Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ'

ГЕНЕЗИС МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / РАЗРЕШЕНИЕ НА РАБОТУ / ПАТЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева А.В.

В статье проанализировано развитие миграционного законодательства РФ в сфере регулирования иностранной рабочей силы в постсоветский период. В качестве основных его достижений можно отметить следующие: 1) возможность легального трудоустройства иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда у физических и юридических лиц на равных условиях; 2) отмена системы квотирования для трудоустройства иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда; 3) предоставление преференций высококвалифицированным и квалифицированным иностранным специалистам; 4) предоставление возможности трудоустройства иностранным студентам. В качестве одного из главных недостатков можно выделить асимметричный механизм трудоустройства иностранных граждан из стран с безвизовым и визовым режимом.The paper analyzes development of the migratory legislation of the Russian Federation in the sphere of foreign labor regulation during the Post-Soviet period. Its main achievements are the following: 1) a possibility of legal employment of foreign citizens from the countries with a visa-free regime of entrance at natural persons and legal entities on equal terms; 2) cancellation of system of quoting for employment of foreign citizens from the countries with a visa-free regime of entrance; 3) provision of preferences to highly qualified and qualified specialists; 4) provision of an employment possibility to foreign students. One of the main its shortcomings is an asymmetric mechanism of employment of foreign citizens from the countries with a visa-free and visa regime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ»

сеть «Магнит». В Самаре средний чек в «магазине у дома» составляет 200-250 рублей. Чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности клиентов и повысить выручку компании, владельцу convenientstore очень важно сегментировать потребителей18.

Виды клиентов

1) Приобретающие что-то, для немедленного потребления.

2) Покупающие только товары первой необходимости

3) Совершающие поблизости с домом все необходимые покупки. (пенсионеры, а также интенсивно работающие мужчины и женщины, не имеющие времени на продолжительный шопинг).

Исходя из того, какая группа клиентов лидирует среди покупателей магазина, и следует формировать ассортимент магазина. На данный момент в сети магазинов «Магнит» ассортимент формируется автоматически при помощи программного продукта. Данная система не учитывает региональных особенностей потребления и особенностей интенсивности продаж акционых товаров. Нами предлагается сформировать перечень скоропортящихся товаров по которым происходит профицит при помощи логистической оптимизирующей движение информационных и материальных потоков.

Использованные источники:

1. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.marketing. spb.ru/read/m11/1. Htm

2. Некоммерческое партнерство Гильдия Маркетологов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.marketologi.ru/lib/shev/m-director.html

3. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2015

4. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг - М.: ИНФРА-М, 2015. - 436 с.

5. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга / С.Н. Аникеев - М.: Фолиум, 2015. - 131 с.

УДК 314.7

Васильева А.В., к.э.н. научный сотрудник центр экономической безопасности Институт экономики УрО РАН Россия, г. Екатеринбург ГЕНЕЗИС МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ19 Аннотация: В статье проанализировано развитие миграционного законодательства РФ в сфере регулирования иностранной рабочей силы в постсоветский период. В качестве основных его достижений можно

18 Менеджмент организации: Учебное пособие / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2015

19 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (№15-06-04959а «Эффекты экономических взаимодействий в региональных системах "центр-периферия"»).

отметить следующие: 1) возможность легального трудоустройства иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда у физических и юридических лиц на равных условиях; 2) отмена системы квотирования для трудоустройства иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда; 3) предоставление преференций высококвалифицированным и квалифицированным иностранным специалистам; 4) предоставление возможности трудоустройства иностранным студентам. В качестве одного из главных недостатков можно выделить асимметричный механизм трудоустройства иностранных граждан из стран с безвизовым и визовым режимом.

Ключевые слова: миграционное законодательство, миграционная политика, трудовая миграция, иностранная рабочая сила, разрешение на работу, патент

GENESIS OF THE MIGRATORY LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF FOREIGN LABOUR

REGULATION

Abstract: The paper analyzes development of the migratory legislation of the Russian Federation in the sphere of foreign labor regulation during the Post-Soviet period. Its main achievements are the following: 1) a possibility of legal employment of foreign citizens from the countries with a visa-free regime of entrance at natural persons and legal entities on equal terms; 2) cancellation of system of quoting for employment offoreign citizens from the countries with a visafree regime of entrance; 3) provision ofpreferences to highly qualified and qualified specialists; 4) provision of an employment possibility to foreign students. One of the main its shortcomings is an asymmetric mechanism of employment of foreign citizens from the countries with a visa-free and visa regime.

