Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАК НАУЧНОЙ ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ'

ГЕНЕЗИС СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАК НАУЧНОЙ ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT / MANAGEMENT STRATEGY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ECONOMIC ANALYSIS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ECONOMIC SUSTAINABILITY / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STRATEGIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербович Я.В.

В статье рассматриваются актуальные проблемы стратегического анализа как нового направления экономического анализа. Автор показывает, что стратегический анализ является надежной информационной основой для разработки финансовой, экономической, сбытовой, производственной, инвестиционной, социальной стратегий, выступающих основными составляющими генеральной стратегии развития бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF STRATEGIC ANALYSIS AS A SCIENTIFIC FIELD OF ECONOMIC KNOWLEDGE

The article deals with topical issues of strategic analysis as a new direction of economic analysis. The author shows that strategic analysis is a reliable information base for the development of financial, economic, marketing, production, investment, social policies, are the main components of the general business development strategy.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАК НАУЧНОЙ ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ»

Adyghe State University in g.Belorechenske Krasnodar Territory. Russia, Belorechensk

УДК 330.3 4.01

ЩЕРБОВИЧ Я.В. ГЕНЕЗИС СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАК НАУЧНОЙ ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Ключевые слова: стратегия управления, менеджмент, экономический анализ, экономическая устойчивость, стратегический анализ

В статье рассматриваются актуальные проблемы стратегического анализа как нового направления экономического анализа. Автор показывает, что стратегический анализ является надежной информационной основой для разработки финансовой, экономической, сбытовой, производственной, инвестиционной, социальной стратегий, выступающих основными составляющими генеральной стратегии развития бизнеса.

SCHERBOVICH, Y.V. GENESIS OF STRATEGIC ANALYSIS AS A SCIENTIFIC FIELD OF

ECONOMIC KNOWLEDGE

Keywords: management strategy, management, economic analysis, economic sustainability, strategic analysis

The article deals with topical issues of strategic analysis as a new direction of economic analysis. The author shows that strategic analysis is a reliable information base for the development of financial, economic, marketing, production, investment, social policies, are the main components of the general business development strategy.

В современных условиях ведения бизнеса любая организация нуждается в создании эффективной системы управления финансовой и экономической устойчивостью, важнейшей составляющей которой является информационно-аналитическое обеспечение, на основе которого формируется представление менеджмента компании и ее внешнего окружения о сложившемся уровне результативности деятельности, а также разрабатывается стратегия управления бизнесом в перспективе.

Получить целостную картину о финансовой и экономической сторонах деятельности коммерческой организации позволяет использование научно обоснованных методов и методик экономического анализа.

Теоретические основы науки экономического анализа достаточно полно излагаются в трудах классиков экономического анализа - Барнгольц С.Б., Баканова М.И., Мельник М.В., Шеремета А.Д. «Экономический анализ -специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них - практическая потребность... Второе условие связано с развитием самой науки в целом и ее отдельных отраслей. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук» [1].

Экономический анализ, являясь управленческой функцией, осуществляемой в тесной взаимосвязи с совокупностью с другими управленческими функциями в процессе хозяйственной деятельности организации, способствует достижению целей предпринимательства: наращению прибыли, укреплению финансовой устойчивости организации, росту ее рыночной стоимости, удовлетворению финансовых и иных интересов главных субъектов бизнеса - его собственников. Рассматривая место экономического анализа в системе управления организацией, его связи с функциями планирования, организации, координации, стимулирования, контроля М.И. Баканов пишет: «Даже перечень отдельных функций и принципов управления определяет значение и место экономического анализа в управленческом процессе..Экономический анализ является одним из важных слагаемых научно обоснованного планирования, регулирования и управления» [1].

О месте экономического анализа как науки и как практики, А.Д. Шеремет пишет: «Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности организаций (предприятий). Экономический анализ как практика есть вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации» [2].

Определяя предмет экономического анализа, несомненно, следует положиться на мнение одного из основоположников современного экономического анализа - М.И.Баканова, который пишет, что: «Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации» [1].

Объективные экономические условия развития рыночных отношений требуют пересмотра ряда теоретических и методологически подходов, традиционно рассматриваемых как научную основу современного экономического анализа. Реформирование бухгалтерского учета в России в

соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности также выдвигает определенные требования к корректировке существующих его концепций, позволяет качественно обновить систему финансово-экономической информации о деятельности хозяйствующих субъектов для широкого круга пользователей, необходимую для обоснования различных управленческих решений, в том числе стратегического характера.

