Научная статья на тему 'Судьба военного историка в контексте истории страны (А. Н. Де Лазари: военачальник, ученый, педагог, жертва)'

Судьба военного историка в контексте истории страны (А. Н. Де Лазари: военачальник, ученый, педагог, жертва) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ / ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ / ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ОФИЦЕР / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / MILITARY HISTORY / MILITARY ACADEMY / GENERAL STAFF / CHEMICAL WEAPONS / WORLD WAR I / OFFICER / SCIENTIFIC WORKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковба Виктор Иванович, Чугунов Евгений Анатольевич, Чугунова Ольга Дмитриевна

Авторы статьи на широком историческом материале исследовали жизненный путь и научно-преподавательскую деятельность генерал-майора, профессора, первого историка войск радиационной, химической и биологической защиты России А.Н. де Лазари, внесшего значительный вклад в развитие отечественной военно-исторической науки, системы высшего военного образования Советской России в 1930-е годы и ставшего жертвой сталинских репрессий. Авторы, анализируя его биографию, приходят к выводу о том, что она во многом была характерна и даже типична для русского офицера, интеллигента, ученого и педагога, ставшего в переломный для истории Отечества момент на сторону Советской России. Однако А.Н. де Лазари в полной мере разделил трагическую судьбу и своего поколения, и своего сословия, и своей страны. В статье делается вывод о том, что его многочисленные военноисторические и иные научные труды были и остаются актуальными для современной эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military historian’s fate in the context of the country’s history (Aleksandr de Lazari: military commander, teacher, oppression victim)

The authors of the article drawn on a wide range of historical materials examine the course of life and the teaching as well as research activities of the first historian of nuclear, biological and chemical defence corps of Russia, Major General, Professor Aleksandr de Lazari, who significantly contributed to the development of the country’s polemology and the higher military education system of Soviet Russia in the 1930s and fell victim to the Stalinist repressions. The authors study his biography, and they come to the conclusion that it has some similarities with Russian officers, intellectuals, scientists and teachers at a turn of the history of Russia. However, Aleksandr de Lazari fully shared the tragic fate of the nobility, and perhaps of his generation, and his country on the whole. It is concluded in the article that his numerous military-historical and other scientific works have been topical and remain so for the modern era.

Текст научной работы на тему «Судьба военного историка в контексте истории страны (А. Н. Де Лазари: военачальник, ученый, педагог, жертва)»

йО! 10.34216/1998-0817-2019-25-2-38-43 УДК 355.49

Ковба Виктор Иванович

кандидат военных наук

Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, г. Кострома

viktorkovba@yandex.ru

Чугунов Евгений Анатольевич

кандидат исторических наук Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, г. Кострома

e.a.chugunov@yandex.ru

Чугунова Ольга Дмитриевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет od_chugunova@ksu.edu.ru

СУДЬБА ВОЕННОГО ИСТОРИКА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ СТРАНЫ (А.Н. де Лазари: военачальник, ученый, педагог, жертва)

Авторы статьи на широком историческом материале исследовали жизненный путь и научно-преподавательскую деятельность генерал-майора, профессора, первого историка войск радиационной, химической и биологической защиты России А.Н. де Лазари, внесшего значительный вклад в развитие отечественной военно-исторической науки, системы высшего военного образования Советской России в 1930-е годы и ставшего жертвой сталинских репрессий.

Авторы, анализируя его биографию, приходят к выводу о том, что она во многом была характерна и даже типична для русского офицера, интеллигента, ученого и педагога, ставшего в переломный для истории Отечества момент на сторону Советской России. Однако А.Н. де Лазари в полной мере разделил трагическую судьбу и своего поколения, и своего сословия, и своей страны. В статье делается вывод о том, что его многочисленные военно-исторические и иные научные труды были и остаются актуальными для современной эпохи.

Ключевые слова: военная история, военная академия, Генеральный штаб, химическое оружие, Первая мировая война, офицер, преподаватель, химическое оружие.

