Научная статья на тему 'Народная, элитарная и массовая культуры: сущность, характер, соотношения и влияние на развитие театра танца'

Народная, элитарная и массовая культуры: сущность, характер, соотношения и влияние на развитие театра танца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13140
717
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВ / СУБЪЕКТ / ЖАНР / ТЕАТР ТАНЦА / DANCE / CULTURE / NATIONAL CULTURE / ELITE CULTURE / MASS CULTURE / THE PERSON / COLLECTIVE / THE SUBJECT / GENRE / DANCE THEATRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филиппова Вероника Александровна

Рассматриваются народная, элитарная и массовая танцевальные культуры, их сущность, специфические особенности, субъекты деятельности, а также характер соотношения и влияние на развитие театра танца. Теоретическая разработка темы опирается на практические примеры проявления каждого из рассматриваемых видов танцевальной культуры современной художественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National, elite and mass culture: essence, character, parities and influences on the dance theatre development

The article considers national elite and mass dancing cultures, their essence, specific features, subjects of activity, and also character of a parity and influence on the dance theatre development. Theoretical working out of a theme leans against practical examples of display of each of considered kinds of dancing culture of the modern art life.

Текст научной работы на тему «Народная, элитарная и массовая культуры: сущность, характер, соотношения и влияние на развитие театра танца»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 008:316.33/35

В.А. Филиппова НАРОДНАЯ, ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕР, СООТНОШЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТЕАТРА ТАНЦА

Рассматриваются народная, элитарная и массовая танцевальные культуры, их сущность, специфические особенности, субъекты деятельности, а также характер соотношения и влияние на развитие театра танца. Теоретическая разработка темы опирается на практические примеры проявления каждого из рассматриваемых видов танцевальной культуры современной художественной жизни.

Танец, культура, народная культура, элитарная культура, массовая культура, личность, коллектив, субъект, жанр, театр танца.

V.A. Filippova

NATIONAL, ELITE AND MASS CULTURE: ESSENCE, CHARACTER, PARITIES AND INFLUENCES ON THE DANCE THEATRE DEVELOPMENT

The article considers national elite and mass dancing cultures, their essence, specific features, subjects of activity, and also character of a parity and influence on the dance theatre development. Theoretical working out of a theme leans against practical examples of display of each of considered kinds of dancing culture of the modern art life.

Dance, culture, national culture, elite culture, mass culture, the person, collective, the subject, genre, dance theatre.

В последнее время вопрос деления культуры на народную, элитарную и массовую постоянно находится в поле актуального культурологического дискурса. Исследования танцевальной культуры в таком направлении позволяют оценить перспективы развития театра танца на современном этапе.

Исходя из социальной типологии культуры, танцевальную культуру можно разделить на народную, элитарную и массовую.

Народная танцевальная культура - это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Специфической особенностью народной танцевальной культуры является опора на традицию и настроенность на воспроизведение принятых образцов в

непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционно-организационные формы. Ее субъектом является народ

- коллективная личность, имеющая единую систему ценностей и единую для всех «жизненную программу поведения» и в соответствии с этим свою танцевальную культуру [1].

Индивидуальное начало в народной культуре не выражено, здесь личность не выделена из коллектива - отсюда и анонимность, безличность, отсутствие именного авторства.

Народная культура - это культура того или иного этноса, отличающаяся традиционностью, коллективностью, консервативностью. В ней предельно концентрированно отражается психология нации. Суть и роль народа в культуре может быть рационально понятна с позиций его сопричастности к человекотворческой деятельности. Показательным в этом плане может являться развитие народного танца, где уже в названии танцевального направления присутствует субъект культурного творчества

- народ. Именно народ, как динамичная, не имеющая формализованных признаков общность людей выступает творцом народного танца. Рассмотрим в качестве примера танцы Древней Руси.

