Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ'

ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ»

в

К

ИСТОРИЯ военной науки

ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА

В ПРОШЛОМ Е НАСТОЯЩЕМ

8 декабря (по н. ст.) 1832 года в присутствии императора Николая I, членов императорской семьи, многочисленных гостей, в том числе иностранных, состоялась церемония торжественного открытия «высшего в государстве учебного заведения по военной части», получившего название Императорская военная академия. Приказом министра обороны Российской Федерации 1997 года № 297 «в интересах восстановления исторической связи поколений защитников Российского Отечества, сохранения и развития традиций подготовки офицеров оперативно-стратегического звена» 8 декабря установлен днем годового праздника Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. В этом году исполняется 175 лет со дня ее создания.

Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий ВС РФ В.В. Путин в академии

ВСЕ это время академия шла во главе отечественной военной науки и военного образования. Она торила дорогу в теории и практике военного искусства русской армии, превосходство которого не раз доказывалось на полях сражений. Выпускники академии на деле подтверждали высокий уровень полученных знаний. Ее заслуги оценены государственными наградами не только нашего Отечества (орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова I степени), но и многих зарубежных государств. Высочайшая степень ответственности профессорско-преподавательского состава академии за решение возложенных на нее задач характерна для всех периодов ее богатой истории: дореволюционного, советского и современного. Каждый из них отмечен своими достижениями и яркими вехами.

Созданию в Российской Империи военной академии придавалось огромное значение. О могуществе государства судили прежде всего по его военной мощи. Появление же на рубеже XVIII—XIX вв. массовых регулярных армий остро поставило и в России на повест-

ку дня необходимость подготовки военачальников, способных умело руководить крупными воинскими формированиями, резко повысило роль и значение штабов, или, по терминологии того времени, «службы Генерального штаба»1. Исходя из этой потребности целью создания академии и ставилось «образование офицеров к службе

К 175-летию со дня образования Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ

Генерального штаба» и «для вящего распространения военных познаний»2 в русской армии.

Задача эта на первых порах решалась весьма сложно. Многое на этапе становления академии зависело от ее начальника (президента), на должность которого был назначен генерал от артиллерии И.О. Сухозанет — энергичный и требовательный человек. С трудом удалось укомплектовать состав преподавателей,

так как желающих работать во вновь созданном учебном заведении оказалось немного. В числе первых профессоров академии были такие ныне хорошо известные теоретики, как Н.В. Медем, П.А. Языков, Ф.И. Горемыкин и другие, которые в своих трудах3 заложили основы русской военной науки, сформулировали понятия стратегии и тактики как самостоятельных областей военных знаний, дали общую характеристику их категориям, установили прямую зависимость форм и способов ведения войны от изменений средств вооруженной борьбы. Не случайно А.А. Свечин почитал Н.В. Медема как первого профессора отечественной военной стратегии.

Были трудности и с набором слушателей. В первые двадцать лет условия учебы и требования к обучаемым были жесткими, а их материальное положение тяжелым. Кроме того, к офицерам службы Генерального штаба после вооруженного выступления декабристов (1825 г.), в котором некоторые из них принимали участие, со стороны власти имело место недоверие, престиж их был невысок. Офицеры занимались преимущест-

венно статистической и геодезической работой и лишь в действующей армии на Кавказе использовались по прямому назначению. В связи с этим набор в академию был небольшим. В 1851 году, например, из нее выпустились только 10 офицеров, а поступили 7 на 25 вакансий. Как результат — большой некомплект офицеров Генерального штаба, что неблагоприятно сказалось на ходе и исходе Восточной (Крымской) войны 1853—1856 гг.

В период военных реформ 60—70-х годов Х!Х столетия, проводившихся под руководством военного министра Д.А. Милютина (бывшего профессора академии), значительное внимание уделялось укреплению и развитию службы Генерального штаба, в том числе Николаевской академии Генерального штаба4. Были учреждены должности начальника штаба дивизии и его помощников из числа генштабистов обер-офицерского звания, а также должности дивизионных квартирмейстеров. Это привело к увеличению численности личного состава Генерального штаба, к ускоренному продвижению по службе и переводу в Генштаб офицеров, окончивших академию. Было разрешено принимать в нее неограниченное число слушателей (в 1862 г., например, их численность составила 150 человек).

Император Александр II не экономил средства на учебные пособия, библиотеку, содержание профессоров. Кроме того, Положением о Генеральном штабе, утвержденным в 1865 году, для его представителей открывались широкие возможности не только на военной, но и на государственной службе. Все это подняло престиж как Генерального штаба, так и академии5.

