший по главным предметам низкие оценки, при высоких баллах по военным наукам оказывался первым из выпускников геодезического отделения, в то время как выпускник с лучшими знаниями специальных предметов и низкой успеваемостью по военным дисциплинам не допускался к переводу на практический курс при Пулковской обсерватории. Зная об этом, преподаватели военных наук снисходительно относились к успеваемости офицеров геодезического отделения, что, по мнению профессора геодезии В.В. Витковского, высказанному в 1902 году, приводило «к проникновению в Генеральный штаб офицеров», не пригодных ни к службе в нём, ни к работе в Корпусе военных топографов28.
Начальник НАГШ в 1901—1904 гг. генерал-лейтенант В.Г. Глазов считал, что повышения качества подготовки геодезистов возможно добиться «путём снисходительности к знанию предметов не специального назначения. Этим путём сохранялись [бы] офицеры вполне способные и пригодные как геодезисты, но с большими допусками по части подготовки Генерального штаба»29.
Начальник академии подчёркивал, что случаи перехода выпускников геодезического отделения в штабы строевыми офицерами Генерального штаба вызваны тяжёлой службой и необеспеченной карьерой в Военно-топографическом отделе. При лёгкости перехода, достигаемого лишь цензовым
Одна из причин ухудшения положения геодезического отделения с конца 1860-х до начала 1880-х годов была связана также со снижением количества поступавших в него офицеров из строевых частей и слабой подготовкой офицеров Корпуса топографов. В 1868—1880 гг. отделение выпустило лишь 19 офицеров (до 1868 г. — 26), из них только 8 человек вышли из строевых частей. Осенью 1880 года для поступления прибыли 22 офицера, из которых были приняты 7 человек, а во второй класс перевели только одного (это был В.В. Витковский)24.
В 1882 году конференция академии указала, что снижение количества слушателей отделения обусловлено отменой в 1868 году зачисления выпускников отделения в Генеральный штаб, и выработала проект изменения положения о геодезическом отделении.
В 1850—1880-х годах в академии появились новые кафедры (истории русского военного искусства, русской истории), другие подверглись реформированию (так, кафедра военной истории была преобразована в кафедру общей истории военного искусства); значительно расширялись со временем практические занятия. Был учреждён дополнительный курс (в 1869 г.) с разработкой и защитой офицерами трёх индивидуальных заданий по стратегически-тактической, военно-исторической темам и по военному искусству. В 1883 году курс геодезического отделения также был усилен военными предметами. От работы над двумя заданиями — «темами» — дополнительного курса офицеры геодезического отделения были освобождены, однако должны были выполнить третье,
Астроном Василий Яковлевич Струве (1793-1864)
командованием ротой и наличием умения справляться со штабными обязанностями, не заполняются те пробелы в академической подготовке, «которые оставлялись для замещения геодезическими и математическими науками, не необходимыми для строевой службы...»30. В.Г. Глазов указывал на известные ему факты, что «некоторые офицеры, державшие в нынешнем году экзамен в геодезическое отделение, даже из числа окончивших курс академии по 2-му разряду в предшествовавшие годы, имели целью по достижению перехода в Генеральный штаб по геодезическому отделению тотчас же перейти на службу строевую»31.
Для исключения попыток офицеров манкировать научным образованием с целью облегчения себе пути попадания в Генеральный штаб в ущерб армии, недополучавшей квалифицированных геодезистов, а также для упорядочения прохождения службы офицерами В.Г. Глазов предлагал:
«1. Пересмотреть положение о службе офицеров геодезистов и соответственным поднятием сделать эту службу привлекательною для способных офицеров;
2. В академическом курсе — освободить офицеров геодезического отделения от слушания лекций по военным предметам, но в отделении увеличить занятия по специальным предметам...
3. Освободить офицеров от сдачи третьей темы (стратегической), а заменить её, буде нужно, какой-либо другой работой, имеющей геодезический характер, а не астрономический, преследуемый двухгодичными занятиями на Пулковской обсерватории;
4. Офицеров геодезического отделения выпускать в Генеральный штаб и числить их в списках оного (ради соблюдения их старшинства), но для отличия иметь незначительное изменение в форме Генерального штаба, напр[имер], синий кант по нижнему краю воротника (как, напр[имер], инженеры военно-морской строительной части и сухопутные);
5. Столь незначительное изменение положит, однако, грань между офицерами Генерального штаба строевыми и геодезистами, которую можно будет
перешагнуть только через порог академии, т.е. желающим перейти из геодезического отделения на строевое предложить сдать экзамены по тактике, стратегии, военной истории, военной статистике и администрации, а также сдать все три темы дополнительного курса»32.
