ПОЛКОВОДЦЫ VI ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
Н.Ю, БРИНЮК
N.Yu. BRINYUK
ГЕНЕРАЛ В.Г. ГЛАЗОВ — НАЧАЛЬНИК НИКОЛАЕВСКОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ XX ВЕКА
GENERAL V.G. GLAZOV, CHIEF OF THE EMPEROR NICHOLAS I ACADEMY OF THE GENERAL STAFF IN THE FIRST YEARS
OF THE 20th CENTURY
Сведения об авторе. Бринюк Надежда Юрьевна — научный сотрудник 44-го научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кандидат исторических наук (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье рассказывается о генерале Владимире Гавриловиче Глазове и его деятельности на посту начальника Николаевской академии Генерального штаба в 1901—1904 гг.
Ключевые слова: Николаевская академия Генерального штаба; военный министр А.Н. Куропагкин; Владимир Гаврилович Глазов; учебный процесс; реформы.
Information about author. Nadeibda Brinyuk — Researcher at Research Section 44 for Military History of the RF Northwest Region, Research Institute of Military History, RF AF General Staff Military Academy, Cand. Sc. (Hist.) (St. Petersburg. E-mail: [email protected])
Summary. The paper describes the life of General Vladimir Giazov and his work as chief of the Nicholas Academy of the General Staff in 1901-1904.
Keywords: Nicholas Academy of the General Staff; War Minister A.N. Kuropatkin; Vladimir G. Glazov; teaching process; reform.
ИСКУССИЯ о предназначении Академии Генерального штаба и соотношении в её программах теории и практики длилась на протяжении всего существования этого главного в Российской империи военного научно-образовательного учреждения. Названная при своём основании в 1832 году Императорской военной академией, она имела цель готовить офицеров Генерального штаба и распространять в офицерской среде военные знания. После переименования в 1855 году в Николаевскую академию Генерального штаба было принято Положение об академии 1859 года, в котором её главной миссией провозглашалось распространение военных знаний, а подготовка офицеров Генерального штаба отодвигалась на второй план.
Однако еще в 1851 году профессор академии Д.А. Милютин высказывал мнение, что «все академии должны прекратить своё существование в смысле университетских факультетов военного образования и сделаться аппликационной школой1 каждого из специальных ведомств»2. В пору пребывания на посту военного министра в 1861—1881 гг.
Д.А. Милютин и начальник академии в 1862—1878 гг. генерал-лей-тенантА.Н. Леонтьев направили свои усилия на осуществление этого замысла и придание академическому преподаванию практической направленности, вернув вузу в качестве главной задачи подготовку офицеров Генерального штаба.
Русско-турецкая война 1877— 1878 гг. стала своеобразным экзаменом на правильность принципов преобладания практики над теорией и продемонстрировала высокий уровень подготовки выпускников академии, что было отмечено императором3. Направление, данное академическому образованию А.Н. Леонтьевым, продолжил и сменивший его на посту начальника академии генерал М.И, Драгомиров (1878—1889).
Иных, чем Д.А. Милютин, взглядов придерживался крупный отечественный военный теоретик ГА. Леер, считавший, что академия — «скорее военный университет, чем школа или, как иногда выражаются, фабрика офицеров Генерального штаба», поскольку отличительным свойством специальности Генерального штаба
является многосторонность". Профессор военной истории академии П.А. Гейсман считал, что реформы в вузе 1860—1870-х годов были «следствием подражания французским образцам, являвшимся в то время далеко не лучшими«5. Поэтому в период, когда начальником академии стал генерал-лейтенант ГА. Леер (1889—1898), было введено новое Положение об академии 1893 года, которое главной её задачей провозглашало всё-таки распространение военных знаний в армии.
При ГА. Леере порядки в академии смягчились, снизился авторитет профессорского состава, дисциплина упала: слушатели пропускали лекции, представляли преподавателям работы чужого исполнения и т.д. Командование было прекрасно информировано об этом, но мер против различных ухищрений и уловок почти не принимало6. Для увеличения численности слушателей на приёмных экзаменах практиковали снисходительность, предпочитая принять офицера даже с некоторыми пробелами в общем образовании и восполнить их в самой академии, «несмотря на то, что
О О
№3-2020 ■ комма ИСТОРИЧЕСКИ Н Ж VP ЦДЛ
ш-
это, а сущности, не дело высшего военно-учебного заведения»7,
В «лееровский» период содержание образования в академии во многом было оторвано отжизни8. Проходивший обучение в 1894— 1897 гг. A.C. Лукомский вспоминал о том, что «теории было слишком много, а практической подготовки для будущей службы по Генеральному штабу было слишком мало...»9. Вместо с тем именно при вступлении на пост начальника академии ГА. Леера в 1889 году впервые были введены практические занятия по тактике в младшем классе и практические занятия по статистике, однако пока без системы и оценивания преподавателями10.
Организация учебного дела в академии стала отставать от требований современности. При этом была велика и учебная нагрузка. В 1901 году в «Русском инвалиде» была опубликована статья военного писателя генерала от инфантерии K.WI. Войде под названием «Возможно ли уменьшить труды слушателей академии Генерального штаба?», в которой автор цитировал работу прусского военного статистика генерала К. фон Цепелина «Армии и флоты современности» (Ч. III. Россия. Берлин, 1898.): «Утверждают, что офицер вынужден в сравнительно слишком короткое время слушать слишком большое число разнообразных предметов преподавания, что влечет за собою труд умственно непосильный и физическое переутомление. Доказывается это и тем, что большое число даже молодых офицеров Генерального штаба производят впечатление людей истощенных и нервных...»11.
