Научная статья на тему 'Генезис оформления периодического печатного издания на примере первой полосы газеты «Власть труда» (г. Иркутск)'

Генезис оформления периодического печатного издания на примере первой полосы газеты «Власть труда» (г. Иркутск) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
592
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / DESIGN / ЛОГОТИП / LOGO / ГРАФИКА / GRAPHICS / ВЕРСТКА / LAYOUT / ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС / HEADER COMPLEX HISTORY CLEARANCE PRINT MEDIA / ИСТОРИЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лисицин Василий Геннадьевич, Лисицина Яна Юрьевна

Для понимания истории становления российского газетного дизайна, необходимо проанализировать и дать оценку особенностям оформления провинциальных изданий, в том числе и выходивших в начале формирования советского государства. В Иркутске основным печатным средством массовой информации являлась газета «Власть труда». Хронологический охват существования издания под этим названием: с 1918 г. (выход первых номеров) по 1930 г. (переименование в «Восточно-Сибирскую правду»). В статье рассматривается тип оформления первой полосы газеты каждого года выпуска, дается обзор изменения заглавной (титульной) части издания, определяется характер шрифтовых гарнитур, обозначается периодичность трансформации размерных характеристик издания, описывается применение различных видов иллюстраций. Значительное внимание уделяется анализу трансформации логотипа, описывается тип начертания букв и варианты расположения строк. Выявляются разновидности размещения элементов «шапки» газеты: информации об органе издания, девиза, календарных данных, адреса редакции, цены и т. п. Дается сравнение оформления «Власти труда» и некоторых центральных и провинциальных периодических изданий, показываются как общие тенденции, так и частные особенности, присущие изучаемой газете. Рассматривается вопрос удобочитаемости информации, который и на сегодняшний момент не утратил своей актуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The genesis of design of periodicals for example the front page of the newspaper «Vlast truda» (Irkutsk)

It is necessary to analyze and evaluate the design of provincial publications, including coming out at the beginning of the formation of the Soviet state, for understand the history of formation of the Russian newspaper design. The main printed mass media was the newspaper «Vlast Truda» in Irkutsk. There is the chronological coverage of the existence of the publication under this name: from 1918 (the release of the first issues) in 1930 (renamed the «East-the Siberian truth»). The article discusses the type of design the front page of the newspaper each year, provides an overview of the changes to the title (title) part of the publication, determines the character font sets, indicated by the frequency transformation of the dimensional characteristics of the publication describes the use of various kinds of illustrations. It attends considerable attention to analysis of the transformation of the logo, describes how to type letters and options of the rows. It identifies types of placement elements in the header of the newspaper: information about the organ edition, slogan, calendar data, address, pictures, etc. A comparison of the design of the «Power of labor» and some Central and provincial periodicals, are reported as General trends and particular characteristics of the studied newspaper. It examines the readability of information and to date has not lost its relevance.

Текст научной работы на тему «Генезис оформления периодического печатного издания на примере первой полосы газеты «Власть труда» (г. Иркутск)»

УДК 070:74(09) DOI 10.17150/2308-6203.2016.5(1).100-112

Лисицин Василий Геннадьевич

кандидат исторических наук, доцент, кафедра архитектурного проектирования, институт архитектуры и строительства, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, e-mail: vasl@mail.ru

Vasiliy G. Lisitsyn

PhD in History, Associate Professor, Department of Architectural Design, Architecture and Construction Institute, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., 664074, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: vasl@mail.ru

Лисицина Яна Юрьевна

кандидат исторических наук, доцент, кафедра журналистики и медиаменеджмента, факультет филологии и журналистики, Иркутский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, e-mail: vaslis@mail.ru

Yana Yu. Lisitsyna

PhD in History, Associate Professor, Department of Journalism and Media Management, Faculty of Philology and Journalism, Irkutsk State University, 1 K. Marx St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: vaslis@mail.ru

ГЕНЕЗИС ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОСЫ ГАЗЕТЫ «ВЛАСТЬ ТРУДА»

(г. ИРКУТСК)

Аннотация. Для понимания истории становления российского газетного дизайна, необходимо проанализировать и дать оценку особенностям оформления провинциальных изданий, в том числе и выходивших в начале формирования советского государства. В Иркутске основным печатным средством массовой информации являлась газета «Власть труда». Хронологический охват существования издания под этим названием: с 1918 г. (выход первых номеров) по 1930 г. (переименование в «ВосточноСибирскую правду»). В статье рассматривается тип оформления первой полосы газеты каждого года выпуска, дается обзор изменения заглавной (титульной) части издания, определяется характер шрифтовых гарнитур, обозначается периодичность трансформации размерных характеристик издания, описывается применение различных видов иллюстраций.

Значительное внимание уделяется анализу трансформации логотипа, описывается тип начертания букв и варианты расположения строк. Выявляются разновидности размещения элементов «шапки» газеты: информации об органе издания, девиза, календарных данных, адреса редакции,

loo

© В. Г. Лисицин, Я. Ю. Лисицина, 2016

цены и т. п. Дается сравнение оформления «Власти труда» и некоторых центральных и провинциальных периодических изданий, показываются как общие тенденции, так и частные особенности, присущие изучаемой газете. Рассматривается вопрос удобочитаемости информации, который и на сегодняшний момент не утратил своей актуальности.

