Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС ТЬЮТОРСТВА В ОБЩЕМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ'

ГЕНЕЗИС ТЬЮТОРСТВА В ОБЩЕМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тьютор / тьюторство / педагогическое сопровождение / индивидуализация обучения / дети с ограниченными возможностями здоровья / ассистент-помощник / инклюзивное образование / tutoring / pedagogical support / individualization of learning / children with disabilities / assistant / inclusive education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргачёва Елена Николаевна

Статья раскрывает историю развития тьюторства в российском общем и инклюзивном образовании. В статье характеризованы основные этапы развития данной формы педагогического сопровождения, содержание и особенности в различные исторические периоды существования государства (кормильство, деятельность мастеров грамоты, старчество, гувернерство, наставническая деятельность, репетиторство, собственно тьюторство). В статье раскрывается современное значение и сущность тьюторства, показана роль тьютора в процессе обучения и сопровождения обучающихся, основные направления его деятельности. В статье также представлены роль и основные должностные обязанности тьютора в области инклюзивного образования; разграничены важные понятия «тьютор» и «ассистент-помощник».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the history of tutoring development in Russian general and inclusive education. The article characterizes the main stages in the development of this form of pedagogical support, the content and features in different historical periods of state existence (breadwinnery, activities of literacy masters, senility, governessing, mentoring activities, tutoring). The article reveals the modern meaning and essence of tutoring, shows the role of this specialist in the process of training and self-education of students, the main directions of his activities. The article also presents the main job duties of a tutor in the field of inclusive education; the important concepts of "tutor" and assistant are distinguished.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС ТЬЮТОРСТВА В ОБЩЕМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ»

является иностранным, так как существуют отличия грамматического строя этих языков, но может стать посредником при изучении других иностранных языков. Читать и понимать научную литературу можно и нужно учить, используя речевые модели и развивая техническое мышление студентов.

Литература:

1. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети / P.M. Боскис. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 е.: ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики).

2. Зайцева, Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Зайцева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

3. Камнева, В.П. Учебное пособие для обучения переводчиков русского жестового языка в профессиональных образовательных организациях и профессиональных организациях высшего образования / В.П. Камнева, О.О. Афанасьева, А.Е. Харламенков. - Москва, 2016. - 166 с.

4. Королькова, О.О. Концепция построения грамматической системы русского жестового языка (к постановке проблемы) / О.О. Королькова. - 2011. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-postroeniya-grammaticheskoy-sistemy-russkogo-zhestovogo-yazyka-k-postanovke-problemy?ysclid=ln7etfi0ig384672218 (дата обращения 21.09.2023)

Педагогика

УДК 376.3

доктор педагогических наук, профессор Моргачёва Елена Николаевна

Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ГЕНЕЗИС ТЬЮТОРСТВА В ОБЩЕМ Н ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ

Аннотация. Статья раскрывает историю развития тьюторства в российском общем и инклюзивном образовании. В статье характеризованы основные этапы развития данной формы педагогического сопровождения, содержание и особенности в различные исторические периоды существования государства (кормильство, деятельность мастеров грамоты, старчество, гувернерство, наставническая деятельность, репетиторство, собственно тьюторство). В статье раскрывается современное значение и сущность тьюторства, показана роль тьютора в процессе обучения и сопровождения обучающихся, основные направления его деятельности. В статье также представлены роль и основные должностные обязанности тьютора в области инклюзивного образования; разграничены важные понятия «тьютор» и «ассистент-помощник».

Ключевые слова: тьютор, тьюторство, педагогическое сопровождение, индивидуализация обучения, дети с ограниченными возможностями здоровья, ассистент-помощник; инклюзивное образование.

Annotation. The article reveals the history of tutoring development in Russian general and inclusive education. The article characterizes the main stages in the development of this form of pedagogical support, the content and features in different historical periods of state existence (breadwinnery, activities of literacy masters, senility, governessing, mentoring activities, tutoring). The article reveals the modern meaning and essence of tutoring, shows the role of this specialist in the process of training and self-education of students, the main directions of his activities. The article also presents the main job duties of a tutor in the field of inclusive education; the important concepts of "tutor" and assistant are distinguished.

Key words: tutoring, pedagogical support, individualization of learning, children with disabilities, assistant; inclusive education.

