минимизации затрат на удовлетворение потребностей в продукции комплекса лесных отраслей или территориального промышленного лесного комплекса (ТПЛК) путем ее районирования в соответствии с вариантами концентрации и специализации производства и динамики развития комплекса.
Сочетание рассмотренной модели с моделью планирования комплекса мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов осуществляется через показатель затрат на лесовосстановление ) к возрасту рубки главного пользования. В нем интегрируются объемы необходимых лесохозяйственных мероприятий, операционных затрат и капитальных вложений.
Предлагаемый методический подход является одним из инструментов управления стратегическим развитием как региональных лесных комплексов, так и ЛПК в целом и ориентирован на обоснование территориального размещения лесоперерабатывающих мощностей на принципах комплексного использования лесных ресурсов регионов на основе постоянного и неистощительного лесопользования, организации выпуска конкурентоспособной лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью и сохранения экологического равновесия территорий.
При этом при обосновании территориального размещения и масштабов лесопромышленного производства по федеральным округам Российской Федерации наряду с такими факторами, как наличие лесных ресурсов и рынков сбыта лесобумажной продукции, необходимо учитывать факторы, связанные с наличием и перспективами развития железнодорожных, водных и автомобильных транспортных путей, энергетических мощностей и газовых магистралей.
Совершенствование структуры размещения лесопромышленного производства по территории страны позволит:
- освоить новые лесные массивы;
- обеспечить рациональное и комплексное использования заготовленной древесины;
- повысить уровень комбинирования лесопромышленного производства;
- сократить межрегиональные перевозки лесобумажной продукции;
- вовлечь в хозяйственный оборот низкокачественную и мягколиственную древесину;
- улучшить структуру экспорта лесобумажной продукции.
Библиографический список
1. Стратегия развития лесного комплекса Российской Феде- №248/482 // Экономика отрасли. Серия "Учебники и учебные рации до 2020 года: утверждена Приказом Минпромторга пособия" / под ред. проф. А.С. Пелиха. Ростов н/Д.: "Фе-России и Минсельхоза России от 31 октября 2008г. никс", 2003. 448 с.
УДК 378.1.
ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т.Ю. Красикова
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Инновационные реформы отечественной экономики поднимают все больше и больше вопросов, один из них о том, что можно считать инновациями в сфере высшего образования. Приводится классификация таких инноваций, рассматривается структура инновационной системы высшего образования и роль инструментария внедрения инноваций в сферу высшего образования в инновационную систему РФ. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: образование; экономика образования; образовательный кластер; инновации в образовании; организация и управление образовательными процессами.
INNOVATIONS IN HIGHER EDUCATION T.Yu. Krasikova
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
Innovative reforms of the native economy raise more and more questions. One of them is what can be considered as innovations in higher education. The paper provides the classification of these innovations. It examines the structure of the innovation system of higher education and the role of instruments for the innovation introduction in higher education in the innovation system of the Russian Federation. 1 figures. 1 table. 9 sources.
Key words: education; economics of education; educational cluster; innovations in education; organization and management of educational processes.
1 Красикова Татьяна Юрьевна; аспирант, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: 89526298530, e-mail: [email protected]
Krasikova Tatiana, Postgraduate, Assistant of the Department of Finance and Credit, tel.: 89526298530, e-mail: [email protected]
В настоящее время, когда развитие экономики Российской Федерации ориентировано на достижение инновационности, параллельно поднимается вопрос об инновациях в сфере образования, в частности -высшего. Прежде чем начать рассматривать данный вопрос, необходимо отметить следующее.
Сам тип инновационной экономики, или, как ее называют в западных странах, - «интеллектуальная экономика», основан на постоянном технологическом совершествовании производства высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Главное отличие инновационной экономики заключается в том, что прибыль создается не за счет материального производства (как в типе «индустриальная экономика») и концентрации финансов (капитала), а за счет интеллекта ученых и новаторов, т.е. именно знание становится основным капиталом.
Наступление такого вида формации давно предсказывали в своих работах социологи, экономисты и футурологи, например, Э. Тоффлер говорил о переходе человечества к новой цивилизации, т.е. на смену аграрной цивилизации и индустриализации приходит новая, информационная цивилизация, или, как ее чаще называют в работах, касающихся этой проблематики, - информационное общество [8].
Информация и знания в процессе информатизации, совершенствования и распространения компьютерных и телекоммуникационных технологий приобретают статус основного капитала. Относительно образования «знание» выступает еще и предметом образовательного процесса, и оно должно приносить выгоду. И вот тут проявляется специфика знания как товара. Выгоду от него получают тот, кто потребляет: само образовательное учреждение, предприятие и общество. При переходе к глобальному информативному обществу и становлению знаний общество сталкивается с тем, что, рассматривая образование с точки зрения его соответствия социально-экономическим потребностям, как настоящего, так и будущего времени, сам процесс модернизации образования основывается не только на организационных нововведениях, но и на содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Таким образом, мы находимся на очередном этапе поиска перспективных направлений развития сферы высшего образования. Сохраняя за собой прежние черты, черты социального института, воспроизводящего интеллектуальный потенциал страны, образование напрямую влияет на конкурентоспособность государства. Следует помнить, что индекс «высшее образование и профессиональная подготовка» входит в число 12 показателей, определяющих уровень развития экономики стран в глобальном отчете Strategy Partners для Всемирного Экономического Форума, и служит главным показателем конкурентоспособности страны. В большинстве стран мира национальные системы образования превратились в крупные комплексы, в которых создается существенная часть национального богатства, уникальная по своей значимости. Поэтому, говоря о становлении инновационного климата в Рос-
сийской Федерации, нельзя сбрасывать со счетов внедрение инноваций в сферу высшего образования.
