Научная статья на тему 'Генезис танцевальной терминологии в современном танце'

Генезис танцевальной терминологии в современном танце Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3636
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ / ПОСТМОДЕРН / ДЖАЗОВЫЙ ТАНЕЦ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карпенко В.Н., Карпенко И.А.

В статье авторы рассматривают развитие современного танца, которому присущи философские взгляды, не имеющие определенных стандартов. В связи с этим, появилась необходимость танцевального языка, т.е. танцевальной терминологии в современной хореографии. Многообразные лексико-семантические отношения в терминологии хореографического искусства свидетельствуют об объективности, распространенности и пока что неизбежности таких явлений, как синонимия, многозначность, омонимия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article authors consider development of modern dance, in which the are philosophical views which don't have certain standards. In this regard, there was a need of dancing language, i.e. dancing terminology for modern choreography. The diverse lexico-semantic relations in terminology of choreographic art testify to objectivity, prevalence and meanwhile inevitability of such phenomena, as a synonymy, polysemy, homonymy.

Текст научной работы на тему «Генезис танцевальной терминологии в современном танце»

УДК 793.3

ГЕНЕЗИС ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ТАНЦЕ

В.Н. Карпенко1-*, И.А. Карпенко2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1,2)е-шаН: nikita-61@mail.ru

В статье авторы рассматривают развитие современного танца, которому присущи философские взгляды, не имеющие определенных стандартов. В связи с этим, появилась необходимость танцевального языка, т.е. танцевальной терминологии в современной хореографии. Многообразные лексико-семантические отношения в терминологии хореографического искусства свидетельствуют об объективности, распространенности и пока что неизбежности таких явлений, как синонимия, многозначность, омонимия.

Ключевые слова: танцевальная терминология, современный танец, постмодерн, джазовый

танец.

Каждому периоду времени присуща своя музыкальная культура, которая рождает новые танцевальные направления. Поэтому, каждый танец можно назвать современным. Ища новые идеи, хореографы очень часто изобретают новые движения, смешивая различные техники, стили и направления. Поэтому, современный танец является динамично развивающимся направлением в хореографии. Так как современный танец является довольно свободным и не имеющим стандартов, то он особенно ярко выражает чувства, эмоции и настроение человека. Таким образом, современный танец - это популярный танец для своего времени, отвечающий актуальным веяниям в музыке1.

В конце XIX в. - в начале XX в. в Европе и Америке появились первые формы хореографического модерна. Дословно танец модерн переводится, как современный танец. Танец модерн создавался на основе творчества какого-либо конкретного лица, в отличие от классического и джазового танцев. В танце модерн важным является попытка исполнителя создать связь между танцем и своим внутренним состоянием. Танец модерн формируется под влиянием какой-либо философии или определенного мировоззрения. Важными фигурами, стоящими у истоков данного направления являются французский педагог Франсуа Дельсарт и швейцарский педагог Эмиль Жак-Далькроз. Однако первыми начали практиковать этой стиль яркие и талантливые исполнители Айседора Дункан, Лои Фуллер, Рут Сен-Дени, Тэд Шоун.

Основательницей танца модерн по праву можно называть Лои Фуллер. Она впервые применила театральное освещение и декорации для создания фантастических эффектов. Во время своего танцевального дебюта, она предстала перед зрителями в удивительном костюме - в светящемся платье в темноте, тем самым произвела огромный фурор. Для этого эффекта она обращалась к физикам, чтобы использовать

1 Полятков С.С. Основы современного танца. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 3-4.

радий для фосфорецирования своего платья. Лои разработала свой особенный стиль танца, который позже переняла Айседора Дункан2.

Айседора Дункан разработала свободный танцевальный стиль, где использовались быстрые, естественные и выразительные движения тела. Ее стиль был пропагандой «свободного танца», воплощавший возврат к природным формам жизни, без стеснительных оков буржуазной морали, без сковывавшей тело одежды. Ее бесчисленные подражательницы, так называемые «босоножки», они получили такое название за то, что танцевали босиком. Но имея огромное количество последователей, она так и не создала свою школу.