Ключевые слова. Дизайн, логотип, графика, верстка, заголовочный комплекс, история оформления печатных СМИ.

Информация о статье. Дата поступления 20 ноября 2015 г.; дата принятия к печати 10 декабря 2015 г.; дата онлайн-размещения 29 января 2016 г.

THE GENESIS OF THE DESIGN OF PERIODICALS FOR EXAMPLE THE FRONT PAGE OF THE NEWSPAPER «VLAST TRUDA» (IRKUTSK)

Abstract. It is necessary to analyze and evaluate the design of provincial publications, including coming out at the beginning of the formation of the Soviet state, for understand the history of formation of the Russian newspaper design. The main printed mass media was the newspaper «Vlast Truda» in Irkutsk. There is the chronological coverage of the existence of the publication under this name: from 1918 (the release of the first issues) in 1930 (renamed the «East-the Siberian truth»). The article discusses the type of design the front page of the newspaper each year, provides an overview of the changes to the title (title) part of the publication, determines the character font sets, indicated by the frequency transformation of the dimensional characteristics of the publication describes the use of various kinds of illustrations.

It attends considerable attention to analysis of the transformation of the logo, describes how to type letters and options of the rows. It identifies types of placement elements in the header of the newspaper: information about the organ edition, slogan, calendar data, address, pictures, etc. A comparison of the design of the «Power of labor» and some Central and provincial periodicals, are reported as General trends and particular characteristics of the studied newspaper. It examines the readability of information and to date has not lost its relevance.

Keywords. Design, logo, graphics, layout, header complex history clearance print media.

Article info. Received November 20, 2015; accepted December 10, 2015; available online January 29, 2016.

Газета в системе СМИ занимает особое место, это важнейшее и старейшее печатное периодическое издание. Помимо основной задачи — трансляции, комментирования и анализа новостной информации, газета материальна, вещественна и сохраняет содержание в течение длительного времени: издания, вышедшие в прошлых веках, можно подержать в руках, прочитать, оценить, ощутить

фактуру бумаги, понять размерные характеристики, качество печати и т. д. «Со временем газета — как отдельный номер, так и их комплект — превращается в исторический документ, сохраняющий приметы и ароматы своего времени» [1; 2].

Благодаря годовым подшивкам изданий можно проследить трансформацию газетного оформления, динамику изменения элементов по-

лосы, дать оценку эстетической стороне составляющей номера. Генезис композиционно-графического моделирования газеты, история зарождения и формирования газетного дизайна как разновидности графического, является, несомненно, актуальной темой для исследования становления национальной школы оформления периодической печати [3—5].

Отношение к оформлению газет в различные периоды было достаточно неоднозначно. Например, в XIX в. П. Коломнин, работавший в «Новом времени» писал в своей книге: «Газетный набор не может быть причислен к разряду изящных. В нем терпимы: неправильная разрядка между словами, неправильные переносы, висячие строки, плохая корректура и проч. Все эти промахи и погрешности "оправдываются" крайней спешностью работы» [6].

В ХХ—ХХ1 вв. теоретики и практики газетного дизайна предлагают нам упорядоченную концепцию оформления газет. Например, И. Та-башников в книге «Газета и дизайн» [7], Д. Георгиев «Режиссуре газеты», Е.В. Фастовец в труде «Газетная структура, функции и принципы моделирования», А.П. Киселев в «Истории оформления русской газеты (1702-1917 гг.)» [8] и «От содержания к форме» и др. Очень интересны и практически необходимы книги Л. Нырковой «Как делается газета» [9], издания «Дизайн газеты и журнала» авторского коллектива в составе: В. Волкова, С. Ганаджиев, С. Галкин, В. Ситникова [10], и т. п. Структурированная, четкая система моделирования газеты появилась не сразу, в течение достаточно продолжительного периода шло становление, поиски методов и приемов, анализ связи между элементами, изучение закономерностей их объединения в структуры.

На начальной стадии становления советской власти перед властями стояла глобальная задача создания печати нового типа. «Российская специфика состояла еще и в том, что в печатном деле в дореволюционной России государственное присутствие было незначительным. Эти факторы в дальнейшем замедлили и усложнили большевикам обобществление печатной индустрии и его регулирование. Тем не менее преобразования, начатые большевиками в 1917 г., коренным образом изменили систему прессы России, роль и место периодической печати в общественно-политической и экономической жизни страны», — пишет Е. А. Агеева [11].

В первые годы советской власти был издан ряд партийных документов, регламентирующих ряд общих принципов для газет. Процесс изменения коснулся и оформления газетных полос согласно духу новой эстетики. Но, если в европейской части страны после 1917 г. дизайн формировался на стыке производства и агитационно-массового искусства, в том числе и в сфере графического дизайна (например, оформление журнала конструктивистов группы ОСА «Основы современной архитектуры» или оформление книг Э. Лисицким), то до периферии эти новомодные веяния практически не доходили. Но все же очевидно, что и здесь присутствует планомерная, пусть не всегда эффективная, зависящая от многих обстоятельств работа над обликом провинциального издания. Одной из основных иркутских СМИ изучаемого периода (1920-1930) была газета «Власть труда»1, на примере оформления первой полосы которой прослеживается динамика изменения внешнего облика издания.

