Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / требования к современному специалисту / модернизация системы профессионального образования / ведущие тенденции развития системы профессионального образования / educational process / requirements for modern specialist / modernization of vocational education system / leading trends in development of vocational education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, А.С. Канюк, Н.И. Соколова

В статье рассмотрены наиболее значимые проблемы, возникшие в связи с изменениями, фиксирующимися в системе профессионального образования России на протяжении трёх последних десятилетий. В статье подвергается детальному рассмотрению влияние ведущих тенденций развития социума и мировой экономки на образовательный процесс, осуществляемый в пространстве современных организаций профессионального образования. В статье рассмотрена проблема взаимодействия вузов с работодателями. Авторы делают вывод о том, что система отечественного профессионального образования прошла длительный и активный путь чередования различных модернизационных процессов, начиная с 90-х годов XX и по настоящее время. Во многом они были детерминированы общими тенденциями социального развития общества, мировой системы профессионального, ускорения научно-технического прогресса, развитием экономики на основе цифровизации и в то же время превалирования гуманистических идей развития личности и ориентации на непрерывный характер образования и самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: DETERMINANTS AND LEADING DEVELOPMENT TRENDS

The article examines the most significant problems that have arisen in connection with the changes that have been fixed in the Russian vocational education system over the past three decades. The article examines in detail the influence of the leading trends in the development of society and the global economy on the educational process carried out in the space of modern professional education organizations. The article considers a problem of interaction between universities and employers. The authors conclude that the system of national vocational education has gone through a long and active path of alternating various modernization processes, starting from the 90s of the XX century and up to the present. In many ways, they are determined by the general trends in the social development of society, the global professional system, the acceleration of scientific and technological progress, the development of the economy based on digitalization and at the same time the prevalence of humanistic ideas of personal development and orientation towards the continuous nature of education and self-education.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

Библиографический список

1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации Указ Президента РФ № 400 от 02.07.2021 г Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046

2. Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ № 809 от 09.11.2022 г. Available at: http://kremlin.ru/acts/news/69810

3. Доклад П.И. Юнацкевича на XXXII Международных Рождественских образовательных чтениях 1.12.23 в Ханты-Мансийске. Available at: https://strategy24.ru/rf/news/ primat-dukhovnogo-nad-materialnym

4. Коломиец О.М., Старцева Т.В., Паскевская Н.А., Коломиец А.А. Идеология патриотизма - основа воспитания человека в России. Образование в XXI веке: материалы VI Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2023: Издательство ИГУ 2023: 169-174.

5. Барышков В.П. Аксиология: учебное пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.

6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Москва: Издательство Юрайт, 2023. Available at: https://urait.ru/bcode/513910

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. Москва: Смысл: Академия, 2005.

8. Коломиец О.М. Концепция преподавательской деятельности в контексте компетентностно-деятельностного подхода. Москва: ИД «Развитие образования», 2018.

References

1. O strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii Ukaz Prezidenta RF № 400 ot 02.07.2021 g. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046

2. Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennojpolitikipo sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta RF № 809 ot 09.11.2022 g. Available at: http://kremlin.ru/acts/news/69810

3. Doklad P.I. Yunackevicha na XXXII Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chteniyah 1.12.23 v Hanty-Mansijske. Available at: https://strategy24.ru/rf/news/primat-dukhovnogo-nad-materialnym

4. Kolomiec O.M., Starceva T.V., Paskevskaya N.A., Kolomiec A.A. Ideologiya patriotizma - osnova vospitaniya cheloveka v Rossii. Obrazovanie v XXI veke: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Irkutsk, 2023: Izdatel'stvo IGU, 2023: 169-174.

5. Baryshkov V.P. Aksiologiya: uchebnoe posobie. Saratov: Izdatel'skij centr «Nauka», 2009.

6. Vygotskij L.S. Istoriya razvitiya vysshih psihicheskih funkcij. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2023. Available at: https://urait.ru/bcode/513910

7. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost': uchebnoe posobie. Moskva: Smysl: Akademiya, 2005.

8. Kolomiec O.M. Koncepciyaprepodavatel'skojdeyatel'nosti v kontekste kompetentnostno-deyatel'nostnogopodhoda. Moskva: ID «Razvitie obrazovaniya», 2018.