Одним из важных теоретических аспектов, нуждающихся в серьезном переосмыслении, является расширение системы видов экономического анализа с учетом их практической востребованности в разработке бизнес-стратегии.

Развитию видов и направлений экономического анализа посвящены публикации известных отечественных ученых, как С.К. Татур, Н.Р. Вейцман, С.Б. Барнгольц, М.И. Баканов, А.Ш. Маргулис, А.Д. Шеремет, М.В. Мельник, Я.В. Соколов, А.Н. Хорин, О.В. Ефимова и др. С использованием различных классификационных подходов, виды экономического анализа группируются по различным обобщающим признакам, наиболее распространенными из которых являются функции управления, уровни управления, пользователи, периодичность, содержание и полнота изучаемых вопросов, степень охвата объектов исследования, методы исследования, информационная база, уровень автоматизации и др.

Современные общественно-экономические условия в России, накопленный опыт других экономически развитых стран являются благоприятной основой кардинального реформирования концептуальных теоретических основ экономических наук в нашей стране, не отвергая при этом богатый методологический научный опыт ученых-аналитиков прошлого века, сформировавших науку - экономический анализ.

Как любая наука, востребованная практикой, экономический анализ успешно развивается в последние годы, дополняя свой методический инструментарий, расширяя направления, виды, совершенствуя методы и приемы. Отвечая на вызовы практики, в последние годы специалисты в области экономического анализа обосновании его новое направление -стратегический анализ.

В современных условиях, характеризующихся ускоренной динамикой рыночной конъюнктуры, активной конкурентной борьбой за покупателей, принятие большинства управленческих решений должно опираться на результаты стратегического экономического анализа, результаты которого способны оказывать серьезное влияние на будущую эффективность деятельности компании. Признанными специалистами в области стратегического анализа являются А.Н. Хорин, В.Э. Керимов, О.Е. Николаева, Н.С. Пласкова [3, 4, 5].

В системе видов экономического анализа стратегический анализ -достаточно новое направление, прообразом которого можно считать перспективный анализ. «Стратегический анализ позволяет определить сущность, содержание, последовательность реализации стратегии управления

бизнеса в целом, путем глубокого системного комплексного исследования достигнутого уровня его развития, имеющегося ресурсного потенциала и обоснования необходимости и возможности его наращения с целью повышения ресурсоотдачи в будущем» [5].

Рассматривая стратегический анализ как функцию стратегического управления компанией, часть специалистов склоняется к тому, что стратегический анализ является лишь инструментом исследований прогностического характера. То есть он представляет собой совокупность способов расчета финансовых и нефинансовых показателей, а также характеристик будущих результатов деятельности субъектов бизнеса, сужая сферу исследований до инвестиционного проектирования в части разработки модели финансовой стратегии (Бланк И.А., Ковалев В.В., Стоянова Е.С. и др.). [7; 8; 9]. Так, И.А.Бланк ограничивается определением стратегического финансового анализа: «Стратегический финансовый анализ представляет собой процесс изучения влияния факторов внешней и внутренней среды на результативность осуществления финансовой деятельности предприятия с целью выявления особенностей т возможных направлений ее развития в перспективном периоде» [7].

Более широко понятие стратегического анализа дается в работах А.Н. Хорина, В.Э. Керимова. «Стратегический анализ выражается в процедуре поиска и отбора стратегических альтернатив.. Важнейшими задачами стратегического анализа являются обоснование стратегических планов, оценка ожидаемого их выполнения, а также предоставление информации для принятия стратегических управленческих решений» [10].

Развернутое определение стратегического анализа применительно к деятельности хозяйствующего субъекта приводит Пласкова Н.С.: «Стратегический анализ - это формализованное системное представление стратегических финансово-экономических и иных бизнес-целей, способствующих максимизации рыночной стоимости организации, на основе комплексного изучения сложившегося и будущего характера воздействия внутренних и внешних факторов на результативность ее деятельности.» [11].

Одной из важнейших задач стратегического анализа является создание целостной системы стратегических финансово-экономических и иных бизнес-целей, достижение которых способствует росту рыночной стоимости бизнеса. Основой разработки таких целей является комплексное изучение сложившегося и будущего характера воздействия внутренних и внешних факторов на результативность ее деятельности, то есть тщательное исследование результативности деятельности коммерческой организации с использованием методического арсенала экономического анализа в целом.

Стратегический анализ позволяет получить управляющей системе хозяйствующего субъекта комплексное системное аналитической описание индикативной картины характеристик долгосрочного развития организации с необходимой детализацией. Это может служить надежной информационной

основой для разработки финансовой, экономической, сбытовой, производственной, инвестиционной, социальной стратегий, являющихся составляющими генеральной стратегии развития бизнеса.

Выбор стратегических целей определяет стратегическую модель развития организации в целом в долгосрочной перспективе. Среди важнейших стратегические целей можно выделить такие, как наращение собственного капитала, повышение рентабельности, оптимизация рисков, расширение рынков сбыта, и, безусловно, достижение устойчивого финансово-экономического положения и его дальнейшее укрепление.

Органичное включение стратегического анализа в общую систему управления бизнесом, ориентация его функций на провозглашенную миссию компании, во многом определяет успех ее достижения. Организация стратегического анализа должна иметь в основе систему характерных для данной компании стратегических установок, разработанных в виде взаимосвязанных качественных и количественных показателей. При этом одним из условий построения системы должно стать соблюдение последовательности, детализации, непротиворечивости, реалистичности показателей от уровня управления более высокого порядка к нижестоящему, а также по срокам «краткосрочные - среднесрочные - долгосрочные».

В отличие от ретроспективного анализа и его основной контрольной функции, стратегический анализ позволяет, используя его результаты, основанные на максимальных объемах информации, экстраполировать выявленные тренды для прогнозирования деятельности, корректировки стратегических управленческих решений, повышения обоснованности бизнес-планирования.

В соответствии с различными целями управления компанией стратегический анализ позволяет создать необходимое информационно-аналитическое обеспечение. Для систематизации направлений стратегического анализа можно сгруппировать его по ряду признаков (табл. 1).

Таблица 1

Направления стратегического экономического анализа

№ пп Классификацион ный признак 1 Направление стратегического анализа 2

Содержание всесторонний (комплексный); анализ отдельных направлений деятельности; анализ отдельных структурных подразделений; тематический

Субъект собственники; руководство компании; функциональные руководители и менеджеры; органы внутреннего контроля;

служба внутреннего аудита; внешние субъекты

Функция управления маркетинговый; снабженческий; производственный; технологический; технический; сбытовой; инвестиционный; инновационный; финансовый; учетно-экспертный (аудиторский); социальный; экологический; ресурсный; дивидендный; менеджмент в целом

Периодичность краткосрочный (до года); среднесрочный (от одного до трех лет); долгосрочный (свыше трех лет); эпизодический

Метод изучения объекта сравнительный; выборочный; маржинальный; факторный; экономико-математический и др.

По объектам финансово-экономическое состояние;

прогнозирования рыночная стоимость; качество менеджмента; инвестиционная привлекательность; рентабельность; реструктуризация бизнеса или организационной структуры; доля рынка сбыта, проникновение (закрепление) на новый сегмент рынка; риски и т.д.

Информационная внешние источники;

база внутренние источники; финансовая отчетность; бизнес-планы и т.д.

Важной методологической особенностью стратегического анализа является измерение воздействия факторов внешней и внутренней среды на

будущую результативность управленческих решений, принимаемых по основным сферам и направлениям деятельности предприятия.

Для формирования методики проведения стратегического анализа финансово-экономического состояния коммерческой организации важно учитывать стадию ее жизненного цикла, особенности ведения бизнеса, ее бизнес-окружение и т.п. Разрабатывая методику стратегического анализа финансово-экономического состояния конкретной компании следует иметь ввиду, что она будет иметь характерные особенности в зависимости от стадии жизненного цикла.

Каждый из этапов жизненного цикла компании нуждается в обеспечении финансово-экономической устойчивости для ее дальнейшего развития, «пережидания» периодов снижения рыночной активности. Вместе с тем этапы проведения стратегического анализа должен состоять из определенного перечня процедур (этапов), представляющих собой организационную основу его проведения. В какой бы ситуации ни находилась компания, стратегический анализ должен предусматривать следующие этапы (табл. 2).

Таблица 2

Этапы стратегического анализа коммерческой организации

№№ этапа

Содержание

Определение общего периода формирования стратегии развития. Исследование факторов внешней среды.