1 Власть труда. Иркутск, 1918-1930. Годовые комплекты.

Графическая форма первой полосы — категория подвижная, вариабельная, зависящая от многих факторов, она задает тон изданию, выражает общую идеологическую и эстетическую концепцию, является «лицом газеты», несет основную информацию об издании в виде заглавной титульной части или логотипа, который формирует узнаваемый образ, ориентирует читателя как в качестве маркера начала номера, так и в качестве торговой марки.

Первый номер газеты «Власть труда» выходит 12 января 1918 г. (30 декабря 1917 г. по старому стилю). Газета стала органом Иркутского совета рабочих и солдатских депутатов, Окружного бюро Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Восточной Сибири, Центрального исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов всей Сибири. Первая полоса этого номера состоит из блока заглавной (титульной части) — логотипа, занимающего из-за вытянутых букв (рубленый «плакатный» шрифт) примерно 1/5 от общего размера полосы, и многочисленных рекламных и информационных объявлений, от театральных и киноафиш до указания о временном размещении «Исполнительного Комитета Иркутского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов». Характерно, что графическое решение логотипа газеты «Власть труда» соответствует графическому решению логотипа газеты «Правда» № 210 от 22 декабря 1917 г. (9 декабря старого стиля). В титульную часть газеты «Власть труда» входит собственно логотип, набранный сансерифной рубленой гарнитурой, которая занимает примерно 3/4 от ширины площади полосы, на 1/4 — информация о выпускающем органе, причем практически все слова написаны с пропис-

ной буквы: «Орган Иркутскаго Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, Окружного Бюро Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов Восточной Сибири, Центральнаго Исполнительнаго Комитета Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянск. Депутатов всей Сибири». Согласно декрету Наркомпроса РСФСР от 23 декабря 1917 г. о введении нового правописания, подписанному Народным Комиссаром по просвещению А. В. Луначарским, «все правительственные и государственные издания, периодические (газеты, журналы) и не периодические (книги, труды, сборники и т. д.), должны печататься согласно новому правописанию с 1 января 1918 года»1. Но газета «Власть труда» перешла на новые нормы правописания только весной 1918 г. Последний перед существенным перерывом, 124-й номер газеты был подписан в печать 9 июля 1918 г.

В 1920 г. выпуск газеты возобновляется. Первая полоса, ранее представляющая собой пеструю смесь объявлений, постепенно преобразуется в строгий официальный формат, освещающий политическую обстановку в стране и за рубежом. Например, материалы в № 126 (2) от 10 апреля 1920 г. имеют заголовки: «На Западе», «9-й Всероссийский съезд коммунистов», «На помощь шведским рабочим» и т. д. Логотип газеты также графически изменен — используется скругленный декоративный шрифт со слабовыраженными засечками и одинаковыми по ширине основными и соединительными штрихами буквы, причем оба слова пишутся с заглавными буквами. Буква «Т» использована не как типографская заглавная, а как рукописная, с тремя вертикальными элементами и

1 Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917. № 40.

горизонтальной крышкой над ними. Для заголовков статей применяются различные гарнитуры, так, для статьи «Наши железные дороги» — сериф-ная, «Новости дня» — декоративная, «На Западе» — сансерифная. Верстка — пять колонок, логотип газеты уже не разверстывается на всю ширину полосы, а постепенно ужимается, рядом с ним размещается либо колонка с «Новостями дня» или «Последними известиями», либо две колонки статьи. Например, в номере от 24 июня 1920 г. материал «Советская помощь разрушенным крестьянским хозяйствам» начинается в нижнем сегменте полосы, но продолжение его — в верхнем, рядом с логотипом газеты. Подобное расположение материала неудобно для чтения, несмотря на средства обособления статьи в виде двух линеек. Формат газеты в 1920 г. имел размеры 53^38 (см), но были исключения: № 412 (288) был увеличен на колонку, и его ширина составляла 45 см.

4 апреля 1921 г. выходит циркуляр ЦИК РКП(б) губкомам и укомам РКП(б) «О программе местной газеты», в котором были четко определены задачи провинциальной печати. Помимо требований к содержанию, определены и критерии оформления материалов: «К числу условий популярности газеты следует отнести крупный шрифт (цицеро), четкость его и систематическую верстку. Относительно последней надо сказать, что у многих провинциальных газет идеалом набора и верстки служат разнообразие шрифтов и вычурность в расположении материала, переходящие обычно в беспокойную пестроту и неразбериху. Эта манера верстки унаследована от буржуазных «копеечных» газет с их постоянным стремлением за сенсацией. Основное требование верстки нашей массовой газеты состоит в