Уже на раннем этапе язычества в период становления восточных славянских племен (1У-У11 века н.э.) существовали народные игрища-сходбища, где встречались племя, род или несколько племен или родов. Обожествляя Солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих существ - богов и духов. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясками, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями. Игрища были приурочены к календарным языческим праздникам. Среди участников обрядов, игрищ постепенно выделялись люди, лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах, знатоки шуток, поговорок, присказок -появились мастера-исполнители. В народе их называли «плясец», «плясальщик», «плясуха», «игрец», «ваган», «ломака», «дудочник». Так появились родоначальники будущих славянских скоморохов. Скоморохи сыграли большую роль в развитии, совершенствовании русского народного танца. По сути дела, они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.

Танец был неотъемлемой частью жизни русского народа. Без него не обходились ни один праздник, ни одно важное событие в жизни человека. Именно народ творил танцы, передавал из поколения в поколение традиции, обычаи, лексику русских танцев. Пока будет жить русский народ, будет жить и танец, выражающий дух народа, его душу.

Население не рождается, а становится народом в совместной исторической судьбе

- практике выработки и обогащения единых ценностей и смыслов. Народная культура имеет всегда глубокие исторические корни и мало подвергается изменениям. Она являет собой кладезь народной мудрости, близка к фольклорным традициям.

Наверное, можно сказать, что пока будет жив человек, будет жить и народный танец. Не случайно народный танец выжил в трудные годы перемен, а сейчас получает новый импульс для своего развития.

Исследователь народной культуры Н.Г. Михайлова [2] отмечает, что в настоящее время основной чертой народной культуры являются ее непрофессиональный статус и неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе которых лежит свободное владение традицией. Мы не совсем согласны с этой точкой зрения. По нашему мнению, именно в

сочетании непрофессиональных коллективов народного танца и профессиональных театров народного танца, опирающихся на фольклорные традиции народов, заложен путь дальнейшего развития этого направления танца.

В настоящее время по всей стране проводятся фестивали народного танца. Так, например, в этом году состоялся очередной Всероссийский фестиваль народного танца «Уральский перепляс» в Челябинске, который собрал ансамбли народного танца со всей России, определив для участников пять соревновательных номинаций. Главная задача таких конкурсов - сохранение традиций народного танца и толчок к творческому росту коллективов. Кроме ансамблей народного танца существуют театры народного танца.

Совсем недавно на сцене концертного зала им. Чайковского хореографом Владимиром Захаровым и коллективом Академического театра танца «Гжель» был показан новый спектакль «России светлая душа». Это хореографическое полотно, состоящее, как домотканое русское одеяло, из разных лоскутков - номеров, объединенных одной сверхъидеей, четко выраженной в названии. При театре создано хореографическое училище, где, кроме классики, большое внимание уделяется и народному танцу.

Народные танцы востребованы зрителями. Поэтому мы не согласны с А.В. Костиной, которая, ссылаясь на точку зрения ряда культурологов, высказывает мнение, что в современном обществе в соответствии с социокультурными изменениями, народная культура естественным образом утрачивает свое значение, ее формы, приемы и механизмы функционирования имитирует массовая культура, выступающая своеобразным «постиндустриальным фольклором» [3].

В современном обществе в соответствии с социокультурными изменениями народная культура естественным образом утрачивает свое значение. Наступает время массовой культуры. Между тем, рассматривая данный вопрос, часть исследователей (Г.К. Ашин [4], В.П. Шестаков [5]) склоняются к выводу о том, что «подлинно народная культура не имеет ничего общего с «массовой культурой», напротив, эта последняя по своему содержанию и социальным функциям враждебна подлинно народной культуре» [5].

В пользу такого заключения можно привести следующие аргументы: во-первых, народная и массовая культуры имеют принципиальные различия в отношении к традиции. Это выражается в том, что одна имеет «древние корни, уходящие в глубь веков» и отражает мечты, обычаи, склад характера того или иного народа на протяжении длительного времени, а другая меняет вкусы и идеалы с «головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды». Во-вторых, народная культура всегда носит национальный характер, тогда как массовая - «космополитична», рассчитана на любые национальные характеры и вкусы. В-третьих, массовая культура, в отличие от народной, псевдореалистична, основывается на мифах, иллюзиях, вымыслах и призывает не к познанию жизни, а бегству от нее.

Массовая культура выступает как особый способ освоения действительности и адаптации к ней, возникающий на стадии формирования массового индустриального общества.

