DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-2-36-43 УДК 336.66(045) JEL М41
Развитие методологии экономического анализа в цифровой экономике
Н. С. Пласкова,
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет
имени Г В. Плеханова», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-5520-1016
аннотация
Предмет. Статья посвящена вопросам развития научно-методических основ экономического анализа и формирования теоретической базы его нового направления - инновационного анализа, актуальность которого в условиях становления цифровой экономики России достаточно высока. Цель. Важнейшей задачей методологического характера является формирование научной атрибутики, понятийного аппарата, системы специфических методов и методик инновационного экономического анализа. Инновационная деятельность, характеризующаяся стратегическим вектором развития, приобретает в настоящее время главенствующее значение, как для отдельных инновационных предприятий, так и для экономики в целом, поэтому научно обоснованная инструментальная база стратегического прогнозирования результативности инноваций особенно важна для достижения необходимого экономического эффекта на микро-, мезо- и макроуровнях управления.
Методология. Решение широкого круга задач в процессе формирования качественного информационно-аналитического обеспечения инновационных процессов должно основываться на принципе связанности, который позволяет объединить в общий удобный для использования каскадный цифровой контур всю управленческую информацию отчетного и бюджетного характера с необходимой степенью агрегирования и детализации. В статье рассматриваются методы внедрения системы управления информацией на принципе связанности, который дает возможность формирования оперативной управленческой отчетности для ежедневного мониторинга выполнения бизнес-плана и соблюдения внутренних нормативов в разрезе функций управления, бизнес-процессов, с расшифровкой отклонений, измерением влияния факторов на результативные оценочные показатели.
выводы. Исследование инновационных процессов в России и за рубежом показало, что их активизация в значительной мере определяется возможностью разработки и внедрения методического инструментария системы качественного информационно-аналитического обеспечения управленческих функций на всех этапах инновационного процесса. Инновационный экономический анализ как новое направление развития экономической науки и практики способствует созданию методологической базы формирования информационно-аналитического комплекса, обеспечивающего эффективное управление инновационной деятельностью.
Ключевые слова: экономический анализ; инновационная деятельность; инновационный экономический анализ; цифровая экономика; методы анализа инновационной деятельности
Для цитирования: Пласкова Н.С. Развитие методологии экономического анализа в цифровой экономике // Учет. Анализ. Аудит. 2018. Т. 5. № 2. С. 36-43. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-2-36-43
DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-2-36-43 UDK 336.66(045) JEL M41
The Development of the Economic Analysis Methodology in the digital Economy
N.S. Plaskova,
Plekhanov Russian University of Economics,
Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-5520-1016
abstract
the subject. The article is dedicated to the questions of development of the scientific and methodological foundations of economic analysis and the formation of theoretical framework for the new directions and innovative analysis, the relevance of which in the emerging digital Russian economy is quite high. Aims and objectives. In this regard, the most important methodological task is to develop scientific attributes, the conceptual apparatus, and the system of specific methods and techniques of innovative economic analysis. Innovative activity characterized by a strategic vector of development is now gaining the dominant value, both for individual innovative enterprises and for the economy, as a whole, therefore, scientifically sound tool base for strategic forecasting of innovation performance is particularly important to achieve the necessary economic effect on micro-, meso- and macro-levels of management.
Methodology. The solution of a wide range of tasks in the process of formation of high-quality information and analytical support of innovation processes should be based on the principle of connectivity, which allows to combine all management information of a reporting and budgetary nature with the necessary degree of aggregation and detail into a common cascading digital circuit that is convenient for use. The article discusses the methods of implementing the information management system on the principle of connectivity, which enables the formation of operational management reporting for daily monitoring of the implementation of the business plan and compliance with internal regulations in terms of management functions, business processes, decoding deviations, measuring the impact of factors on performance indicators. On the one hand, innovative analysis is a new scientific direction for development of the theory of economic analysis as an independent branch of economic knowledge. On the other hand, it stands as a methodical support of management system by performing one of the main functions of practical management in innovative industries.
Conclusion. The study of innovative processes in Russia and abroad showed that their activation is largely determined by the ability to develop and implement a methodical tool for a system of quality information and analytical support of management functions at all stages of the innovation process. Innovative economic analysis as a new direction in the development of economic science and practice, contributes to the creation of a methodological basis for the formation of an information and analytical complex that provides effective management of innovation activities.
