Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ И ЭКОНОМИСТОВ'

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ И ЭКОНОМИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОСОЗНАННОЕ МИРОПОНИМАНИЕ / МОДАЛЬНОСТЬ ВОЗМОЖНОГО / ПАРАДИГМА ПАРСОНА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раматов Д., Умарова Р., Баратов Р., Кушаков Ф., Хасанов М.

В статье перечисляются основные интегративные институты и факторы, способствующие формированию философского мировоззрения. Анализируются возможности философского склада ума при моделировании устойчивой социальной системы. Актуализируется роль государства в создании юными гражданами Узбекистана целостной концепции миропонимания в эпоху глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL OUTLOOK AND ITS ROLE IN PROFESSIONAL TRAINING OF ENGINEERS AND ECONOMISTS

The article lists the main integrative institutions and factors that contribute to the formation of a philosophical worldview. The possibilities of a philosophical mindset in modeling a stable social system are analyzed. The role of the state in the creation by young citizens of Uzbekistan of a holistic concept of world outlook in the era of globalization is being updated.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ И ЭКОНОМИСТОВ»

Раматов Д., доктор философских наук

профессор заведующий кафедрой кафедра социальных наук Ташкентский государственный транспортный университет

Умарова Р.

доцент Баратов Р. доцент

кафедра социальных наук Ташкентский государственный транспортный университет

Кушаков Ф. старший преподаватель Хасанов М. старший преподаватель кафедра социальных наук Ташкентский государственный транспортный университет

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ И

ЭКОНОМИСТОВ

Аннотация: в статье перечисляются основные интегративные институты и факторы, способствующие формированию философского мировоззрения. Анализируются возможности философского склада ума при моделировании устойчивой социальной системы. Актуализируется роль государства в создании юными гражданами Узбекистана целостной концепции миропонимания в эпоху глобализации.

Ключевые слова: философское мировоззрение, осознанное миропонимание, модальность возможного, парадигма Парсона, глобализация, воспитание молодежи.

Ramatov D., doctor of philosophy

professor head of department Department of Social Sciences Tashkent State Transport University

Umarova R. associate professor Baratov R. associate professor Department of Social Sciences Tashkent State Transport University

Kushakov F. senior lecturer Khasanov M. senior lecturer Department of Social Sciences Tashkent State Transport University

PHILOSOPHICAL OUTLOOK AND ITS ROLE IN PROFESSIONAL

TRAINING OF ENGINEERS AND ECONOMISTS

Annotation: The article lists the main integrative institutions and factors that contribute to the formation of a philosophical worldview. The possibilities of a philosophical mindset in modeling a stable social system are analyzed. The role of the state in the creation by young citizens of Uzbekistan of a holistic concept of world outlook in the era of globalization is being updated.

Keywords: philosophical outlook, conscious worldview, modality of the possible, Parson's paradigm, globalization, youth education.

Философы разных времён в поиске объединяющих начал разнородных знаний стремились к созданию общенаучной картины действительности, способной помочь человечеству обрести баланс с окружающим миром [1]. На развитие осознанного миропонимания оказывали влияние традиционный семейный уклад, религиозные верования, приоритеты образования и культуры, экономические и политические факторы. Воспитание зрелой личности в современных условиях невозможно без формирования философского мировоззрения, которое помогло бы новому поколению противостоять натиску негативных проявлений глобализации:

. культурной унификации, . нивелировки национальных ценностей,

. разрыва в благосостоянии, вынуждающего государства с переходной экономикой ограничивать выбор пути своего развития двумя, одинаково невыгодными, вариантами:

1. самоизоляцией, подобно «железному занавесу» эпохи сталинизма,

2. полной зависимостью от транснациональных корпораций. Философское мировоззрение помогает юным гражданам

самостоятельно и безошибочно сгенерировать в своём сознании твёрдые нравственные и практические установки:

. выработать эффективную программу личностного роста, . не позволить своему мышлению раствориться в сиюминутных ориентирах общества потребления,

o уклониться от шаблонного влияния рыночных механизмов, сужающих круг жизненных целей, а также массовой культуры,

внедряющей в умы подрастающего поколения примитивный набор бессознательных ценностей: «собственность, потребление, развлечение» [2].

Результативная экономическая и международная политика Узбекистана, инновационные педагогические программы, воспитание философского мировоззрения должны помочь молодёжи сформировать для себя ареал главных знаний, овладеть навыками конструирования целостных концептов миропонимания, выработать собственный теоретический оценочный аппарат, помогающий выделять в хаотизированном потоке информации истинные культурообразующие смыслы.

Использованные источники:

1. Баратов, Р. У. (2019). ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. Интернаука, (20-2), 5-6.

2. Кушаков, Ф. А. (2022). ТЕХНИКАНИНГ ФАЛСАФИЙ МУАММОЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3(10), 365-371.

3. Мадалимов, Т. А. (2022). БРАХМАНИЗМ ИБТИДОСИ. АТМАН ТУШУНЧАСИНИНГ ФАЛСАФИЙ ВА ДИНИЙ КЕЛИБ ЧЩИШИ. Academic research in educational sciences, 3(4), 265-268.

4. Назарова, Н. Ж., Муратова, Д. А., & Жуманиязова, Н. С. (2022). УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТ ТИЗИМИДА АЁЛЛАРНИНГ УРНИ ВА РОЛИ. Scientific Impulse, 1(3), 331-336.

5. Кушаков, Ф. А., Хдсанов, М. Н., Баратов, Р. У., Раматов, Ж. С., & Султанов, С. (2022). ЯНГИ УЗБЕКИСТОНДА ИНСОН ^У^У^ЛАРИ ВА СУЗ ЭРКИНЛИГИ. Academic research in educational sciences, 3(10), 803-810.