том, чтобы читатель с наибольшей легкостью мог разобраться во всем предлагаемом газетою материале. Для этого необходимы: систематический и привычный для читателя подбор, расположение материала по знакомым читателю отделам без излишней сложности и пестроты, выделение и умеренное подчеркивание сути содержания каждой заметки и статьи путем вводящего заголовка или подзаголовка»1. Видимые изменения в газете «Власть Труда» происходят примерно через месяц после выхода постановления: в номере от 19 мая 1921 г. за счет сокращения слов в обозначении органа издания («Орган Иркут. Губ. Ком. Росс. Коммунист. Партии (большевиков) и Ир-кут. Губерн. Исполкома), появляется больше чистого пространства (так называемого «воздуха») в логотипе. Номер набран жирным начертанием гарнитуры, справа появляется выделенный блок в рамке информации о правилах по подаче рукописей и часах приема редактора, секретаря и пр. Также «Новости дня» разверстаны до конца ширины полосы на две колонки шрифтом жирного начертания. В течение года менялся формат издания: первоначально с 53x36 (см) на 61x45 (см), с 1 декабря 1921 — 63x35 (см), с 22 декабря 1921 г. возвращение к 61x45 (см). Также менялось качество и фактура бумаги, что объясняется сложным экономическим положением в стране. № 546, 548, 592 напечатаны на тонкой коричневой бумаге по типу оберточной, № 541 — ярко-розовой, № 561 — зеленой.

В № 525 (401) от 16 августа 1921 г. полностью изменена гарнитура наименования газеты. Буквы прописные, с контрастными элементами основного и дополнительного штри-

1 Известия ЦК РКП (б). 1921. № 30.

хов, с горизонтальными односторонними засечками, наплыв буквы «р» и выносной элемент «у» позволяют отнести этот, по всей вероятности «самодельный», шрифт к стилизованным. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» также изменен: в отличие от курсива небольшого кегля в предыдущих выпусках, он укрупнен и написан, скорее всего, от руки декоративным шрифтом, разверстан на ширину логотипа. В заголовках материалов появляется гарнитура светлого начертания. На полосе — 6 текстовых колонок.

В газете № 613 от 1 декабря 1921 г. снова происходит смена оформления первой полосы. Логотип набран шрифтом с крупными прямоугольными контрастными засечками (по типу «египетского типографского»), слова в обозначении органа издания еще больше сокращены (например, «(большевиков) — (больш.)». Поле, которое занимает логотип, уменьшается в высоту примерно в полтора раза. Компоновка слов не меняется — слово «труда» начинается примерно под четвертой буквой слова «власть». Порядковый номер расположен на поле, образовавшееся в результате этого сдвига. Цифры сверху и снизу отделены разноразмерными линейками. Девиз располагается правее, над блоком информации о редакции, который занимает две колонки и помещен в одинарную рамку. Рядом, также на две колонки, расположена рубрика «Новости дня». Комплекс логотипа отделен от материалов полосы линейкой. Любопытно, что появляется информация о подписке на газету, которая выделена жирной зигзагообразной рамкой. Для выделения ключевых слов используется жирное начертание шрифта.

В течение 1922 г. оформление существенно не меняется, изменения

касаются только гарнитур в девизе и календарных данных. Также появляется больше заголовков жирного начертания. 22 июня 1922 г. вместо «Новостей дня» появляется анонс «Сегодня в номере», равный по объему занимаемой площади. Заголовки анонса выделены жирным начертанием сансерифной гарнитуры.

Появление изображений на первой полосе газеты оживило достаточно «сухое» оформление газеты «Власть труда», как, например, в № 246 (885) от 27 октября 1922 г. «Схематическая карта Приморья». Также на первой полосе появляются объявления, выделенные при помощи декоративной рамки. Рубрика «Обзор печати» закреплена на постоянном месте — правый нижний угол полосы. Закрепление рубрик отвечает требованию П. М. Керженцева1, который в своей программной работе «Газета: ее организация и техника» (1919), писал: «Постоянные отделы... в интересах читателей должны помещаться в одних и тех же местах газетного номера, т. е. не только на определенной странице, но и в установленной ее части.» [12].

О. Д. Якимов отмечает: «В 1923 г. в печати Восточной Сибири происходил сопряженный с немалыми трудностями переход от стагнации к стабилизации положения уже существовавших партийно-советских изданий. Редакции стали получать дотации из субсидий, выделявшихся губерниям и областям правительством СССР. Началось оснащение типографий линотипами и ротационными печатными машинами, что позволило увеличить объем газет и улучшить качество печати. Иркутская губернская газета

1 В рассматриваемый период — ответственный руководитель российского телеграфного агентства РОСТА. В 1936-1938 гг. занимал пост председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР.

«Власть труда» не только перешла на ежедневный выпуск на восьми полосах, но и стала выходить с ежедневным приложением «Красный пахарь» [13].

В газете № 64 (1004) от 25 марта 1923 г. происходит изменение в шапке газеты: одинарный блок с информацией о редакции разверстывается на трехрядную таблицу, в котором, отдельно друг от друга стоят сведения о: 1. адресе редакции и часах приема; 2. доставке газеты и подписке; 3. телефонах редакции и пр. В № 70 (1010) от 30 марта 1923 г. появляется протоинфографика в виде четырехугольных столбцов, показывающих данные по сельскому хозяйству. В номере от 1 апреля 1923 г. схемой в виде «пирога» дана схема численности студентов на разных факультетах Иркутского государственного университета. В течение года газета придерживается единого формата: 52,5x35 (см). Отличительной особенностью года является выпуск двух праздничных номеров, полностью напечатанных красно-фиолетовой краской: двух-полосного № 41 (981) от 23 февраля с портретом «создателя и вождя Красной Армии тов. Троцкого» и четырех-полосного от 14 марта, посвященного 25-летию Российской социал-демократической рабочая партии (РСДРП) и портретом Карла Маркса (без подписи).