По сравнению с эпохой Александра II к началу XX века число офицеров, желавших поступить в академию, значительно увеличилось, стало «громадным»12. При выросшей численности слушателей оставшийся в прежнем числе профессорский состав изнемогал «под гнетом непосильного труда»13. Чтобы облегчить положение профессоров, академия приглашала «массу частных преподавателей и руководителей практических занятий»" из числа военных специалистов разных специальностей и офицеров Генерального штаба. Эти преподаватели группами были подчинены профессорам академии, что также
усложняло учебный процесс.
Занявший в 1898 году пост военного министра генерал от инфантерии Алексей Николаевич Куропаткин вернулся к точке зрения ДА. Милютина, что «академия Генерального штаба должна носить характер профессиональной школы, а не военного университета»13. Для широкого распространения военных знаний в армии он планировал открыть при академии одногодичный «высший курс военных наук», который не давал бы никаких особых прав и привилегий, кроме записи о его прохождении в послужном списке. «Задачей курса, — писал А,Н. Куропаткин, — должно служить сообщение слушателям знаний, составляющих дальнейшее развитие военных знаний, приобретенных ими в военных училищах, и сообщение способов и методов к самостоятельному усовершенствованию в военном деле и самостоятельному производству исследований по различным отраслям военных знаний»16. Однако этот проект военного министра не осуществился.
В 1898—1901 гг. начальником академии был назначен профессор академии генерал-майор H.H. Сухотин,который принял меры для восстановления дисциплины и реформирования учебного процесса в пользу его практической составляющей. По его предложению при Главном штабе была образована специальная комиссия, которая должна была определить новые критерии содержания и объёма знаний для выпускников академии. Комиссия также пришла к заключению, что «прямым и исключительным назначением Николаевской академии Генерального штаба должна быть подготовка офицеров к службе в Генеральном штабе»17. Несомненно, необходим был комплексный подход к реформированию учебных программ, однако работа комиссии результатов не принесла,
По свидетельствам слушателей, «Сухотин взялся за разрушение той схоластической системы в преподавании военной науки, которая на протяжении многих лет воспитывала генштабистов-теоретиков, терявшихся при первом соприкосновении с войсками»18. Не всех слушателей и профессоров удовлетворяли методы Сухотина. Военный пи-
Д.А. Милютин
сатель генерал от инфантерии М.С. Максимовский считал, что «Леер слишком распустил Академию, а Сухотин внес много сумбура»'9. Однако благодаря энергии и распорядительности Сухотина всего за полтора года20 был построен новый комплекс зданий на Преображенском плацу (учебное здание со службами, казармы, манеж и флигель с квартирами для проживания чинов академии), перенесена из Кончанского церковь, построенная A.B. Суворовым, в память столетия со дня смерти великого полководца осуществлён сбор средств для постройки рядом с академией и под её эгидой Суворовского музея21.
H.H. Сухотин не пришёлся ко двору императорской семье: в частности, императрица Мария Фёдоровна высказывалась, что он «сухой, недобрый человек»22. Вероятно, поэтому он был вскоре сменён, и вместо него 2 июля 1901 года начальником академии стал генерал-лейтенант Владимир Гаврилович Глазов.
Служивший делопроизводителем в канцелярии Военного министерства (до своего назначения в 1905 г. военным министром) генерал А.Ф. Редигер в своих воспоминаниях отзывался о нём следующим образом: «Глазов был прекрасный человек, скорее апатичный...», впрочем, иногда высказывая более резкую ха-
ВПЁЛИО-НСТОРИЧЕСКНН ЖУРНАЛ * Нй 3 • 2020
59
ОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
УН
Н.Н. Сухотин
А.Н. Леонтьев
Г. А. Леер
рактеристику: «Глазов тряпка»23. Б.В. Геруа, 2,5 года обучения которого в академии прошли как раз в период начальствования академией Глазовым, писал о нем: «Грузный, уравновешенный человек»24,
В.Г. Глазов был одним из начальников академии, не связанных с нею научной деятельностью: после её окончания он служил в войсках, и назначение его на эту должность производит впечатление случайного. Однако в целом личность этого русского генерала отнюдь не лишена интереса.
В.Г. Глазов родился2512 сентября (по ст. ст.) 1848 года в семье врача Гавриила (Гаврилы) Ивановича Глазова, происходил из дворян Московской губернии. Во время Крымской войны 1853—1856 гг. ГИ. Глазов был врачом 113-й Московской дружины государственного ополчения ив 1855 году умер от холеры^. Мать В.Г Глазова впоследствии вторично вышла замуж — за В.А. Кригера.
Образование Владимир Гаврилович получил в 3-м военном Александровском училище и начал военную службу во 2-м гренадерском Ростовском полку. В 1876 году он окончил Николаевскую академию Генерального штаба по 1-му разряду. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877—1878 гг., в составе отряда генерал-лейтенанта Ф.Ф, Радецкого воевал при обороне Шипки, за отличия в боях против турок был произведён в капитаны и получил орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. События Русско-турецкой войны были запечатлены Владимиром Гавриловичем в целом ряде письменных воспоминаний и ри-
сунков. Видимо, генерал Глазов был не лишён художественного таланта, не случайно один из его эскизов был использован известным художником-баталистом В.Б. Верещагиным при создании картины «На Шипке всё спокойно»27.
