УДК 657
Развитие методологии экономического анализа
ПЛАСКОВА НАТАЛИЯ СТЕПАНОВНА,
доктор экономических наук, профессор кафедры анализа хозяйственной деятельности Российского экономического университета имени Г В. Плеханова, г. Москва, Россия E-mail: plaskova@rambler.ru
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются основы становления экономического анализа как самостоятельного научного направления и области практической профессиональной деятельности.
Проведен сравнительный анализ целей и задач экономического анализа на отдельных этапах его развития. Дан краткий обзор исторических этапов развития методологии экономического анализа. Определено место экономического анализа в системе учетно-финансовых научных направлений. Сформулированы задачи и направления совершенствования теоретических основ экономического анализа в современных условиях развития рыночных отношений. Обосновано новое направление развития методологии экономического анализа - стратегический экономический анализ, сформулировано его понятие, концептуальные составляющие, очерчен периметр задач и направлений. Предложено рассматривать модель стратегического анализа структурно на основе взаимосвязи трех его базовых элементов, определяющих его содержание: теоретической базы (методов, методик, видов и направлений); стратегической управленческой парадигмы (инновационной, ценностной, конкурентной, структурной, организационной) и системы информационных ресурсов.
Ключевые слова: экономический анализ, методология, виды экономического анализа, методы экономического анализа, стратегический экономический анализ.
The development of Economic Analysis Methodology
NATALIYA S. PLASKOVA,
Doctor of Economics, professor of the department of Analysis of economic activity, Plekhanov's Russian University of Economics, Moscow, Russia E-mail: plaskova@rambler.ru
ABSTRACT
The article describes the basics of formation of economic analysis as an independent scientific sphere and the field of practical professional activity.
The article gives a comparative analysis of the targets and tasks of economic analysis on different stages of its development. It also gives a brief review of the historical stages of development of economic analysis methodology. It defines the place of economic analysis in the system of accounting and financial research directions.
The article formulates the objectives and approaches of improving the theoretical foundations of economic analysis in the contemporary conditions of market relations development. A new direction of development of the methodology of economic analysis is substantiated in the article - which is called the strategic economic analysis. Its concept as well as its conceptual components are formulated in the article, and a range of problems and trends are outlined. The article suggests to consider the strategic analysis model from the
structural point of view, basing on the relationship of its three basic elements which define its contents: the theoretical framework (methods, techniques, types and directions); strategic management paradigm (innovation, value, competitive, structural, organizational) and the system of information resources. Keywords: economic analysis, methodology, types of economic analysis, strategic economic analysis.
Методология экономического анализа, являющегося одним из важнейших прикладных направлений экономической науки, находится в непосредственной зависимости от уровня развития макро- и микроэкономики, форм собственности, полноты и качества информационного обеспечения. В последние годы в этом отношении в России произошли существенные изменения, вызванные кардинальными преобразованиями в хозяйственном механизме деятельности организаций. Соответственно должны трансформироваться теоретические положения экономического анализа, его назначение, формы, наполнение, приемы, методики.
История развития научной мысли свидетельствует о том,что в противоположность естественным наукам, решающим конкретные задачи в отношении разных объектов исследования (физика, химия, биология и т.д.), предметом общественных наук являются разного рода отношения или причинно-следственные связи как результат деятельности объектов исследования.
Характерные процессы дифференциации и интеграции экономических научных направлений в ХХ в. способствовали тому, что на определенной ступени развития сформировались специфические отрасли экономики, к числу которых относится экономический анализ. Концептуальные основы формирования экономического анализа как специальной самостоятельной области экономических знаний заложены целой плеядой классиков экономической науки — С. Б. Барнгольц, М. И. Бака-новым, Н. Р. Вейцманом, В. И. Майданчиком, А. Ш. Маргулисом, М. В. Мельник, П. И. Сави-чевым, В. И. Стоцким, С. К. Татуром, Г. М. Та-цием, А. Д. Шереметом. В публикациях этих ученых были сформированы базовые методологические подходы, благодаря которым экономический анализ приобрел необходимые атрибуты, что позволило ему выделиться
в самостоятельное научное направление, имеющее специфические цели и задачи, уникальный инструментарий, широкую палитру видов и направлений. В результате еще в середине прошлого века экономический анализ выделился, с одной стороны, в самостоятельную отрасль экономических знаний, а с другой — в важнейшую функцию управления в системе менеджмента хозяйствующих субъектов.