В начале XX века, когда при военном министре генерал-адъютанте А.Н. Куропаткине предпринимались попытки реформирования образовательного курса в Николаевской академии Генерального штаба, специальной комиссией под руководством генерал-лейтенанта В.А. Сухомлинова в августе 1903 года было признано, что «обособление геодезического отделения в смысле усиления математической подготовки в нём обучающихся за счёт освобождения их от изучения военных наук — признаётся весьма желательным»33. Однако, по мнению будущего военного министра, освобождение от изучения военных наук должно было повлечь за собой прекращение перевода геодезистов на службу в строевой Генеральный штаб34.
В период пребывания В.А. Сухомлинова на посту военного министра было проведено очередное, последнее перед Первой мировой войной 1914— 1918 гг., реформирование Императорской Николаевской военной академии. 6(19) августа 1912 года было высочайше утверждено новое положение, согласно которому требования по программам военных наук для слушателей отделения были понижены. Доступ в Генеральный штаб стал для них совершенно закрытым35, выпуск офицеров производился в Корпус военных топографов с присвоением звания геодезиста. Им была возвращена форма с синими кантами, а производство в чины было замедлено в отличие от их сверстников по академии. Эта негативная мера была реализована усилиями вступившего в 1911 году на пост начальника Корпуса военных топографов генерал-лейтенанта И.И. Померанцева, до того произведшего немало ухудшений и в Военно-топографическом училище. Введение этой меры объяснялось её инициаторами тем, что от последней из названных реформ «следует ожидать
Начальник Главного штаба в 1898-1904 гг. Виктор Викторович Сахаров (1848-1905)
Начальник Николаевской Начальник Генерального штаба
академии Генерального штаба в 1902-1904 гг. Владимир Гаврилович Глазов (1848-после 1918)
Щ Шь 1 -------1
1 (11 \ и и
■ ^^'^ФшИ
в 1911—1914 гг. Яков Григорьевич Жилинский (1853-1918)
т
ы
наилучших результатов, во-первых, потому, что она уничтожает двойственное назначение геодезистов Генерального штаба, так как нельзя быть в одно и то же время хорошим офицером Генерального штаба и сведущим геодезистом, а во-вторых, потому, что сокращение программ по военным наукам даёт возможность расширить специальное образование офицеров-геодезистов согласно современным научным требованиям»36.
В январе 1914 года на том основании, что в связи с последними нововведениями «связь между Геодезическим отделением и Императорской Николаевской военной академией была утрачена и Геодезическое отделение при названной академии является чуждым придатком», а также по причине того, что начальник Корпуса военных топографов, куда зачислялись выпускники отделения, «лишён в настоящее время всякого влияния на выработку программ и постановку преподавания в Геодезическом отделении», хотя он был наиболее знаком с задачами корпуса, была выдвинута инициатива по упразднению отделения и созданию при корпусе особой геодезической академии37. В дополнение к этим аргументам утверждалось, что «программа Геодезического Отделения около шестидесяти лет не пересматривалась, а в это время наука сделала огромные шаги вперёд, и было бы крайне нежелательно, чтобы научный уровень русских геодезистов был ниже уровня иностранных»38.
Начальником академии, по мысли авторов проекта, должен был стать начальник Корпуса военных топографов, а разместить её планировалось в здании Военно-топографического училища. Расположение в этом здании должно было установить «тесную связь между названным училищем и академией, как таковая существует между артиллерийскими и инженерными академиями и училищами»39. (На пост начальника академии, несомненно, метил И.И. Померанцев.)
На содержание академии предлагалось выделять до 68,5 тыс. рублей, при том, что уменьшение кредита на содержание Императорской Николаевской военной академии должно было составить лишь 6500 рублей40.
Проект создания геодезической академии, вероятно, возник после успешного выделения из двухлетнего интендантского курса Императорской Николаевской военной академии самостоятельной Интендантской академии (1911). Судя по документам, инициатива исходила от начальника Военно-топографического отдела И.И. Померанцева и начальника Генерального штаба генерала от кавалерии Я.Г. Жилинского. Военный министр В.А. Сухомлинов одобрил проект создания геодезической академии и предложил вынести вопрос на обсуждение в Военном совете.
