Научная статья на тему 'Теоретические аспекты реализации инновационной деятельности в высшей школе'

Теоретические аспекты реализации инновационной деятельности в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННАЯ / НОВОВВЕДЕНИЕ / INNOVATION / INNOVATIVE WORK / NOVELTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березина Н. А.

Работа посвящена актуальной проблеме современного образования. Представлен теоретический анализ основных дефиниций. Рассматриваются вопросы организации инновационной деятельности в процессе подготовки будущих специалистов в высшей школе. Автор приводит различные толкования содержания инновационной деятельности и раскрывает последовательность реализации инноваций в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF INNOVATIVE WORK REALIZATION IN HIGH SCHOOLS

The work is devoted to current problem of modern education. The author presents theoretical analysis of fundamental definitions. The aspects of innovative work organization are examined as a part of high school specialist training. The author focuses on the theoretical analysis of innovative work and introduces the steps to its realization in education process.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты реализации инновационной деятельности в высшей школе»

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

©2010 Н.А.Березина

Самарская государственная академия культуры и искусств

Статья поступила в редакцию 30.09.09.

Работа посвящена актуальной проблеме современного образования. Представлен теоретический анализ основных дефиниций. Рассматриваются вопросы организации инновационной деятельности в процессе подготовки будущих специалистов в высшей школе. Автор приводит различные толкования содержания инновационной деятельности и раскрывает последовательность реализации инноваций в учебном процессе.

Ключевые слова: инновация, деятельность инновационная, нововведение, новация.

Инновационные процессы в настоящее время стали закономерностью современности и отражают общую тенденцию развития высшей школы, связанную с глобальными изменениями в мире. Рассматривая вопрос инновационных процессов в образовательном пространстве, важно выявить использование педагогических технологий при подготовке специалистов в вузах. Понятие технология уже достаточно прочно укоренилось в педагогической теории и практике. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сказать, что технология рассматривается как процесс или совокупность действий, в результате которых решаются те или иные задачи и достигаются определенные цели.

Образовательная (педагогическая) технология представляет собой совокупность действий для достижения целей образования, или, более развернуто, как выстроенная в определенной последовательности и оптимизированная система действий (операций) субъектов образовательного процесса, ориентированная на эффективное достижение образовательных целей. Рассматривая технологию как инновационную деятельность, необходимо отметить, что среди исследователей нет единого мнения относительно определения понятия «инновация». В соответствии с международными стандартами инновации рассматриваются как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Термин «инновация» происходит от английского слова и означает «введение новаций». Тем самым, ряд авторов это понятие отождествляют, определяя понятие «новация». Данная категория специалистов считает, что употребление понятия «новация» является оправданным в силу того, что различные виды новаций содержат элемент творчества. Понятие «иннова-

Березина Наталья Александровна, библиограф. E-mail: natasha-22@bk. ru

ция» по смыслу идентично понятию «нововведение», оно, в свою очередь, рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности. В.Б.Тарабаева справедливо отмечает, что само явление инноваций внутренне противоречиво и неоднозначно. Причём чем масштабнее новшества и чем большее количество людей вовлечено в инновационный процесс, считает автор, тем чаще возникают конфликты, вероятность и остроту которых повышает радикальность нововведений.

Понятие инновация отождествляется авторами с понятием «технология достижения запланированных результатов». Под инновацией же в общем смысле понимается любая оригинальная идея, нестандартная мысль сотрудника или посетителя, реализация которой в совокупности с другими факторами обеспечивает эволюционное развитие культуры на макросоци-альном уровне и в микромасштабе.

Важными характеристиками инновационности вуза являются производство инновационной продукции, проведение исследований, обеспечение диффузии нововведений. Реализацию инноваций в вузе осуществляют сотрудники основных подразделений вуза, в том числе и библиотека. Во всех сферах общественной практики, в том числе и в библиотечной, под инновацией понимается конечный результат интеллектуальной деятельности специалиста, определенной в виде новых объектов (продуктов, технологий, услуг), отличающихся от предыдущих новыми свойствами. Существование различных подходов и теорий инновационного развития привело к созданию инноватики - науки, изучающей закономерности развития инновационных процессов. По мнению А.В.Хуторского, педагогическая инноватика сформировалась в самостоятельную область науки, в которой изучаются природа, закономерности и развитие педагогических инноваций. А.И.Субетто определяет инноватику как комплексную дисциплину, включающую прогностику, креатологию, системогенетику и интеллектику.

Существует гипотеза В.М.Полонского, согласно которой педагогическая инноватика не может претендовать на роль самостоятельной науки. Своё мнение он обосновывает тем, что для выделения самостоятельной науки нужен новый объект или принципиальный новый метод исследования.

В зависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать как: процесс, систему, изменение, результат. Анализируя понятие «инновация», необходимо отметить, что по характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические. К теоретическим инновациям относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов. К практическим инновациям - новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики.

