Современные технологии - транспорту
1 1 9
сельскохозяйственных наук, профессором и заведующим кафедрой. Он был чрезвычайно активен и востребован, ведь на его счету было и проектирование Каракумского канала протяженностью более 1000 км с сотней всевозможных гидротехнических сооружений, и руководство строительством Большого Ферганского канала. С середины 1950-х гг. Александр Николаевич являлся главным советником Хрущева по разведению риса, и здесь его вклад был реальным: он увеличил в разы заливные площади под рис в низовьях реки Аму-Дарьи, предложив поднять высоту Тахиаташской плотины на три метра.
В 1956 г. А. Н. Аскоченский стал лауреатом Ленинской премии. Его избрали академиком Узбекской ССР, действительным членом и вицепрезидентом ВАСХНИЛ. В 1967 г. была издана его книга «Орошение и обводнение в СССР». Родина по достоинству оценила его труды и наградила тремя орденами Ленина, звездой Героя Социалистического Труда (1968). К сожалению, родной Институт ничего о нем не знал, и эта публикация с запозданием воздает должное своему питомцу.
Заключение
Впереди предстоит еще много поисковой работы по выявлению наших удивительных предшественников. Меняются времена, меняются взгляды и оценки. Возможно, ещё «всплывут» забытые судьбы инженеров времен революций и гражданской войны начала XX столетия, тогда мы узнаем драматические страницы жизни Л. А. Устругова, С. Н. Чаева, А. М. Ларионова. Канут в Лету завесы секретности, и мы сможем узнать о судьбах С. Л. Давыдова и В. И. Червякова, связанных с «атомными» делами. На очереди жизнеописания Ф. И. Таубе, Эраста Зубова, Е. И. Бродского и многих других. Да осилит будущий историограф эти непростые и интересные поиски!
УДК 528 (091)
Е. С. Богомолова, М. Я. Брынь
Д. Д. СЕРГИЕВСКИЙ - УЧЕНЫЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ПРОФЕССОР, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ГЕОДЕЗИИ ИНСТИТУТА ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
(Современные технологии - транспорту
Освещена деятельность видного отечественного ученого-геодезиста Д. Д. Сергиевского (1867-1920), заведующего кафедрой геодезии Института инженеров путей сообщения. Он был в числе первых исследователей Курской магнитной аномалии, одним из первых проводил гравиметрические измерения прибором Штернека, руководил экспедицией по градусному измерению на Шпицбергене, внес неоценимый вклад в подготовку военных геодезистов, топографов и инженеров путей сообщения.
геодезист, Институт инженеров путей сообщения (ИИПС), аномалии земного магнетизма, градусные измерения, Шпицберген, гравиметрические измерения, прибор Штернека, Императорское русское географическое общество.
Введение
Дмитрий Дмитриевич Сергиевский родился 10 марта 1867 г. в семье священника. Закончил Воронежскую классическую гимназию и в 1889 г. физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета по отделению чистой математики [1]. Сразу после окончания Университета «...по почину председательствующего в Отделении Географии Математической А. А. Тилло...» и на средства Русского географического общества Д. Д. Сергиевский был направлен «для обстоятельного исследования на местности аномалий земного магнетизма с помощью прибора, специально с этой целью приобретенного Обществом» [2].
Здесь уместно вспомнить, что Императорское русское географическое общество (ИРГО) было учреждено в 1845 г.
Деятельность ИРГО принесла колоссальную пользу развитию геодезии. При содействии общества, членами которого состояли известные астрономы и геодезисты, было осуществлено множество научных экспедиций по самым актуальным вопросам геодезии и картографии, в том числе указанная выше.
«Д. Д. Сергиевский возвратился, исполнив вполне успешно данное ему Обществом поручение. Ему удалось вполне обследовать аномалию вокруг Белгорода. Он определил всего до 180 точек по склонению, наклонений получил более 140, а определений горизонтальной силы земного магнетизма более 110...» [2].
Результаты наблюдений Д. Д. Сергиевского обработал А. А. Тилло и представил в работе «Белгородская и Непхаевская аномалии земного
Д. Д. Се (186' Фоте из семей
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
Современные технологии - транспорту
1 2 1
магнетизма по наблюдениям И. Н. Смирнова, Н. Д. Пильчикова и Д. Д. Сергиевского». По наблюдениям Д. Д. Сергиевского, характеристики земного магнетизма в районе наблюдений в разных точках земной поверхности, удаленных друг от друга в пределах десятка километров, оказались следующими. Непхаев: склонение +48°, наклонение 81°, полная сила 8,4 ед. Гаусса; Белгород: склонение минус 36°, наклонение 71°, полная сила 6,4 [3].