Так, в соответствующей литературе и в дискуссиях, предметом обсуждения которых являются инновации в сфере высшего образования, предложено разделение на группы [1, 2].
К первой группе относятся непосредственно педагогические инновации, которые можно разделить на две подгруппы: внутрипредметные инновации, т.е. те, которые реализуются внутри преподаваемого предмета, и общеметодические, когда в педагогическую практику внедряются нетрадиционные технологии: дистанционное образование или творческие задания для студентов, или же к таким можно отнести активное включение студентов в образовательный процесс, что давно практикуется в западных вузах, где старшекурсники, вернее, магистранты-отличники оказывают посильную помощь профессору в подготовке лекционных занятий в качестве прохождения практики.
Вторую группу представляют инновации административного ресурса, а именно инновации, относящиеся к ресурсу управления. В качестве примера мы приведем образование на базе учреждения образовательных кластеров, в том числе и социального типа. Хотя, рассматривая «образовательный кластер» как инновации административного ресурса, нельзя не отметить, что этот вид инновации подразумевает и возможность внедрения тех же педагогических инноваций (например, включение в образовательный процесс т. н. «сэндвич-процессов», т.е. чередование получения теоретических знаний с практикой).
Интересной кажется мысль о выделении в отдельную, третью, группу идеологических инноваций [1], хотя пока непонятно, что именно является предметом таких инноваций: создание корпоративной культуры университета, общей как для студентов, так и для административного и педагогического персонала, или прямые интеграции изменений внешней среды в образовательное поле университета. В любом случае нам представляется, что этот вопрос привлечет интерес не только самих педагогов, но и социологов, управленцев высшей школы и других специалистов.
Некоторые авторы предлагают при подходе к классификации инноваций в сфере высшего образования рассматривать глобальные и локальные инновации. На наш взгляд, такой подход весьма оправдан. В конце концов, успешную образовательную реформу Республики Татарстан в части создания образовательного кластера и его весьма успешное функционирование можно смело отнести к локальным инновациям, оказывающим влияние на общую картину глобальных инноваций в сфере высшего образования Российской Федерации [9].
Данную классификацию можно рассмотреть еще подробнее - в зависимости от масштабности инноваций, можно выделять инновации в пределах одного структурного подразделения вуза или инновации в пределах всех звеньев и элементов системы. Под системой может пониматься как отдельный вуз, так и группа вузов.
Также необходимо выделять инновации, исходя из фактора времени. В рамках данного критерия инновации классифицируют как замещающие, отменяющие, открывающие и ретровведения. В первом случае речь идет о замещении старого элемента системы новым, более современным. «Отмена» подразумевает прекращение деятельности какой-то подструктуры вуза в связи с ее бесперспективностью. Открывающее - это новая специальность, образовательная технология, подструктура. Ретровведения - это освоение вузом чего-то давно забытого и упраздненного [1].
Необходимо отдельно отметить одну из особенностей инновации как экономической категории. И. Милославский, профессор МГУ, заметил, что инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы, а значит, к ней необходимо также применять оценку эффективности ее внедрения [6].
Итак, инновации в сфере высшего образования всех уровней, вне зависимости от классификации, должны:
1) отличаться новизной;
2) удовлетворять рыночному спросу;
3) приносить прибыль производителю услуг;
4) качественно изменять и улучшать процесс обучения.
Понятно, что на данном этапе времени образовательный процесс требует улучшения его качества. В основе улучшений данного процесса нам представляется важным уточнить практический подход к деятельности, т.е. представить учебный процесс как систему взаимосвязанных процессов, а не набор независимых друг от друга дисциплин, преподавателей и
Если мы представим, что главный продукт здесь -знания, то становится очевидным факт, что сама актуализация образования в указанных выше условиях, а именно глобализации и информатизации, требует особенного внимания к реализации инноваций в сфере высшего образования.
Говоря об инновациях в сфере высшего образования, следует говорить о создании инновационной системы, которая включает:
1) оптимизацию инновационных процессов;
2) создание инновационной инфраструктуры;
3) налаживание связей между элементами инновационной системы как самого вуза, так и региона и государства [3, с. 203].