Е.Ю.Качанова предлагает представить инновации по следующим видам: продуктовые, технологические, организационные, социальные. Эти виды, в свою очередь, подразделяются на радикальные (базисные) и модифицирующие (улучшающие) инновации - модернизация услуг (продукция, технологии, организационных и социальных приемов) \

Наибольшее внимание обращается на продуктовые и сервисные инновации, когда изменению подлежат услуги и продукция. Инновационный характер методов, форм и приемов является следствием содержательной модернизации; в результате технологических инноваций меняются процессы библиотечной технологии; организационные инновации имеют место при реорганизации структурных изменений; при социальных инновациях подлежат изменению социальные аспекты библиотечной инноватики.

Отдельные авторы в области педагогики представляют более структурированную градацию данной дефиниции, выделяя ещё один вид - интегрирующие (комплексные) инновации. К данным инновациям относятся инновации, полученные за счет использования оптимального набора ранее накопленных и проверенных на практике достижений. Отличительной особенностью интегрирующих инноваций является их происхождение в зависимости от потребностей рынка.

Организационные, технологические, социальные инновации, в свою очередь, подразделяются на радикальные (базисные) и модифицирующие (улучшающие) инновации. Первые предусматривают использование принципиально новых подходов, замену старых объектов новыми, а вторые - улучшение существующих объектов, модернизацию услуг либо продукции, технологии и. т.д. В зависимости от функционального назначения и места использования, в некоторых классификациях представлены информационные инновации, которые решают задачи организации,

1КачановаЕ.Ю. Инновации в библиотеках. - СПб.: 2003.

управления и оперативного получения информации, обеспечения её полной надежности и достоверности.

В процессе реализации инноваций реализуется инновационная деятельность и организуется инновационный процесс. Некоторые авторы, например,

B.Ф.Гринёв, В.Я.Кардаш, Л.И.Кош-кин,

C.Д.Ильенкова, работы которых посвящены вопросу инноваций и инновационной деятельности, считают данные дефиниции тождественными. Инновацоннная деятельность, с их точки зрения, - это процесс осуществления изменений (инновация), который заключается в преобразовании научных идей в результат, имеющий практическое применение.

Имеет место точка зрения Е.Б.Лисной, которая считает, что инновационная деятельность состоит из сбора различных видов деятельности. Автор предлагает рассматривать инновационную деятельность как совокупность видов деятельности, которые обеспечивают реализацию инновационного процесса. Результатом «инновационного процесса» является «инновация». Главной сферой многих исследований стало формирование условий, в которых оптимально протекает инновационный процесс.

Г.Я.Гольдштейн, О.П.Коробейников, А.А.Тро-филов рассматривают инновационную деятельность как ключевой элемент управления любой организацией. По мнению этих ученых, инновационная деятельность обеспечивает условия для наиболее эффективного создания организацией конкурентного преимущества. Инновационная деятельность является совокупностью видов деятельности любой организации, которые формируют условия для инновационного про-цесса2.

По суждениям С.В.Бобровского, В.Ю.Кала-чёва, А.И.Николаева результат инновационной деятельности может быть описан категорией «инновационный потенциал». Инновационный потенциал, в представлении названных специалистов, отражает способность организации генерировать и эффективно реали-зовывать инновационные продукты при системе факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса.

Любая инновация связана с реализацией технологий. Всё чаще внедрение современных образовательных технологий предполагает активное обращение к целому спектру информационных ресурсов, которые используются в различных сферах деятельности. Так, степень информатизации библиотек вузов выступает сегодня одним из важных условий внедрения образовательных технологий в образовательный процесс университетов. В большинстве случаев качество подготовки специалистов предполагает внедрение инновационных процессов в библиотеки вузов. Одним из наиболее перспективных практических направлений, способствующих полноценному воплощению роли и задач вузовских библиотек является в настоящее вре-

2Колачёв В.Ю. Совершенствование управления инновационной деятельностью в сфере образовательных услуг: на примере СПО // Инновации в образовании. - 2008 - №8. - С.31 - 35.

мя компьютеризация библиотечных процессов, что связано с прогрессивной организацией обслуживания пользователей и предполагает переход к созданию электронных библиотек.

Реализация инновационных процессов в библиотеках вузов оказывает существенное влияние на качество подготовки специалистов. С.Г.Мат-лина определяет библиотечную инноватику как оригинальную, нестандартную мысль самого библиотекаря или пользователя, реализация которой в совокупности с другими факторами обеспечивает развитие культуры библиотекаря. Однако необходимо отметить, что библиотечные инновации не всегда можно регламентировать, особенно, если дело касается содержательных сторон работы, связанной с межличностной коммуникацией. Результаты таких инноваций плохо предсказуемы, сопряжены с риском куда большим, чем при освоении технологических, просчитанных

~ 3

нововведений.

Однако в самом общем виде критерием значимости библиотечных инноваций становятся содержательные изменения, появление новых смыслов в деятельности библиотеки. Новые идеи и технологии открывают направления для дальнейшего поиска, позволяют выдвигать конструктивные предложения, создавать актуальные исследовательские проекты.

В образовательном пространстве вузовская библиотека является полифункциональным институтом, который обеспечивает выполнение поставленных перед ней функций (образовательную, досуговую, креативную и т.д.), она является частью системы высшего образования, которая ответственна за сохранение и предоставление информации. Организация, в частности, педагогического процесса невозможна без эффективной системы библиотечно-

информационного обслуживания студентов.