За исследование Белгородского аномального района земного магнетизма Д. Д. Сергиевскому была присуждена серебряная медаль ИРГО за 1889 г.
C ноября этого же года Сергиевский начинает свою военную карьеру с самого нижнего чина. «Поступил на службу охотником первого разряда и зачислен во 2-ю батарею Гвардейской конно-артиллерийской бригады канониром» [1, л. 12]. С 1890 по 1894 г. он проходит военную лестницу от нижнего разряда до поручика в Туркестанской артиллерийской бригаде.
В октябре 1894 г. поручик Д. Д. Сергиевский зачислен на Геодезическое отделение Николаевской академии Генерального штаба. Известно, что геодезическое отделение в Академии Генерального штаба было открыто в 1854 г., прием на него производился всего один раз в два года в количестве 7-10 человек, обучение на этом отделении продолжалось 4 года [4]. Первые два года в стенах Академии проходили теоретические курсы с изучением теоретической и практической астрономии, физической географии, геодезии со съемкой и черчением, картографии, военной статистики [5]. Два последующих года обучение проводилось в Пулковской обсерватории, изучались практическая астрономия, высшая геодезия с практическими занятиями по исследованию инструментов, триангуляции, нивелированию и измерению базисов. Курс завершался самостоятельной работой ("сочинением"), которая с заключением руководителя-профессора представлялась начальнику Академии. По положению 1866 г. офицеры, окончившие геодезическое отделение Академии и практический курс Пулковской обсерватории, составляли особый разряд офицеров Корпуса военных топографов с наименованием их геодезистами.
За отличные успехи в обучении Д. Д. Сергиевский был произведен в штабс-капитаны, а в марте 1899 г. по окончании учебы переведен в Генеральный штаб и назначен офицером Корпуса военных топографов.
22 марта 1899 г. «по высочайшему повелению» он назначен начальником экспедиции для производства градусных измерений на остров Шпицберген, организованной Русской и Шведской академиями наук. Экспедиция продолжалась три летних сезона и одну зимовку, в общей сложности 522 дня, из которых Д. Д. Сергиевский пробыл на островах 439 дней [6]. Целью градусных измерений было определение
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
Современные технологии - транспорту
величины градуса меридиана на разных широтах от экватора к полюсам, для чего выполнялось построение на местности геодезических сетей. Сравнение величин 1 градуса позволяло определить степень сжатия Земли. До этого были выполнены такие измерения в разных странах, в том числе и в России - знаменитая дуга Струве, но в полярных широтах такая экспедиция была первой.
Экспедиция на Шпицбергене получила выдающиеся научные геодезические результаты. С большой точностью была измерена дуга меридиана в 4°11', причем российскими участниками экспедиции выполнено две трети работ. После обработки градусных измерений на Шпицбергене была получена величина сжатия Земли 1/297,2 и длина большой полуоси эллипсоида 6 378 266 м [6]. Эти величины достаточно близки к современным параметрам эллипсоида Ф. Н. Красовского.
Кроме геодезических, астрономических, гравиметрических определений участники экспедиции выполняли магнитные, геологические, гляциологические, метеорологические и биологические исследования. Можно сказать, что впервые в мировой практике во время Шпицбергенской экспедиции были выполнены комплексные научные исследования в высоких широтах в условиях Арктики.
В автобиографии Д. Д. Сергиевского о трудных буднях в Арктике сказано скупо: «В 1899-1900 гг. участвовал в экспедиции по градусному измерению на островах Шпицберген, с зимовкой за полярным кругом; два лета заведовал геодезической частью, зимой был начальником экспедиции; сам производил геодезические и астрономические наблюдения на зимней станции и на тригонометрических пунктах на горах по берегам залива Стур-фиорда» [1, л. 3].
В 1915 г. в Одессе была издана книга астронома Пулковской обсерватории А. С. Васильева, заместителя Д. Д. Сергиевского по экспедиции - «На Шпицберген и по Шпицбергену во время градусного измерения». В ней Васильев так описывает экспедиционную жизнь 18991900 гг.: «...во время ужасного, до невероятности тяжелого труда были перенесены лишения, налагаемые холодом, а иногда и голодом, не раз целость наблюдаемого инструмента и жизнь некоторых участников похода висели на волоске...».