Авторы настоящей работы - сотрудники кафедры, которую в 30-е гг. ХХ в. возглавлял Александр Николаевич де Лазари (1880-1942), посвящают свои размышления судьбе, военной, научной и педагогической его деятельности.

Дворянин, потомственный военный, подполковник Генерального штаба русской императорской армии, А.Н. де Лазари (рис. 1, 2) - один из первых военачальников, перешедших вскоре после Октябрьской революции 1917 г. на сторону советской власти, видный военный теоретик межвоенного периода и первый историк войск радиационной, химической и биологической защиты России,

Рис. 1. А.Н. де Лазари - подполковник Генерального штаба русской императорской армии

преподаватель и начальник кафедры Военно-химической академии Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), генерал-майор.

Своими корнями род де Лазари уходит в древнюю историю итальянской аристократии. Его прапрадед Димитриос де Лазари в 1780 г. поступил на российскую военную службу, обосновался в Крыму, где и положил начало русской ветви де Лазари. Прадед же его воевал в русской армии против Наполеона в период Отечественной войны 1812 г., отец его был генералом.

Александр Николаевич продолжил вековую семейную традицию, избрав для себя нелегкий путь русского офицера. Окончив Тифлисский,

Рис. 2. А.Н. де Лазари - генерал-майор, начальник кафедры истории военного искусства Военно-химической академии РККА

38

Вестник КГУ ^ № 2, 2019

© Ковба В.И., Чугунов Е.А., Чугунова О. Д., 2019

а затем и Сибирский кадетские корпуса, он поступил в Константиновское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, обучение в котором успешно завершил в 1901 г. Прослужив ряд лет на командных должностях в конной артиллерии, он поступил в академию Генерального штаба. По окончании академии в 1909 г. служил в Генеральном штабе. В 1911 г. был назначен старшим воспитателем Гатчинского Николаевского сиротского института, где, собственно, и началась его военно-педагогическая деятельность, поскольку здесь в трех старших классах с 1878 г. учебный курс преподавался в соответствии с программой трех старших классов военных гимназий [5]. К слову сказать, в стенах именно этого учебного заведения в разные годы работали такие выдающиеся педагоги, как О. Гу-гель (1830-1842) и К.Д. Ушинский (1854-1859). В институте служба А. Н. де Лазари продолжалась вплоть до начала войны в 1914 г.

Первая мировая война (1914-1918) явилась одним из наиболее масштабных и кровавых потрясений не только ХХ в., но и всей истории человечества. С самого ее начала Александр Николаевич был в действующей армии, занимался вопросами армейской разведки. Ему довелось стать непосредственным свидетелем первой газовой атаки германцев на русском фронте 31 мая 1915 г. Известно, что А.Н. де Лазари многократно проявил на полях сражений личное мужество и высокий профессионализм офицера-разведчика, о чем свидетельствуют награды, полученные им в период войны: орден Святой Анны 3-й степени (1914), орден Святого Владимира 4-й степени (1915), Георгиевское оружие (1917). Именно эта война станет впоследствии предметом многочисленных фундаментальных научных изысканий Александра Николаевича, изучение и обобщение ее опыта будет основополагающим материалом для его преподавательской деятельности по курсам военной истории и истории военного искусства.

Первая мировая война, революционные события 1917 г., а также последовавшая за ними Гражданская война коренным образом изменили российское общество, сами основы его существования, перспективы его исторического развития. Эти изменения с неизбежностью коснулись всех россиян независимо от возраста, пола, вероисповедания, социального статуса, профессиональной и национальной принадлежности. Не могли они не коснуться и А.Н. де Лазари как гражданина, патриота своего Отечества, кадрового офицера, генштабиста.