Keywords: migratory legislation, migration policy, labor migration, foreign labor, work permit, patent

В начале 90-х годов в Россию хлынули потоки мигрантов из бывших республик Советского Союза. Российская Федерация оказалась перед необходимостью в кратчайшие сроки разработать и принять миграционное законодательство и на его основе приступить к государственному регулированию данной проблемы. Однако на протяжении почти одиннадцати лет существования независимой России, вплоть до конца октября 2002 г., действовал Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» [1], принятый еще в 1981 г. и ни в коей мере не приспособленный к новым реалиям.

25 июля 2002 г. Государственная Дума принимает Федеральный закон №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2], регулирующий среди прочих отношения, возникающие в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории РФ трудовой деятельности. В соответствии с принятым законодательством процедура трудоустройства иностранных граждан в России начинается с того,

что работодатель должен получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, представив в территориальные подразделения Федеральной миграционной службы (ФМС) и Федеральной государственной службы по труду и занятости населения заявление и требуемые документы, включая проект трудового договора.

Получение разрешения, в соответствии с законодательством, должно занимать не более 45 дней. Работодатель не может передать полученное разрешение на привлечение и использование иностранных работников другому работодателю. Привлекаемые на основе этого разрешения иностранные работники не могут перейти на работу к другому работодателю. Кроме того, использовать иностранных работников можно только по профессиям и в регионах, которые указаны в разрешении.

Получив разрешение и заплатив налог на использование рабочей силы, работодатель вновь обращается в местный орган ФМС за получением персональных разрешений на работу для нанимаемых работников. При получении персональных разрешений на работу предъявляются медицинские справки на каждого мигранта с указанием отсутствия опасных для общества инфекционных заболеваний. Оформление персональных разрешений на работу по закону занимает еще 30 дней [3, с. 94].

С принятием в 2002 г. Федерального закона №115-ФЗ было также введено квотирование иностранной рабочей силы из стран с визовым режимом въезда в Россию. На местах были созданы межведомственные комиссии, которые осуществляли сбор и обобщение заявок работодателей, а затем направляли свои предложения в Минтруд России. Заявки от работодателей принимались до 1 июля [4].

18 июля 2006 г. Государственная Дума принимает Федеральный закон № 110-ФЗ [5], направленный в первую очередь на совершенствование государственного регулирования рынка иностранной рабочей силы. Если ранее процедура трудоустройства иностранных граждан в России была единой для всех стран, то с вступлением в силу данного закона (15 января 2007 г.) граждане государств, с которыми у России установлен безвизовый порядок въезда, стали получать разрешение на работу самостоятельно.

К заявлению, подаваемому в территориальный орган ФМС, мигрант должен приложить свой паспорт, миграционную карту с отметкой о пересечении российской границы, отрывной талон уведомления о постановке на миграционный учет и квитанцию об оплате государственной пошлины. В течение 10 дней территориальный орган ФМС должен предоставить мигранту разрешение на работу — пластиковую карточку, в которой указаны его персональные данные и профессия, по которой он может работать в регионе выдачи разрешения. Если разрешение на работу выдано на срок более 3 месяцев, иностранный гражданин должен в течение 30 дней после получения разрешения на работу представить в территориальный орган ФМС медицинскую справку, подтверждающую отсутствие у него опасных для общества инфекционных заболеваний по установленной форме. Если

медицинская справка не представлена, разрешение на работу аннулируется [3, с. 94].

Порядок трудоустройства иностранных работников для работодателя максимально упрощен. Для того чтобы принять их на работу, не требуется разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Работодатель должен уведомить об их привлечении к работе территориальный орган ФМС и региональное ведомство, которое занимается вопросами занятости населения, в течение 10 дней с даты заключения трудового договора.

В результате самостоятельного получения разрешения на работу мигрант получил право свободного поиска работы, а работодатель -свободного найма иностранного гражданина, имеющего трудовую карту. Таким образом была ликвидирована «привязка» работника к работодателю и созданы условия для свободного перемещения на рынке труда иностранной рабочей силы. Правда, свобода маневра мигрантов ограничивается сферой занятости и субъектом РФ, выдавшим трудовую карту. Для иностранных граждан, пребывающих в РФ на основании визы, сохранился старый порядок трудоустройства.

С вступлением в 2007 г. в действие нового миграционного законодательства была введена квота для мигрантов из стран, с которыми у России установлен безвизовый режим въезда, что отчасти «уравновесило» существенную либерализацию процедур их занятости.

В тот же период постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783 [6] был утвержден новый порядок определения потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ, схематически представленный на рисунке 1. В качестве основных изменений механизма квотирования можно выделить следующие:

■ в регионах были определены уполномоченные органы, на которые возлагалась значительная часть полномочий межведомственных комиссий;

■ срок представления заявок работодателями в уполномоченные органы был сокращен до 1 мая;

■ потребность в привлечении иностранных работников стала определяться не только в целом по субъекту, но и по приоритетным профессионально-квалификационным группам.