Массовая культура имеет следующие особенности:

- демонстративная демократичность, о которой беспрерывно трубят средства массовой информации и реклама;

- направленность на человека массы, который представляет собой

недифференцированного субъекта с невыраженным личностным началом;

- высокая гибкость и исключительно высокая приспособляемость к потребностям человека массы;

- способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур, в том числе элитарной культуры, так, чтобы они превращались в предметы массового потребления;

- коммерческий характер, когда прибыль ставится во главу угла всего массового производства;

- использование клише при создании ее артефактов;

- использование средств массовой информации как главного канала распространения и потребления ее ценностей.

Носителем ценностей массовой культуры является массовый человек со стертым индивидуальным началом, массовая аудитория - это коллектив без личности, выступающий как продукт массового общества, пришедшего на смену гражданскому, как продукт урбанизации и индустриализации, это коллектив, все единицы которого атомизированы, разобщены, это «толпа одиноких». Отсюда - и специфика вхождения в данную культуру. Если характер приобщения к элитарной культуре всегда индивидуальный, а к народной - коллективный, то в массовой культуре приобщение к ее ценностям осуществляется на уровне безличного коллектива, все индивиды которого атомизированы и связаны внеиндивидуальной, внешней связью. Это может быть рационально организованный коллектив, но это коллектив без личности, связи в котором

- пусть и высокорационализированные - задаются не личными отношениями, а навязываются со стороны.

Субъектом массовой культуры выступает особая профессиональная группа, создающая артефакты в соответствии с законами социальной психологии и рыночных отношений, носителем же ее ценностей является человек массы - недифференцированный субъект с невыраженным личностным началом, особенностями которого являются некритичность восприятия и оценок, управляемость, духовная инфантильность.

Между тем «массовый человек» может являться представителем всех социальных слоев вне зависимости от положения в экономической, политической, интеллектуальной иерархии, и именно это обстоятельство позволяет рассматривать массовую культуру в качестве феномена, обладающего признаками всеобщности. Эта всеобщность имеет качественный, а отнюдь не количественный характер, так как атрибутивной характеристикой массовой культуры являются не число носителей ее ценностей, а совершенно особые качества:

- исключительно высокая степень адаптивности;

- производство определенного типа сознания - пассивного и нетворческого;

- ориентация на вкусы и потребности «среднего человека»;

- использование средств массовой коммуникации как главного канала распространения и потребления ее ценностей.

Именно изменения в механизмах трансляции культурных ценностей, в механизмах социальной адаптации, социальной рекреации и социальной идентификации и привели к широкому распространению массовой культуры в современном обществе.

Когда мы ведем речь о массовой танцевальной культуре, то в первую очередь имеем в виду танцевальные жанры развлекательного характера - это музыкальный театр, водевиль, оперетта, бурлеск и, конечно же, мюзикл. В последние время мюзикл обрел новую силу и мощь. Мюзикл стал особым сценическим жанром, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства.

Мюзикл - это шоу (то есть спектакль или фильм), в котором преобладающая роль музыки как выразительного средства сочетается с яркой и интересной драматургией, вокалом, хореографией и пластикой при высоком актерском мастерстве исполнителей. Мюзикл открыл миру и новых композиторов, имена которых сегодня хорошо известны. Это Дж. Гершвин и Р. Роджерс, Л. Бернстайн и Э. Ллойд Уэббер, Дж. Герман и другие. Поскольку в мюзикле большое значение имеет танец, хореограф зачастую оказывается равноправным соавтором постановки. В 50-60-е годы с появлением молодых талантливых балетмейстеров Гоуэра Чемпиона, Майкла Кидда, Боба Фосса, Герберта Росса и других, развернутое хореографическое действие стало художественной основой спектакля, а танец

- средством выражения психологического мира героев спектакля, мотивацией их поступков, средством создания художественной атмосферы. В основе либретто мюзиклов часто лежат литературные произведения абсолютно драматического характера таких известных писателей, как В. Шекспир, М. Сервантес, Ч. Диккенс, Б. Шоу, Т. С. Элиот, Д. Хейуард и другие. Причем следует отметить, что в настоящее время обычно такие мюзиклы оказываются самыми популярными.