Суть происходивших после октября 1917 г. глобальных социальных изменений состояла в насильственном умерщвлении России «старой» и болезненном рождении России «новой», советской, которой нужны были в огромном количестве высокопрофессиональные управленцы, хозяйственники, творческие работники, и особенно - в условиях

разворачивающейся Гражданской войны и иностранной интервенции - военачальники и военные специалисты. Царская же армия к концу 1917 г. революцией была разрушена практически до основания. На ее обломках в силу продолжавшейся Первой мировой и начавшейся Гражданской войны стали формироваться две противоборствующие армии - Красная и Белая, в ряды которых вольно или невольно вовлекались миллионы россиян. В этой исторической ситуации особенно трагично складывалась судьба русского офицерского корпуса. К 1917 г. в царской армии находилось до 1 миллиона офицеров, и каждый из них теперь должен был сделать свой выбор, главный выбор в жизни.

Кадровая проблема, как и проблема кадровой преемственности, оставались острыми до самого окончания Гражданской войны, прежде всего в вооруженных силах Советской Республики. Полководческие таланты и военные успехи во время Гражданской войны многих военачальников, выдвинувшихся, как принято было говорить, из гущи народа (Л. Д. Троцкий, М.В. Фрунзе, В.К. Блюхер, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов и др.), опирались не только на их природную одаренность и смекалку, не только на пламенные призывы комиссаров к борьбе за светлое будущее, но и на профессионализм, образованность, компетентность и патриотизм генералов и офицеров царской армии, поступивших на службу в РККА.

А.Н. де Лазари вступил в РККА в самый день ее официального рождения - 23 февраля 1918 г. Именно этот день через долгих 24 года станет роковым в судьбе и последним в жизни Александра Николаевича. Объясняя этот свой судьбоносный шаг жене Евгении Иосифовне (в девичестве - Ко-былецкая) и дочерям, он сказал, что считает советскую власть пришедшей всерьез и надолго. Это заявление во многом созвучно словам генерала В. Д. Бонч-Бруевича, писавшего о мотивах своего перехода на сторону советов: «.. .Я тянулся к большевикам, видя в них единственную силу, способную спасти Россию от развала и полного уничтожения» [1, с. 26].

Большинство офицеров, генералов, адмиралов, перешедших на службу советской власти, сделали свой выбор из патриотических побуждений, понимая, что в той обстановке не было иной силы, способной защитить Россию от иностранной интервенции, которая переплелась с белым движением, с борьбой русских против русских. Контр-адмирал, выпускник Николаевской морской академии, участник обороны Порт-Артура и Первой мировой войны В.М. Альтфатер о переходе на сторону советской власти в своем заявлении писал так, обращаясь к большевистскому руководству: «До сих пор я служил лишь потому, что считал нужным быть полезным России. Я не знал вас и не верил вам. Даже теперь многое мне непонятно, но

я убедился - вы любите Россию более многих из наших. Поэтому я пришел к вам» [6, с. 186].

Карьера де Лазари как военспеца в РККА складывалась весьма успешно. В 1918 г. он - начальник оперативного отдела штаба, начальник штаба и помощник военрука Смоленского района, начальник оперативного управления, начальник штаба Западного военного округа. В 1919 г. - начальник штаба и помощник командующего Западно-Сибирским военным округом, в 1920 г. - начальник штаба 3-й трудовой армии Восточного фронта, в 19211922 гг. - редактор Военно-исторической комиссии Высшего военного редакционного совета.

Уже в период Гражданской войны Александру Николаевичу как офицеру, имевшему богатый опыт работы в Генеральном штабе, а также и опыт воспитательной работы, пришлось продолжить свою военно-педагогическую деятельность, начавшуюся еще до Первой мировой войны в Гатчинском Николаевском сиротском институте. В 19191921 гг. он одновременно со службой на строевых должностях в РККА преподавал в Высшей военной школе Сибири. Связано это было с тем, что «при формировании регулярной Красной Армии подготовка преданных революции квалифицированных кадров была одной из самых важных задач. Уже в 1918 году для подготовки военных кадров в стране была создана сеть курсов красных командиров различных специальностей, училищ, высших военных школ, а на базе старой Николаевской академии была создана советская военная академия - академия Генерального штаба РККА» [2, с. 8]. Надо отметить, что в данный период времени военспецы весьма широко привлекались советской властью к подготовке красных командиров, что во многом и определило дальнейшую военную карьеру и судьбу в целом А.Н. де Лазари. С апреля 1922 г. Александр Николаевич - помощник начальника редакционной части и старший преподаватель кафедры военной истории Военной академии РККА (впоследствии - имени М.В. Фрунзе) в Москве, одновременно - руководитель практических занятий по администрации той же академии.

