Научная статья на тему 'Современные тенденции развития графической модели газеты'

Современные тенденции развития графической модели газеты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3694
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ГАЗЕТЫ / МОДУЛЬ / ВЕРСТКА ГАЗЕТЫ / МАКЕТ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / COMPOSITIONAL AND GRAPHIC MODEL / DESIGN OF THE NEWSPAPER / NEWSPAPER VISUALIZATION / MODULE / NEWSPAPER MAKEUP / MODEL / ILLUSTRATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Носаев Денис Александрович

Рассматривается дизайн и верстка современных газет. Выявляется роль и место композиционно-графической модели газеты в типологической системе российских СМИ, анализируется ее специфика, приводятся актуальные тенденции в развитии современного графического дизайна газет, на основе которых доказывается активное развитие теории композиционно-графической модели газеты, а также устанавливаются и характеризуются новые виды композиционно-графических моделей газет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends in development of graphic model of the newspaper

The paper discusses the design and makeup of modern newspapers. The author shows the role and a place of the compositional and graphic model of the newspaper in typological system of the Russian mass media, analyzes its specifics and describes actual trends in development of modern graphic design of newspapers. On the basis of this, active development of the theory of compositional and graphic model of the newspaper is proved, as well as new types of compositional and graphic models of newspapers are established and characterized.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития графической модели газеты»

УДК 070 ББК 76.02 Н 31

Носаев Д. А.

Старший преподаватель кафедры печати, рекламы и медиатехнологий КубГУ, технический редактор газеты «Кубанский университет», e-mail: [email protected]

Современные тенденции развития графической модели газеты

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается дизайн и верстка современных газет. Выявляется роль и место композиционно-графической модели газеты в типологической системе российских СМИ, анализируется ее специфика, приводятся актуальные тенденции в развитии современного графического дизайна газет, на основе которых доказывается активное развитие теории композиционно-графической модели газеты, а также устанавливаются и характеризуются новые виды композиционно-графических моделей газет.

Ключевые слова:

Композиционно-графическая модель, дизайн газеты, визуализация газеты, модуль, верстка газеты, макет, иллюстрация

Nosaev D.A.

Senior Lecturer of Press, Advertisement and Media-Technologies Department, Kuban State University, Technical Editor of newspaper “Kuban University”; e-mail: [email protected]

Current trends in development of graphic model of the newspaper

Abstract:

The paper discusses the design and makeup of modern newspapers. The author shows the role and a place of the compositional and graphic model of the newspaper in typological system of the Russian mass media, analyzes its specifics and describes actual trends in development of modern graphic design of newspapers. On the basis of this, active development of the theory of compositional and graphic model of the newspaper is proved, as well as new types of compositional and graphic models of newspapers are established and characterized.

Keywords:

Compositional and graphic model, design of the newspaper, newspaper visualization, module, newspaper makeup, model, illustration.

Дизайн газет - не статичная субстанция. Он постоянно меняется, адаптируясь под нужды и интересы читателей. Кроме того развитие технического прогресса влияет на сам процесс создания газет, соответственно, и на их внешний вид.

Современные газеты отличаются повышенным уровнем визуальной информации. Этот факт позволяет дизайну изданий стать одним из ведущих типологических признаков периодической печати. Дизайн современной газеты строится на основе композиционнографической модели (КГМ), призванной объединить различные элементы издания в единое целое, способное донести до читателя максимум информации.

Значительный интерес представляют труды по теории современного газетного дизайна доктора филологических наук профессора В.В. Тулупова, книга «Дизайн периодических изданий» под редакцией проф. Э.А. Лазаревич. С практической точки зрения к созданию газет подходили С.И. Галкин, Т. Хэрроуэр и В.В. Скоробогатько.

Изменения в социально-политической структуре общества, внедрение новых

технологий, интеграция российских СМИ в европейский рынок вызывают появление множества типологически новых изданий. Некоторые из них копируют успешные варианты западных моделей, часть трансформируется из устоявшихся и более привычных для местных рынков изданий, а новые пытаются пройти свой, непохожий на других, путь.

Для исследования развития СМИ, многие ученые обращаются к типологии. Развитие периодической печати в России связано с изучением типологических характеристик каждого периодического издания, нахождением вариантов поиска своей читательской аудитории, изменением содержания, структуры, модели издания, нахождение его «лица».

Интересны и перспективны исследования влияния на типологическую структуру периодической печати композиционно-графической модели издания. Сейчас становится все более оправданной идея понимания газеты как визуального СМИ. Функции создания содержания перераспределяются между журналистами, фотографами, художниками и дизайнерами. В этом случае единицей содержания номера выступает не только текст, но и иллюстрация, график, макет и роли этих элементов в процессе создания журналистского произведения равнозначны. Таким образом, функции дизайна уже не ограничиваются визуализацией типологических и содержательных характеристик издания, созданием индивидуального облика и указанием на целевую аудиторию. Дизайн становится главной экспериментальной площадкой формирования новой модели взаимодействия «газета-читатель».