Статья поступила в редакцию 21.03.24

УДК 378

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia); Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Kolomiets O.M, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Moscow, Russia), E-mail: olga9104545604@mail.ru Kanyuk A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: gzhelnauka@mail.ru Sokolova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University Under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ntlsokol@mail.ru

THE GENESIS OF THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: DETERMINANTS AND LEADING DEVELOPMENT TRENDS. The article examines the most significant problems that have arisen in connection with the changes that have been fixed in the Russian vocational education system over the past three decades. The article examines in detail the influence of the leading trends in the development of society and the global economy on the educational process carried out in the space of modern professional education organizations. The article considers a problem of interaction between universities and employers. The authors conclude that the system of national vocational education has gone through a long and active path of alternating various modernization processes, starting from the 90s of the XX century and up to the present. In many ways, they are determined by the general trends in the social development of society, the global professional system, the acceleration of scientific and technological progress, the development of the economy based on digitalization and at the same time the prevalence of humanistic ideas of personal development and orientation towards the continuous nature of education and self-education.

Key words: educational process, requirements for modern specialist, modernization of vocational education system, leading trends in development of vocational education system

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», ФГБОУ Во «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

О.М. Коломиец, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ», г. Москва, E-mail: olga9104545604@mail.ru

А.С. Канюк, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: gzhelnauka@mail.ru

Н.И. Соколова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: ntlsokol@mail.ru

ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены наиболее значимые проблемы, возникшие в связи с изменениями, фиксирующимися в системе профессионального образования России на протяжении трёх последних десятилетий. В статье подвергается детальному рассмотрению влияние ведущих тенденций развития социума и мировой экономки на образовательный процесс, осуществляемый в пространстве современных организаций профессионального образования. В статье рассмотрена проблема взаимодействия вузов с работодателями. Авторы делают вывод о том, что система отечественного профессионального образования прошла длительный и активный путь чередования различных модернизационных процессов, начиная с 90-х годов XX и по настоящее время. Во многом они были детерминированы общими тенденциями социального развития общества, мировой системы профессионального, ускорения научно-технического прогресса, развитием экономики на основе цифровизации и в то же время превалирования гуманистических идей развития личности и ориентации на непрерывный характер образования и самообразования.

Ключевые слова: образовательный процесс, требования к современному специалисту, модернизация системы профессионального образования, ведущие тенденции развития системы профессионального образования

Актуальность избранной проблематики заключается в том, что в ней рассматриваются наиболее характерные тенденции, фиксирующиеся в отечественной системе профессионального образования (далее ПО) на протяжении трёх последних десятилетий, начиная с 90-х годов XX в., и закреплённые в законе «Об образовании в Российской Федерации» 1992 года [1], и заканчивая современным этапом, который, на наш взгляд, можно отсчитывать с момента публикации Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» [2] (учитывая, что высшее образование является основной составной частью системы профес-

сионального образования, данный Указ можно рассматривать как программный документ развития всего профессионального образования). В связи с модернизацией системы профессионального образования, начиная с 90-х годов XX и по настоящее время, актуальным является изучение и анализ основных этапов, тенденций развития высшего образования за обозначенный период, выявления проблем дальнейшего развития [3-19].

Цель данной статьи - изучение наиболее значимых процессов, произошедших в системе профессионального образования Российской Федерации за период с 1992 г и по настоящее время.

Задачи: исследовать развитие системы отечественного ПО, начиная с 90-х годов XX в. и по настоящее время; выделить основные тенденции развития системы высшего образования в РФ; изучить основные проблемы, препятствующие успешной дальнейшей модернизации системы отечественного ПО.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, публикаций последних лет

Научная новизна статьи определяется выявлением основных периодов и тенденций развития системы российского ПО, начиная с 90-х годов XX и по настоящее время.

Теоретическая значимость статьи состоит в обобщении знаний о процессах, происходящих в системе современного отечественного ПО за обозначенный период, обобщении ведущих тенденций.

Практическая значимость заключается в том, что на основе анализа литературы определены основные тенденции развития профессионального образования в России.

В России система профессионального образования сложилась очень давно, причем основана она была на традиционном процессе непрерывного и последовательного усвоения знаний. Несмотря на такую многовековую историю, система высшего образования долгие годы (прежде всего, в советский период) не получала никаких существенных изменений. В настоящий момент систему профессионального образования в России можно представить следующим образом (рис. 1):

Возможно, кто-то не согласится с подобным структурным изображением данной системы и выстроил бы её не горизонтально, а вертикально. Но своеобразие развития СПО в РФ, особенно в последние годы, в том, что число студентов СПО неуклонно растёт, учреждения СПО становятся очень значимыми игроками на рынке образовательных услуг что, в свою очередь, привело к тому, что её можно рассматривать как отдельную подсистему, которая не всегда взаимосвязана вертикально с подсистемой высшего образования. В отдельных случаях связи действительно вертикальные, когда крупные университеты в последние годы стали активно формировать на своей базе подразделения СПО, иногда выделяя их в отдельной факультет, что предполагает