В целом период, когда на посту военного министра был Д.А. Милютин, а академию возглавлял генерал-лейтенант А.Н. Леонтьев (1862— 1878 гг.), считается периодом ее наивысшего расцвета. В это время здесь преподавали ведущие профессора, видные ученые. Академия была уже хорошо известна как военно-научный центр России. К примеру, работа профессора кафедры военной истории и

стратегии Н.С. Голицына «Всеобщая военная история» явилась первым не только в России, но и в Европе такого рода научным трудом. Учебники и труды Г.А. Леера, М.И. Драгомирова, И.В. Левицкого по стратегии и тактике, Н.Н. Обручева — по статистике, А.К. Пузыревского — по военной истории заслуженно считались лучшими для своего времени, а военно-теоретические взгляды ученых — передовыми. Достаточно сказать, что именно Г.А. Леер в своих трудах6 положил начало разработке теории стратегической операции, а М.И. Дра-гомиров много сделал для развития тактики стрелковых цепей. Его «Учебник тактики», изданный в 1879 году, служил более 20 лет основным учебным пособием в академии.

Ко времени начала Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. академия с успехом решила возложенную на нее задачу и принесла большую пользу не только Генеральному штабу, но и всей армии. Ее выпускники проявили себя как высокопрофессиональные работники штабов и видные военачальники, а имена многих активных участников и героев этой войны, как, например, Ф.Ф. Радецкого и М.Д. Скобелева, стали известны всему миру. С высоты императорского престола служба Генерального штаба была признана «отличною», а за плодотворную деятельность академии высочайшая благодарность объявлена ее начальнику, профессорам и преподавателям.

В

К

В 1882 году торжественно отмечалось 50-летие со дня учреждения академии. В своем рескрипте, изданном по этому поводу, император высоко оценил ее заслуги перед государством. Была выбита специальная юбилейная медаль с изображением трех императоров: Николая I, Александра II и Александра III.

В конце XIX столетия направленность деятельности академии несколько изменилась: на первый план вышла задача развития высшего военного образования в армии, а затем комплектования Генерального штаба. Число обучающихся в 1892 году было доведено до 300 человек. Это потребовало расширения помещений. Началось строительство нового здания, которое завершилось в 1901 году.

Новая волна реорганизации академии и ее деятельности связана с Русско-японской войной 1904—1905 гг. Неудачи русской армии в Маньчжурии во многом были отнесены на счет плохой организации службы Генерального штаба. Меры по укреплению службы затронули и академию. В 1909 году введено новое Положение об академии (в 1 91 0 г. ей возвращено название «Императорская»), в соответствии с которым она была предназначена для того, чтобы, во-первых, давать офицерам высшее военное образование; во-вторых, комплектовать окончившими по первому разряду выпускниками корпус офицеров Генерального штаба; в-третьих, развивать трудами профессоров военную науку и распространять военные знания в армии7. Штат

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ • www.mil.ru • № 11 2007

в

к

слушателей определялся в 314 офицеров — представителей всех родов оружия (войск), прослуживших в строю не менее 3 лет.

Академический курс был расширен и стал включать преподавание стратегии, тактики, службы Генерального штаба, военной истории, истории военного искусства в России, общей военной администрации, военной статистики, сведений по артиллерийской и инженерной части, военно-морского дела, геодезии с картографией, съемок с черчением, а также некоторых общеобразовательных дисциплин.

Таким образом, в конце ХЖ— начале ХХ века был сделан крупный шаг по расширению предназначения и круга задач академии, превращению ее из источника комплектования службы Генерального штаба в военно-учебное заведение, призванное в первую очередь давать офицерам различных родов войск высшее военное образование.

Академия в этот период внесла новый существенный вклад в развитие военной науки. Так, профессор академии, а в 1904—1907 гг. ее начальник, генерал от инфантерии Н.П. Михневич, перу которого принадлежат более 30 научных трудов, глубоко осмыслив новые явления в военном деле в эпоху империализма, разработал многие вопросы подготовки, мобилизации и сосредоточения армий, проанализировал произошедшие изменения в формах и способах ведения войны. Другой видный военный тео-

ретик начала ХХ века, профессор академии полковник (с 1915 г. генерал-майор) А.А. Незнамов продолжил дальнейшее развитие идеи операции и одним из первых нарисовал систематизированную картину организации и ведения армейской операции как нового явления в военном искусстве. Он, как и его единомышленники генералы В.Е. Борисов, А.Г. Елчанинов и другие, ратовал за разработку единой военной доктрины, предусматривавшей целенаправленную подготовку страны, ее вооруженных сил к конкретной войне, а также предлагал ввести управление фронта, которое бы объединило руководство несколькими армиями. Эти идеи были реализованы на практике.

