Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС ОРГАНИЦИЗМА'

ГЕНЕЗИС ОРГАНИЦИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЦИЗМ / МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ / ЭСТЕТИКА / КРИТИКА / НАТУРФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Раматов Д., Умарова Р., Баратов Р., Султанов С., Хасанов М.

В данной статьи опобликовано мысли российских философов о генезисе органицизма. Развития философии и его прошлом генезисе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF ORGANICISM

This article publishes the thoughts of Russian philosophers about the genesis of organicism. The development of philosophy and its past genesis.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС ОРГАНИЦИЗМА»

Раматов Д., доктор философских наук

профессор заведующий кафедрой кафедра социальных наук Умарова Р.

доцент Баратов Р. доцент Султанов С. доцент

кафедра социальных наук Хасанов М. ассистент кафедра социальных наук Ташкентский государственный транспортный университет

ГЕНЕЗИС ОРГАНИЦИЗМА

Аннотация: В данной статьи опобликовано мысли российских философов о генезисе органицизма. Развития философии и его прошлом генезисе.

Ключевые слова: Органицизм, мировоззрения, формирования и развития, эстетика, критика, натурфилософия.

Ramatov D., doctor of philosophy

professor head of department Department of Social Sciences Umarova R. associate professor Baratov R. associate professor Sultanov S. associate professor Department of Social Sciences Khasanov M. assistant

Department of Social Sciences Tashkent State Transport University

GENESIS OF ORGANICISM

Annotation: This article publishes the thoughts of Russian philosophers about the genesis of organicism. The development of philosophy and its past genesis.

Keywords: Organicism, worldviews, formation and development, aesthetics, criticism, natural philosophy.

В духовные поиски органицизма входила проблема самобытности исторического развития России. Вот как об этом пишет один из органицистов Надеждин Н.И.: «Образование нашего отечества идет совсем не так, как шло образование Европы. Так начиналось оно везде с краев и, распространившись, медленно воспитывало само себя до тех пор, пока, раскалив всю органическую цепь народного бытия, вспыхивало всеобщим воспламенением. У нас, напротив, оно загорается в средоточии и, рассеиваясь оттоль по всем областям и направлениям жизни, естественно должно являться тем слабее, чем обширнее распространяется. Но последствия непременно должны быть везде те же - с тою только разностью, что центральное освещение, разливаясь быстрее, скорее может проникнуть всю беспредельность круга. И действительно - нельзя не согласиться самым строгим наблюдателям, что жизнь наша растет не по векам, а по часам; ибо для того, чтобы догнать род человеческий на пути, измеряемом тысячелетиями, нам нужен был только один Петр и одно столетие»22 Итак, в России все значительное исходит из центра, центробежные силы доминируют над центростремительными, и последствия этого судьбоносны. В центре России, в Петербурге и Москве зарождался и процветал органицизм как влиятельное в российской культуре мировоззренческое направление.Начало этому положило творчество Данило Михайловича Велланского, профессора анатомии и физиологии Петербургской медико-хирургической академии, Александра Ивановича Галича, профессора философии, логики и психологии Санкт -Петербургского университета, чуть позже творчество Михаила Григорьевича Павлова, профессора агрономии и сельского хозяйства Московского университета, Владимира Федоровича Одоевского и Дмитрия Владимировича Веневитинова - основателей московского кружка «Общества любомудрия».

Так, фактический зачинатель этого направления в России вообще, и в Петербурге в частности, Д.М.Велланский, по имеющимся литературным и биографическим свидетельствам, оказал значительное влияние на первого московского органициста М.Г.Павлова и на основателей московского

22 Надеждин Н.И. Современное направление просвещения // Телескоп. - 1831. - № 1,-С.40-41.

«Общества любомудрия», В.Ф.Одоевского. и Д.В.Веневитинова, также

23

примкнувших к органицистскому направлению.23

Другой представитель этого направления, Николай Иванович Надеждин, профессор теории изящных искусств и археологии, как мыслитель сформировался в Московской духовной академии, преподавал в Московском университете. Однако последние тринадцать лет своей жизни (1842 - 1855), наиболее зрелый период своего творчества, он проводит в Петербурге, находясь на гражданской службе в Министерстве внутренних дел. В это время он активно занимается редактированием «Журнала Министерства внутренних дел»24, выступает одним из инициаторов создания Русского Географического общества. На первом годовом собрании этого общества, 29 ноября 1845 г., он выступает с докладом «Об этнографическом изучении народности русской»3. На торжественном собрании Русского Географического общества, 30 ноября 1852 г., в присутствии трех великих князей и 150 членов общества Надеждин прочел обширный доклад «О русских народных мифах и сагах в применении их к географии и особенно к этнографии русской»25.