Введение. Рассматривая становление и развитие тьюторства в нашей стране исследователи считают, что, в отличие от европейских стран, где тьюторство возникло как одна из форм наставничества студентов в британских университетах (Оксфорде и Кембридже), в России данный феномен сложился намного раньше, чем в странах Западной Европы, и имел свою специфику - рассматривался в контексте сопроводительско-воспитательской деятельности детей, подростков, молодых людей, преимущественно из привилегированных сословий [3].

Изложение основного материала статьи. Процесс становления тьюторства охватывал несколько тысячелетий. Отечественные ученые выделяют в общей сложности от трех до семи этапов [5; 4]. Наиболее полно это представлено в исследовании Г.М. Коджаспировой, которая останавливается на четырех ключевых этапах развития данной формы наставнической деятельности [6].

Первый этап, по мнению ученого, охватывает VI-XVII столетия и имеет несколько сменяющих друг друга форм:

- «кормильство» (то есть наставническая внутрисемейная деятельность), когда дети отдавались на воспитание в семьи родственников. Помимо образования в обязанности кормильца входили воинская и управленческая подготовка ребенка;

- деятельность «мастеров грамоты» - практика, в процессе которой детей обучали грамоте, письму и счету церковные служащие, или просто грамотные люди. Сведения об этом явлении отражены в летописях XII столетия. Согласно источникам, занятия проводились с детьми всех сословий. Каждый мастер должен был обучить от восьми до десяти человек. Так как дети отличались способностями и опытом обучения, их обучали практически индивидуально, что и составляло сущность тюторской деятельности того периода. Акцент делался преимущественно на начальное образование воспитанников. В отличие от кормильства, деятельность мастера грамоты была ограниченной во времени;

- «старчество» или монастырское наставничество, суть которого заключалось в том, что молодой человек в монастыре становился послушником старца, который пытался приобщить молодого человека к богоугодному христианскому служению.

Второй этап охватывает два столетия (XVIII - начало XX в.в.). В связи с усилением влияния западноевропейской культуры, в результате петровских и елизаветинских преобразований в XVIII в. (1755 г.) в России открывается первый университет. Однако заимствование не британской, а немецкой модели (с системой факультетов и кафедр, авторитаризмом и жесткой дисциплиной, ориентацией студентов на самостоятельное овладение знаниями) не позволяет оформиться тьюторству как особой форме сопровождения молодых людей [8]. Вместе с тем, это время создания в России элитных пансионов и школ, что приводит к появлению и постепенному закреплению нового образовательного феномена -гувернерства. Гувернеры, как правило, иностранцы, становятся домашними учителями для детей преимущественно из дворянского сословия Историографы подчеркивают роль гувернеров в воспитании «царственных» особ. В частности, для воспитания внуков императрицы Екатерины II в Россию был приглашен швейцарский гувернер Фредерик Сезар де Лагарп, который обучал российского императора Александра I французскому языку, французской и античной литературе, истории, географии, началам философии и права. Считается также, что Лагарп оказал большое влияние на формирование мировоззрения будущего императора [2].

Следует отметить, что правительство старается регламентировать деятельность гувернеров- иностранцев, с тем, чтобы не допустить к работе некомпетентных педагогов. В 1757 г. принимается Высочайшее повеление, обязывающее всех

иностранных гувернеров подтвердить квалификацию (в виде аттестатов) в российских научных институтах - либо в Академии наук в Петербурге, либо в Московском университете. С 1804 г. эти требования распространились на гимназии. Термин «гувернер» официально закрепился в документах 1834 г. С этого же времени были узаконены домашнее образование и звание домашнего наставника.

К сожалению, с середины XIX в. наблюдается угасание значимости института гувернерства. Это связано с переходом на материнское воспитание ребенка в семье, а также с реформами начальной и средней школы (1864 г.), которые формально сделали доступным образование для всех социальных слоев населения.

Третий этап (1917-1990 гг. XX в.) связан со сменой общественно-экономического строя, доминирующей философии и идеологии. Государство ведет поиск новых организационных форм обучения и воспитания детей и подростков, отвергая сложившиеся дореволюционные традиции. Это выражается, в том числе, в запрещении домашнего образования и гувернерской деятельности.

И только в 80-е - 90-е гг. прошедшего столетия появляются новые формы наставнической деятельности, такие, как репетиторство и классное руководство.

Четвертый этап (1990-е гг. - начало XXI в.) обусловливает возвращение тьюторства в образование на новой методологической основе.

Во многом на это повлияла деятельность педагогов - новаторов, коренным образом изменивших представления о процессе обучения, воспитания и развития школьников (Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, С.Л. Соловейчик и др.). В научный обиход вошли понятия «развивающее обучение», «педагогика сотрудничества», «гуманная педагогика».

Возникновение собственно тьюторского движения в наше время и оформление его как педагогической практики тесно связано с именем Т.М. Ковалевой, активная деятельность которой привела к разработке и принятию стандарта профессиональной деятельности тьютора. С 2010 г. профессия утверждена официально [10].

По мнению Т.В. Ковалевой, в основе деятельности тьютора лежит принцип индивидуализации обучения (который не является синонимом ключевого положения «индивидуальное» обучение). Индивидуализация позволяет обучающемуся ориентироваться на собственные индивидуальные образовательные цели и приоритеты. При этом важнейшее значение играет самообразование. И роль тьютора заключается в оказании школьникам помощи в построении собственной уникальной образовательной программы с использованием многообразия возможностей, которые предоставляет современная образовательная среда [7].

В настоящее время тьюторское движение достаточно активно внедрено в процесс школьного и вузовского образования, однако в педагогике существует несколько мнений относительно содержательного аспекта деятельности тьютора и его профессиональных обязанностях [1], [7]. По мнению Т.М. Ковалевой, это педагог, который сопровождает выход ребенка на индивидуальную образовательную программу. П.Г. Щедровицкий и С.А Щенников утверждают, что это консультант в выборе индивидуальной образовательной программы; преподаватель особого типа, который играет роль консультанта, наставника. Организатором самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному саморазвитию считает деятельность тьютора Л. В. Бендова; в качестве наставника, члена контингента взрослых людей, осуществляющих постоянную помощь одному или нескольким обучающимся в решении вопросов организации учения (т.е. куратора) определяют роль данного специалиста С.И. Зверев. Менеджером, маркетологом, продавцом считает тьютора В.П. Зинченко. Несмотря на различия в позициях, все исследователи и педагоги-практики единодушны в одном. В зависимости от ситуации и особенностей ребенка тьютор может выступать в роли наставника, педагога - посредника, социального педагога, организатора в разных типах образовательных организаций: в элитных, в обычных общеобразовательных организациях, а также в вузах, как очно, так и в дистанционном формате.

Тьюторство активно внедряется не только в процесс сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций. Велика роль тьюторства как вида педагогической деятельности в работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 № 273 ФЗ)» закрепил права детей и подростков с ОВЗ на получение качественного образования в условиях не только специального, но и инклюзивного (включающего) обучения и гарантировал, в случае необходимости, предоставление услуг ассистента-помощника. Это отражено в статье 79. Изначально считалось, что ассистент-помощник должен оказывать различные виды помощи «особенным» детям в классе [14].

По мере развития методологии специальной педагогики и педагогики инклюзивного образования, педагогической практики включающего обучения, понятия «ассистент-помощник» и «тьютор», должностные обязанности специалистов, а также требования к уровню их подготовки были разграничены.

Ассистент-помощник оказывает техническую помощь детям и подросткам с ОВЗ (передвижение в пределах образовательной организации, фиксация позы ребенка на уроке, привлечение внимание к происходящему в классе, обеспечение доступности учебных материалов на занятиях и т.д.). Ассистент- помощник должен иметь среднее образование, и для оказания помощи «особенным» детям и подросткам ему достаточно пройти краткосрочное обучение или инструктаж. Зарубежным аналогом термина «ассистент- помощник» является пара-профессионал. С 2017 г. должностные обязанности ассистента - помощника закреплены в Профессиональном стандарте, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации [12].

В отличие от ассистента-помощника деятельность тьютора является более сложной и многообразной. В инклюзивном образовании тьютор - координатор, главный наставник и помощник ребенка, имеющего проблемы в развитии. Тьютор участвует в работе команды педагогов и специалистов при составлении индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ, проводит индивидуальную работу по развитию их познавательных и личностных интересов, создает комфортные условия для обучения, активно сотрудничает с семьей. Специалист способствует установлению дружеских и доброжелательных отношений между педагогами и детьми, снимает барьеры в общении и во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Тьютор обеспечивает координацию деятельности специалистов (психолога, логопеда, дефектолога) и педагогов образовательной организации, при необходимости - в рамках сетевого взаимодействия [9].

Тьютор работает с детьми и подростками на всех уровнях образования. Его деятельность усложняется в зависимости от возраста ребенка, его особых образовательных потребностей и их изменений. Например, на начальном этапе обучения роль тьютора связана с процессом адаптации дошкольника (школьника) к образовательной организации, с работой над развитием познавательных возможностей и личности. На уровне среднего образования это может быть помощь в подготовке к итоговой аттестации, в старшей школе - помощь в самоопределении и выборе профессии.

Должностные обязанности тьютора в области специального и инклюзивного образования представлены в Профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» приказа Министерства труда и социальной защиты [11],

[13]. Многогранность деятельности тьютора выдвигает серьезные требования к его профессиональной подготовке, которая должна быть разносторонней и реализовываться на базе высшего профессионального образования.

О востребованности профессии тьютора для специального образования свидетельствует то обстоятельство, что во многих российских университетах в настоящее время реализуются магистерские и бакалаврские программы, которые готовят специалистов данного профиля. В частности, в Москве подготовку осуществляют несколько вузов, среди них -МПГУ, МГППУ, МГПУ. С 2022 г. в институте специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, на кафедре специальной педагогики и комплексной реабилитации реализуется направление подготовки бакалавриата - Тьютор в специальном и инклюзивном образовании. Образовательная программа не имеет аналогов, и предназначена доя подготовки специалистов широкого спектра, владеющих современными педагогическими технологиями сопровождения всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде.

Выводы. Рассматривая вопросы становления тьюторства в России можно сказать, что данный феномен имеет длительную историю развития и национальную специфику. Тьюторство в нашей стране прошло несколько этапов, и окончательно оформилось в XXI столетии как в общем, так и в инклюзивном образовании. Деятельность тьютора является чрезвычайно многогранной, разнообразной и требует высокого уровня подготовки. Несмотря на определенное сходство, роли тьютора в общем и специальном образовании несколько различаются, что обусловлено целевой установкой тьютора в зависимости от возможностей обучающихся. В общем образовании это всестороннее развитие детей и подростков, раскрытие индивидуального творческого потенциала, самообразование. В инклюзивном образовании функция тьютора заключается в координации деятельности всех участников образовательного процесса по оказанию индивидуальной помощи детям и подросткам с ОВЗ в освоении программы обучения, в развитии и в адаптации обучающихся не только к условиям общеобразовательного пространства, но и к жизни в обществе.

Литература:

1. Александрова, Е.А. Теория и практика тьюторской деятельности в России / Е.А Александрова, Е.А. Андреева // Известия Саратовского университета. - 2012. - Серия Акмеология образования. Психология развития. - Вып. 2. - С. 222-231

2. Андреев, А.Ю. Император и его учитель: личные и политические аспекты взаимоотношений Александра и И.Ф. Лагарпа / А.Ю. Андреев // Филаретовский альманах. - 2012. - №8. - С. 76-91

3. Гелгафова, Л.М. Опыт тьюторского обучения в университетах Оксфорда и Кембриджа / Л.М. Гелгафова // Вестник СПбГУ. - Сер. 12.-Вып. 1.-С. 119-124

4. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - Москва: Юрайт, 2016.-219 с.

5. Трошина, C.B. Гувернерство в домашнем образовании России первой половины XIX века: дисертация... канд. пед. наук: 5.8.1 / Трошина Светлана Владимировна.-Москва, 1995.- 170 с.

6. Коджаспирова, Г.М. Возникновение и эволюция становления тьюторства в России / Г.М. Коджаспирова // Наука и Школа. -2019. - № 1.-С. 107-117

7. Ковалева, Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании / Т.М. Ковалёва // Вопросы образования. -2011. -№2,-С. 163-179

8. Мирошниченко, Н.И. Генезис высшего образования в Германии / Н.И Мирошниченко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2018. - №2. - С. 63-72

9. Педагогика инклюзивного образования: Учебник / [Н.М. Назарова и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. - Москва: Инфра, 2020.-333 с.

10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н [ред. от 31.05.2011] «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [зарегистрирован в Минюсте РФ б.окт.2010, № 18638] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/ (дата обращения: 13.09.2018)

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 янв. 2017 г. №10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 янв. 2017 г., № 45406]. // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/ (дата обращения: 22.07.23)

12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апр. 2017 г. N 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» [зарегистрирован министерством юстиции Российской Федерации 4 мая 2017 г., N46612] //КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/ (дата обращения: 27.07.23)

13. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 января 2023 г. № 53н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (документ не вступил в силу) // Консультант Плюс. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/ (дата обращения: 22.07.23)

14. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-Ф3: [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. - Москва: Омега, 2013. - 133 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.