Научная статья на тему 'МИНИСТР НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ В.Г. ГЛАЗОВ'

МИНИСТР НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ В.Г. ГЛАЗОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Порхова Т. М.

В начале XX века в России кризисное состояние переживали учебные заведения высшего, среднего и начального звена, а также система профессионального образования. Однако власть больше беспокоили охватившие учащуюся молодежь революционные настроения. Для наведения порядка в учреждениях Министерства народного просвещения российский император Николай II в апреле 1904 года решил назначить нового министра этого ведомства, остановившись на кандидатуре генерал-лейтенанта В.Г. Глазова*. Согласно распространенной в исторической литературе точке зрения, представители армии были не всегда готовы к руководству гражданским образованием, поэтому их деятельность, как правило, оказывалась консервативной. Более внимательное изучение источников, характеризующих судьбы военных деятелей, стоявших во главе учебного ведомства, их отношение к сущности образования, позволяет увидеть проблему в ином свете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИНИСТР НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ В.Г. ГЛАЗОВ»



молодежный военно-историческии журнал

ЗАБЫТОЕ ИМЯ

Министр народного просвещения

генерал-лейтенант в,г. глазов

В начале XX века в России кризисное состояние переживали учебные заведения высшего, среднего и начального звена, а также система профессионального образования. Однако власть больше беспокоили охватившие учащуюся молодежь революционные настроения. Для наведения порядка в учреждениях Министерства народного просвещения российский император Николай II в апреле 1904 года решил назначить нового министра этого ведомства, остановившись на кандидатуре генерал-лейтенанта В.Г. Глазова*.

Согласно распространенной в исторической литературе точке зрения, представители армии были не всегда готовы к руководству гражданским образованием, поэтому их деятельность, как правило, оказывалась консервативной. Более внимательное изучение источников, характеризующих судьбы военных деятелей, стоявших во главе учебного ведомства, их отношение к сущности образования, позволяет увидеть проблему в ином свете.

ВЛАДИМИР Гаврилович Глазов родился 12 сентября 1848 года в семье врача Клинской городской Лепешкинской больницы1. В 1867 году он окончил Констан-тиновский межевой институт. Однако его дальнейший жизненный путь был связан с армией. В 1869 году Владимир окончил по 1-му разряду курс в 3-м Александровском военном училище. Военную службу начал во 2-м гренадерском Ростовском полку, а с 1870 года уже заведовал унтер-офицерской школой. После окончания в 1876-м также по 1-му разряду Николаевской академии Генерального штаба Владимир Гаврилович служил в Харьковском военном округе. Молодой офицер принял участие в Русско-турец-

В.Г. Глазов

* В 1907 году В.Г Глазову было присвоено звание генерала от инфантерии.

кой войне 1877— 1878 годов, в том числе и в боях за Шипкинский перевал. Во время войны как художник-любитель он сделал ряд зарисовок, одна из которых была использована хорошо знавшим Глазова художником В.В. Верещагиным в качестве сюжета для картины «На Шипке все спокойно».

Деятельность Владимира Гавриловича на любом посту отличалась стремлением к знаниям, просвещению. В его большом послужном списке — назначение в 1899 году начальником штаба Финляндского военного округа, где Глазов стал редактором издания военно-статистического обозрения Финляндии, которое было завершено в 1904 году. С 1901 по 1904 год Владимир Гаврилович — начальник Николаевской академии Генерального штаба. Считая необходимым улучшить подготовку слушателей академии, он усилил преподавание русского и иностранных языков, ввел курс истории Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, расширил курс истории Отечественной войны 1812 года, упорядочил курс тактики.

На протяжении всей своей жизни Владимир Гаврилович энергично занимался культурной и общественной деятельностью. Увлекаясь археологией, он участвовал в раскопках в Псковской губернии, о чем свидетельствуют его отчеты2. Активно содействовал развитию Петербургского археологического института, который сам окончил с золотой медалью в 1897 году. В 1907-м он был избран попечителем Московского археологического института. С 1903 года состоял членом комиссии по присуждению медали имени графа А.С. Уварова за лучшие труды по археологии.