- бакалавриат;

- специалитет,

- магистратура;

- подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура)

Рис. 1. Система профессионального образования РФ

Данные принципы были детерминированы переходом России на демократический путь развития и закреплены в законе «Об образовании в Российской Федерации» 1992 года [1]. Процесс образования сегодня - это некая динамическая характеристика получения знаний и навыков, которая предполагает наличие целей, содержания, способов и средств достижения результатов, организацию и определенные условия воспитания и обучения и результативность этих всех процессов. Рассмотрим основные тенденции развития системы ВО Российской Федерации на современном этапе развития и социально-экономические, политические процессы, детерминирующие их возникновение. Государство активно занимается внедрением информационных технологий в каждой сфере: экономике, промышленности, здравоохранении, образования и прочих. Особенно активно цифровизация происходит в тех структурах, где от внедрения ощущается явный экономическийэффект[3].

Таблица 1

- училища,

- колледжи,

- техникумы

Периодизация развития системы профессиональногообразования РФ

№ этапа Годы Основные черты этапа

1 этап 1992-2002 гг.) перевод системы профессионального образования на гуманистическую образовательную парадигму, ориентация на непрерывность обучения на протяжении всего периода профессиональной деятельности (с применением различных форм обучения, повышения квалификации, переподготовки)

2 этап 2003-2012 гг.) перевод отечественной системы профессионального образования на многоуровневую основу и компетентностный подход в связи с Болонскими соглашениями

3 этап 2013-2021 гг. активная цифровизация и информатизация отечественной системы образования, внедрение интерактивных и других прогрессивных технологий обучения, реализация гибридныхформ обучения,распространениеонлайн-обучения

4 этап с 2022 года по н. в.) выход из Болонского соглашения и провозглашение дальнейшего развития системы профессионального образования на основе лучших отечественных и мировых традиций, а также дальнейшая разработка, апробация эффективных технологий, показавших себя положительно в зарубежнойиотечественнойобразовательнойпрактике

переход большей части выпускников СПО в систему ВО того же вуза. Но прослеживается и другая тенденция, когда учреждения СПО - это отдельные образовательные учреждения, выпускающие на рынок труда востребованных специалистов, которые не всегда стремятся в дальнейшем получить высшее образование или получают его уже по другой специальности, тем самым расширяя собственные возможности для профессиональной мобильности. В этом случае как раз наблюдается «горизонтальная» структура, когда СПО выступают как самостоятельные «игроки» рынка образовательных услуг Политические процессы 90-х годов, распад СССР существенным образом детерминировали модернизационные процессы в российской системе образования в целом и профессионального в частности [3-19]. Не претендуя на истину в последней инстанции, можно представить следующую периодизацию развития отечественной системы профессионального образования, начиная с 90-х годов XX в. и по настоящее время.

Однако сегодняшний объем знаний, которые приходится обрабатывать обучающимся, настолько велик, что невыполнимой задачей становится даже частичное их освоение. С другой же стороны, в связи со стремительно изменяющимся окружающим миром эта информация имеет свойство, способствующее очень быстрой потере своей актуальности. В этой связи молодые специалисты по завершении обучения должны самостоятельно «подпитывать» себя новыми, актуальными знаниями хотя бы для того, чтобы обладать набором актуальных компетенций, то есть заниматься саморазвитием и самообразованием. Эти факторы заставляют современные вузы, учреждения СПО модернизировать процесс образования, направляя образовательный процесс на обучение выпускника к решению тех вопросов, которые у него могут возникнуть в ближайшем будущем, в начале его профессиональной деятельности [2]. Рассмотрим ведущие принципы модернизации системы ПО РФ, провозглашённые в связи с переходом на новую образовательную парадигму, носящую гуманистический характер [1], которые представлены в табл. 2

Следует отметить, что в XXI веке прогрессивные страны перешли на постиндустриальный этап развития. Э.Ф. Зеер [4] и другие авторы выделяет следующие особенности социальной ситуации в постиндустриальном обществе, которые оказали существенное детерминизированное влияние на формирование основных тенденций развития профессионального образования: увеличение продолжительности жизни, обучения и периода трудовой деятельности, более поздний выход на пенсию (мужчины - в 65 лет, женщины - в 60 лет); изменение характера социального взаимодействия людей; неопределенность социально-профессионального будущего молодежи; цифровизация всех основных видов жизнедеятельности человеческого общества; автоматизация и роботизация промышленности и других сфер; возникновение киберпространства, интегрирующего реальную, виртуальную и дополненную действительность; широкое применение искусственного интеллекта [3].

