Научная статья на тему 'Становление А. Ф. Редигера как крупного военного профессионала'

Становление А. Ф. Редигера как крупного военного профессионала Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Ф. РЕДИГЕР / АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / A.F. REDIGER / THE GENERAL STAFF ACADEMY / ADMINISTRATIVE ACTIVITIES / MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайкина Татьяна Витальевна

В статье раскрывается путь становления военного министра А.Ф. Редигера как крупного военного профессионала. Сквозь призму личностного развития делается попытка анализа состояния российской армии конца XIX начала ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зайкина Татьяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A.F. REDIGER AS A PROMINENT MILITARY PROFESSIONAL

The author focuses on the formation of the Minister of War A.F. Rediger as a prominent military professional. The author makes an attempt to analyze condition of the Russian army in the late 19th the early 20th centuries through a prism of a personal formation.

Текст научной работы на тему «Становление А. Ф. Редигера как крупного военного профессионала»

УДК 94(47).083

СТАНОВЛЕНИЕ А.Ф. РЕДИГЕРА КАК КРУПНОГО ВОЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛА

© 2017 Т.В. Зайкина

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара

Статья поступила в редакцию 13.10.2017

В статье раскрывается путь становления военного министра А.Ф. Редигера как крупного военного профессионала. Сквозь призму личностного развития делается попытка анализа состояния российской армии конца XIX - начала ХХ в.

Ключевые слова: А.Ф. Редигер, Академия Генерального штаба, административная деятельность, военная служба.

Генерал от инфантерии Александр Федорович Редигер (1854-1920 гг.) - неординарная историческая личность. Он вошел в историю Отечества в качестве видного государственного деятеля и крупного военного профессионала. Данный статус определяется тем, что он занимал в 1905-1909 гг. в правительстве императорской России пост военного министра. Этот пост в иерархии власти Российской империи всегда проходил по разряду ключевых. В период с 1905 г. по 1912 г. А.Ф. Редигер выступал одним из теоретиков и организаторов военной реформы, проводившейся в императорской России1.

Несомненно, возвышение А.Ф. Редигера случилось не в один момент. К этому Александр Федорович шел уверенно всю свою сознательную жизнь. Будущий военный министр прошел в рядах вооруженных сил России военную службу, несколько отличную от его предшественников по должности. Главное отличие заключается в том, что А.Ф. Редигер, как показывает анализ его послужного списка и мемуаров, на строевой службе находился небольшой промежуток времени. Согласно официальным документам, к строевой службе А.Ф. Редигера отнесены: служба в Пажеском корпусе (17 июля 1870 - 17 июля 1872 - 2 года); офицерская (17 июля 1872 - 1 октября 1879 - 7 лет 2 месяца 14 дней); в Болгарии (5 сентября 1882 - 10 октября 1884 - 1 год 6 месяцев 5 дней)2. Получается чуть более 11 лет. Из них отдельно выделено участие будущего генерала в Русско-турецкой войне (под рубрикой «бытность в походах» с 8 сентября 1877 - 19 февраля 1878 - 5 месяцев 11 дней). В то время как, например, А.Н. Куропаткин прослужил на строевых должностях 18 лет3. Александр Федорович основное время военной службы посвятил научно-педагогической деятельности. Причем она являлась и основным родом занятий, а также проходила параллельно с администра-

Зайкина Татьяна Витальевна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии. E-mail: [email protected]

тивно-аналитической работой. Обязательно следует подчеркнуть, что научно-педагогическую деятельность полковник А.Ф. Редигер проводил, когда она являлась совместительством, не в ущерб исполнению обязанностей военной службы по основной должности. Доказательство тому - многочисленные приказы, санкционировавшие ему право на занятия преподавательской деятельностью4. Долгое время А.Ф. Редигер из своей военной службы (12 лет5) находился на военно-административной работе. Военная администрация, судя по опыту отечественного и зарубежного военного строительства, представляет собой составную часть общегосударственной администрации - военно-административные органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность по строительству Вооруженных сил и управлению ими6.