В течении 1924 г. облик первой полосы газеты существенно не меняется. Формат остается прежним: 52,5x35 (см). В разделе «Сегодня в номере» основной текст набирается прописными (заглавными буквами).

В течение 1925 г. формат газеты изменяется: в первом полугодии он остается в прежних размерных характеристиках, во втором — уменьшается и становится 40x30 (см). Текст разверстывается либо в одну колонку, либо шириной на две, но ко-

личество колонок прежнее — шесть. В целом, очевидна более «строгая» верстка полосы, выраженная в использовании минимума гарнитур как для основного текста, так и для заголовков, что придает полосе более строгий и упорядоченный вид.

Более активно используются разнообразные по тематике иллюстрации. В № 7 (1513) от 9 января 1925 г. расположен оборочный рисунок — звезда с серпом и молотом, за-компонованная в четырехугольник. В № 11 (1517) от 14 января 1925 г. размещен портрет «тов. Ив. Ник. Смирнова». На первой полосе газеты № 18 (1524) от 22 января на всю ширину полосы раскинулся узкий рисунок, изображающий события Кровавого воскресенья 1905 г. Фигуры условные, силуэтные, при этом очевидна динамика происходящего, в центре — виньетка-бант с обозначением даты события. Появляются политические карикатуры, так, в № 40 (1546) от 18 февраля изображены Чемберлен и просящая у него милость Румыния.

С № 47 (1553) от 26 февраля появляются разделительные линейки, отбивающие колонки друг от друга. При этом, они присутствуют и внутри колонок одного материала, что ухудшает удобочитаемость. В № 53 (1559) от 5 марта происходят изменения в комплексе «шапки» газеты. Название органа издания переносится под логотип в одну строку. Календарные данные и порядковый номер укрупняются и помещены в блок справа. Далее, отделенный линейкой, размещен информативный блок о редакции, доставке, подписке и пр. Цена газеты стоит над этим блоком, а над анонсом «Сегодня в номере» — девиз газеты. Собственно логотип издания дополнен четырьмя жирными линейками, которые расположены парами в пустотах между

словами. Весь комплекс отделен от материалов полосы линейкой.

№ 80 (1586) от 8 апреля происходит еще одно изменение в логотипе. Он становится более компактным и двустрочным. Это позволило разместить информацию об органе издания на прежнем месте — справа от логотипа, причем блок разверстан по высоте логотипа. Календарные данные взяты в геометрическую рамку, элементы которой (квадратики) также использованы и в соседнем блоке с информацией о редакции и подписке.

Прием размещения информации в своеобразную таблицу не является оригинальным для того времени, а, скорее, это своеобразный шаблон, присущий и центральным газетам, например, таким как «Правда», «Вечерняя Москва», «Комсомольская правда». Фактически, можно говорить о едином типе оформления элементов титульной части советских газет.

В № 180 (1686) от 9 августа газеты «Власть труда» информация о порядковом номере, календарных данных выхода и цене выносится под основным блоком полосы, развер-стывается на всю ирину полосы и отделяется линейками. Это позволяет разрядить верхний эшелон комплекса, появляется новый большой блок «подписная плата, плата за объявления, адрес редакции».

В № 224 (1730) от 1 октября появляется совершенно новая концепция логотипа газеты. Рубленые наклонные буквы жирного начертания с одинаковыми по толщине основными и соединительными штрихами образуют равные по ширине слова логотипа газеты. Рядом с ним — информация об органе издания. Исчезает блок информации о редакции и подписке, анонс отделен жирной линейкой. Строкой ниже стоят номер, дата, цена издания, которые отделе-

ны друг от друга линейкой такого же типа, что и применена для отделения анонса. Заголовки материалов раз-новысотные, применяется и достаточно крупный кегль для привлечения внимания к важному материалу. Количество текстовых колонок уменьшается до пяти.

Подобный тип оформления сохраняется вплоть до № 255 (2060) 7 ноября 1926 г., когда полностью меняется концепция логотипа. Из двустрочного название газеты становится однострочной, набранной наклонными прописными рублеными буквами, которые, в целом, похожи на гарнитуру предыдущего логотипа, но имеют особенности: концевое оформление дополнительного штриха графемы «А» и «Л» заком-поновано по отношению к основному штриху соседней буквы, что дает ощущение перетекание буквы друг в друга как при рукописном шрифте. По краям логотипа — четырехугольники, в которых компонуется: (слева) «ИРКУТСКАЯ ЕЖЕДНЕВНАЯ ГАЗЕТА»; (справа) «ОРГАН ОКРУЖ-КОМА ВКП (б) ИСПОЛКОМА И ПРО-ФСОВЕТА». Девиз размещен над словом «труда». Этот блок отбит сквозной рамкой на ширину полосы. Сама рамка поделена на три сегмента, в которых присутствуют (последовательно): порядковый номер, календарные данные, год издания (например, в данном случае — «9-й»). Под рамкой — основная новость или цитата, разверстанная также на всю ширину полосы и обособленная от логотипа и материалов линейками. Благодаря рисунку («Иркутский кожзавод, построенный рабочими в голодные 1920-1921 годы.»), в котором доминирует вертикаль в виде высокой трубы, доходящей до середины полосы, расположение колонок текста абсолютно симметрично (всего их 5). С № 281 (2086) от