Таблица 2

.а 5 о S е 1. Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур

s Q-° к S S s х ^ Я 2. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие

и Я о о s о а о- 0» ю 3. Общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых

i 2 _ о i э 4. Демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений

§■ -0 Ш ю 5. Светский характер образования в государственных учреждениях

■ - с 6. Свобода и плюрализм в образовании

И.Е. Семенко [5] выделяет основные тенденции развития социума за последний период, оказавшие существенное влияние на систему профессионального образования. Причём данные тенденции имеют общемировой характер и в той или иной степени преломляются в разных странах, в том числе и в России, в соответствиисоспецификой развития каждой страны (рис. 2):

развитие экономики, определяющее растущую потребность в профессиональном росте и повышении профессиональной мобильности кадров

Рис. 2. Тенденции развития социума в последние десятилетия (по И.Е. Семенко)

Как отмечают Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк [6; 7], происходящие в сиотеме образования РФ процессы и социальные явления обусловили развитие следующих направлений модернизации системы профессионального образоваеиа уа последний период, связанный с активной цифровизацией образовательасС сседы (табл.3).

Таблица 3

Направления модернизации системы профессионального образования РФ за последний период цифровизации и информатизаци и

ческую, субъект-субъектную, культурологическую и др. В итоге многие учёные сходятся на том, что для современного периода развития профессионального образования характерна так называемая полипарадигмальность как сочетание традиционного и инновационного образования. Как отмечают исследователи Л.А. Даринская, Г.И. Молодцова, О.Б. Даутова, Е.Ю. Игнатьева и др. [10-13 и др.], социальные вызовы, стремительное развитие цифровых технологий, влияние на образовательный процесс пандемии, вызванной вирусом СОVID-19 и др., явились важными факторами в определении тенденций развития современного профессионального образования XXI в. Среди них можно выделить следующие (табл. 4).

Если первые 7 пунктов уже нашли широкое распространение в теории и методике профессионального образования, то отдельно хотелось бы отметить последние тенденции. Так, по мнению автора Л.Л. Карасевой [14], образовательная экосистема - это в первую очередь новая управленческая парадигма организации процесса образования и подготовки людей. Причем не только в молодости, но и на протяжении всей жизни. Она поможет обеспечить максимальную реализацию потенциала каждого человека и одновременно максимальный запрос со стороны общества и экономики. В результате прогрессивные вузы, учреждения СПО, ссиенмттованныо савыпуссконкерунтесуосощ-ыес-ециспистов, должны иметь компетентный штат научно-педагогических работников, административного и тесни-сцквго персоналв, готовом осваивать неиывивхнологии и подхееык обучению на протяжении всей профессиональной деятельности.

I- теее-с024 ууебуомгодц заммтие усесмбтсвтсндмс^и.стязмдныес ыктивн-1- пр-аяечеиьдыПП С кпщехоемс-ию куусвв-овыщовия-вэ-иЫикарпт по проблемам использования ИИ (искусственного интеллекта) в образователь-нсебцебегее. Т-хс—м сВлижнсшдю бтмтще-ожи-аетсяскаиок в тсвоеазя-вании ИИ-технологий в образовательном процессе ВО в процессе реализации 0УбеЙр-руцсеи. Мы сооыдарны и вытопит Л.А. Дасинcаеи, бИ.Мощодсеьни, О.ЕМ Аортов-о, E.Ю.Игнетжопo--A.Н. Осикиаой-Ы-], кснстесищтищими.жта ключе-в1ы тp.одoаcфepысытшero об.езо венАОнеследнислет (вансша4гляа, нтмтпеобед ы-вно oBыс-aчит-б-адтющумихуееунными рамкою- -заевнавос второго десятилетия XXI в. и до наших дней) является его интеллектуализация, акхивнозвнадтенсЩ оpeдчбвнвнзlмoебaз-вабeлвнынв уиф-овб1х тежасамгий (бooтсeнcсвeнбщ, жзи те-ды-ч-и paссндбтнбияютсснбцхю ссстему првфсхдво-нe-ьнoвесМоeзвнезиясТымчемым пр^с^с^^^бивиалс^с^бс^бре^с^^о^е повос-еною тканоситдрвмlcекмтeтвдсеl"ииАым и миондвгауматзым, статветзхаыстта равт-ровать на потребности различных сегментов рынка труда и образовательные иапровы oюдeАвaзюнчтыроезpаттрыдкатугоний ^)^^овоеАз^щ