Такие мюзиклы, как «Кошки», «Вестсайдская история», «Иисус Христос -Суперзвезда», «Призрак Оперы» и другие стали классикой музыкального театра и известны всему миру.

Говоря о массовой танцевальной культуре, не следует забывать череду бытовых танцев, которые на протяжении всего XX века сменяли друг друга: чарльстон, линди хоп, свинг, бугги-вугги, джайв, рок-н-ролл, диско, степ, твист, шейк, бит, брейк, хип-хоп и др. Популярность танцев складывалась не только из популярности музыки, этому способствовало и развитие кинематографа. Естественно, что танцы, которые появлялись на экране, становились модными. Кинематограф сыграл огромную роль в популяризации танца.

Нельзя также не вспомнить о периодически возникающем феномене популярности латиноамериканских танцев. Еще свеж в памяти бум, вызванный ламбадой, а потом макареной.

Сейчас в моде восточные танцы, танцы живота, фламенко, брейк, хип-хоп и др. В ответ на возникающую потребность открывается масса школ для обучения всех желающих основам этих танцев.

Элитарная культура - это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре не по характеру социального содержания, не по особенностям отображения действительности, а по типу воздействия на воспринимающее сознание, для того, чтобы сформировать его готовым к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры как высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.

Необходимо подчеркнуть, что исторически элитарная культура возникает именно как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет при сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована Х. Ортега-и-Гассетом.

У Ортега-и-Гассета элита - это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым «органом восприятия». Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. Именно к ней должен обращаться своими произведениями художник. Новое искусство и должно содействовать тому, чтобы «лучшие» познавали самих себя и учились быть в меньшинстве и сражаться с большинством.

Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы.

Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства», или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западно-европейской художественной культуры. Таким направлением в России стало объединение «Мир искусства» (Х1Х-ХХ вв.). Лидерами «мирискусников» стали С.П. Дягилев и А.Н. Бенуа. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности (идеи творца). На путь реформ в танцевальном искусстве встал М.М. Фокин. Он ввел в балет круг идей и образов, характерных для искусства этого времени, и в частности для эстетических принципов «Мира искусства». Его балеты «Павильон Армиды» на музыку Н.Н. Черепнина (1907), «Шопениана» на музыку

Ф. Шопена (1908), «Карнавал» на музыку Р. Шумана (1910) стилистически и

драматически были близки художникам «Мира искусства», с которыми он сотрудничал. Одноактные балеты Фокина перекликались с современной поэзией, исканиями театральной режиссуры, были драматически завершенными и цельными, на смену каноническим танцевальным композициям (па-де-де, гран па) пришла новая хореография: динамичная танцевальная пантомима, танец, проникнутый мимической выразительностью.

На рубеже XIX и XX вв. русский балет определился как один из наиболее развитых видов национальной культуры, оказавший большое влияние на развитие мировой хореографии. Особенно большой вклад в этот процесс внесла организация «Русских сезонов» С.П. Дягилевым. Они проводились в Париже и Лондоне, начиная с 1909 года. В настоящее время балет является всемирно признанной классикой хореографического искусства.

Культурологи рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:

- сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;

- способностью формировать сознание, готовое к активной, преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;

- способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;

- наличием ограниченного круга ценностей, признаваемыми истинными и «высокими»;

- жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;

- индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного общества, становящихся тем самым уникальными;

- созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;

- использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «отстраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл -домысливанием и переосмысливанием данности;

- смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре [6].

Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории.

Элитарной культуре свойственны элитарно-авангардная направленность, тяготение к эксперименту в области формы, сложность, неординарность, эпатаж. Все эти качества делают в определенный период времени элитарную культуру понятной преимущественно для избранных. Но проблема ее недоступности - это проблема временная.