В работах Рут Сен-Дени ощущалось влияние Востока, мистических и религиозных танцев. Благодаря Рут Сен-Дени и ее мужу Тэду Шоуну в 1915 году была открыта первая школа танца-модерн «Деишоун». Это название стало символом профессионального танца-модерн на долгие годы. Учениками этой школы были такие известные исполнители и хореографы, как Дорис Хамфри, Марта Грэхем и Чарлз Вейдман3.

Во второй половине XX века возникают новые формы хореографического искусства - танец постмодерн и современный танец. В 1960-х гг. в Нью-Йорке впервые появился танец постмодерн. Ведущими представителями танца постмодерн являются Алвин Эйли, Пол Тэйлор, Мерс Каннингхэм, Дональд Мак-Кейл, Алвин Николаи, Талли Битти, Триша Браун. Для этого направления характерны такие качества, как хаотичность, свобода и пластика, гротескность, чувственная раскрепощенность. Само по себе обращение к различным формам пластики, выходящим за пределы классического танца, дает интересные результаты.

В 1970-е годы в Европе возникает термин «contemporary dance». Режиссер и хореограф Ян Фабр, не выучивший в жизни ни одного танцевального па, стал идеологом бельгийского contemporary dance. Танцем могли заниматься представители самых разных профессий, т.к. он не имел особых требований к физическим данным исполнителя. Француз Ф. Декуфле, а за ним и Ж. Монтальво ввели в танец элементы балагана, цирка, в которых уродливая внешность артиста только приветствуется4.

США привнесли в хореографию афро-американский джазовый танец. С XVI до XIX века черных рабов везли из Африки в страны Латинской Америки и США. Попав в Америку, они начинали восстанавливать свои праздники и обычаи. Но им нужно было приспосабливаться и вместо барабанов они использовали хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами. Вместе с этим шел другой процесс. Поскольку основная часть населения США состояла из шотландских, ирландских и английских переселенцев, то их танцы были составной частью искусства и повседневной жизни. Эти танцы можно разделить на две группы: «кантри данс» и бальные танцы. В конце концов, эти два направления культуры ассимилировались.

Основными принципами джазового танца являлись: совершенная свобода движений всего тела исполнителя и отдельных частей тела как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джазовый танец - это, прежде всего, воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи, как в танце модерн. Известные джазовые танцовщики, такие как, Гас Джордан, Матт Матокс,

2

Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. / В.Ю. Никитин. М.: Изд-во «ГИТИС», 2000.

3 Там же, с. 5-6.

4

Из истории современного танца, его основные понятия и стили. [Электронный ресурс]. URL: http://www.studmed.ru/docs/document25295/content.

Луиджи, которые организовали свои школы, часто становились основоположниками нового направления. Они создали определенные системы обучения танцу, выработаны наборы движений и их сочетаний, придающие оригинальный колорит постановкам каждой джазовой школы.

К концу 60-х годов наряду с другими направлениями современной хореографии стоял джаз танец. В то время начался процесс интеграции основных школ современной хореографии. Юджин Луис, всеми известный как «Луиджи» был первым педагогом и хореографом, синтезировавшим технику классического танца и джаза. В 1966 г. Гас Джордано выпустил первый учебник, который был посвящен техники модерн-джаз танца. Постепенно интерес к модерн-джаз танцу начал возрастать, организовывались первые семинары по данному направлению. Таким образом, к началу 70-х годов возникло новое направление в современной хореографии - модерн-джаз танец5.

В 20 - х годах регтайм дал предпосылку для возникновения нового танца -чарльстон. Несмотря на зажигательный ритм, танец прижился не сразу. Многие движения чарльстона считались аморальными и развязными, но, тем не менее, он приобрел огромную популярность. В Европу чарльстон привезла Жозефина Бейкер, именно она увлекла этим танцем парижскую публику. Благодаря ей, танец приобрел популярность в Европе.

В 1926 году режиссер Эрнест Любич снял фильм «Это Париж» и вставил в него номер «Бал - маскарад», где более двух тысяч участников танцевали чарльстон. Активные движения рук и характерная работа стоп - являются основными особенностями этого танца. По исполнению он чем-то схож с бальным танцем «фокстрот». Разница только в том, что чарльстон имеет ограниченный характер передвижений, и больше всего исполняется на месте.

