DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_336 УДК 343.1
ГЕНЕЗИС ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РАССЛЕДОВАНИЕМ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ The Genesis of Prosecutorial Supervision over the Preliminary Investigation and Operational-Search Activities
ЛЕХАНОВА Елена Семеновна,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и процесса ННГУ. 603022, Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23. E-mail: sudbuh@mail.ru;
КАЗНИНА Ирина Алексеевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса НА МВД России. 603022, Россия, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3. E-mail: tutikovai@mail.ru;
СМИРНОВА Юлия Александровна,
Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры ОРД ОВД
учебно-научного комплекса противодействия экономическим и налоговым преступлениям НА МВД России. 603022, Россия, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3. E-mail: www.yulia-smirnova@mail.ru;
Lekhanova Elena Senenovna,
Professor of the Department of Criminal Law and Procedure UNN 603022, 23, Gagarina av., Nizhny Novgorod, Russian Federation. E-mail: sudbuh@mail.ru;
Kaznina Irina Alekseevna,
Candidate of law, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure NA MIR. 603022, 3, Ankudinovskoe highway Nizhny Novgorod city, Russia. E-mail: tutikovai@mail.ru;
Smirnova Julia Alexandrovna,
Candidate of law, Senior lecturer of the Department of Investigative Activities of the Educational and Scientific Complex for Combating Economic and Tax Crimes NA MIR. 603022, 3, Ankudinovskoe highway Nizhny Novgorod city, Russia. E-mail: www.yulia-smirnova@mail.ru
Краткая аннотация. В статье проанализированы этапы становления органов прокуратуры. Определены основные этапы развития прокурорского надзора за предварительным расследованием и оперативно-розыскной деятельностью Сформулированы предложения по возможным направлениям реформирования полномочий прокурора в данной сфере прокурорского надзора.
Abstract. The article analyzes the stages of formation of the prosecutor's office. The main stages in the development of prosecutorial supervision over the preliminary investigation and operational-search activities are determined. Proposals are formulated on possible directions for reforming the powers of the prosecutor in this area of prosecutorial supervision.
Ключевые слова: прокурорский надзор, предварительное расследование, оперативно-розыскная деятельность, состав преступления, медицинские работники.
Keywords: prosecutor's supervision, preliminary investigation, operational-search activity, corpus delicti, medical workers.
Для цитирования: Леханова Е.С., Казнина И.А., Смирнова Ю.А. Генезис прокурорского надзора за предварительным расследованием и оперативно-розыскной деятельностью // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 336-338. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_336.
For citation: Lekhanova E.S., Kaznina I.A., Smirnova J.A. The Genesis of prosecutorial supervision over the preliminary investigation and operational-search activities //Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 336-338. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_336.
Статья поступила в редакцию: 06.06.2023
История прокуратуры Российской Федерации берет свои начала с 12 января 1722 года, именно в этот день император Петр I издал «Именной Высочайший Указ» [7, С. 10].
Предпосылками появления фискалов связаны с обстановкой в государстве, в конце XVII начале XVIII веков просматривался рост таких должностных преступлений как злоупотребление полномочиями, неисполнение царских указов органами государственного управления, казнокрадство, взяточничество. Назначением Фискалетета являлось создание обстановки законности и правопорядка в государстве, но своих целей данный орган не достиг, это связывают с тем, что он был тайным, вследствие чего должным образом не был оценен населением. По истечению года в полномочия Фискалитета был введен надзор за деятельностью Сената, для реализации данного полномочия в 1715 года была учреждена должность генерал-ревизора.
27 апреля 1722 года Указ Петра I «О должности Генерал-прокурора» законодательно закрепил полномочия прокуратуры, данный акт является основополагающим в правовом регулировании деятельности прокуратуры того периода. Согласно вышеуказанному акту полномочия прокурора объединили в себе ранее существовавшие в России формы надзоров, так Прокуратура XVIII века осуществляла надзор за деятельностью Сената, Синода и различных коллегий, в основном предметом надзора являлось правильное ведение канцелярского делопроизводства. Учитывая данные обстоятельства, можно констатировать, что данная деятельность была первым проявление общенадзорных полномочий Про-
Уголовно-правовые науки
куратуры России.
В XVIII веке прокурорский надзор за деятельностью предварительного расследования органов дознанияне существовал, это связано с тем, что в этот период не был сформирован институт следствия, разбирательство дел осуществлялось в судах, приказных избах и иных подобных учреждениях, законодательно не были закреплены гарантии прав участников уголовного судопроизводства.