Академия получила широкое признание в армии. Перед Первой мировой войной сотни офицеров подавали рапорты, чтобы пройти в ней обучение и иметь хорошую перспективу по службе. Проведенные в ходе реформ преобразования в области военного строительства благоприятно отразились на деятельности академии и всей службы Генерального штаба. Ярким подтверждением профессионализма работников Генерального штаба явилась отработка на достаточно высоком уровне мобилизационного плана и успешное в целом проведение мобилизации в 1914 году.

С началом Первой мировой войны, исходя из расчетов на кратковременность ее ведения, деятельность академии была прекращена, слушатели откомандированы в свои час-

ти, а профессорский и административный состав получил назначения в действующую армию. Многие из профессоров и выпускников академии занимали высокие посты и неплохо проявили себя в годы войны. Среди них Верховными главнокомандующими действующей армии были великий князь Николай Николаевич, генералы М.В. Алексеев, Л.Г. Корнилов. Во главе штаба Ставки стояли генералы Н.Н. Янушкевич, А.И. Деникин, А.С. Лукомский, Н.Н. Духонин. Фронтовыми объединениями руководили генералы Н.В. Рузский, А.Е. Эверт, Н.Н. Юденич, Д.Г. Щербачев. Талантливыми командармами зарекомендовали себя генералы А.М. Драгомиров, А.М. Каледин, А.И. Литвинов, Л.В. Леш, П.А. Плеве, А.Ф. Рагоза и многие другие.

Сотни выпускников плодотворно работали на должностях офицеров Генерального штаба. Ввиду их недостатка в 1916 году при академии были открыты 6-месячные курсы, но последовавшие революционные события вынудили эвакуировать академию на восток, где она и завершила свою деятельность.

Таким образом, Николаевская (Императорская) военная академия Генерального штаба просуществовала 86 лет. Ее окончили свыше 4500 офицеров русской армии, многие из которых проявили себя как видные военачальники и государственные деятели. За это время четко определились ее место и роль как исключительно важного звена в структуре военной органи-

зации России. Она смогла не только укомплектовать высо-коподготовленными офицерами основные командные и штабные должности в армии, но и далеко вперед продвинуть российскую военную науку. В ее стенах за это время сложилась стройная система их подготовки. Главнейшим достоянием не только академии, но и всей страны были профессорско-преподавательские и научные кадры, которые создавали и цементировали всю эту систему. Многие из них составили основу академии нового, советского типа, сохранив тем самым преемственность и продолжив лучшие ее традиции.

Советский период в истории академии берет начало с момента создания Академии Генерального штаба РККА в 1918 году. Перед ней в это трудное для молодой Республики Советов время была поставлена задача готовить военные кадры для Красной армии. При этом академия была призвана «давать не только высшее военное и исчерпывающее специальное, но и по возможности широкое общее образование»8.

Задача была непростая, решалась она в сложных условиях войны, при сокращенных сроках обучения. Более половины слушателей (судя по первому набору) были выходцами из рабочих и крестьян, а 25 проц. имели только начальное образование. Проблемы академии всегда находились в центре внимания советского правительства, ее не раз посещали и помогали разрешать многие насущные вопросы первые лица государства, включая председателя Совнаркома, председателя ВЦИК, главкома Вооруженных Сил Республики и других руководителей.

Академия была укомплектована лучшими на то время кадрами. Реввоенсовет Республики приказом от 11 октября 1918 года направил сюда преподавателями ряд военных специалистов из Всероссийского Главного штаба и главных управлений военного ведомства. В их числе были А.А. Свечин, В.Ф. Новицкий, Е.И. Мартынов, Г.И. Теодори, Н.А. Данилов и другие хорошо известные уже в тот период военачальники и ученые.

Благодаря их усилиям и заботе правительства о нуждах академии она успешно справилась с возложенными задачами. Ее заслуги были признаны и высоко отмечены руководством Советского государства. В специальном приказе Реввоенсовета Республики отмечалось: «В минувшую гражданскую войну... в важные и ответственные моменты тяжелых боевых переживаний советской власти красные генштабисты по призыву РВСР вливались в ряды действующей Красной армии и, находясь в ней на различных постах, своим молодым революционным порывом, неудержимой отвагой и работой до самозабвения вносили в дело защиты революции тот могучий дух, ту живую силу, против которых не могли устоять самые упорные враги Республики»9.

Многие слушатели первых наборов тех лет стали в последующем известными советскими военачальниками, среди них К.А. Мерецков, В.С. Попов, В.Д. Соколовский, И.В. Тюленев и другие.