Необходимо отметить, что рассмотрение вопроса как самих инноваций в сфере высшего образования, так и непосредственного процесса внедрения инноваций в данную сферу представляется абсолютно невозможным без создания инновационной системы вуза, где внедрение инноваций является комплексным процессом, затрагивающим все уровни управления качеством образовательного процесса в данном конкретном вузе. Необходимо помнить, что основная задача инноваций в сфере высшего образования - это создание эффективного механизма подготовки молодого специалиста для производственной деятельности, а данный процесс невозможен без привлечения регионального и федерального элементов, как регуляторов стратегического планирования инноваций в сфере высшего образования.
В общем виде инструментарий внедрения инноваций в сферу высшего образования с элементами, участвующими в создании, внедрении, управлении и контроле за инновациями в указанную сферу, и его место в инновационной системе РФ (как производите-
кафедр, как это имеет место в большинстве вузов РФ. ля продукта «знания») представлен на рисунке.
Инновационная система РФ
Инструментарий внедрения инноваций в сферу высшего образования в инновационной системе РФ
Потребность в инновациях, в том числе и в инновационных формах обучения, диктуется ускоряющейся динамикой изменения общественных отношений. Это проявляется в применении новых информационных технологий, перенятии международного опыта в различных методиках обучения, информатизации образования, внедрении новых форм обучения (примером последних является Уральский государственный технический университет, где в схему подготовки специалиста внедрили элемент «тьютор», который наравне с преподавателем обучает студента не теории, а практическим навыкам, тем самым лекция в виде стандартной трансляции знаний уступает место более эффективному механизму взаимодействия образовательного процесса и профессионального развития студента как будущего специалиста) [7].
Таким образом, понятие инновации в сфере высшего образования не исчерпывается одним только педагогическим ресурсом. Одной из основных задач внедрений инноваций в данную сферу считается повышение конкурентоспособности образовательного учреждения и улучшение его привлекательности для региона вуза. А если вспомнить об особенности товара «образование», то отметим, что, прежде всего, внедрение инновационных элементов в сферу высшего образования должно помогать в ориентировании выпускника вуза на успех в той профессиональном поле деятельности, которое он избрал, также помогать ему в успешном взаимодействии с субъектами на рынке труда и нацеливать на успешное интегрирование в формирующееся информационное общество.
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, СПб.: Питер, 2006.
2. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д.: НМД «Логос», 1999.
3. Идрисова С.Г. Система управления качеством в вузе применительно к инновационным процессам: материалы Меж-дунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. C. 5-7.
4. Карпова Ю.А. Инновация, интеллект, образование: монография. М.: Изд-во МГУЛ, 1998.
5. Кихтан В.В. Исследование эффективности инновационного обучающего процесса в сфере высшего профессионального образования // Научно-культурологический журнал RELGA, № 6 (204). 2010. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-
Библиографический список
www.woa/wa/Main?textid=2612&leveИ=main&level2=a№rtides.
6. Моисеев Б.Б. Инновационный проект «Специалист -Предприятие». Многоуровневая система профессиональной подготовки: материалы Междунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. С. 10-12.
7. Ребрин О.И., Кадушников Р.М., Шолина И.И. Инновационная образовательная деятельность в Уральском государственном техническом университете-УПИ: материалы Меж-дунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. С 52-53.
8. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Создание новой цивилизации. Политика Третьей волны. Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996.
9. Современные наукоемкие технологии, 2007. № 12.
УДК 331:338.45.62
МОТИВАЦИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АЛЮМИНИЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ М.П. Кузьмин1, М.Ю. Кузьмина2
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены подходы к повышению эффективности работы наиболее важного ресурса предприятий алюминиевой отрасли - их сотрудников. Исследованы методы, которые наиболее часто используются зарубежными компаниями, а также российскими металлургическими компаниями. Предложена система мотивации труда, наиболее оптимальная для предприятий алюминиевой промышленности. Рассмотрены основные особенности, отличающие персонал градообразующих предприятий алюминиевой промышленности от персонала других промышленных предприятий, находящихся в крупных городах. Подчеркнута необходимость создания системы эффективной заработной платы на предприятиях алюминиевой промышленности. Предложен собственный подход к классификации структуры нематериального стимулирования работников. Ил. 1. Библиогр. 22 назв.
Ключевые слова: алюминий; алюминиевая промышленность; мотивация труда; материальные и нематериальные потребности; материальные и нематериальные формы мотивации; заработная плата; профессиональный и интеллектуальный уровень работников; анкетирование; интервьюирование; карьерный рост.
1Кузьмин Михаил Петрович, студент, тел.: (3952) 220027, e-mail: Ре^.Ю^тлп@п^а1.сот Kuzmin Mikhail, Student, tel.: (3952) 220027, e-mail: Pе[email protected]
2Кузьмина Марина Юрьевна, кандидат химических наук, доцент кафедры металлургии цветных металлов, тел.: (3952) 405274, e-mail: Pе[email protected]
Kuzmina Marina, Candidate of Chemistry, Associate Professor of the Department of Metallurgy of Nonferrous Metals, tel.: (3952) 405274, e-mail: Petr.Kuzmin @ rusal.com