После войны В.Г. Глазов служил в штабах 8-го и 10-го армейских корпусов, был начальником штаба 10-й кавалерийской дивизии (1881—1888), по отзывам командования, «в течение всего этого времени своими знаниями, тактом и любовью к делу сумел снискать себе общее уважение и являлся образцово показным*8 исполнителем своих обязанностей...»гэ. Одновременно он читал лекции по тактике в Чугуевском юнкерском училище. С 1888 по 1891 год состоял сначала в должности начальника штаба Кронштадтской крепости, затем был назначен командиром лейб-гвардии 1-го стрелкового батальона с производством в генерал-майоры. В 1893—1895 гг. был командиром лейб-гвардии Московского полка, затем — начальником штаба гвардейского корпуса (1895—1899), пользовался покровительством великого князя Николая Николаевича (младшего).
В 1899—1901 гг. В.Г. Глазов служил начальником штаба Финляндского военного округа с производством в генерал-лейтенанты и был лицом, наиболее приближённым к генерал-губернатору Финляндии и командующему войсками округа генералу от инфантерии Николаю Ивановичу Бобрикову, известному своей политикой русификации Финляндии и убитому финским террористом в 1904 году. Веро-
ятно, как человек консервативных взглядов, Глазов вполне разделял подход своего начальника к решению вопроса финляндской автономии.
В июне 1900 года он руководил полевой поездкой офицеров Генерального штаба Финляндского военного округа, произведённой с целью военно-статистического исследования «района прибрежной полосы между меридианами Борго30 и Фридрихсгам31 и линии Петербургской железной дороги, сведения о котором по прежним поездкам несколько устарели и были не полны», а также для оценки соответствия «принятого доселе распределения оборонных отрядов»32. Несколько лет подряд Глазов занимался редактированием и изданием обширного военно-статистического обозрения Финляндии, законченного им в 1904 году33.
Интересы Владимира Гавриловича были весьма разносторонними. Большой любитель российской истории, он в 1898 году окончил Императорский Санкт-Петербургский археологический институт, активно способствовал развитию этого учреждения и за свои заслуги в этом деле был избран а почётные члены института. Кроме того, с 1893 года он являлся членом Императорского Русского географического общества, был одним из организаторов Московского археологического института (1907 г.), участвовал в археологических раскопках а Псковской губернии, являлся автором трудов на военные темы и отчётов об археологических работах34, произведённых с его
60
Не а - 2020 * ИОСЯНО ИСТОРНЧССКНН ЖЧРМДЛ
Н.Ю. БРИНЮК. Генерал В. Г. Глаз
участием. В 1907 году был избран председателем Общества истории и древностей Российских при Московском университете, а в 1908 году стал председателем Московского отделения Военно-исторического общества.
Глазов участвовал в работе Особого совещания по детальной разработке мер к исправлению «попорченной» живописи в соборе Христа Спасителя в Москве (в 1897—1907 гг.), был членом Суворовской комиссии по открытию Суворовского музея, ряда комиссий по организации торжественных мероприятий в связи с юбилеями: Кронштадтской крепости (1904), освобождения Троице-Сергиевой лавры от осады польскими войсками (1910), Отечественной войны 1812 года (1912), Лейпцигской битвы (1913), взятия Парижа русскими войсками (1914) и др. Глазов обладал консервативными взглядами (с 1901 г. — член «Русского собрания», с 1903 г. — член совета общества).
Владимир Гаврилович был женат дважды: первый раз — на Александре Николаевне Верховской, от которой имел сына Владимира (родился 11 августа 1875 г.); а после её смерти, вторично, с 1882 года — на Александре Константиновне Финке (урождённой Крыжа-новской, умерла в 1907 г.).
При вступлении в должность начальника Николаевской академии Генерального штаба В.Г. Глазов получил от военного министра ряд предписаний о необходимости пересмотра программ академического курса, которые А.И. Куропаткин считал по своей напряжённости пагубно влиявшими на здоровье офицеров, что отражалось впоследствии на их службе. Пересмотр программ военный министр предлагал поручить на каждой кафедре одному из профессоров35.
Последние программы теоретических дисциплин были составлены в 1884 году. В начале XX века в Николаевской академии Генерального штаба преподавался следующий комплекс предметов (не считая геодезического отделения): стратегия,тактика, история военного искусства (всеобщего и русского), военная статистика, военная администрация, геодезия и картография, ситуационное36 черчение, артиллерия, фортифи-
кация, русский язык,политическая история (русская и всеобщая, в основном посвященная XIX в.) и международное право, физическая география, французский и немецкий языки. Курс истории военного искусства уделял слишком много внимания войнам до начала XIX века, а для будущих представителей военной элиты особенно актуальными были как раз войны второй половины XIX века. Курс истории русского военного искусства был введён «в виде опыта» в 1890 году (кафедра учреждена в 1898 г.) и также не охватывал современной военной истории России.
Существовали и практические занятия. Зимние: по тактике (27 занятий в младшем и 90 — в старшем классе), военной администрации (17 в старшем классе) и военной статистике (11 в старшем классе). Летние полевые занятия по тактике составляли в младшем классе 12 дней, в старшем — 21 день. Также летом офицеры выезжали на топографические рекогносцировки, глазомерные и инструментальные съёмки. Верховой ездой слушатели академии занимались все годы обучения, особенно усиленно на дополнительном курсе. Офицеры выезжали для осмотра научных, технических и учебных учреждений (Пулковской обсерватории, мастерских Военно-топографического отдела Главного штаба, фортов и судов Кронштадта, трубочно-инструментального
и патронного заводов в Санкт-Петербурге, Офицерской стрелковой школы, Главного артиллерийского полигона).
