Научная статья на тему 'Элементы визуализации в районной газете как средство отражения портрета целевой аудитории издания'

Элементы визуализации в районной газете как средство отражения портрета целевой аудитории издания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
655
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
целевая аудитория / макет / дизайн

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Краснобоярова Анна Сергеевна

Часто некрупные издания – районные, городские – обладают неким набором уникальных характеристик. Одна из отличительных особенностей – присутствие целевой аудитории непосредственно на страницах средства массовой информации. «Районка» знает своего читателя в лицо, именно он становится героем большинства публикаций. Издание старается подстроиться под новые условия и трансформируется, придерживаясь своих традиций, берущих свое начало в своём советском прошлом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементы визуализации в районной газете как средство отражения портрета целевой аудитории издания»

14. Рябко, В. Не терять страх [Электронный ресурс] / В. Рябко. - URL: https://takiedela. ru/2018/08/ne-teryat-strakh/ (дата обращения: 25.03.2019).

15. С обеих сторон была стена огня, и мы едва видели дорогу: в Калифорнии лесные пожары уничтожили город Парадайс [Электронный ресурс]. - URL: https://meduza. io/feature/2018/11/09/s-obeih-storon-byla-stena-ognya-i-my-edva-videli-dorogu (дата обращения: 25.03.2019).

16. Сегодня утром челябинцы наблюдали за кровавой луной [Электронный ресурс]. -URL: https://hornews.com/news/segodnya_utrom_chelyabintsyi_nablyudali_za_krovavoy_ lunoy/ (дата обращения: 25.03.2019).

17. Соловьев, С. Сергей Соловьев о тейяме [Электронный ресурс] / С. Соловьев. - URL: https://www.colta.ru/articles/specials/18060-sergey-soloviev-o-teyyame (дата обращения: 25.03.2019).

18. Сулименко, С. Д. Архитектура и диалог культур (на примере символизации формы завершений русского православного храма). [Электронный ресурс] / С. Д. Сулименко. -URL: http://rusarch.ru/sulimenko1.htm (дата обращения: 27.05.2019).

19. Что это такое [Электронный ресурс]. - URL: https://batenka.ru/wtf/ (дата обращения: 25.03.2019).

20. Шешенин, С. Ребята, от архива не осталось ничего [Электронный ресурс] / С. Шешенин. - URL: https://batenka.ru/resource/collapse/on-fire/ (дата обращения: 25.03.2019).

21. Шуклин, В. В. Мифы народов мира : учеб. пособие. Вып. 1: Мифы русского народа [Текст] / В. В. Шуклин. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995. - 335 с.

22. Шур, А. Во всем, что он делал, сквозило огненосное чувство любви [Электронный ресурс] / А. Шур. - URL: https://takiedela.ru/2015/09/alexandrmen/ (дата обращения: 25.03.2019).

Короткая Мария Викторовна - студент четвертого курса факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: michail997@mail.ru

Научный руководитель: Сафонов Андрей Владимирович - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10109 А. С. Краснобоярова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ЭЛЕМЕНТЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В РАЙОННОЙ ГАЗЕТЕ КАК СРЕДСТВО ОТРАЖЕНИЯ ПОРТРЕТА ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ИЗДАНИЯ

Часто некрупные издания - районные, городские - обладают неким набором уникальных характеристик. Одна из отличительных особенностей - присутствие целевой аудитории непосредственно на страницах средства массовой информации. «Районка» знает своего читателя в лицо, именно он становится героем большинства публикаций. Издание старается подстроиться под новые условия и трансформируется, придерживаясь своих традиций, берущих свое начало в своём советском прошлом.

Ключевые слова: целевая аудитория, макет, дизайн.

Потребность в получении актуальной информации свойственна всем людям, независимо от территории проживания. В крупных городах аудитория может выбрать городскую, областную или всероссийскую периодику. В небольших городах выбор гораздо уже. Как правило, в районном центре есть от одной до трех-четырёх газет, которые пишут о местных событиях и про жителей. То есть в «районках» пишут для целевой аудитории и про неё. Помимо этой особенности, малая пресса богата на средства визуальной идентификации, отличается широким спекторм тем и креативной составляющей.

Большинство районных изданий появилось во времена Советского Союза либо в последние двадцать лет. За все время своего существования процессы производства печатного средства массовой информации глобально изменились. Не менее радикальные изменения коснулись и внешнего вида печатных изданий. С другой стороны, за условные 60 лет сменилось и несколько поколений. Логично предположить, что макет периодического издания трансформировался вслед за своей аудиторией и по её запросу.