По прошествии времени можно сказать, что Шпицбергенская экспедиция составила одну из самых славных страниц градусных
Зимовье русской градусной эксп на Шпицбергене. 1899-1900 г
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
Современные технологии - транспорту
1 23
измерений на Земле и потребовала от каждого её участника высоких профессиональных и личных качеств и поступков, часто граничащих с подвигом.
Все участники беспримерной экспедиции были награждены нагрудными знаками с императорским вензелем и изображением контура Шпицбергена, на котором золотыми точками были обозначены вершины триангуляционной сети и обозначены годы 1899-1901. В июле 1902 г. Д. Д. Сергиевскому предоставлено право ношения нагрудного знака в память об окончании градусного измерения на островах Шпицбергена. В сентябре 1902 г. по случаю окончания экспедиции он был награжден орденом Св. Владимира IV ст. и ему “Всемилостивейше” пожалована пожизненная пенсия 250 рублей в год.
Именем Сергиевского на Шпицбергене названы гора и перевал [8].
Д. Д. Сергиевский вернулся из экспедиции в октябре 1900 г. и уже с ноября исполнял, а с апреля 1903 г. был назначен на должность помощника начальника геодезического отделения Военнотопографического отдела Генерального штаба [9]. До 1905 г. «...главнейшие обязанности по службе состояли в редактировании и издании органа Корпуса военных топографов "Записки Военнотопографического управления"» [1, л. 3]. Всего выпущено за четыре года четыре тома записок, таблицы эфемерид для наблюдения времени по способу Цингера и осуществлен перевод книги Оттомара Фолькмера «Фотогравюра и фотогальвография».
Научные интересы подполковника Сергиевского в это время заключаются в изучении распределения силы тяжести на территории России с помощью приборов Штернека, которые стали использоваться в России с 1896 г.
Сергиевскому удалось повысить точность выполнения измерения путем учета некоторых инструментальных погрешностей на основе собственных исследований в Пулкове в 1898 г. [10] и полевых определений, которые он провел в летние месяцы 1901-1902 гг. в Петербурге, Юрьеве, Вальке, в Пскове, Новгороде, Валдае и Боровичах. Выполнил их он, судя по отзывам известных геодезистов Ф. Ф. Витрама и Н. Я. Цингера, весьма тщательно, двойными рядами наблюдений в каждом пункте. По полученным результатам им была подготовлена обстоятельная статья в «Записках».
Весной 1902 г. в комиссии Русского географического общества Дмитрий Дмитриевич сделал обстоятельный доклад по исследованию силы тяжести в Европе и в России [11]. Доклад занял 34 печатные страницы. Обработку наблюдений, выполненных Сергиевским, известные астрономы и геодезисты Н. Я. Цингер и Ф. Ф. Витрам называют «. во всех своих
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
Современные технологии - транспорту
частностях образцовой и поучительной...», выделяют «... изящный разбор вопроса о влиянии амплитуды на время качания и закона убывания амплитуд». «Обе статьи Д. Д. Сергиевского ... являются полезным и даже почти единственным руководством в нашей литературе для всесторонней подготовки других наблюдателей в определении силы тяжести посредством маятника Штернека. ... благодаря всестороннему и тонкому изучению автором этого сложного дела собственным опытом, его блистательно написанный обзор становится интересным и ценным для всякого, кто желал бы получить ясное и полное представление о всех трудностях не только абсолютных, но и относительных определений силы тяжести» [12].
В 1905 г. Дмитрию Дмитриевичу Сергиевскому за его геодезические работы на о. Шпицберген и в других местностях России, согласно отзыву Ф. Ф. Витрама и Н. Я. Цингера, присуждена малая золотая медаль Императорского русского географического общества.
С 1903 г. Д. Д. Сергиевский начинает педагогическую деятельность во многих учебных заведениях. Его знания в области геодезии были чрезвычайно разносторонними, это позволяло ему вести самые разные учебные курсы. Он преподавал космографию в 1-м кадетском корпусе; дифференциальное и интегральное исчисление - в Николаевском инженерном училище; вел практические занятия по интегрированию функций и дифференциальных уравнений с офицерами Николаевской инженерной академии; вел топографию, высшую геодезию, теорию вероятностей (изложение способа наименьших квадратов) и картографию в военно-топографическом училище.
