ГЕНЕЗИС ЭПИСТОЛЯРНОЙ ФОРМЫ
А.Ш. Ажыбаев, старший научный сотрудник
Институт языка и литературы им. Ч. Айтматова при НАН КР
(Кыргызстан, г. Бишкек)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-9-2-7-11
Аннотация. В этой статье рассматривается генезис эпистолярной формы. В частности, анализируется появление формы письма, используемой в литературно-художественном творчестве, обстоятельства, влияющие на нее. Исторически сложилось так, что первоначальной формой письма были предметные письма, которые использовались до алфавитного письма. Через него конкретным предметам придавалось определенное значение и применялось в различных ситуациях общественной жизни. Наряду с этим использовалась система переписки, известная как «узелковое письмо». Затем создаются «рисуночные письма», под влиянием которых последовательно анализируются виды и формы письма с использованием таких письменностей, как пиктография, идеография, иероглифы, клинописи.
Ключевые слова: генезис, эпистолярная форма, эпистолярный жанр, письмо, возникновение письма, предметное письмо, узелковое письмо, пиктография, идеография, клинопись.
Фактически, появление письма в истории человечества и развитие эпистолярной традиции должно рассматриваться как наиболее важные достижения цивилизации. Потому что, "Цивилизация возникает вместе с появлением письма. Без письма не были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного" [15]. Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что история эпистолярной формы невозможно разделить от зарождения письменности. Такому выводу придерживается и сербский ученый Пешич Радивой, который пишет: "Письмо, следовательно, знак. Знак, следовательно, письмо. Соответственно, и к генезису письма нельзя приступать ни на основе исторических шаблонов, ни прибегая к помощи какого-либо одного критерия развития" [13, 3].
Конечно, до того, как эпистолярная форма сформировалась как самостоятельный жанр, в процессе информационного обмена между людьми использовались различные виды и формы писем. Причина в том, что с древних времен люди хотели отражать события, происходящие вокруг них. Для этого они искали подходящие способы передачи мыслей. До появления
письма такая человеческая деятельность осуществлялась посредством жестов, звуков, движений, знаков или символов, а позднее эти знаки породили письменность. Таким образом, первые попытки человека, пытавшегося писать письма, отразились и сохранились на скалах, камнях, глине, дереве, бамбуке, папирусе. По этому поводу исследователь Н.И. Костин пишет: "Рисунки, изображающие те или иные предметы, и были первым шагом в деле изобретения письменности, то есть письмо, состоящее из фигур и рисунков тех предметов, о которых передаёт что-либо пишущий, и явилось первым этапом в развитии письменности" [10].
Важно подчеркнуть, что возникновение письма и письменности имеют взаимодополняющие историко-содержательные корни. В связи с этим, можно утверждать, что генезис письма заключается в предметно-символических знаках, использовавшихся до письма.
Наскальные рисунки первых людей, с одной стороны, свидетельствуют об их страсти к творчеству, а с другой стороны, мы можем понимать их как знак, скрытую информацию или тайну, дающую сведения о культуре и быте первобытного человека. Если принять во внимание, что письма яв-
ляются наиболее гибкой формой, используемой для получения информации, то можем сделать вывод, что исторические письменные памятники составляют ядро эпистолярной формы.
Самые первые образцы письменных культур в истории относятся к периоду до нашей эры. Они появились у шумеров 5 тысяч лет назад, и назывались "рисуночными письменами". С помощью картинок люди пытались описать свою жизнь и передать какую-то информацию. Но, исследователь В.М. Найдыш пишет о том, что до "рисуночных писем" люди использовали "предметные письма", специфика который заключалось в следующем: "Предметное письмо - это совокупность предметов, вещей, которые искусственно создавались (или сочетались из природных вещей) одним человеком" [15].