После завершения Гражданской войны с учетом крупномасштабного сокращения Вооруженных сил и снижения потребности в массовой подготовке командиров оперативно-стратегического уровня академия Генерального штаба в 1921 году была перепрофилирована на подготовку кадров преимущественно тактического звена управления, получив наименование Военной академии РККА. Но в ее стенах тем же составом преподавателей, на той же базе продолжалась подготовка и высшего начальствующего состава сначала на Высших военно-академических курсах (ВВАК), затем на Курсах усовершенствования высшего начальствующего состава (КУВНАС), а с 1931 года — на оперативном факультете.

Среди тех, кто окончил курсы, были Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.А. Мерецков, К.К. Рокоссовский, В.Д. Соколовский, С.К. Тимошенко, Ф.И. Толбухин и многие другие прославившие себя в годы Великой Отечественной войны полководцы. В течение почти пяти лет оперативный факультет подготовил сотни старших и высших командиров РККА. Успешно его окон-

В

К

чили А.И. Антонов, Л.А. Говоров, М.В. Захаров, ставшие впоследствии видными военачальниками.

В этот период, прежде всего усилиями ученых академии, в жарких дискуссиях были заложены основы советской военной науки. В ее историю навечно вписаны имена А.А. Свечина, А.Е. Снесарева, В.Ф. Новицкого, А.А. Незнамова, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевского и многих других. Трудно переоценить значимость научной разработки глубоких форм вооруженной борьбы, у истоков которой находились такие яркие представители академии, как В.К. Трианда-филлов, М.Н. Тухачевский, Г.С. Иссерсон и другие военные мыслители. Отечественная теория глубокой наступательной операции, прошедшая проверку Великой Отечественной войной, и сегодня остается непревзойденным, признанным во всем цивилизованном мире феноменом военной науки10.

В середине 1930-х годов в связи с нарастанием опасности возникновения новой мировой войны, развертыванием и укреплением Советских Вооруженных Сил назрела острая необходимость в подготовке высшего командного состава Красной армии на качественно новом уровне и в необходимом количестве. Эту задачу и была призвана решать воссозданная в ноябре 1936 года Академия Генерального штаба РККА. Не снималась задача и разработки важнейших проблем современной военной науки. Возглавил академию начальник штаба Киевского Особого военного округа комдив Д.А. Ку-чинский.

В ее стенах был собран весь цвет отечественной военной науки, лучшие педагоги и методисты: комкор А.И. Верхов-ский, комдив А.А. Свечин, дивизионный инженер Д.М. Карбышев, комбриг Е.А. Шилов-ский и другие. Первыми слушателями академии стали 138 командиров, среди которых были комбриги Л.А. Говоров, П.А. Курочкин, Г.К. Маландин, полковники А.И. Антонов, И.Х. Баграмян, А.М. Василевский, Н.Ф. Ватутин — будущие полководцы Великой Отечественной войны.

С 1936 по 1941 год в академии состоялось пять выпус-

в

к

Один из выпускников факультета переподготовки и повышения квалификации — директор Службы внешней разведки Российской Федерации, экс-председатель Правительства России М.Е. Фрадков

ков. Вооруженные Силы получили более 800 высокообразованных командиров и работников штабов для высшего звена управления. Выпускники составляли основной костяк командного состава оперативных объединений, Генерального штаба и центральных управлений Наркомата обороны. Им довелось возложить на свои плечи тяжелое бремя руководства этими органами в годы Великой Отечественной войны.

Разработанные в этот период истории академии труды широко использовались не только в ее стенах, но и командным составом оперативного звена Красной армии11. К числу наиболее интересных трудов относится работа Г.С. Иссерсона «Новые формы борьбы» (1940), в которой, исследовав опыт боевых действий в Испании и в Германо-польской войне 1939 года, автор сделал поучительные выводы о способах развязывания войны и формах ведения начальных операций.

Большое научное и практическое значение имел вышедший в 1940 году «Оперативный словарь», понятийным аппаратом которого военные теоретики и практики пользовались фактически до середины 1960-х годов, пока не вышел в свет новый «Словарь основных военных терминов», разработанный в Академии Генерального штаба.

Вопросам боевого и оперативного применения различных родов войск были посвящены работы генералов А.И. Штромберга, А.В. Кирпични-кова, комбригов П.П. Ионова, Б.П. Теплинского, Н.И. Трубецкого, дивизионного инженера Д.М. Карбышева и других ученых академии12. Многие положения, высказанные авторами, подтвердились в ходе Великой Отечественной войны.

