Научная статья на тему 'Дизайн-модель интернет-версии как результат трансформации модели печатного издания (на материале российских СМИ)'

Дизайн-модель интернет-версии как результат трансформации модели печатного издания (на материале российских СМИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1390
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дизайн-модель интернет-версии как результат трансформации модели печатного издания (на материале российских СМИ)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 2

А.А. Беляев

ДИЗАЙН-МОДЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-ВЕРСИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕЛИ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ

(на материале российских СМИ)

Изучение дизайна интернет-версий периодического издания представляет собой сложную задачу для исследователя. С одной стороны, речь идет о веб-сайте, который интегрирован в интернет-среду, учитывает ее техническую специфику, смену аудитории и другие новые по сравнению с печатными СМИ факторы. Смена технологической платформы ведет к определенным ограничениям или, наоборот, позволяет воспользоваться новыми возможностями. В газете зачастую цветность ограничена; в Интернете таких ограничений нет, и газета, выходящая в "оффлайне" в одноцветном варианте, может использовать в оформлении своей интернет-версии все цвета радуги. С другой стороны, речь идет и об идентичности, сохранении узнаваемости родственного издания. Трансформация фирменного стиля печатного издания, таким образом, становится необходимым компонентом дизайна интернет-версии.

Несмотря на типологическую преемственность по отношению к печатным изданиям, интернет-версии газет и журналов являются структурным компонентом системы интернет-СМИ, частью которой помимо них являются собственно интернет-издания и онлайн-версии других видов СМИ, таких, как телевидение и радио. Периодические издания и их интернет-версии можно соотносить друг с другом по нескольким параметрам: аудитории, технологии производства, частоте выхода (обновления) и т.д. Помимо того, выпуск газеты или журнала может быть налажен после запуска интернет-проекта (как в случае с газетой "РБК-ёайу", принадлежащей холдингу "РосБизнесКонсалтинг", который представлен информационными изданиями в Интернете с 1995 г. и журналом "IXBT.com"), так и одновременно с ним. Здесь начинаются многочисленные трудности, сопряженные с нечетким определением интернет-медиа как одного из видов (или даже нескольких видов) СМИ. Так, аудитория интернет-издания в большинстве случаев может не совпадать с аудиторией периодического издания, а ее ядром необязательно будут

читатели "родственного" СМИ. Не стоит забывать, что бурный рост технологических возможностей Интернета в совокупности с небольшим возрастом самих интернет-версий, продолжающиеся процессы конвергенции становятся факторами постоянного развития интернет-версий газет и журналов и интернет-СМИ в целом. Вкупе с многократно усилившейся конкуренцией на рынке интернет-медиа, "борьбой за внимание", связанной со сравнительно небольшими затратами на вхождение в этот рынок и приходом крупных игроков из "оффлайновых" медиа, это заставляет интернет-версии развиваться активнее. На дизайне это отражается самым непосредственным образом, из-за чего зафиксировать их как объект изучения становится труднее.

До настоящего времени сами интернет-версии в России редко становились объектом внимания со стороны исследователей. Ценнейшим источником на данный момент можно считать библиотеку проекта "История Интернета в России" (www.nethisto-ry.ru), предоставляющую библиографию и сводящую воедино множество материалов (как книг, так и статей) о различных аспектах развития и деятельности интернет-СМИ и интернет-версий периодических изданий в частности; кроме того, для общего понимания проблемы могут оказаться полезными такие публикации, как "Сеть не пускает" Данила Вязовова (8таЛМо-пеу. № 32 (73) от 27 августа 2007 г.) или "Закадычные враги: Интернет на службе у газет" Татьяна Борейко (Индустрия рекламы. № 15 за 2006 г.). Что же касается аспекта дизайна, то значимых публикаций на русском языке, пожалуй, слишком мало, чтобы упоминать здесь какие-либо из них. В то же время на Западе, в частности на немецком и английском языках, выходят книги, так или иначе затрагивающие этот аспект1.

В большой степени влияет на формирование дизайн-модели выбранная стратегия развития. Интернет-версии газет и журналов могут выступать как фактически отдельные "издания", с собственными штатом журналистов и источниками информации, а могут быть и дополнениями к печатным изданиям, размещая на своих страницах только те материалы, которые вышли или должны выйти на страницах газеты или журнала. Такие сайты, как Afisha.ru или MK.ru, можно отнести к "порталам" — полноценным источникам разносторонней информации, нацеленным на создание постоянной аудитории, на закрепление определенного круга читателей, необязательно совпадающего с аудиторией

1 Например: Kranz A., Stiller R. News-Sites: Design und Journalismus. Springer, 2003; Stovall J.G. Web Journalism: Practice and Promise of a New Medium. Allyn & Bacon, 2003.

печатного издания. Они обычно имеют сложные многоколоночные макеты и сложную разветвленную структуру. Другой тип интернет-версий периодических СМИ представляет собой как бы онлайн-"приложение" к печатному изданию, предоставляя возможность главным образом ознакомления с дополнительными материалами, комментариями, фоторепортажами. Они нацелены на то, чтобы не заменять само издание, а служить средством закрепления аудитории за газетой/журналом. Кроме того, интернет-версии такого типа могут служить своеобразной "визитной карточкой" издания для интересующихся, в том числе рекламодателей. Так, сайт журнала "Как" предоставляет посетителям возможность ознакомления с дополнительными новостными и аналитическими материалами, базой данных по трудоустройству для профильных специальностей, возможностью подписаться на журнал не выходя из дома и т.д.

В то же время доступ к материалам самого журнала отсутствует, сайт практически не пересекается по содержанию с журналом. Онлайн-версии такого типа могут иметь простую структуру и при этом позволять размещать на страницах большое количество графики, анимированные элементы и т.д., поскольку сайт несет "презентативную" функцию. Часто встречается иной вариант, когда сайт издания располагает архивом печатной версии, а эксклюзивное наполнение составляют тематические новости. Этот сценарий реализован на сайте журнала "Профиль". Основное его содержание — это материалы текущего и прошлых номеров, а также новостная колонка, размещаемая, как правило, на первой странице.

Макет интернет-версии включает в себя элементы идентификации родственных газеты или журнала. Выразительные средства, задействованные в фирменном стиле издания, трансформируясь, становятся частью фирменного стиля его сайта. Они могут включать в себя:

1. некоторые характеристики, связанные с размерными стереотипами, форматом полосы, количеством колонок и т.д.;

2. фирменные цвета;

3. пробельные элементы;

4. шрифтовые элементы;

5. изобразительные элементы;

6. декоративные элементы и др.

Рассмотрим их по отдельности. Формат газетной, а тем более журнальной полосы нельзя перенести в неизменном виде на монитор. В то время как в газетах и журналах понятия полосы

и разворота вполне четкие и определенные, в дизайне онлайн-версии эти понятия расплывчаты, поскольку размер полосы, т.е. страницы, на мониторе ограничивается разрешением последнего и читатель интернет-издания редко имеет возможность увидеть всю страницу целиком. Это ограничение попытались обойти в макете интернет-версии газеты "Труд" при помощи визуального разделения информационных блоков по вертикали и создания таким образом отдельных "субстраниц". Тот же подход применяется в макетах интернет-версий "Эксперта" и "Независимой газеты", в которых каждому разделу отведена своя "субстраница". Такой метод структуризации материалов должен помочь читателю сфокусировать свое внимание на нужной информации и напоминает в визуальном плане о журнальной верстке.

В дизайне интернет-версий так же, как и в газетном и журнальном дизайне, используется понятие колонок, однако их максимальное число обычно ограничено, что напрямую связано с ограниченными форматами разрешений монитора. Типичными являются макеты, составленные из трех колонок, как, например, в случае с "Газетой" или "Новыми Известиями". Некоторые издания применяют различные схемы на разных страницах: так, на первой странице интернет-версии журнала "Эксперт" макет состоит из четырех колонок, а на страницах с текстами материалов — из трех или двух. То же самое видим в "Известиях" — подобные "смешанные" макеты удобны для интернет-версий, которые соответствуют "портальной" модели и заверстывают на первую страницу сайта анонсы новостей. Онлайн-версия "Русского Newsweek" на страницах текстовых материалов использует всего две колонки, что обоснованно ввиду малой ширины страницы (800 точек).

Боковые колонки несут обычно ориентационную, анонсную или рекламную нагрузку. Модули с относящейся к теме публикации информацией и ссылками могут размещаться в подвале. Иначе поступает интернет-версия "Независимой газеты": при двух колонках все контекстные блоки подверстываются прямо в материал с обтеканием справа. В "Эксперте" комментарии и справки размещены справа от текста основного материала, превращая широкое правое поле в третью колонку. В дизайне интернет-версии "Московского комсомольца" боковые колонки в качестве носителей функциональной нагрузки отсутствуют вообще, а идея многоколонной верстки разрабатывается оригинально: по умолчанию на странице присутствуют две равноценные по ширине колонки, растягивающиеся во весь экран (каждая колонка посвящена определенному разделу), но чита-

тель может в любое время, не перезагружая страницу, открыть еще несколько, до 12-ти одновременно. Такой подход представляется интересным, так как позволяет адаптировать ширину страницы под любой монитор и таким образом частично разрешить одну из наиболее важных проблем в веб-дизайне — проблему адаптации к различным характеристикам пользовательского оборудования и программных клиентов (браузеров).

С этими аспектами тесно связана проблема выбора типа макета по принципу организации пространства в окне браузера. В веб-дизайне чаще встречаются два общих типа: эластичный и фиксированный. Эластичный макет растягивается во всю ширину экрана, используя все свободное место; второй тип фиксируется на заданной ширине, которая рассчитывается по стандартным разрешениям мониторов (800 х 600 и 1024 х 768). Среди основных достоинств первого обычно называют утилизацию всего полезного пространства в окне клиента и избавление читателя от необходимости излишнего пролистывания страницы, чего не избежать при использовании фиксированных макетов; этот тип верстки используется в макетах интернет-версий таких изданий, как "Газета" и "Секрет фирмы". С другой стороны, при фиксированном макете поведение различных элементов страницы при разных разрешениях монитора и размерах окна более предсказуемо. Кроме того, исчезает риск чрезмерного растяжения текстовых блоков, при котором слишком большая ширина текста сделает его некомфортным для чтения. Если следовать аналогиям с "бумажными" изданиями, фиксированный макет интернет-версии больше напоминает верстку газеты и журнала и соответственно сам по себе может служить средством идентификации. Кроме того, размещение колонок на странице, величина межколонных пробелов и другие общие характеристики стандартного макета влияют на "узнавание" читателем фирменного стиля издания, хотя в отличие от газет и журналов дизайнер интернет-версии не располагает возможностью набирать какие-либо материалы отдельным форматом. Так, верстка интернет-версии газеты "Спорт-Экспресс" сделана очень плотной на газетный манер, узкой с небольшими полями и меж-колонниками. В то же время, скажем, сайт "Афиши" избрал совершенно отличную от журнала дизайн-модель, более характерную для развлекательного портала, чем для интернет-версии.

Логотип как часть титульного комплекса в отношениях "бумажного" СМИ и его интернет-версии — наиболее постоянный компонент модели издания. Часто с небольшими изменениями в макет интернет-версии переходит весь титульный комплекс. Такой пример дает интернет-версия журнала "Профиль": в его

дизайне заимствованы красная плашка и белый логотип с названием издательского дома, словами "еженедельный журнал" и вертикальной строчкой текста слева. Общей тенденцией можно назвать уменьшение размеров логотипа в макете интернет-версии относительно к ширине страницы/полосы. В частности, ей следуют "Комсомольская правда" и "Независимая газета", при этом сайт последней являет наиболее характерный пример: если в газете логотип стоял по центру и занимал около 80% ширины полосы, то в дизайне интернет-версии он размещен слева и занимает менее трети пространства по ширине. На сайте журнала "Эксперт" логотип, опять же по контрасту с обложкой печатного издания, еще меньше (141 х 47 точек). Этой тенденции, однако, можно противопоставить пример сайта газеты "Московский комсомолец", на страницах которого весь титульный комплекс может занимать до половины экрана по высоте, а логотип размещен по центру и необычно велик, причем сделано это, по-видимому, с той же целью, что и на страницах печатной "Независимой газеты", — с целью уравновесить малое количество белого пространства на полосе. В "Новой газете" с той же целью титульный комплекс сдвинут немного вниз относительно верха страницы. Если учесть, что значительная часть онлайн-версий использует свободное место в шапке для размещения рекламы, такой подход представляется в какой-то степени оригинальным.

Ориентационные элементы, прежде всего поиск (в "Новой газете", "Афише", "Известиях" и др.), в интернет-версиях зачастую композиционно включаются в титульный комплекс. Кроме того, туда же часто выносятся меню с ссылками по разделам, как в "Новой газете", "Независимой" или "Афише". Наиболее традиционно подходит к оформлению титульной части газета "Труд": в ее состав входят и выходные данные, и анонсы, напоминающие газетные (с иллюстрацией, заголовком и подзаголовком). Похожим образом поступает интернет-версия газеты "Коммерсантъ-ёайу".

Необходимо отметить, что решение вопроса о визуальной преемственности периодического издания и интернет-версии может проходить в разном ключе. Следование фирменному стилю газеты или журнала может быть как "тотальным", своего рода попыткой перенести зрительный образ газеты на монитор, так и проявляться в отдельных комплексах и элементах. Из макета печатного издания могут быть перенесены в онлайн-версию важные визуальные акценты, как, например, толстые горизонтальные и тонкие вертикальные линейки в случае онлайн-вер-сии "Известий".

Интересно, что одна из наиболее интересных тенденций в дизайне интернет-версий и интернет-СМИ вообще проявляется именно в этом направлении — это "мимикрия" под дизайн периодических изданий. Особенно закрепилась она в секторе деловой прессы. Так, например, интернет-версия газеты "Ведомости" имитирует газетную верстку с помощью светло-бежевого фона центральной колонки под газетную бумагу, фирменных шрифтов газеты для названий рубрик и форсированного перевода фотоизображений в черно-белый вариант. В свою очередь онлайн-версии "Аргументов и фактов", "Комсомольской правды" и "Труда" различными способами — сочетанием фоновых цветов, декоративной рамкой — выделяют центральный блок, что придает макету вид запечатанного листа бумаги. Многие интернет-версии используют в оформлении псевдобумажные цвета, плашки и декоративные элементы (например, онлайн-вер-сия газеты "Газета" снабжает значимые информационные блоки изображением загнутого бумажного уголка). Сайт газеты "Труд" применяет в оформлении крупных материалов буквицу. Этот список может быть продолжен.

Использование "фирменных" декоративных элементов в макете интернет-версии неизбежно упирается в ограничения, связанные с количеством растровых изображений на странице и временем ее загрузки, — они пропорциональны друг другу, а информационное издание не может позволить себе заставлять читателя долго ждать. Поэтому часто в макете интернет-версии обходятся такими декоративными элементами, которые можно воспроизвести на стороне клиента программно и которые не нуждаются в загрузке, — речь идет в основном о простейших из них. Линейки, плашки, рамки, а также псевдографические элементы вроде двойной косой черты используются очень активно, в частности интернет-версией "Новой газеты", где вертикальные черные линейки в качестве межколонных отбивок напоминают о газетной полосе, а прямая черта является стандартным способом разделения ссылок на разделы. Как видно, в дизайн интернет-версий включаются декоративные элементы и сетевого происхождения, среди которых упомянутая псевдографика, графические кнопки, навигационные "закладки" и иконки. Немногие интернет-версии располагают собственным "фирменным" набором иконок, в частности, такой случай являет сайт "Эксперта", что позволяет ему экономить полезную площадь страницы и одновременно закреплять за сайтом образ каждодневного рабочего инструмента, по аналогии с компьютерными программами. В макете интернет-версии газеты "Газета" связующими звеньями между дизайном печатного издания

и сайта являются логотип и толстая красная линейка под титульной частью, в остальном же они расходятся. В дизайне сайта "Времени новостей" таким звеном становится трансформировавшийся фирменный блок с широкой линейкой и надписью в центре — на сайте он используется как компонент титульного комплекса и в обозначении рубричной и тематической принадлежности анонсов (правда, здесь надпись уже смещена влево).

Даже чаще, чем в печатных изданиях, в интернет-версиях применяются плашки в качестве средства выделения разнообразных навигационных меню и акцентировки анонсов. Одновременно плашки несут, если можно так выразиться, "защитную функцию", помогая визуально отделить контент сайта от рекламных и партнерских материалов. Весь макет сайта "Московского комсомольца" строится на сочетании линеек и плашек разных цветов для разных рубрик, и только "МК" использует плашки для основных материалов. В "Новых Известиях" навигация по разделам и анонсы сведены в один комплекс, и плашка используется в качестве фона для последних. На сайте "Ведомостей" на темных плашках размещаются новостные меню, поиск и т.д., что создает на странице игру светлых и темных тонов, при этом для акцентировки используют голубой или оранжевый цвет.

Изобразительные элементы — одни из самых широко распространенных в интернет-СМИ и тем не менее редко встречающиеся как часть служебно-вспомогательного комплекса. Так, градиентная заставка с портретом автора колонки Юлии Калининой "Время в зеркале итогов" ("МК") трансформировалась в интернет-версии газеты в более минималистичный вариант: остался только портрет автора. Пример того же "Московского комсомольца" показывает также, что количество возможных форматов и вариантов размещения на полосе уменьшается. Так, на главной странице mk.ru используются только два формата: один для авторских портретов и второй для сопутствующих материалам изображений. Это объясняется требованиями технологической стандартизации: иначе макет сайта будет разрушен, "поплывет". Кроме того, за исключением специальных материалов, например фоторепортажей, практически не встречаются изображения больше определенных размеров — как правило, 700 пикселей. Объясняется это как экономией с целью убыстрения загрузки страницы, так и экономией физического места. Особую важность она приобретает, если учесть, что чаще всего фотоиллюстрации подверстываются в материал с обтеканием. При отсутствии возможности "подровнять" текст при помощи переносов строки могут разъехаться по вертикали или залезть

на фотографию. Сайт журнала "Русский Newsweek" помещает на страницу с большой статьей только фотографии размера 218 х 150 пикс. с обтеканием. Хотя названный способ верстки изобразительного материала не единственный, интернет-версия журнала "Эксперт" располагает изображения в два раза большие, без обтекания и берет их в серую рамку, растягивающуюся по ширине текста. Если говорить о фотоматериалах, то все чаще они публикуются в интернет-версиях журналов и газет не на одной странице, а на нескольких в виде "слайдшоу". Так поступают в "Новых Известиях", публикуя постранично фоторепортажи и "выставки" карикатур. В "Независимой" избрали несколько другой подход: фоторепортажи могут публиковаться в "боксе", отдельные фотографии в котором "перелистывают-ся" без перезагрузки всей страницы. Он позволяет вписать репортаж в любую существующую страницу. Важную проблему до сих пор составляет некачественность иллюстраций: зачастую фотографии малого физического размера растягиваются до формата, прописанного в шаблоне сайта. Особенно этим грешит "Комсомольская правда". Кроме того, подавляющая часть интернет-версий заверстывает на страницу огромное количество рекламных материалов — баннеров и партнерских рекламно-информационных блоков, которые используют иллюстрации едва ли не в большем объеме, чем сам сайт. Это ставит вопрос о необходимости не только снижения общего времени загрузки, но и визуального усиления элементов фирменного стиля, с тем чтобы читатель не запутался и не принял ссылку партнера за внутриресурсную ссылку. Если учесть, что на странице могут находиться до 10—15 партнерских модулей, которые могут иметь каждый уникальное оформление, и 5—10 баннеров (как, например, в "Новых Известиях"), страница, идеальная в смысле визуального баланса до публикации, после нее может превратиться в стилистическую мешанину. (При этом, безусловно, не следует забывать, что основную массу доходов большинство интернет-изданий получают именно от рекламы.)

Одним из решений проблемы, которое применяет в том числе интернет-версия "Известий", может быть использование стандартного шрифта для всех публикаций. Невозможность использования на веб-сайте любых гарнитур, в том числе тех, что применялись в макете печатного издания, ограничивает возможности дизайнера в шрифтовом плане, и главными выразительными средствами становятся начертание, кегль и цвет. Одногарнитурную верстку применяет большая часть интернет-версий. Так, "Труд" использует Tahoma, "Спорт-Экспресс" — Arial, "Русский Newsweek" — Verdana, в "Известиях" — это

Times New Roman. Немногие сайты используют в качестве текстового шрифт с засечками, а также высококонтрастные шрифты (последние, впрочем, редки в списках стандартных, так называемых "безопасных" шрифтов для большинства компьютерных платформ). Полагают, что шрифты с таким рисунком менее комфортны для глаз при чтении с монитора в силу его невысокой разрешающей способности. Тем не менее такие издания, как "Московская правда" и "Профиль", в качестве титульных используют шрифты и с засечками. При необходимости соблюсти шрифтовую идентичность подыскиваются такие шрифты, которые были бы максимально сходны с оригинальными шрифтами фирменного стиля печатного СМИ; скажем, онлайн-версия "Коммерсанта" набирает названия разделов похожей на оригинальный шрифт Georgia.

Еще одно распространенное решение в ситуации — внедрять фирменные шрифты на страницу в виде растровых изображений, но этот метод сопряжен с увеличением времени загрузки и, естественно, непригоден для текстов самих материалов. Кроме того, шрифты в основных комплексах, требующих частого обновления, используются только стандартные (помимо прочего, в связи с необходимостью держать нагрузку на сервер сайта на приемлемом уровне). Например, "Спорт-Экспресс" ставит фирменную гарнитуру в названия разделов, а журнал "Афиша" таким образом набирает текст на кнопках. Чаще всего в интернет-версиях используется выключка влево, однако здесь тоже имеются свои исключения: так, "Известия" заверстывают крупные тексты выключенными на формат. К причинам редкости последнего варианта относится прежде всего отсутствие возможности сбалансировать текст при помощи переносов. Следовательно, при небольшой ширине колонки образуются коридоры и "дыры". Вероятно, для минимизации этого эффекта "Известиям" пришлось уменьшить поля и межколонные пробелы.

Вопрос о фирменных цветах также должен решаться исходя из того, что многие газеты и некоторые журналы печатаются в одноцветном или двуцветном варианте. Соответственно цветовая гамма, используемая в макете интернет-версии, определяется заново. Тем не менее большинство изданий придерживаются черно-серой гаммы, расставляя акценты с помощью других цветов. Радикально подошли к проблеме "Ведомости", которые, как уже говорилось, не только перевели фотоизображения, размещаемые на сайте, в черно-белый вариант, но и заимствовали у печатной версии цвет бумаги, на которой она выходит. Новыми компонентами становятся акцентирующие голубой и оранжевый цвета. Двуцветный "Труд" присваивает в макете

интернет-версии эту роль дополнительному цвету газеты, т.е. синему, в остальном полагаясь на различные градации серого. Так же поступают и другие интернет-версии: "Известия", например, используют ту же схему с добавлением темно-красного цвета. Интересно, что сайт "Московского комсомольца" использует цветовую схему, отчасти заимствованную из еженедельника "МК-Воскресенье" (ярко-красный плюс синий). Следует учитывать некоторые визуальные ограничения, налагаемые стандартными цветовыми схемами, укрепившимися в Интернете: так, традиционно стандартным цветом для непосещенных ссылок считается синий, а посещенных — фиолетовый. Он-лайн-версия "Большого города" не отходит от этого стандарта и помечает все типы ссылок как в тексте статей, так и в навигации синим цветом.

Как мы попытались показать в этой статье, трудности в понимании специфики дизайна интернет-версий связаны прежде всего с двумя факторами: переносом элементов фирменного стиля периодического издания и особенностями дизайна вебсайтов вообще и интернет-СМИ в частности. Интернет в качестве технической платформы для СМИ — еще формирующееся явление; с точки зрения дизайна СМИ трансформация фирменного стиля издания, логичным завершением которой становится дизайн-модель интернет-версии, выступает как одна из частей этого процесса.

Поступила в редакцию 17.01.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.