Keywords: economic analysis; innovation; innovative economic analysis; digital economy; analysis methods of innovative activity
For citation: Plaskova N.S. The Development of the Economic Analysis Methodology in the Digital Economy. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing, 2018, vol. 5, no. 2, pp. 36-43. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-2-36-43
Методология экономического анализа постоянно совершенствуется под влиянием меняющихся условий функционирования экономических субъектов, появления новых направлений и видов хозяйственной деятельности. Современные тенденции в области инновационного развития экономики России актуализируют необходимость разработки соответствующих инструментов управления, научно обоснованного методического инструментария для реализации различных функций менеджмента инновационных компаний, его качественной информационно-аналитической поддержки, отвечающей требованиям цифровой экономики.
Управление инновационной деятельностью невозможно без создания и эффективного функционирования системы финансово-экономической и иной информации. Особую актуальность приобретают задачи информационно-аналитического обеспечения инновационных проектов и их реализации, начиная с этапа фундаментальных научных разработок и заканчивая коммерциализацией процесса производства инновационных продуктов, услуг и технологий. В этой связи задачи совершенствования научных основ экономического анализа и практики использования его достижений в управлении инновационным бизнесом имеют несомненную актуальность.
В настоящее время методология экономического анализа нуждается в совершенствовании, поскольку современные условия функционирования передовых направлений и видов деятельности нуждаются в научно-методическом обеспечении менеджмента на микро-, мезо-и макроуровнях управления. Необходимость дальнейшего развития теоретических и прикладных разработок в области экономического анализа в последние годы обусловлена запросами бизнес-субъектов экономической деятельности,которые заинтересованы в использовании научно обоснованных методик финансово-экономического прогнозирования эффективности использования имеющегося ресурсного, и в первую очередь интеллектуального потенциала с коммерческими целями.
Экономический анализ как любую другую науку характеризуют в первую очередь такие
фундаментальные атрибуты, как предмет, метод, понятийный аппарат, инструментарий, которые определяют его суть, цель и задачи. Экономический анализ как важнейшая отрасль экономической науки и как область практической деятельности развивается по двум основ -ным направлениям.
Первое направление обусловлено сегодняшней необходимостью совершенствования классической теории экономического анализа, разработанной зарубежными и отечественными учеными, начиная с основателей политэкономии Смита, Рикардо, Маркса, Шумпетера, Шерера и их последователей, которые развили прикладное аналитическое направление экономических исследований, — Вейцмана, Шоломо-вича, Татура, Маргулиса, Баканова, Барнгольц, Шеремета. В настоящее время обогащение методологии экономического анализа происходит благодаря успешно функционирующим научным школам экономического анализа, в том числе экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, Финансового университета при Правительстве РФ, Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.
Второе направление связано с появлением новых видов экономического анализа, которые востребованы практикой — различными функциями управления предприятиями новых отраслей и видов экономической деятельности, примером чего является стратегический экономический анализ, сформировавшийся в самостоятельное научное направление не более 15 лет назад. Формированию нового научного направления в прикладной области экономической знаний предшествует практическая деятельность, в процессе которой разрозненные наблюдаемые объекты, накапливаясь как совокупность эмпирических данных, приводят к необходимости разработки специального методического обеспечения, научного обоснования закономерностей развития изучаемых процессов и явлений, видов, совершенствования инструментов экономических исследований.
Важным стимулом развития экономической науки в целом и экономического анализа в частности является стратегия развития экономики, разрабатываемая высшим руководством страны. В Послании Президента РФ
Федеральному Собранию в декабре 2016 г. были предложены системные подходы к наращиванию кадровых, интеллектуальных, технологических возможностей России в области цифровой экономики, которые нашли отражение в последующей Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее — Программа), рассчитанной до 2025 г. [5], незадолго до утверждения которой был принят весьма важный документ — «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» [1], определивший цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики в сфере информационных технологий.
Как следует из Программы, значительная роль отводится реформированию аналитико-цифровой области, связанной с формированием принципиально новой эффективной информационной системы управления экономикой на всех уровнях. Подтверждением исключительности учетно-аналитических и контрольных функций управления является мнение авторитетных ученых и практиков современного менеджмента Питера Ф. Друкера (американский ученый австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог) и Джека Филлипса (председатель совета директоров ROI Institute Inc.), которые, отмечая важность надежной информационной базы для управления бизнесом, высказывали весьма схожее мнение: «Нельзя управлять тем, что вы не можете измерить» [13] или «Если вы не можете это измерить, то вы не можете этим управлять» [12].