Офицеры дополнительного курса подготавливали и защищали три самостоятельные работы по индивидуальным темам (военно-исторической,стратегически-тактической и по военному искусству). Для них специально было введено чтение лекций о службе Генерального штаба.
Военный министр вносил следующие предложения по изменению учебных программ академии. Пополнить курс стратегии примерами из войн, в которых принимала участие русская армия, и из других вооружённых конфликтов последнего периода военной истории. Принять меры к наиболее полному преподаванию тактики. Ввести в программу изучение деятельности казаков и истории казачества. Курс истории военного искусства он предлагал значительно сократить за счёт периодов Древних и Средних веков, вместо чего ввести изучение военного искусства XIX века, а курс истории военного искусства России сократить до суворовской эпохи и добавить изучение войн от Суворова до взятия Пекина в 1900 году. Сильнее развить русскую военную историю за счёт общей истории военного искусства, а лекции читать за счёт других предметов.
Курс военной администрации военный министр предлагал сократить, особенно в разделе
Здание Николаевской академии Генерального штаба
на Суворовском проспекте
1900-е гг.
С1
ВО ЕЯ МО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖЧРМЛЛ • № 3 - 2030 (3 1
чггтгптг
ПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ_
сведений по иностранным государствам, урезать курсы геодезии и картографии. Курс военной статистики в младшем классе он предлагал реформировать, обновить устаревшие руководства. Занятия по фортификации усилить за счёт военной статистики, ввести тему «Крепостная война» с примерами из войн с участием России. Артиллерию изучать по методике, принятой в Берлинской академии.Ввести историческую географию и требовать знаний из русской политической истории, усилить занятия иностранными языками. Большее внимание уделять зимним и летним практическим занятиям в старшем классе по сравнению с младшим,увеличить количество полевых поездок, практиковать участие слушателей в войсковых манёврах37 и т.п.
В ответ В.Г. Глазов просил «разрешения не торопиться с этим пересмотром», ознакомиться с образовательным процессом, прежде чем приступить к подготовке проекта преобразований, с тем «дабы уяснить себе не только тот путь, которым надлежит идти к уменьшению общей суммы занятий офицеров, но и наметить пределы, не могущие отразиться на степени общей подготовки офицеров к службе Генерального штаба»30.
9 ноября 1901 года В.Г Глазов представлялся императору и записал свой разговор с приехавшими с той же целью в Царское
Село генералами А.И. Косичем39 и A.A. Бильдерлингом40 о слушателях академии: «Скажите, пожалуйста, [—] обратился ко мне ген[ерал] Косич, — в какой мере справедливо мнение, высказанное мне H.H. Сухотиным, будто офицеры-слушатели решительно ничем не интересуются вне среды их занятий; не читают ни книг, ни газет, к занятиям относятся небрежно, лекции посещают также неисправно, верховой езды не любят?
Я ответил, что по моим, правда, весьма непродолжительным наблюдениям и то скорее с чужого голоса, эти краски несколько сгущены, винить офицеров а односторонности нельзя, ибо занятия теперь усложнены так, что даже любознательному офицеру некогда заняться чем-нибудь другим, что не относится прямо к его курсу. Посещения лекций и верховой езды могли бы быть исправнее.
A.A. Бильдерлинг согласился с этим и добавил, что много мешает офицерам вопиющая бедность, особенно семейных.
Независимо [от] этого, [—] сказал я, [—] контингент офицеров вообще невысокого уровня образования и — главное — воспитания, это отражается потом и на офицерах Генерального] Штаба. Вопрос этот тесно связан с [нрзб.] социальным строем, слабой подготовкой в Корпусах и Училищах, Исправлять все это [нрзб.] затруднительно, если даже
Внутренний вид аудитории
Николаевской академии Генерального штаба
1900-е гг.
G
L
не невозможно.
— Г[енералы] Косич и Билвдерл[инг] вполне согласились.. .»41.
Приведённая беседа выразительно демонстрирует невысокую оценку культурного уровня офицеров Русской армии на рубеже XIX—XX вв. со стороны генералитета и аристократических кругов.
Генерал Глазов ежедневно посещал различные мероприятия в академии: лекции, занятия, экзамены, доклады в канцелярии и заседания конференции42. Анализируя учебную программу, он сделал вывод, «что теоретическая часть курсов изменилась за истекшие 25 лет сравнительно немного и что, наоборот, сильно разросся отдел практических занятий; казалось бы крайне необходимым, не умаляя в значительной доле последние, сократить наименее существенные части первых»43.
Помимо занятий по учебным вопросам Глазову приходилось решать целый ряд административных и хозяйственных задач. Под его руководством осенью 1901 года академия переехала в комплекс новых зданий на Суворовском проспекте. «Обширность зданий, громадность академического участка, создание при академии для целей обучения верховой езде полуэскадрона с 120 казенно-строевыми лошадьми, устройство в академии офицерского собрания, необходимость определить на содержание академии по всем статьям расходы и т.п., все это несомненно требовало громадной работы, и благодаря опытному руководительству начальника академии все указанные выше административные и хозяйственные вопросы были отлично разрешены, причем в решении их, когда и где только возможно было, генерал Глазов за образец брал жизнь и порядки войсковых частей, — писал впоследствии один из профессоров. — Это благодетельно отзывалось на внутреннем порядке академии, вносило некоторую весьма желательную воинскую подтянутость в несении службы всеми чинами академии»44. В решении хозяйственных вопросов генерал Глазов руководствовался довольно богатым опытом строевого командования.