В межвоенный период (1922-1941) многие из бывших генштабистов продолжали служить в РККА или преподавать в военно-учебных заведениях. Большинство из них к концу 1930-х гг. занимали преподавательские должности, меньшая часть служила на высших командных и штабных должностях. В Военной академии химической защиты преподавали: полковник А.А. Бобри-щев, в РККА - полковник, преподаватель и руководитель кафедры тактики химических войск в 1935-1937 гг.; подполковник А.Н. де Лазари, в РККА - комдив, генерал-майор, в 1932-1940 гг. -преподаватель, в 1940-1941 гг. - профессор, начальник кафедры истории военного искусства; генерал-майор М.М. Загю, в РККА - бригадный

интендант, генерал-лейтенант, старший руководитель кафедры управления войсками.

С 1932 г. и до трагического её окончания служба А. Н. де Лазари проходит в химических войсках. Он начинает преподавательскую и научную деятельность в Военно-химической академии РККА. Академия была создана в соответствии с постановлением Совета труда и обороны и приказом Реввоенсовета СССР от 13 мая 1932 г. [2, с. 12]. На тактические кафедры вновь создаваемой академии «были направлены из ранее созданных военных академий РККА крупные военные специалисты - комдивы А.И. Готовцев, Л. Л. Клюев, комбриг М.М. Загю, военный историк А.Н. де Лазари...» [2, с. 13].

В период становления (1933-1935) «кафедры оперативно-тактического цикла основное внимание уделяли становлению учебной и методической работы, повышению квалификации преподавательского состава. Наряду с использованием опыта преподавания оперативно-тактических дисциплин в других академиях и на химических курсах усовершенствования командного состава, многое в учебно-методической работе приходилось создавать заново. В числе первых преподавателей оперативно-тактических кафедр были А.Ф. Авро-ров, И.С. Антонюк, С.В. Артемьев. Историю войн преподавал А.Н. де Лазари, участник Гражданской войны.» [2, с. 25-26].

В 1936-1941 гг. академия, во многом уже сложившаяся как военное высшее учебное заведение и получившая даже почетное наименование «имени К.Е. Ворошилова», была на подъеме. Внутри нее широко и активно происходили реорганизационные процессы, направленные на улучшение и повышение качества преподавания и обучения слушателей. Так, «в 1937 году в связи с тем, что оперативно-тактическая подготовка на командно-инженерном факультете была практически ограничена изучением тактики соединений, все оперативно-тактические дисциплины стала преподавать кафедра тактики, которую возглавил генерал-лейтенант Л.Л. Клюев. Некоторое время до этого существовали кафедра военной истории (начальник - комбриг А.Н. де Лазари) и кафедра военно-химической метеорологии (начальник - интендант 2-го ранга Н.В. Сагатовский), которые вместе с кафедрой тактики химических войск вошли в состав новой кафедры тактики» [7, с. 25-26]. Среди преподавателей кафедры в предвоенные годы было весьма много высококвалифицированных военных специалистов и замечательных педагогов, таких как А.В. Авроров, С.И. Азарьев (впоследствии начальник кафедры академии Генерального штаба), В.Н. Галузо, А.Г. Вязаничев, А.Н. де Лазари, А.Н. Кислов (впоследствии ставший начальником Военно-химической академии РККА, затем - начальником академии Генерального штаба), Н.П. Озерский, Д.Е. Петухов (с 1943 по 1960 г. был