Объективные предпосылки формирования самостоятельного научного направления — экономического анализа — систематизировано и полно излагаются в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Так, еще в 1967 г. в статье М. И. Баканова в журнале «Бухгалтерский учет» было отмечено, что «Экономический анализ — специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них — практическая потребность... Второе условие связано с развитием самой науки в целом и ее отдельных отраслей. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук» [1].
Появление новой науки или нового научного направления можно представить в виде логической схемы (рис. 1). Как показывает исторический опыт развития научных отраслей знаний, в том числе экономических, появлению нового научного направления предшествует практическая деятельность, совершенствование различных процессов в системе общественных отношений.
Как и каждую науку, экономический анализ отличают три фундаментальных понятия: его предмет, метод и цель. Он имеет набор характерных методологических характеристик, определяющих его суть и периметр. В круг исследуемых проблем в рамках экономического анализа, наряду с финансово-экономическими, входят также и технические,
Рис. 1. Схема формирования нового научного направления
мотивационно-поведенческие, логистические, маркетинговые и др.
Историческое развитие экономического анализа, начиная с конца XIX в., не было поступательным. Успешное превращение экономического анализа в самостоятельное научное направление в середине прошлого века в нашей стране характеризовалось рядом особенностей, обусловленных отсутствием на тот момент рыночных отношений, тотальным государственным контролем над ресурсами хозяйствующих субъектов, и его соответствующими задачами. Однако и в тех социально-экономических и политических условиях одной из задач экономического анализа было выявление резервов роста эффективности деятельности предприятий. Стоит отметить, что
методики, разработанные в то время для анализа и оценки неиспользованных производственных резервов, актуальны и сегодня в условиях рыночных отношений.
В начале 90-х гг. прошлого века в результате ломки государственного механизма управления экономикой в России, хаотичных процессов формирования рыночных отношений значение экономического анализа как науки, а также его востребованность в практической деятельности предприятий заметно сократилось по объективным причинам.
Оживление интереса к методам и методикам экономического анализа стало наблюдаться с укреплением экономики в нашей стране лишь 10-15 лет назад, когда и в научных кругах, и в практике управления бизнесом
активизировались дискуссии относительно его места, задач и роли на макро-, мезо- и микроуровнях управления.
Следует отметить, что современное представление российских ученых о структуре экономических наук и, в частности, о месте, которое в ней занимает экономических анализ, далеко неоднозначно. Одни авторы склонны рассматривать экономический анализ как совокупность приемов, посредством которых бухгалтерская информация трансформируется в удобную для пользователя аналитическую форму. По их мнению, экономический анализ представляет собой придаток, инструментарий бухгалтерского учета, является его составляющей, хотя и весьма важной.
С такой позицией трудно согласиться. Еще профессор Н.Р. Вейцман — классик учетной науки — писал: «С самого начала развития анализа определенно намечалась целевая его установка как способа использования учетных данных для нужд хозяйственного руководства» [2].
Можно также привести высказывание другого известного ученого прошлого века — профессора В.П. Кондратова: «Учет, не завершенный анализом, теряет смысл: он становится бесцельным» [3].
Подтверждением обособления учетной и аналитической функций является замечательная цитата Ярослава Вячеславовича Соколова — гуру современной учетно-аналитической науки и его сына: «Бухгалтерский учет нельзя понять из него самого. Он описывает процедуры регистрации фактов хозяйственной деятельности, но не раскрывает их содержания. Их можно читать, но понять с помощью бухгалтерского учета невозможно. Анализ привносится в учет, а не вытекает из него. Поскольку каждый видит в учетных данных то, что его, прежде всего, интересует, то одна и та же учетная процедура может быть интерпретирована по-разному» [4].
При этом необходимо заметить, что анализ является не только последующей по отношению к бухгалтерскому учету самостоятельной управленческой функцией, но и предшествующей ему. Подтверждением этому является высказывание, приведенное в книге С.Б. Барн-гольц и М.В. Мельник: «Между анализом и
бухгалтерским учетом существует и обратная связь. Анализ способствует совершенствованию бухгалтерского учета путем повышения его аналитичности» [5].
О существенных различиях экономического анализа и бухгалтерского учета писали М.И. Баканов и А. Д. Шеремет: «Можно с полным основанием полагать, что бухгалтерия имеет дело преимущественно с измерителями абсолютными, а не относительными. Иное дело в анализе. Экономический анализ начинается по своей сути с исчисления величины относительной» [6].