Ещё одной обязанностью начальника академии было руководство строительством Суворов-
Н$3 ■ 2020 • BOF.nna ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Н.Ю. БРИНЮК. Генерал В. Г. Глаза
и
А,Н. Куропаткин
ского музея на Кирочной улице. «Под непосредственным надзором Глазова была произведена и большая часть строительных работ по сооружению здания на Кирочной»45. Как председатель особой Суворовской комиссии он следил за соблюдением сметы строительства, оценивал качество строительных работ по возведению и оформлению здания, предлагавшихся художниками картин, наблюдал за собиранием суворовских реликвий.
В оставшееся время Глазов изучал опыт обучения офицеров а Берлинской и Венской академиях, в 1902 и 1903 гг. во время заграничных поездок посещал Высшую военную школу во Франции, знакомился с постановкой там учебного процесса.
В 1902—1903 гг. в академии при участии её начальника и ряда военных деятелей работала учреждённая по инициативе 8.П Глазова комиссия для разбора учебных курсов и программ экзаменов под руководством генерал-лейтенанта В,А.Сухомлинова. Комиссия присутствовала на переводных экзаменах, рассматривала результаты практических занятий офицеров и стратегические работы дополнительного курса. Однако по многим вопросам комиссия к единым решениям так и не пришла. Мнения о реформировании учебного процесса в академии разнились не только у членов комиссии — несогласие по тем или иным вопросам существовало между начальником Главного штаба В,В. Сахаровым и военным министром А.Н. Куро-латкиным46. При таких условиях и отсутствии волевого решения
В.В.Сахаров
со стороны военного министра преобразования в учебном процессе академии не могли быть значительными,
Генерал Глазов обсуждал с профессорами сокращение и изменение преподавания теории, однако они, наоборот, указывали на необходимость расширения теоретических курсов.Так, профессор истории военного искусства П.А. Гейсман отмечал: «Офицерам младшего класса Академии трудно изучать проходимые в ней предметы не вследствие обилия предметов, а вследствие их слабой подготовки. Ввиду этого сокращение по истории военного искусства, представляющей основание для их дальнейшего развития как военных людей, представляется нежелательным. Вместо этого желательно расширение этого курса»47. Глазов тоже считал необходимым «усилить занятия языками и историей»40.
Обращаясь к военной статистике, Глазов писал Куропаткину о «блестящей» постановке курса, созданного исключительно выпускниками академии; «славные имена Милютина, Обручева и Макшеева вплоть до современных талантливых представителей этой науки гарантируют целесообразность постановки курса»49. Большую пользу он видел в «поднятии» карты пограничных областей России, Австро-Венгрии и Германии, то есть внесении в лист 25-вёрстной контурной карты топографических сведений об этих областях.
Небольшие изменения в курсе были произведены в 1901 году, когда в младшем классе был введён 1 час теории статистики
В.Г. Глазов
в неделю, во-первых, из-за отсутствия этой дисциплины в военных училищах и, во-вторых, чтобы офицеры старшего класса могли заниматься только практическими занятиями по этому предмету.
В первый год {1901/02} пребывания в академии, ожидая ответов на свои запросы от профессоров, Глазов провёл мероприятия по сокращению ряда практических занятий. После консультаций с профессорами истории военного искусства и руководителями тактических занятий он нашёл возможным сократить в старшем классе число подготовительных задач, увеличив время для их разбора, уменьшить количество прилагавшихся схем (составлявшихся слушателями) «до пределов самой крайней необходимости» и в обоих классах сократить число письменных докладов в основаниях, принятых при решении задачи. «Такое сокращение, — писал Глазов в докладе военному министру и начальнику Главного штаба в октябре 1902 года, — отнюдь не умаляя систематичности и логической последовательности ведения тактических занятий, дало возможность уменьшить значительно письменный труд офицеров, а распределение всего периода зимних занятий на несколько крупных подразделений — дало известную свободу гг. руководителям в остановке на тех отделах или работах офицеров, которые оказались наименее усвоенными»50.
В 1902/03 и 1903/04 учебных годах в академическом курсе были проведены незначительные
во сп и о нстармчгспин журнал • и« з - 2020
63
. .по
• ПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
изменения в преподавании тактики, администрации, статистики и артиллерии.
Курс тактики преподавался в младшем классе в двух разделах
— элементарном и прикладном,
— и лекторы не успевали прочесть слушателям содержание курса полностью. Так, в 1901/02 учебном году из-за нехватки времени не были охвачены отделы о биваках, охра-
нении, походных движениях и т.п., поэтому на переводном экзамене у слушателей принимались ответы по учебникам военных училищ.
Для того чтобы такие просчёты не повторялись, Глазов распределил элементарный курс между другими лекторами, «заявившими себя знатоками и специалистами по какому-либо отделу»51: отдел пехоты был предоставлен полковнику H.A. Данилову, отдел кавалерии — командиру лейб-гвардии гусарского Гродненского полка генерал-майору Ф.Ф. Грязнову (известному исследователю Закавказья), отдел артиллерии — начальнику Константиновского артиллерийского училища генерал-майору ВТ. Чернявскому, отдел войск вспомогательного назначения — бывшему сапёрному офицеру подполковнику Генерального штаба А.П. Агапееву.
Курс прикладной тактики был распределён между ординарными профессорами академии генерал-майорами Б.М. Колюбакиным и H.A. Епанчиным, а при делении его на разделы и лекции во главу было положено условие, чтобы за год он был пройден полностью, согласно программам. «В тактике нет отделов второстепенных или не имеющих значения, — писал В.Г. Глазов, — офицер Генерального штаба должен быть полным и всесторонним ее знатоком»52.
