Научная статья на тему 'Историко-социологические тенденции развития института образования и социализации личности: концептуальный подход'

Историко-социологические тенденции развития института образования и социализации личности: концептуальный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кезин А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-социологические тенденции развития института образования и социализации личности: концептуальный подход»

ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

А.С. КЕЗИН

Главной отличительной чертой современного общества, как известно, является не только развитие индустрии, но и рост производства информации. Возникают новые интеллектуальные технологии. Решающим становится уровень образования и знания. Переломное для России время, связанное с процессом глубоких преобразований, располагает к анализу социологической парадигмы образования, к рефлексии о специфике российского пути развития образования, формирования нового социально-профессионального типа работников и процесса социализации личности.

Современное образование является сложнейшей формой общественной практики и его роль и место на данном историческом этапе строительства новой России исключительно уникальны. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений образование оказывается фактически единственным социальным институтом, через который только и возможны трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества.

И, напротив, в ходе проводимого реформирования российского образования, которое длится уже более двенадцати лет, система образования все заметнее перестает функционировать как единый механизм, а высказанные еще в 1994 году на Совете Российского союза ректоров слова профессора В. Виноградова: «Реформы высшей школы бессистемны. Они не согласованы с реформами экономическими и все больше напоминают организационно-бюрократические эксперименты. Более того, каждый шаг реформаторов вызывает недоумение и неприятие: научнопедагогические работники и студенты не знают и не понимают проводимую политику реформирования высшей школы, полагая, - и, по-видимому, справедливо, - что такой политики не существует» - актуальны и сегодня [1].

Сегодня, к сожалению, в российском образовании не существует сколько-нибудь определенной, исходной и общепринятой концепции социализации личности будущих специалистов и концепции развития инновационной образовательной деятельности. Справедливости ради заметим, что не существует такой концепции и в других сферах общественной практики, а известные нам попытки как-то концептуализировать деятельность такого рода соскальзывают на обсуждение изобретений и их экономического (чаще - коммерческого) эффекта.

Образование определяется одним из первостепенных факторов социального и экономического развития, важным инструментом политики государства. Оно интегрирует вокруг себя общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию и т. д.), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. Сегодня именно образование позволяет осуществить социализацию личности, ее адаптацию к новым жизненным формам, поддерживать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития. При этом под социализацией мы понимаем процесс накопления личностью опыта,

профессиональных и социальных установок, соответствующих социальным ролям, и адаптации в обществе.

Кризис системы образования многих стран был вызван ее несоответствием новым требованиям эпохи научно-технической революции. Консерватизм

традиционной школы стал явным препятствием ее развитию в условиях

необходимости творческого подхода к решению проблем, выдвигаемых обществом. В результате ряд новых образовательных потребностей общества, по сути дела, игнорировался. Индустриальная революция привела к становлению системы обязательного всеобщего образования.

По-настоящему реформа этой системы, ее приспособление к нуждам информационного общества начинается сегодня. Основные идеи сводятся к тому, что необходимо изменить сам характер отношений между обществом и воспитанием, образованием и социализацией личности. Социальная система, которая признает за образованием соответствующее его значению место, заслуживает названия «обучающееся общество». Проблема обновления и совершенствования профессионального образования, придания ему социализационных функций остается актуальной уже на протяжении многих лет развития человеческого общества. Исторически научную основу процессов развития системы образования представляли различные теории.

Сторонники теории формального образования (Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И . Кант и др.) придерживались позиции философского реализма, где источником знаний является разум. Обосновывались предположения, что решение важнейших задач образования зависит от того, насколько в обучении акцентируется проблема развития ума обучаемых.

Сторонники материального образования (Г. Спенсер, Дж. Дьюи и др.) опирались на философию эмпиризма и прагматизма и задачи образования связывали с овладением обучаемыми естественнонаучными знаниями, пригодными прежде всего для практической деятельности.

Современные социологи все больше внимания уделяют анализу взаимосвязи института образования с другими социальными институтами и, прежде всего, как при подходе перевода социальных отношений на язык юридических норм, так и в конечном пункте - при переводе реализации правовых предписаний на социальные преобразования в обществе и социализацию личности. В теории В.А. Ядова личность рассматривается как объект социальных отношений в обществе и можно проследить связь «общие социальные условия - личность как объект» [2]. По мнению Т.П. Ворониной, задачей образования в информационном мире является подготовка людей к жизни в информационном обществе: «В цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов - здоровья и качества полученного образования» [3]. А. Тихонов определяет, что «наступивший «информационный век» предъявляет новые требования к институту образования. Он (институт образования) не случайно рассматривается через призму информационных технологий: этого «требуют

принципы существования и развития информационного общества, в которое человечество переходит на пороге XXI века» [4].

Революция в образовании, являющаяся следствием промышленного переворота первой половины XX века, в начале XXI века переросла в фазу «образовательного взрыва», придавая всей системе образования новое важное свойство - свойство социализационной непрерывности, и реализовать эту задачу, развивать эти свойства призвана высшая школа профессионального образования. При этом социальные функции высшей школы рассматриваются в широком аспекте как категория, отражающая содержание деятельности отдельных элементов социальной системы общества в целом. К числу основных социальных функций высшей школы в обществе относятся:

• социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и профессионально-кадрового потенциала общества;

• социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включение в общецивилизационные процессы; • культуротворческие, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развивать и транслировать духовное наследие.

По мнению социологов и философов, на стыке второго и третьего тысячелетия осуществляется переход к информационному обществу (предполагается, что не менее 40-50 % населения должны обладать высшим образованием), что явно демонстрирует бурное развитие средств коммуникации и информационных технологий и их проникновение практически во все сферы социальной активности людей.

Концепции развития информатизации общества и образования исходят из того, что образовательная система имеет тесное взаимодействие со всеми сферами общечеловеческой жизни, что, в свою очередь, может найти отражение в радикальном изменении социализации и сущности развития личности. В сущности «информационное общество - это форма экономической и социальной организации, при которой получение, хранение, обработка, распространение и использование информации и знаний, а также возрастающие технические возможности коммуникации играют решающую роль» [4]. При этом в условиях формирования информационного общества первоочередными социально значимыми задачами образования в обществе становятся: повышение уровня образованности общества и качества образования; реализация потребностей населения в образовательных услугах; повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора; сохранение и приумножение социального капитала (знаний, кадрового и материального потенциала), накопленных высшей школой; развитие единого образовательного пространства всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения образования в любой его точке.

Образование как система - это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социальнозначимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Институт образования оказывает сильное, если не решающее воздействие на социализацию личности и формирование социального общества.

В рамках рассмотрения процесса социализации личности в период перехода от индустриального общества к информационному отметим, что в последние годы процесс образования оказывает непосредственное влияние на статус взрослого человека в обществе. «В жизни многих людей образование способствует продвижению вверх по социальной лестнице, или восходящей мобильности. Таким образом, образование одновременно имеет практическое и символическое значение. Люди используют свои знания для достижения специфических целей. Диплом становится символом социального статуса, и в этом находит отражение косвенный, символический аспект образования» [5].

Процессы информатизации и компьютеризации социального и экономического пространства выходят на одно из ведущих мест в инфраструктуре общества. Реалии формирующегося информационного общества таковы, что для института образования сегодня становится актуальной задача формирования личности человека -профессионала нового типа, способного использовать новые информационные технологии и компьютерные телекоммуникации, а также быстро адаптироваться в ситуации меняющихся знаний. И здесь уместно привести цитату из работы профессора И.П. Смирнова «Теория профессионального образования»: «ярко выраженная социальная функция профессионального образования в России это не только национальная традиция, но и обусловленная объективными обстоятельствами необходимость» [6]. Поэтому сегодня задача реформирования системы высшего профессионального образования с учётом перспектив ее интеграции в информационное общество становится особенно актуальной.

Можно утверждать, что институт образования - это система проектирования будущего. И здесь может быть два варианта развития образования: первый вариант -образ будущего общества жестко оценивается и задается его сегодняшними идеологами. В этом случае система образования имеет развивающий жестко ориентированный социализационный характер. Второй вариант - будущее общество конструируется социальной практикой самодеятельного и свободного народа. Система образования здесь имеет вариативный характер, предстает как система вариативного обучения, развивающего образования и социализации личности для жизни в обществе, в котором ей надо отвечать и за себя, и за страну.