Считаем также необоснованным отождествление управленческого учета и экономического анализа, на чем настаивают некоторые авторы, ибо понятие учета, имеющее однозначное определение, будь то бухгалтерский или управленческий, — это «.формирование документированной систематизированной информации об объектах.»1. Как финансовый учет, регламентируемый различного уровня нормативными актами, так и управленческий учет, регламент которого ориентирован на внутренние запросы системы управления каждого конкретного экономического субъекта (предприятия), — это систематизированная регистрация фактов хозяйственной деятельности для последующего обобщения накопленной информации и представления ее в форме финансовой или управленческой отчетности, создание информационной базы для анализа. Экономический анализ (финансовый, управленческий, налоговый, статистический, оперативный, эпизодический и т.д.), с одной стороны, предшествует формированию такой информационной базы, поскольку на основе перспективного анализа определяются бюджетные, плановые характеристики различных показателей деятельности предприятия, анализируются различные риски, а с другой стороны, по завершении определенного временного периода позволяет оценить достигнутые параметры целой системы аналитических индикаторов, выявить и измерить влияние внешних и внутренних, объективных и субъективных
1 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 04.11.2014).
факторов на уровень результативности бизнеса, а также разработать варианты сценариев его развития в ближайшем периоде и в стратегическом аспекте.
Отдельные специалисты, напротив, сводят экономический анализ до рамок финансового внешнего анализа и считают, что он является составляющей аудита, причем необязательной. С таким мнением трудно согласиться, поскольку в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 01.12.2014) дано однозначное определение аудита: «Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности».
Объяснением того, что некоторые специалисты включают экономический анализ в аудит, является то, что в прежнем Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (от 07.08.2001 № 119-ФЗ) в перечень сопутствующих услуг, которые может осуществлять аудиторская организация, наряду с другими, включался «анализ финансово-хозяйственной деятельности». Если исходить из этой логики, то, согласно перечню сопутствующих аудиту услуг старого или действующего законодательства, следует включить в аудит и оценочную деятельность, и маркетинговую, и инвестиционное проектирование, и компьютеризацию учетных процессов, так как эти виды услуг являются разрешенными для аудиторской организации. Не слишком глобальна ли будет при этом аудиторская наука как таковая? Кроме того, в действующем в настоящее время Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» анализ исключен из перечня прочих аудиторских услуг.
Стоит также заметить, что аудит в нашей стране — сравнительно новая научная область и область профессиональной деятельности по сравнению с экономическим анализом и тем более с бухгалтерским учетом. Поэтому включать анализ в аудит, а тем более подчинять его аудиту совершенно нелогично и необоснованно.
Ряд ученых, занимающихся вопросами финансового управления, склонны полагать, что экономический анализ выполняет вспомогательную функцию в рамках финансового
менеджмента организации. С этим мнением также нельзя согласиться, поскольку существующие в публикациях формулировки предмета и содержания финансового менеджмента схожи в одном: финансовый менеджмент — это прикладная наука о принятии решений по управлению финансами организации в части выбора источников финансирования, объемов и форм инвестиций, движения финансовых ресурсов.
В отличие от функции управления финансами, информационно поддерживаемой финансовым анализом, экономический анализ с помощью специального инструментария формирует информационное обеспечение и многих других управленческих решений в области снабженческой, производственной, сбытовой, социальной деятельности организации. При этом финансовый анализ является одним из важнейших направлений экономического анализа.
Говоря о месте экономического анализа в системе управления организацией, его связи с функциями планирования, организации, координации, стимулирования, контроля, М. И. Баканов и А.Д. Шеремет пишут: «Даже перечень отдельных функций и принципов управления определяет значение и место экономического анализа в управленческом процессе... Экономический анализ является одним из важных слагаемых научно обоснованного планирования, регулирования и управления» [6].
Необходимость преобразования теоретических положений экономического анализа в последние годы диктуется также процессами реформирования системы финансового учета и отчетности в направлении сближения с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), что в свою очередь обусловлено интеграцией экономики России в мировые рынки ресурсов, финансов и труда.
Вопросы развития методологии экономического анализа на сегодняшнем непростом этапе развития рыночных отношений особенно актуальны. Совершенствование теоретических положений экономического анализа является насущной потребностью в современных условиях ведения бизнеса, когда все большее внимание со стороны различных заинтересованных лиц
уделяется анализу результативности деятельности организаций.