В начале XX в. возник танец модерн, как техника, противопоставляемая классическому балету. При исследовании истории этого направления можно заметить, что

танец модерн возник, как авторский танец. Он не связан ни с фольклорным, ни с бытовым танцем, он - «сам по себе». И «пионеры» танца модерн - Айседора Дункан, Марта, Грэхем, Дорис Хэмфри, Тед Щоун, Хелен Тамарис, Ханья Хольм - были создателями индивидуального стиля выражения своих мыслей и чувств с помощью движения. В дальнейшем каждый из этих хореографов создал свою собственную школу и технику. Танец модерн был ярким примером элитарной культуры, но прошли годы, он превратился в часть культуры традиционной, его стали почитать, как классический образец.

Элита пополняется достойными выходцами из различных социальных слоев. Это своего рода сливки общества. Именно натуры одаренные и неординарные способны создавать элитарную культуру.

Духовным «отцом» хореографического авангарда, несомненно, был Мерс Каннингем. Он был одним из тех, кто пошел своей дорогой и основал собственную школу танца. Его спектакли поражали неожиданным подходом к движению. Каннингем рассматривал спектакль как союз независимо созданных, самостоятельных элементов. Тесно сотрудничая всю свою творческую жизнь с композитором Джоном Кейджем, он перенес многие идеи этого композитора в свои спектакли.

Новое понимание взаимоотношения движения и пространства, движения и музыки дало толчок к созданию спектаклей, которые открыли дорогу хореографическому авангарду. М. Каннингем считал, что любое движение может быть танцевальным, а композиция танца строится по законам случайности. Основная задача балетмейстера -создание сиюминутной хореографии, где каждый исполнитель имеет свой ритм и свое движение. Так же, как М. Грэхем и Д. Хамфри, М. Каннингем создал свою технику и школу танца. Еще несколько имен представителей авангарда так называемого «постмодерна»: Пол Тейлор, Алвин Николаис, Триша Браун, Меридит Монк и многие другие, каждый из которых имеет свое собственное видение мира, свою философию и свой подход к движению и спектаклю.

Элитарная и массовая культуры взаимообусловлены, взаимосвязаны и нерасторжимы в едином поле современной танцевальной культуры.

Таким образом, часть культурологов при рассмотрении социальных аспектов современной культуры рассматривают только элитарную и массовую культуры, упуская из виду народную. Другие авторы считают, что народная культура на современном этапе эволюционирует в массовую. В отношении танцевальной культуры мы считаем это утверждение в корне неверным. Если рассматривать мировую танцевальную культуру, то мы увидим, что прекрасно сосуществуют вместе

- народный (национальный, этнический) театр танца;

- театры оперы и балета, в репертуаре которых присутствуют, как правило, и классические произведения, неоклассика и спектакли современных авторов;

- музыкальный театр и мюзикл, шоу, ревю, мюзик-холл;

- авангардистский танцтеатр.

ЛИТЕРАТУРА

1. Межуев В.М. Философия культуры: Эпоха классики: курс лекций /

В.М. Межуев; 2-е изд. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2003. 200 с.

2. Балдина Л.Д. Народная культура в современных условиях: учеб. пособие / О.Д. Балдина, Э.В. Быкова, Е.Э. Гавриляченко; отв. ред. Н.Г. Михайлова. М.: Рос. ин-т культурологии, 2000. 219 с.

3. Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина; 2-е изд., стереотип. М.: КНОРУС, 2008. 320 с.

4. Ашин Г.К. Эволюция понятия «масса» в концепциях «массового общества» / Г.К. Ашин // «Массовая культура»: иллюзии и действительность. М.: Искусство, 1975. С. 3031.

5. Шестаков В.П. Теория и практика массовой культуры / В.П. Шестаков // История эстетической мысли: в 6 т. Т. 5. Буржуазная эстетика XX века. М.: АСТ, 1990. С. 621-635.

6. Кондаков И.В. Элитарная культура / И.В. Кондаков // Культурология. XX век: энциклопедия: в 2 т. СПб.: Питер, 1998. Т. 2. С. 387.

Филиппова Вероника Александровна - Filippova Veronika Aleksandrovna -

соискатель кафедры «Культурология» Post-graduate Student of the Department

Саратовского государственного of «Cultural Studies»

технического университета of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 10.09.09, принята к опубликованию 25.03.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.