Следовательно, военная служба в подобных органах выдвигает повышенные требования к офицеру, в первую очередь в сфере управленческих знаний, навыков, умений, а также аналитических способностей. Не последнюю роль приобретает здесь умение офицера ориентироваться в военно-политической обстановке. При этом (в случае с А.Ф. Редигером) следует особенно подчеркнуть, что его военно-административная служба в Болгарии с 22 сентября 1882 г. по декабрь 1883 г. в качестве товарища7 военного министра Княжества Болгарии в звании полковника болгарской армии8 содержала достаточно заметный объем политической составляющей.

Автор полагает, что следует проанализировать военную службу А.Ф. Редигера во временном интервале с 17 июля 1872 г. по 21 июня 1905 г. Точка отсчета здесь - производство А.Ф. Редиге-ра в прапорщики лейб-гвардии Семеновского полка. Окончание - назначение генерал-лейтенанта А.Ф. Редигера управляющим Военным министерством. Именно данный отрезок времени составил путь становления и утверждения

в качестве государственного деятеля и военного профессионала. Здесь представляется целесообразным выделить ряд ступеней, каждая из которых имеет свои специфические особенности: 1. Строевая служба. 2. Участие в Русско-турецкой войне (1877-1878 гг.). 3. Военная служба в качестве товарища военного министра и управляющего делами Военного министерства Болгарии с производством в полковники Болгарской службы (20 сентября 1882 г. по 27 декабря 1883 г.). 4. Военно-педагогическая деятельность. 5. Служба в Канцелярии Военного министерства (20 марта 1884 г. по 21 июня 1905 г.).

1. Строевая служба. Она началась в первичном офицерском звании прапорщика в элитном старейшем и богатом боевыми традициями лейб-гвардии Семеновском полку и продолжалась немногим больше двух лет. Однако, что представляется принципиальным, А.Ф. Редигер не терял связи со своим полком. Автор, опираясь на текстологический анализ мемуаров А.Ф. Редигера, пришел к заключению о том, что строевая служба его не прельщала9. Однако она его и не разочаровывала10. У Александра Федоровича выкристаллизовывается четкая целевая установка - необходимо поступить в Академию Генерального штаба. Между тем молодой офицер, несмотря на непривлекательность военной службы в строю, относился к ней добросовестно и проявлял в ней усердие, что стало залогом предоставления командованием ему права на вступительные испытания в Академию11. Усер -дие, проявленное при сдаче вступительного экзамена, привело Александра Федоровича к зачислению в Николаевскую Академию Генерального штаба на геодезическое отделение. Добросовестность молодого офицера высоко оценена вышестоящими военными инстанциями - А.Ф. Редигер «Высочайшим приказом» произведен в подпоручики. В геодезическом отделении Академии Генерального штаба продолжительность обучения составляла 4 года: первые два года в стенах Академии проходили теоретические курсы, последние два - в Пулковской обсерватории, где изучались практическая астрономия, высшая геодезия с практическими занятиями по исследованию инструментов по триангуляции, нивелированию и измерению базисов. Серьезности, глубине подготовки слушателей этого отделения способствовало также и то, что прием в него производился всего один раз в два года в количестве 7-10 человек. Так, за 1854-1864 гг. на отделение приняли только 32 офицера. По положению 1866 г., офицеры, окончившие геодезическое отделение Академии и практический курс Пулковской обсерватории, составили особый разряд офицеров курса военных топографов с наименованием их геодезистами. Пулковский курс завершался само-

стоятельной работой («сочинением»), которая, с заключением руководителя - профессора, представлялась начальнику академии12. И столь сложный путь А.Ф. Редигер прошел, без преувеличения, блестяще. Аргументы: 1) через два года «за отличные успехи в науках» в стенах Академии «Высочайшим приказом произведен в поручики»13; 2) серебряная медаль по окончании академии14. Однако для поручика А.Ф. Редигера пулковский курс в обсерватории на военном поприще стал очередным переосмыслением пройденного пути. У него сформировалось твердое желание не заниматься астрономией и геодезией, а для дальнейшей службы завершить учебу на строевом отделении15.