Генезис прокурорского надзора с учетом изменений в руководстве хода расследования преступных деяний и разграничений функций надзора можно разделить на следующие исторические этапы:
Первый этап, 1802 - 1864 года. Принятие 26 сентября 1802 года Циркулярного ордена. Данный этап характеризуется объективным, сплошным и непрерывным надзором прокурора за деятельностью органов предварительного расследования, прокуроры были наделены рядом полномочий в отношении органов расследования, но прямое вмешательство в ход расследования прокурором законодательно не было дозволено.
Второй этап, 1864 - 1917 года. Надзор в уголовном судопроизводстве является основой прокурорской деятельности. Данный этап характеризуется увеличением компетенции прокурора в отношении органов расследования, появились ранее неизвестные властные полномочия, а также прокурор наделен функцией по поддержанию обвинения на судебной стадии уголовного судопроизводства. Данный этап завершается принятием декрета СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде», которым прокуратура были упразднена.
Третий этап, 1922 - 1936 года. Данный этап начинается с воссоздания органов прокуратуры. Нововведениями в данный период являются создание в органах прокуратуры следственного отдела и наделение прокурора полномочиями по руководству ходом расследования.
Четвертый этап, 1936 - 1955 года. Данный этап характеризуется приданием прокурорскому надзора статуса высший.
Пятый этап, 1955 - 1992 года. Данный этап характеризуется следующими изменениями - законодатель расширил полномочия прокурора по уголовному преследованию и руководству, контролю за ходом расследования уголовного дела. Также в этот период времени законодателем было принято решение об исключении статуса «высшего» направления по отношению надзорной деятельности прокуроров, тем самым сферы деятельности прокуратуры были уравнены.
Также одним из первых проявлений прокурорского надзора за предварительным расследованием и органами дознания является наделения прокуроров полномочиями по недопущению применения насилия в отношении допрашиваемых лиц, недопущению сокрытия преступления и недопущению привлечения к ответственности невиновных лиц. В случае обнаружения данных нарушений сотрудники прокуратуры обязаны были выносить представления об устранении выявленных нарушений в Губернские Правления, а в случае невыполнения требований сообщать руководителю - Генерал-прокурору. Актом о наделении прокуроров данными полномочиями являлся Циркулярный ордер Министра юстиции и Генерал-прокурора Державина Г.Р. от 26 сентября 1802 года. Тем не менее четкого законодательного закрепления прокурорский надзор за органами предварительного расследования так и не получил, данное обстоятельство носило фрагментарный характер [2, С. 12].
В период правления Николая I был издан Свод законов, подготовленный во главе с М.М. Сперанским Вторым отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Данный акт стал шагом вперед, законодательство в Российской Империи приобрело стройную, продуманную, четкую систему изложения законов. В дальнейшем Свод законов подвергся трем редакциям в 1832 году перед его опубликованием, 1842 и 1857 годах. Но тем не менее с учетом трех редакций данным актом не были внесены существенные изменения в прокурорскую деятельность, количество статей о прокурорском надзоре выросло, но все это произошло за счет уточнений и детализации [3, С. 109]. Похожим успехом пользовался Закон «Учреждение судебных следователей» от 8 июля 1860 года [5, С. 367-368].
Стоит отметить, что органы предварительного расследования не входили в систему прокуратуры, прокурорские работники не были наделены распорядительно-властными полномочиями в отношении сотрудников предварительного расследования. На данном этапе прокуратура не являлась органом, осуществляющим уголовное преследование.
Второй этап прокурорского надзора за органами предварительного следствия берет свои начала с проведения Александром II в 1864 году судебной реформы. В рамках данной реформы прокуратуре присваивается полномочие по надзору за производством предварительного расследования, появилась четкая система прокурорского надзора за лицами, осуществляющими расследование преступлений.
Хотелось бы отметить, что судебная реформа Александра II это выдающееся достижение XIX века в истории России, она сыграла важную роль не только в модернизации Прокуратуры России, но и всего института правоохранительных органов, всего механизма правового регулирования.
В рамках данной реформы документами, закрепляющими надзор сотрудников прокураты за органами предварительного расследования и дознания, являлись Закон «Учреждение судебных установлений» (далее - Закон) - установивший организационный основы и предмет данного прокурорского надзора, и Устав уголовного судопроизводства (далее - Устав) - закрепивший правовые рамки, в которых прокуроры осуществляли надзор за действиями сотрудников предварительного расследования.
Статья 278 Устава регламентировала, что в рамках прокурорского надзора, прокуроры обладали полномочием по внесению предложений касаемо хода проведения расследования.