Неоспоримым является тот факт, что институт образования как социальный институт в современном обществе является одним из основных каналов социальной адаптации и мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределении их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, устойчивом и динамичном развитии российского общества -общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Отмечаются такие ценностные установки, которые характеризуют социальные ориентации высокого уровня духовно-нравственного развития социализирующейся личности.

Как нам представляется, основным аргументом для маркирования нижних границ социализации личности служит - осуществление человека деятельного в парадигме человека просвещенного: в варианте, когда социально-профессиональное образование становится смысловым и нормативным видом деятельности и общения. И здесь тенденция процесса развития института образования и социализации личности должна осуществляться с помощью включения в профессиональную систему образования и освоение личностно-ориентированных социальных требований и функций; социальной идентификации как осознания своей принадлежности к данной общности и ролевой идентификации - принятия общественно заданных функций и групповых требований в качестве отвечающих интересам и потребностям социальнопрофессионального типа работника; самосознания личности, нормативного сознания и системы ценностных ориентаций, диспозиций личности (проявление отношений субъекта к восприятию, оценке условий социальной деятельности и готовность к определенному способу поведения); потребностей, мотивации, социальных установок, социального поведения.

Следовательно, социально-профессиональный тип личности работника «информационного века» может быть представлен в качестве определенной системы

научных понятий, отражающей некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями своим индивидам.

Современные достижения науки и технологии позволяют определить новый тип личности гражданина, а также новый тип специалиста, обладающего инновационным типом мышления - и профессионального, и экономического, и гуманистического, и социально-экологического свойства, то есть личность специалиста, способного целостно и актуально воспринимать действительность, а потому по-новому организовывать развитие профессиональной деятельности и предприятий в социальном и экономическом аспектах, используя новые организационные возможности.

Обладающая интеллектуальным и социальным капиталом, жизнеспособная и конкурентоспособная личность, должна отвечать требованиям, предъявляемым социальной организацией и обществом к личности работника нового типа, на котором держится производство всех благ, и одновременно эта личность должна отвечать таким требованиям, предъявляемым самим обществом к гражданину, как:

• самоопределение в жизненной и производственной ситуации и обеспечение адекватного поведения на основе усвоенной культуры трудового, делового и предпринимательского поведения;

• самоорганизация и обеспечение самообразования, саморазвития и самореализации своей компетентности, духовности, ответственности, интересов, отыскание экономных действий в ситуации;

• самоанализ и обеспечение своевременной и адекватной оценки профессиональной деятельности, а также развитие самого себя, своего дела с учетом своего интеллекта, профессионализма, характера и способностей к различным видам деятельности и ее этапам;

• мобильность и мотивация в обеспечении использования возможностей ситуации, ресурсов, компетенции, интересов своих и других членов организации; мобилизация сил и способностей в нужные периоды жизнедеятельности;

• умения и навыки бесконфликтного и эффективного поведения, общения и коммуникации в обществе, обеспечивающие формирование атмосферы взаимоуважения, деловитости, социальной ответственности и положительного, доброжелательного отношения к себе;

• умения и навыки практического применения полученных знаний и обеспечение требуемого уровня профессионализма и квалификации на основе приобретенных социальных и профессиональных технологий профессиональной деятельности в ситуации и в перспективе.

Вопрос о роли и месте института образования как системы в социализации личности на различных этапах построения «индустриального общества» (как в конце прошлого, так и в первой половине нынешнего века) предполагает длительное исследование. Однако уже сегодня аналогия процессов трансформации образования и социализации личности при смене ведущей сферы общественного производства - от аграрной к индустриальной и от индустриальной к информационной - очевидна.

Внедрение новых социальных и инновационных информационных технологий (к примеру, Интернет) влечёт становление международной образовательной среды, включение в которую будет во многом определять в том числе и качество российского образования. Переход к информационному обществу характеризуется стремительным возрастанием важности высшего образования в индустриально развитых странах. Так, с начала 90-х годов прошлого столетия мировое хозяйство начинает приобретать

черты единого целостного образования. Этому способствует: глобализация

(вовлеченность в мировой процесс всех без исключения стран); масштабная миграция капиталов, технологий, рабочей силы; опережающее развитие мировых информационных и транспортных коммуникаций; создание международного производства, размещенного в различных странах и ориентированного на выпуск товаров для удовлетворения нужд всех стран; либерализация внешнеэкономической политики, открытость национальных рынков для товаров и инвестиций; обострение конкуренции до масштабов глобальной и одновременное развитие международного сотрудничества; обострение противоречий на фоне дефицита энергоресурсов и углубления мировых кризисных проблем в экологии, технологической безопасности;

создание единого нормативно-правового поля для сотрудничества в сфере торговли и технологий, надзора за технологической и экологической безопасностью и т.д.

Суммарный поток социальных требований, запросов и ожиданий, кардинальные изменения на рынке труда и появление на нем новых тенденций привели к расширению национальных систем образования и заставляют руководство страны и органы управления высшим образованием проводить абсолютно новую политику, работать над повышением эффективности академической рабочей силы в высшем образовании.

Существенные изменения экономических, социально-профессиональных связей коснулись академической, образовательной деятельности как в части ее содержания, так и в вопросах организации ее на системном и институциональном уровнях. При этом система образования подвергается качественным изменениям: традиционные формы высшего образования постепенно утрачивают самостоятельное значение. В то же время традиционное высшее образование сохранит свою значимость в социализации личности как один из элементов международной образовательной среды информационного общества. Оптимизация социального управления в системе высшего образования с внедрением новых информационных технологий будет способствовать социализации и интеграции человека в том числе в мировую информационно-образовательную среду. В будущем международное образование станет нормой для общества.

Не только в общеевропейском, но и в мировом масштабе идут интеграционные процессы, в том числе и унификация образовательной системы российской высшей школы, что доказывает подписание Россией Болонского протокола. Из всего обширного спектра принятых резолюций и положений протокола, как нам представляется, для России в рамках борьбы за качество образования важным является то, что в ближайшем времени национальные системы по обеспечению качества должны включать: определение обязанностей участвующих органов и учреждений; оценивание программ и вузов, включая внутреннюю и внешнюю оценку, участие студентов и публикацию результатов; систему аккредитации, аттестации и сопоставимых процедур; международное партнерство, сотрудничество и создание сети.

В этой связи принципиально важными и приоритетными направлениями российской государственной политики в сфере образования, стали: принятие национального проекта «Образование»; формирование современной инновационной системы непрерывного профессионального образования и повышения его качества; повышение качества профессионального образования вообще и конкурентоспособности специалистов - выпускников образовательных учреждений. Тем не менее в ходе модернизации системы образования сохраняются

многочисленные проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы удовлетворяет общество.

На наш взгляд, основная проблема заключена в отсутствии цельной, широко обсужденной и принятой научно-педагогическим сообществом современной теории развития профессионального образования, позволяющей создать социально открытую и способную к саморазвитию образовательную систему. На весьма низком уровне в настоящее время находится вовлеченность работодателей в российскую систему профессионального образования. В этом еще одна причина того, почему цели образовательных реформ последних лет определяются самими деятелями образования, а не заказчиками кадров. Более того, в числе первоочередных, энергичных и неординарных мер, необходимых для разрешения этих и других кризисных явлений в системе образования, должны быть инновации, направленные на преодоление таких проблем, как:

• недостаточная скоординированность действий по реализации мероприятий модернизации системы образования: проводимые эксперименты нередко осуществляются как самостоятельные и самодостаточные мероприятия;

• неразвитость непрерывного профессионального образования как механизма обеспечения текущих и перспективных потребностей динамично развивающегося общества и экономики в профессиональных кадрах необходимой квалификации;

• нерешенность наиболее значимых для педагогического корпуса проблем: вопроса конкурентного уровня заработной платы, пенсионного обеспечения, социального статуса;

• низкое общественное участие в проводимых преобразованиях;

• снижение качества образования при массовом охвате высшим профессиональным образованием молодежи и , как следствие, неудовлетворительная социализация личности обучаемых;

• отсутствие эффективной общественно-государственной системы контроля качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результата работ учебных заведений и педагогов, расширение участия различных социальных и профессиональных групп в развитии образования;

• отсутствие механизмов сосредоточения ресурсов на наиболее приоритетных направлениях развития образования и социализации личности;

• отсутствие содержательной и организационной преемственности между уровнями и ступенями социализации личности в ходе образования;

• недостаточная интеграция образования и науки в высшей школе;

• низкая осведомленность работников сферы образования относительно целей и задач модернизации, отсутствие у них мотивации к участию в преобразованиях.