Конференцией академии было установлено, что умения в чер-
чении должны проверяться у офицеров при поступлении в академию, чем сокращалось время занятий ситуационным черчением в младшем классе. В 1902/03 учебном году был сокращён курс астрономии, в академии начали преподавать историю Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., впрочем, на экзаменах вопросов о ней не было53.
По ходатайству В.Г. Глазова на летних манёврах гвардии и Петербургского военного округа в Красном Селе в 1902 году все 18 партий офицеров старшего класса с их руководителями были распределены между воинскими частями на два дня. Это было предпринято ввиду того, что офицеры, 3—4 года назад окончившие военные училища, почти не участвовали в лагерных сборах, а потому, писал начальник академии, «имеют весьма слабое представление о маневрировании войск <..,> а главное, почти вовсе не имеют военного глазомера. В этом отношении между офицерами замечается огромная разница. Те из них, которые участвовали в больших лагерных сборах <...> стоят значительно выше остальных»54. Офицеры младшего класса были командированы в Усть-Ижорский лагерь на ночную стрельбу и наблюдали за штурмом крепости, осмотрев крепостные работы под руководством профессора фортификации генерал-майора К.И. Величко.
В 1903 году В.Г. Глазов восстановил издание для армии годовых отчётов академии, которые, однако, не были продолжением ни отчётов, издававшихся при первом директоре академии генерале от артиллерии И.О. Сухозанете, ни отчётов конференции академии, публиковавшихся генерал-лейтенантом А Н. Леонтьевым, — в тех и других в разной степени содержалось описание научной и учебной жизни академии. Глазов же начал издавать отчёты по хозяйственным вопросам, не затрагивая деятельности конференции, а из учебной части помещая только статистические данные о лекциях по каждому предмету; при этом отчёты составлялись не за учебный, а за календарный год66.
Во время руководства академией генералом Глазовым была восстановлена практика издания лучших работ офицеров допол-
Здание Суворовского музея
Современный вид
64
Мй 3 - 2020 • В ОСИН О ИСТОРИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ
Н.Ю. БРИНЮК. Генерал В.Г. Глазо
Начальник академии генерал В.Г Глазов с группой преподавателей в одной из учебных аудиторий
1901-1904 гг.
нительного курса по военному искусству. Они печатались специальными сборниками. Ещё в 1850—1860 гг. существовали годовые сочинения для обучавшихся в академии офицеров по темам «из области специальных наук, имевших важное значение для их рода оружия»56, а с приходом на пост начальника генерала А.Н. Леонтьева в 1862—1863 гг. в свет вышли два выпуска «Сборника сочинений офицеров Николаевской академии Генерального Штаба». После возобновления издания генералом Глазовым с 1902 по 1912 год было выпущено ещё 11 сборников, «Содержа в себе работы, затрагивающие наиболее животрепещущие вопросы военного дела и исполненные по методу, практикуемому в академии для научной разработки таких вопросов, сборники эти,несомненно, являлись отличным средством, с одной стороны, распространять среди читающей военной публики правильные взгляды на различные стороны военного дела, а с другой, знакомить военное общество с содержанием и направлением учебной работы академии»57.
27 января 1904 года началась Русско-японская война, на которую отправились около ста офицеров академии, в том числе четверо преподавателей. На театр войны уехал и А.Н. Куропаткин, сдав обязанности военного министра. Разработка новых программ на некоторое время остановилась, прекратились заседания комиссий, обсуждения насущных преобразований.
Реформы генерала Глазова запомнились коллегам главным образом сокращением практических занятий, хотя он утверждал, что сократил в основном письменную работу офицеров, облегчив им прохождение курса. На наш взгляд, его нововведения не могли сильно повлиять на постановку учебного процесса в академии. В целом В.Г. Глазов старался выполнить задачи, поставленные перед ним военным министром А.Н, Куропаткиным. Отсутствие существенных улучшений в организации учебного процесса в академии в начале XX века, как и половинчатость и неуверенность любых преобразований, исходивших от правящих верхов в период до потрясений Русско-японской войны 1904—1905 гг. и первой рус-
ской революции 1905—1907 гг., объяснялись общим безволием и неспособностью к решительным действиям военно-политического руководства страны. Лишь после тяжёлого кризиса благодаря начальнику академии в 1907—1912 гг. генерал-лейтенанту Д.Г, Щер-бачёву курс прохождения наук в академии был реформирован, улучшив подготовку офицеров Генерального штаба накануне Первой мировой войны50.
10 апреля 1904 года В.Г. Глазов был уволен с должности начальника академии. В приказе по академии отмечалось, что «генерал-лейтенанту Глазову академия обязана упорядочением в чтении курса тактики, включением в курс военной истории очерка Русско-турецкой войны 1877—78 гг., усилением преподавания русского и иностранных языков и целым рядом мероприятий, клонившихся к постепенному изменению курсовых программ в смысле расширения некоторых отделов соответственно современным требованиям службы в Генеральном штабе за счет возможных сокращений по тем предметам, изучение коих является не столь необходимым»59.
По рекомендации министра внутренних дел В.К. Плеве Николай II назначил генерала Глазова министром народного просвещения, хотя тот признавал, что был абсолютно неподготовлен к такой роли. Глазов писал: «У меня решительно
нет никаких понятий о деятельности сего министерства»60. Однако под его руководством в августе 1905 года были введены «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями Министерства народного просвещения», которые произвели улучшения в действовавшем университетском уставе 1884 года.