К 30-м годам появился еще один популярный вид танца - линди хоп - это бальный танец, построенный на подскоках. Линди-хоп - это танец-импровизация, поэтому шаги и фигуры танца заранее не определены. Главным в паре является мужчина, который задает ритм танца. Особенностью этого танцевального направления считается неповторимость и свобода движений6.

Позже под влиянием джаза он перешел в свинг, а энергичные негритянские мелодии положили начало буги-вуги. Сейчас этот танец известен под названием рок-н-ролл. Рок-н-ролл появился в 50-х годах XX века в США в качестве парного импровизированного танца. Исполняется танец поодиночке или в паре, с резкими импульсивными движениями, в быстром ритме.

Впервые американцы увидели этот танец, исполненный под музыку Билла Халей в фильме с его участием. Танец настолько понравился людям, что они стали танцевать его везде. Через небольшой отрезок времени рок-н-ролл покорил всю Европу. И спустя годы стали организовываться конкурсы по данному танцевальному стилю. В 80-х годах техника рок-н-ролл усовершенствовалась, добавились трюковые элементы, дав начало акробатическому рок-н-роллу.

В середине 70-х годов одновременно в США и Европе появляется новое танцевальное направление - диско. Этот стиль зародился в клубах Нью-Йорка, сразу распространился по Европе, и пришел в Россию сразу с двух сторон - с Европы и Индии, где бы снят фильм «Танцор диско». Стиль диско произошел из двух

5 Модерн-джаз танец. [Электронный ресурс]. - URL: http://absolutmir.ru/may-be-dance-meibi-

dans.

6 Интересное о танцах. [Электронный ресурс]. - URL: http://obrmos.ru/do_dance_obzor.html.

направлений: соул и фанк. Главные особенности «диско» - это очень быстрый темп, простота и доступность движений, возможность импровизации и спецэффекты (вращающиеся шары, стробоскопы, зеркальные мигалки и т.д.)

Появление новых музыкальных направлений влекло за собой рождение различных танцевальных стилей. В конце 80-х - начале 90-х годов с появлением видео обретает популярность творчество Майкла Джексона, которое стал тогда королем поп-музыки и танца, в связи с этим появился новый вид исполнения - «а ля Джексон» .

А популярность латиноамериканских танцев внесла в массовую культуру такие танцевальные стили, как ламбада и макарена.

Термин «ламбада» берет начало в Португалии и дословно означает «соприкасаться». Но в Бразилии этим словом называли любую понравившуюся музыку - хит, шлягер. Основу ламбады составляют танцы индейцев Амазонии -форро, каримбо и матчиш. Ламбада имеет чувственный характер, строится на вращательных движениях бедрами и покачиваниями юбкой.

Сам танец «Ламбада» возник в бразильском штате Пара. В середине 80-х годов французский продюсер Оливье Ламота посетил местный карнавал, после чего создал чернокожую музыкальную группу «Каома». Для создания песни он использовал боливийскую музыку и текст, за что потом осужден за нарушение авторских прав. После этого он отказался от текста песни и создал свою инструментальную версию.

Песня «Макарена» была написана в 1996 году и достаточно быстро распространилась по всему миру. Позже к песне присоединились несложные движения. В танце задействованы ноги, руки и голова. Но основные движения приходятся на руки: их можно выставлять вперед, поднимать, опускать, поворачивать ладонями вверх и обратно, обнимать себя за плечи, закидывать за голову и т.д.

Позже в 1962 г. в Южном Бронксе началась история брейк данса. Танец, похожий на брейк, имел популярность еще во времена рабовладения. В Новом Орлеане он назывался Kongo square dance (Kongo square - это площадь, на которой собирались рабы состязаться в искусстве танца). Основателем брейка считается DJ Cool Herk, привезший с Ямайки лучшие традиции уличных танцев. В 1969 г. он ввел в обиход термин В-Воу (от сокр. «break boy» - парень, танцующий брейк). В этот же отрезок времени DJ Африка Бамбаата придумал термин «Hip-hop» для обозначения целой молодежной культуры. «Hip-hop» включал в себя не только танец, но и искусство читки текста под музыку и граффити8.