Однако идея создания геодезической академии в том виде, в каком она была предложена, оказалась совершенно нелепой и была раскритикована самыми разными ведомствами и деятелями. Одним из критиков выступил государственный контролёр, обоснованно заметивший, что в 1913 году был выработан законопроект о расширении штата Императорской Николаевской военной академии, в котором вопроса об упразднении геодезического отделения не поднималось, следовательно, «оно
признавалось отвечающим своему назначению в смысле подготовки для армии офицеров — специалистов по геодезии»41.
Затем вместо штатного количества в 14 слушателей геодезического отделения Николаевской академии в отдельной геодезической академии предлагалось обучать всего 12(!) человек. При этом для них должен был быть набран специальный профессорский и преподавательский персонал в числе 5 профессоров и 2 преподавателей, и для его укомплектования признавалось возможным принимать на службу в академию лиц с гражданским образованием.
В свою очередь против выступило и Министерство финансов. Отмечая неубедительность аргументов о необходимости открытия новой академии, оно определяло стоимость подготовки одного офицера-геодезиста в ней уже в сумму свыше 15,5 тыс. рублей, «не говоря уже о том, что, в случае осуществления рассматриваемого предположения, потребуются, по всей вероятности, значительные расходы на расширение зданий Военно-топографического училища ввиду помещения в них новой академии»42.
Вместе с тем в 1914 году в Министерство финансов поступил запрос Военного министерства об увеличении штата слушателей Императорской Николаевской военной академии с 314 до 464 человек, являвшийся результатом инициативы генерал-майора М.В. Алексеева43. «При таком положении дела и ввиду высочайших указаний, сообщённых в марте минувшего года бывшим председателем Совета Министров (В.Н. Коковцевым. — Прим. авт.) всем ведомствам, — резюмировало Министерство финансов, — о необходимости всемерного сокращения на ближайшие годы новых расходов казны, не относящихся непосредственно к усилению армии, Министерство Финансов не считает себя вправе изъявить согласие на производство расходов, сопряжённых с проектируемым учреждением Геодезической академии»44.
Наиболее обоснованную и критическую оценку проектам Померанцева — Сухомлинова — Жилинского — Янушкевича дал заслуженный ординарный профессор Императорской Николаевской военной академии В.В. Витковский. Характерно, что запрос о целесообразности закрытия геодезического отделения и создания вместо него отдельной геодезической академии был послан ему только тогда, когда были получены отказы из всех заинтересованных государственных инстанций45. Записка В.В. Витковского интересна тем, что содержит определение целей военной геодезии и ряд сведений о деятельности геодезического отделения за период его существования, поэтому есть смысл привести её текст целиком.
«ПО ПОВОДУ УЧРЕЖДЕНИЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
Деятельность геодезистов как в мирное, так и в военное время теснейшим образом связана с деятельностью офицеров Генерального штаба. Учреждение Геодезического отделения при Военной академии в 1854 г. было вызвано необходимостью иметь в среде офицеров Генерального штаба46 лиц со специальною подготовкою. Совершившееся в 1868 г. выделение геодезистов в особый разряд
офицеров уже через 15 лет, в 1883 году, признано нецелесообразным, и геодезистам возвратили мундир и все права офицеров Генерального штаба. Состоявшееся в 1912 г. вторичное выделение геодезистов представляет мероприятие, не оправдываемое необходимостью; развитие же этой меры до учреждения самостоятельной Геодезической Академии несомненно приведёт к нежелательным последствиям — разъединению двух, зависящих одна от другой, специальностей.
Геодезисты обслуживают войска; тесная их связь и совместное обучение в одних стенах с офицерами Генерального штаба в Академии не только полезны, но и необходимы. Геодезисты нужны Военному Министерству не как самостоятельные учёные специалисты, а как одно из звеньев в составе деятельности Генерального штаба. Конечная задача Корпуса военных топографов заключается в составлении и издании разного рода карт, которые могут удовлетворять военным целям тогда и только тогда, когда руководители деятельности топографов близко и всесторонне знакомы с задачами, решаемыми Генеральным штабом.
Доводами к учреждению особой Геодезической Академии выставлены: 1) желание расширить образование геодезистов и 2) подчинение питомцев Академии начальнику Корпуса военных топографов.
На первый довод можно возразить, что и в настоящее время деятельность геодезистов не вызывала нареканий. Корпус топографов, руководимый геодезистами, с успехом выполняет свои задачи, а сами геодезисты заслужили почётное имя в науке. Достаточно сказать, что многие из них (И.И. Стебницкий, Н.Я. Цингер, A.A. Тилло, А.Р. Бон-сдорф, И.И. Померанцев и др.) за свои учёные труды получили звание либо Корреспондентов Академии Наук, либо высшие учёные степени докторов Астро-
номии и Геодезии от Российских Университетов. Чего же надо ещё желать?