Форма заявки от работодателей и пакет документов, представляемых регионом в Минздравсоцразвития России, весьма усложнились [4]. Процедуры заявочной кампании и механизмы формирования квот создают значительные сложности для работодателей и органов исполнительной власти субъектов РФ. Сначала работодатель подает заявку в местный уполномоченный орган. Оттуда письмо направляется в Минздравсоцразвития России и заявка субъекта рассматривается на федеральном уровне. На практике, до издания соответствующего постановления Правительства РФ проходит 3-4 месяца. Таким образом, новые механизмы формирования и

корректировки квот не позволяют гибко реагировать на изменения потребности в иностранной рабочей силе.

Работодатели

заявка

до 1 мая

Уполномоченный орган субъекта РФ

сводные материалы

до 25 июня

Межведомственная комиссия субъекта РФ

одобренные заявки

до 10 июля

Уполномоченный орган субъекта РФ

предложение о потребности субъекта РФ в привлечении иностранных работников и по объемам квот

до 15 июля

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

сводные материалы

Межведомственная комиссия

одобренные предложения субъектов РФ

проекты постановлений Правительства РФ об определении потребности в привлечении в РФ иностранных работников и утверждении квот

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Правительство РФ

Рис. 1. Схематическое изображение действующего с 2007 г. порядка определения потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой

деятельности в РФ

В конце 2008 г. постановлением Правительства РФ № 916 [7] были внесены поправки, предусматривающие увеличение резерва квоты до 50% от заявленной работодателями потребности (до этого - 10%), а также возможность корректировать квоту не только в сторону ее увеличения, но и в сторону уменьшения.

Ситуация усугубилась в 2009 г. под влиянием кризиса. Согласно Приказу ФМС России от 26 февраля 2009 г. № 36 [8] разрешение на работу выдается мигранту сначала на срок до 90 дней, а по истечении этого срока, в

случае предоставления им трудового договора, оформляется новое разрешение на срок договора, но не более 1 года с момента въезда в РФ. Причем в «длинном» разрешении на работу указывается конкретный работодатель, договор с которым был предоставлен мигрантом в миграционную службу. Таким образом, мигрант опять был «прикреплен» к конкретному работодателю [9, с. 59].

Новый период поиска приоритетов миграционной политики России начался с 1 июля 2010 г. со вступлением в силу поправок в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [10], касающихся особенностей осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами (ст.13.2) и возможностей для иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы, работать по найму у физических лиц на основании патента без получения разрешения на работу (ст. 13.3).

Патент выдается лицу при условии внесения фиксированного авансового платежа на срок от одного до трех месяцев. Этот срок может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. Общий срок действия патента не может составлять более двенадцати месяцев, по истечении которых иностранный гражданин вправе обратиться за получением нового патента. Срок действия патента продлевается автоматически после пересылки по почте квитанции об очередной оплате через банк. Категория работающих по патенту выведена из ежегодных квот на привлечение иностранной рабочей силы [11, с. 75-76].

Преимуществами патента помимо простоты оформления и прозрачности процедуры являются возможность его продления без выезда за пределы Российской Федерации, а также его дешевизна и возможность внесения оплаты постепенно в течение года. Также немаловажным преимуществом является технология получения патента, которая имеет минимальную дистанцию между трудовым мигрантом и ФМС, что снижает коррупционную составляющую и количество участвующих посредников.

В качестве негативного последствия введения патентов можно отметить асимметричный механизм, сложившийся в российском миграционном законодательстве и практике регулирования трудовой миграции: процедура оформления патента существенно проще, чем разрешения на работу. В итоге многие мигранты вынуждены идти не в нужном направлении легализации своего статуса, а по пути наименьшего сопротивления. Они получают тот документ, который проще получить, а не тот, который им необходим объективно, учитывая их форму занятости. Стоит также отметить, что в случае с патентом мигрант понимает, что от него требуется, и видит результат. В случае с разрешением на работу все наоборот - мигрант приходит в миграционную службу, ему говорят, что квоты исчерпаны. Все непонятно, непрозрачно, не поддается объяснению. Но в то же самое время «за углом» есть посредники, которые могут все это обойти, нужно только заплатить деньги [12, с. 100-101].