Более ста лет развивается современный танец различных стилей, манер и направлений. Профессиональное изучение современного танцевального искусства требовало возникновения терминологии. Так как, современный танец берет свое начало в Америке, то термины, использующиеся в преподавании современного танца, являются англоязычными.

Но большинство терминов современных направлений хореографии заимствованы из классического танца, но следует знать, что эти движения в большинстве случаев видоизменяются. В особенности это касается выворотного и параллельного положения. В связи с этим терминология классического балета дается либо без изменений, либо происходит наложение английской и французской терминологии, например, battement tendu или brack, temps leve аналогичен hop, kick

7

Современная хореография. [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.fitness4you.ua/ru/catalogs/tree-7056/.

8

Полятков С.С. Основы современного танца. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 35-36.

соответствует grand battement developpe и другие. Именно поэтому важно использовать движение в зависимости от конкретного упражнения.

В современном танце мы используем термины, заимствованные из классического балета, такие как: allonge, arrondi, arabesque, assemble, attitude, battement developpe, battement fondu (в модерн-джаз танце используется также форма fondu из урока народно-сценического танца), battement frappe, battement releve lent, battement tendu jete, coupe, ecarte, emboite, en dedans, en dehors, epaulment, degage, plie, demi-rond, flik, fouette, glissade, grand battement, grand jete, pas balance, par chasse, par de bourree, pas de chat, passe, pique,pirouette, releve, renverse, rond de jambe, saute, sisson ouverte, soutenu en tournant, tombe, tour chanes (в модерн-джаз танце могут исполняться на полной стопе и в demi-plie) и т. д.9.

В названиях некоторых терминов, также как и в классическом танце, имеют место названия частей тела: jazz hand (с англ. «hand» - рука) - положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны; hip lift (с англ. «hip» - бедро; «lift» - поднимать) - подъем бедра вверх; low back (с англ. «low back» - поясница) -округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.

Большинство терминов образовывались на фоне сравнения: arch (с англ. «арка») - прогиб торса назад, напоминает арку; frog-position (с англ. «frog» - лягушка) - дословно «позиция лягушки», исполняется сидя, ноги согнутые в коленях и касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны; jack-knife (с англ. «карманный нож») - и действительно, данное положение выглядит как открытый карманный ножик; корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.

Bruch (с англ. «щетка») - скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию; corkscrew turn (с англ. «corkscrew» - штопор, «turn» - поворот) - повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения. Является аналогом классического tire-bouchon.

Jerk - position (с англ. «jerk» - рывок, резкое движение) - но в данном случае термин имеет такое название совсем не из-за резкого движения, такой же термин присутствует в тяжелой атлетике, положение рук тяжелоатлета и танцора одинаковы; позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу. Square (с англ. «квадрат») -исполняется в виде четырех шагов по квадрату: вперед-в сторону-назад-в сторону10.

Но большая часть терминов исходит исключительно из методики исполнения движения: deep body bend (с англ. «глубокий изгиб тела») - наклон торсом вперед ниже 90o, сохраняя прямую линию торса и рук; bounce (с англ. «упругий») -покачивание вверх-вниз, происходит либо за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса. Данный термин используется в терминологии бального танца.

Contraction (с англ. «сжатие, сужение») - уменьшение объема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно охватывая весь позвоночник, это движение исполняется на выдохе; deep contraction (с англ. «deep» -

9

Блок Л. Д. Классический танец: История и современность. М.: Искусство, 1987.

10Современная хореография. [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.fitness4you.ua/ru/catalogs/tree-7056/

глубокий) - сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют дополнительно руки, ноги и голова11.

Curve (с англ. «изгиб, кривая, дуга») - изгиб грудного отдела позвоночника вперед или в сторону; drop (с англ. «падать») - падение расслабленного тела вперед и в сторону; flat step (с англ. «flat» - прямой, «step» - шаг) - шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол; flex (с англ. «перегиб, изогнуть») - сокращенная кисть, колени или стопа; high release (с англ. «высокое расширение») - подъем грудной клетки с небольшим перегибом назад; jump (с англ. «прыжок») - прыжок на двух ногах; kick (с англ. «давать пинок, лягать») - бросок ноги вперед или в сторону через вынимание приемом developpe; lay out (с англ. «раскладывать») - положение, при котором, открытая на 90°, нога и торс составляют одну прямую линию.