8 декабря строчка главной новости набирается курсивом, что визуально облегчает верхнюю часть первой полосы. В 1927 г. шрифт главной новости меняется, он может быть и рукописным, но без соединения букв, и наборным курсивом, иногда газета выходит без строчки главной новости. В № 108 (2213) 14 мая 1927 г. происходит изменение в комплексе логотипа: наименование органа разверстывает на ширину названия газеты, а в прямоугольник справа помещается девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», в прямоугольник слева компонуются «Ежедневная газета» и «год издания», которые набираются гарнитурой с засечками. В рамке ниже, помимо нумерации и даты, появляется цена номера — «пять копеек». Главная однострочная новость теперь краткая, написана прописными вытянутыми большеразмерными буквами и доминирует на полосе.

№ 145 (2250) от 29 июля 1927 г. происходит кардинальное изменение в оформлении названия газеты: помимо курсивного рукописного написания (оба слова с заглавной буквы) появляется рисованный элемент: молотобоец перековывает меч в плуг («Перекуем мечи на орала»). Подобный сюжет был на советском серебряном полтиннике 1924-1927 гг. выпуска. Под названием газеты в одну строчку расположена информация об органе издания. Часть колонки слева занимает постоянная информация о газете: адрес, цена подписки, тариф на объявления. В связи с этим место для однострочной главной новости сокращено. На полосе размещено много материалов, в основном, это краткие заметки, отделенные друг от друга заголовками, которые набраны различными по размеру и начертанию гарнитурами и небольшими линейка-

ми-отбивками. Происходит изменение в количестве текстовых колонок, их стало семь, как, в свое время, и в первых выпусках газеты. Это приводит к уменьшению кегля шрифта набора. Интересная ситуация создается с форматом газеты — он меняется, причем вместе с логотипом. С июньского № 150 (2255) по июльский № 170 (2275) размерные характеристики составляют: 45^31 (см), с 29 июля (№ 171 (2276)) изменен логотип, формат увеличен и становится 63x44,5 (см), с 27 сентября № 221 (2326) по 30 октября № 250 (2355) возращен прежний логотип и малый формат. С 1 ноября (№ 251 (2356)) вновь у газеты увеличенный формат, который больше кардинально не меняется.

В 1928 г. первая колонка иногда отдается под материал, тенденция коврового (сплошного) расположения заметок сохраняется. Во второй половине года укрупняются заголовки, некоторые заметки набираются прописными буквами. Появляются заметки, занимающие 3-4 колонки. В № 204 (2609) от 2 сентября 1928 г. происходят изменения в комплексе титульной части издания: информационные четырехугольники, расположенные по бокам логотипа уменьшены, в них (блок слева) — условия подписки и строчка: «ежедневная газета», над ним — год издания; (блок справа): адрес редакции и тарифы, над ним — девиз.

В № 64 (2772) от 21 марта 1929 г. происходит изменение компоновки комплекса логотипа: название размещено с начала полосы набора, над ним — календарные данные. Справа — трехблочная таблица, в верхней части которой узкой полоской написаны год издания и девиз, в широкой части: цена номера и условия подписки, в центре — наименование органа и под отбивкой порядковый

номер, в блоке справа — адрес и телефоны редакции. Подобный прием уже использовался в оформлении номера в 1923 г. Текстовых колонок становится восемь, уменьшены межколоночные пробелы, колонки стоят плотно другу к другу, что приводит к ухудшению критерия удобочитаемости, несмотря на разделительные межколонные линейки.

В № 96 (2804) 27 апреля 1929 г. таблица с данными видоизменяется, верхняя узкая часть исчезает, и информация размещается в трех блоках, объединенных общей рамкой. В первом блоке — наименование органа и год издания, во втором — телефоны и адрес, в третьем — цена номера и условия подписки, под общей рамкой в одну строчку расположены порядковый номер и дата. Рядом с блоками на две колонки разверстана рубрика «Сегодня в номере» с указанием страниц, над этим под отбивкой — девиз. Сама идея анонса не нова, она встречалась уже в 1920 г., но без указания точного постраничного расположения материалов, как в 1929 г. Такое расположение стало возможным за счет трансформации логотипа из однострочного в двустрочный, отказа от имитации наклонного почерка и использования более экономной гарнитуры с контрастом основного и дополнительного штриха. Подобное расположение информации в таблице мы встречаем и у центральной газеты «Правда»1. Возможно, «Власть труда» имитировала стиль оформления главной газеты страны.