Планируя газетный номер, редакция руководствуется заранее сформированной графической моделью. Часто происходит, что имеющийся материал вступает в конфликт с созданной ранее моделью. И полученная в результате компромисса верстка -неинформативна и не отвечает поставленным целям. Чтобы решить проблему и не оказаться в подобной ситуации, специалистам редакций необходимо разобраться в типах графических моделей.

Многолетний опыт в создании новых графических моделей и просто номеров газет, а также изучение имеющихся на местном рынке изданий, дает возможность создавать новые виды дизайна, применимые в дальнейшей работе. Новые реалии требуют создания новых видов КГМ, где типообразующим будет тематический фактор, то есть строительство графической модели идет под информационную составляющую.

Главный вопрос, на который необходимо ответить при создании КГМ: «Что будет являться основой для построения графической модели?» В зависимости от ответа на него: текст это или иллюстрация, выделяем текстовый дизайн («официальные» газеты) либо графический (таблоиды, рекламные газеты (в этом случае рекламное объявление воспринимается как картинка, макет, чем, по сути, и является). Но это две классические крайности и в чистом виде они редки.

Большинство местных газет представляют собой некий смешанный тип дизайна. Созданные ранее графические модели изданий под текстовый дизайн, где первичен текст, излишне наполняются иллюстрациями. Причиной этому стала доступность качественной графической составляющей и многочисленные источники иллюстраций. В результате место, отведенное тексту, занимает фотография, призывая читателя воспринимать информацию по-новому. Налицо механическая замена одного источника восприятия информации на другой -иллюстрация помещается в издание, урезая возможную текстовую составляющую. В итоге -страдает облик газеты, а ожидания аудитории часто обманываются: вместо интересной статьи читатель получает обилие «картинок».

Нельзя не согласиться: фотография порой говорит громче и эмоциональнее текста. И сейчас, когда потребители информации из читающих становятся «рассматривающими», иллюстрация часто преобладает над текстом. Она требует свой, новый тип композиционнографической модели - иллюстративно-новостной дизайн. При создании такой модели используются заранее сформированные понятийные образы, реализуемые через иллюстрацию, подставляя ее под подходящий информационный блок. Здесь главенствует картинка, а текст порой пишется под нее, поясняя и дополняя.

Не всегда иллюстративно-новостной дизайн может выразить нужную концепцию издания. Модернизировавшись к новым реалиям текстовый дизайн, видоизменяется в тексто-графический дизайн. Макетируя издание, дизайнер в первую очередь размещает текст, а потом разбавляет его иллюстрациями, с учетом композиционно-графической модели. Главное его отличие от обычного текстового дизайна не только в большем количестве иллюстраций, дело скорее в измененном способе подачи текста. Его делают легким в «усвоении», доступным за счет применения инфографики, различных вариантов шрифтового оформления, краевых блоков. Композиционно-графические модели на основе текстографического дизайна выглядят не менее современно, чем КГМ, использующие принципы иллюстративно-новостного дизайна. Типичные представители такого дизайна - новостные или специализированные издания.

Подобные варианты композиционно-графической модели позволяют более точно описывать и использовать современные приемы макетирования и верстки, максимально задействовать возможности современной техники и дизайнерского программного обеспечения. Но главным все-таки остается тот факт, что используя подобные подходы при создании графической модели современного издания, мы можем получить адекватную современным реалиям систему, позволяющую использовать все современные источники информации и изменившиеся восприятия читателей.

Тенденция визуализации печатных СМИ выводит на первый план иллюстративную составляющую. Об этом же говорит профессор Н.П. Кравченко: «Придается большое значение символике, цветам, жестам, мимике. В печатных СМИ - иллюстративному ряду и словесному описанию «картинки» события» [1: 78]. Фотографий стало больше, они стали более качественными, информативными, сильнее воздействующими на аудиторию. Если рассматривать долю иллюстративного материала в газетах сейчас и десять лет назад, мы увидим значительное увеличение количества фотографий. При этом газетные дизайнеры действительно научились использовать все преимущества использования иллюстраций в газетах.

Сегодня издания не просто сообщают новости. Они иллюстрируют их таблицами, диаграммами и графиками, цитатами, информационными справками, схемами и картами. Таким образом, информация обрастает дополнительными подробностями, становясь более наглядной и легко доступной для восприятия.

