ГЕНЕЗИС СРЕДСТВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНЫХ ПОРТРЕТОВ (ОТ РИСУНКА ДО 3D ИЗОБРАЖЕНИЯ)
А.М. ЗИНИН
доктор юридических наук, профессор кафедры исследования документов Московского университета МВД России, профессор, Заслуженный юрист РФ E-mail:[email protected]
Субъективные портреты-изображения разыскиваемых лиц, изготовленные по их описанию, используются в практике правоохранительных органов уже длительное время. Первоначально это носило эпизодический характер, и такие портреты изготавливались художниками. Однако, в середине 20 в. возросла потребность практики в изготовлении субъективных портретов. В тоже время, художники не всегда могли оказывать помощь правоохранительным органам. Поэтому началась работа по созданию средств изготовления субъективных портретов.
Первыми такими средствами были приспособления по монтажу субъективных портретов из фрагментов фотоснимков. Этот способ создания субъективных портретов оказался достаточно трудоемким. В связи с этим стали разрабатываться устройства (например, полипроекторы), позволя-
ющие использовать диапозитивные изображения лиц. Но поскольку такие устройства должны были насчитывать многие десятки фотоизображений, разработчики пошли по пути использования фрагментов рисунков частей лиц, поскольку рисунки, во-первых, позволяли обобщать признаки, в то время как фрагменты фотоснимков сохраняли индивидуализирующие признаки элементов внешности. Такие устройства, получившие название Identi-kit, стали активно вытеснять технические средства, использующие фрагменты фотоснимков.
Однако, практика их использования выявила уже на первых этапах, что рисунки элементов внешности должны обязательно учитывать расовые характеристики изображенных на портретах лиц, что было необходимым условием успешности воспроизведения внешнего облика разыскиваемых. С помощью антропологов в нашей стране эта проблема была решена. Такие средства получили в СССР название идентификационных комплектов рисунков.
Прошедшие почти полвека использования различных средств изготовления субъективных портретов выявили три проблемы, которые нуждались в решении: техническую — достаточно быстрые способы монтажа портретов; антропологическую — создание набора изображений (банков данных), учитывающих расовое разнообразие населения (она остается и сопровождает создание все более совершенных средств для изготовления субъективных портретов); методическую — принципы обучения тех, кто использует средства для получения субъективных портретов.
Если первая проблема — техническая — решена за счет современных компьютерных средств, то вторая требует постоянного ее учета. Банки данных тогда эффективны, когда учитывается антропологическое разнообразие тех регионов, где субъективные портреты составляются. Методическая проблема оказалась не такой простой, как это представлялось в самом начале. Монтаж портрета со слов очевидца требовал специальной подготовки сотрудников, которые работали с этими средства. Таким сотрудникам приходится не только в совершенстве владеть техникой изготовления портрета, но, главное, уметь работать с очевидцем, чтобы оценить достоверность сформировавшегося в его памяти мысленного образа и уметь его воспроизвести в портрете.
Возникла и потребность в дополнительных умениях специалистов: как бы ни был совершенен банк
6
Вестник Московского университета МВД России
№ 2/2014
данных, портрет приходится дорабатывать и для этого необходимы определенные художественные навыки, умение «дорисовывать» изображение отдельных элементов внешности. Практика показала, что такие навыки обеспечивают получение изображений, передающих не только типовые характеристики внешнего облика, но его особенности. Именно поэтому в США — родоначальнике Identi-kit, не отказались от использования художников, специализирующихся в изготовлении субъективных портретов. Причем, в США существует такая специальность, как полицейский или судебный художник, который изготавливает рисованные субъективные портреты без использования технических средств.
Конечно, такая специализация требует особенного отбора претендентов на подобную работу. Широкая потребность в изготовлении субъективных портретов все же идет по пути сочетания у специалиста умения работать с программными средствами и навыков доработки портретов с использованием графических приемов.
Еще одна проблема, нуждающаяся в ее решении — это преодоление плоскостности изображе-
ния, получаемого с помощью средств изготовления субъективных портретов. И здесь видится перспектива использования 3D технологии, которая позволит создавать портреты, близкие к объемному изображению и, в итоге, улучшить восприятие внешнего облика лица, запечатленного в субъективном портрете.
Традиционно в субъективных портретах представлено лицо человека, его голова. Но, ведь разыскивается человек с характерными особенностями его фигуры, признаками одежды, более того, с запомнившимися очевидцу динамическими признаками разыскиваемого лица, особенностями его походки, свойственных ему движений. Особенности предметов одежды, фигуры пока могут дорисовываться специалистами, имеющими навыки рисования. Однако, это не всегда сочетается с изображением лица. Поэтому представляется перспективным дополнение банков данных определенным количеством изображений одетых типовых фигур. Создание динамического субъективного портрета — более сложная задача; здесь необходимы средства, характеризующиеся принципиально новыми решениями.
ПРОБЛЕМЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА
О.А. БАРАНОВА
преподаватель кафедры экспертно-криминалистической деятельности Московского университета МВД России E-mail: olgabaranova@ mail.ru
Художественно-графическое изображение зачастую является одним из наиболее быстрых и наиболее удобных средств, способствующих созданию субъективного портрета, так как не требует сложных технологических приспособлений и большого количества времени. При этом вопрос достоверности отображенных элементов внешности во многом зависит от уровня подготовки художника-криминалиста.
К созданию художественно-графического субъективного портрета может привлекаться как эксперт, имеющий начальные художественные навыки, так и профессиональный художник. При этом общим для
№ 2 / 2014
Вестник Московского университета МВД России
7