Таким образом, мы видим, что А.Ф. Редигер пока что не определил до конца личностные пристрастия в военной службе. Однако он все исполнял добросовестно, высокопрофессионально.

2. Участие в Русско-турецкой войне (30 августа 1877 г. - 18 июля 1878 г.). Участие поручика А.Ф. Редигера «в делах против турок»16 можно оценить в его офицерском становлении как положительный этап. Сухие строки из послужного списка говорят о награждении А.Ф. Редигера за отличие орденами Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» и Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом, а также о производстве в штабс-капитаны со старшинством. Здесь на основе изучения архивных материалов и свидетельств современников А.Ф. Редигера 17 возможно сделать ряд обобщений: 1. Подобно большинству молодых офицеров своего времени А.Ф. Редигер рвался на войну. В мотивации подобного рвения переплелись в диалектическом единстве доминанты патриотизма, верности боевым традициям, а также и карьерные соображения. 2. Молодой офицер получил настоящий опыт походной жизни и ознакомился со всеми тяготами и лишениями боевой обстановки: бывал под обстрелом; смог воочию оценить действия в боевых условиях различных родов войск и составить собственное мнение; получил соответствующую морально-психологическую закалку, детерминированную боевой обстановкой. 3. А.Ф. Редигер приобрел некоторый ценный опыт штабной работы при подготовке боя: организация разведывательной работы, рекогносцировки; подготовки марша и размещения полка и бригады на привале; съемка местности и составление плана позиции на неизвестной местности с минимальным набором инструментов (компас и масштабная линейка) и др. 4. Будущий военный министр научился не романтизировать боевую обстановку, не бахвалиться героизмом и подвигами, а относиться ко всему серьезно, в какой-то мере буднично.

Итак, можно сказать, что опыт личного участия А.Ф. Редигера в Русско-турецкой войне (1877-1878 гг.) сыграл свою роль в трансформа-

ции молодого перспективного офицера в крупного военного профессионала. Это было время шлифовки всего положительного, что накопил к тому времени молодой офицер в личном военно-профессиональном арсенале.

3. Военная служба в качестве товарища военного министра и управляющего делами Военного министерства Болгарии, с производством в полковники Болгарской службы (20 сентября 1882 г. по 27 декабря 1883 г.). Этот период, хоть и короткий, но его содержание в противоположность предыдущему периоду наполнено более политической деятельностью, чем военной. Уместно будет уточнить, по утверждению самого Александра Федоровича, что характер служебных отношений больше подходит под определение военно-дипломатического18. Автор считает, что причин для выбора кандидатуры А.Ф. Реди-гера для исполнения названных обязанностей несколько: 1. Необходим был молодой, грамотный, исключительно дисциплинированный и высокоорганизованный офицер Генерального штаба. Кроме того, здесь несомненную роль сыграл опыт участия А.Ф. Редигера в Русско-турецкой войне. Учитывалось и то, что Александр Федорович работал с целой группой офицеров Генерального штаба во время перехода через Балканы, что помогло ему хорошо изучить ре-гион19. 2. Командировался подполковник Генерального штаба, боевой офицер, адъюнкт-профессор военной администрации при высшем военном учебном заведении Российской империи - Николаевской Академии Генштаба, защитивший блестяще диссертацию «Унтер-офицерский вопрос в главных европейских армиях»20. 3. Сыграла свою роль в назначении личная встреча Александра Федоровича с Александром Васильевичем Каульбарсом21, своим будущим непосредственным начальником, за границей. Небезынтересна и мотивация самого А.Ф. Редигера, давшего согласие при назначении на должность товарища военного министра и управляющего делами Военного министерства Болгарии. Он постфактум писал: «От нового предложения я был в восторге. Должность, несомненно, была самостоятельная, я выходил из положения чернорабочего, который имеет право на инициативу лишь настолько, насколько угодно начальству; меня не будут третировать свысока, хотя и внешне любезно...»22. Кроме того, Александр Федорович не скрывал от потомков, что одним из главных мотивационных факторов при получении его согласия стала возможность «блестящего решения экономического вопроса»23 (т.е. увеличение семейного бюджета).