начальником Военно-химической академии РККА) и др. «До Великой Отечественной войны на кафедре был разработан ряд монографий, учебников и учебных пособий, которые широко использовались не только в стенах академии, но и в других военно-учебных заведениях. Среди них были: «Учебник по тылу», «Химический тыл» М.М. Загю; «Учебное пособие по противохимической обороне (ПХО)» под редакцией Л.Л. Клюева; «Химическое оружие на фронтах мировой войны 1914-1918 гг.» А.Н. де Лазари и др. Учебное пособие по ПХО, разработанное коллективом кафедры, стало настольной книгой начальников химической службы и было включено в «Библиотеку командира» [7, с. 25]. «Немало трудов, пособий и лекций было написано профессором генерал-майором (с 1940 г.) А.Н. де Лазари. Он был известен в Красной Армии как автор военно-исторических трудов, особенно атласов по истории мировой и гражданской войн. В приказе начальника академии по случаю его 60-летия было сказано: «Генерал-майор А.Н. де Лазари - опытный и энергичный преподаватель и ученый, непрерывно совершенствующийся и неустанно создающий новые труды» [7, с. 23]. В этой связи следует заметить, что активная научная деятельность А.Н. де Лазари началась еще тогда, когда он служил в Генштабе императорской армии. Его перу принадлежит ряд статей по военным вопросам в военной энциклопедии, вышедшей в 1912 г. После окончания Гражданской войны он продолжил свои научные исследования, что нашло отражение в целом ряде статей «Большой советской энциклопедии». Среди них «Первая мировая империалистическая война 1914-1918 гг.», «Полтавское сражение 1709 г.». В «Военно-историческом журнале» де Лазари опубликовал целую серию своих работ: «Русская артиллерия в мировой войне 1914-1918 гг.» (1940), «Календарь военных событий» (1940), «Военное вооружение Польского государства» (1940), «Химическое оружие в прошлом и настоящем» (1940). («Военно-исторический журнал» - ежемесячный научно-исследовательский журнал. В первом номере, который появился 29 августа 1939 г., редколлегией была определена политика нового издания: «Военно-исторический журнал» помещает на своих страницах научно-исследовательские статьи и материалы по истории Гражданской войны в СССР, истории Рабоче-Крестьянской Красной Армии и партийно-политической работы в РККА; по истории военного искусства, по истории международных отношений и войн в эпоху империализма.») [4, с. 3].

В течение более 20 лет он работал над капитальным трудом «Синхронистические таблицы событий Первой мировой и Гражданской войн 1914-1922 гг.». Однако этот труд не был издан. До настоящего времени его местонахождение, к сожалению, неизвестно.

Период работы А.Н. де Лазари в Военно-химической академии РККА (1932-1941) был наиболее активным, плодотворным в его научной деятельности. Среди большого числа трудов, несомненно, одной из самых значительных его работ является «Мировая война 1914-1918 гг. в синхронистических таблицах». В целом же к числу наиболее важных его научных трудов принято относить: «Атлас схем к труду Зайончковского» (М., 1924); «Пролетарская революция на весах Мировой войны 1914-1918» (Десятилетие мировой войны: сб. статей. М., 1925); «Гражданская война в России в схемах» (Вып. 1: 1917-1918. М.: Госиздат, 1925); «Гражданская война в России в схемах» (Вып. 2: 1919-1920. М.: Госиздат, 1926); «Мировая империалистическая война 1914-1918 гг. Атлас схем» (М.: Госвоениздат, 1934); «Химическое оружие на фронтах Мировой войны 1914-1918 гг.» (М.: Госвоениздат, 1935); «Активная оборона корпуса. По опыту действий 25-го армейского корпуса в 1915 г.» (М., 1940).