нпмциулавтов.тз вюжзв жзаелитнбомдбыщие обобщённые трнЫ-изб-я к нимы еб^лбBeBHBЫeMИBГ0АBKT0з40стИЛбОНДеН.ОЙ рсЗВИи-Ж УЫЦиумв и Прос

фыбcиoвaльсегoоебaзавовмх вАабтжобЕс(ттб.З):

но и необходимостью наиболее полно использовать продукты технологичесттй революции и адекватно отвечать на ее вызовы в условиях полипарадигмаль-ности, многовекторности и неоднозначности тенденций развития этой сферы в контексте ведущих трендов современного общества. В связи с этим, начиная со второго десятилетия XXI в., важнейшей задачей современного профессионального образования является подготовка выпускников, обладающих косадсенциис ми для решения проблем, которые носят сложный, часто междисциплинарный и не всегда определенный характер (именно в этот период осуществл ялсумажос-вый перевод отечественной системы образования на компетентности- вснов--Тем самым можно констатировать, что вышеобозначенные тенденции в совокупности предопределили переход отечественной системы с гуманистической на инновационную парадигму развития высшего образования, включающую уже комплекс образовательных парадигм: личностно ориентированную, гуманисти-

Pнт.М.Tмeбoвбнкекы--peоаи-Уlм специалистам

Контекст, в котором происходит трансформация образования, предпола-гпет развабосну обсасозатчвтзых прс-еамм,гехно-аги во -ьоодо- аПучесия, ориентированных на индивидуальные особенности и потребности обучающихся, а выскенюфырмepечaние сродс-кабельнжlыммoтнвуоyющуx ныв

ееее.спехобсетующих -раз-елынню о^е^^итио личностс ьАBнебpевeвию4e -олемо бeзбвыбииубфeбPзeнaльвыxьмАыквни зн-нин.исиАизнезныxкбмпe-вскцзС.иеАышaющзxнбнкyимнтббHбЧб-нобтв зызускаеуыуспвосапистоивзе-стиндустриальном обществе [9]. Как показал анализ публикаций последних лет, личного опыта авторов [12; 13; 18; 19], можно выделить следующие проблемы, возникающие на пути дальнейшей модернизации системы отечественного ПО: в целом по стране недостаточное количество ППС, обладающих квалификаци-

Таблица 4

Ведущие тенденции развития профессионального образования в РФ

№ Тенденции Их содержание

Непрерывность Потребность в постоянном профессиональном росте, обновлении компетенций, знаний и умений работников с целью выстраивания эффективной экономики обусловила регулярный пересмотр системы непрерывного профессионального образования

Демократизация Реализация права каждого человека на образование увеличила возможности для обучения на протяжении всей жизни, праве выбора многовариантности способов получения образования и форм образовательной деятельности

Массоеизация Благодаря расширению социальных функций государства доступ к образованию получили самые широкие слои населения, что привело к превращению высшего образования из элитного в массовое. Ускорению этого процесса способствует цифровизация образовательного контента и широкое повсеместное распространение массовых открытых онлайн-курсов

Практико- ориентироеанностъ Ориентация образования на потребности рынка труда и запросы работодателей, включение представителей трудовой сферы в процессы итоговой аттестации выпускников; повышение практикоориентированности при организации всех видов практик для приобретения студентами профессиональных компетенций; реализация в образовательном процессе практико-ориентированных технологий; создание в вузах инновационных форм профессиональной занятости студентов (О.И. Ваганова и др. [3])

Диверсификация Составляет основу расширения различных подходов к отбору содержанию профессионального образования, с развитием новейших дисциплин и специальностей, форм обучения, задач и технологий образования.