Оценивая деятельность академии в межвоенный период, вполне обоснованно можно сказать, что свою главную задачу она выполнила. Ярким подтверждением тому служит победа советского военного искусства над искусством немецких стратегов в Великой Отечественной войне, творцами которой были и выпускники академии. Из них трое являлись в разное время начальниками Генерального штаба РККА (Б.М. Шапошников, А.М. Василевский и А.И. Антонов), С.М. Штеменко возглавлял Оперативное управление Генерального штаба, пятеро командовали войсками фронтов (И.Х. Баграмян, Н.Ф. Ватутин, Л.А. Говоров, Г.Ф. Захаров, П.А. Курочкин), 13 стали начальниками штабов фронтов и военных округов, 22 — командующими армиями, 265 — командирами дивизий, 82 работали на ответственных должностях в Генеральном штабе, в управлениях фронтов и армий. 63 воспитанника академии стали Героями Советского Союза, а три ее питомца — А.М. Василевский, А.И. Антонов и Л.А. Говоров награждены высшим военным орденом Победы (А.М. Василевский дважды).

В годы войны академия работала в напряженном режиме, по ускоренным программам, быстро реагируя на запросы действующей армии. Упор делался на подготовку общевойсковых командиров. Эта направленность деятельности нашла отражение в ее новом (с 9 апреля 1942 г.) наименовании — Высшая военная академия имени К.Е. Ворошилова. За годы войны обучение и переподготовку здесь прошли более 2000 офицеров и генералов Красной армии. Ее заслуги были отмечены высокой государственной наградой — орденом Суворова I степени13.

В послевоенный период перед академией стояли не менее масштабные задачи по подготовке слушателей высшей военной квалификации и развитию военного искусства в условиях переоснащения Советских Вооруженных Сил на принципиально новые средства вооруженной борьбы. В эти годы здесь обучались будущие Маршалы Советского Союза С.Ф. Ахроме-ев, П.Ф. Батицкий, В.Г. Куликов, С.К. Куркоткин, Н.В. Огарков, В.И. Петров, главный маршал авиации П.С. Ку-тахов, адмирал флота В.Н. Чернавин и другие известные советские военачальники.

Профессорско-преподавательский состав академии внес важнейший вклад в разработку принципиально новых основ подготовки и применения вооруженных сил в войнах с применением как ядерных, так и обычных средств поражения, в развитие оперативного искусства, теории и практики управления группировками войск, в совершенствование всех видов обеспече-ния14. Имена докторов наук и профессоров В.Я. Аболинса, П.К. Алтухова, И.И. Ануреева, М.И. Галкина, М.А. Егорова, С.Н. Красильникова, Г.П. Лав-рика, Н.Г. Павленко, В.Г. Рога, И.В. Тимоховича, Б.И. Хабарова по праву вписаны золотыми буквами в историю военной науки. Заслуги академии были отмечены высокими государственными наградами — орденами Ленина (1968) и Красного Знамени (1986).

Ярким свидетельством государственной значимости, важной роли академии и того внимания, которое уделялось ее деятельности со стороны Правительства СССР, стало строительство в 1980-е годы специально спроектированного нового учебного здания и общежитий для слушателей. Академия постоянно находилась в поле зрения руководства Министерства обороны, ее частыми гостями были иностранные делегации.

В настоящее время Военная академия Генерального штаба является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования. В ней обучаются генералы, адмиралы и старшие офицеры Вооруженных сил, других министерств и ведомств Российской Феде-

рации, офицеры иностранных армий, осуществляются фундаментальные научные исследования проблем военного строительства, обеспечения обороны и безопасности государства.

На основном факультете проходит подготовку не только руководящий состав Вооруженных сил, но и, как уже говорилось, других силовых ведомств Российской Федерации. Взаимообогащение знаниями слушателей, представляющих разные ведомства, виды и рода войск, — одна из принципиальных особенностей учебного процесса. Современный руководитель оперативно-стратегического звена управления — это человек государственного уровня мышления. Такие требования к выпускнику накладывают отпечаток на весь учебный процесс.

Основу образовательной деятельности академии составляет учебная работа, возглавляемая генерал-лейтенантом А.А. Черепахиным. На лекциях даются систематизированные основы научных знаний по конкретной дисциплине. Они читаются не только наиболее опытными преподавателями, но и руководящими должностными лицами видов Вооруженных сил, родов войск, главных и центральных управлений. Хорошей традицией стали выступления в стенах академии руководителей федеральных министерств и ведомств, министра обороны и его заместителей.

