Научная статья на тему 'Генезис понятия инновации в профессиональном образовании: обретение сущности'

Генезис понятия инновации в профессиональном образовании: обретение сущности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис понятия инновации в профессиональном образовании: обретение сущности»

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОБРЕТЕНИЕ СУЩНОСТИ

КЕЗИН А.С.

Становление информационной цивилизации предполагает развитие новой образовательной системы. Система образования становится важным показателем развитости социальной инфраструктуры общества. Образование интегрирует вокруг себя общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию и т.д.), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека.

Инновационный подход, определивший прорыв в технической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества, привлёк внимание как к теоретическим основаниям исследования инноваций, формирующихся в рамках макросоциологии, так и существенному росту эмпирического анализа инновационных процессов с точки зрения логики и механизмов инновации в профессиональном образовании кадров.

В понятийно-терминологическом поле все чаще появляются определения «инноватика», «инновация», «инновационность», «инновационный», «инновационная деятельность». Однако понятийнотерминологическое поле существенно засоряют, с одной стороны, не всегда строгое и последовательное обращение исследователей к работам основателей концепции инноватики как особой сферы теории и практики, позволяющей выявлять и учитывать объективные законы, закономерности и принципы действия различных социальных субъектов в целях управления развитием, с другой, широкое увлечение, неадаптированными к российской ментальности и действительности, инновационными моделями и технологиями заимствованными из зарубежных источников.

Как представляется, одним из таких наиболее распространённых и, одновременно, неотработанных в понятийном смысле определений и стала «инновация». По сути дела, прямой перевод ни у кого не вызывает сомнения с латинского т nnovus - новое, а вот содержательное применение и смысловая интерпретация «инновации» представляется более широкой. Наиболее распространены термины «новшество», «нововведение» не говоря о множестве понятийных новообразований: «инновационный фон», «инновационный потенциал», «инновационная технология» и т.д. Между тем, «мышление и язык образуют своего рода генератор полезной информации, двигатель социального прогресса в направлении всё более упорядоченного состояния общества» [4]. Даже беглый контентанализ работ по инновационной проблематике помогает выделить в качестве своеобразных стержневых понятий такие как «новшество», «нововведение» и «инновация».

Как отмечают некоторые исследователи, первоначально появился термин «инновация», который достаточно плотно вошел в «разговорное пространство» ещё в XIII веке, обозначая при этом « придумывание чего-нибудь нового, опережающего своё время» [7]. К примеру, в лингвистике за термином «инновации» скрывалось явление изменения грамматических форм при их переносе из одного культурного ареала в другой. Его распространение и обретаемые при этом новые качества, структурные отношения, трактуемые «как естественный механизм развития организованностей культуры» получило обозначение культурной (языковой) инновации [11]. В юриспруденции под инновацией понимался акт замены существующего обязательства на другое. В естествознании термин использовался для обозначения изменений, обретаемых в процессе роста. В отечественной социологической литературе наиболее часто приводится процессуальный цикл инноваций из созданного учёными Международного института системных исследований «Инновационного глоссария» Он определяется следующим образом: восприятие проблемы или возможности; первая концепция оригинальной идеи; исследование и разработка; первый выход в производство и на рынок; усовершенствования и изменения, приносящие доход [15].

Другим общим моментом выступает то, что инновация - это своеобразный переход (а может быть перевод) объекта из одного состояния в другое посредством введения новых технологий. Как представляется, это утверждение необходимо для того, чтобы определиться по отношению к существующим в теории полярным позициям относительно формы инновации. То ли это процесс, то ли результат?! Инновация -это «...результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.» [8]. «...Прогрессивный результат творческой деятельности, - который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы» [7]. Через процессуальность определяет сущность инновации другая группа авторов. К примеру, в ходе выяснения взаимоотношений между понятиями «новшество» и «инновация» устанавливается следующий порядок вещей. «Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация- это процесс освоения этого средства» [13].

Понятия инновации, распространяется практически на все сферы жизнедеятельности человека и общества, за счёт внутреннего социального движения, при котором сам феномен обретает новые качественные характеристики и, инновация, на наш взгляд, всё более полно понимается в качестве процесса. Более того, отдельные авторы, исследующие инновационные явления в сфере образования, достаточно справедливо утверждают, что «...сама концепция перманентности образования подразумевает перма-

нентность преобразований» [1] и рассматривают инновацию как органическую часть повседневной работы, то - есть как непрерывный процесс.

