Научная статья на тему 'Дизайн газеты "Биробиджанская звезда" в 1991-2013 годы'

Дизайн газеты "Биробиджанская звезда" в 1991-2013 годы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
141
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ / "БИРОБИДЖАНСКАЯ ЗВЕЗДА" / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ / ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА / ИЗМЕНЕНИЯ В МЕСТНОЙ ПЕРИОДИКЕ / DESIGN OF THE NEWSPAPER / BIROBIDZHAN''S STAR / REGIONAL PRESS / REGIONAL NEWSPAPER / CHANGES IN LOCAL PERIODICALS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Спивакова Елена Михайловна, Морозова Анна Викторовна

Данная статья посвящена исследованию изменений в дизайне газеты «Биробиджанская звезда» на протяжении 1991-2013 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF THE NEWSPAPER "BIROBIDZHANSKAYA ZVEZDA" IN 1991-2013

The design of the newspaper «Birobidzhanskaya zvezda» («Birobidzhan's Star») had been transformation for 1991 to 2013. We can say the publication`s image has changed radically. Its format had been decreased to A3, the number of pages of the newspaper had been increased, a glazed color cover had appeared, the inner number structure had got its clear shape. Also, the columns number had been decreased to 4-6, the images number and their size had been increased. All the transformations had been done because of the newspaper`s adaptation to external life changes to be interesting to its readers.

Текст научной работы на тему «Дизайн газеты "Биробиджанская звезда" в 1991-2013 годы»

УДК 811.161.1

Е. М. Спивакова, А. В. Морозова

ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ «БИРОБИДЖАНСКАЯ ЗВЕЗДА» В 1991—2013 ГОДЫ

Данная статья посвящена исследованию изменений в дизайне газеты «Биробиджанская звезда» на протяжении 1991—2013 годов.

Ключевые слова: дизайн газеты, «Биробиджанская звезда», региональная печать, областная газета, изменения в местной периодике.

Одной из важных характеристик газеты является дизайн (от англ. design — чертеж, рисунок, проект). В широком смысле «дизайн» обозначает различные виды проектной деятельности, имеющие целью формирование эстетических и функциональных качеств окружающей среды [5, с. 3]. К графическим компонентам периодического издания относятся: размерные характеристики газеты, постоянные элементы номера, шрифтовое оформление, иллюстрирование, заголовки публикаций, цветность.

К размерным характеристикам относятся формат газеты, объем номера, количество и размер текстовых колонок на полосе, размер пробелов между текстовыми колонками страницы, площадь полосы номера и его емкость [3 с. 216]. Формат газеты подразумевает размер полосы, то есть страницы номера. В отечественной прессе большинство газеты имеют три формата: большой формат А2 (420 * 594 мм), малый A3 (297 * 420 мм), сверхмалый А4 (210 * 297 мм).

С. М. Гуревич отмечает, что выбор формата газеты, как правило, зависит от ее типа. Чаше всего большой формат выбирают общенациональные, региональные и городские ежедневные газеты, малый предпочитают районные и городские издания, еженедельники газетного типа, сверхмалый формат используют для выпуска ведомственных и реклам-но-справочных изданий.

Формат в основном постоянная характеристика газеты. Он влияет на количество страниц номера. А объем зависит от периодичности выхода и типа издания.

Спивакова Елена Михайловна — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и журналистики (Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: [email protected].

Морозова Анна Викторовна — магистрант (Приамурский государственный университета имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected].

© Спивакова Е. М., Морозова А. В., 2018

74

В дизайне играет немалую роль полоса — основная форма подачи материалов. Полоса делится на колонки, определение размеров которых влияет на «внешность» газеты.

Дизайн издания также зависит от выбора шрифтов.

В газете очень важным элементом оформления является верстка. Она бывает прямая и ломанная. Для первого варианта характерна строго прямоугольная форма публикации, четырехугольник, обычно вытянутый в длину или ширину. Второй вариант дизайна подразумевает публикацию в форме многоугольника. Существует также горизонтальная и вертикальная верстка. При горизонтальной верстке ширина текста превышает ее высоту [3, с. 216], при вертикальной — наоборот. Выделяют симметричную и асимметричную верстку.

Большинство газет выходят в черно-белом варианте, есть издания, которые перешли на цветное исполнение.