Поправки, вступившие в силу 1 июля 2010 г., дали преференции высококвалифицированным специалистам, которые по контракту с работодателем получают не менее 2 млн рублей в год. Данные специалисты принимаются вне квот. Разрешение на работу им выдается на срок действия трудового договора с пригласившими их работодателями, но не более чем на три года. В соответствии с таким договором мигрантам и членам их семей возможно оформление вида на жительство на срок действия контракта. Ставка подоходного налога для иностранных специалистов снижена с 30% (уплачиваемых большинством иностранцев в течение первых 6 месяцев пребывания) до 13%. Расширен список дефицитных профессий, в соответствии с которыми целый ряд других категорий специалистов также принимается вне квот [13, с. 39]. Кроме того, в случае работы на территории нескольких субъектов РФ выдается разрешение на работу, действующее на территории этих регионов.

12 ноября 2012 г. был принят Федеральный закон № 185-ФЗ [14], обязывающий иностранных граждан, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, торговли и бытового обслуживания, подтверждать свое знание русского языка. Сделать это можно, либо предоставив документ об образовании, в котором указывается об изучении русского языка в школе, колледже или ВУЗе, либо сдав экзамен по русскому языку на уровне не ниже базового. Без сертификата государственного образца, подтверждающего прохождение тестирования, ФМС не выдает мигрантам разрешение на работу [15]. Реализация данного требования должна была способствовать адаптации приезжих в местный социум. Однако, как показывает практика, несмотря на развитие сети курсов по изучению русского языка, в т.ч. бесплатных, многие мигранты прибегают к услугам теневых посредников, приобретая у них соответствующие сертификаты [16, с. 53].

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ [17] был изменен порядок осуществления трудовой деятельности иностранными студентами очной формы обучения в российских профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.

Теперь они могут трудиться не только в период каникул, но и в течение учебного года на основании разрешения на работу. При этом срок действия указанного разрешения на работу не может превышать срок обучения данного иностранного гражданина по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию. Срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия заключенного со студентом трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год для каждого такого продления [16, с. 55].

Данные изменения должны позитивно сказаться на увеличении численности выпускников профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, желающих остаться в России после завершения профессионального образования. Такая категория иностранных граждан уже адаптирована к российским условиям, имеет профессиональное образование и может получить гражданство РФ в упрощенном порядке.

Кроме того, тем же Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ статья 13 №115-ФЗ была дополнена пунктом 7, касающимся обязательной постановки иностранных граждан, оформляющих разрешение на работу или патент, на учет в налоговом органе. С января 2014 года осуществляющие на основании разрешения на работу или патента трудовую деятельность иностранные граждане должны иметь ИНН. Введение такой нормы позволяет усилить контроль за осуществлением иностранными работниками трудовой деятельности, а также отчислением привлекающими их работодателями налогов с их заработной платы [16, с. 56].

Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2013 г. № 800 [18] были утверждены новые правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в российскую федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, вступившие в силу с 1 января 2014 г. При этом отдельными приказами Минтруда России были утверждены правила определения органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников [19] и порядок рассмотрения предложений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ о потребности в привлечении иностранных работников, критерии принятия решения Межведомственной комиссией по определению потребности в привлечении в РФ иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу [20]. Схематическое изображение порядка определения потребности в привлечении иностранных работников и утверждения квот на выдачу им приглашений на въезд и разрешений на работу в соответствии с новыми правилами представлено на рисунке 2.

С равнение рисунков 1 и 2 позволяет сделать вывод, что механизм квотирования иностранной рабочей силы с 2014 г. не стал менее громоздким. В качестве положительного момента можно отметить продление сроков представления предложений о потребности в привлечении иностранных работников на предстоящий год уполномоченными органами субъектов РФ в Министерство труда и социальной защиты РФ до 1 сентября (действующий ранее срок - до 15 июля), а предложений об увеличении (уменьшении)

размера потребности на текущий год - до 1 ноября (действующий ранее срок - до 15 июля). Данные изменения дают и работодателям возможность более поздней подачи заявок о потребности и заявок об увеличении (уменьшении) размера потребности.

Работодатели

заявка

Уполномоченный орган субъекта РФ

заявка, прошедшая проверку на соответствие

7 дней

Межведомственная комиссия субъекта РФ

решение об удовлетворении в полном объеме, отклонении полностью или частично заявки

25 дней

Уполномоченный орган субъекта РФ

предложение о потребности субъекта РФ в привлечении иностранных работников

не позднее 1 сентября

Министерство труда и социальной защиты РФ

предложение о потребности субъекта РФ,

прошедшее п

роверку на соответствие

6 дней

Межведомственная комиссия

решение об удовлетворении в полном объеме, отклонении полностью или частично предложений о

потребности

Министерство труда и социальной защиты РФ

не позднее 1 октября

проект акта Правительства РФ об определении потребности в привлечении в РФ иностранных работников и утверждении квот не позднее 15 ноября

Правительство РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Схематическое изображение действующего с 2014 г. порядка определения потребности в привлечении иностранных работников и утверждения квот на выдачу им приглашений на въезд и разрешений на

работу в РФ

В целях привлечения для работы в России квалифицированных работников и бизнесменов в 2014 году были внесены изменения в миграционное законодательство [21], направленные на упрощенный порядок предоставления российского гражданства для некоторых категорий

иностранных граждан. Среди них иностранцы, получившие профессиональное образование в российских образовательных и научных организациях, при условии, что они остались работать в России минимум на три года. Другая категория - иностранные предприниматели и инвесторы. Определены требования, по которым данная категория иммигрантов может получить гражданство - размеры ежегодной выручки, доля в уставном капитале российского юридического лица и др. [16, с. 35].