Другой яркий представитель этого направления, историк Тимофей Николаевич Грановский, напротив, в Петербурге провел юношеские годы, когда шло формирование его мировоззрения. По возвращении же из-за границы, куда он отправился из Петербурга, всю свою оставшуюся недолгую творческую жизнь он возглавлял кафедру всеобщей истории в Московском университете. И собственно в лекциях этого последнего периода нашла отражение его органическая теория истории. Но, по-видимому, объясняя процесс его

Формирования и развития, нельзя не учитывать как влияние атмосферы юридического факультета Петербургского университета, где учился Грановский, так и идейную связь с петрашевцами в конце 40-х гг26. Среди органици- стов есть и такие мыслители, в биографии которых трудно выделить пространственную локализацию их мировоззренческого становления и зрелого расцвета творчества. Это относится, в частности, к

23 См. Письма Велланского Д.М. Розанову в Тифлис от 15 декабря 1833 г. и проф. Павлову М.Г. от 29 мая 1834 г. И Бобров Е. Философия в России. Вып.П - Казань, 1899. - С.224 - 225, 225 - 228; Письмо Велланского Д.М. кн. В.Ф.Одоевскому от 17 июля 1824 г. // Русский Архив. Вып. 7 и 8. - М., 1864. -С.804 - 805.

24 Статьи Надеждина Н.И. в этом журнале: «Племя русское в общем семействе славян». - 4.1. - С. 163 -170; «На что должно обращать внимание при исчислении народонаселения». - 4.1У. - С.457 - 469; «Исследования о городах русских. Введение. I Влияние гражданственности европейской». 4.IV. - С.З -52. 4.^1. - С. 207 - 256, 323 - 362; «Объем и порядок обозрения народного богатства, составляющего предмет хозяйственной статистики». - Ч.1Х. - С. 5 - 39, 269 - 290.

25 Опубликован во второй книжке «Записок Русского Географического общества». -С. 61 - 115.

26 За что Грановский попал под полицейский надзор. Интенсивность духовных связей между Петербургом и Москвой демонстрируют такие парадоксальные факты из жизни Грановского: заканчивая обучение в Петербурге в 30-х гг., он устанавливает тесные связи с московским кружком Станкевича, а преподавая в Москве в 40-х гг., он вступает в близкие отношения с петербургским кружком петрашевцев. Без всякой натяжки можно сказать, что Петербург - Москва - это единый культурный центр России 19 в.

судьбе Аполлона Александровича Григорьева, поэта, литературного критика, автора теории органической эстетики и критики. О нем пишут, что жизнь его отличалась беспорядочностью, житейской

27

неорганизованностью .

Внутренняя целостность личности Ап. Григорьева при всех пережитых им мировоззренческих кризисах и по контрасту с внешней неупорядоченностью его жизни особенно хорошо демонстрирует органическое единство двух центров России - Петербурга и Москвы, - в чем, с нашей точки зрения, как и в гербе Российской империи, отражена евразийская сущность национального духа России. Российских мыслителей - органицистов, столь далеких друг от друга по роду занятий, по времени их творчества, по принадлежности к основным, уже давно известным в литературе социально-политическим течениям в России XIX -XX вв., объединяет общий контекст их мировоззрения: это высокая духовность, интеллигентность, искренний гуманизм и неклассический характер отстаиваемых ими философско-научных принципов.

Использованные источники:

1. Раматов, Ж. С., & Умарова, Р. Ш. (2022). АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ БЕРУНИ НА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВО. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(6), 780-783.

2. Раматов, Ж. С., & Узаков, Б. (2022). ЯНГИ УЗБЕКИСТОН ВА МИЛЛИЙ ТАЪЛИМ ТИЗИМИ. Academic research in educational sciences, 3(TSTU Conference 1), 834-839.

