ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 629.113
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИНДУСТРИИ МОДЫ И КРАСОТЫ
Архипова Татьяна Николаевна, кандидат технических наук, доцент, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, РФ
The article considers tasks of innovations in present higher education system development in terms of transition to the two-level education system. The article provides the ways of their settlement on the basis of educational information expansion, improvement of computer equipment and technologies. The article shows peculiarity of modern higher education and marks possible activities aimed at improving the change in the present approach to education. The article reveals the essence of innovations in educational process and points new possibilities in university innovational activity implementation.
В статье рассматриваются задачи развития инноваций в системе высшего образования в современных условиях перехода на двухуровневую систему образования. Предлагаются способы их решения на основе расширения информатизации образования, усовершенствования компьютерной техники и технологии. Показана специфика современного высшего образования и отмечены возможные направления преобразования имеющегося подхода к образованию. Раскрыта сущность инноваций в образовательном процессе и указаны новые возможности в реализации инновационной деятельности вузов.
Keywords: education, innovations, information technologies, educational process Ключевые слова: образование, инновации, информационные технологии, учебный процесс
Перед российской системой высшего образования сейчас стоит множество важных задач, связанных с особенностями подготовки специалистов в новых условиях. Переход на двухуровневое образование, по мнению автора, должен осуществляться таким образом, чтобы не был потерян богатейший опыт отечественной высшей школы, а также сохранилось и даже повысилось качество образования. В достижении этого большую роль играет преемственность традиций преподавания вузе. Кроме того, в настоящий момент очень важным является такой фактор, как доступность получения знаний. В связи с этим необходимо создать оптимальные в экономическом плане образовательные системы.
Одним из способов решения этих задач является информатизация образования. Важно уже то, что имеется возможность создавать базу данных по каждой дисциплине каждого направления подготовки специалистов. При наличии такой базы значительно проще осущест-
вляется переход на более высокий уровень подготовки специалистов данного направления и родственных направлений. Модернизация современных компьютерных средств позволила расширить возможности обмена информацией. В настоящее время возможно общение преподавателя со студентами с помощью различных вариантов, используя Интернет. Возникновение современных IT-технологий, связанных с усовершенствованием компьютерной техники и технологии, позволило создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для дальнейшего развития и совершенствования системы образования. Примером того может служить внедрение балльно-рейтинговой технологии (БРТ) в РГУТиС. Переход на БРТ является, по мнению автора, той перспективой, которая значительно упростит труд преподавателей при четкой организации данной системы.
Современные условия жизни требуют ускоренного освоения информации, обучение
26 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Актуальность применения инновационных методов в системе подготовки кадров...
без использования компьютеров стало просто немыслимым. Внедрение более совершенной компьютерной техники в процесс обучения значительно расширяет возможности донесения информации до студентов. Кроме того, использование современных программ, соответствующих каждому конкретному направлению обучения, способствует скорейшему освоению знаний. По мнению автора, выявление необходимых обучающих программ того или иного направления — также очень важная задача, стоящая перед вузами. Процесс обучения бакалавров, занимающий более короткий срок, чем подготовка выпускников в рамках специа-литета, требует более тщательной подготовки именно к обучению студентов по специальным дисциплинам. В данном случае упомянутая выше база данных в сочетании с необходимыми современными программами позволит получить максимальный эффект от образовательной деятельности.
Таким образом, автор считает, что важно выявить совокупность технологических закономерностей с целью скорейшего определения и применения на практике наиболее рациональных, последовательных образовательных приемов, которые требуют наименьших временных потерь, и, кроме того, различного рода ресурсов для получения определенного итога. Под инновациями следует понимать использование новых методов и методик в образовательной среде [1].
По мнению автора, специфика современного высшего образования (переход на бакалавриат) предъявляет серьезные требования к использованию разнообразных технологий в связи с тем, что их продукт направлен на реальных людей — студентов, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций просто невозможно сравнить с промышленным производством. В результате этого наряду с технологизацией образовательной среды просто неизбежен процесс ее гуманизации, что на современном этапе находит все большее распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Всегда необходим индивидуальный подход к студентам со стороны преподавателя. Найти его, используя при этом современные возможности подачи знаний, — это и есть творческий, сугубо личностный вариант работы каждого преподавателя. Заинтересовать студента, раскрыть его потенциальные возможности, увлечь инте-
ресными примерами, — вот то, что требуется от современного преподавателя. Непрерывные совершенствования, которые происходят в системе образования как в нашей стране, так и за рубежом, приводят к возникновению перспективных методов и методик в образовательной деятельности, что говорит об инновационном развитии образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новый подход к образовательному процессу может быть претворен в жизнь.