Необходимо подчеркнуть, что содержание служебной деятельности А.Ф. Редигера в должности товарища военного министра и управляющего делами Военного министерства Бол-

гарии определялось двумя существенными факторами: 1. Общее состояние войск Болгарской армии и качественный состав офицерского корпуса, который состоял из русских и болгарских офицеров (причем русские были на всех высших командных постах до ротных командиров включительно). 2. Высокий должностной статус товарища министра, т.к. он пользовался правами начальника дивизии в отношении всех чинов и частей армии, а круг его обязанностей определялся министром. Деятельность товарища министра распространялась на инспекторскую и хозяйственные службы войск, а также на болгарскую флотилию и на контакты с Державным советом Болгарии. В ежедневные обязанности входили прием докладов от подчиненных, чтение и подписание бумаг. В свою очередь сам А.Ф. Редигер рапортовал А.В. Каульбарсу и присутствовал при ежедневных докладах по инспекторской части. Помимо этого все лето 1883 года в связи с тем, что князь Александр Болгарский выехал в Москву на коронацию Александра III, А.В. Каульбарсу пришлось быть регентом Княжества Болгарии, а военное ведомство оставалось на попечении А.Ф. Редигера.

Анализ показывает, что Александр Федорович в силу должностных обязанностей де-юре управлял временно Военным министерством вплоть до назначения и приезда из России нового министра и еженедельно бывал с докладом у князя. Это позволило ему получить первый опыт государственной деятельности в высшем эшелоне государственной власти княжества Болгарии. Причем А.Ф. Редигер исполнял компетентно возложенные на него функции. При этом следует подчеркнуть, что А.Ф. Редигер приобрел данный опыт работы в сложной ситуации. Дело в том, что его правовое должностное положение носило двусмысленный характер: он присягнул своему императору, но служил болгарскому князю. Парадоксальность ситуации ярко выражена в вопросе болгарского князя, заданного А.Ф. Ре-дигеру во время доклада монаршей особе. «Вы имеете высочайшее повеление управлять моим Военным министерством?» - спросил удивленный князь с ударением на слове «моим»24. Немаловажно и то, что А.Ф. Редигер в период прохождения военной службы в должности товарища военного министра и управляющего делами Военного министерства Болгарии проявил твердость характера и верность долгу и присяге. Такое служебное поведение на Родине было оценено в военном и иностранных дел Министерствах как «благородный образ действий». Данная мысль не раз прозвучала в докладах по болгарским делам военному министру Ванно-скому, начальнику Главного штаба Обручеву, товарищу министра иностранных дел Вланга-ли в присутствии вновь назначенного военного

министра в Болгарии, Генерального штаба генерал-майора князя Кантакузина25.

Таким образом, можно утверждать, что полковник болгарской армии русский офицер А.Ф. Редигер (звание в армии Болгарии присвоено почти по истечении года управления делами Военного министерства) получил солидный багаж военно-политической деятельности. Как результат успешного выполнения командировочного задания уже через несколько месяцев по возвращении в Россию он назначается делопроизводителем Канцелярии Военного министерства26.

4. Военно-педагогическая деятельность. Она ведет свой отсчет с 16 мая 1880 г.27 и завершается 15 сентября 1898 г. назначением Александра Федоровича почетным членом Конференции Николаевской Академии Генерального штаба в звании заслуженного профессора. Особенностью его военно-педагогической деятельности являются: 1. Служба под началом известного военного педагога генерала М.И. Драгомирова. Именно этот прославленный военачальник и крупный военный ученый, будучи начальником Академии, предложил молодому выпускнику место на кафедре, после того как выслушал ответы А.Ф. Редигера на экзамене. 2. Стремление будущего военного министра утвердиться на научно-педагогическом поприще, что вылилось в защиту диссертации. 3. Необходимость разрабатывать новый учебный курс по дисциплине «Военная администрация». 4. Наличие первичного военно-педагогического опыта. Как утверждает сам Александр Федорович, «...большинство офицеров Генерального штаба в то время были без средств, но большинство их имели уроки в военных училищах и этим существенно подкрепляли свой бюджет»28. А.Ф. Редигер проводил занятия с офицерами в гвардейских частях.