При подготовке и в ходе практических занятий основной упор делается на совершенствование навыков обучаемых в самостоятельном поиске и анализе учебной информации, их умении активно участвовать в творческой дискуссии. На командно-штабных военных играх слушатели получают прочные навыки в работе на конкретных должностях при решении важнейших вопросов обеспечения безопасности государства, а также организации и ведения операций и боевых действий. Выезды слушателей на практические занятия в войска и на флоты позволяют поддерживать тесную связь теории и практики, а также обеспечивают постоянную подпитку образовательного процесса ценным войсковым опытом. Характерным для академии

является назначение ее руководителями военачальников, имеющих значительный практический опыт. Так, в последние десятилетия академию возглавляли бывшие командующие войсками военных округов генерал-полковники И.Н. Родионов, В.С. Третьяков, В.С. Чечеватов, генерал армии И.И. Ефремов. С сентября 2007 года академией руководит генерал армии А.В. Белоусов.

Слушатели Военной академии Генерального штаба сегодняшнего дня — это люди, обладающие солидным опытом службы на ответственных должностях в войсках, органах военного управления, окончившие одну из академий вида Вооруженных сил. Многие из них прошли суровую школу боевых действий в «горячих точках». В настоящее время на основном факультете обучаются Герой Российской Федерации полковник А.Ю. Гущин, орденоносцы генерал-майор В.Б. Астапов, контр-адмирал С.Н. Стрельцов, полковники Б.П. Коза-ченко, В.Б. Беликов, А.П. Лапин и другие.

Слушателей отличают высокая ответственность, чувство долга, работоспособность и целеустремленность в овладении «наукой побеждать». Своей учебой и службой это каждодневно подтверждают генерал-майор И.А. Буваль-цев, полковники Д.И. Коваленко, А.Г. Вольфович, капитан 1 ранга В.И. Панин и многие другие.

Сегодня министр обороны Российской Федерации особо требует добиваться повышения профессионального авторитета наших выпускников. Генерал и офицер с дипломом Военной академии Генерального штаба должны отличаться широчайшим военным кругозором и новаторским стилем мышления, самой современной управленческой культурой и чистым нравственным обликом, профессиональным интеллектом и ясным пониманием целей военного строительства. Это накладывает высокую ответственность на весь коллектив.

Убедительным подтверждением правильности выбранного курса обучения и высокого качества подготовки руководителей высшего звена управления служит плодо-

В

К

творная деятельность питомцев академии на различных государственных постах. Целая плеяда ее выпускников являются в наши дни видными государственными и военными деятелями. Среди них — полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе А.В. Квашнин, губернатор Московской области Б.В. Громов, председатель Комитета Государственной думы по обороне и безопасности В.М. Заварзин и другие.

Академия по праву гордится своими воспитанниками, занимающими высокие государственные и военные посты. Без преувеличения можно сказать, что большая часть руководства Вооруженных сил России, других силовых структур — это в прошлом слушатели Военной академии Генерального штаба, поддерживающей самый тесный контакт со своими питомцами, которые с честью выполняли и продолжают выполнять воинский долг перед Отечеством. Ее выпускники Г.Н. Трошев, В.В. Булгаков, В.А. Шаманов, В.И. Молтенской и многие другие — гордость не только академии, но и всей страны.

На факультете переподготовки и повышения квалификации ежегодно проходят обучение до 300 высших и старших офицеров Вооруженных сил, других силовых структур, руководящих и ответственных работников органов исполнительной власти и военно-промышленного комплекса в области обороны и обеспечения безопасности РФ по различным специальностям. Многие выпускники факультета занимают сегодня высокие государственные посты в федеральных органах исполнительной власти, структурах оборонно-промышленного комплекса. Достаточно отметить, что в числе выпускников факультета переподготовки и повышения квалификации — экс-председатель Правительства России М.Е. Фрадков. Во время своего посещения академии в декабре 2006 года он сделал следующую запись в Книге почетных посетителей: «С чувством благодарности вспоминаю время, проведенное в стенах Академии на Высших курсах. Отличная подготовка, полученная за месяцы обучения, не прошла

в

к

даром. Желаю руководству академии, профессорам, преподавателям, всему личному составу продолжать достойную службу по подготовке руководящего состава Вооруженных Сил и других министерств и ведомств. Успехов».

Академия пользуется большим авторитетом во всем мире. В ее стенах практически на протяжении всей истории обучались представители зарубежных стран. Свидетельством заслуг академии в решении задачи подготовки для них военных специалистов служат 8 иностранных орденов на ее знамени. В настоящее время на специальном факультете проходят подготовку 60 военнослужащих из 13 государств ближнего и дальнего зарубежья. Среди них — заместитель министра обороны, три командующих войсками округов, начальник штаба округа, командиры дивизий, бригад. Всего же за 68-летнюю историю факультета обучение на нем прошли около 3000 военнослужащих более чем из 30 стран мира. Слушатели факультета успешно осваивают различные дисциплины, подробно знакомятся с историей России, изучают ее богатый военный опыт.

