10. Matusevich V.Z., Kerimov M.M. Puti optimizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoj shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3: 71-75.
11. Kerimov M.M. Vzaimovliyanie kul'tur narodov Rossii: rol' konfessional'nogo faktora. Nauchnaya mysl'Kavkaza. 2009; № 4.
12. Svetlichnyj E.G., Vezetiu E.V. Vliyanie social'nogo okruzheniya na obrazovatel'nye uspehi i plany sovremennyh podrostkov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 309-311.
13. Vovk E.V., Vaganova O.I. Narodnye podvizhnye igry kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 98-101.
Статья поступила в редакцию 17.02.24
УДК 378
Bagicheva Zh.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Dagestan State Medical University of the Ministry
of Health of the Russian Federation (Makhachkala, Russia), E-mail: zhasmira2013@yandex.ru
Gasanova D.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education,
Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: gasanovadiana@yandex.ru
IMPLEMENTATION OF PERSONALIZED EDUCATION TECHNOLOGIES IN THE RUSSIAN NATIONAL EDUCATIONAL PRACTICE OF HIGHER EDUCATION. The authors identify the ways that exist for implementation of personalized education technologies in a modern Russian university. Before considering this subject, they pay attention to the current modern Russian society in general and the corresponding educational system segment in particular development state. Based on their research, the need to optimize the interaction between the subjects of the educational process is proved, including by expanding the integration of the above-mentioned technologies into it. The work studies the term "personalized education" and defines its essential characteristics. The most significant features of its similarities and differences with other developmental learning models are determined. The paper describes the theoretical basis of designing and implementing training sessions in accordance with the model. The corresponding methodology is offered. The authors highlight the influence that the implementation of this model can have on the professional and personal development of students.
Key words: higher education, pedagogical technologies in higher education, personalized education, individual educational trajectory, educational needs of students
Ж.Б. Багичева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения
Российской Федерации, г. Махачкала, E-mail: zhasmira2013@yandex.ru
Д.И. Гасанова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский
государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: gasanovadiana@yandex.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Авторы статьи определяют возможности, существующие для воплощения технологий персонифицированного образования в практике современного российского вуза. Пред рассмотрением данного предмета они уделяют внимание состоянию развития современного российского общества в целом и соответствующего сегмента образовательной системы в частности. На основании их исследования доказывается необходимость оптимизации взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса, в том числе путём расширения интеграции в него указанных выше технологий. Термину «персонифицированное образование» даётся сущностная характеристика. Определяются наиболее существенные черты его сходства и различия с другими развивающими моделями обучения. Выявляется теоретическая основа процессов проектирования и реализации учебных занятий в соответствие с такой моделью. Описывается соответствующая методология. Затем изучается то влияние, которое реализация этой модели может оказывать на профессиональное и личностное становление студентов.
Ключевые слова: высшее образование, педагогические технологии в высшем образовании, персонифицированное образование, индивидуальная образовательная траектория, образовательные потребности студентов
Актуальность темы, выбранной для рассмотрения на страницах настоящей статьи, может быть обоснована фактом существенных изменений в сфере высшего образования (И.Ш. Губаева, Д.А. Забара, Ю.А. Корольченко, С.Ю. Самохвалова, А.И. Титова, А.П. Тюменцева). В свою очередь, трансформация среды современного вуза происходит под влиянием процессов, фиксирующихся в экономической, социальной и культурной жизни России и мира (Т.В. Абанкина, А.Н. Красилова, ГА. Ястребов).
Так, немалую роль в ней сыграли меры по профилактике и борьбе с пандемией СШй-19. Осуществлённый в глобальном масштабе переход к массовой реализации дистанционного и смешанного форматов обучения, связанное с ним разрушение привычной модели коммуникации участников образовательного процесса способствовали интенсификации поисков новых форм взаимодействия между ними [1, с. 206]. На сегодняшний день результаты таковых дают нам право с определённой долей уверенности заявить, что модернизация системы высшего образования должна реализовываться по трём основным направлениям (табл. 1).