Оценка сильных и слабых сторон деятельности организации

Комплексная оценка сложившейся позиции организации в конкурентной среде._

Обоснование стратегических корпоративных целей. Разработка стратегических функциональных целей. Определение стратегических бизнес-целей по направлениям и

видам деятельности._

Разработка стратегических бизнес-целей отдельных структурных

единиц предприятия._

Разработка целевых стратегических нормативов

Анализ и оценка сравнительной результативности разработанных

вариантов стратегических альтернатив_

Создание комплекса необходимых условий для обеспечения

реализации стратегии_

Организация системы персонифицированного контроля реализации выбранной стратегии._

Создание комплекса мер эффективного реагирования на отрицательные воздействия внешних и внутренних факторов.

Корректировка системы стратегических показателей с учетом реального воздействия факторов внешней и внутренней среды.

Основываясь на необходимости расширения направлений, дополнения видов и функций стратегического анализа в теоретическом плане, а также исходя из востребованности аналитической практики, нам представляется необходимым выделение из приведенного в табл. 1 перечня его направлений, выделить одно из наиболее важных и актуальных с точки зрения интересов самой компании и ее собственников - стратегический анализ финансово-экономического состояния организации. Это обусловлено тем, что в рамках стратегического анализа финансово-экономического состояния могут быть сформированы практически все необходимые массивы данных, интерпретация которых позволит обеспечить любой уровень менеджмента соответствующей аналитической информацией ретроспективного и стратегического характера, что будет способствовать повышению качества системы управления бизнесом, росту эффективности деятельности и наращению его потенциальной рыночной стоимости.

Литература и источники

1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Изд. 5-е дораб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2010.

2. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. - 479 с.

3. Черненко А.Ф., Илышева Н.Н., Башарина А.В. Финансовое положение и эффективность использования ресурсов предприятия: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 207 с.

4. Новашина Т.С., Карпунин В.И., Волнин В.А. Финансовый менеджмент. / Под ред. доц. Т.С. Новашиной. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. - 255 с.

5. Пласкова Н.С. Экономический анализ: учебник. 3 -е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. - 704 с.

6. Бланк И.А. Финансовый менеджмент [Текст] / И.А. Бланк. Киев: Ника-Центр, 2009. - 656 с.

7. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. - 1104 с.

8. Финансовый менеджмент: теория и практика / Фин. акад. при Правительстве РФ, Ин-т фин. менеджмента; под ред. Стояновой Е. С. 6-е изд. М.: Перспектива, 2010. - 656 с.

9. Хорин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический анализ. М.: ЭКСМО, 2006. - 288 с.

10. Пласкова Н.С. Теория и практика стратегического экономического анализа результативности бизнеса: монография. М.: МАКС Пресс, 2007. - 358 с.

Щербович Я.В. - аспирант кафедры экономического анализа и финансового менеджмента Российского государственного торгово-экономического университета. Россия, Москва (cherbovich@mail.ru)

Scherbovich, Y.V. - Post-graduate Department of Economic Analysis and Financial Management of the Russian State Trade and Economic University. Russia, Moscow

УДК 332.142.4

ТАМОВ К.А.

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЕГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: муниципальная экономика, конкурентоспособность, уровень жизни населения, стратегическое планирование, субъекты хозяйствования

В статье рассматривается проблема повышения конкурентоспособности муниципального образования. Автор показывает, что применяемые на практике методики предполагают использование большого числа специалистов, а сами системы оценки конкурентоспособности громоздкие, причем большое количество компонентов снижает их эффективность. Поэтому наблюдается тенденция укрупнения системы показателей, что имеет место и применительно к методикам оценки конкурентоспособности территорий.

TAMOV, K.A.

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF THE MUNICIPALITY AS PRIORITY ITS STRATEGIC DEVELOPMENT

Keywords: municipal economy, competitiveness, living standards, strategic planning, business entities

The problem of improving the competitiveness of the municipality. The author shows that the methodology used in practice involve the use of a large number of experts, and the systems themselves are assessing the competitiveness of bulky, with a large number of components reduces their effectiveness. Therefore, there is a trend of consolidation of the system of indicators that takes place in relation to methods of assessing the competitiveness of the territories.

Сложные и непрерывно меняющиеся условия, в которых вынуждены работать муниципальные администрации, делают стратегическое управление объективной необходимостью. Стратегия не является гарантией успеха, однако когда она применяется правильно - ее возможности велики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.