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 230-Ф3 [22] внесены изменения в п. 2 ч. 3 ст. 13.1 и п. 3 ч. 2 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которым иностранный граждан, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, может получить разрешение на работу или патент только в случае, если в миграционной карте в качестве цели своего приезда он указал работу. Неукоснительное исполнение этого правила приведет к росту незаконного трудоустройства, т.к. даже при условии, что в странах-донорах проведена соответствующая разъяснительная работа, ситуация у мигранта в течение пребывания в России может измениться и ему потребуется поработать.

Очередное резкое изменение законодательных норм в отношении мигрантов, приезжающих в Россию с целью трудоустройства из постсоветских государств, произошло 1 января 2015 г. со вступление в силу Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ [23]. Принятый закон определил право иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, осуществлять трудовую деятельность на основании патента, как у физических, так и у юридических лиц (ст.13.3). Таким образом, патент становится единственным разрешительным документом на работу иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда (за исключением высококвалифицированных специалистов), что унифицировало порядок их трудоустройства у любого работодателя. В результате данных изменений квоты на привлечение иностранной рабочей силы были полностью отменены для иностранных граждан из безвизовых стран. Однако их мобильность на рынке труда России все же имеет два ограничения: 1) пределы субъекта РФ, на территории которого выдан патент; 2) профессия, которая указана в патенте (в случае принятия высшим должностным лицом субъекта РФ решения об ее указании в патенте).

Процедура оформления патента в целом осталась та же, что была до 2015 г., но был заметно расширен список документов, которые необходимо предоставить иностранному гражданину. В пакет документов были включены следующие: 1) договор (полис) ДМС; 2) медицинская справка, подтверждающая отсутствие опасных для общества инфекционных заболеваний; 3) документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Положительный эффект от включения в список первых двух документов не вызывает сомнения: данная мера будет способствовать повышению эффективности контроля за состоянием здоровья трудовых

мигрантов и санитарно-эпидемиологической обстановкой в регионе их пребывания. В то же время трудно однозначно оценить будущий эффект от включения в список документа, подтверждающего владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ. К мигрантам предъявляется требование читать, писать, разговаривать и понимать речь в пределах минимум 850 слов. Закон вводится без «дорожной карты», без выделения каких-либо этапов и ограничений, независимо от того, нужны ли эти знания самому мигранту и востребованы ли они на работе.

Для изучения русского языка уже создана определенная инфраструктура - 334 курсов для мигрантов. И все же обучение и тестирование непрерывно меняющихся трудовых мигрантов выглядит необоснованным и невыполнимым требованием. Данное условие может быть применимо к претендентам на временное или постоянное проживание, тем более на гражданство. В других странах задача овладения языком сопряжена именно с приемом в гражданство. Остается неясным, как можно наладить бесперебойно работающую инфраструктуру по языковой и исторической подготовке для динамичного потока краткосрочных мигрантов [16, с. 49-50].

Кроме расширенного пакета документов в качестве дополнительного «финансового» барьера для легального трудоустройства мигрантов из безвизовых стран необходимо отметить повышение суммы авансового платежа по НДФЛ, которая на федеральном уровне на 2015 г. составила 1568 рублей. При этом субъекты РФ получили право установить дополнительный коэффициент, на который индексируется размер указанной суммы.

В целом нельзя однозначно оценить последствия новых изменений миграционного законодательства для иностранных граждан из безвизовых стран: с одной стороны, его введение главным образом за счет отмены квот облегчило их доступ на рынок труда России, с другой стороны, создало множество новых барьеров, в т.ч. удорожание стоимости процедуры трудоустройства в связи со следующими расходами мигрантов: 1) возросшая стоимость патента; 2) оплата сдачи экзамена на знание русского языка, истории и культуры России и основ законодательства; приобретение полиса ДМС; 3) оплата прохождения медицинского освидетельствования [16, с. 4748].

Для иностранных граждан из стран с визовым режимом въезда порядок получения разрешений на работу в целом остался прежним, за исключением того, что с 1 января 2015 г. в список документов, которые необходимо предоставить работодателю, были также включены договор (полис) ДМС и документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ.

