Этапы подготовки
универсального
макета
Д. Лукин,
студент 5 курса ДЦим (ФИТиМ)
Макет - это прообраз будущего издания. Он содержит в себе все элементы, необходимые для реализации будущего проекта: от текста и иллюстраций до типографских меток. В процессе создания макета необходимо учитывать особенности человеческого восприятия, чтобы гармонично расположить все части издания. Также для правильной подготовки надо иметь представление о пропорциях, композиции, основах колористики.
Между электронными и печатными изданиями существуют некоторые различия, которые необходимо учитывать при создании макета. В основном эта разница связана с особенностями технологического процесса. Большую роль в печатном издании играют материалы, из которых оно будет изготовлено. Здесь важно учитывать все: от визуального восприятия до тактильного. Материалы влияют на удобочитаемость, функциональность, сохранность и эстетичность издания.
В электронном издании мы лишены большинства особенностей печатной версии. В процессе создания электронной версии преимущественным является хорошо продуманной навигация издания. Рационально спланированное расположение гиперссылок является основным залогом успеха. Есть два варианта организации электронного издания: как сайт или как компьютерный аналог книги (журнала, газеты и проч.). Оба варианта не нуждаются в печати, а распространяются через интернет-сети, что делает их более экономными и доступными по сравнению с печатными версиями.
В случае, когда создается электронный аналог книги (журнала, газеты и проч.), интернет-издание имеет множество сходств с печатным. Они обусловлены особенностью визуального восприятия и наличием уже сформированного представления у человека о том, как должна выглядеть книга (или иное издание).
Разработка макета начинается с обсуждения целей, задач и средств к их достижению. Здесь важно учитывать содержание издания и целевую аудиторию. Вторым этапом является обсуждение с заказчиком бюджета проекта и его технические параметры (размер, цвет и другие). После сбора этих данных начинается разработка самого макета. Существуют уже отработанные классические схемы для различных изданий, что не исключает вмешательства фантазии дизайнера, поиска новых подходов. Для того чтобы успешно пройти путь от идеи до создания законченного функционального и красивого макета, необходимо обладать глубокими познаниями в области дизайна, а также учитывать все нюансы технологического процесса, о чем и будет рассказано ниже.
Перед началом работы над созданием макета очень полезно просматривать различные дизайнерские труды - причем совершенно необязательно, чтобы это были макеты именно той продукции, над которой вскоре придется трудиться. Тут очень важным является анализ и оценка чужих поисков и их реализации, примечание достоинств и недостатков, а между тем - обдумывание своего собственного подхода к решению поставленной задаче.
Также необходимо заранее распланировать работу над своим будущим изданием: нужно ясно представлять, с какой целью, и для какой аудитории оно создается. Исходя из этого, надо строго следить за соответствием между формой и содержанием документа, иначе конечная аудитория может его не воспринять, как бы красиво и качественно он ни был выполнен.
Для получения качественного макета нужно выработать единый стиль оформления, который бы объединял между собой все элементы публикации. Макет должен быть стилистически сбалансирован: стоит избегать сильной пестроты так же, как и абсолютной однообразности. Если книга еще может себе позволить простое и строгое оформление, то для журналов такой подход явно не подойдет.
Структура различных изданий, в зависимости от их направленности, имеет различное по сложности строение. Наиболее простая и лаконичная структура у книг, тогда как в журналах каждый раздел может иметь свою собственную структуру (но при этом логически связанную с остальными). В зависимости от этого время на разработку структуры издания может достаточно сильно варьироваться.
К макету периодического издания нужно подойти еще более ответственно. Оно выходит регулярно и имеет свою целевую аудиторию. Читатели привыкают к облику журнала или газеты. При поиске нужного издания в магазине, они будут ориентироваться именно на него. Поэтому макет журналов и газет нужно постараться сделать так, чтобы потом не пришлось сбивать читателей с толку совершенно новым дизайном.
Особенно важно, чтобы не менялось шрифтовое решение названия. На обложке может многое меняться, но название должно всегда быть одинаковым.
Одним из первых элементов, определяющих компоновку макета, является формат.