С 1909 г. Д. Д. Сергиевский становится экстраординарным профессором по кафедре геодезии в Императорской Николаевской академии, читает геодезию на общем отделении и картографию - на геодезическом.
Он проводит практические занятия (тригонометрическая съемка дорожным теодолитом Гильдебранта, нивелирование) не только для офицеров Академии Г енерального штаба, но и в военно-топографическом училище (летние занятия по высшей геодезии, зимой - занятия по использованию инструментов).
С 1 сентября 1910 г. экстраординарный профессор Николаевской Академии полковник Сергиевский назначается экстраординарным профессором Института инженеров путей сообщения (ИИПС) с оставлением в должности экстраординарного профессора Императорской Николаевской военной академии [1, л. 19].
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
Современные технологии - транспорту
1 25
Здесь с 1911 по 1920 г. с перерывом с 1914 по 1917 г. Сергиевский возглавлял кафедру геодезии. Курс геодезии был им усовершенствован. В программу курса по геодезии, составленной Сергиевским в 1913 г., были дополнительно включены изучение новых приборов (стереокомпаратор, нивелир-теодолит) и съемок (фототеодолитная съемка), тригонометрическая триангуляция. С весны 1913 г. полковник Сергиевский назначен штатным профессором Института инженеров путей сообщения, оставаясь параллельно штатным профессором Императорской Николаевской военной академии.
В 1913 г. в ИИПС издан составленный Д. Д. Сергиевским курс «Высшая геодезия» с атласом и сборником задач по сферической тригонометрии. Курс был востребован и дважды переиздан в 1915 г., он прослужил почти 15 лет основным пособием при изучении высшей геодезии в ИИПС. В курсе рассматривались вопросы создания сетей триангуляции, базисные измерения, определение высот триангуляционных пунктов, астрономические определения широт, долгот и азимутов, картографические проекции и вопросы составления и издания карт, фототеодолитная съемка и ее применение при изысканиях железных дорог [13]. Следует отметить также составленный профессором Сергиевским и литографированный в ИИПС сборник задач по топографии с приложением компактных таблиц для разбивки железнодорожных кривых. Из этого сборника студентам задавались задачи при сдаче ими зачета. Это оригинальное учебно-методическое нововведение, безусловно, содействовало повышению уровня геодезической подготовки будущих инженеров путей сообщения.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
Современные технологии - транспорту
Учебники, изданные профессором Д. Д. Сергиевским в ИИПС (хранятся в научно-технической библиотеке ПГУПС)
Для летней геодезической практики профессор Сергиевский составил изданное Институтом в 1914 г. «Наставление» [14].
Продолжительность учебной геодезической практики была
установлена в 40 дней. Практика была им организована так же, как в Николаевской академии Г енерального штаба, а именно партиями обучающихся, которые снимали квартиры в деревнях. В те годы это были Мистолово, Менцеры и другие севернее Левашово. Положение квартир отмечалось флагами, а адрес квартиры обучаемые должны были в ближайшие сроки сообщить в Институт.
Участок местности подлежал съемке разными способами: тахеометрической, мензульной, глазомерной с барометрическим
нивелированием, съемке с нивелиром (разбивка и нивелирование магистрали с разбивкой закруглений).
Требования к выполнению работ и оформлению материалов были строгие. «Участок каждой последующей съемки выдается руководителем после окончания и поверки предыдущей съемки. Съемка, не оконченная к сроку или исполненная неудовлетворительно, лишает съемщиков права на продолжение, а потому и на зачет летней практики в этом году» [14].
Кроме технических вопросов, в наставлении освещены и некоторые вопросы организации практики. Например, съемщики собственным попечением должны были приобретать чертежные инструменты,
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
Современные технологии - транспорту
1 27
материалы, в том числе транспортиры, краски, тушь, кисти, цветные карандаши, кнопки и проч., и таблицы 4-значных (или 5-значных) логарифмов. Представляют интерес и вопросы взаимоотношений съемщиков с частными собственниками: «Съемка на земельных участках, принадлежащих частным собственникам, производится лишь с разрешения владельцев, которое испрашивается самими съемщиками», «убытки владельцев, могущие произойти вследствие производства съемки на культурных площадях, возмещаются за счет съемщиков».