С другой стороны, можно допускать, что с "предметного письма" в литературном творчестве появился понятие "подтекст". В качестве примера можно привести "любовное письмо", девушки к молодому человеку. Письмо состояло из различных предметов, которое означало: "... комочек спрессованного чая - "я больше не могу пить чай"; соломинка - "потому что я пожелтела от любви к тебе"; красный плод - "меня бросает в краску, когда я думаю о тебе"; сушеный абрикос - "я сохну"; кусок древесного угля - "мое сердце сгорает от любви"; цветок - "ты прекрасен"; кусочек сахара - "ты сладостен"; камешек - "разве твое сердце - камень?"; перо сокола - "если бы у меня были крылья, я бы полетела к тебе"; ядро грецкого ореха - "я отдаюсь тебе" [3].
Таким образом, тип данных писем также может быть примером попытки древних людей придавать символические значение конкретным предметам и использовать его в различных жизненных ситуациях.
Некоторые исследования [5, 32] предоставляют интересную информацию о характере "узелковых писем", используемых наряду с "предметными". Удивительно то, что понятия, связанные с "узелковыми письмами", употребляются и в наше время, и видно, что они сохранили некие се-
мантические элементы, таких как "развязка", "завязка", "запутанный сюжет", которые в литературе считаются теоретическими понятиями. Также, некоторые элементы, унаследованные от "узелковых писем" до сих пор присутствуют в бытовых выражениях типа "не путать мысли", "распутать дело", "соединить слова за словом", "завязанные руки".
На самом деле, "узелковые письма" использовались в древности для хранения, сокрытия и отправки информации. В зависимости от мировоззрения у разных народов названия "узелковых писем" отличаются, но по характеру и сущности они выполняют одну и ту же функцию. Например, в Древнем Китае использовался тип "узелкового письма" под названием "дзе-шен". Южноамериканские индейцы использовали "кипу". Индейцы Северной Америки использовали письма под названием "вампум". У славянских народов функцию "узелкового письма" выполняли "наузы". Главное, что их объединяло - это то, что информации передавались по запутанной нити. На нитку завязывали различные узлы, плели вышивки, рисовали символы, которые в зависимости от ситуации содержали разные значении. В частности, оно широко использовался в учете, сборе урожая, демографических показателях, военных действиях, религиозно-ритуальных отношениях и бытовых ситуациях.
Большое значение в передаче информации через "узелкового письма" имел цвет нитей. Об этом пишет исследователь Мария Яковлева так: "Кипу представляли из себя общую веревку, на которую привязывались другие более тонкие нити. При этом общее количество "говорящих" нитей было не ограничено. Так что порой их число достигало нескольких тысяч.
Главный шнур содержал начало повествования, другие нити, которые прикреплялись к нему, содержали подробности и отдельные данные. Например, расположение узла на второстепенной нити указывало на цифровой порядок - десятки, сотни или тысячи. Количество узлов обозначало простые цифры. Цвета нитей также имели значение. Например, красный
цвет обозначал войско, белый - серебро, а желтый - золото или сбор кукурузы" [17].
Таким образом, в "узелковых письмах" важны были не только виды узлов и толщина нитей, но и цвет играло огромную роль. По подсчетам ученых, на сегодняшний день сохранилось более 1400 "кипу", но уточнено лишь 24 цвета из них и их значения.
Следующим этапом в развитии письма считается создание пиктограмм [7]. Пиктограммы (лат. pictus «изображать или рисовать» и гр. grapho «писать»), в отличие от "предметного письма", создаются в виде схем. Эта форма подходит для предоставления небольших объемов информации. Однако, когда дело доходит до абстрактных понятий, к пиктограммам добавляются некие символы, а затем интерпретируется их значение. Например, вода изображается волнообразными линиями, а солнце обозначается еще одним кругом внутри круга.
Другая форма письменности - идеография появилась в Древнем Шумере и Древнем Египте в IV-III тысячелетиях до н.э. Через идеографию (греч. idea "понятие" и grapho "письмо") начинаются попытки выразить некоторые идеи. Теперь некоторые объекты будут прорисовываться на картинке вместо сюжета. "Следует отметить, что на начальном этапе развития идеографического письма один и тот же знак мог обозначать предметы или понятия как в прямом, так и в переносном значении" [7].
Таким образом, идеография в искусстве письма имеет такую форму, которая позволяет использовать в художественном творчестве подтекстовые или символические приемы.
На основе идеографических писем в Древнем Египте и Китае был создан другой вид письма, так называемый "иероглиф". Само слово трактуется как "загадочные знаки" [6]. Каждый иероглиф объяснял определенное слово или его часть.
Следующим этапом в развития письма считается появление клинописи. Его использовали финикийцы, и он отличается от иероглифов использованием буквы,
прикрепленной к каждому символу. Несколько букв вместе объясняли слово. Самый ранний алфавит в истории также принадлежит финикийцам. Однако, в передаче сложных идей способности рисуночных писем и клинописи были ограничены. Например, чтобы написать понятие "плач", нужно было совместить символы глаз и воды. Символом глаза было изображение глаза, символом слезинки была вода, а символом воды была картина в виде волн. Сочетание двух символов породило понятие плача. Или, давая понятие "дождь", нужно было соединить небо и воду. Для этого к волнообразной линии нужно было добавить символа неба - знак звезда. Таким образом получилось понятие "дождь" [1].
Как видно, этот тип письма был трудным и отнимал много времени. Хотя символы постепенно уступили место знакам в слоговой структуре, идеограммы долгое время сохранялись в древней вавилонской культуре. Таким образом, клинопись шумерской культуры была развита вавилонской культурой, а оттуда распространилась на древние ассирийские и персидские государства, приведя к созданию первой алфавитной системы в стране Аккад, где жили семиты.
Таким образом, эволюционное развитие письма и письменности от символов к алфавиту заняло около пяти тысяч лет. В этот период деятельность письма претерпела глубокие изменения в содержательно-тематическом, жанрово-
классификационном плане, причем задача письма состоит не только в получении информации на расстоянии, но и в других целях: боевых действиях, экономике, быту, личные и общественные отношения, религиозно-ритуальные отношения, в целом она выполняла функцию основного выразительного средства в мировоззрении и представлениях человечества. В противном случае этот вид творчества, издревле различающийся по форме и содержанию, идейному и тематическому, стал приобретать свои уникальные свойства.
Библиографический список
1. Барашков А. Узелковое письмо древних славян // Наука и религия. - 1992. - № 4-5.
2. Введение в языковедение: Хрестоматия: Учебн. пособие для студентов вузов / Сост. А.В. Блинов, И.И. Богатырева, В.П. Мурат, Г.И. Рапова. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 342 с.
3. Генезис письменности и исторические вехи ее развития. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://prezi.com/rwg8fg3-wv85/presentation/?fallback=1.
4. Значение письма в истории развития общества. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/139-znachenie-pisma-istorii-razvitiya-137604.html.
5. Иероглифы и их значение. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://swan-swan.ru/alfavit/ieroglify/.
6. Идеография. Рубрика: Письменность "История явлений и событий". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.letopis.info/themes/writing/ideografija.html.
7. Связующие нити узелкового письма. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nasledie.digital.
8. Сказочная Н. Славянские наузы: схемы плетения и секреты волшебных узелков. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hnh.ru/culture/.
9. Костин Н.А. Из истории письма и чтения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russianclassicalschool.ru/bibl/slovesnost/obuchenie-gramote/item/1597-n-a-kostin-iz-istorii-pisma-i -chteniya.html.
10. Пешич Радивой Трактат о письме, Заговор молчания... - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://proza.ru/2021/03/11/402.
11. Пешич Радивой. Винчанское письмо и другие грамматологические очерки. Шестое издание. - Краснодар: Издательский дом Дедкофф, 2010. - С. 3.
12. Пиктограмма - история и современность письма. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://logoprav.ru/russkij-yazyk.
13. Предметное письмо. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://revolution.allbest. ru/languages/005205030.html.
14. Узелковое письмо. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://arzamas. academy/materials.
15. Узелковые письменности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbardalzo.narod.ru/uzel.