В Европе сейчас повсеместно применяется серия форматов, называемая А-серией, определенная стандартом Международной Организации Стандартизации (ISO). Этот стандарт создан на основе немецкого стандарта DIN 476 (Deutsche Industrie-Norm) и отличается, в основном, большей допустимостью в погрешностях.
Соотношение у всех форматов равняется 1:2А1/2. Все форматы этой серии являются производными от формата DIN АО (1189x841 мм.): при его разрезании получатся два листа формата A1. При разрезании А1 получатся два листа формата A2 и т. д. Наименьшим из часто используемых является формат почтовой карточки - DIN А6. Наиболее популярны форматы DIN А5, A4 и A3. В табл. 1 показаны наиболее распространенные форматы в метрической и дюймовой системах.
Таблица 1
Печатные форматы
Формат (DIN) Миллиметры Дюймы
АО 841x1189 33,1x46,8
А1 594x841 23,4x33,1
А2 420x594 16,5x23,4
A3 297x420 11,7x16,5
A4 210x297 8,3x11,7
А5 148x210 5,8x8,3
А6 105x148 4,1x5,8
Расположение у макета может быть двух вариантов: книжным (или портретным) называется вертикальное расположение листа, альбомным - горизонтальное. В горизонтальном макете взгляд читателя перемещается слева направо. Чаще всего он используется там, где нет большого количества текста или он разбит на колонки: у рекламных плакатов, некоторых буклетов, объявлений и т. п. Вертикальные макеты чаще применяются для книг, газет и журналов, т. к. длина строки в них будет не слишком длинной, а значит, не будет утомлять глаз читателя. Взгляд здесь перемещается слева направо и сверху вниз.
Формат издания выбирается в зависимости от имеющегося в типографии оборудования. Поэтому перед тем как начать делать макет, необходимо решить, где и на чем он будет в дальнейшем печататься. Формат берется из такого рассчета, чтобы на печатном листе можно
было расположить максимальное количество разворотов. В России на данный момент чаще всего применяется формат А3 и его модификация А3+ (это так называемый не обрезаный формат - он не имеет строгого размера. Максимальным считается 330x483 мм или 13x19 дюймов). Из этих соображений и рассчитывается формат для большинства книжных изданий. Правда, при создании различных буклетов и другой презентационной продукции этим могут осознанно пренебрегать с целью создать необычный, привлекающий к себе внимание продукт. Если издание изначально планируется делать электронным, то формат зависит, в основном, от мониторов - обычно идет расчет на самые распространенные - на данный момент это мониторы с разрешением 1024х860 пикселей. Если же предполагается, что целевая аудитория имеет более новую технику или имеет специфическую направленность, тогда и форматы могут рассчитываться в зависимости от этих частных случаев.
Очень важно после выбора формата правильно рассчитать его рабочее поле, т. е. область, на которой будет производиться печать. Все, что будет находиться за пределами этого поля, обрежется. При рас-счете размера рабочего поля нужно учесть припуск на обрезку (обычно это 3-5 мм с каждой стороны), а также область для размещения типографских меток. Для этого нужно, чтобы размер рабочего поля по горизонтали и вертикали был, по крайней мере, на 23 мм меньше формата бумаги.
Желательно, чтобы в макете вокруг графических объектов и между текстовыми блоками оставалось достаточное количество свободного пространства. Это повышает удобство чтения, потому что читателю легче найти нужный объект и сосредоточиться на нем.
Достаточно широкие поля в книгах и журналах обусловлены эстетическими соображениями и технологическими особенностями печатного процесса. В электронных документах техника позволяет располагать текст на экране от края до края, но это не означает, что оставлять свободное пространство не нужно. В начале развития сети Интернет некоторые веб-дизайнеры пренебрегали этим правилом, что делало их страницы нечитабельными. Но не следует злоупотреблять и слишком широкими полями, без веских на то оснований, потому что у многих читателей это создает впечатление слишком «пустой» страницы.
Когда нужно, чтобы иллюстрация напечаталась «в обрез» или «на вылет», то надо поместить ее заходящей за обрезной формат, но с учетом того, чтобы она не перекрыла область расположения типографских меток.