На следующий день после опубликования Манифеста 17октября 1905 года Глазов был отчислен с этого поста и по желанию императора возвращён на службу в военное ведомство; он узнал об этом 18 октября от военного министра генерал-лейтенанта
A.Ф, Редигера61. Глазов был назначен помощником командующего войсками Московского военного округа и одновременно командиром 17-го армейского корпуса.
С 1909 года генерал от инфантерии Глазов стал членом Военного совета. В марте 1918 года он был уволен с военной службы. После смерти жены генерал жил одиноко, имел сильно расстроенное здоровье. Историк С.Ф, Платонов, директор Археологического института, долгое время преподававший в Академии Генерального штаба историю, однажды оказал помощь старику: прислал от института на его имя удостоверение, имевшее охранный статус для старого коллекционера, обладавшего ценной библиотекой и коллекцией древностей62. Умер генерал
B.Г. Глазов не позднее 1920 года.
ВОЕЯНС-НСТОРМЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • Мв 3 * 2020
65
ш
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Аппликационные школы были высшими военно-учебными заведениями, которые давали офицерам, имевшим среднее военное образование, специальные воен но-технические знания. Первые такие школы возникли но Франции в X V М1 а.
1 Академия Генерального штаба. 170 лет / Под ред. генерал-полковника
B.C. Чечсватова. М.: Защитники Отчизны. 2002. С. 57.
I Высочайший приказ от 29 января 1878 г. гласил: «Государь Император, обратив особое внимание на отличную службу Генерального штаба по время настоящей войны и видя вэтом результаты плодотворной деятельности Николаевской Академии Генерального штаба, объявляет Высочайшую благодарность— Начальнику Академии и председателю конференции ен, генерал-лейтенанту Леонтьеву и Монаршее благоволение заслуженным профессорам Академии: генерал-лейтенанту Обручеву, генерал-майорам Макшееву, Лееру, Ре х не вс ком у, профессорам Академии: генерал-майорам Станкевичу и Ш туб беи до р фу, преподавателям съемок и черчения, полковникам Шевелеву и Зейфарту, правителю дел полковнику Казанскому, штаб-офицерам, заведы-ваюшим обучающимися офицерами,
— полковникам: Нарбуту, Туткевичу и генерал-майорам: профессору Николаевской Инженерной Академии и училища (Свисту и заслуженному профессору Михайловской Артиллерийской Академии
— Эгерштрому». См.; Глшюецкий Н.П. Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба. СПб.: Типография штаба войск гвардии и Петербургского военного округа, 1882. С. 314. 315.
'Леер Г.А. Генеральный штаб него комплектование в Пруссии и но Франции // Военный сборник. 1868. Т. 64. Отдел неофициальный. С. 5!.
'Академия Генерального штаба. 170 лет. С. 66.
' CaMOÜimA^L Двйжиэни. М,: Вое ми ада'г, 1958.С. 58.
' Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 400. Оп.4. Д. 125. Л, 2 об.
* Заштчковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX—ХХсто-летий 1881—1903. М.: Мысль, 1973. С. 321.
4 Лукомский A.C. Очерки из моей жизни: воспоминания. М.: АЙРИС-пресс. 2012.
C. 68.
10 \ Баиов А.] К 75-летию Николаевской академии Генерального штаба// Военный сборник. 1907. № 12. С. 221.
II Войде K.M. Возможно ли уменьшить труды слушателей академии Генерального штаба? // Русский инвалид. 1901. № 224. С. 4.
11РГВИА. Ф. 400. Оп. 4. Д. 125. Л. 2 об.; По Положению 1868 г, был установлен ежегодный приём в академию в количестве 50 человек; наделе до 1874 г. он никогда не достигал 50, а число выпускавшихся ежегодно не доходило даже до 30 человек (Глиноецкий Н.П. Указ. соч. С. 338). В 1901 г. в академии числились уже 347 слушателей; Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф, 922. Оп. 1.Д.5.Л, 1.
13 РГВИА. Ф. 400.0(1. 4. Д. 125. Л. 3.
м Там же. Л. 4,
15 РГИА. Ф. 922. Оп. 1. Д 74. Л, 61
16 Там же. Л. 62.
17 [БашеА.] Указ. соч. С. 223.
Игнатьев A.A. Пятьдесят летветрою.
М.: Воениздат, 1988. С, 135.
" РГИА. Ф. 922. Оп. 1.Д, 8. Л. 42.
"Академия Генерального штаба. 170 лет, С. 77.
11 Суворовский музей был построен в Санкт-Петербурге в ознаменование столетия кончины великого полководца па добровольные пожертвования, собранные военной и гражданской общественностью при активном участии императора Николая Ц, и стал первым мемориальным музеем в России. Торжественное открытие музея состоялось 13(26) ноября 1904 г. В 1918 г. он был закрыт, а его коллекция в значительной степени утрачена. Музей A.B. Суворова возобновил работу в 1951 г, и после реставрации 1988—1998 гг. в настоящее время открыт для посетителей.
12 РГИА. Ф, 922. Оп. 1. Д. 8. Л. 45.
13 Редигер А.Ф. История моей жизни; воспоминания военного министра в 2 т, Т. 1. М,: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 1999. С. 381,472.
л Геруа Б.В, Воспоминания о моей жизни в2т.Т. 1. Париж:Танаис, 1969.С. 132.
" РГВИА. Ф. 544, Он. L; Д. 1273. Л. 25-36 об.
"РГИА.Ф. 922. Оп. 1.Д. 806. Л. 11.