Отдельное внимание уделяется первой полосе издания, ведь от нее во многом зависит привлекательность газеты и выбор читателя. В состав первой страницы входят такие элементы, как: название, указание типа издания (например, городская газета, еженедельник), периодичность выхода, дата и день выхода, нумерация номера, начало выхода издания, рекомендуемая цена, сетевой адрес. Данный комплекс называется логотипом газеты. Также элементом первой полосы является анонс номера и страницы публикаций, фотографии.

У каждой газеты — свой стиль, дизайн, который зависит от типа издания и имеет собственные особенности. Для оформления качественной общественно-политической газеты характерны ясность, строгость и в большинстве прямая верстка. Массовые бульварные газеты отличны пестротой, выделением второстепенных деталей, применением ломаной верстки.

Важным элементом каждой газеты являются иллюстрации. Изначально в изданиях первичным является текстовая информация, а после — визуальная. Соотношение между текстом и иллюстрациями у различных газет разное. Весь газетный «визуал» можно разделить на две группы — фотоиллюстрации (репортажные снимки, портреты, натюрморты, пейзажи, обвинения, плакаты, репродукции, фотомонтаж) и графические иллюстрации (рисунки, схемы, чертежи, диаграммы и т. п.).

К второстепенным элементам дизайна изданий относят линейки, украшения, заставки, плашки, виньетки, бордюры и другие. Они служат для выделения какой-либо содержательной части текста, отделения ее от других и т. д. [1, с. 39].

Для того, чтобы рассмотреть изменения, которые произошли в дизайне региональной прессе, мы взяли издание «Биробиджанская звезда» за IV квартал 1991 и 2013 года и сравнили по следующим пунктам:

— формат;

— объем номера;

75

— количество колонок на странице;

— цветность;

— число шрифтов в одном номере;

— верстка;

— первая полоса: логотип, структура;

— соотношение текста и визуальной информации;

— наличие дополнительных графических элементов.

Рассмотрев газеты по вышеуказанным параметрам, мы пришли к

некоторым выводам.

В первую очередь, к 2013 году произошло уменьшение формата издания с А2 до А3. Возможно, это было сделано, чтобы газету можно было читать в разных местах (как известно, «большие» газеты удобно листать только дома, формат А3 годится для потребления и в транспорте, и в очереди, и т. п.).

Существенно возросло количество страниц в номере с 4-х до 40-ка.

Уменьшилось число колонок с 8-ми до 4 — 6.

Газета приобрела цветную глянцевую обложку. Это произошло в связи с ростом информации рекламного характера. Обложка нужна была для размещения привлекающих внимание рекламных модулей и статей. Полноцветная печать — не прихоть издателя, а требование рекламного рынка [2, с. 33]. При этом обложка газеты не соответствует внутреннему содержанию издания, а также не подходит под определение общественно-политическая газета. Скорее оформление обложки напоминает рекламно-информационный еженедельник. Мы можем предположить, что данная мера была направлена на увеличение рекламы в газете и таким образом служила способом заработка редакции.

Также можно обнаружить на первой полосе некоторый феномен. Дело в том, что у газеты в 2013 году две первые полосы — одна цветная глянцевая, а вторая внутри — двуцветная (черно-синяя). Функцию первой страницы общественно-политического издания выполняет вторая обложка. Также удивительно и то, что нумерация страниц в газете начинается не с первой (рекламной) обложки, а со второй (внутренней). Причиной феномена с обложками и нумерацией является то обстоятельство, что газета печаталась в собственной типографии Издательского дома «Биробиджан», а рекламная обложка — в краевой типографии города Хабаровска.

Структура первой полосы в 2013 году существенно изменилась. Теперь главное место здесь занимает фотография к самому интересному материалу номера. При этом традиция публиковать официальную информацию от властей, как в 1991 году, в 2013 году сохраняется, но значительно сокращается на это количество строк.

Претерпел изменения и логотип издания. Поменялись шрифты, слово «ЗВЕЗДА» стало цветным и крупным, был «раскрашен» «Знак почета». Информации о номере (дата, номер выхода и проч.) «ушли» на-

76

верх. Под логотипом в 2010 году появилось название сайта Издательского дома «Биробиджан» — www.gazetaeao.ru.

Верстка издания 2013-го года прямая, но бывает симметричного и несимметричного вида. Прямая верстка — это единственное, что газета сохранила от оформления 1991 года.