Персонификация Обеспечивает индивидуальный подход к студентам с целью раскрытия их творческого и исследовательскою потенциала (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк [7]). Совмещение различных образовательных форматов, в том числе гибридных форм обучения, сочетающих очное и дистанционное обучение, что делает обучение разносторонним, отвечающим образовательным потребностям студентов (Н.У. Ярычев, И.Е. Емельянова, ГС.Х. Дудаев [11]). Разнообразие видов образовательных услуг, расширение способов и видом учебной деятельности, которые дают возможность обучающимся сделать индивидуальный выбор образовательной траектории [12; 13]

Информатизация и цифровизация Формирование электронной информационно-образовательной среды, ориентированной на повышение качества учебного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий. Создание системы онлайн-образования, включающей новые методики и способы преподавания. Сетевые взаимодействия, онлайн-курсы, программы и платформы открытого образования позволяют не только повышать уровень знаний, но и получать актуальные сведения в комфортной форме, что увеличивает результативность обучения

Экосистемность «Образовательные экосистемы - это сети и сообщества учащихся и провайдеров образования, постоянно развивающиеся и эволюционирующие. Они направлены на процветание на личном, межличностном, национальном и планетарном уровнях (Л. Карасева [14])

Создание образовательной системы с учетом российской специфики Перевод ряда направлений подготовки с бакалавриата на специалитет. Ретроспективный анализ и возрождение лучших традиций отечественного высшего образования

ей, необходимой для успешной профессиональной деятельности в условиях нарастающей цифровизации образовательной среды и переходом многих вузов и учреждений СПО на гибридную форму обучения (между тем, как отмечают Н.У. Ярычев, И.Е. Емельянова, ГС.Х. Дудаев [11], а также Э.Ф. Зеер, Т.М. Резер, Н.В. Сыманюк [17], в последнее время наблюдается тенденция трансформации функций преподавателей высшей школы как ответ на постоянно меняющиеся условия осуществления профессиональной деятельности и возникающей в этой связи неопределённости); отставание материальной базы ряда образовательных организаций от требований цифровизации; проблема баланса между вариативностью, гибкостью образовательных программ, с одной стороны, и едиными подходами, требованиями и условиями образования - с другой; отставание содержания отдельных направлений профессиональной подготовки от реального положения дел в экономике и востребованности специальностей; большое количество ре-

Библиографический список

комендованных к обучению учебников, содержащих устаревшие данные и не отражающих инновационные процессы в экономике, в самой системе профессионального образования [16]; некоторая диспропорция в распределении вузов и учреждений СПО по территории РФ, следовательно, сложившийся кадровый дефицит в ряде регионов, в частности, это касается педагогических кадров [12; 15].

Таким образом, система отечественного профессионального образования прошла длительный и активный путь чередования различных модернизацион-ных процессов, начиная с 90-х годов XX и по настоящее время. Во многом они были детерминированы общими тенденциями социального развития общества, мировой системы профессионального образования, ускорения научно-технического прогресса, развития экономики на основе цифровизации и в то же время превалирования гуманистических идей развития личности и ориентации на непрерывный характер образования и самообразования.

1. Об образовании в Российской Федерации. Закон Российской Федерации, 1992. Available at: https://base.garant.ru/5227810/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

2. О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г № 343. Собрание законодательства РФ от 15.05.2023 № 20, ст. 3535. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005

3. Лунева Ю.Б., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018; № 6 (32): 122-126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зеер Э.Ф. Проблемы модернизации профессионального и профессионально-педагогического образования: панорамный подход. Профессиональное образование и рынок труда. 2022; № 2: 13-21. Available at: https://doi.org/10.52944/

5. Семенко И.Е. Модернизация системы образования: основные проблемы и перспективы. Московский экономический журнал. 2021; № 11: 529-535.

6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития. Педагогическое образование в России. 2021; № 1: 17-25.

7. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Формирование персонализированных нейрообразовательных результатов учебной деятельности у обучающихся в профессиональной школе. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2021; № 3: 124.

8. Давлетшин РР Тенденции развития высшего образования в России. Молодой ученый. 2023; № 42 (489): 94-96. Available at: https://moluch.ru/archive/489/106903/

9. Емец Л.Г., Соловьева Н.В., Сорокопуд Ю.В. Подготовка педагогов к применению нейродидактического подхода при работе с детьми, имеющими трудности в обучении. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 405-408.

10. Даринская Л.А., Молодцова Г.И., Даутова О.Б., Игнатьева Е.Ю., Оськина А.Н. Педагогика высшей школы. Москва: Кнорус, 2024.

11. Ярычев Н.У., Емельянова И.Е., Дудаев ГС.Х. Специфика педагогического общения преподавателя высшей школы в условиях реализации гибридного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 298-300.

12. Ерина И.А., Позднякова И.Р, Сорокопуд Ю.В. Современные тенденции развития системы образования Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 313-315.

13. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В. и др. Использование методологии тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию. Вестник университета. 2014; № 2: 235-238.