Все это выдвигает новые требования к уровню аналитичности информации в целях повышения инвестиционной привлекательности компаний, укрепления их имиджа как надежных деловых партнеров, добросовестных заемщиков.
Построение адекватной системы экономического анализа в практике управления бизнесом должно учитывать современные результаты отечественных и зарубежных научных разработок, что порой требует пересмотра базовых положений теории экономического анализа и его методологии.
Взаимное проникновение отдельных отраслей экономической науки на основе унификации системы общенаучных, научных и специальных методов исследований способствует ее прогрессу в целом и экономического анализа в частности, обогащая при этом практику.
Совершенствование теоретической базы экономического анализа актуализируется в условиях стандартизации информационного обеспечения системы управления, расширения практики использования МСФО для достижения необходимого уровня прозрачности бизнеса, минимизации ассиметричности информации.
Сегодня трудно представить коммерческую организацию, которая бы успешно функционировала без тщательной оценки достигнутых результатов и прогнозирования деятельности в стратегическом плане. Обоснованию стратегии и тактики бизнеса должен предшествовать кропотливый поиск резервов роста эффективности предпринимательской деятельности. В этом смысле особую актуальность приобретают методы и методики углубленного факторного анализа, рейтинговых оценок, основы которых были опубликованы и в трудах классиков экономического анализа. Стоит отметить, что учебник «Теория экономического анализа», написанный М. И. Бакановым, М.В. Мельник и А.Д. Шереметом, раскрывающий методы и методики факторного детерминированного и стохастического анализа, переиздавался за последнее десятилетие шесть раз [7].
Сегодня должна идти речь и о формировании новой философии экономического ана-
лиза не только как науки, но и области профессиональной деятельности.
В современных условиях экономический анализ играет исключительную роль в обосновании и реализации стратегической программы развития бизнеса. В последние годы понятие «качественный менеджмент» все больше ассоциируется с перспективным управлением на основе научной методологии предвидения, использования новых форм и методов ведения бизнеса, его адаптации к динамичным условиям внешней рыночной среды. Одним из инструментов перспективного управления бизнесом и является стратегический анализ.
Основу концепции стратегического экономического анализа как одного из новых направлений развития методологии экономического анализа в целом следует рассматривать как взаимосвязь трех базовых элементов, определяющих его содержание:
1. Теоретическая база стратегического анализа: методы, методики, виды и направления.
2. Стратегическая управленческая парадигма (инновационная, ценностная, конкурентная, структурная, организационная и т.п.).
3. Система информационного обеспечения (информационные ресурсы).
Содержание стратегического экономического анализа можно представить в виде взаимосвязанных компонентов его направлений и информационно-аналитического обеспечения управленческих функций (рис. 2).
В системе видов экономического анализа стратегический — достаточно новое направление. Он позволяет определить сущность, содержание, последовательность реализации стратегии управления бизнеса в целом путем глубокого системного комплексного исследования достигнутого уровня его развития, имеющегося ресурсного потенциала и обоснования необходимости и возможности его наращения с целью повышения ресурсоотдачи в будущем.
Исследование публикаций, посвященных проблеме совершенствования теоретических основ экономического анализа в части развития его видов и направлений, показало, что мнение авторов в отношении понятия «стратегический анализ» далеко неоднозначное, что объективно связано с его относительной новизной.
Направления анализа
Ресурсные условия
Бизнес-процессы
Информация
Внешняя среда
Человеческий капитал
Достижения
Ожидаемые изменения
2=> Аналитико-информационное обеспечение управленческих функций
Организация оптимальной системы обеспечения ресурсами
Организация производственно-технологических процессов и продаж
Координация и взаимодействие
Адаптация и реагирование на воздействие рыночных факторов, внешнего нормативного регулирования деятельности экономических субъектов
Мотивация и стимулирование
^-и->
•5-N Контроль, корректирующие воздействия, оценка и прогнозирование результативности
Предвидение выгод и угроз
2-
Рис. 2. Содержание стратегического экономического анализа
В рамках исследования деятельности коммерческой организации можно сформулировать понятие стратегического экономического анализа как формализованное системное представление стратегических финансово-экономических и иных бизнес-целей, способствующих максимизации рыночной стоимости бизнеса. Его характерная особенность — комплексное изучение сложившегося и будущего характера воздействия внутренних и внешних факторов на результативность деятельности организации.