Здесь хотелось бы особенно отметить важную для А.Ф. Редигера черту характера - целеустремленность, которая сыграла свою роль в военно-педагогической работе. Однажды поставленной цели он подчинял все средства и упорно добивался намеченного. Поэтому очевидно, что здоровый карьерный интерес приводит участника турецкой войны 1877 - 1878 гг. штабс-капитана А.Ф. Редигера обратно в стены Николаевской Академии, где 13 ноября 1878 г., по выдержании выпускного экзамена в строевом отделении, он причислен к Генеральному штабу и прикомандирован к Штабу гвардейского корпуса для занятий. Можно уверенно предположить, что синтез боевого опыта с академическим образованием и первыми научными исследованиями в Николаевской главной обсерватории, дополненный годичным педагогическим стажем при штабе гвардейского корпуса, начальством было оценено по заслугам: присвоено звание капитана и произведено назначение

адъюнкт-профессором военной администрации при Николаевской Академии Генерального штаба. Таким образом, в служебной карьере молодого офицера дан старт педагогической деятельности, причем в стенах одного из самых престижных и ведущих военных вузов императорской России. Другая сфера деятельности, научная, сопутствовала педагогической и сыграла очень важную роль в становлении и утверждении А.Ф. Редигера в качестве государственного деятеля и военного профессионала. В списке научных трудов генерала А.Ф. Редигера первой значится диссертация на тему «Унтер-офицерский вопрос в главных европейских армиях»29. К слову сказать, за первую книгу, согласно предписанию Главного штаба от 31 мая 1880 г. за №366, Генерального штаба капитану А. Редиге-ру объявлена Высочайшая благодарность за «полезный и добросовестный труд» по составлению книги «Унтер-офицерский вопрос в главных европейских армиях»30. Публичная защита диссертации перед Конференцией и большим числом офицеров Генерального штаба прошла более чем успешно. Отзывы известных профессоров Николаевской Академии Лобко, Газенкампфа, Богдановича были хвалебными, отмечалось особенно ясное изложение материала.

Констатируем, что научная работа А.Ф. Ре-дигера материализовалась в оригинальных научных артефактах. Опираясь на методично собираемый в течение всей жизни материал и накапливаемый опыт, он опубликовал ряд (кроме вышеуказанной) научных работ: «Заметки по военной администрации»31, «Устройство полевого управления в нашей армии»32, «Комплектование и устройство вооруженной силы»33, «Наставление для решения стратегических задач (на 1896-1897 годы)»34 и др.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что часто А.Ф. Редигер брался за неизвестное и не всегда привлекательное для него ему дело, к которому не проявлял большой тяги в силу различных обстоятельств. Однако трудолюбие, добросовестное отношение к порученному делу, врожденная педантичность приводили к отменным результатам. Это касается как учебы - только на «отлично» во всех учебных заведениях, так и диссертации. То же самое относится к научным исследованиям и разрабатывавшимся им учебным курсам. Все перечисленное А.Ф. Редигер исполнял с высшими оценками со стороны начальства, коллег и профессионалов. Причем А.Ф. Редигер начиная с 1880 года долгие годы будет сочетать достаточно успешно военную деятельность с научно-педагогической, демонстрируя при этом исключительное трудолюбие, научную беспристрастность и добросовестность военного педагога. Как подтверждение тому - признание командованием необходимости и возможности

совмещения и исполнения капитаном А. Редиге-ром должностей адъюнкт-профессора и офицера для поручений гвардейского корпуса35. Карьера блистательного профессора завершится в 1898 году в связи с назначением его на должность начальника Канцелярии Военного министерства.