Таким образом, сегодня расширение использования технологий персонифицированного образования в высшей школе является важным шагом на пути организации продуктивного взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса, а значит, и дальнейшего поступательного развития данной отрасли в целом [4, с. 333]. Наиболее характерным особенностям их реализации в текущих условиях посвящена статья.
Её цель - определение возможностей, существующих для практического воплощения технологий персонифицированного образования в практике современного российского вуза.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть суть понятия «персонифицированное образование»;
- определить черты сходства и различия такового с другими развивающими моделями обучения;
- выявить теоретическую основу процессов его проектирования и реализации;
Таблица 1
Направление Особенности реализации
Повышение гибкости и мобильности участников образовательного процесса Может быть воплощено путём разработки методик применения средств взаимодействия между субъектами образовательных отношений, реализуемых, в том числе, в режиме онлайн, которые позволят максимально учитывать индивидуальные образовательные потребности и возможности будущих профессионалов [2, с. 299]
Изменение отношений в системе «преподаватель - студент» Необходимо создание таких образовательных ситуаций, в которых обучающиеся смогут проявлять активность как субъекты, готовые осмыслить собственный опыт, оценить и обосновать ценностные отношения, а основной задачей педагогического работника является генерация условий, позволяющих мотивировать будущих специалистов, бакалавров и магистров к реализации образовательных целей
Интеграция в аудиторную и внеаудиторную работу перспективных образовательных форматов В настоящее время наиболее востребованным форматом образования является персонализированное обучение, в ходе реализации которого сам субъект развития делает осознанный выбор его направления. Студентам должна быть предоставлена возможность для выбора тех практик, которые помогают достичь личного, более высокого уровня [3, с. 13]
Направления модернизации высшего образования
Таблица 2
Общие и особенные черты персонифицированного образования и других моделей развивающего обучения
Черты, общие для всех моделей развивающего обучения Профессиональное и личностное развитие обучающихся осуществляется в ходе субъект-субъектного взаимодействия
Повышенное внимание уделяется формированию обобщённых способов учебных действий и развитию когнитивных способностей студентов [5, с. 72]
Реализуется самостоятельность учащихся в части проектирования содержания и технологий обучения
Развитие системы профессиональных и личностных компетенций происходит по ходу практико-ориентированной деятельности [6, с. 146-147]
Черты, характерные только для персонифицированного образования Внимание участников образовательного процесса акцентируется на формировании у будущих специалистов, бакалавров и магистров мотивации самостоятельности в учении с обязательным учётом их индивидуально-психологических особенностей [1, с. 207]
Учащимся предоставляется большая, в сравнении с другими моделями развивающего обучения, самостоятельность в проектировании индивидуальных образовательных траекторий, постановке учебных задач и выборе способов их решения
Расширяются возможности выбора студентами организационных форм реализации индивидуальной и групповой учебной деятельности [2, с. 300]
При реализации персонифицированного образования обеспечивается максимальный уровень сотрудничества между субъектами образовательного процесса
- продемонстрировать методологию персонифицированного образования;
- исследовать влияние, которое реализация такой методологии может оказывать на профессиональное и личностное становление студентов.
При решении перечисленных выше задач авторами использовались следующие методы исследования:
- рефлексия собственного педагогического опыта;
- анализ литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.
Научная новизна исследования заключается в изучении влияния персонифицированного образования на профессиональное и личностное становление студентов
Теоретическая значимость состоит в демонстрации основ его проектирования и реализации.
Практическая значимость видится в исследовании методологии персонифицированного образования и возможностей, существующих для её практического воплощения в пространстве современного российского вуза.
Под термином «персонифицированное образование» современные педагоги, как правило, понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая ориентирована на самостоятельное проектирование обучающимися содержания и технологий собственной когнитивной деятельности (А.В. Козырев-ская, С.А. Сероветникова, Е.Р Усатая, М.Н. Филатова). Такая его черта, в свою очередь, подразумевает разработку и широкую реализацию индивидуальных образовательных траекторий будущих профессионалов высокого уровня [4, с. 334]. Рассматриваемая модель организации педагогического процесса в вузе относится к развивающим (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.К. Капустин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Кроме неё из актуальных на сегодняшний день в данный разряд входят также личностно ориентированное и личностно-развивающее обучение [3, с. 12]. Сравнительный анализ этих моделей позволяет констатировать наличие у них как черт сходства, так и различия (табл. 2).