Первый шаг со стороны государства в направлении обеспечения трудовых и социальных прав иностранных работников был сделан также в конце 2014 г. принятием специальной главы в Трудовом кодексе РФ «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» [24].

Основные изменения миграционного законодательства РФ в сфере регулирования иностранной рабочей силы в постперестроечный период отражены в таблице 1.

Таблица 1

Генезис миграционного законодательства РФ в сфере регулирования иностранной рабочей силы в постперестроечный период

№ Наименование п/п документа

1 №115-ФЗ

6 № 86-ФЗ

7 № 185-ФЗ

8 № 203-ФЗ

Дата принятия документа 25 июля 2002 г.

2 №110-ФЗ

Постановление Правительства РФ № 783

Постановление Правительства РФ № 916

Приказ ФМС России № 36

18 июля 2006 г.

22

декабря 2006 г.

8 декабря 2008 г.

26

февраля 2009 г.

19 мая 2010 г.

12 ноября

2012 г.

23 июля

2013 г.

Основные изменения

1. Определен порядок трудоустройства ИРС: разрешение на привлечение ИРС и разрешения на работу для нанимаемых работников оформляет работодатель.

2. Введено квотирование ИРС из стран с ВРВ в Россию.

1. Мигранты из стран с БРВ в РФ стали получать разрешение на работу самостоятельно.

2. Введено квотирование ИРС из стран с БРВ в РФ. Утвержден новый более сложный и громоздкий порядок определения потребности в привлечении ИРС и формирования квот на осуществление ИГ трудовой деятельности в РФ.

1. Резерв квоты был увеличен до 50% от заявленной работодателями потребности (до этого - 10%).

2. Появилась возможность корректировать квоту не только в сторону ее увеличения, но и уменьшения. Разрешение на работу выдается мигранту сначала на срок до 90 дней, а по истечении этого срока, в случае предоставления им трудового договора, оформляется новое разрешение с указанием в нем работодателя на срок договора с ним, но не более 1 года с момента въезда в РФ.

1. ИГ из стран с БРВ в РФ получили возможность работать по найму у физических лиц на основании патента.

2. ВКС получили ряд преференций (принимаются вне квот, разрешение на работу выдается на срок действия трудового договора, возможно оформление вида на жительство на срок действия контракта, ставка НДФЛ снижена до 13%).

ИГ, работающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства, торговли и бытового обслуживания, обязаны подтверждать свое знание русского языка. 1. Иностранные студенты очной формы обучения в российских профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования получили возможность трудиться не только в период каникул, но и в течение учебного года на основании разрешения на

3

4

5

Постановление Правительства РФ № 800

10 № 157-ФЗ

11 № 230-ФЗ

12 № 357- ФЗ

13 № 409-ФЗ

23 июня 2014 г.

21 июля 2014 г.

24 ноября 2014 г.

работу.

2. ИГ, осуществляющие трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента, должны иметь ИНН.

9 Постановление 12 Утверждены новые правила подготовки

сентября предложений по определению потребности в

2013 г. привлечении ИРС, утверждению квоты на выдачу ИГ приглашений на въезд в российскую федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу ИГ разрешений на работу. Механизм квотирования ИРС остался громоздким. Продлены сроки представления предложений о потребности в привлечении ИРС на предстоящий год и предложений об увеличении (уменьшении) размера потребности на текущий год. Упрощен порядок предоставления российского гражданства для иностранцев, получивших профессиональное образование в российских образовательных и научных организациях, иностранных предпринимателей и инвесторов. ИГ из стран с БРВ в РФ могут получить разрешение на работу или патент только в случае, если в миграционной карте в качестве цели указана работу.

1. ИГ из стран с БРВ в РФ стали осуществлять трудовую деятельность у юридических лиц на основании патента. Отменены квоты на привлечение ИРС для ИГ из стран с БРВ в РФ. В пакет документов для оформления патента были включены: 1) договор (полис) ДМС; 2) медицинская справка; 3) документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ.

2. В список документов, которые необходимо предоставить работодателю для трудоустройства ИГ из стран с ВРВ в РФ, были включены договор (полис) ДМС и документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и законодательства РФ.

1 декабря Для регулирования труда ИРС принята специальная

2014 г. глава в Трудовом кодексе РФ

Примечание. ВКС - высококвалифицированные специалисты; ВРВ -визовый режим въезда; БРВ - безвизовый режим въезда; ИГ - иностранные гражданине; ИРС - иностранная рабочая сила

Из таблицы 1 видно, что развитие миграционного законодательства РФ в сфере регулирования иностранной рабочей силы представляло собой хаотичный процесс, результат которого является достаточно спорным. Однако нельзя не отметить следующих достижений современной законодательной базы РФ: 1) возможность легального трудоустройства иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда у физических и

юридических лиц на равных условиях; 2) отмена системы квотирования для трудоустройства иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда; 3) предоставление преференций высококвалифицированным и квалифицированным иностранным специалистам; 4) предоставление возможности трудоустройства иностранным студентам..