Side stretch (с англ. «боковое растяжение») - наклон тела вправо или влево; step ball change (с англ. «изменять шаг») - шаг в сторону или вперед и два переступания на полупальцах; swing (с англ. «качание») - раскачивание любой частью тела; thrust (с англ. «толчок») - толчок грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или назад; titl (с англ. «наклон») - поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, а «рабочая» нога может быть открыта в противоположном направлении12.

Также существуют термины, полностью совпадающие с терминами других видов деятельности человека. Например, в современной хореографии «body poll» -это группа наклонов корпуса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «body waves» - волна). Словосочетание «body poll» также используется в технике, обозначая «крен кузова» -это наклон кузова автомобиля при прохождении поворота на скорости под действием центробежной силы или моментом реактивной силы.

С легкостью можно сказать, что появление новых современных танцевальных направлений неизбежно. В последнее время можно увидеть большое количество миксованных постановок. Сейчас в обиход плотно вошел термин «эстрадный танец», который включает в себя стилизацию народных танцев, деми-классику, степ, спортивные танцы, модерн-джаз танцы и т.д. И каждое из этих направлений имеет свою историю, лексику и терминологию. Так как профессиональные хореографы владеют большим количеством техник, то смесь лексики и терминологии неминуем, а это говорит о том, что в будущем мы будем наблюдать расширение терминологической системы современных танцевальных направлений.

Вывод. Знания о танце, как и о любом виде искусства, передавались из поколения в поколение. Вначале движения, мимика, жесты соединялись воедино, а потом все это подвергалось тщательной обработке на протяжении многих веков. Так как, возникновение танца связано, прежде всего, с трудовой деятельностью человека и с его видением окружающего мира.

Появление новых танцевальных направлений и совершенствование танцевальной техники, стало отправной точкой создания системы записи танца, а позже формирования специальной терминологии. Сейчас танцевальная терминология - это открытая, активно развивающаяся система наименований танцев, танцевальных движений, фигур, позиций. Для нее характерны лексико-семантические взаимосвязи с

11 Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: учеб. пособ. для студ. средн. проф. образ. /

Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.

12

Из истории современного танца, его основные понятия и стили. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.studmed.ru/docs/document25295/content.

общелитературным языком и другими терминологиями. Большое значение для решения общей проблемы термина имеет изучение ассоциативных отношений в лексике и установление специфики хореографической терминологии как отдельного вида искусства.

Список литературы

1. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность / Л.Д. Блок. - М.: Искусство, 1987. - 556 с.

2. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. / В.Ю. Никитин. - М.: ГИТИС, 2000. - 440 с.

3. Полятков С.С. Основы современного танца /С.С. Полятков. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. -42 с.

4. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: учеб. пособ. для студ. средн. проф. образ. / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004. - 254 с.

5. Из истории современного танца, его основные понятия и стили. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.studmed.ru/docs/document25295/content - (Дата обращения: 01.09.2016).

6. Интересное о танцах. [Электронный ресурс]. - URL: http://obrmos.ru/do_dance_obzor.html - (Дата обращения: 26.08.2016).

7. Модерн-джаз танец. [Электронный ресурс]. - URL: http://absolutmir.ru/may-be-dance-meibi-dans -(Дата обращения: 23.08.2016).

8. Современная хореография. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fitness4you.ua/ru/catalogs/tree-7056/ - (Дата обращения: 03.09.2016).

GENESIS DANCE TERMINOLOGY IN CONTEMPORARY DANCE

V.N. Karpenko1), I.A. Karpenko2)

1,2)Belgorod state university of arts and culture

1 2)

' )e-mail: nikita-61@mail.ru

In article authors consider development of modern dance, in which the are philosophical views which don't have certain standards. In this regard, there was a need of dancing language, i.e. dancing terminology for modern choreography. The diverse lexico-semantic relations in terminology of choreographic art testify to objectivity, prevalence and meanwhile inevitability of such phenomena, as a synonymy, polysemy, homonymy.

Keywords: dancing terminology, modern dance, and postmodern, jazz dance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.