В статье 285 Устава было закреплено право прокурора на высказывание предложения о задержании обвиняемого. В случае несогласия с предложением прокурора, следователь представлял об этом суду.
После осуществления предварительного расследования следователь передавал материалы уголовного дела прокурору, который после ознакомления с ним мог запросить у следователя дополнительную информацию или вернуть материал обратно для производства дополни-
тельного расследования.
Ни следователь, ни прокурор не обладали властным полномочием по прекращению либо приостановлению следствия в связи с необоснованным обвинением или иным законным основаниям, данное полномочие было отнесено к компетенции суда.
По истечению некоторого времени полномочия прокурора в отношении судебных следователей развивались. Примером может послужить статья 23 Временных правил от 15 марта 1866 года [4, С. 49].
Данная форма функционировала до 24 ноября 1917 года, именно в это день был опубликован декрет Совета народны комиссаров РСФСР «О суде» изданный 22 ноября 1917 года [1, С. 63].
В УПК РСФСР 1922 года впервые наделил прокуроров мерами санкционного характера в отношении определенных следственных действий [6].
Кроме этого, прокурор был наделен полномочием при необходимости внести изменения в обвинительное заключение либо подготовить новое заключение по итогам предварительного расследования.
В этот же период функции Прокуратуры СССР были дополнены. До этого прокуроры осуществляли функцию надзора, к ней добавилась обвинительная функция.
Стоит отметить, что с этого периода указания прокурора данные следователю по вопросам расследования уголовных дел являются обязательными к исполнению последним.
До реформы 2007 года сформировавшийся ряд полномочий прокурора носил исключительно надзорный характер, также указанные федеральные законы закрепили правовые рамки для создания функционально самостоятельных и институционально самостоятельных следственных органов. Ранее существующий следственный аппарат прокуратуры не был полностью упразднен, он послужил базисом для создания обособленного государственного органа уголовного преследования - Следственного комитета Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, можно следовать вывод о том, что государством были предприняты радикальные меры для осуществления правозащитных задач, закрепленных законодателем в статье 6 УПК РФ, в системе государственного аппарата страны закрепился орган, осуществляющий независимый и объективный прокурорский надзор.
Библиография:
1. Бобренев В. Как «революционная целесообразность» обернулась произволом // Российская юстиция. 2003. № 2. - С. 63-69
2. Гусакова Ю.С. Организационно-правовые основы взаимодействия прокуратуры и органов расследования России в XVIII - начале XX в.в. (историко-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2011. - 22 с.
3. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. - СПб. : Издательство С.-Петербургского университета, 1993. - 216 с.
4. Кожевников О.А. Надзорное производство прокурора (история и современность) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2010. - № 18. - С. 48-52.
5. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Том первый. М. : Университетская типография, Страст. бул., 1889. - 554 с.
6. Постановление ВЦИК от 25.05.1922 «Об Уголовно-Процессуальном Кодексе» (вместе с «Уголовно-Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.» // «СУ РСФСР», 1922, № 20-21, ст. 230
7. Прокуратура Российской империи в документах, 1722-191: хрестоматия / В. В. Лавров, А. В. Ерёмин, Н. М. Иванова; под. ред. Г.В. Штадлера. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. - 172 с.
References:
1. Bobrenev V. How "revolutionary expediency" turned into arbitrariness // Russian Justice. 2003. No. 2. - pp. 63-69
2. Gusakova Yu.S. Organizational and legal bases of interaction between the Prosecutor's office and the investigative bodies of Russia in the XVIII - early XX centuries (historical and legal research): autoref. dis. ... cand. jurid. sciences'. - Kazan, 2011. - 22 p.
3. Kazantsev S.M. History of the Tsarist Prosecutor's office. - St. Petersburg : Publishing House of St. Petersburg University, 1993. - 216 p.
4. Kozhevnikov O.A. Supervisory proceedings of the prosecutor (history and modernity) // Bulletin of the South Ural State University. Series: Law. - 2010. - No. 18. -
pp. 48-52.
5. Muravyov N.V. Prosecutor's supervision in its structure and activities. Volume one. M. : University Printing House, Strast. bul., 1889. - 554 p.
6. Resolution of the Central Executive Committee of 25.05.1922 "On the Criminal Procedure Code" (together with the "Criminal Procedure Code of the RSFSR" // "SU RSFSR", 1922, No. 20-21, Article 230
7. The Prosecutor's Office of the Russian Empire in documents, 1722-191: a textbook / V. V. Lavrov, A.V. Eremin, N. M. Ivanova; edited by G.V. Stadler. - Saint Petersburg: Saint Petersburg Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2018. - 172 p.