6. Abdumannapovna, M. D., & Juraevna, N. N. (2022). THE ROLE OF SOCIAL INSTITUTIONS IN THE DEVELOPMENT OF YOUNG PEOPLE. Galaxy International Interdisciplinary Research Journal, 10 (6), 67-70.

7. Абдукаримова, Г. Б., Умарова, Р. Ш., & Тухтабоев, Э. А. (2019). Взгляд западных ученых на философию Авиценны (Абу Али ибн Сина). Научный журнал, (11 (45)), 66-67.

8. Назарова, Н. Ж., Муратова, Д. А., & Жуманиязова, Н. С. (2022). УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТ ТИЗИМИДА АЁЛЛАРНИНГ УРНИ ВА РОЛИ. Scientific Impulse, 1(3), 331-336.

9. Jumaniyoz Ramatov, Rozigul Umarova, Rashid Baratov, Mirshod Khasanov, Siroj Sultonov, & Fayzulla Kushakov (2022). PROBLEMS OF INFLUENCE OF ISLAM ON CONSCIOUSNESS TRANSFORMATION. Academic research in educational sciences, 3 (10), 591-597.

10. Султанов, С. Х. (2013). МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. SCIENCE AND WORLD, 67.

11. Назарова, Н. Ж. (2022). ЁШЛАР РАКОБАТБАРДОШЛИГИНИ ТАЪМИНЛАШДА ЛИДЕРЛИК ОМИЛИ. PEDAGOG, 1(2), 431-442.

12. Раматов, Ж. С., & Умарова, Р. Ш. (2022). АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ БЕРУНИ НА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВО. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(6), 780-783.

13. Раматов, Ж. С., Хасанов, М. Н., & Валиев, Л. А. (2022). ШАРК УЙГОНИШ ДАВРИ МУТАФАККИРЛАРИНИНГ СИЁСИЙ-ХУКУКИЙ ТАЪЛИМОТЛАРИ (АБУ НАСР ФОРОБИЙ, АБУ РАЙХОН БЕРУНИЙИНГ СИЁСИЙХУКУКИЙ КАРАШЛАРИ АСОСИДА). Academic research in educational sciences, 3(6), 705-712.

14. Jumaniaz, R., Umarova, R., Rakhimova, M., & Sobirova, S. (2022). PROBLEMS OF INFLUENCE OF ISLAM ON CONSCIOUSNESS TRANSFORMATION. Uzbek Scholar Journal, 9, 175-179.

15. Абдурашидова, Нилуфар Абдурашидовна, & Хасанов, М. (2022). ЁШЛАР ДУНЁКАРАШИДА ДИН ВА АХЛОКНИНГ УЗАРО МУТАНОСИБЛИГИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2 (10), 1226-1235.

16. Ramatov, J. S., Umarova, R., & Khasanov, M. N. (2022). METHOD OF DETERMINATION OF TRANSPORT INTENSITY IN URBAN CONDITIONS. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(6), 931-936.

17. Kushakov, Y. K. (2022). COMMUNICATIVE SYSTEM-ACTIVITY METHOD AND ITS FEATURES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES. Academic research in educational sciences, 3(10), 841-845.

18. Nazarova, N. (2020). YOSHLARDA RAQOBA TBARDOSHLIK SIFATLARINI SHAKLLANTIRISHNING KONSEPTUAL ASOSLARI. O'zMU Xabarlari.

19. Ф. А. Кушаков, М. Н. Хасанов, Р. У. Баратов, Ж. С. Раматов, & С. X,. Султанов (2022). ЯНГИ УЗБЕКИСТОНДА ИНСОН ХУКУКЛАРИ ВА СУЗ ЭРКИНЛИГИ. Academic research in educational sciences, 3 (10), 803-810.

20. С. X. Султанов (2022). ЗАМОНАВИЙ АХЛОКИЙ НАЗАРИЯДАГИ ИЖТИМОИЙ АДОЛАТ: МУАММОЛАР ВА ЕЧИМЛАР. Academic research in educational sciences, 3 (10), 266-272.

21. Ramatov, J., & Umarova, R. (2021). Central Asia in Ix-xii Centuries: Sociopolitical Situation, Spiritual and Cultural Development. Academicia Globe: Inderscience Research, 2(04), 148-151.

22. Исмоил Саифназаров, & Сирожбек Хабибуллаевич Султанов (2022). ИЖТИМОИЙ АДОЛАТНИ МУСТАХКАМЛАШДА ИЖТИМОИЙ ТАДБИРКОРЛИКНИ УСТУВОР ЖИХАТЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 71-76.

23. Раматов, Ж. С., Муратова, Д., Султанов, С. X,., Тухтабоев, Э., Кушаков, Ф., & Хасанов, М. Н. (2022). ИЖТИМОИЙ АДОЛАТ ВА ^АДРИЯТЛДР ПЛЮРАЛИЗМЕ. World scientific research journal, 8(1), 102-108.

24. Kayumjonovich, T. N. (2022). NON-METALLIC INCLUSIONS IN STEEL PROCESSED WITH MODIFIERS. Web of Scientist: International Scientific Research Journal, 3(5), 1848-1853.

25. Nikolayevna, A. A. (2022). AEROGELS BASED ON GELLAN HYDROGELS. Innovative Technologica: Methodical Research Journal, 3(06), 32-39.

26. Akhmadjanovich, R. A., Buranovna, Y. G., Kayumjonovich, T. N., & Ikromovich, N. K. (2022). Road construction equipment recovering with the composite materials based on regenerated polyolefins. Web of Scientist: International Scientific Research Journal, 3(6), 817-831.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.