Лекции, прочитанные в Академии Генерального штаба, будут изданы неоднократно для слушателей младших классов Николаевской Академии и для юнкеров из военно-учебных заведений. Среди них следует выделить «Заметки по военной администрации», прочитанные Александром Федоровичем в 18841885 гг. и опубликованные в 1885 году в Санкт-Петербурге. Вслед за ним он разработает также курсы лекций по дисциплинам: «Устройство полевого управления в нашей армии» (1890) и «Комплектование и устройство вооруженной силы». Последний курс военной администрации для младших классов Николаевской академии Генерального штаба, составленный из двух частей и прочитанный полковником А.Ф. Редиге-ром, станет основным академическим трудом в течение четверти века (до начала Первой мировой войны). Он выдержит несколько изданий (последнее в 1913-1914 гг.).

При этом необходимо особенно подчеркнуть, что авторы большинства рецензий на исследовательские произведения профессора Николаевской Академии Генерального штаба А. Редигера делали вывод о том, что одна из непременных черт работ военного ученого - «достоверная оценка состояния русской армии»36. Рецензенты посчитали главными достоинствами трудов А.Ф. Редигера следующие: глубокий анализ основных проблем комплектования русской армии рядовым, унтер-офицерским и офицерским составом; привлечение большого фактического материала, в том числе и впервые вводимого в научный оборот, что позволило автору объективно проанализировать устройство военного управления в России (в сравнении с исследуемыми процессами в армиях Австро-Венгрии, Германии, Италии и Франции); подведение итогов пройденного пути военной организацией России во второй половине Х1Х века.

Возможно, представляет серьезный интерес еще и научно-исследовательский и научно-энциклопедический аспекты сотрудничества А.Ф. Редигера с различными и достаточно известными изданиями своего времени. Достаточно напомнить о более чем четырнадцатилетнем периоде работы над «Энциклопедией военных и морских наук» (1883-1897 гг.), выпущенной в свет под редакцией профессора Г.А. Леера. В указанном издании перу профессора Николаевской Академии А.Ф. Редигера принадлежат свыше ста двадцати статей. Они посвящены проблемам полевого управления войск, адми-

нистративному устройству войск, военным чинам и производству по старшинству, высшим военно-учебным заведениям; в них содержатся ценные сведения о ряде военных училищ и полках и многие другие материалы. Кроме того, А.Ф. Редигер являлся авторитетным постоянным экспертом, в течение более десяти лет (1888-1898 гг.) журнала «Разведчик». В нем, а точнее в 428 номерах, напечатаны многочисленные его статьи, обзоры, рецензии. Еще одна грань в его исследовательской и научно-педагогической деятельности связана со знанием им нескольких иностранных языков; в их числе: немецкий, шведский, финский, французский. В приложении №2 ко второму тому его воспоминаний приведены названия двенадцати иностранных журналов (Франции, Италии, Швеции, Германии, Финляндии, Австрии, Норвегии), на страницах 143 номеров которых Александр Федорович выступал как военный обозреватель37.

Таким образом, военно-педагогическая деятельность А.Ф. Редигера, самая длинная по временной протяженности, позволила раскрыть всю мощь интеллекта военного ученого. И, безусловно, отшлифованный на научном поприще аналитический стиль мышления стал серьезным обстоятельством в деле становления и утверждения Александра Федоровича в качестве государственного деятеля.

5. Служба в Канцелярии Военного министерства (20 марта 1884 г. по 21 июня 1905 г.). Здесь приоритетной становится административная деятельность А.Ф. Редигера. Автор считает, что у этой стороны деятельности будущего военного министра имеются два диалектически взаимосвязанных аспекта: первый аспект - теоретический. Именно профессиональная научно-педагогическая деятельность Александра Федоровича сделала его одним из видных, истинных знатоков проблем военной администрации; второй аспект - прикладной. В 1898 г. окончательно теоретическая составляющая его деятельности перешла в практическую плоскость: Академия Генштаба потеряла опытного, заслуженного неординарного профессора, а Канцелярия военного министерства получила нового управляющего.

Конечно, это условное деление. Поэтапно же административная карьерная лестница А.Ф. Ре-дигера выглядела следующим образом: в 1880 г. он приступает к обязанностям адъюнкт-профессора военной администрации при Николаевской Академии Генерального штаба; с 1884 г. полковник А. Редигер назначается делопроизводителем Канцелярии Военного министерства с оставлением по Генеральному штабу и адъюнкт-профессором одновременно.

Совмещать административные и педагогические обязанности Александр Федорович будет

14 лет (с 1884 г. по 1898 г.). Только новые качественные изменения в служебной карьере - назначение на должность начальника Канцелярии и факт назначения учебной пенсии с другой, приведут к прекращению педагогической деятельности. Как результат отличного сочетания теории и практики - Высочайшее поручение 22 марта 1905 г. о разработке вопроса о преобразовании Военного министерства и назначение 7 мая того же года членом Особого совещания для выработки положения о Совете государственной обороны.

Изложенное выше позволяет заключить: А.Ф. Редигер прошел сложный путь становления и утверждения в качестве государственного деятеля. И для того, чтобы стать военным министром, у него имелся солидный военно-профессиональный, военно-педагогический, научный, административный личный арсенал знаний, навыков, умений. За время прохождения военной службы в рядах вооруженных сил Российской империи (до назначения военным министром) А.Ф. Редигер стал подготовленным во всех отношениях для исполнения обязанностей в качестве государственного деятеля и военного профессионала. Он сформировался как крупный военный педагог и ученый, теоретик и практик военной администрации, военный профессионал, пройдя путь от воспитанника Финляндского кадетского и Пажеского корпусов до заслуженного профессора и почетного члена Конференции Николаевской Академии Генерального штаба. К 1905 году внутренний облик А.Ф. Редигера окончательно выкристаллизовался. Его ядро - любовь к императорской России и готовность ее защищать с оружием в руках, монархизм, неприятие любых революций, так как они подрывают незыблемые (в понимании Александра Федоровича) устои Державы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лямасова Т.В. Деятельность А.Ф. Редигера в качестве военного министра правительства Российской империи (1905-1909 гг.): автореф. дис ... канд. ист. наук. Самара, 2006. Лямасова Т.В. Александр Федорович Редигер: военный ученый на посту военного министра в 1905-1909 гг. Опыт монографического исследования неординарной исторической персоналии. Самара, 2011.

2 См.: Выписка из формулярного списка о службе высшего члена Государственного Совета, Заслуженного профессора, Почетного члена Императорской военной Академии и Почетного члена Конференции той же академии // Редигер А.Ф. История моей жизни. Воспоминания. Т.2. М., 1999. С.483-499.

3 Подсчитано по: Военный энциклопедический словарь (ВЭС). Т.1. М., 2002. С.806.

4 По формулярному списку автор статьи насчитал не менее восьми приказов.

5 Подсчет по: Выписка из формулярного списка о

службе. С. 483-499.

6 См.: Советская военная энциклопедия (СВЭ). Т.1. М., 1990. С.82.

7 По существовавшей терминологии в царской России, имеющей отношение к государственной службе, товарищ - это заместитель какого-либо должностного лица (см.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1993).

8 См.: Выписка из формулярного списка о службе. С. 486.

9 Российский государственный военно-исторический архив (далее - РГВИА). Ф.280. Оп.1. Д.5. Л.98, 101, 103.

10 Там же. Л.104.

11 Более подробно см.: Редигер А.Ф. История моей жизни. Т.1. С.30-56.

12 Более подробно см.: Тетерин Г.Н. История геодезии в России (до 1917 г.). М., 1999. С.124-136.

13 См.: Выписка из формулярного списка о службе. С.484.

14 «Для получения малой серебряной медали нужно было иметь не менее 11 из главных и не менее 10 из второстепенных предметов: военная статистика была главным предметом. Оригинально, что по военной администрации и законоведению, которые я потом преподавал, я имел лишь 10; эти баллы только потому не помешали мне получить медаль, что для геодезистов это были второстепенные предметы», - вспоминал А.Ф. Редигер (см.: Редигер А.Ф. История моей жизни. С.78.).