В последние годы ведутся различные дискуссии относительно будущего учетно-аналитиче-ской профессии, мнения отдельных участников которых весьма далеких от практики, сводятся к тому, что у нее нет будущего. С принятием Программы становится очевидным, что в ее реализации одна из главных задач заключается именно в цифровании экономики, чем непосредственно занимаются представители различных профессий, в том числе, а может быть в первую очередь, специалисты учетно-аналитического профиля.
В подтверждение этого следует процитировать понятие «цифровая экономика», сформулированное в вышеупомянутом Указе Президента РФ: «Цифровая экономика — хо-
зяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [1].
Применительно к профессиональной учетно-аналитической деятельности можно уточнить понятие цифровой экономики для уровня хозяйствующих субъектов, рассматривая ее как системное цифрование, кодирование и упорядочение свершившихся и планируемых операций, осуществляемых внутренними и внешними субъектами в отношении хозяйственной деятельности организации (предприятия), для качественного информационно-аналитического обеспечения всех функций управления, направленных на достижение оптимального уровня результативности ее деятельности.
Цифровая экономика должна развиваться, прежде всего, за счет активизации инновационного направления, разработки, внедрения и коммерциализации инновационных продуктов. Сегодня достаточно широко используются разнообразные индикаторы оценки эффективности отдельных областей инновационной деятельности. Одним из таких показателей является Глобальный индекс инноваций (ГИИ), разработанный Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), который рассчитывается на основе рейтинговой оценки инновационной активности экономик 127 стран. Для измерения рейтинга рассчитывается 81 показатель, охватывающий инновации в наиболее полном объеме, включая экономический, социальный и политический климат в стране, уровень образования, инфраструктуру и сложность ведения бизнеса. Согласно данному рейтингу РФ в настоящее время занимает 45-е место, уступая не только странам с развитой рыночной экономикой, но и странам бывшего социалистического лагеря [14].
ГИИ четко определяет слабые и сильные стороны условий, так или иначе влияющих на инновационную активность в стране, отражает важнейшие параметры инновационного раз-
вития, на уровень которых оказывают значительное воздействие уровень распространения знаний, развитие образовательной сферы, активность научно-исследовательской деятельности, человеческий капитал. Если с научным и образовательным потенциалом у нас в стране проблем не возникает, то слабые стороны в области инновационного предпринимательства, особенно в части инвестирования инновационной деятельности, очевидны.
Наше государство в последнее десятилетие предпринимает попытки активизации инновационного направления развития экономики, однако для притока в эту область достаточных инвестиций нужны реалистичные доводы относительно экономической выгоды от участия капитала в процессах разработки и внедрения инноваций. Согласно исследованию Федеральной службы государственной статистики уровень инновационной активности организаций в стране в последние годы имеет тенденцию к снижению. Так, если в 2010 г. удельный вес организаций, реализовавших инновации, составлял 9,5%, то в 2015 г. этот показатель снизился до 9,3% [8].
Недостаточная активность организаций в осуществлении инновационной деятельности связана с высоким степенью неопределенности в окупаемости вложений и существенным риском финансовых потерь. Отсутствие научно обоснованного информационно-методического обеспечения прогнозирования эффективности инновационных проектов существенно тормозит приток ресурсов и капитала в высокорисковую сферу.
В принятых Правительством РФ в 2005 г. Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года [2] был определен курс на инновационное развитие страны, охватывающее многие сферы деятельности, зафиксированы меры поддержки малых инновационных предприятий, формы поощрения молодых ученых и изобретателей. В соответствии с опубликованным в 2010 г. в России документом — «Руководства Осло» [Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям, подготовленных Организацией экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) и Евростата, находящиеся в постоянном процессе совершенствования] [9], были разработаны новые формы статистической отчетности по инновациям, приближенные к международным стандартам измерения инновационной активности. Несмотря на принимаемые меры со стороны нашего государства по активизации инновационной деятельности, улучшения ситуации пока не наблюдается.
Инновационная деятельность подразумевает применение уникальных ресурсов, и для оценки их эффективности, кроме «финансовой целесообразности должна учитывается принципиальная новизна, патентная и лицензионная чистота, приоритетность направления инноваций, конкурентоспособность внедряемого новшества» [7]. Еще в начале XX в. классик экономического анализа Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений на предприятии, являющихся признаками инновационного направления развития [10], а его концепция легла в основу «Руководства Осло» [9]:
• использование новой техники, новых технологических процессов или новых рынков обеспечения производства;
• внедрение продукции с новыми свойствами;
• использование нового сырья;
• изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
• появление новых рынков сбыта.