Современная композиционно-графическая модель должна характеризоваться улучшенной навигацией и большим невербальным воздействием на читателя. Т. Хэрроуэр отмечает: «В настоящее время для того, чтобы выглядеть современно, газете нужны цвет, информационная графика, «расфасовка», модульная верстка» [2: 6]. Термин «расфасовка» требует пояснения: страницу делают легковоспринимаемой с помощью заголовочного комплекса: рубрик, анонсов, врезок, расширенных заголовков, информационных блоков.

В исследовании графических обликов газет отчетливо прослеживается стремление к единообразию и унификации, которая-служит для размещения составных частей издания в определённом порядке, и образует чёткую систему, удобную для пользования. «Чтобы стабилизировать композиции полос, прийти к лучшим визуальным эффектам верстки, возможно, следует отработать и ввести в практику типовые макеты. Это когда каркас полосы задан заранее, и верстальщику остается лишь «вручную» доработать некоторые детали пришедших на полосу материалов: несколько увеличить или уменьшить кегль заголовков, поменять формат колонки - сообразуясь с содержанием фотокарточки и т.д.», - предлагает В. Скоробогатько [3: 68].

Это значит, что опыт применения КГМ не устарел, а наоборот переживает свое активное развитие. Ведь верстка на основе модели создана для упрощения работы графического дизайнера и служит средством создания единых по стилю номеров периодического издания. Даже если над выпуском газеты работают разные дизайнеры, имея уже единожды созданную модель, мы сохраняем стилевое единство. Унификация служит той же цели, и так же организует работу только уже не одного дизайнера, но и всей редакции.

Унифицируется работа дизайнера в целом - это наблюдается в упорядочении использования шрифтов, иллюстраций, текстов, что приводит к более слаженной работе журналистов, дизайнеров, выработке у читателя «системного» подхода к публикуемым материалам. Наконец-то наступило успокоение в использовании количества шрифтов даже в районных газетах: вместо 4-5 и более теперь используют 2-3 гарнитуры, при этом издание ничуть не проигрывает в выразительности.

Известные заранее размеры и жанры иллюстраций, а также область их применения, позволяют фотожурналисту создавать однозначно удачные снимки. Вместе с тем журналист создает материал соответствующего объема, информационного и эмоционального наполнения. Технической стороне, получая аккуратные прямоугольные модули текста и фото, остается лишь удачно, в соответствии с графической моделью издания, расположить материалы номера на полосах. А читатель при этом в хорошем смысле «подготовлен» и «приучен» к получению такой информации.

Сегодня графический дизайн газеты становится типоформирующим фактором. Происходит это в связи с большей визуализацией газет, которые порой «показывают» новости, оказывая на читателей дополнительное эмоциональное воздействие. Это в свою очередь приводит к повышенной иллюстративности, активному использованию цвета, инфографики, удобной «расфасовке» новостей, стремлению к унификации. Вот основные тенденции в развитии графического дизайна газет, к тому же, доказывающие правильность использования КГМ, более того, графические модели развиваются и трансформируются согласно современным реалиям и позволяют редакциям газет создавать конкурентоспособный продукт.

Примечания:

1. Кравченко Н.П. Реализация новых функций журналистики в государственных СМИ // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2010. Вып. 4. С. 78-84.

2. Harrower Т., Elman J. Newspaper Designer’s. Handbook Publisher: McGraw- Hill, 2012. 7 ed. 272 p.

3. Скоробогатько В.В. Нужно ли улучшать внешнее оформление издания? // Журналист. 2008. Июль. С. 68-70.

4. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет / под ред. В.В. Тулупова. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. 320 с.

5. Дизайн периодических изданий: учеб. пособие для студентов фак. и отд. журналистики ун-тов / под ред. Э.А. Лазаревич. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 2004. 120 с.

6. Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2005. 215 с.

References:

1. Kravchenko N.P. Realization of the new functions of journalism in the state mass media, The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the Arts». No. 4, 2010, P. 78-84

2. Tim Harrower, Julie Elman «Newspaper Designers Handbook», Publisher: McGraw-Hill; 7 edition (June 11, 2012) of 272 pp.

3. Skorobogatko V.V. Is it necessary to improve an exterior design of the edition? Journalist, July, 2008, P. 68-70.

4. Tulupov V.V., Kolosov A.A., Tsukanov M.I., Sapunov VI., Bobryashov A.A. Technique and technology of mass media: press, radio, television, the Internet. / ed. by Tulupov. SPb.: V.A. Mikhaylov’s publishing house., 2008. - 320 pp.

5. The design of periodicals. A manual for students of faculties and departments of journalism of universities. Ed. by E.A. Lazarevich. 2nd ed. - M.: The MSU of M.V Lomonosov, the Faculty of journalism, 2004. - 120 pp.

6. Galkin S.I. The art design of a newspaper and a magazine. A manual. - M.: Aspect Press, 2005. - 215 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.