На основе проведенного генезиса в развитии миграционного законодательства РФ в сфере регулирования иностранной рабочей силы было выделено четыре этапа (табл. 2). Так как для иностранных граждан из стран с визовым режимом въезда порядок получения разрешений на работу не подвергался существенным изменениям, подробно были проанализированы только изменения процедуры оформления документов на работу для «безвизовых» иммигрантов.

Таблица 2

Трансформация процедуры оформления документов на работу для иностранных граждан из безвизовых стран в постперестроечный период

Работодатель

Юридическое лицо Физическое лицо

Все ИГ

Этап

ВКС

2002-2006

нет

2007-2009

2010-2014

1.Разрешение на

привлечение ВКС

предоставляет данной категории ИГ определенные преференции.

2.ВКС

принимаются вне квот.

1.Разрешение на работу для каждого из нанимаемых ИГ оформляет работодатель, предварительно получив разрешение на привлечение ИРС (сложная двухэтапная процедура).

2. Квоты на ИРС из стран с безвизовым режимом въезда не

распространяются.

1.Разрешение на работу мигрант получает лично (процедура упрощена).

2. Число выдаваемых разрешений на работу ограничено квотами.

нет

1.Патент оформляется ИГ лично, при этом процедура существенно проще, чем для оформления разрешения на работу и пакет требуемых документов меньше.

2.Квоты на работающих по патенту не

распространяются.

1. Патент становится единственным разрешительным документом на работу ИГ. Процедура оформления

2015- вне квот. простая, но список документов расширен (включен полис

наст.время ДМС, мед. справка, сертификат на знание рус. языка,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

истории и законодательства РФ).

2. Квоты на работающих по патенту не распространяются. Примечание. ВКС - высококвалифицированные специалисты; ИГ -

иностранный гражданин; ИРС - иностранная рабочая сила

В результате почти двадцати пяти лет поиска подходящих моделей трудоустройства иммигрантов в России сложилось два основных вида документов на работу иностранных граждан: патент для безвизовых мигрантов и разрешение на работу для визовых мигрантов. Сравнительная характеристика данных документов представлена в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительная характеристика документов на работу иностранных граждан из стран с безвизовым и визовым режимом

Страна происхождения мигранта Безвизовая Визовая

Документы на работу

Разрешение на привлечение и Патент использование иностранных работников

+Разрешение на работу Работодатель

Характеристика

Кто подает заявление Наличие квоты Срок

рассмотрения заявления

Срок, на который

выдается

документ

География работы

Профессия

Трудовой договор Уведомление о трудовом договоре

Иностранный

гражданин

Нет

10 рабочих дней со дня подачи заявления

От 1 до 12 месяцев

Постановка на учет в налоговом

В пределах субъекта РФ, где был выдан патент

В случае принятия высшим должностным лицом субъекта РФ решения об указании в патенте профессии ИГ не вправе трудится по профессии, которая не указана в патенте Необходим ИГ предоставляет копию трудового договора или гражданско-правового договора в течение 2 месяцев со дня выдачи патента Необходима

Есть

1. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников

- 30 календарных дней со дня поступления документов

2. Разрешение на работу - 10 рабочих дней со дня подачи заявления

1. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников

- на 1 год

2. Разрешение на работу - на срок действия визы, но не более чем на 1 год В пределах субъекта РФ, где было выдано разрешение на работу

Трудоустройство возможно только по профессии, указанной в разрешении на работу

Необходим

Работодатель подает уведомление о заключении трудового договора в течение 3 рабочих дней с даты его заключения

Необходима

органе

Размер НДФЛ с

доходов

мигрантов

минимальная сумма Пока мигрант не пробудет в России

авансового платежа по более 183 дней и не станет налоговым

НДФЛ*региональный агентом - 30%, после истечения 183 дней

коэффициент-дефлятор - 13%

Предоставляется в Предоставляется в момент подачи

момент подачи заявления

заявления

Предоставляется в Необходим для заключения трудового

момент подачи договора

Медицинские справки

Договор (полис) ДМС

заявления

Документ, Предоставляется в

подтверждающий момент подачи владение русским заявления

Предоставляется в течение 30 календарных дней с даты получения разрешения на работу

языком, знание истории России и законодательства РФ

Примечание. ИГ - иностранный гражданин

На основе проведенного сравнительного анализа документов на работу иностранных граждан из стран с безвизовым и визовым режимом в качестве общих для них характеристик можно выделить следующие:

1) основные документы, которые необходимо оформить иностранным гражданам для трудоустройства (медицинские справки; полис ДМС; документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ);

2) ограничение свободного движения иностранных граждан на российском рынке труда субъектом РФ и профессией (для патента - в случае принятия высшим должностным лицом субъекта РФ решения об указании в патенте профессии), указанными в документе.