В настоящее время академия продолжает оставаться одним из основных военно-научных центров в Вооруженных силах. Ее ученые привлекаются к научной проработке

практически всех проблем государственного и оперативно-стратегического уровня, которые встают перед Министерством обороны, Генеральным штабом в этот непростой период модернизации армии и флота. Хорошо организованная научная работа, умело направляемая генерал-лейтенантом Ю.Н. Тучковым, позволяет успешно решать научные задачи.

Академия вносит достойный вклад в разработку основ военной безопасности государства, в развитие военной науки и военного искусства, участвует в подготовке оперативно-стратегических обоснований для определения направлений строительства и совершенствования Вооруженных сил Российской Федерации и в создании комплекса основополагающих уставных документов. Интенсивно ведется подготовка научно-педагогических и научных кадров, ученых высшей квалификации в военной области. В академии функционируют три диссертационных совета по отрасли «Военные науки» и пяти специальностям. В ней на протяжении многих лет действуют более 20 научных школ. Связи с различными научно-исследовательскими организациями, университетами и институтами имеют географию, далеко выходящую за рамки России и СНГ.

Важнейшей составной ча-

стью образовательной деятельности является воспитательная работа. Ее основную направленность составляет государственно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание личного состава. Хорошей традицией стало проведение торжественных ритуалов посвящения в слушатели и выпуска. Ежегодно проводится комплекс торжественных мероприятий ко дню образования академии, Дню защитника Отечества, Дню Победы в Великой Отечественной войне, дням воинской славы России.

Воспитанию личного состава на лучших исторических традициях в значительной мере способствует созданный в академии военно-исторический комплекс «Школа полководческого искусства». В нем представлена не только история видов Вооруженных сил и родов войск, но и наиболее поучительные примеры операций, сражений и битв отечественной и мировой военной истории.

Важным событием в жизни академии явилось открытие в ее стенах 1 декабря 1995 года храма-памятника «Во имя Архистратига Божия Михаила». Храм был создан по инициативе руководства и слушателей, на пожертвования личного состава и внебюджетные средства, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Успешному решению возложенных задач способствует богатая учебно-материальная база. Она оснащена современными средствами управления и электронно-вычислительной техники и включает: объекты Центра военных игр; пять лекционных залов; пятьдесят различных учебных и методических кабинетов; сорок шесть учебных аудиторий; пять лингафонных кабинетов; четыре библиотеки; спортивный комплекс. Проводится непрерывная работа по совершенствованию учебно-материальной базы и выведению ее на уровень самых современных требований.

Ведущее положение среди объектов учебно-материальной базы занимает Центр военных игр. Он представляет собой комплексный тренажер управления войсками (силами, отраслями народного хозяйства). Используется для

проведения мероприятий оперативной подготовки в любой форме, как по учебным планам академии, так и по планам Президента Российской Федерации, министра обороны, начальника Генерального штаба.

В академии работают локальные вычислительные сети факультетов и кафедр, завершается создание общеакадемической локальной сети, широко используются современные технические средства обучения. За каждой учебной группой на весь период обучения закрепляется учебная аудитория, оборудованная комплексом технических средств обучения и электронно-вычислительной техники, имеющим выход в локальную вычислительную сеть факультета. Академия идет в ногу со временем и в отношении информатизации образовательного процесса, сданы в эксплуатацию три интернет-класса.

Богата фондами наша библиотека, основу которой заложил еще Николай I, подаривший ей около пятисот книг, купленных им у покинувшего Россию генерала А. Жомини. В настоящее время библиотечные фонды включают более 320 тыс. книг и печатных изданий, из которых свыше 12,5 тыс. — раритетных.

Но главное богатство академии — люди. Научно-педагогический состав насчитывает более 260 военных ученых, среди которых 55 докторов и 186 кандидатов наук, 68 профессоров и 129 доцентов. Это высококвалифицированные специалисты в области военной стратегии и оперативного искусства, военной экономики и информационного противоборства, военной политологии и права. Большая часть из них имеет опыт руководства объединениями и соединениями, штабной и научно-исследовательской работы, значительную педагогическую практику. Высоко оценивается командованием и слушателями труд преподавателей кафедр, которые возглавляют генерал-лейтенанты А.Н. Столяров, Ю.Н. Плужников, В.И. Левшин, В.П. Кудреватый, вице-адмирал Ю.П. Гладышев, генерал-майоры А.И. Малышев, В.Ф. Савченко, Е.А. Дербин, В.В. Карпухин, Б.Г. Зайцев, В.К. Покровский, В.И. Кабанов, Ю.Л. Ботев, полковники В.М. Шевцов, А.Н. Тарасов, служащая Т.В. Грачева.