Одно из особо заметных мест в научном наследии Александра Николаевича принадлежит работе «Химическое оружие на фронтах Мировой войны 1914-1918 гг.» [8], которая явилась первой попыткой исторического исследования оперативного и тактического применения химического оружия на фронтах главным образом западного и восточного театров Первой мировой войны, участником которой довелось быть ее автору. Для своего исторического очерка он использовал имевшиеся на русском языке печатные издания и некоторые исторические материалы старой русской армии, находившиеся в Военно-историческом архиве, а также разнообразные иностранные источники, не появившиеся тогда еще в печати на русском языке. Книга предназначалась прежде всего для слушателей Военно-химической академии РККА имени К.Е. Ворошилова, а затем и командиров всех родов войск. Книга после трагической гибели ее автора была изъята из открытых фондов всех библиотек и поэтому практически неизвестна современному читателю.

В своем предисловии к этому труду Александра Николаевича начальник академии корпусной комиссар Я.Л. Авиновицкий отмечал: «Очерк т. А.Н. де Лазари, представляющий собой попытку исторического исследования оперативного и тактического применения химического оружия в войне 1914-1918 гг., не может не привлечь внимания читателя по крайней мере по двум соображениям. Во-первых, потому, что специальная работа на эту тему на русском языке появляется впервые. Во-вторых, потому, что в системе новых вооружений всех капиталистических стран химическим средствам нападения отведено значительное место. Хотя материал, собранный т. де Лазари, не исчерпывает всей темы, он все же дает возможность сформулировать весьма поучительные выводы

в отношении оперативного и боевого использования химического оружия в войне 1914-1918 гг. и наметить в порядке прогноза, основанного на опыте мировой войны и высказываниях многочисленных иностранных авторов, тенденции применения его в будущей войне» [8, с. 15]. Яков Лазаревич Авиновицкий (1897-1938) был репрессирован и расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1955 г.

Сам автор так определял цель и причину создания своего труда: «Отсутствие собранного воедино и систематизированного по тому или другому признаку этого многочисленного, но весьма разбросанного материала по развитию химического оружия и трудность поэтому для изучающего историю развития этого оружия пользоваться этим материалом обязывали автора, как руководителя кафедры истории военного искусства в Химической академии РККА им. К.Е. Ворошиловас первых же дней принятия на себя обязанности по руководству означенной кафедрой, дать краткий исторический очерк развития химического оружия» [8, с. 10].

Современное значение этого военно-исторического труда А.Н. де Лазари связано с целым рядом обстоятельств. Сегодня химическое оружие того типа, о котором он писал, запрещено и закончено его уничтожение на специально для того построенных заводах. Проблема уже не только и не столько в самом этом оружии, сколько в утрате неких системных знаний о появлении и эволюции одного из видов оружия массового поражения. Без такого рода знаний невозможно отслеживать тенденции в эволюции тех видов оружия массового поражения, которые придут на смену химическому оружию в наступившем XXI столетии. К сожалению, книга А.Н. де Лазари, несмотря на прошедшие с момента ее издания восемьдесят с лишним лет, так и осталась почти единственным источником информации по данному вопросу.

К числу фундаментальных трудов А.Н. де Лазари принадлежат также «Атлас схем к труду Зай-ончковского» (Андрей Медардович Зайончковский (1862-1926) - русский и советский военный историк и теоретик, гвардейский генерал от инфантерии. В советское время преподавал в Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе) и «Мировая империалистическая война 1914-1918 гг. Атлас схем».

В мае 1940 г. А.Н. де Лазари было присвоено воинское звание генерал-майор и ученое звание профессор, а 25 июня 1941 г. родные видели его в последний раз. Александр Николаевич был арестован органами НКВД. В ходе следствия до 18 октября 1941 г. он находился в Бутырской тюрьме в Москве. Позднее в связи с приближением фронта к столице он был переведен в Саратов. 13 февраля 1942 г. решением ОСО НКВД СССР А.Н. де Лазари был осужден за измену Родине «как участник антисоветского военного заговора» (признал участие в офицерской группе А.А. Свечина с 1925 г., уча-

стие в заговоре с 1935 г., шпионаж в пользу Италии) сроком на 10 лет. Однако, вопреки приговору, по личному решению И.В. Сталина был расстрелян 23 февраля (именно в день своего вступления в ряды РККА в 1918 г.!) 1942 г. В 1956 г. А.Н. де Лазари был реабилитирован посмертно ВК ВС СССР за отсутствием состава преступления.