«Однако у верности "своему" читателю есть оборотная сторона. Газета превращалась в демократическое издание, между тем большинство читателей привыкли видеть в ней символ советского образа жизни», - пишет Б. Н. Киршин в своей диссертации [4].

Для современных читателей характерно желание читать качественный контент, но с сохранением традиций подачи материала, берущих свое начало иногда даже в советское время.

О самобытности малой прессы и её интересе для целевой аудитории напоминает исследователь Е. С. Родионцева: «В то время, как рынок периодической печати стремительно менялся, районные газеты продолжали жить и работать в прежней системе координат. Об этом свидетельствует анализ публикаций, посвященных районной газете, в журнале "Журналист" за период с 2000 по февраль 2007 года.За последние шесть лет в "Журналисте" вышло 118 публикаций о районных газетах» [6].

Говоря о графической модели издания, невозможно не сформулировать понятие художественно-технического оформления газеты, являющегося одним из наиболее важных факторов индивидуализации средства массовой информации.

«Художественно-техническое оформление газеты - это система размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного - черного - и дополнительных цветов» [1].

Под понятием «дизайн» будем понимать не только процесс конструирования, но и конечный его результат - композиционно-графическую модель [3]. По мнению А. С. Табашникова, композиционно-графическая модель (КГМ) - это «схематическая конструкция, которая включает в себя главную тематику газеты, ее структуру, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты. Дизайн состоит из множества элементов: непосредственно журналистского текста, иллюстраций, заголовков, декоративных элементов и их соотношения на "полосе" (странице)» [8].

Отметим, что макет напрямую зависит от содержания, а содержание от среднего арифметического между запросами целевой аудитории и редакционной политикой. Функция дизайна заключается в том, чтобы сделать контент легко потребляемым и визуально привлекательным.

М. В. Ефимов выделяет следующие принципы для верстки издания:

- подчиненность содержанию;

- единство стиля на протяжении всего макета;

- контрастность как приём привлечения и удержания внимания;

- пропорциональность, особенно в заголовочных комплексах;

- направленность;

- экономность и сдержанность;

- умеренная экспериментальность;

- системность [2].

В. Скоробогатько, занимающийся изучением внешнего вида печатной периодики, пишет о том, что современные СМИ несут некие родовые признаки советской прессы: «Первое, что неизменно отмечают исследователи: всем советским газетам была свойственна четкая организованность. В начале номера всегда печатались официальные новости, политические комментарии, затем шли публикации на темы народного хозяйства, а завершали выпуск заметки о культуре, спорте и всякого рода развлекательные материалы. Так было во всех изданиях, независимо от профиля» [7]. Исследователь отмечает, что предельно деловой и строгий стиль изданий породил необходимость частой публикации официоза.

Помимо официальной информации, агитаций и отчетов, общее настроение и соответственно дизайн диктовали типографские условия. В связи с этим И. Табашников разделил весь советский период прессы на отдельные этапы:

- послевоенный/технический;

- пёстрый;

- брусковой вёрстки;

- осветления, отказа от большого количества плашек, рамок и т.д. [9]

Материалом нашего исследования является газета «Знамя Октября», выходящая с мая

1931 года. Рассмотрим основные трансформации издания с 1975 по 2017 годы.

История районной газеты «Знамя Октября» берет начало в Кочкарском (ныне Пластовском) районе. Тогда был опубликован первый выпуск «Кочкарского рабочего» [5]. В 1941 году появилось печатное издание «На штурм!». Помимо районных событий, в нём публиковались сводки с полей сражений, небольшие военно-патриотические произведения (что типично для СМИ того времени). В начале 50-х годов эти издания объединились под названием «Знамя Октября» и стали единственной газетой Пластовского района. По сегодняшний день это издание-монополист на распространяемой территории.

С момента рождения «Знамя Октября» выходила три раза в неделю по 4 полосы. К 1975-му году в СМИ сформировались свои подходы, традиции и школа. Газета действительно выступает как площадка для споров и дискуссий: на опубликованные ранее материалы приходят письма и официальные ответы, на которые потом тоже находится отклик аудитории и публикуется на страницах издания.

Однако единого макета нет. Каждая полоса внутри номера отличается друг от друга, нет тенденций макетирования сквозь номера [8]. Некое единообразие лишь у последней полосы с телепрограммой из двух каналов, парой партийных объявлений и выходными данными. Как и последнее десятилетие до анализируемого периода, газета выходит трижды в неделю по четыре полосы тиражом 5700 экземпляров и распространяется по подписке. Газета верстается в пластовской (ныне не существует) типографии. Главный редактор - Б. Г. Суменков, направленный в Пласт по распределению. С 23 сентября этого года редактором становится Г. И. Боровлёв.