Славные традиции помогают поддерживать и приумножать ветераны, в том числе участники Великой Отечественной войны, прослужившие в академии 25—50 лет и более. Многие из них до сих пор продолжают трудиться и являют собой пример творческого долголетия. Среди них Ф.Ф. Гайворонский, Н.И. Мальгинов, В.И. Никулин, П.Е. Корабель, Н.И. Базанов, П.Г. Скачко, Л.А. Волков, С.И. Семенов, Т.С. Комиссарова, В.Н. Благодарева, Л.И. Сорокина и другие. Их самоотверженный труд, честность и благородство вызывают чувство глубокого уважения и благодарности.

Сегодня коллектив Военной ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Суворова I степени академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации продолжает славные традиции и стремится достойно решать поставленные задачи. Академия была нужна нашему Отечеству и в XIX, и в XX веках для решения судьбоносных вопросов на его историческом пути. XXI век ставит перед ней новые, более сложные и ответственные задачи. И есть полная уверенность в том, что она с честью выполнит свой долг перед Родиной.

ПРИМЕЧАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 В России служба Генерального штаба берет свое начало со времен Петра I, учредившего в 1698 г. должности «полковых квартирмейстеров».

2 Устав военной академии. СПб., 1832. С. 1.

3 Медем Н.В. Обозрение известнейших правил и систем стратегии. СПб., 1836; Языков П.А. Опыт теории стратегии. СПб., 1842; Горемыкин Ф.И. Руководство к изучению тактики... СПб., 1849; Неелов Н.Д. Очерк современного состояния стратегии. СПб., 1849.

4 Императорская военная академия была переименована в Николаевскую академию Генерального штаба в 1855 г. после смерти императора Николая I.

5 В 1866 г. был установлен особый знак, свидетельствовавший об окончании академии.

6 Леер Г.А. Опыт критико-исто-рического исследования законов искусства ведения войны (Положительная стратегия). СПб., 1869—1871; Он же. Коренные вопросы: (Военные этюды). СПб., 1879 и др.

В

К

7 Приказ по военному ведомству. 1909. № 344. С. 677.

8 Приказ Реввоенсовета Республики (РВСР) № 47 от 7 октября 1918 г.

9 Приказ РВСР № 4 от 9 января 1922 г.

10 В этот период вышли в свет «Стратегия» и «Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней» А.А. Свечина, «Характер операций современных армий» В.К. Триандафиллова, «Эволюция оперативного искус -ства» и «Основы глубокой операции» Г.С. Иссерсона, «Ударная армия» и «Наступательная операция» Н.Е. Варфоломеева, «Организация крупных общевойсковых соединений», «Проблема стратегического развертывания по опыту мировой и гражданской войн» В.А. Меликова и другие ценные в научном плане труды.

11 К таким работам относились, например, «Стратегия XX века на первом этапе: Планирование войны и операций на суше и на море в 1904—1905 гг.» А.А. Свечина (1937 г.); «Работа штаба армии» и «Работа командования фронта и армии и их штабов по управлению операциями» Н.Н. Шварца (1938 г.); «Операция», «Основы наступательной армейской операции», «Прорыв и его развитие» Е.А. Шиловского (1938, 1940 гг.).

12 Штромберг А.И. Самостоятельные действия танковых и моторизованных соединений. М., 1939; Кирпичников А.В. Конно-механизиро-ванная группа в развитии прорыва. М., 1940; Ионов П.П. Штурмовая авиация. М., 1938; Теплинский Б.П. Основы общей тактики военно-воздушных сил. М., 1939; Он же. Военно-воздушные силы в современной войне. М., 1940; Карбышев Д.М. Краткий справочник по военно-инженерному делу. М., 1936; Он же. Инженерное обеспечение боевых действий стрелковых соединений (сд и ск). М., 1939; Он же. Использование инженерных средств в современном бою. М., 1939.

13 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1945 г.

14 В 1958 г. в связи с новыми задачами («вооружать генералов и офицеров глубокими знаниями основ подготовки и ведения операций различных видов и масштабов с применением ядерного оружия») постановлением Совета Министров СССР академия была переименована в Военную ордена Суворова I степени академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, что наиболее четко отражало ее оперативно-стратегическое предназначение.

Генерал-майор И.П. МАКАР;

полковник запаса Н.М. ВАСИЛЬЕВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.