В качестве наиглавнейшей цели IT-технологий в сфере образования является подготовка человека к реальной жизни в постоянно изменяющемся мировом пространстве. Обучаемый должен освоить все возможные способы, позволяющие увеличить гибкость подхода к действительности, реальным задачам, имеющимся в данный момент, в данном направлении деятельности. Примером того может служить участие студентов РГУТиС в конкурсе «Золотая линия». В конкурсе студенты демонстрируют реальные разработки, выполненные на высоком профессиональном уровне. Здесь хорошо просматривается индивидуальность студенческих работ, а творческие замыслы отражают внутренний мир студентов-создателей.
Сущность подобного образовательного процесса заключается в направленности его на потенциальные возможности обучаемой личности и, кроме того, в полной реализации указанных возможностей. Образование непременно должно усиливать механизмы инновационной деятельности, находить передовые творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать воплощению креативности в реалии существования человека. Например, в настоящее время актуальным является проведение мастер-классов. Однако более эффективным, по мнению автора, было бы «помещение» студента в реалистический мир производства, соответствующий выбранной им специальности. Решение конкретных задач в реальных ситуациях значительно повышает уровень усвоения того нового, которое необходимо для дальнейшей деятельности выпускников вузов.
Главным в инновационном образовательном процессе следует отметить существенное преобразование личности обучаемого по отношению к имеющейся традиционной системе
27
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
образования [2]. Студент должен ощущать себя нужным для общества. Вывести его из состояния «спяще-автоматического» осваивания знаний — порой трудная, но очень важная задача преподавателя. Необходимо заинтересовать обучаемых, помочь им сориентироваться в потоке информации и выбрать нужное, главное, подвести его к самостоятельному творческому осваиванию специальных дисциплин за более короткий срок. Подобное возможно в настоящее время в связи с широким использованием каждым преподавателем каких-либо своих, наработанных в процессе практики профессионального обучения методов. Кроме того, необходимо применять известные дидактические и воспитательные программы, предполагающие снятие «скованности» в контакте студента с преподавателем. Важно развить умение четко мотивировать свои действия, быстро и самостоятельно ориентироваться в получаемой из различных источников массе информации. Таким образом, формирование индивидуального нешаблонного творческого мышления, развитие студентов на основе умения раскрыть их личные, данные природой способности, используя последние новейшие научные и практические разработки, — наиважнейшие цели инновационного направления функционирования образовательной среды. Инновационная направленность деятельности в образовательной среде как практике, имеющей большое значение в социальном аспекте, решающей вопросы нравственного самосовершенствования человека, является безусловно важной, так как она может обеспечить переориентацию всех видов практик, которые имеются в современном обществе.
При переходе к всеобщей информатизации общества и формированию новых знаний об идентичности образовательной деятельности социально-экономической необходимости современности можно говорить только тогда, когда его преобразование и усовершенствование будут опираться не только и не столько на координационные новшества, сколько на существенные модернизации в методах и методиках подготовки выпускников и разработок и исследований научной направленности. Необходимо, чтобы современное образование могло обеспечить опережающее развитие, отражать интересы современного общества, индивидуума и возможного работодателя [3].
Использование IT-технологий дает возможность значительно ускорить длительный процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Известно, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в производственную деятельность определяет успех любой современной фирмы. Основой ИКТ являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние [4].
Это, по мнению автора, является важным при использовании такой формы образовательной деятельности, как дистанционное обучение. Введение дистанционного образования значительно сокращает расходы на обучение и делает процесс обучения доступным из любой точки страны при наличии там Интернета.
Особенно важным такой подход в образовании является при заочной форме обучения. Своевременность решения всех возникающих вопросов при дистанционном образовании зависит от многих факторов. Прежде всего, дистанционное образование требует хорошего владения компьютером и от преподавателя, и от студента.
Современная высшая школа должна стать передовой площадкой в части инновационных форм образования, расширения информационных технологий. Высшее учебное заведение должно давать не только качественные необходимые профессиональные знания, но и помочь студентам проникнуться смыслом инновационного информационного общества. Только при широком использовании ИКТ высшее учебное заведение может являться современным инновационным в системе образования. Инновационным высшее учебное заведение будет только в том случае, когда оно широко внедряет в образовательный процесс все новейшие формы обучения. Такими формами являются организационные и дидактические, а также технические и технологические инновации. При таком подходе к образовательной деятельности возможно реальное увеличение темпов и объемов усвоения знаний, а следовательно, и качества подготовки профессиональных специалистов. Слово «инновация»
28 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Актуальность применения инновационных методов в системе подготовки кадров...