Рассмотренные в табл. 2 характерные черты интересующей нас модели организации учебной деятельности обеспечивают широкие возможности для её реализации в режиме дистанционного и смешанного обучения [5, с. 74]. При подобной организации учебно-воспитательной работы с необходимостью должны быть учтены её теоретические основания. В фундаменте процессов проектирования и реализации программ персонализированного образования лежат:
- признание субъектного опыта обучаемых;
- необходимость обеспечения саморегуляции учебного процесса;
- обязательность реализации практико-ориентированной образовательной деятельности [7, с. 125];
- ключевое значение ответственной самостоятельности учащихся в выборе содержания образовательного процесса, а равно и оптимальных способов его организации;
- повышенная ответственность студентов за метапредметные результаты учебной деятельности [8, с. 15].
Важным смыслообразующим фактором персонализированного обучения является его индивидуализация (П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, О.Д. Сальникова, О.В. Соловьева, Н.Б. Ромаева). Последняя подразумевает активную разработку и реализацию уже упоминавшихся образовательных траекторий [9, с. 14-15]. В качестве её основных компонентов выступают следующие: предоставление обучающимся широких возможностей для составления персонализированных учебных планов, выбора вариативных дополнительных программ обучения и практико-ориентированных образовательных технологий [6, с. 147]; актуализация их личностного потенциала путем усиления мотивов самостоятельной когнитивной деятельности и применения развивающей диагностики [8, с. 19]; самостоятельное определение студентами способов оценки учебных достижений.
Методологическим основанием персонифицированного образования является концепция персонализации [7, с. 132]. В рамках последней личность представляет собой субъект собственного развития и состоятельности [9, с. 16]. Базирующийся на данной концепции персонализированный подход подразумевает реализацию по ходу образовательного процесса следующих положений:
- будущий профессионал представляет собой субъект проектирования индивидуальной образовательной траектории и последующей её реализации [10, с. 63];
- студентам должны быть предоставлены широкие возможности для подбора содержания учебного материала, выбора учебных заданий, способов их решения и текущего контроля образовательных результатов [11, с. 123].
Вышеизложенное позволяет нам выделить некоторые концептуальные установки персонализированного образования. К ним относятся:
- индивидуализация большинства аспектов образовательного процесса (Н.Ю. Северова, П.В. Сысоев, А.В. Хуторской);
- обеспечение широкомасштабной реализации персонализированных траекторий личностного и профессионального развития учащихся [1, с. 208];
- содействие сотрудничеству между всеми субъектами персонализации;
- целевая ориентация обучения [12, с. 107].
Успешное практическое воплощение данных установок подразумевает реализацию комплекса методологических принципов [10, с. 65]. Перечислим их:
- концентрация внимания участников учебно-воспитательного процесса на развитии ответственной самостоятельности студентов;
- обеспечение взаимного развития и плодотворного сотрудничества всех его субъектов (Н.В. Бордовская, Е.А. Кошкина, Ю.А. Лях, В.А. Петровский);
- интеграция теоретической и практической составляющих обучения на основе организации дуальной системы [9, с. 15];
Таблица 3
Инструменты реализации модели персонифицированного образования в пространстве современного российского вуза
Методические Планирование пути достижения учебной цели (формирование конкретных компетенций), а не отдельных уроков и тем [14, с. 5]
Модульная организация образовательного процесса [13, с. 79]
Проектирование образовательного процесса «от студента», при котором содержание и методология учебно-воспитательной деятельности должны быть максимально понятны будущим профессионалам, учитывать их образовательные потребности [15, с. 153]
Преимущественное использование продуктивных (игры, исследования, проекты) методов обучения
Технологические Использование цифровых платформ как пространства построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов [7, с. 129]
Широкое привлечение необходимых электронных образовательных ресурсов [15, с. 155]
Максимальная автоматизация проектирования педагогического процесса [14, с. 7]
- цифровая направленность содержательной и технологической сторон педагогического процесса;
- вариативность проектирования блочно-модульного контента, обеспечивающего вариантные карьеры выпускников в ближайшем будущем;
- сопряжение социогуманитарного, психолого-педагогического и специального содержания образования.