Для любого издания большое значение имеет ширина полей: то свободное пространство между текстом и краями листа. Оно зависит, в первую очередь, от характера издания (например, в рекламных листовках и плакатах поля могут быть очень маленькие или их может
не быть вообще) и, во вторую, от дизайна. При проектировании полей надо исходить из того, будут ли страницы в макете расположены разворотами (журнал, книга, брошюра) или по отдельности (визитка, плакат, листовка). Если разворотами, то для расчета размера полей подойдет следующий вариант: сначала следует определить ширину набора, включив сюда при многоколонном наборе также ширину межколонных интервалов. Разность между шириной страницы (без учета толщины переплета) и шириной набора следует разделить на три равные части. Одна часть пойдет на внутреннее поле, а две оставшихся отводятся на внешнее поле. Далее надо провести диагональ из левого нижнего в правый верхний угол страницы. Проведя горизонтальные линии через точки пересечения этих диагоналей с границами левого и правого полей можно получить границы верхнего и нижнего полей.
Для многих изданий ширина полей определяется ГОСТами. Также существует некоторое количество классических схем, используемых в основном для книг.
Когда уже выбран формат и определены разделы издания, можно переходить к разработке таблицы стилей. Стили содержат набор параметров, задаваемых для текста (шрифт, цвет, кегль, интерлиньяж и т. д.). Такая функция есть во всех современных программах верстки - она позволяет сильно экономить время на обработке и редактировании различных текстовых блоков.
В случаях, когда вдруг оказалось нужно изменить кегль или какой-либо другой параметр у всего текста или некоторых его разделов, то таблица стилей избавляет от необходимости проделывать всю эту замену вручную. Это также сильно снижает вероятность ошибок и в целом упрощает работу с многостраничными изданиями.
Также таблица стилей полезна на стадии выбора шрифтовых гарнитур и поиска удачных сочетаний, т. к. позволяет сразу увидеть результат этой подстановки на всех страницах публикации. В Adobe InDesign также можно не верстать текст вручную, а ввести соответствующие настройки в созданном стиле.
Основные текстовые разделы в публикациях:
1. Заголовок первого уровня - это названия заголовков в книгах или у основных журнальных и газетных статей. Для них используются шрифты крупного кегля и различных гарнитур, часто акцидентных, привлекающих к себе внимание читателя.
2. Заголовок второго уровня - также названия глав в книгах или меньших по значимости статей в журналах. Шрифт обычно выбирается тот же, что и у главных заголовков, только меньшего кегля.
3. Заголовок третьего уровня - это подзаголовки в книгах или журнальных статьях. Для них может использоваться тот же шрифт, что и для основного текста, но выровненный по центру или по левому краю и выделительного начертания.
4. Основной текст - для него берутся хорошо читаемые шрифты (называются они «текстовыми» или «наборными»), в книгах используются, как правило, антиквенные, т. е. с засечками, размером от 9 до 14 пунктов. В современных журналах же это чаще гротескные (или рубленные) шрифты, с невысокой контрастностью.
5. Колонтитул - это заголовочные данные, которые обычно распологаются над основным текстом. В классическом книжном варианте это рубленый шрифт полужирного начертания, выровненный по внешнему краю страницы.
6. Подпись к рисунку - подписи к рисункам, как правило, выравниваются по центру тем же шрифтом, что и основной текст. Иногда для подписей используют курсивное начертание и выключку по левому или правому краю.
В специализированных изданиях могут присутствовать и другие виды текстов (примечания, таблицы, врезки и др.), для которых также можно задать свой стиль.
Но важно помнить, что чем меньше стилей будет применяться в публикации, тем лучше. Это же относится и к шрифтам - оптимальным считается применение трех-четырех гарнитур, в идеале же это всего одна супергарнитура, включающая в себя все необходимые для издания начертания, такие могут включать в себя вариации с засечками и без (среди русских гарнитур это Officina). Для выделения заголовков можно использовать одну гарнитуру, но разного кегля и насыщенности для заголовков каждого уровня.