Как нам представляется, инновационную деятельность в сфере развития качества образования и социализации личности следует определять как создание новой или усовершенствованной продукции интеллектуального труда педагога, нового или усовершенствованного образовательного процесса, реализуемых с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений.

Инновацию в сфере образования и социализации личности обучаемых следует рассматривать как конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции интеллектуального труда педагогов,

нового или усовершенствованного образовательного процесса, используемого в подготовке профессиональных кадров.

Инновация как объективно возникающее или проектируемое явление в сфере образования и социализации личности характеризуется созиданием, освоением, апробацией и внедрением образовательной новации, способствующим повышению качества образования в широком смысле (благоприятным для образующегося человека изменениям в его интеллектуальной, эмоциональной, духовной и физической сферах); проявляющееся в определении принципиальных изменений в содержании образования, в протекании образовательных процессов, в образовательных отношениях, в свойствах субъектов инновации, в образовательных средствах или в образовательном пространстве.

На практике инновации в сфере образования и социализации личности принято классифицировать по разным основаниям и признакам: по основанию «сфера, в которой осуществляются новшества» они подразделяются на инновации: в

содержании образования, в технологии осуществления образовательных процессов, в организации образовательных процессов, в системе управления образованием, в экологии образования; по масштабам внедрения: сложные и простые; по характеру применения -ориентированные на построение и функционирование новых структур и нацеленные на создание и применение новых технологий: социальные, комплексные, технологические, коммерческие; по степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности решения и т. д.): радикальные (пионерные, базовые, научные и т. д.), ординарные (новые технологические и технические решения, открытия и т.д.); по стимулу (источнику) появления: нововведения, вызванные развитием науки, либо потребностями жизнедеятельности и развития общества; для кого являются нововведения: для общества в целом, для определенного потребителя и производителя; для рынка.

В связи с этим, как нам представляется, для осуществления целенаправленного поиска и повышения эффективности инновационной деятельности необходимо опираться на классификацию, адекватно отражающую особенности инновационной деятельности. На наш взгляд, эти особенности состоят в следующем. Инновационный процесс включает в себя ряд стадий, которые существенно отличаются по своему содержанию и факторам, оказывающим решающее воздействие на достижение поставленных целей. Существует определенный разрыв во времени между затратами на создание и внедрение нововведений и результатами, получаемыми от его использования. Содержание нововведений постоянно изменяется, что предполагает как использование разнообразных научных знаний, так и различных по объему и характеру ресурсов.

Кроме того, необходимо учитывать, что в рамках каждого учебного учреждения, в ходе осуществления инновационной деятельности, нововведения могут проходить различное число стадий инновационного процесса социализации личности. По нашему мнению, инновационный образовательный процесс как объект управления развитием образования и социализации личности следует рассматривать с различных позиций и с разной степенью детализации. Он представляется, прежде всего, как процесс последовательного превращения идеи в продукт - новшество, проходящий в общем случае ряд взаимосвязанных этапов: фундаментально-поисковые и

прикладные исследования, производство и внедрение (для материальных новшеств), конструкторские разработки, коммерциализацию. При этом каждая из перечисленных позиций является конкретным набором, совокупностью мероприятий, имеющих конкретную цель, задачи - это с одной стороны, а с другой - все они объединены

единой, главной целью. Инновационный образовательный процесс социализации личности необходимо рассматривать с разных сторон и направлений, многоаспектно.