14. Карасева Л. Почему будущее образования - за экосистемами. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/education/6027f56f9a794723de4d1b347fromfcopy

15. Ерина И.А., Магин В.А., Жданова С.Н. Специфика организации образовательного процесса в современных вузах в условиях цифровизации образовательной среды. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 206-208.

16. Вовк Е.В., Савченко Л.В. Инновационный характер развития издательского дела на современном этапе. Экономические исследования и разработки. 2018; № 9: 6-10.

17. Зеер Э.Ф., Резер Т.М., Сыманюк Н.В. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы. Образование и наука. 2023; Т. 25, № 5: 12-48.

18. Сорокопуд Ю.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения. Вестник университета. 2012; № б: 284-287.

19. Rabadanova R.S., Kagosyan A.S., Karmanova Zh.A., Rabadanova Z.M., Titov V. Motivational support as a factor of formation of students' professional competence in the conditions of digitization of education. Política e Gestäo Educacional. 2022; Т. 2б, № S2.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Zakon Rossijskoj Federacii, 1992. Available at: https://base.garant.ru/5227810/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

2. O nekotoryh voprosah sovershenstvovaniya sistemy vysshego obrazovaniya». Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12 maya 2023 g. № 343. Sobranie zakonodatel'stva RF ot 15.05.2023 № 20, st. 3535. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005

3. Luneva Yu.B., Vaganova O.I., Smirnova Zh.V. Praktiko-orientirovannyj podhod v professional'nom obrazovanii. Innovacionnaya 'ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2018; № б (32): 122-12б.

4. Zeer 'E.F. Problemy modernizacii professional'nogo i professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: panoramnyj podhod. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2022; № 2: 13-21. Available at: https://doi.org/10.52944/

5. Semenko I.E. Modernizaciya sistemy obrazovaniya: osnovnye problemy i perspektivy. Moskovskij 'ekonomicheskijzhurnal. 2021; № 11: 529-535.

6. Zeer 'E.F., Symanyuk 'E.'E. Teoretiko-prikladnye osnovaniya personalizirovannogo obrazovaniya: perspektivy razvitiya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 1: 17-25.

7. Zeer 'E.F., Symanyuk 'E.'E. Formirovanie personalizirovannyh nejroobrazovatel'nyh rezul'tatov uchebnoj deyatel'nosti u obuchayuschihsya v professional'noj shkole. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. 2021; № 3: 124.

8. Davletshin R.R. Tendencii razvitiya vysshego obrazovaniya v Rossii. Molodoj uchenyj. 2023; № 42 (489): 94-9б. Available at: https://moluch.ru/archive/489/106903/

9. Emec L.G., Solov'eva N.V., Sorokopud Yu.V. Podgotovka pedagogov k primeneniyu nejrodidakticheskogo podhoda pri rabote s det'mi, imeyuschimi trudnosti v obuchenii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № б (103): 405-408.

10. Darinskaya L.A., Molodcova G.I., Dautova O.B., Ignat'eva E.Yu., Os'kina A.N. Pedagogika vysshejshkoly. Moskva: Knorus, 2024.

11. Yarychev N.U., Emel'yanova I.E., Dudaev G.S.H. Specifika pedagogicheskogo obscheniya prepodavatelya vysshej shkoly v usloviyah realizacii gibridnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 298-300.

12. Erina I.A., Pozdnyakova I.R., Sorokopud Yu.V. Sovremennye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № б (91): 313-315.

13. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V. i dr. Ispol'zovanie metodologii tyuninga pri proektirovanii magisterskih programm po pedagogicheskomu obrazovaniyu. Vestnik universiteta. 2014; № 2: 235-238.

14. Karaseva L. Pochemu buduschee obrazovaniya - za 'ekosistemami. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/education/6027f56f9a794723de4d1b34?from=copy

15. Erina I.A., Magin V.A., Zhdanova S.N. Specifika organizacii obrazovatel'nogo processa v sovremennyh vuzah v usloviyah cifrovizacii obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 206-208.

16. Vovk E.V., Savchenko L.V. Innovacionnyj harakter razvitiya izdatel'skogo dela na sovremennom 'etape. 'Ekonomicheskie issledovaniya irazrabotki. 2018; № 9: 6-10.

17. Zeer 'E.F., Rezer T.M., Symanyuk N.V. Transformaciya funkcij prepodavatelej vysshej shkoly v usloviyah neopredelennosti: postanovka problemy. Obrazovanie i nauka. 2023; T. 25, № 5: 12-48.