(от лат. innove) появилось в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация — это, с одной стороны, процесс обновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе не предмет.
Образование — это путь и форма становления целостной гармоничной личности. Сущность и цель новейшего высшего образования — это действительное развитие общих, данных природой индивидуальных способностей каждого человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления и привитие навыков творческого подхода к формированию новых знаний.
С возникновением ряда новшеств в компьютерной технике стал возможен переход на интерактивные методы обучения. По мнению автора, указанный переход совместно с инновационными технологиями реального времени требует наличия значительных телекоммуникационных ресурсов, которые способны качественно обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса (преподавателей, студентов, методистов и т. п.), поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных. Ведь обычная лекция, представленная в виде мультимедийной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint, уже требует качественной компьютерной техники с наличием в ней возможностей воспроизведения видеороликов.
Сама образовательная система по своему существу уже может считаться инновацией. Используя подобные технологии в современном обучении, преподаватель превращает образовательный процесс в более полный, интересный, насыщенный и усовершенствованный. При изучении естественных наук и дисциплин профильного направления такой подход необходим для развития целостной личности. Как уже отмечалось, к инновациям следует относить внедрение информацонно-коммуника-ционных технологий в образовательный процесс. Так, программное обеспечение, поставляемые в вузы интерактивные электронные доски, проекты модернизации значительно поднимают уровень преподнесения материала
преподавателем. Уже невозможно дать хорошие знания, не используя современные компьютерные программы. Например, современный конструктор швейных изделий не может обойтись без таких программ проектирования, как «АССОЛЬ», «ГРАЦИЯ», JULIVI и др. Это свойственно и для других направлений обучения в вузе. Таким образом, освоение инновационных элементов в момент обучения студентами должно дать им хорошую базу знаний и опыт работы с современным программами, с которыми они столкнутся в дальнейшей работе по специальности.
Направление совершенствования перспективных ИКТ технологий определяется направлением от информации к знаниям. Сейчас есть огромное количество информации в сети Интернет. Научить студента грамотно осуществлять поиск — также немаловажная задача преподавателя. Большую помощь студенту оказывают электронные библиотеки.
Включение новых информационных технологий в образовательный процесс коренным образом ломает имеющийся подход к образованию, при этом становится возможным:
• улучшение работы системы управления образовательной деятельностью, применяя при этом автоматизированные банки данных информации научной и педагогической направленности;
• применение более совершенных методов и методик в образовательной деятельности, новых креативных форм обучения, решающих первостепенные задачи творческого развития индивидуума, получающего образование в условиях глобальной информатизации современного общества;
• усиление математических и информатиза-ционных составляющих профессиональных областей. Это даст возможность найти наилучшее решение поставленной задачи в определенной индивидуальной ситуации;
• разработка методического материала, направленного на формирование совершенно нового интеллекта студентов, на ориентацию их возможностей быстро и максимально самостоятельно уметь осваивать информацию, принимать активное участие в учебной и научной деятельности вуза;
• разработка и апробирование компьютерных оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации;
29
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
• осуществление использования электронных методических разработок (учебников, пособий и т. д.) в процессе обучения.
В настоящее время отсутствует четкая единая классификация компьютеризированных программ по использованию ИКТ технологий, применяемых для обучения в образовательной деятельности. Тем не менее, можно представить следующую условную классификацию по виду использования программ:
• демонстрационные программы;
• обучающие программы;
• программные средства тестирования и контроля уровня знаний;
• программные средства для математического моделирования;
• тренажеры;
• информационно-справочные системы;
• автоматизированные обучающие системы;
• экспертные обучающие системы;
• интеллектуальные обучающие системы, особое место в этом ряду занимают электронные учебники.
Инновации, или нововведения, присущи для совершенно различным профессиональным направленностям человека, и в связи с этим они определенным образом находят необходимость исследования, освоения и апробации. Не возникают инновации и сами по себе, они результат глубоких аналитических изысканий и собственных креативных наработок отдельных преподавателей, кафедр, вузов. Процесс возникновения инноваций требует грамотного подхода к планированию управления им.