Практически через год — 28 апреля 1930 г. (№ 97 (3109)) меняется шрифт названия газеты, а также компоновка: слова располагаются друг над другом. Шрифт логотипа

1 Правда. Иркутск, 1918-1930. Годовые комплекты.

жирного начертания с контрастными элементами и округлого начертания графем. Слово «труда» немного больше по размеру, чем «власть», что объясняется необходимостью увеличения кегля букв в связи с разной количественностью знаков в этих словах (6 и 5 соответственно). Текстовых колонок — семь и их количество больше не меняется. Формат издания 61,5x44 (см), и он сохраняется и для «Восточно-Сибирской правды». Последний номер «Власть труда» вышел 24 августа 1930 г. Одновременно с изменением административно-территориального деления Сибири, «Власть труда» изменила название и стала выходить как газета ВосточноСибирского края — «Восточно-Сибирская правда».

Первый номер «Восточно-Сибирской правды» практически во всем повторял принцип компоновки комплекса логотипа и расположения материалов на первой полосе2. Но были и существенные различия. Например, в связи с тем, что само новое название газеты имеет больше знаков (18 + 6), чем старое название (6 + 5), а компоновка остается прежней (одно слово над другим), словосочетание «Восточно-сибирская» написано значительно меньшим размером, чем «правда». Тем не менее, новый логотип занял на треть больше места, чем старый, трехблочная таблица, информация которой практически не изменилась, сдвинулась влево, место для анонса не осталось, и площадь заполнил новый блок в рамке, содержащий информацию о цене, дате и регулярности выхода номера. Ниже, под линейкой, на всю площадь набора располагался крупный лозунг. В оформлении полосы также присутствуют рисунки. Фото-

2 Восточно-Сибирская правда. Иркутск, 1930. Годовой комплект.

графия на страницах «Восточно-Сибирской правды» впервые появилась в № 56 (10 марта 1931 г.).

Можно констатировать, что компоновка элементов титульного комплекса в газете «Власть Труда» менялась практически каждый год, иногда и два-три раза, причем очевидно совпадение подхода в оформлении во многих изданиях. Так, и во «Власти труда», и в «Советской Сибири» (г. Новосибирск) в 1923 г. расположение логотипа слева, информация о редакции взята в рамку в центре, справа — анонс номера. В 1924 г. совпадает способ размещения информации в трехблочную горизонтальную таблицу. Варианты комбинации элементов заглавного комплекса позволяли разнообразить первую полосу газеты, но, при этом, в 19201930 гг. прослеживается стремление к единому стилю компоновки как для центральных, так и провинциальных газет. Информация, помещенная в двух-трехсекционную таблицу и (или) объединенная рамкой (адрес редакции, цена, доставка и т. п.) типична для советских газет того периода, например, таких как «Рабочая Москва» за 13 января 1925 г., «Комсомольская правда» за 13 июня 1926 г., «Гудок» за 16 января 1927 г. Единый подход к оформлению соответствует требованию 4 апреля 1921 г. вышеупомянутого циркуляра ЦИК РКП(б) губкомам и укомам РКП(б) «О программе местной газеты».

Но, несмотря на партийные требования, сложные экономические условия, генезис издания «Власть труда» имеет свои особенности. Есть издания, в которых логотип не менялся на продолжении долгого времени (например, газета «Правда»), но в газете «Власть труда» присутствуют постоянные трансформации логотипа. Гарнитура шрифта менялась в годах: 1920-1921, 1921, 1921-1925,

1926-1927,1927-1929,1930, т. е.за 10 лет шесть раз. Если сравнивать с газетой «Советская Сибирь» (г. Новосибирск), которая выходила в этот же период времени, то там изменение написания логотипа происходило четыре раза (1920, 1921-1922, 19231928, 1926-1930). Стоит отметить, что газета «Власть труда» выгодно отличается от «Советской Сибири» контрастными крупными шрифтами заголовков, например, в 1925 г. У газеты вырабатывался свой, индивидуальный стиль оформления, который не противоречил общим требованиям концепции советских газет.

Титульный комплекс в газете «Власть труда», как правило, занимает полностью ширину полосы, «отбивается» от остальной части страницы разделительными линейками. Конструкция верстки первой полосы газеты — мозаичная, по структуре текстовые блоки членят полосу вертикально, конфигурация — ломаная, ступенчатая, колонки могут быть разновеликими, разверстанными на двухмодульную ширину. Использование большого количества текстовых колонок, уменьшение межколонного просвета, обилие разделительных линеек в просвете способствует снижению удобочитаемости издания, усложняет восприятие многочисленных газетных материалов. Выворотка для оформления не применялась, в основном, изменялись гарнитуры начертаний и кегль шрифтов, также использовались различного вида рамки. На страницах газеты «Власть труда» мы не замечаем использование фотомонтажа и коллажа, да и иллюстрация как таковая появилась не сразу. Возможно, причина этому лежит не только в технической области воспроизведения, но и общей эстетической тенденции: именно рисунок воспринимался как средство оформления номера, и в

Иркутске были художники, способные выполнить его на высоком профессиональном уровне.