3. Раматов, Ж. С., Хдсанов, М. Н., & Валиев, Л. А. (2022). ШАРК УЙГОНИШ ДАВРИ МУТАФАККИРЛАРИНИНГ СИЁСИЙ-ХУКУКИЙ ТАЪЛИМОТЛАРИ (АБУ НАСР ФОРОБИЙ, АБУ РАЙХ,ОН БЕРУНИЙИНГ СИЁСИЙХУКУКИЙ КАРАШЛАРИ АСОСИДА). Academic research in educational sciences, 3(6), 705-712.

4. Назарова, Н. Ж. (2022). ЁШЛАР РАКОБАТБАРДОШЛИГИНИ ТАЪМИНЛАШДА ЛИДЕРЛИК ОМИЛИ. PEDAGOG, 1(2), 431-442.

5. Назарова, Н. Ж., Муратова, Д. А., & Жуманиязова, Н. С. (2022). УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТ ТИЗИМИДА АЁЛЛАРНИНГ УРНИ ВА РОЛИ. Scientific Impulse, 1(3), 331-336.

6. Jumaniyoz Ramatov, Rozigul Umarova, Rashid Baratov, Mirshod Khasanov, Siroj Sultonov, & Fayzulla Kushakov (2022). PROBLEMS OF INFLUENCE OF ISLAM ON CONSCIOUSNESS TRANSFORMATION. Academic research in educational sciences, 3 (10), 591-597.

7. Султанов, С. Х. (2013). МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. SCIENCE AND WORLD, 67.

27 Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX - XIX вв. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. - С.415.

8. Кушаков, Ф. А., Хасанов, М. Н., Баратов, Р. У., Раматов, Ж. С., & Султанов, С. Х. (2022). ЯНГИ УЗБЕКИСТОНДА ИНСОН ХУЦУЦЛАРИ ВА СУЗ ЭРКИНЛИГИ. Academic research in educational sciences, 3(10), 803-810.

9. Jumaniyoz Ramatov, Rozigul Umarova, Rashid Baratov, Mirshod Khasanov, Siroj Sultonov, & Fayzulla Kushakov (2022). PROBLEMS OF INFLUENCE OF ISLAM ON CONSCIOUSNESS TRANSFORMATION. Academic research in educational sciences, 3 (10), 591-597.

10. MADALIMOV, T. A. (2021). PROBLEMS OF KNOWLEDGE IN THE VAISHESHIKA DOCTRINE IN ANCIENT INDIA. THEORETICAL & APPLIED SCIENCE Учредители: Теоретическая и прикладная наука, (9), 325-327.

11. Назарова, Н. Ж., & Абдуганиева, Г. А. (2019). Повышения эффективности духовно-нравственного воспитания в системе образования. Экономика и социум, (11), 495-500.

12. Раматов, Ж. С., Хасанов, М. Н., & Валиев, Л. А. (2022). ЯНГИ УЗБЕКИСТОН ЁШЛАРИ ВА УЛАРНИНГ ИЖТИМОИЙ ХИМОЯСИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(6), 1338-1344.

13. Раматов, Ж. С., Валиев, Л. А., & Хасанов, М. Н. (2022). XIX АСРДА ХИНДИСТОНДАГИ ИЖТИМОИЙ-ФАЛСАФИЙ ЖАРАЁНЛАР. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(6), 10701078.

14. Madalimov, T. (2021). SOME FEATURES OF THE NYAYA PHILOSOPHICAL SCHOOL. Academic research in educational sciences, 2(2), 151-159.

15. Gaffarova, G. G., Khaitmetov, R. K., & Madalimov, T. A. (2020). СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА. Theoretical & Applied Science, (10), 448-452.

16. Nazarova, N. J., & Nalibaeva, Z. O. (2022). THE INFLUENCE OF SOCIAL INSTITUTIONS ON THE FORMATION OF COMPETITIVE QUALITIES IN YOUTH. Thematic Journal of Applied Sciences, 2(2).

17. Baratov, R. U. (2019). ETNOGRAPHIC SPECIFICATION IN TRAINING EQUIPMENT SPECIALIST STAFF IN THE CONDITION OF GLOBALIZATION. Theoretical & Applied Science, (11), 530-534.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.