ВЛАДИМИР Гаврилович являлся действительным членом Русского географического общества, Русского генеалогического общества, Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III, московского отделения Русского военно-историческо-

молодежный военно-историческии журнал

ЗАБЫТОЕ ИМЯ

л

го общества, почетным членом Петербургского археологического общества. С 1906 года Глазов возглавлял Общество истории и древностей российских Московского университета. Следует отметить его активную роль в создании музея-памятника А.В. Суворову в Петербурге.

В 1904 году В.Г. Глазов возглавил комиссию по празднованию юбилея Кронштадтской крепости, в 1910-м — комиссию по празднованию юбилея освобождения Троице-Сергие-вой лавры от осады польских войск в 1610 году и капитуляции Берлина в 1760 году, в 1912

ТАК, министр отменил решение попечителя Казанского учебного округа начать разбирательство причин массовой забастовки учащихся и студентов Казани и предписал попечителю немедленно уволить виновных

году — комиссию по празднованию столетия Отечественной войны 1812 года. Деятельность Владимира Гавриловича на посту председателя комитета по созданию в Москве музея 1812 года была отмечена высочайшей бла-годарностью3. Он присутствовал на юбилейных торжествах в августе 1912 года на Бородинском поле и в Москве, в 1913-м возглавил комиссию по празднованию юбилея взятия Парижа союзными войсками в 1814 году.

Несомненный интерес представляет деятельность В.Г. Глазова во главе Министерства народного просвещения (с апреля 1904 по октябрь 1905 г.). Не имея собственной программы преобразования российской школы, он рассчитывал на поддержку верховной власти в проведении тех мер, которые должны были, по его мнению, способствовать не только наведению порядка в учебных аудиториях, но и созданию условий для развития образования в стране. Во время своей встречи с Николаем II генерал-лейтенант В.Г. Глазов подчеркивал, что школа не терпит ломки, и всякие исправления она выносит лишь постепенно, обратил внимание на главные, по его мнению, причины неудовлетворительного состава преподавательского корпуса в высшей, средней и начальной школе. Глазов видел их в крайне недостаточном содержании преподавателей в университетах, нищенском содержании учителей в начальной школе4.

В обстановке нарастания революционного движения Владимир Гаврилович требовал от чиновников министерства, попечителей учебных округов, местной учебной администрации принятия мер по наведению порядка. Либеральные колебания, нерешительные действия расценивались министром как предательство государственных интересов и измена трону. Так, министр отменил решение попечителя Казанского учебного округа начать разбирательство причин массовой забастовки учащихся и студентов Казани и предписал попечителю немедленно уволить виновных5.

В.Г. Глазов, обладая большим опытом научно-педагогической деятельности, понимал необходимость глубоких изменений и в самом учебном ведомстве, и в отношении российской власти к Министерству народного просвещения. Он считал необходимым подготовить документы по преобразованию университетов и сам внимательно изучал постановку университетского дела за рубежом. В архиве сохранились черновые записки, материалы, написанные самим Владимиром Гавриловичем, авторизи-рованные копии по университетскому воп-росу6. По его инициативе и под его председательством с 7 по 17 августа 1904 года проходил съезд попечителей учебных округов, выработавший проекты университетского и гимназического уставов. При Глазове разрабатывались проекты положений о женских курсах, частных и подготовительных школах, низших школах и женских учительских семинариях, изучалось состо-

МИНИСТР отмечал, что «невозможность серьезно заниматься деморализует студентов, являясь, несомненно, одною из (главных) причин студенческих волнений и беспорядков»

яние инородческих школ, был поставлен вопрос о сближении семейного и школьного воспитания.

Владимир Гаврилович для ознакомления с положением дел во вверенном ему министерстве в течение полутора месяцев (30 сентября — 14 ноября 1904 г.) находился в инспекционной поездке по шести учебным округам7 империи8. Объективный анализ состояния образования по результатам

молодежный военно-исторический журнал

й- _

^ • ЗАБЫТОЕ ИМЯ • '

«В ПОСТАНОВКЕ учебно-воспитательного дела отрадно, что учителя и начальствующие лица за редким исключением производят впечатление преданных своему делу тружеников, понимающих всю важность и ответственность лежащей на них задачи»

инспекции был дан во всеподданнейшем докладе министра9. Цель поездки состояла в следующем: на «основании многочисленных посещений составить общую картину о состоянии нашей школы». Несмотря на то, что в каждом из учебных заведений министр был недолго, этого времени ему было достаточно, чтобы сделать вывод: «картина эта довольно пестрая, в которой темные краски, к сожалению, преобладают над светлыми»10.