Й. Шумпетер ввел экономическое понятие «инновация» и определил ее как «новую комбинацию производственных факторов, объединенных предпринимательским духом» [10]. По мнению Й. Шумпетера, именно инновации двигают экономику вперед, на их основе возникают принципиально новые продукты, технологии, методы производства, маркетинга и организации рабочих мест, не имеющие аналогов.
Следует отметить, что экономический анализ задолго до принятия руководством страны инновационной стратегии и программы цифровой экономики пополнился новыми видами, методами и средствами для реализации актуальных задач, связанных с инновационным направлением развития экономики.
Инновационная деятельность имеет стратегическую значимость, как для отдельных
экономических субъектов, так и для экономики страны в целом, поэтому научно обоснованное планирование и прогнозирование инновационной деятельности, разработка и следование рациональной инновационной стратегии играет важную роль для достижения необходимого экономического эффекта. Стратегия инновационного развития России, одной из составляющей которой является так называемая цифровая экономика, явилась стимулом появления нового вида экономического анализа — инновационного, который должен обеспечивать информационную поддержку реализации программ инновационного развития на макро- и микроуровнях управления [2-4].
Инновационный экономический анализ, востребованный на начальном, последующих и завершающих этапах цикла инновационного процесса, способствует формированию целей и задач инновационной деятельности, разработке и качественному мониторингу реализации инновационной стратегии, позволяет объединить в едином контуре всю необходимую цифровую информацию.
Интегрированность инновационного экономического анализа в общую систему управления инновационной деятельностью позволяет обеспечить менеджмент компаний необходимой качественной информацией, главными требованиями в отношении которой выступают объективность, единство, оперативность, рациональность.
Формирование нового направления экономического анализа (инновационного) предусматривает создание специфической научной атрибутики, определения основных понятий, очерчивающих периметр его предмета, цели, задачи, объекты и методы исследований.
В первую очередь стоит дать определение самого инновационного экономического анализа: инновационный экономический анализ — это функция управления, формирующая для внутренних и внешних пользователей формализованное системное представление о стратегических и текущих финансово-экономических и иных параметрах инновационной деятельности экономических субъектов, способствующая росту конкурентоспособности
и максимизации рыночной стоимости инновационных компаний.
Проблема принятия решений в сфере управления инновационной деятельностью — одна из основных в современной теории и практике менеджмента. Инновационный экономический анализ в значительной мере позволяет минимизировать уровень неопределенности, способствуя созданию качественного информационного обеспечения с использованием не только количественных данных, но и качественных показателей, обосновать эталонные характеристики контролируемых индикаторов инновационной деятельности и ее результативности.
Особенностью информационно-аналитической системы управления инновационной деятельностью является использование всего комплекса методов: традиционных статистических, экономико-математических и специфических методов прогнозирования параметров результативности инновационной деятельности. При этом система методов и методик инновационного анализа значительно отличается от традиционного инструментария экономического анализа, поскольку в большинстве случаев объект управления уникален в своем роде, а предмет инновационного проекта, как правило, не имеет аналогов. Следовательно, в части использования методов анализа на первый план выдвигаются так называемые качественные, основанные на экспертных оценках, которые должны быть преобразованы в количественные измерители для получения параметрических данных и включения их в общую систему цифровой идентификации объектов, процессов, факторов и последствий их влияния на уровень эффективности инновационной деятельности.
Классические методы экономического анализа в инновационном анализе дополняются такими, как имитационное моделирование, древо решений, анализ чувствительности, кластерный метод, метод нечетких множеств, метод эквивалентов, сценарный метод, корреляционно-регрессионный и дисперсионный методы, вероятностные методы, метод аналогов, SWOT-анализ, PEST-анализ, SNW-анализ, R-анализ, эвристические методы и др.
Сложной задачей инновационного экономического анализа является формирование системы индикаторов и параметров свершившегося и будущего характера воздействия внутренних и внешних факторов на результативность инновационной деятельности. Особое внимание в этом плане должно быть сосредоточено на процессе обоснования эталонных сравнительных характеристик, что зачастую становится неразрешимой проблемой в связи с отсутствием аналогов инновационных продуктов, являющихся предметом инновационных проектов. В связи с особенностью предмета инновационной деятельности в процессе проектирования и расчета показателей эффективности традиционный механизм Методических рекомендаций по оценке инвестиционных проектов [6] также нуждается в существенной трансформации.