Незначительно, но уменьшилось количество используемых шрифтов в газете. В 1991 их число составляло до 12, в 2005 — до 20, в 2013 — до 10 видов. В «Биробиджанской звезде» 2013 года оформился собственный фирменный стиль: неизменный логотип, четкая структура номера, использование определенного набора шрифтов в заголовках, рубриках, подрубриках и т. п.) и дополнительных украшений.

Трансформировалась в сторону увеличения и визуальная информация в газете, объем уже достигает 1/3 от общей площади. Если в 1991 году материалы редко сопровождались фотографиями, то почти на каждой информационной странице новой «Биробиджанки» присутствуют фотографии. При этом размер их увеличился. В рубрике «Спорт», к примеру, фотографий больше, чем текста.

В течение 1990-х гг. издание переживает бум использования дополнительных графических элементов (линейки, плашки, украшения, заставки, виньетки, бордюры и т. п.). Газета очень «пестрая», второстепенная графика отвлекает читателя от восприятия информации. К 2013 году происходит оформление единого стиля «Биробиджанской звезды», который она сохранила до настоящего времени. Газета приобрела такие черты, как минимализм, сдержанность, строгость в оформлении, использование определенного набора шрифтов и украшений.

Также нельзя ни отметить, что возросло количество материалов. Но при этом произошло уменьшение текстовой составляющей газеты. К примеру, в 1991 году одна статья «переходила» из номера в номер и было указано, что продолжение читайте в следующем номере. Произошло и укрупнение фотографий, картинок. Почти в 2 раза увеличился кегль основного шрифта. Если в 1991 году на листе большого газетного формата мы видим в среднем до 5 текстовых материалов, то в 2013 году одна страница может содержать до 6 заметок и с фотографиями.

К тому же, к 2013 году появилось нововведение. Согласно которому одному материалу «разрешалось» занимать не более 1 полосы газеты. При этом, было редко, когда на странице размещалась единственная статья (на одном листе от 2-х и более).

Таким образом, меняются исторические периоды — меняется и «внешность» газеты. Издание пытается «выжить» и одновременно «идти в ногу со временем», быть интересным своему читателю и рекламодателю. Дизайн также служит выполнению важнейшей миссии издания — сохранению журналистики, близкой к народу, его потребностям и нуждам [4, с 153].

77

Список литературы

1. Галкин С. И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала: учебное пособие. М.: Аспект Пресс. 2007. 215 с

2. Головко С. Б. Дизайн деловых периодических изданий. М.: ЮНИТИ. 2012. 424 с

3. Гуревич С. М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс. 2004. 289 с

4. Медиасистема России: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс. 2017. 384 с

5. Старикова Ю. С. Основы дизайна. Конспект лекций. М.: А-Приор. 2011. 112 с

* * *

Spivakova Elena M., Morozova Anna V.

DESIGN OF THE NEWSPAPER «BIROBIDZHANSKAYA ZVEZDA» IN 1991—2013

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)

The design of the newspaper «Birobidzhanskaya zvezda» («Birobidzhan's Star») had been transformation for 1991 to 2013. We can say the publication's image has changed radically. Its format had been decreased to A3, the number of pages of the newspaper had been increased, a glazed color cover had appeared, the inner number structure had got its clear shape. Also, the columns number had been decreased to 4—6, the images number and their size had been increased. All the transformations had been done because of the newspaper's adaptation to external life changes to be interesting to its readers.

Keywords: Design of the newspaper, Birobidzhan's Star, regional press, regional newspaper, changes in local periodicals

References

1. Galkin S. I. Tekhnika i tekhnologiya SMI: Hudozhestvennoe konstruirovanie gazety i zhurnala (Technique and technology of the media: Artistic design of the newspaper and magazine), Moscow, Aspect Press Publ., 2007. 215 p.

2. Golovko S. B. Dizajn delovyh periodicheskih izdanij (Design of business periodicals), Moscow, YuNITI Publ., 2012. 424 p.

3. Gurevich S. M. Gazeta: Vchera, segodnya, zavtra (Newspaper: Yesterday, Today, Tomorrow), Moscow, Aspekt Press Publ., 2004. 289 p.

4. Vartanova E. L., ed. Mediasistema Rossii (Mediasistema of Russia), Moscow, Aspect Press Publ., 2017. 384 p.

5. Starikova Yu. S. Osnovy dizajna. Konspekt lekcij (Basics of design. Lecture notes), Moscow, A-Prior Publ., 2011. 112 p.

•Jc -Jc -Jc

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.