БОЛЬШИМ минусом учебной системы во всех округах министр назвал «недостаточность и переполненность учебных заведений, особенно средних»11. Глазов-педагог обращал внимание на возникавшие в таких условиях серьезные методические трудности (дисциплина, малое количество опрошенных на уроке, нехватка времени на объяснение нового материала и др.), негативное воздействие скученности в классах на здоровье учащихся12.

Неблагоприятное впечатление произвели высшие учебные заведения, о плачевном состоянии материальной базы которых министр составил подробный отчет. Глазов видел прямую связь такого состояния с плохой организацией учебного процесса. Кроме того, министр отмечал, что «невозможность серьезно заниматься деморализует студентов, являясь, несомненно, одною из (глав-ных)13 причин студенческих волнений и бес-порядков»14.

Интересно мнение Глазова о роли Юрьевского и Варшавского университетов в усилении русского влияния в прибалтийских губерниях и Польше. Он напоминал об опыте Германии, сохранившей Страсбургский университет, который «способствовал усилению немецкого влияния над французским».

Владимир Гаврилович уважительно относился к труду педагогического и административного персонала, хорошо понимал его проблемы. Обращал особое внимание на главную фигуру в сфере образования — учителя: «В постановке учебно-воспитательного дела отрадно, что учителя и начальствующие лица за редким исключением производят впечатление преданных своему делу тружеников, понимающих всю

важность и ответственность лежащей на них задачи. Это обстоятельство должно быть тем более ценимо, что материальное положение педагогического персонала весьма неблагоприятное. Вследствие скудной платы за уроки таковых поневоле приходится набирать чрезмерно много и все-таки, в конце концов, иметь более чем скромный заработок»15.

Отмечая качественное содержание педагогической работы учительства, главную задачу педагога министр видел в установлении взаимосвязи между учебными курсами, в умении не только давать знания учащимся, но и учить их анализировать, обобщать. «Решение подобных вопросов имеет особенное значение, т.к. помимо усвоения курса содействует общему развитию учащихся», — подчеркивал он16. Знакомясь с методической обеспеченностью учебного процесса в средней школе, Глазов указывал, что недочеты вызваны устаревшими программами и старой методикой преподавания, особенно таких дисциплин, как естествознание, география и новые (французский, английский) языки17. Причиной такого положения было отсутствие у молодых преподавателей необходимых знаний, поэтому Владимир Гаврилович полагал организацию педагогической подготовки учительских кадров средних учебных заведений обязательной18.

Перечисленные недостатки В.Г. Глазов считал слишком существенными, чтобы на них можно было и впредь не обращать самого серьезного внимания. Он предлагал следующие средства решения возникшей проблемы: предварительная подготовка лиц, определяемых на преподавательские должности; уменьшение состава классов путем увеличения числа и расширения существующих учебных заведений; увеличение вознаграждения преподавателям, соединенное с уменьшением числа даваемых ими уроков19.

УСИЛИЯ министра по скорейшей реализации этих мероприятий единодушно поддержали попечители учебных округов, собравшиеся на совещание в августе 1904 года. Наиболее действенными мерами члены совещания признали создание педагогических 1—2-годичных институтов,

молодежный военно-историческии журнал

_ h

J^a^ * • забытое имя • 1

ПРИЧИСЛЕННЫМ к дворянству Московской губернии, отдавший всю жизнь служению Отечеству, генерал-лейтенант В.Г. Глазов недвижимостью не владел, за неимением служебных квартир зачастую жил в гостиницах, оплачивал которые из казенного жалования

куда поступали бы лица с уже законченным научным образованием, учреждение кафедр педагогики в университетах, сдачу экзаменов на звание учителя.

В.Г. Глазов подчеркивал, что «недочеты эти настолько существенны, что требуют неотложного устранения и, следовательно, — неотложного повышения бюджета Министерства народного просвещения». Условием проведения «в высшей степени широких и гуманных реформ, которые предначертаны высочайшим указом Правительствующему Сенату от 12 декабря 1904 года», по итоговой оценке министра, могло быть только «повышение образования в России во всех его видах»20. С этим Глазов связывал и реализацию либеральных прав и свобод в России: «В государстве же, более чем наполовину безграмотном, едва ли могут иметь полезное применение такие начала, как уравнение прав низшего сословия с высшим, свобода вероисповедания и т.п.»21.