После создания таблицы стилей разрабатываются шаблонные полосы. На них размещаются повторяющиеся элементы: колонтитулы, номера страниц, устанавливаются границы колонок, полей и т. д. Все детали, расположенные на шаблонной полосе, автоматически будут размещены на каждой странице, где используется данный шаблон.
Это позволяет значительно ускорить процесс верстки. Если надо внести изменения куда-либо, достаточно сделать это на шаблонной полосе, после чего во всех страницах, к которым был применен шаблон, изменения произойдут автоматически.
Шаблонов должно быть столько, сколько необходимо для данной структуры. Например, главы в книге. В колонтитуле обычно указывается название части или главы. Логично создать для каждой главы свой шаблон и разместить в нем колонтитул. Тогда не придется делать это вручную на каждой странице.
Шаблоны снижают вероятность ошибок, допускаемых при работе с большими документами. Проще проверить правильность нескольких полос шаблонов, чем пролистывать всю публикацию целиком.
Важно определить количество колонок на полосе. В книгах чаще, чем в журналах и газетах, применяется одноколонная верстка.
Объем книг достаточно велик, поэтому их макет должен обеспечивать максимальное удобство чтения. Многоколонная верстка также используется в книгах, обычно она обусловлена спецификой издания: словарь, справочник, билингва и т. д.
В периодических изданиях макеты гораздо разнообразнее. Дизайн может быть разным каждой рубрики. Например, для кратких статей (новости, обзоры) используется трех- или четырехколоночная верстка, небольшой кегль шрифта и выравнивание по левому краю, а для больших - двухколонная верстка с выравниванием по формату и более крупным кеглем. Это позволяет грамотно оформить материалы разной степени важности и правильно сочетать статьи для беглого просмотра и тематические материалы большого объема, предназначенные для внимательного чтения.
В зависимости от ширины и количества колонок выбирается кегль и гарнитура шрифта, а также выключка. При узких колонках в строке должно быть около 27-30 символов и выключка по левому краю. Переносы слов нежелательны. При широких колонках традиционно применяется выключка по формату.
Внешний вид текстовых строк может быть улучшен, если использовать переносы: тогда промежутки между словами будут выглядеть аккуратно. По правилам верстки нельзя использовать более трех переносов подряд. Для корректировки используются «мягкие» переносы, которые расставляются верстальщиком вручную. Они дают возможность добиться оптимального расположения переносов в тексте. В случае, где слишком много переносов подряд, необходимо как-то разбить возникшую полосу «тире». Для этого достаточно подвигать межбуквенные пробелы в одном предложении, расположенном в середине проблемного абзаца.
Главная задача любого макета - максимальное воздействие на целевую аудиторию. На одну и ту же рекламу реакция разных людей различна. Важно, чтобы положительной она оказалась именно у тех, к кому реклама обращена. Именно это является самой главной задачей в работе дизайнера. Все решения, принимаемые дизайнером во время создания макета, основываются на именно этом.
Главная идея рекламы должна быть максимально доступна и понятна зрителю, а сама подача продукта - привлекать к себе внимание.
Оформление обложки издания имеет много общего с рекламой. Конкуренция на рынке печатной продукции высока, поэтому обложка во многом определяет объем продаж. Именно поэтому на ее разработку и последующую печать (тиснение, ламинирование и проч.) тратится столько денег и сил в любом серьезном издательстве.
В периодических изданиях очень часто выносят на обложку заголовки статей, размещают привлекательные фотографии, что сильно способствует повышению объема продаж.
Когда макет уже полностью сверстан и утвержден, начинается его подготовка к непосредственной реализации: идет настройка технических параметров, макет переводится в нужный для дальнейшей работы формат. В случае создания книги или журнала не так важно, отправится ли этот макет в печать или будет преобразован для чтения в Интернете - при грамотной и вдумчивой разработке, его можно будет применять в обоих случаях в зависимости от потребностей его создателей.
Библиографический список
1. Фомин С.В. Допечатная подготовка макетов для типографской и цифровой печати / С.В. Фомин. - М. : Центр компьютерного обучения «Специалист» МГТУ, 2005.
2. Техническая подоготовка макетов http://teh-red.narod.ru
3. Маркус Гард. «Сеточная система верстки» http://neponjatno-t4k.livejournal.com