Супруга Александра Николаевича, Евгения Иосифовна, тоже была арестована, а затем находилась в ссылке в селе Дзержинское Красноярского края до 1947 г. Освободилась она с сильно подорванным здоровьем и скончалась в 1948 г. (по другим данным в 1949 г.). Дочери, Александра Александровна и Нина Александровна, дожили в Москве до преклонного возраста.

Жизненный путь Александра Николаевича де Лазари был и ярким и сложным, во многом характерным и даже типичным для русского офицера, интеллигента, ученого и педагога, ставшего в переломный для истории Отечества момент на сторону Советской России. Выдающийся военный историк в полной мере разделил трагическую судьбу и своего поколения, и своего сословия, и своей страны. Многочисленные его военно-исторические и иные научные труды, несмотря на изъятие и уничтожение в период сталинизма, а также последующее забвение на целые десятилетия, были и остаются важнейшим источником актуальной вплоть до сегодняшнего дня информации по ряду вопросов, связанных с необходимостью постоянного отслеживания и всестороннего анализа различных тенденций в эволюции тех видов оружия массового поражения, которые, несомненно, придут на смену химическому оружию в достаточно близкой исторической перспективе.

Библиографический список

1. Бонч-Бруевич В.Д. Вся власть советам. Воспоминания. - М., 1957.

2. Военная Краснознаменная академия химической защиты имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (1932-1982): исторический очерк. - М., 1982.

3. Военная ордена Октябрьской революции Краснознаменная академия химической защиты имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (1932-1992): исторический очерк. - М., 1992.

4. Военно-исторический журнал. - 1939. - № 1.

5. Гатчинский Николаевский сиротский институт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. - СПб., 1890-1907.

6. Гофман М. Война упущенных возможностей. - СПб., 2017.

7. Кафедра общей тактики и оперативного искусства Военной академии радиационной, химической и биологической защиты. 85 лет (1932-2017 гг.): историко-биографический очерк. -Кострома: ВА РХБЗ, 2017.

8. Химическое оружие на фронтах мировой войны 1914-1918 гг.: краткий исторический очерк. -М.: Вузовская книга, 2008. - 268 с.

References

1. Bonch-Bruevich V.D. Vsya vlast' sovetam. Vospominaniya. - M., 1957.

2. Voennaya Krasnoznamennaya akademiya himicheskoj zashchity imeni marshala Sovetskogo Soyuza S.K. Timoshenko (1932-1982): istoricheskij ocherk. - M., 1982.

3. Voennaya ordena Oktyabr'skoj revolyucii Krasnoznamennaya akademiya himicheskoj zashchity imeni marshala Sovetskogo Soyuza S.K. Timoshenko (1932-1992): istoricheskij ocherk. - M., 1992.

4. Voenno-istoricheskij zhurnal. - 1939. - № 1.

5. Gatchinskij Nikolaevskij sirotskij institut // Enciklopedicheskij slovar' Brokgauza i Efrona: v 86 t. - SPb., 1890-1907.

6. Gofman M. Vojna upushchennyh vozmozhnostej. - SPb., 2017.

7. Kafedra obshchej taktiki i operativnogo iskusstva Voennoj akademii radiacionnoj, himicheskoj i biologicheskoj zashchity. 85 let (1932-2017 gg.): istoriko-biograficheskij ocherk. - Kostroma: VA RHBZ, 2017.

8. Himicheskoe oruzhie na frontah mirovoj vojny 1914-1918 gg.: kratkij istoricheskij ocherk. - M.: Vuzovskaya kniga, 2008. - 268 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.