18. Sorokopud Yu.V. Podgotovka prepodavatelej vysshej shkoly v processe realizacii FGOS VPO novogo pokoleniya. Vestnik universiteta. 2012; № 6: 284-287.

19. Rabadanova R.S., Kagosyan A.S., Karmanova Zh.A., Rabadanova Z.M., Titov V. Motivational support as a factor of formation of students' professional competence in the conditions of digitalization of education. Política e Gestäo Educacional. 2022; T. 26, № S2.

Статья поступила в редакцию 21.03.24

УДК 378

Kotov S.V., Doctor of Sciences (Political Studies), Professor, Head of Department of Technologies and Professional-Pedagogical Education,

Academy of Psychology and Pedagogics, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: cat0016@yandex.ru

Tashlyk A.M., postgraduate, Academy of Psychology and Pedagogics, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: elmos161@mail.ru

EDUCATIONAL AND RESEARCH CONCEPT FOR INTEGRATING COMPUTER MODELING AND 3D PRINTING INTO THE SUBJECT OF "TECHNOLOGY".

The article talks about the need to expand the integration of 3D printing and additive technologies into the educational process at all levels. An analysis of the educational programs of leading universities and the federal patent database in Russia indicates the national economy's need for specialists proficient in 3D printing, prototyping technologies, etc. The prospects for the technologies described in the article are based on global market trends and are directly related to the increasing introduction of 3D printing technologies into the education system, at the level of higher educational institutions and secondary schools in each region. The article describes the educational and research concept of educational practice for students in the field of study 44.03.05 "Technology and Fine Arts" and the program of classes with schoolchildren of the APP SFU, which was successfully tested in 2021-2023 in Rostov-on-Don. The main focus of the research is on expanding knowledge in the field of techniques for using computer modeling and 3D printing.

Key words: 3D printing, additive technologies, prototyping in educational process, training of technology teachers

С.В. Котов, д-р полит. наук, проф., зав. каф. технологии и профессионально-педагогического образования Академии психологии и педагогики

Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: cat0016@yandex.ru

А.М. Ташлык, аспирант, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: elmos161@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И SD-ПЕЧАТИ В ПРЕДМЕТ «ТЕХНОЛОГИЯ»

В статье говорится о необходимости расширения интеграции 3D-печати и аддитивных технологий в образовательный процесс на всех уровнях. Анализ образовательных программ ведущих вузов, федеральной базы патентов в России указывает на потребность народного хозяйства в специалистах, владеющих технологиями 3D-печати, прототепирования и т. д. Перспективы описываемых в статье технологий основаны на тенденциях мирового рынка и напрямую связаны с возрастающим внедрением технологий 3D-печати в систему образования на уровне высших учебных заведений и общеобразовательных школ в каждом регионе. В статье описывается образовательно-исследовательская концепция учебной практики студентов по направлению подготовки 44.03.05 Технология и изобразительное искусство и программы занятий со школьниками АПП ЮФУ, которая была успешно апробирована в 2022-2023 гг. в Ростове-на-Дону. Основное внимание в исследованиях уделялось расширению знаний в области методики применения компьютерного моделирования и 3D-печати.

Ключевые слова: 3D-ne4aTb, аддитивные технологии, прототипирование в образовательном процессе, подготовка учителей технологии

Актуальность темы данного исследования определяет ожидающийся мировой рост использования 3D-печати в промышленности и образовании (среднегодовой темп более 11%) за счет массового внедрения технологий 3D-печати и моделирования (С.В. Белов, ГЮ. Кушнерева, РФ. Салахов, Т.Н. Суворова и др.). К настоящему времени в отечественной педагогике проблема целесообразности применения 3D-печати в общеобразовательной школе рассмотрена в работах многих ученых:

- проблеме использования 3D-принтера во внеурочной деятельности школьников посвящены работы И.С. Головко, А.М. Рытова, Е.В. Игониной, Л.А. Липницкого, В.В. Зеленцова, В.С. Заседатель, А.П. Сябренко и др.;

- принцип использования 3D-печати в лабораторных работах школьников и интеграции 3D-печати в подготовку студентов инженерных специальностей и будущих дизайнеров описан в трудах Р.Ф. Салахова [1];

- необходимость применения аддитивных технологий с целью развития наглядности, мотивации и вовлеченности учащихся представлены в трудах М.А. Гриц, И.С. Головко [2; 3];

- 3D-технологию Л.А. Липницкий относит к активным методам обучения, направленным на активизацию исследовательской деятельности учащихся [4];

- принцип метапредметности в образовательном процессе также может быть обеспечен 3D-технологиями [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.