Инновационный экономический анализ предполагает создание принципиально новой информационной модели с использованием современных технических и технологических средств сбора и обработки данных, в основе функционирования которой должен быть положен принцип «связанности». Потребность в реализации данного принципа в информационном обеспечении управления экономикой отмечена еще в «Норволкском соглашении», принятом в 26.10.2002 г. руководством международных организаций, миссия которых направлена на стандартизацию финансовой отчетности компаний. Цель соглашения заключалась в разработке и внедрении в практику принципиально нового формата раскрытия корпоративной отчетности, ключевой методологической основой которой является реализация принципа связанности: «Финансовая отчетность должна быть представлена таким образом, чтобы сквозная связь показателей между отчетами была прозрачной» [11].
Реализация принципа связанности в практике управления информационными потоками чрезвычайно сложна, поскольку предполагает принципиально иную методологическую базу,
на которой базируются информационные системы, обслуживающие бизнес, в настоящее время. Внедрение системы управления информацией на принципе связанности имеет ряд преимуществ, что позволяет:
• объединить все функции управления предприятием в единый информационный каскадный контур;
• оперативно получать управленческую отчетную информацию любого уровня с необходимой степенью периодизации, детализации, агрегирования;
• проводить ежедневный мониторинг выполнения необходимых показателей бизнес-плана и соблюдения внутренних нормативов с заданной степенью детализации в разрезе функций управления, бизнес-процессов, с расшифровкой не только отклонений, но и измерением влияния факторов на результативные оценочные индикаторы;
• обосновать систему внутренних регламентов и нормативов использования всех ресурсов предприятия для формирования реалистичных стратегических, текущих, операционных бюджетов, имеющих взаимоувязанные показатели;
• производить оперативную корректировку воздействий субъектов управляющей подсистемы (руководителей и менеджеров) на объекты управляемой подсистемы и др.
Исследование инновационных процессов в России и за рубежом показало, что их активизация в значительной мере определяется возможностью разработки и внедрения методического инструментария системы качественного информационно-аналитического обеспечения управленческих функций на всех этапах инновационного процесса. Инновационный экономический анализ как новое направление развития экономической науки и практики способствует созданию методологической базы формирования информационно-аналитического комплекса, обеспечивающего эффективное управление инновационной деятельностью.
список источников
1. Елохова Е. В., Малинина С. Е. Современные проблемы оценки экономической эффективности инновационных проектов // Вестник Пермского университета. 2014. № 3 (22). С. 74-81.
2. Городникова Н. В. Индикаторы инновационной деятельности: 2017. Статистический сборник; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 328 с.
3. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд. ФБНУ «Центр исследований и статистики науки», 2010.
4. Шумпетер Й. А. История экономического анализа: в 3 т.: пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2004.1670 с.
5. Якутин Ю. В. Требование шестого технологического уклада к цифровому управлению: принцип связанности кодированных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. № 4. С. 59-82.
6. Phillips J. J. Return on Investment in training and performance improvement programs. Second edition. Butterworth-Heinemann, 2003.
7. Drucker P. F. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. Claremont, California, 1973, p. 325.
8. Dutta S., Lanvin B., Wunsch-Vincent S. Global innovation index. 2017. Innovation feeding the world. URL: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2017.pdf.
references
1. Elohova E. V., Malinina S. E. Modern problems of economic efficiency evaluation of innovative projects. Vestnik Permskogo universiteta. Seria Ekonomika. Perm University Herald. Economy, 2014, no. 3 (22), pp. 74-81.
2. Gorodnikova, L. Gokhberg, K. Ditkovskiy. Indicators of Innovation in the Russian Federation, 2017, Moscow: HSE, Data Book. National Research University Higher School of Economics, 2017.
3. Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data, 3rd Edition. FSBSI. Oslo: The Centre of research and statistics of science, 2010.
4. Schumpeter J. A. History of economic analysis. St. Petersburg: Economic school, 2004, 1670 р.
5. Yakutin Y. The requirement of the 6th technological paradigm to digital management: the principle of relatedness of coded financial and economic activity indicators of enterprises. МВА, 2016, no. 4, pp. 59-82.
6. Phillips J. J. Return on Investment in training and performance improvement programs, second edition. Butterworth-Heinemann, 2003.
7. Drucker P. F. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. Claremont, California, 1973, p. 325.
8. Dutta S., Lanvin B., Wunsch-Vincent S. Global innovation index 2017, Innovation feeding the world. URL: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2017.pdf.
информация об авторе
Наталия Степановна Пласкова — доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансовый контроль, анализ и аудит», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», Москва, Россия [email protected]
about the author
Nataliya S. Plaskova — Dr. Sci. (Econ.), Professor, Department of Financial Control, Analysis and Audit,
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia