Научная статья на тему 'Иллюстрации в современных дагестанских общественно-политических СМИ'

Иллюстрации в современных дагестанских общественно-политических СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MASS-MEDIA / INFORMATION / INFORMATION RESOURCE / POLICY / STATE / SOCIETY / КОМПОЗИЦИЯ / ГРАФИКА / ГАЗЕТА / ЖАНР / ФОТОРЕПОРТАЖ / ФОТОЗАРИСОВКА / МОДЕЛЬ / ТИП

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Магомедов Г.А., Магомедова М.П.

Статья посвящена проблемам композиционно-графического оформления современных дагестанских СМИ в период трансформации всей системы журналистики. В ней показаны особенности использования графики в дагестанских общественно-политических изданиях, место в газете таких элементов, как лид, зарисовка, инфографика, диаграмма, чертеж, таблица и др. В исследовании использованы научные методы эмпирического уровня, такие, как описание, сравнение, измерение, эксперимент, моделирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLUSTRATIONS IN MODERN DAGHESTAN PUBLIC-POLITICAL MEDIA

The article studies problems of compositional and graphic design of modern Dagestan periodicals during the transformation of the entire journalism system. The article shows the features of the use of illustrations in local weekly publications, the place in the newspaper of such elements as photography, lead, sketch, diagram, graphic, drawing, table, etc. The study uses scientific methods of empirical level, as description, comparison, measurement, experiment, modeling. In particular, a comparative analysis of local media with a national publication “Rossiyskaya Gazeta” is conducted.

Текст научной работы на тему «Иллюстрации в современных дагестанских общественно-политических СМИ»

References

1. GKU «CGA RD». Fond № p-1; delo № 2/4504; l. 13.

2. GKU «CGA RD». Fond № p-1; opis' 82 a; delo № 57; l. № 1.

3. Iz nashej besedy s Narodnym pisatelem Dagestana M.M. Mitarovym v 1982 g.

4. Zhafarov A.P. Nak'vdi' koncert. U'murbadali. Sost. Sh. Kaziev. Mahachkala: Dag. kn. izd-vo, 2009: 261 - 301. (Na tabas. yaz.).

Статья поступила в редакцию 25.07.18

УДК 070.15

Magomedov G.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Printed Mass-Media Department, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: mgamid@mail.ru

Magomedova M.P., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: i.am.gorolova@gmail.com

ILLUSTRATIONS IN MODERN DAGHESTAN PUBLIC-POLITICAL MEDIA. The article studies problems of compositional and graphic design of modern Dagestan periodicals during the transformation of the entire journalism system. The article shows the features of the use of illustrations in local weekly publications, the place in the newspaper of such elements as photography, lead, sketch, diagram, graphic, drawing, table, etc. The study uses scientific methods of empirical level, as description, comparison, measurement, experiment, modeling. In particular, a comparative analysis of local media with a national publication "Rossiyskaya Gazeta" is conducted.

Key words: mass-media, information, information resource, policy, state, society.

Г.А. Магомедов, канд. ист. наук, доц. каф. печатных СМИ, Дагестанский государственный университет,

г. Махачкала, E-mail: mgamid@mail.ru

М.П. Магомедова, магистрант 2 курса, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,

E-mail: i.am.gorolova@gmail.com

ИЛЛЮСТРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ДАГЕСТАНСКИХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СМИ

Статья посвящена проблемам композиционно-графического оформления современных дагестанских СМИ в период трансформации всей системы журналистики. В ней показаны особенности использования графики в дагестанских общественно-политических изданиях, место в газете таких элементов, как лид, зарисовка, инфографика, диаграмма, чертеж, таблица и др. В исследовании использованы научные методы эмпирического уровня, такие, как описание, сравнение, измерение, эксперимент, моделирование.

Ключевые слова: композиция, графика, газета, жанр, фоторепортаж, фотозарисовка, модель, тип.

Важную составляющую газетной практики на современном этапе развития региональной прессы представляют собой иллюстрации разного вида и характера. Термин иллюстрация происходит от «illustration» (освещение). Иллюстрации всегда содержат только графическую информацию, которую читатели воспринимают намного быстрее и воздействует на них намного эффективнее текстов. Без использования каких-либо иллюстраций журналистский контент будет абсолютно неполноценным, поскольку сплошной текстовый контент намного сложнее воспринимается аудиторией [1, с. 102].

Все печатные иллюстрации можно подразделить на две группы. Первая - фотографии и иная иллюстрация, получаемая с помощью фотокамеры или сотовых телефонов. Вторая -графика в чистом виде, которая исключает элементы фото, то есть карикатуры, схемы, зарисовки, рисунки, чертежи, графики и т. д.