Персонифицированная модель обучения, будучи интегрирована в педагогический процесс вуза, позволит реализовывать разные образовательные траектории [13, с. 76]. Это, в свою очередь, существенно облегчит удовлетворение образовательных потребностей тех или иных групп учащихся за счёт дополнения или сокращения их учебной нагрузки в конкретных дисциплинах [3, с. 16]. При этом инструменты её практического воплощения представляются авторам вполне доступными на настоящем этапе развития вузовского образования в нашей стране [4, с. 332]. Они могут быть разделены на две группы (табл. 3).
Библиографический список
На основе вышеизложенного мы можем утверждать, что реализация технологий персонифицированного образования в практике российской высшей школы является важным шагом на пути рационализации общения между субъектами образовательных отношений. Данные технологии должны лежать в основе профессиональной компетентности современных преподавателей, педагогов, социальных работников, осуществляющих профессиональную деятельность по типу «человек - человек» [16]. Следовательно, внедрение данных технологий в педагогический процесс будет во многом способствовать его дальнейшему совершенствованию. При этом большинство инструментов, применимых в ходе практического воплощения соответствующих программ, доступны на современном этапе развития отечественной системы вузовского образования. Следовательно, расширение использования таких технологий не должно вызвать серьёзных затруднений у администрации организаций ВО, сотрудников методических служб, преподавателей и самих будущих профессионалов.
1. Ерина И.А., Магин В.А., Жданова С.Н. Специфика организации образовательного процесса в современных вузах в условиях цифровизации образовательной среды. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 206-208.
2. Ярычев Н.У., Емельянова И.Е., Дудаев Г.С.Х. Специфика педагогического общения преподавателя высшей школы в условиях реализации гибридного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 298-300.
3. Арамян К.А. Персонифицированное обучение как главный инструмент цифрового образования. Психология и педагогика служебной деятельности. 2021; № 2: 11-16.
4. Сорокопуд Ю.В., Канюк А.С., Дудаев Г.С.Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.
5. Исаева Т. А., Глаголева М.О. Технология развивающего обучения. Вестник военного образования. 2021; № 3 (30): 72-75.
6. Литвинова Ж.Б. Личностно ориентированное и личностно центрированное образование: сходство и отличие. Гуманитарные исследования. 2020; № 2 (27): 145-149.
7. Ванягина М.Р Комплексная модель системы иноязычного обучения в высшей военной школе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023; Т. 28, № 1: 122-133.
8. Коряковцева Н.Ф. Интегративная модель проектирования содержания профессионально ориентированного обучения иностранному языку. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020; № 3 (836): 11-23.
9. Ветров Ю.П., Зеленко Н.В., Калинина М.А. Использование цифровых образовательных платформ в процессе активизации самообразовательной деятельности будущих учителей технологии. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 14-16.
10. Воронец С.М., Павлова А.Н. Использование когнитивно-визуальных технологий при создании дистанционного электронного курса для изучения иностранных языков в вузе. Мир университетской науки: культура, образование. 2022; № 1: 62-69.
11. Воронец С.М., Павлова А.Н. Роль и место дистанционных обучающих курсов в построении индивидуальной образовательной траектории изучения иностранного языка студентами неязыкового вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 123-126.
12. Зеер Э.Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему. Профессиональное образование и рынок труда. 2021; № 1: 104-114.
13. Зеер Э.Ф., Лебедева Е.В., Сыманюк Э.Э. Психолого-педагогические технологии преадаптации личности к цифровому профессиональному будущему. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2020; № 1 (57): 73-88.
14. Бекоева М.И. Формирование профессионального самоопределения обучающихся на основе активизации творческой самостоятельности. Научный вектор Балкан. 2019; Т. 3, № 3 (5): 5-8.
15. Азимбаева Ж.А. Подготовка преподавателя технического вуза к деятельности в условиях инновационных изменений. Педагогические науки. 2021; Т. 72; № 4: 152-160.