Визуально газеты этого года выглядят «непричёсанными»: текстовые массивы могут менять своё направление (вёрстка «топором»), рубрики встречаются не везде. Как правило, они обозначают привязку к дате («Сегодня День радио») либо проходящие из номера в номер материалы («Партийная жизнь», «Беседа с читателями», «Рассказы о комсомольцах»). Нет единообразия оформления заголовочного комплекса, шрифтовой формы, интерлиньяж и кернинг варьируются. У всех материалов есть заголовок, только место его размещения не закреплено: часто он помещен внутрь текста. Фотографии

редкие, только на материалах всесоюзного характера. Иногда в материалах встречается буквица, но её расположение относительно других объектов на странице никак не регламентировано. Не закреплено и положение логотипа. Оно занимает три четверти ширины страницы и располагается в верхней части первой полосы, смещаясь то вправо, то влево.

В 1970-х активно выходит детская страница «Пионерская искорка». В 1971-1982 она выходит, как и вся газета, в формате А3 и занимает одну из четырех полос номера.

В 1976 году логотип видоизменяется: он становится шире и несколько ниже. В заголовок включается девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». На протяжении всего года газет сохраняет тиражные характеристики. Больше никаких изменений в художественно-техническом оформлении нет. Но интересен другой момент. В январе этого года впервые публикуется инфографика - это за 40 лет до того, как этот элемент будет на пике популярности. Технически иллюстрация сделана очень просто. Это схема, соединяющая Пласт с окрестными поселениями. Населенные пункты обозначены точками и соединены нежирными линиями. По задумке редакции, это карта рейда по сельскохозяйственным предприятиям. Как только публикуется материал о поездке экспертной комиссии в соседнее село, линия становится жирной. Постепенно график преображается.

В 1977 году журналисты сделали еще один рейд и сделали точно такую же инфографику. Число каналов в телепрограмме выросло до трёх.

Ежемесячно и чаще публикуются тематические страницы («Пластский пропагандист», «Человек и закон», «Светофор» о безопасности на дорогах, «Клуб книголюбов»). Страницы имеют своё оформление заголовочного комплекса, редкие рубрики. Остальные полосы всё так же остаются без единого макета. Примерно до 90 года приоритет в оформлении отдаётся горизонтальной вёрстке. Иногда материал развёрстан в нижней части двух полос разворота, хотя вполне мог бы уместиться на одной.

Впервые в логотип вносятся сильные изменения в связи с праздничной датой в мае 1977 года. В конце декабря первый раз публикуется страничка «Рабселькор».

В 1978 году установка на сотрудничество с простыми людьми становится одной из основных в редакционной политике. Регулярно при редакции газеты проходят заседания рабселькоров, а в газете печатаются некие письменные лекции по теории журналистики и системе жанров. Одним из медиапродуктов работы с рабоче-сельскими корреспондентами становится периодическая страница «Рассказы о коммунистах». Так целевая аудитория вносит свой вклад в функционирование средства массовой информации. Объем материала пропорционален уровню образования и должности автора.

Материалов всесоюзного характера всё меньше, очень редко, но появляются фотографии не федеральных телеграфных агентств, а местных фотографов.

В 1979 на первой полосе формируется новостная колонка в субботних номерах. Рубрики почти у всех материалов принимают общий вид: наклонное начертание с подчеркиванием; заголовки набраны прописным регистром. Иногда рубрика выполняет функцию подзаголовка и размещается ниже заголовка.

В 1980 году предпринята попытка (недолговечная) ввести рубрикатор в рекламе и объявлениях. 29 мая впервые объявления занимают целую полосу, что нетипично для издания. Коммерческих объявлений мало - примерно пятая часть от общего числа. В основном, информация о трудовых вакансиях, уведомления.

В 1981 году ничего интересного с точки зрения изменения дизайна не происходит. С 17 июля 1982 года на пост редактора заступает П. Б. Сметанин. На внешнем виде и наполнении газеты это не отражается.

1983 год начинается со скачка тиража: с 5700 до 6200. В конце мая снова смена логотипа: отказ от давящей черной подложки и переход на более изящные, даже несколько игривые

жирные черные буквы. Материалы ТАСС встречаются всё так же редко (примерно раз в два-три номера) и носят характер фотоинформации с короткой подписью.

В 1984 макет не меняется, количество частной рекламы понемногу увеличивается. Появляются аналоги рекламных модулей.

В 1985 снова сменился редактор. Руководителем назначен С. К. Шамин. Теперь у каждого материала есть рубрика, их стиль приведен к единообразию окончательно. Устанавливается шаблон заголовочного комплекса, хотя сами заголовки нарочито разных шрифтов с разной жирностью и начертанием. В номере от 18 ноября попытка сделать анонс, хотя стандартный объем не превышает четырех полос. В этом году последний раз встречаются всесоюзные присланные материалы.

В 1986 редакция экспериментирует над обликом первой полосы, но к единому шаблону так и не пришли. Однако новостные материалы всегда стараются располагать в левых колонках, фотоснимок в центре или справа. Жанр передовицы довольно популярен, еженедельно выходит редакторская колонка.

В 1986 году анонсы стабильно размещаются в четверговых номерах, хоть они и не превышают четырех полос.

В 1987 не происходит ничего примечательного.

В 1988 переход на очередной логотип, сформирована более-менее четкая модель издания с большим количеством декоративных элементов. Прежде всего это связано с переходом печати тиражей в Увельскую типографию. Утверждается количество колонок (6 на всех полосах и 5 на первой). В двухколоннике на первой полосе слева публикуется новостная повестка номера. Под логотипом размещен заголовочный комплекс, ниже крупная фотография (приоритет вертикальной) и ниже текст иллюстрируемого материала. В целом полоса выглядит более лёгкой, без тяжелых черных вывороток и жирных разделительных полос.

К 1989 году тираж достигает 7000 экземпляров. В художественно-техническом оформлении газеты изменений нет.

С 1990 субботний номер прирастает и выходит на объём 8 полос. Журналисты пытаются как-то объяснить населению, что же происходит в обществе при распаде Советского Союза, но не до конца понимают сами. Неразбериха отражается скорее на содержании газеты, чем на её облике. Из логотипа исчезает девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», на его месте символически пусто.

В 1991 тираж падает до 6200 экземпляров. Сменился статус газеты. Теперь она «Пластская городская общественно-политическая». Внедряются лидер-абзацы, разработана система анонсов. На последней полосе впервые появляются поздравления, заказанные читателями для своих близких. Номер четверга приобретает статус «панорамы».

В таком формате без изменений газета существует весь 1992 год. Тираж плавает, но держится в пределах 7000 экземпляров.

В 1993 году обвал тиража до 5200 экземпляров. С третьего сентября в логотипе появляется девиз: «За демократию и социальный прогресс». Много фотографий собственных корреспондентов, тексты довольно большие.

В 1994 появляется первый привычный для нас рекламный модуль. В 1996 году появляются строчные объявления и некрологи. В это время люди стараются что-то обменять или продать, предпринимаются попытки спекуляции. Редактором впервые не по распределению, а по опыту становится Н. А. Трохова.

В 1997 тираж продолжает падать вниз и приближается к отметке 3000 экземпляров. Газета начинает продаваться в розницу. С 5 июля субботние номера выходят в формате А4.

Газета верстается уже в редакции, но фотографии в полосу вставляются в типографии. Перед публикацией снимок сканировали. Если нужно было вырезать чей-то портрет с

группового снимка, брали лист бумаги и по размеру портрета вырезали окошко, затем это скрепляли на скрепки и увозили в типографию. Однажды произошел занимательный случай [4].

Для некролога принесли фотографию женщины, где та с редактором Н. А. Троховой. Ответственный работник вырезала «рамочку» и всё скрепила. В итоге газета вышла с некрологом под названием «Она хотела жить долго», данными той женщины и фотографией Натальи Александровны, которая до сих пор была на посту редактора. В городе тогда случился большой резонанс...

С 1998 года появляется детская вкладка «Юный газетчик» в формате А4. Его тираж, как и у основной газеты, составляет 3600 экземпляров. Авторами вкладки выступают школьники и педагоги городских школ. Редакция аккумулирует и обрабатывает материалы, занимается вёрсткой. Девиз «Знамя Октября» на первой полосе гласит: «Подписаться можно с любого месяца!»

В 1999 изменений в дизайне не происходит. В 2000 вкладкой начинает выходить газета «Губерния». Много тематических страниц, фотографий. В это время фотоаппараты есть уже у многих, в газете появляются собственные фотокорреспонденты. Тираж начинает расти.

В 2001 и 2002 всё так же без изменений. В 2003 в формате А4 выходит только телепрограмма.

С 2004 по 2008 внутри редакции внедряется система дежурных редакторов. Активно коллектив сотрудничает со школами района и выпускает страницу «Школьный БУМ».

С 2010 в стенах редакции начинает работу творческое объединение «ЮнГа»: юные корреспонденты летом работают наравне со взрослыми сотрудниками, в течение года освещают школьную жизнь и аккумулируют информацию о молодёжных событиях и организациях.

С 2012 года в штат впервые принят профессиональны дизайнер. Его стараниями макет газеты понемногу становится современнее, так как глобального изменения графической модели не было уже более 15 лет.

В 2014 году девизом газеты становится фраза: «Будет читатель - будет газета!» В макете появляются так называемые «чердачки» - иллюстрированные информационные заметки, попарно размещенные в верхней части полосы. С середины года переход на двухразовый выпуск. Теперь газета «Знамя Октября» выходит по субботам и средам (12 и 8 полос). По средам выпуск черно-белый, в субботу - черно-синий.

С 2015 года осуществлен переход на новый макет. Субботний выпуск приобретает 4 полноцветных полосы - первую, последнюю с модулями и разворот в середине номера.

За проанализированные 40 лет сменилось два поколения. Газета «Знамя Октября» изменилась практически до неузнаваемости: в 1975 это была стандартная и строгая «районка», не имеющая четкой модели и сотрудничающая с рабселькорами, с фотографиями из всесоюзного агентства. К 2016 году издание обрело современный (но с сохранением некоторых традиций в подаче материала и верстке) облик, достаточно четкую структуру с большим количеством иллюстраций и авторскими материалами. Исследуемая нами «районка» не идёт в ногу с общемировыми трендами, но работает на свою целевую аудиторию и ориентируется на её запросы, потребности и вкусы.

Список литературы

1. Галкин, С. И. Дизайн и художественное конструирование [Электронный ресурс] / С. И. Галкин. - URL: http://textarchive.ru/c-1723514-pall.html (дата обращения: 15.02.2017).

2. Ефимов, М. В. Технические средства переработки текста и иллюстраций : учеб. пособие для студентов вузов под общ. ред. М. В. Ефимова [Текст] / М. В. Ефимов, С. К. Жебряков, А. С. Берлин и др. - М., Мир книги, 1994. - С. 135.

3. Дизайн и техническое конструирование. - URL: https://pandia.ru/text/78/005/70004. php (дата обращения: 19.11.2018).

4. Киршин, Б. Н. Концепция региональной российской газеты : На примере «Челябинского рабочего» : автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Б. Н. Киршин. -Екатеринбург, 2006. - 181 с.

5. Краснобоярова, А. С. Беседа о типографских процессах газеты «Знамя Октября» [Текст] / А. С. Краснобоярова // Пласт. - 2017. - 30 окт.

6. Радионцева, Е. С. Творческий потенциал современной районной газеты : автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Е. С. Радионцева. - Екатеринбург, 2009. - 186 с.

7. Скоробогатько, В. В. Графическая формула прессы [Текст] / В. В. Скоробогатько. -М., 2012.

8. Сундуков, А. С. Дизайн российских журналов : История, теория, практика : дис. ... канд. филол. наук [Текст] / А. С. Сундуков. - Воронеж, 2011. - 171 с.

9. Табашников, И. Н. Газета и дизайн [Текст] / И. Н. Табашников // Архив провинциальной журналистики. - Тюмень, 1994. - Вып. 3. - С. 159.

Краснобоярова Анна Сергеевна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета, корреспондент сайта Telefakt.ru.

Электронная почта: krasna74@bk.ru

Научный руководитель: Антропова Вера Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10110

О. А. Ковач

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗА ГОСУДАРСТВА

Статья посвящена изучению принципов создания медиаобраза государства, его конструирования с помощью различных методов в современных СМИ. В работе подробно рассмотрены несколько вариантов лексического толкования самого понятия «медиаобраз», а также выведено наше собственное определение. Особое внимание обращается на компоненты и возможности интерпретации явления. Основная проблема научной статьи - выявление значения медиаобраза в имагологии и нравственно-оценочном аспекте.

Ключевые слова: медиаобраз государства, имагология, приемы формирования медиаобраза.

Сегодня понятие «медиаобраз государства» прочно вошло в современный дискурс. Однако сам феномен медиаобраза до сих пор определен недостаточно четко. Несмотря на многочисленные исследования в области журналистики и коммуникативистики, 1) до сих пор не сформулировано исчерпывающее определения, которое бы полностью объясняло сущность явления, вызывающего немалый интерес современных ученых,

2) понятие медиаобразав настоящий момент не имеет четко обозначенных параметров,

3) исследователи зачастуюапеллируют к интуитивному пониманию читателем этого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.