Материалом исследования послужили печатные издания республиканские общественно-политические еженедельники «Черновик и «Свободная республика». Репортажный снимок популярен как в «Черновике», так и в «Свободной Республике», чаще всего встречаются фотографии митингов и забастовок.

Фотообвинение встречается редко, в исследованных нами номерах «Черновика» были фотографии, посвященные одной теме, на первой - канализационный «ручей», который протекает по поселку, а на второй - втекает в КОР (Канал Октябрьской революции).

Важное место в газете занимает фотореклама, показывающая образцы различных товаров, продукцию различных видов производства [2, с. 54].

Несмотря на то в «Черновике» есть восьмиполосное рекламное приложение «Средний класс», реклама в газете размешена практически на каждой полосе, и, как правило, к каждой прилагаются фотографии различных товаров.

Наряду с фоторекламой значительное место отводится фотопортрету, которому присущи два качества: глубина проникновения в суть человеческого характера и стремление к наивысшей достоверности передаваемых на фотографии деталей. Портрет передает индивидуальные черты модели.

В дагестанских еженедельниках преобладают фотопортреты самих журналистов, это связано с повышением внимания к личности журналиста.

В газете «Свободная Республика» фотографии авторов рубрик расположены в правом нижнем углу полосы. Там же указаны номера их телефонов, для обратной связи с читателями. В «Черновике» - это фотографии авторов колонок.

Контент путевого очерка или зарисовки местами сопровождается фотопейзажем, который знакомит аудиторию газеты с описываемой местностью, пропуская увиденное сквозь призму собственного субъективного восприятия.

Фоторепродукция - это репродукция картин, документов, книжных страниц, фрагментов газетных и журнальных публикаций, кинокадры и т. д. [3, с. 28].

К фоторепродукции прибегают в обеих газетах. В «Свободной республике» в №11 был кадр из рекламы, в № 14 - фотография диплома и т. д., в «Черновике» во многих номерах представлены копии писем, которые приходят в редакцию от различных структур, письма самих журналистов, была репродукция картины Заиры Астемировой. В «Российской газете» фоторепродукции встречаются гораздо чаще, чем в наших еженедельниках, там часто можно встретить фрагменты из фильмов, исторические фотографии, репродукции различных бумаг, фрагментов книг и т. д.

При необходимости в газете нередко может использоваться фотомонтаж - соединение нескольких фотоснимков [4, с. 43].

В «Свободной Республике» фотомонтаж встречается, но редко.

К нефотографическим иллюстрациям относят рисованные зарисовки, карикатуры, шаржи и инфографику: диаграммы, графики, карты, картосхемы, чертежи, таблицы и т.д.

Из инфографики в «Свободной Республике» очень популярна круговая диаграмма. Она позволяет узнать результаты опросов населения по разным вопросам. В рубрике «Честный кризис» - таблица котировок, турнирные таблицы в «Спорт -life» и т. д. С.Л. Уразова [5, с. 180] и М.Н. Ким [6, с. 72] выделяют принцип «мультивариативности», его суть заключена в необходимости создания современными СМИ контента, который впо-

следствии может быть размещён на различных площадках без серьезной адаптации.

Немного слов об особенностях верстки. В обеих газетах преобладает разделительный метод верстки. В газете «Свободная Республика», на первой полосе часто встречаются самые разные жанры иллюстраций, в каждом номере они располагаются по-разному.

С семантической точки зрения привлекательнее в газете или журнале смотрятся фотографии, показывающие объект в движении, то есть снимки репортажного стиля. Снимок, на котором герой сфотографирован именно в тот момент, когда он прыгает, выглядит эмоционально. Это всегда очень привлекает внимание читателя.

При размещении фото и иной иллюстрации очень важно иметь ввиду и такие параметры, как направление иллюстрации и её размер.

Направление фотографии определяется тем, в какую сторону «смотрит» изображенный на нем человек. Располагать фотографии необходимо так, чтобы люди на них были направлены внутрь газетной полосы, а не наружу.

Важнейшая функция заголовочного комплекса - это первоначальное привлечение внимания читателей, то есть, использование функции «капкана». Заголовки помогают читателю оперативно ознакомиться с содержанием газеты или журнала, разобраться, о чём сообщают публикации издания, понять важное в материале.

Умение редакционного коллектива использовать заголовки в номере часто определяет решение читателя - купить газету и прочитать определенные тексты, заголовки которых показались ему интересными, или поступить иначе и не покупать печатное издание.

Заголовочный комплекс вбирает в себя практические все информационные свойства журналистского произведения: событие, оценочные суждения, время и место действия, определенный жанр, оригинальность, направленность публикации к социальной группе.

Библиографический список

Если заголовочный комплекс в газете не несёт смысловую нагрузку (абстрактное словосочетание, устоявшаяся фраза, штамп), он чаще всего не привлечет внимание аудитории. И при всем этом заголовочный комплекс должен быть не растянутым, простым, доступным, кратким, по мере возможности. Аббревиатура и иностранные слова в заголовке не приветствуются.

Мультимедийность в техническом отношении понимается как компьютерная система, включающая в себя текстовые компоненты [7] и применительно к СМИ мультимедийность - это характеристика представления информации с помощью различных медийных платформ [8, с. 202].

Таким образом, можно сделать вывод, что на практике существуют только два варианта расположения по горизонтали утопленного комплекса или его основной части:

1. Ярко выраженная симметрия;

2. Подчеркнутая асимметрия с соблюдением надлежащих пропорций [9, с. 89].

Рассмотрим оформление заголовочного комплекса в республиканском общественно-политическом еженедельнике «Черновик».

В самой верхней части полосы дается колонцифра (в углу), рядом название газеты, номер и дата.

Название рубрики здесь дается не сверху заголовка, как обычно в газетах, а снизу сбоку в вертикальной форме. Заголовок верстается чаще всего в одну строку. Допускается и большее количество, например, если текст свёрстан в нескольких колонках.

Сам заголовок берется в квадратные скобки, что является элементом украшения и средством привлечения внимания. Используются также подзаголовки внутри текстов.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в дагестанских общественно-политических еженедельниках фото и иная иллюстрация занимает значительное место, приветствуется «игра шрифтов», используются разнообразные формы в оформлении заголовочных комплексов.

1. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. Москва, 2011.

2. Табашников И. Газета и дизайн. Тюмень, 1994.

3. Консон Г.Р Метод целостного анализа художественных текстов. 2-е изд., исправ. Москва: Нобель-Пресс, Lennox Corp., 2013.

4. Киселев А. П. От содержания - к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. Москва, 1995.

5. Киселев А.П. Типологические исследования газеты. Москва, 1997.

6. Уразова С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности массмедиа в цифровой среде. Творческий аспект. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобаческого. 2011; 5 (1): 287 - 293.

7. Мультимедиа. Научно-технический энциклопедический словарь on-line. Словари и энциклопедии on-line. Проект Academic.ru. Available at: http://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/

8. Лукина М.М. Интернет-СМИ как часть медиасистемы. Интернет-СМИ: теория и практика: учебное пособие для студентов вузов. Под. редакцией М.М. Лукиной. Москва: Аспект Пресс, 2010.

9. Лотман Ю.М. Текст и функция. Статьи по семиотике культуры и искусства. Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2002.

References

1. Serov S.I. Stil' v graficheskom dizajne. Moskva, 2011.

2. Tabashnikov I. Gazeta idizajn. Tyumen', 1994.

3. Konson G.R. Metod celostnogo analiza hudozhestvennyh tekstov. 2-e izd., isprav. Moskva: Nobel'-Press, Lennox Corp., 2013.

4. Kiselev A. P. Ot soderzhaniya - k forme. Osnovnye ponyatiya i terminy gazetnogo oformleniya. Moskva, 1995.

5. Kiselev A.P. Tipologicheskie issledovaniya gazety. Moskva, 1997.

6. Urazova S.L. Konvergenciya kak faktor zhiznesposobnosti massmedia v cifrovoj srede. Tvorcheskij aspekt. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobacheskogo. 2011; 5 (1): 287 - 293.

7. Mul'timedia. Nauchno-tehnicheskij 'enciklopedicheskij slovar' on-line. Slovari i 'enciklopedii on-line. Proekt Academic.ru. Available at: http:// dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/

8. Lukina M.M. Internet-SMI kak chast' mediasistemy. Internet-SMI: teoriya ipraktika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Pod. redakciej M.M. Lukinoj. Moskva: Aspekt Press, 2010.

9. Lotman Yu.M. Tekst i funkciya. Stat'i po semiotike kul'tury i iskusstva. Sankt-Peterburg: Gumanitarnoe agentstvo «Akademicheskij proekt», 2002.

Статья поступила в редакцию 27.06.18

УДК - 81'44

Agayeva Z.T., postgraduate, Baku Slavic University (Baku, Azerbaijan), E-mail: javadova18@bk.ru

COMMUNICATION BETWEEN THE COMPONENTS OF MEANINGFUL STRUCTURE OF A TEXT. The article considers the means of communication between the components of the semantic structure of the text on the material of the Russian language. The work describes structural-semantic features of the sentences, which form a complex syntactic whole. Particular attention is paid to a problem of interrelation of sentences in the compositional-semantic structure of a complex syntactic whole. The semantic connection between the previous context and the subsequent sentences of the text is provided by lexico-grammatical means of communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.