16. Сальцева С.В., Жданова С.Н., Пак Л.Г, Кочемасова Л.А. Профессиональная компетентность современного социального работника: модель, технологии, иннова-тика развития: коллективная монография. Оренбург, 2013.
References
1. Erina I.A., Magin V.A., Zhdanova S.N. Specifika organizacii obrazovatel'nogo processa v sovremennyh vuzah v usloviyah cifrovizacii obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 206-208.
2. Yarychev N.U., Emel'yanova I.E., Dudaev G.S.H. Specifika pedagogicheskogo obscheniya prepodavatelya vysshej shkoly v usloviyah realizacii gibridnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 298-300.
3. Aramyan K.A. Personificirovannoe obuchenie kak glavnyj instrument cifrovogo obrazovaniya. Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti. 2021; № 2: 11-16.
4. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.
5. Isaeva T.A., Glagoleva M.O. Tehnologiya razvivayuschego obucheniya. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2021; № 3 (30): 72-75.
6. Litvinova Zh.B. Lichnostno orientirovannoe i lichnostno centrirovannoe obrazovanie: shodstvo i otlichie. Gumanitarnye issledovaniya. 2020; № 2 (27): 145-149.
7. Vanyagina M.R. Kompleksnaya model' sistemy inoyazychnogo obucheniya v vysshej voennoj shkole. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2023; T. 28, № 1: 122-133.
8. Koryakovceva N.F. Integrativnaya model' proektirovaniya soderzhaniya professional'no orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2020; № 3 (836): 11-23.
9. Vetrov Yu.P., Zelenko N.V., Kalinina M.A. Ispol'zovanie cifrovyh obrazovatel'nyh platform v processe aktivizacii samoobrazovatel'noj deyatel'nosti buduschih uchitelej tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 14-16.
10. Voronec S.M., Pavlova A.N. Ispol'zovanie kognitivno-vizual'nyh tehnologij pri sozdanii distancionnogo 'elektronnogo kursa dlya izucheniya inostrannyh yazykov v vuze. Mir universitetskoj nauki: kul'tura, obrazovanie. 2022; № 1: 62-69.
11. Voronec S.M., Pavlova A.N. Rol' i mesto distancionnyh obuchayuschih kursov v postroenii individual'noj obrazovatel'noj traektorii izucheniya inostrannogo yazyka studentami neyazykovogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 123-126.
12. Zeer 'E.F. Personalizirovannaya uchebnaya deyatel'nost' obuchayuschihsya kak faktor ih podgotovki k professional'nomu buduschemu. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2021; № 1: 104-114.
13. Zeer 'E.F., Lebedeva E.V., Symanyuk 'E.'E. Psihologo-pedagogicheskie tehnologii preadaptacii lichnosti k cifrovomu professional'nomu buduschemu. Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. 2020; № 1 (57): 73-88.
14. Bekoeva M.I. Formirovanie professional'nogo samoopredeleniya obuchayuschihsya na osnove aktivizacii tvorcheskoj samostoyatel'nosti. Nauchnyj vektor Balkan. 2019; T. 3, № 3 (5): 5-8.
15. Azimbaeva Zh.A. Podgotovka prepodavatelya tehnicheskogo vuza k deyatel'nosti v usloviyah innovacionnyh izmenenij. Pedagogicheskie nauki. 2021; T. 72; № 4: 152-160.
16. Sal'ceva S.V., Zhdanova S.N., Pak L.G., Kochemasova L.A. Professional'naya kompetentnost' sovremennogo social'nogo rabotnika: model', tehnologii, innovatika razvitiya: kollektivnaya monografiya. Orenburg, 2013.
Статья поступила в редакцию 22.02.24
УДК 378
Bogdanova Yu.Z., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, State Agrarian University of the Northern Urals (Tyumen, Russia), E-mail: bogdanowa2907@mail.ru
COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A BASIS OF MASTERY IN A TEACHER'S WORK. The article gives a brief review of psychological and pedagogical judgements on how to form communicative competence and pedagogical skills, their importance in teaching activity. The work presents a concept of competence of a specialist, the structure of communicative competence is defined. The research raises problems in the system of teacher—student relations. The results of the