Понятие стратегического анализа применимо как на микроуровне, так и на более высоких уровнях управления. Можно выделить три уровня стратегического экономического анализа относительно макро-, мезо- и микроуправления, которые имеют одну методологическую основу, одинаковые принципы, преемственность базовых методов исследования.
Одна из главных задач стратегического экономического анализа — обоснование вероятности воздействия факторов внешней и внутренней среды на будущую результативность управленческих решений по основным сферам и направлениям деятельности, а также их количественное измерение и качественная оценка.
В этом направлении мы видим необходимость развития методов факторного анализа, теоретический фундамент которого заложен основоположниками экономического анализа [1, 2, 5, 6], в работах которых широко использовались методы, получившие практическое применение в учетно-аналитической практике: традиционные методы для детерминированных факторных моделей и большая палитра более сложных экономико-математических методов для стохастических моделей, использование которых дает возможность оценки рисков и разработки вариантов противодействия им.
Внедрение инструментария факторного стратегического анализа в управленческую практику организаций заключается не в разработке непосредственного механизма предотвращения возможного влияния негативных факторов, а в создании вариантов гибких сценариев, оптимальных для каждого уровня управления, формирования и реализации целостной стратегии бизнеса и ее отдельных компонентов и направлений.
Определяя содержание, предмет, цель, виды и методы стратегического анализа как одного из новых направлений экономического
анализа, необходимо отметить, что его роль в системе макро-, мезо- и микроуправления следует воспринимать в качестве доминирующей не только как процедурно-прогностическую,
но и инструментальную (контрольную, координирующую и корректирующую) при решении задач, способствующих выполнению миссии конкретной коммерческой организации.
Литература
1. Баканов М. И. Из истории развития экономического анализа // Бухгалтерский учет. 1967. № 10. С. 48-56.
2. Вейцман Н. Р. Анализ хозяйственной деятельности предприятия по данным учета (Счетный анализ). М.: Союзоргучет, Ред.-изд. упр., 1938. 228 с.
3. Кондратов В. П. Счетный и технико-экономический анализ неразделим // Бухгалтерский учет. 1955. № 6. С. 32-40.
4. Соколов Я. В., Соколов В. Я. История бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2006. 288 с.
5. Барнгольц С. Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2003. 240 с.
6. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1994. 288 с.
7. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. М.: Финансы и статистика, 2007. 536 с.
References
1. Bakanov M.I. Iz istorii razvitiia ekonomicheskogo analiza [From the history of economic analysis]. Bukhgalterskii uchet — Accounting, 1967, no. 10, pp. 48-56 (in Russ.).
2. Veitsman N.R. Analiz khoziaistvennoi deiatel'nosti predpriiatiia po dannym ucheta (Schetnyi analiz) [The analysis of the economic activity of the enterprise according to the accounting (analysis of accounts)]. Moscow, Soiuzorguchet — Soyuzorguchet, edited, abridged, 1938, 228 p. (in Russ.).
3. Kondratov V.P. Schetnyi i tekhniko-ekonomicheskii analiz nerazdelim [Analysis of accounts and technical and economic analysis are inseparable]. Bukhgalterskii uchet— Accounting, 1955, no. 6, pp. 32-40 (in Russ.).
4. Sokolov Ia.V., Sokolov V.Ia. Istoriia bukhgalterskogo ucheta [The history of accounting]. Moscow, Finansy i statistika — Finance and Statistics, 2006, 288 p. (in Russ.).
5. Barngol'ts S.B., Mel'nik M.V. Metodologiia ekonomicheskogo analiza deiatel'nosti khoziaistvuiushchego sub» ekta [The methodology of economic analysis of the business entity]. Moscow, Finansy i statistika — Finance and Statistics, 2003, 240 p. (in Russ.).
6. Bakanov M.I., Sheremet A.D. Teoriia ekonomicheskogo analiza [The theory of Economic Analysis. Manual]. Moscow, Finansy i statistika — Finance and Statistics, 1994, 288 p. (in Russ.).
7. Bakanov M.I., Mel'nik M.V., Sheremet A.D. Teoriia ekonomicheskogo analiza: uchebnik [The theory of Economic Analysis. Manual]. Moscow, Finansy i statistika — Finance and Statistics, 2007, 536 p. (in Russ.).