В зависимости от различий методологических подходов определения самого понятия «инновации» в профессиональном образовании кадров, изложенных в российской и зарубежной литературе, можно выделить два основных: - инновация рассматривается как результат творческого процесса и инновация представляется как процесс внедрения новшеств. Определение и понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс» как последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение нововведения. К примеру, в современном вузе, научно-образовательный потенциал представляет собой совокупность двух частей: научной, ориентированной на проведение научно-практических исследований и разработок; образовательно-инновационной, направленной на передачу обучаемым знаний о последних достижениях науки. Отсюда следует, что основными критериями (свойствами) инновации должны быть: научно-техническая и методологическая новизна; целесообразная практическая реализуемость. Другими словами, инновация -это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей. Это значит, если, например, разработана новая идея, отраженная на схемах, чертежах или досконально описанная, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере, а на рынке она не может найти потребителя, то эта новая идея не является инновацией [3]. При этом, к закономерностям, составляющим научные основы инноваций в профессиональном образовании должны быть отнесены: целенаправленный характер, обеспечивающий гарантированное, качественное формирование конечного продукта образования профессионально компетентного, конкурентоспособного специалиста, соответствующего потребностям общества; методы формирования инноваций (инновационных, информационных технологий); состав и взаимодействие видов обеспечения введения и реализацию инноваций (организационного, технического, информационного характера).

Следует отметить ещё один крайне необходимый критерий оценки феномена инновации. Речь идёт о том. что в отличии от естественного, стихийно протекающего процесса, инновация должна нести характер «...инициируемых и контролируемых изменений, изменений, происходящих на основе рациональноволевого действия» [9]. Другими словами, это искусственно организованный процесс, направленный и управляемый для достижения определённого результата - воспроизводство компетентных, конкурентоспособных профессиональных кадров.

Инновационное образование в условиях глобализирующейся экономики, становится одним из первостепенных факторов социального и экономического развития, важным инструментом политики любого государства. XXI век объявлен ЮНЕСКО веком науки и образования, что обусловлено вступлением мирового сообщества в постиндустриальный этап развития, характеризуемый глобализацией рынка, культуры, образования, смещением ориентиров в сторону познания и духовного совершенствования человека, бережного отношения к окружающей среде, жизни в единой информационной среде, опирающейся на тотальное использование компьютерной техники [10].

Посредством инновационного решения в процессе образования задач социальной профессионализации в высшей школе достигается: мотивация, самостоятельность, самоопределение, познавательная активность, развитие и саморазвитие личности обучаемых; индивидуализированность обучения - поддержка начинающих в учебе и, наоборот, предложение более сложных и комплексных заданий способным; повышение заинтересованности в активной учебно-познавательной деятельности. Такой подход свидетельствует о возможности и необходимости управления инновацией в профессиональном образовании. Однако, далеко не все исследователи разделяют мнение об инновации как об управляемом процессе, способном преодолеть неупорядоченность стихии. «Процесс, по характеру своему стихийный, спонтанный (самопроизвольный), как бы фонтанирующий, поскольку основан на неистребимой инманентно присущей представителям рода homo sapiens потребности в достижениях, а так же на способности человека создавать качественно новое...» [2] - так характеризует инновацию один из известных российских социологов И.В. Бестужев- Лада. «Это не деятельность, а спонтанное проявление человеческой сущности» - пишет

В.Н.Дружинин [6]. Не столь категорично, но с очень близких позиций уточняет это понимание другой исследователь. «Главное в творческой деятельности, - пишет он, - не ограниченный вещественный результат, а проявление и совершенствование самой способности к самопроизводству, к производству культуры » [5]. С этим трудно не согласиться, но речь то идёт о природе другого явления. Во-первых, потребность «достижений» в образовании не всегда совпадает с сугубо человеческой потребностью в творчестве, в самовыражении себя в поисках истины и себя самого. Во-вторых, творчество в образовании как потребность и соответствующие ей способности хоть и составляют необходимое условие инновационной деятельности, но не замещают полностью специфическую сущность инновации как формы организации и разрешения творческого потенциала человека или определённой общности людей. В-третьих, инновация в образовании как бы смещает акценты со значимости самоизменения личности (хотя это также составляет предмет инновационного изменения) - на «вещественный» результат «во вне» в виде преобразований системного качества профессиональной подготовки.

Следовательно, творчество необходимое, но недостаточное условие, предпосылка инновации, которая и является одним из многочисленных форм его проявления, способом организации и получения результата творческой деятельности в проявлении и закреплении нового.

Как результат инновации в образовании - это та востребованная временем и обстоятельствами (потребностями развития) сущность, вокруг которой формируется содержание новшества, принципиально

отличное от всех ранее применявшихся в данной системе по степени воздействия на характерологические признаки системы образования таким образом, что она переходит в заданно ожидаемое (гипотетически прогнозируемое) состояние, фиксируя тем самым содержательный результат инновационного воздействия. Весь процесс, представляющий, в свою очередь, достаточно определенную систему элементов, отношений и действий, обеспечивающих прогнозируемый результат и будет представлять инновацию. Поскольку именно инновация является совершенно определенной формой развития, то управление инновацией (или при помощи инновации) и обеспечивает управление инновационным развитием.