В государственной инновационной политике одним из действенных рычагов в социализации и профессионализации кадров является высшая школа. Стремительно меняющиеся условия жизни вынуждают искать новые подходы к качественному изменению состояния профессиональной социализации и образования кадров. Основным содержанием инновационных образовательных процессов определяются научные, научно-технические, технологические, управленческие, социальноорганизационные и другие новшества, реализуемые в системе образования.

От высшей школы требуется обеспечить не только механизмы и технологии реализации «парадигмы инновационного мышления» в ходе социализации личности, но и развивать систему непрерывного дополнительного послевузовского профессионального образования специалистов. При этом в системе непрерывной подготовки специалистов должны учитываться современные социализационные принципы обучения: непрерывность, сопряженность, адаптивность,

дифференцированность, вариативность, мобильность, самостоятельность и творчество. Преимущества такой системы социализации личности проявляются в возможности создания комфортной социально-психологической среды, развития у личности целеустремленности, силы воли, самоутверждения и самореализации личности, ориентации в правильности выбора профессии, развития умений распределить свое время, планировать свою деятельность, приобретения культурного багажа, расширения кругозора, развития интеллекта.

Особое место в развитии института образования и социализации личности отводится профессионализму и профессиональной компетенции преподавательских кадров. Под профессиональной компетентностью преподавателя высшей школы понимается готовность и способность в практической деятельности выполнять профессионально-педагогические функции. Современная парадигма образования, построенная на взаимодействии равноправных участников учебной деятельности, выдвигает особенные требования к преподавателю. Преподавание в вузе требует использования интерактивных методов, основанных на взаимодействии равноправных субъектов: обучающегося и преподавателя. Из «передаточного звена», механически преподносящего определенную сумму знаний зависящему от него участнику познавательной деятельности - студенту, преподаватель превращается в творческого, постоянно совершенствующегося субъекта этой деятельности.

В ходе развития института образования совершенствование профессиональной компетентности педагога должно вестись по трем основным направлениям: углубление и расширение знаний в узко профессиональной сфере; совершенствование психолого-педагогического мастерства; развитие речевой языковой компетентности. При этом, не менее важно, чтобы преподаватель обладал знаниями в области педагогики, четко ставил перед собой цели, умел планировать занятия и методически грамотно выстраивать их, применяя адекватные цели, приемы и методы. При этом нужна будет соответствующая информационная поддержка.

Как представляется, другим важным аспектом в развитии высшей школы является интернационализация социального института образования, стирание национальных границ в образовательных процессах. Университет будущего будет представлять собой в существенной степени виртуальную организацию, в которой значительно возрастет роль информационной структуры. Информация станет не только материалом и результатом, но и в большой степени движущей силой процесса информатизации университетской жизни.

В качестве итога можно отметить: главный принцип, лежащий в основе социального института образования нового века - это системный подход к образованию и социализации личности. Здесь имеется в виду, что социализация личности есть непрерывный процесс, который может длиться всю человеческую жизнь.

Список литературы

1. Виноградов, В. Что нас ждет завтра? / В. Виноградов // Alma mater: Вестник высшей школы. - 1994. - № 1. - С. 6.

2. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: Добросвет, 1999. 596 с.

3. Воронина, Т.П. Образование в эпоху информационных технологий / Т.П. Воронина,

В.П. Кашицин, О.П. Молчанова. - М., 1995.

4. Тихонов, А. Уроки реформ / А. Тихонов // Высшее образование в России. - № 3. 1998.

5. Смелзер, Н. Социология / пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. С. 43.

6. Смирнов И.П. Теория профессионального образования / И.П. Смирнов // - М.

2006. С. 72.

7. Гидденс, Э. Последствия модернити Э. Гидденс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. Л. Иноземцева. M.: Academia, 1999. С. 105-106.

8. Всесоюзная комплексная программа реализации высшего заочного непрерывного образования // Гособразование СССР. - М., 1989.

9. Всемирная декларация: Высшее образование для XXI века: подходы и практические меры // Alma mater, - № 3. 1999. С. 30.

10.Герман, К. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу / К. Герман // СОЦИС, - № 2, 1998. С. 77.

11.Бестужев-Лада, И.В. К школе XXI века: размышления социолога. / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Педагогика, 1988. - 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.