Составители проекта новой Академии бросают упрёк, что специальные программы Геодезического отделения не пересматривались в течение 60 лет и отстали от современных требований науки. Этот упрёк нельзя не считать голословным. Программы Геодезического отделения разработаны лишь в общих чертах и всегда давали возможность профессорам освежать их и поддерживать на уровне современности. Как пример, можно указать на отдел об определении долгот. Когда составлялись первоначальные программы (60 лет тому назад), способ определения долгот при помощи электрических телеграфов не попал в них отдельною рубрикой, так как не был ещё и известен; но это не помешало профессорам знакомить слушателей со всеми его усовершенствованиями, и наши геодезисты давно уже определяют долготы по телеграфу, а одна из последних отчётных работ посвящена даже практическому применению беспроволочного телеграфа — последней новинке в области астрономии. На подобные примеры можно указать и в геодезии, и в картографии.
Необходимо оговорить, что как ни почтенны сами по себе чисто научные труды, но не они должны быть целью геодезистов. Для разработки отвлечённой науки существуют Академия Наук и Университеты. Военные геодезисты должны лишь уметь применять наилучшие способы к обслуживанию Армии, им необходимо знать требования войск по крайней мере также основательно, как и требования науки. Предусмотренное проектом замещение профессорских кафедр лицами гражданского ведомства едва ли будет этому способствовать.
Второй довод — сближение геодезистов с топографами — ещё менее понятен. Все геодезисты и
Начальник Императорской Николаевской военной академии в 1913-1914 гг. Николай Николаевич Янушкевич
Начальник Корпуса военных топографов и Военно-топографического отдела Главного управления Генерального штаба в 1911 — 1917 гг. Иллиодор Иванович Померанцев (1847—1921)
Заслуженный профессор Императорской Николаевской военной академии с 1907 г., военный педагог и учёный-геодезист Василий Васильевич Витковский (1856-1924)
теперь служат именно в Корпусе военных топографов, и ничто не препятствует их сближению, а высшее военное образование геодезистов может только способствовать поднятию военного духа среди топографов, получающих почти исключительно техническое образование.
Относительно совмещения должности начальника проектируемой Академии с обязанностями начальника Корпуса военных топографов надо заметить, что, не говоря уже о нежелательности совмещений вообще, сомнительно, чтобы лицо, обременённое сложными и многосторонними административными задачами, могло иметь достаточно времени для ведения учебного дела, требующего к тому же большой опытности и других способностей. Так как за исполнение обязанностей начальника Геодезической Академии, по проекту, не назначается особого вознаграждения, то начальники Корпуса военных топографов невольно станут относиться к добавочным трудам без надлежащего увлечения, смотреть на них как на излишнее бремя.
Нельзя не выразить ещё удивления по поводу, так сказать, внешней стороны проекта. Учреждение новой Академии могло бы найти себе объяснение, если бы явилась необходимость значительно увеличить число слушателей. Между тем вместо нынешнего штата Геодезического отделения в 14 офицеров в самостоятельной Геодезической Академии проектируется иметь только 12 офицеров, причём ежегодный денежный отпуск от такого уменьшения состава должен возрасти более чем в десять раз (с 6509 рублей до 68 581 р. 88 к.).
Что касается, наконец, желания начальника Корпуса военных топографов ближе следить за преподаванием и выпуском офицеров в Геодезическом отделении, то таковое желание несравненно проще может быть удовлетворено предоставлением ему права присутствовать и участвовать в голосовании на тех заседаниях Конференции Военной Академии, на которых решаются вопросы о геодезистах»47.
Проект образования новой геодезической академии был отвергнут самим ходом событий — менее чем через полгода началась Первая мировая война.
С началом войны Императорская Николаевская военная академия была закрыта. Заведование зданиями, имуществом и личным составом, непригодным к полевой службе, приказом по академии № 226 от 14 августа 1914 года было возложено на заслуженного профессора съёмки и черчения A.A. Зейфарта, а ввиду его болезни — на заслуженного профессора В.В. Витковского, исполнявшего эти обязанности до осени 1915 года.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Глазомерная топографическая съёмка — упрощённая топографическая съёмка, проводимая с помощью лёгкого планшета, компаса и визирной линейки, для получения приближённого плана маршрута или участка местности.