В своем исследовании мы попытались актуализировать принципиальные вопросы эффективности библиотечно-информационного обслуживания студентов высших учебных заведений. Однако не осталась в стороне и педагогическая сторона деятельности вузовской библиотеки, предполагающая решить следующие основные задачи: 1) помощь при обучении студентов, обогащение их знаниями; 2) воспитание личности к определенным личностным качествам, через личностно-ориентированный подход; 30 помощь в адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности.

Решение обозначенных задач стало возможным через реализацию совместно с традиционными функциями библиотеки (просветительской и педагогической) и информационной функции, которая связана с использованием самых разнообразных ресурсов. В библиотеки Самарской государственной академии культуры и искусств внедрены следующие инновационные направления:

ъМатлина С.Г. От традиций к инновационному поиску (заметки о круглом столе) // Библиотековедение. - 1998. - №5. - С.14 - 20.

1. Новые прогрессивные подходы с применением компьютерных технологий в библиотечно-информационное обслуживание студентов. При помощи анкетирования основной категории пользователей библиотеки было выявлено, что продуктивным обучением студентов к поиску информации является ориентированность на действие, на решение конкретной профессиональной задачи. Таким образом, обучению в процессе учебной деятельности предпочтение отдали 39 % респондентов, обучение с учетом практического опыта - 52 %, и лишь 8% предпочли проводить процесс обучения на основе самостоятельного планирования процесса самообразования в библиотеке вуза. Всё вышесказанное позволило сделать вывод о том, что обучение предполагает активную самостоятельную познавательную деятельность студентов, направленную на решение проблемы, учебного задания, учебной профессиональной задачи. Это показывает, что проблема развития информационно-аналитических компетенций весьма актуальна и востребована у студентов, что требует от библиотеки постоянного совершенствования и внедрения в процесс обучения инновационных педагогических технологий.

2. Опросные методы исследования, такие как беседа, опрос, использовались нами по заранее разработанной программе. Был исследован уровень инновационной культуры студентов к внедрению инновационных технологий. В частности, проведен опрос, который показал, что 75% студентов продуктивно пользуются технологиями, построенными на использовании современных информационных, информационно-коммуникационных и инновационных средств библиотеки вуза; 20% предпочитают пользоваться данными формами по необходимости и лишь 5 % не пользуются этими технологиями, предпочитая традиционные виды обслуживания. Последняя категория пользователей не достаточно грамотно владеет информационными технологиями, испытывает определённые трудности и барьеры.

3. Функционирование собственных электронных баз данных библиотеки, среди которых, например, база данных «Периодика». В ней дается аналитическое описание всех периодических изданий, поступающих в библиотеку вуза. Студенты активно пользуются данными информационных ресурсов в учебной и научной деятельности. В базе данных «Труды СГАКИ» аккумулированы результаты научно-практических исследований не только преподавателей, но и студентов. Она дает прекрасную возможность студентам ознакомиться с направлениями научной деятельности преподавателей и присоединиться к разработке интересующих проблем в виде курсовых и дипломных проектов. С учётом специфики вуза, в частности, функционирования музыкально-исполнительского факультета, активно ведется и пополняется база данных нотных изданий, в том числе и оцифрованных. Было проведено анкетирование среди студентов 3 - 5 курсов музыкально-исполнительского факультета, данная категория студентов меньше все-

го знакома с системой поиска информации. Со студентами данного факультета проведено пилотажное исследование с целью выявления наличия или отсутствия информационно-коммуникативных знаний для работы с ресурсами, необходимыми в учебной деятельности. Для этого студентам была предложена разработанная нами анкета, состоящая из блоков вопросов, направленных на мотивационно-ценностный компонент информационных запросов. Абсолютно все студенты (100%) считают, что для того, чтобы полностью владеть информацией по проблеме, нужно быть носителем информационной культуры. Студенты ждут помощи именно от консультантов-библиотекарей и при этом отмечают, что внедрение инновационных технологий в практику информаци-

онно-библиотечного обслуживания кардинально улучшило качество и увеличило объем информации, а также расширило возможности её поиска, решило задачи обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам, информирования пользователей о деятельности библиотеки.

Рассмотрев в своем исследовании современные инновационные установки, направленные на решение проблемы помощи студентам, мы остановились на педагогической поддержке при изменении форм информационно-библиотечного обслуживания. Педагогическая поддержка и помощь студенту в условиях внедрения инноваций является важной сферой деятельности будущего специалиста.

THEORETICAL ASPECTS OF INNOVATIVE WORK REALIZATION IN HIGH SCHOOLS

©2010 N.A.Berezina°

Samara State Academy of Culture and Arts

The work is devoted to current problem of modern education. The author presents theoretical analysis of fundamental definitions. The aspects of innovative work organization are examined as a part of high school specialist training. The author focuses on the theoretical analysis of innovative work and introduces the steps to its realization in education process.

Key words: innovation, innovative work, novelty, innovation.

о

Berezina Natalia Alexandrovna, Bibliographer. E-mail: natasha-22@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.