В современных условиях образовательной деятельности наиважнейшую роль играет уровень преподавателей как первостепенных организаторов инновационных новшеств. Имеющееся разнообразие методов и средств инновационного обучения индивидуально рассматривается каждым преподавателем. Он самостоятельно выбирает то, что приемлемо для конкретной ситуации, для грамотного преподнесения дисциплины или определенной темы. Однако в любом случае имеются элементы общего. Так, воспитательную или консультационную роль преподаватель осуществляет всегда, это, безусловно, диктует необходимость определенной психологической и педагогической подготовки. Кроме того, в специфике работы преподавателя используется не только профессиональный материал, но и современная информация педагогической и психологической
направленности, современные технологии преподнесения знаний и развития личности.
Как уже отмечалось выше, под «инновацией» следует понимать нечто новое, новизну, преобразование; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студента.
В понимании сущности инноваций в образовательном процессе лежат две наиболее важные проблемы педагогики [5]. Первая — проблема изучения, обобщения и распространения инновационного передового педагогического опыта. Вторая — проблема внедрения новейших достижений науки в области психологии и педагогики в практику. Таким образом, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в рамках объединения двух, отмеченных выше и взаимосвязанных между собой процессов, которые до настоящего времени рассматривались совершенно разрозненно: результатом инновационной деятельности должно стать применение как теоретических, так и практических новшеств, и, кроме того, таких, которые возникают на стыке теории и практики. Все перечисленное выше показывает важность управления созданием, оперативным освоением и использованием педагогических нововведений. Управление процессом разработки, исследования пропаганды новых педагогических технологий, теорий, концепций дает гарантию качественного отбора, оценки и применения в деятельности преподавателя опыта своих коллег или новейших научных идей и методик. Имеется ряд обстоятельств, которые определяют необходимость в перспективной инновационной направленности педагогической деятельности в настоящих условиях развития образовательной среды.
В первую очередь, переход на двухуровневую систему образования обусловил необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в вузах. Инновационная направленность деятельности преподавателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
30 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Актуальность применения инновационных методов в системе подготовки кадров...
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в образовательной среде.
В-третьих, изменился характер отношения преподавателей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Необходим творческий подход со стороны преподавателя к подаче дисциплины. Поиск новых путей освоения студентами дисциплины, новые методы работы, перестройка внутреннего мира самого преподавателя — не менее важные задачи современной образовательной среды.
И, наконец, возникновение новых типов высших учебных заведений, включая негосударственные, переход их к рыночным отношениям создают реальную ситуацию их конкурентоспособности. В этих условиях наличие инновационных элементов образования в вузе дает данному учебному заведению большой приоритет. Это привлекает абитуриентов и увеличивает популярность вуза.
Новые возможности в реализации инновационной деятельности вузов просматриваются в более тесной работе вузов с предприятиями — потенциальными работодателями. Разработка новых методик обучения, более приближенных к реальности, на основе использования современных информационных технологий — вот та перспективная задача, которая стоит перед высшими учебными заведениями.
Перспективным и новым в образовании является применение понятий виртуальной реальности. В данный момент самыми совершенными системами виртуальной реальности являются проекционные системы, выполненные в компоновке комнаты виртуальной реальности. Подобные системы применительно к образовательным программам позволят приблизить процесс обучения к практике, подготовить более грамотных специалистов, хорошо ориентирующихся в современных проблемах той отрасли, по направлению которой они проходят обучение в вузе.
В мире моды в последнее время стали актуальны такие профессии, как байер, шоппер, деятельность которых связана с посещением показовов мод, участием в шоу-румах, заключением договоров на закупку продукции и т. п. Они должны обладать рядом профессиональных навыков: интерес к моде, тенденциям и направлениям; умение разбираться в брендах, видах продукции, требованиях к качеству, оптовой и розничной стоимости; наличие навыков маркетингового планирования и др.
Применение элементов виртуальной реальности при подготовке, например, байеров, шопперов, фрилансеров дает возможность помещения студентов в реальную атмосферу творческой среды. Подобный подход значительно совершенствует качество образования. С этой целью необходимо проработать теоретическую базу и соответствующие методики для реализации данной подготовки. В настоящее время такой теоретической базы не существует, создание ее является важным в образовательной системе при подготовке специалистов творческого характера.