В годы Первой мировой войны в 1914 г. генерал-майор (с апреля 1913 г.) Д. Д. Сергиевский исполнял обязанности правителя дел Николаевской военной академии. С октября 1914 г. по сентябрь 1917 г. был генералом для поручений, одновременно с декабря 1915 г. был начальником канцелярии при интендантстве армий Юго-Западного фронта
[9].
В 1917 г. Сергиевский вернулся к любимому делу. Был профессором геодезии Николаевской военной академии, затем профессором геодезического отделения Военно-инженерной академии, деканом отделения и одновременно заведующим кафедрой геодезии Путейского института в Петрограде. Он преподавал также на I Советских топографических курсах (в то время - военно-топографическое училище) [15].
Д. Д. Сергиевский был активным участником Русского
астрономического общества и Русского географического общества, в котором с 1918 г. был председателем отделения математической географии.
Д. Д. Сергиевский умер 4 июня 1920 г. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Скромный памятник сохранился, но в весьма плачевном состоянии. Надпись гласит: «Профессор Инст. Инж. путей Сообщ. Дмитрий Дмитриевич Сергиевский. Сконч. 4 июня 1920 г.».
Библиографический список
1. Дело № 161 канцелярии Института инженеров путей сообщения императора Александра I. “Д. Д. Сергиевский”, началось 1 сентября 1910 г., кончилось 4 августа 1919 г., на 25 листах (Архив ПГУПС).
2. Отчет Импер. русского геогр. общества за 1889 г. - СПб., 1890. - С. 30.
3. Известия Импер. русск. геогр. общества. - Т. XXVII. - 1891; СПб., 1892. -С. 201-214.
4. История развития геодезии / Г. Н. Тетерин. - Новосибирск : СГГА, 1999. -275 с. - ISBN 5-87693-037-7.
5. История военной картографии в России (XVIII - начало XX в.) / В. В. Глушков. - М. : ИДЭЛ, 2007. - 528 с. - ISBN 5-85496-088-7.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4
Современные технологии - транспорту
6. Русское градусное измерение на Шпицбергене в 1899-1901 гг. / П. И. Ефимов. -М. : Геодезиздат, 1958. - 84 с.
7. Моря советской Арктики : очерки по истории исследования / В. Ю. Визе. -М. ; Л. : Изд-во Главсевморпути, 1948. - 417 с.
8. Архипелаг Шпицберген - перекресток событий и судеб / И. А. Михайлов. -М. : Научный мир, 2004. - 222 с. - ISBN 5 -89176-256-0.
9. Военные топографы русской армии / С. В. Сергеев, Е. М. Долгов. - М.: ЗАО “СиДи-Пресс”, 2001. - 592 с. - ISBN 5-8443-0006-8.
10. Маятники Штернека и некоторые опыты с ними, произведенные в Пулкове в 1898 году / Д. Д. Сергиевский. - СПб. : Военная типография (в здании Главного штаба), 1902. - 114 с.
11. Известия Импер. Русск. геогр. общества. - Т. XXXIX. - 1903. - СПб., 1905. -С. 508-542.
12. Отчет Импер. Русского Геогр. Общества за 1905 год. Приложения. Ф. Ф. Витрам и Н. Я. Цингер «О трудах Д. Д. Сергиевского». - СПб, 1907. - C. 20-22.
13. Высшая геодезия : лекции, читанные на III семестре (с атласом чертежей) / Д. Д. Сергиевский. - 2-е. изд. - СПб. : ИИПС, 1913. - 162 с.
14. Наставление для производства летней геодезической практики в 1914 году / Д. Д. Сергиевский. - СПб. : Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I-го, 1914. - 8 с.
15. История Санкт-Петербургского высшего военно-топографического командного Краснознаменного ордена Красной Звезды училища имени генерала армии Антонова А. И. (1822-1997) / В. П. Литвиненко. - СПб. : СПВВТКУ, 1997. - 250 с.
УДК 009: 81
Г. А. Задорожная, Л. В. Мите
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В ИНСТИТУТЕ ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ЗА 100 ЛЕТ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Проводится краткий анализ преподавания иностранных языков в Институте инженеров путей сообщения им. Александра I за первые 100 лет. Показано, как менялась методика преподавания, учебные планы, требования к усвоению материала. Сделан обзор учебника английского языка, использовавшегося в Институте в конце XIX - начале XX в.
гуманитарные науки, иностранные языки, учебные планы, транскрипция, технический перевод.
Введение
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС 2009/4