-7 Господарик Ю. Министры предреволюционной эпохи: Владимир Гаврилович Глазов // Высшее образование в России 2002. №4. С. 152.
Так в тексте.
и РГИА. Ф. 922, Оп. 1.Д. 1.Л, 1.
10 Борго (швед. Borgä) — принятое в России шведское название населённого пункта Порвоо (фин. Porvoo) в 50 км к востоку от Хельсинки,
3i Фрндрихсгам — город в Южной Финляндии (Выборгской губернии) на берегу Фи некого зал ива, после получения Финляндией независимости — г. Химика в провинции Кюменлааксо.
РГИА. Ф, 922. Оп. 1. Д. 74. Л. 104. Отдельные финские вооружённые силы для оборон ы Вел и ко го к н яже ств а Ф и н л я н ли я былиликвидированы в 1901 г.
" Военное обозрение Финляндского военного округа / Сост. Ген. штаба полк. М.Ф, Альфтан, присодейств. л.-гв, 3 Стрелкового фи и. батальона кап. О. Ве-еандера. Под глав, рук-вом [и с прсдисл.] Ген, штаба ген.-лейт, Глазова и при участии чинов Штаба Финляндск. воен. окр в 2 т с атласом. Т. 1. Б.м.: Б.и., 1905. XIV, 660 е.; Т. 2. Приложения. Гельсингфорс: АО Ф. Тильгмана, 1901. 533 с.
и См. напр.: Глазов В.Г. Пособие при обучении разведчиков/Сост. полк. Глазов, 2-е изд., испр, и доп. СПб.; тип. Штаба войск гвардии и Петербургского ВО, 1891. XVIII, 151с.; он же. Отчёты о раскопках, произведенных в Псковской губернии в 1899, 1901и 1902 гг. СПб.: тип. И Н. Ско-роходова, 1903. 33 е., I л. ил. (Оттиск из 5 т. «Записок Русского отделения Императорского Русского археологического общества»); он же. Записка о деятельности Особого совещания подетальной разработке мер к исправлению попорченной
живописи в Соборе Христа спасителя, в Москве: (С 20 сект. 1897 г. по 11 окг. 1907 г.). М.: тип. Штаба Московского ВО, [1908]. 12 с.
м |Глаже В.Г.] ¡Доклад начальника Николаевской военной академии генерал-лейтенанта Глазова начальнику Главного штаба о пересмотре программ академического курса. СПб : Б.и.г 1902), С. 1,
36 Ситуационное — связанное с изображением на плане рельефа местности.
57 См.: Коршунов ЭЖ, ЩербаА.Н. Центр тяжести всех маневров должен быть перенесён па боевые действия войск// Воеп.-истор. журнал. 2018. № 6. С. 15-23.
зк РГВИА. Ф. 544. Оп, 1.Д. 1208.Л.2.
35 Косич Андрей Иванович (1833—1917) — русский военный деятель, генерал от и нфиптерии, участник Крымской 1853— 1856 гг, и Русско-турецкой 1877—1878 гг. войн. В 1887—1891 гг. — саратовский губернатор, В 1901—1905 гг. — командующим войсками Казанского военного округа. С 1905 г. — член Государствен ною совета. Писатель, Дядя С.В, Ковалевской.
А° Бильдерлннг Александр Александрович фон (1846—1912) — российский военный и общественный деятель, художник, генерал от кавалерии (1901). Участник Рус с ко-ту реи кой 1877—1878 гг. и Русско-японской 1904—1905 гг. войн. Инициатор создания при Николаевском кавалерийском училище в 1883 г. музея M.fO, Лермонтова.
11 РГИА. Ф. 922, Оп. !. Д. 75. JI, 1.
и Конференцией назывался Учёный совет академии.
41 РГИА. Ф, 922. Оп, 1.Д. 75. Л. 2.
" [Баиов А.\ Указ. соч. С. 225.
45 Григорьев СЛ. Вклад И м ператорской Николаевской военной академии в создание Суворовского музея и увековечение памяти A.B. Суворова // Николаевская академия Генерального штаба (1832— 1918 гг.). СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН. 2018. С. 61.
46 [Баиов А.] Указ. соч. С. 226.
" РГВИА. Ф. 544. Оп, 1.Д. 1208. Л. 32.
48 [Глазов В.Г] Указ. соч. С. 33.
15 Там же. С. 10.
РГВИА. Ф. 544. Оп. 1. Д. 1208. Л. 2 об., 3.
st Тамже.Л.4.
"Там же. Л. 4 об.
" Там же. Ф. 400. Оп. 4. Д. 125. Л. 23 об.. 24.
51 [Глазов В.Г] Указ. соч. С. 22.
55 {Баиов А.| Указ. соч. С. 226, 227.
Бршиок Н.Ю., Коршунов Э.Л., Михайлов A.A. «Целое богатство военной научной мысли...»: об издании «Известий Императорской Николаевской Военной Академии» // Воен.-иетор. журнал. 2017. № 12. С, 21,
571Баиов А.) Указ. соч. С. 227.
5еСм.: Бришок Н.Ю. Организация учебного процесса в Императорской Николаевской военной академии накануне Первой мировой войны // Николаевская академия Генерального штаба (1832—1918), С, 63-77.
в РГВИА. Ф. 544. Оп. 1.Д. 1273. Л. 21.
60 Господарик Ю. Указ, соч. С. 153,
61 РедигерА.Ф. Указ. соч.Т. ¡.С. 472.
а Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 585. Оп. I. Д. 2656. Д. 10. ■
№ Э - 2020 « НОГП И а ИСТОРИЧЕСКИМ жчрмдл