Курсы по подготовке байеров, шоппе-ров, фрилансеров имеются в консалтинговых, тренинговых и других организациях, однако уровень подготовки там недостаточно высок, а в учебных заведениях нет программ по их подготовке и выпуску, поэтому им приходится самостоятельно осваивать все требования, необходимые для данной деятельности, как в теории, так и на практике. Однако проведенные исследования показали, что после таких курсов работники по-прежнему не обладают такими компетенциями, как, например, готовность к компромиссу с потребителем по возможному варианту и требуемому качеству обслуживания, готовность формировать совершенный персональный образ клиента с помощью современных технологий индустрии моды и красоты, готовность к разработке эксклюзивных и адресных изделий и продуктов для формирования индивидуального стиля потребителя и др.
Авторские исследования показали, что работать байерами, шопперами, фрилансерами часто идут выпускники вузов, подготовленные по специальностям «Конструирование швейных изделий» и «Технология швейных изделий». Им, безусловно, недостаточно знаний, потому что деятельность байеров, например, направлена на осуществление эффективных агентских или представительских услуг между
31
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
изготовителями продукции и торговыми представителями.
Сотрудниками кафедры «Технология, конструирование и экспертиза изделий» проведен опрос на предприятиях модельного бизнеса и среди населения с целью выявления необходимости указанных выше специалистов. Тип выборки — детерминированная. Опрос выполнен с помощью анкетирования. Рассматривалась выборка более 100 респондентов по Московской области. Таким образом, можно считать, что выборочное распределение нормально. Соответствующая статистическая проверка гипотезы о средней величине осуществлена с помощью Z-критерия, который используется в случае, если выборка достаточно большая (п >30).
На основании проведенного опроса установлено, что предприятия Московской области нуждаются в услугах шопперов, байеров и фрилансеров.
Байер — человек, работающий в определенной сфере товарооборота, которая имеет отношение только к реализации предметов туалета — одежды, обуви, аксессуаров и т. д. Деятельность байера направлена на выполнение эффективных агентских или представительских услуг между изготовителями продукции и торговыми представителями.
Шоппер — человек, обеспечивающий сопровождение клиентов в магазинах с целью обновления в соответствии с направлением моды или пополнения их гардероба, а также
выполняющий заочную работу с заказчиком, о которой практически никому ничего неизвестно. Подобная работа состоит из подбора и покупки необходимых клиенту изделий без его присутствия.
Фрилансер — это человек, занятый выполнением определенной работы непосредственно с конкретным заказчиком, например, выбор модного гардероба одежды на договорной основе, и не являющийся при этом штатным сотрудником. В области индустрии моды и красоты это может быть художник-фрилансер, конструктор-фрилансер. Фактически фрилансер может работать в свободном режиме, а именно когда угодно по времени, где угодно (возможно даже дома, пользуясь современными интернет-технологиями). Имеет значение только его профессионализм, высокий уровень качества работы и четкое выполнение требований договора.
Анализ длительности работы шопперов, байеров и фрилансеров показал, что работники на этих должностях часто сменяются. То есть работодатели заинтересованы в специалистах, которые были бы подготовлены таким образом, чтобы затраты на включение их в реальную работу были минимальны.
Таким образом, использование инновационного подхода в образовательной среде является первостепенной задачей вузов на современном этапе их развития и перехода на двухуровневую систему образования.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Институциональный подход к инновациям в образовании / Э.Ф. Зеер, С.А. Новоселов, Э.Э. Сы-манюк // Инновации в образовании. 2010. № 1. С. 52—63.
2. Культурологический подход в специальном образовании: опыт, инновации, перспективы: Сб. науч. трудов: [по материалам Всерос. студ. науч.-практич. конф. «Культурологический подход в образовании: психологопедагогический аспект», апрель 2008 года] / Чуваш. гос. пед. ун-т; [отв. ред. Г.П. Захарова, О.В. Парфенова]. Чебоксары: ЧГПУ, 2008. 127 с.
3. Киселев А. С. Инновационная система опережающего образования в контексте социологической перспективы общественного развития: Учебно-методическое пособие [для вузов по направлениям пед. образования]. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2007. 217 с.
4. Куклев В.А. Инновационный образовательный проект на основе электронного обучения // Информатика и образование. 2007. № 5. С. 65—70.
5. Инновации в социально-педагогических технологиях: теория и практика: сб. науч. ст.: [по материалам Респ. науч.-практ. конф., 19 нояб. 2009 г.] / Чуваш. гос. пед. ун-т [отв. ред. С.Г. Григорьева. З.М. Беляева]. Чебоксары: ЧГПУ, 2010.
32 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1