Однако процедуры оформления документов на работу иностранных граждан из стран с безвизовым и визовым режимом имеют принципиальных отличия. Если оформлением документов на работу иностранных граждан из стран с визовым режимом полностью занимается работодатель, то патент мигрант получает самостоятельно. При этом оформление документов на работу иностранных граждан из стран с визовым режимом представляет собой длительную двухэтапную процедуру (сначала оформляется разрешение на привлечение и использование иностранных работников, затем -персональные разрешения на работу для каждого из нанимаемых работников), осложняемую наличием квот. В свою очередь процедура оформления патента гораздо проще, а квоты на патенты отсутствуют.

Таким образом, в миграционном законодательстве РФ сложился асимметричный механизм трудоустройства иностранных граждан из стран с безвизовым и визовым режимом: если для найма на работу мигранта из безвизовой страны достаточно найти иностранного специалиста с патентом и

заключить с ним трудовой договор, то для трудоустройства иностранного гражданина из визовой страны работодатель обязан проделать большую подготовительную работу (получить квоты, разрешения и т.д.) и только после этого приступить к поискам необходимой кандидатуры. В итоге многие работодатели предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, отдавая предпочтение иностранным работникам из безвизовых стран.

Подводя итоги, в качестве одного из главных его недостатков миграционного законодательства РФ можно отметить его ориентацию на иностранных работников из стран с безвизовым режимом въезда, в то время как миграция из «визовых» стран обладает не меньшим потенциалом.

Использованные источники:

1. О правовом положении иностранных граждан в СССР : Закон СССР [от 24 июня 1981 г. № 5152-X]

2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Ивахнюк И.В. Миграционная политика России: на пути к общему рынку труда на постсоветском пространстве // Управленческое консультирование. 2008. № 2. С. 88-103.

4. Информационный листок «Практика применения квот в сфере трудовой иммиграции в Россию и предложения по пересмотру системы квотирования» // МИРПАЛ : [сайт]. URL: http://migrant.ra/wpcontent/uploads/2015/06/Концепция миграционной политики до 2025.pdf (дата обращения: 23.05.2016)

5. О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 783 г. Москва. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О внесении изменений в Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 916. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О некоторых вопросах выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем

получения визы [Электронный ресурс] : Приказ ФМС РФ от 26.02.2009 № 36 . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Постсоветские трансформации: отражение в миграциях / под ред. Ж.А. Зайончковской и Г.С. Витковской / Центр миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: ИТ «АдамантЪ», 2009. 411 с.

10. О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Ивахнюк И.В. Перспективы миграционной политики России: выбор верного пути. М.: МАКС Пресс, 2011. 128 с. (Серия: Миграционный барометр в Российской Федерации).

12. Неклюдова Н.П. К вопросу об унификации разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности трудовыми мигрантами // Горизонты демографического развития России: смена парадигм научного предвидения: сборник материалов IV Уральского демографического форума с международным участием. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. С. 99-102.

13. Цапенко И. Экономический цикл и международная миграция населения // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 8. С. 31-42.

14. О внесении изменений в статью 13-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 27-2 Закона Российской Федерации "Об образовании". [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. №2 185-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Старостин А. Экзамен по русскому языку для мигрантов: начало интеграции положено? [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Этноинфо». URL: http://www.ethnoinfo.ru/statji/1545-monitoring (дата обращения: 11.11.2013)

16. Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года: заявленные планы и реальная жизнь. Москва, март 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: http://migrant.ru/wpcontent/uploads/2015/06/Концепция миграционной политики до 2025.pdf (дата обращения: 23.05.2016)

17. О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 23.07.2013 N 203-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Об утверждении правил подготовки предложений по определению

потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 800 . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Об утверждении Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников [Электронный ресурс] : Приказ Минтруда России от 23.01.2014 № 27н (Зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2014 N 31536) . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

20. О порядке рассмотрения предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о потребности в привлечении иностранных работников, критериях принятия решения Межведомственной комиссией по определению потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу [Электронный ресурс] : Приказ Минтруда России от 23.01.2014 № 30н (Зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2014 N 31538) . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

21. О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве РФ [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 23.06.2014 № 157-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

22. О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 230-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

23. О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

24. О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 409-ФЗ . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

330.59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.