2 Инструментальная топографическая съёмка — совокупность работ по созданию топографических карт или планов местности посредством измерений с помощью точных геодезических инструментов, предназначенных для измерений на местности, составления планов и крупномасштабных карт.
3 Астрономическое определение — метод определения географических координат по измерениям высот светил в различных кульминациях по положению от зенита и т.д.
4 Хронометрическое определение — метод определения географической долготы с помощью механических приборов, хранящих точное время, и определения высоты небесного тела. Точнейшие хронометрические экспедиции были осуществлены в России в 1843 и 1845 гг.
5 Глушков В.В. История военной картографии в России (XVIII - начало XX в.). М.: ИДЭЛ, 2007. С. 121.
6 Триангуляция — один из методов создания сети опорных геодезических пунктов, состоящий в построении рядов или сетей примыкающих друг к другу треугольников и в определении положения их вершин в избранной системе координат, а также сама сеть, созданная этим методом.
7 Новокшанова (Соколовская) З.К. Василий Яковлевич Струве. М.: Наука, 1964. С. 114.
8 Глушков В.В. Указ. соч. С. 121.
9 См. о нём: Толмачёв АЛ. Профессор Военной академии
A.П. Болотов — очерк жизни и деятельности // Николаевская академия Генерального штаба (1832—1918) / [Сост. Н.Ю Бри-нюк, Э.Л. Коршунов, A.A. Михайлов]. СПб.: Дмитрий Буланин, 2018. С. 147-166.
10 Глиноецкий Н.П. Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба. СПб., 1882. С. 169.
11 Витковский В.В. Пережитое. Вып. III. JL: Б.и., 1930. С. 251.
12 Логинов Т.П., Селиханович В.Г. Алексей Николаевич Савич (1810-1883). М.: Наука, 1967. С. 40.
13 Ганыиин В.Н. Николай Яковлевич Цингер, геодезист, астроном и картограф. М.: Изд-во геодезической литературы, 1960. С. 13.
14 Глиноецкий ИЛ. Указ. соч. С. 172.
15 Со вступлением на престол Александра II Штаб главного начальника военно-учебных заведений был переименован в Главный штаб его императорского величества по военно-учебным заведениям с назначением его начальником генерал-адъютанта Я.И. Ростовцева.
16 Цит. по: Мементо старым коллегам. СПб.: Типография
B. Безобразоваи К", 1881. С. 18.
17 Академия Генерального штаба. 170 лет / Под ред. генерал-полковника B.C. Чечеватова. М.: Защитники Отчизны, 2002.
C. 56.
18 Глиноецкий Н.П. Указ. соч. С. 223.
19 После изобретения электрического телеграфа в середине XIX в. появился метод определения разности долгот с помощью измерения времени прохождения по проводам между населёнными пунктами телеграфных сигналов.
20 Глиноецкий Н.П. Указ. соч. С. 290.
21 Витковский В.В. Пережитое. Вып. III. С. 251.
22 Есаков В.А Михаил Иванович Венюков. 1832—1901. М.: Наука, 2002. С. 19.
23 Академия Генерального штаба. 170 лет... С. 59.
24 Витковский В.В. Пережитое. Вып. II. JL: Тип. Гидрографического управления, 1928. С. 80, 82.
25 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 544. Оп. 1. Д. 1208. Л. 24 об.
26 Там же. Л. 40.
27 Витковский В.В. Пережитое. Вып. III. С. 267, 268.
28 РГВИА. Ф. 544. Оп. 1. Д. 1208. Л. 28, 28 об.
29 Там же. Л. 24 об.
30 Там же.
31 Там же. Л. 25.
32 Там же. Л. 25, 25 об.
33 Там же. Ф. 400. Оп. 4. Д. 125. Л. 9.
34 Там же. Л. 9 об.
35 Там же. Ф. 544. Оп. 1. Д. 1510. Л. 1.
36 Там же. Л. 20.
37 Там же. Л. 1.
38 Там же. Л. 22.
39 Там же. Л. 1 об.
40 Там же. Л. 30-31.
41 Там же. Л. 30, 30 об.
42 Там же. Л. 33, 33 об.
43 Академия Генерального штаба. 170 лет... С. 87.
44 РГВИА. Ф. 544. Оп. 1. Д. 1510. Л. 34.
45 Также был послан запрос правителю дел академии ординарному профессору А.К. Байову.
46 Подчёркнуто В.В. Витковским.
47 РГВИА. Ф. 544. Оп. 1. Д. 1510. Л. 43-44. ■