В СВЯЗИ с начавшейся революцией 1905—1907 гг. осуществление задуманного в Министерстве народного просвещения было приостановлено. После Манифеста 17 октября 1905 года Глазов, возглавлявший учебное ведомство полтора года, имевший в глазах общественности репутацию консерватора, ушел в отставку. Вскоре Владимир Гаврилович получил назначение на должность помощника командующего войсками Московского военного округа. В апреле 1909 года был назначен членом Военного совета и оставался в его составе до 1916-го включительно. Причисленный к дворянству Московской губернии, отдавший всю жизнь служению Отечеству, генерал-лейтенант В.Г. Глазов недвижимостью не владел, за неимением служебных квартир зачастую жил в гостиницах, оплачивал которые из казенного жалования.

Февральская революция 1917 года застала Владимира Гавриловича в Петрограде, где он проживал, продолжая службу в Военном совете. После Октябрьской революции 1917-го он остался в России. Распоряжением народного комиссара по военным делам в марте 1918 года в связи с упразднением Военного совета Глазов был уволен со службы. В июне

1918-го ему была назначена пенсия в 3600 рублей в год. Умер В.Г. Глазов в Петрограде в 1920 году22.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 740. Оп. 1. Д. 35; Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 409. Оп. 1. Д. 175085. Л. 14024.

2 Отчеты о раскопках, произведенных в Псковской губ. в 1899, 1901 и 1902 гг. // Записки Русского отделения Императорского Русского Археологического Общества. СПб., 1903. Т. 5. С. 1—33.

3 Об учреждении комитета по устройству в Москве музея 1812 года // Разведчик. 1908. № 920. С. 398.

4 Два разговора. (Из дневников В.Г. Глазова) / Дела и дни. Кн. I. Пг., 1920. С. 213.

5 Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 г.). 2-е изд., испр. и доп. М., 1956. С. 78.

6 Записка Глазова по вопросу о народном образовании и преобразовании университетов. Черновик. 1904—1905 гг. См.: РГИА. Ф. 922. Оп. 1. Д. 161. Л. 1—35; Проект всеподданнейшего доклада Глазова о работах по выработке нового университетского устава. 1905 г. Черновик и ав-торизированная копия. См.: Там же. Д. 162. Л. 1—56.

7 Рижский, Виленский, Варшавский, Киевский, Харьковский и Московский учебные округа.

8 Во время поездки Глазов посетил 185 учебных заведений, побывал в 25 городах, проделав путь в 5160 верст, посещал уроки, спрашивал учащихся, осматривал помещения. См.: РГИА. Ф. 922. Оп. 1. Д. 143. Л. 1; Д. 1143. Л. 3 об.

9 РГИА. Ф. 922. Оп. 1. Д. 1143. Л. 1—91.

10 Там же. Л. 11 об.

11 Там же. Л. 3 об. Главный недостаток средних учебных заведений В.Г. Глазов видел в «значительной переполненности [классов] не менее чем на 2/3 (состава) нормы», т.е. более 40 учащихся (50—60, 70 человек).

12 РГИА. Ф. 922. Оп. 1. Д. 1143. Л. 20 об.

13 Зачеркнуто В.Г. Глазовым.

14 РГИА. Ф. 922. Оп. 1. Д. 1143. Л. 19.

15 Там же. Л. 21, 21 об.

16 Там же. Л. 22 об.

17 Там же. Л. 25; Записка по вопросу о пересмотре учебных программ Николаевской академии Генерального штаба, с приложением. См.: Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 169. Оп. 17. Д. 35. Л. 1—33.

18 РГИА. Ф. 922. Оп. 1. Д. 1143. Л. 22 об., 23.

19 Там же. Л. 23 об.

20 Там же. Л. 30.

21 Там же. Л. 33 об.

22 Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 г.: Энциклопедия: В 5 т. М., 1994. Т. 1. С. 564. В каталоге Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) указан другой год смерти В.Г. Глазова — 1918-й.

Т.М. ПОРХОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.