Сегодня профессиональное созревание специалиста в образовании определяется, по существу, его личностно-профессиональным становлением. В этом процессе, и это очень важно, протекает созревание личности, то есть развитие ценных личностных характеристик, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Но еще важнее то, что происходит совершенно иное, личностно ориентированное ответственное, на основе социального осмысления, развитие профессионализма как целостности специальных качеств, причем каждое такое качество становится личностно необходимым. При этом свое позитивное влияние звено применяемых в образовательном процессе современных информационных инновационных технологий, направленных на повышение качества образования, оказывает стимулирующее воздействие на самоопределение, саморазвитие и самореализацию будущих специалистов в процессе их профессионального образования. Профессиональное становление специалистов при определенных личностных условиях сильной мотивации, склонности, увлеченности, целеустремленности может протекать и как самодеятельный, внутренне мотивированный, ценностно-регулируемый процесс личностнопрофессионального самоопределения и мотивации к инновациям в образовательной деятельности вуза. К примеру, социологические опросы проведенные среди бывших студентов (ныне молодых специалистов) и нынешних студентов по блоку «Инновационное профессиональное образование - это условие повышения качества учебы в вузе» показывают: несмотря на то, что большинство респондентов (73%) определенно положительно оценили инновационное образование как необходимое условие повышения качества учебы, тем не менее, в динамике (рис.1) наблюдается тенденция снижения (100%, 89%, 62%) этих утверждений.

2003 год 2005 год 2007 год

0% 20 % 40 % 60 % 80 % 10 0% 120%

Рис.1. Динамика развития отношения участников опроса к инновационному профессиональному образованию как условию повышения качества учебы в вузе.

Интересным представляется мнение (26%) участников социологического опроса, не связывающих повышение качества учебы с введением инновационного образования. Становится очевидным, что стратегическое планирование и формулирование политики в области качества профессиональной подготовки специалистов является неотъемлемой частью развития инновационного образовательного процесса как составной части внутри вузовской системы качества.

Более того, динамика (рис.2) результатов социологического опроса по блоку «Инновационное профессиональное образование как фактор повышения компетентности и профессиональной конкурентоспособности специалистов», указывает на неоднозначное (50%, 83%, 72%) восприятие и понимание участниками опроса инновационного профессионального образования как фактора повышения компетентности и профессиональной конкурентоспособности специалистов.

2003 год

2005 год

2007 год

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рис.2. Динамика развития отношения респондентов к инновационному профессиональному образованию как фактору повышения компетентности и профессиональной конкурентоспособности

специалистов.

Основываясь на результатах исследований мы полагаем, что в системе социального института образования в рамках профессиональной социализации обучаемых, формирование корпоративной инновационной культуры в образовательном процессе среди студентов и мотивация внутренней конкурентной среды будет той отправной точкой, которая будет мотивировать развитие у обучаемых профессиональную конкурентоспособность и компетентность. При этом понятие «инновационное образование» приобретает сущность социального механизма ведения в образовательный процесс «инноваций» и их развития, а также социального механизма социальной профессионализации личности в процессе профессионального образования.

Список литературы

1. Ангеловски К. Учителя и инновации. М.. 1991, С. 16.

2. Бестужев-Лада И.В. "Алгоритм " социального нововведения. //Социо- логические исследования., 1991, № 9, С.85.

3. Воронина, Т. Управление инновациями в сфере образования / Т.Воронина, О. Молчанова, А. Абра-мешин // Высшее образование в России.-2001. - №6.

4. Глазьев СЮ. Теория долгосрочного технико- экономического развития. М, 1993, С. 60.

5. Гольдентрихт С.С. Методологические проблемы общей теории творчества.// Диалектика и теория творчества. М.,1987,С6.

6. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М..1996. С. 4-6.

7. Карпова Ю.А.. Инновации, интеллект, образование. М. 1998, С. 15.

8. Научно-технический прогресс / Словарь. Сост. Горохов В.Г., Халипов В.Ф. -М, 1987, С.80.

9. Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995. С.81.

10. Романкова Л.И. // Высшее образование в России. - 1998. - № 1. - С. 28-38.

11. Сазонов Б. Институт образования: смена вех // Инновационное движение в Российском школьном образовании. М.. 1997, С.83.

12. Смелзер, Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. - М.: Феникс, 1994.-687 с.

13. Хомерики О.Г., Поташник ММ. Лоренсов А.В./Развитие школы как инновационный процесс. М, 1994,

С. 9.

14. Энциклика его святейшества Папы Иоанна Павла 11 О человеческом труде по поводу 90 годовщины энциклики "RERUM NOYARUM" Киев 1986.

15. H.D. Haustein, H.Mair. Innovation Glossary 7. Oxford, New-York, Toronto. Sydnei, Frankfurt. 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.