15 РГВИА. Ф.280. Оп.1. Д.5. Л.116, 119.

16 В документах, проходивших по линии военного ведомства, подобная формулировка была введена в ранг официальной (РГВИА. Ф.280. Оп.1. Д.6. Л.35-36).

17 РГВИА. Ф.280. Оп.1. Д.6. Л.37-38 (выписки А.Ф. Ре-дигера из официальных документов, вкрапленные в рукописный текст его воспоминаний).

18 РГВИА. Ф.280. Оп.1. Д.6. Л.41, 46.

19 Там же. Л.39.

20 См.: Редигер А.Ф. Унтер-офицерский вопрос в главных офицерских армиях: дис. адъюнкт-проф. воен. адм. СПб., 1880.

21 Каульбарс Александр Васильевич (11.5.1844 -25.1.1925, барон, генерал от кавалерии (6.12.1901). Образование получил в Николаевском училище гвардейских юнкеров (1861) и Николаевской академии Генштаба (1868). Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В 1882-1883 годы военный министр Болгарии, командир Корпуса (1897). Во время Русско-японской войны 1904-1905 годов командовал 3-й Маньчжурской армией. 27.8.1905 - 23.12.1909 - командующий войсками Одесского военного округа (См.: Волков С.В. Офицеры российской гвардии. М., 2002. С.222-223.).

22 РГВИА. Ф.280. Оп.1. Д.6. Л.40.

23 Там же.

24 РГВИА. Ф.280. Оп.1. Д.6. Л.41-42.

25 Там же. Ф.1. Оп.2. Д.123. Л.16, Ф.280. Оп.1. Д.6. Л.47.

26 Там же. Ф.280. Оп.1. Д.6. Л.43.

27 Приказ №79 по Генеральному штабу от 16 мая 1880 года.

28 См.: Редигер А. Ф. История моей жизни. Т.1. С .113.

29 См.: Редигер А.Ф. Унтер-офицерский вопрос в главных европейских армиях: дис. на звание адъюнкт-проф. воен. адм.

30 См.: Выписка из формулярного списка о службе. С. 485.

31 См.: Редигер А. Ф. Курс лекций для младших классов Николаевской академии Генерального штаба. СПб., 1890.

32 См.: Редигер А.Ф. Устройство полевого управления в нашей армии. СПб., 1890.

33 См.: Редигер А.Ф. Комплектование и устройство вооруженной силы. СПб., 1900.

34 См.: Редигер А.Ф. Наставление для решения стратегических задач (на 1896-1897 годы). СПб., 1896.

35 «Высочайшим приказом от 14 октября 1880 г. назначен «состоять для поручений при штабе Гвардейского корпуса с оставлением в звании адъюнкт-профессора военной администрации при

Николаевской Академии Генерального Штаба».

36 См.: Покровский П. Комплектование нашей армии нижними чинами // Разведчик. 1892. №108. С.428-429, № 109; Отзыв о книге А.Ф. Редигера «Устройство полевого управления в нашей армии» // Разведчик. 1890. №89. С.327; Отзыв на статью А.Ф. Редигера «Новое усиление Германской армии» // Разведчик. 1892. №114. С.525-526; КрьловВ.М. О преобразованиях в отечественной артиллерии в годы военных реформ второй половины Х1Х века // Военно-исторический журнал (ВИЖ). 2005. №8. С.50-53.

37 См.: Редигер А.Ф. История моей жизни... С.501.

THE FORMATION OF A.F. REDIGER AS A PROMINENT MILITARY PROFESSIONAL

© 2017 T.V. Zaikina

Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara

The author focuses on the formation of the Minister of War A.F. Rediger as a prominent military professional. The author makes an attempt to analyze condition of the Russian army in the late 19th -the early 20th centuries through a prism of a personal formation.

Keywords: A.F. Rediger, the General Staff Academy, administrative activities, military service.

Tatyana Zaykina, Candidate of History, Associate Professor, Department of Philosophy. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.