Газета «Восточно-Сибирская правда» продолжила оформительские традиции, наработанные «Властью труда». Пережив смену политического строя, экономические трудности, газета и сегодня является доминирующим печатным изданием

региона с узнаваемым логотипом и ясной структурой дизайна. Разумеется, новые цифровые технологии оказали огромное влияние на формирование графической модели издания. И тем более интересно изучение трансформации оформления краевой газеты с первых номеров, происходившего в сложных условиях становления советской власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуревич С. М. Номер газеты : учеб. пособие / С. М. Гуревич. — М. : Аспект Пресс, 2002. — 192 с.

2. Попов В. В. Производство и оформление газеты / В. В. Попов, С. М. Гуревич. — 2-е изд., перераб. — М. : Высш. шк., 1977. — 248 с.

3. Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ / сост. Г. Ф. Кли-кушин. — Минск : Полымя, 1987. — 280 с.

4. Капр А. Эстетика искусства шрифта : пер. с нем. / А. Капр. — М. : Книга, 1979. — 124 с.

5. Смирнов С. И. Шрифт и шрифтовой плакат / С. И. Смирнов. — М. : Плакат, 1987. — 143 с.

6. Коломнин П. Краткие сведения по типографскому делу / П. Коломнин. — М. : Тип. А. С. Суворина, 1895. — 614 с.

7. Табашников И. Н. Газета и дизайн / И. Н. Табашников. — Тюмень : СофтДизайн, 1994. — 160 с.

8. Киселев А. П. История оформления русской газеты (1702-1917) / А. П. Киселев. — М. : МГУ, 1990. — 192 с.

9. Ныркова Л. М. Как делается газета / Л. М. Ныркова. — М. : Гендальф, 1998. — 68 с.

10. Дизайн газеты и журнала / В. В. Волкова, С. Г. Ганаджиев, С. И. Галкин, В. П. Ситников. — М. : Аспект Пресс, 2003. — 224 с.

11. Агеева Е. А. Московская периодическая печать в 1917-1918 годы: проблема взаимодействия с новой властью / Е. А. Агеева // Гуманитарные науки. — 2013. — № 3 (11). — С. 70-82.

12. Керженцев П. М. Газета: ее организация и техника / П. М. Керженцев. — М., 1924.

13. Якимов О. Д. Формирование в Восточной Сибири однопартийной печати / О. Д. Якимов // Вестник Якутского государственного университета. — 2008. — Т. 5, № 3. — С. 18-27.

REFERENCES

1. Gurevich S. M. Nomer gazety [[Newspaper's number]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2002. 192 p.

2. Popov V. V., Gurevich S. M. Proizvodstvo i oformlenie gazety [Newspaper's production and design]. 2nd ed. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1977. 248 p.

3. Klikushin G. F. (ed.). Dekorativnye shrifty dlya khudozhestvenno-oformitel'skikh rabot [Decorative fonts for decoration works]. Minsk, Polymya Publ., 1987. 280 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kapr A. Estetika iskusstva shrifta [The aesthetics of typography]. Moscow, Kniga Publ., 1979. 124 p.

5. Smirnov S. I. Shrift i shriftovoi plakat [The font and font poster]. Moscow, Plakat Publ., 1987. 143 p.

6. Kolomnin P. Kratkie svedeniya po tipografskomu delu [Profiles of typographic case]. Moscow, A. S. Suvorin Publ., 1895. 614 p.

7. Tabashnikov I. N. Gazeta i dizain [Russian newspaper's design]. Tyumen', SoftDizain Publ., 1994. 160 p.

8. Kiselev A. P. Istoriya oformleniya russkoi gazety (1702—1917) [History of Russian newspaper's design (1702-1917)]. Lomonosov Moscow State University Publ., 1990. 192 p.

9. Nyrkova L. M. Kak delaetsya gazeta [Newspaper's creation]. Moscow, Gendal'f Publ., 1998. 68 p.

10. Volkova V. V., Ganadzhiev S. G., Galkin S. I., Sitnikov V. P. Dizain gazety i zhurnala [The design of newspaper and magazine]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2003. 224 p.

11. Ageeva E. A. Moscow periodicals in the years 1917-1918: the problem of interaction with the new government. Gumanitarnye nauki = Humanitarian Sciences, 2013, no. 3 (11), pp. 70-82. (In Russian).

12. Kerzhentsev P. M. Gazeta: ee organizatsiya i tekhnika [Newspaper: its organization and equipment]. Moscow, 1924.

13. Yakimov O. D. Formation of a single-party press system in East Siberia. Vestnik Yakutsk-ogo gosudarstvennogo universiteta = Journal of Yakutsk State University, 2008, vol. 5, no. 3, pp. 18-27. (In Russian).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Лисицин В. Г. Генезис оформления периодического печатного издания на примере первой полосы газеты «Власть труда» (г. Иркутск) / В. Г. Лисицин, Я. Ю. Лисицина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 1. — С. 100-112. — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(1).100-112.

REFERENCE TO ARTICLE

Lisitsyn V. G., Lisitsyna Ya. Yu. The genesis of design of periodicals for example the front page of the newspaper «Vlast truda» (Irkutsk). Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 100-112. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(1). 100-112. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.