Научная статья на тему 'Знаковая культура в истории мировой культуры'

Знаковая культура в истории мировой культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1672
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знаковая культура в истории мировой культуры»

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

ЗНАКОВАЯ КУЛЬТУРА В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Ромах Н.И.

Наши знания о прошлом культуры питаются разными источниками. Исторический рубеж, отделявший древнейший культурный мир от начала человеческой цивилизации, определяется исследователями появлением новых источников, дающих информацию о культуре - письменных. Это не значит, что культура до письменной стадии менее интересна. Речь идет о том, что возможности её понимания основаны на иных документах: устных, фольклорных традициях, предметах быта, охоты или другой жизненно важной деятельности, ритуалах и обрядах, типе жилища и многом другом. Существенными эти свидетельства остаются и в письменных культурах, сохранивших себя в истории принципиально новым образом - посредством письменного текста.

Что такое письменность как феномен культуры? Какую роль играет письменное слово в исторической ретроспективе культур? Какие возможности открывает письменность культуре и какие ограничения кладет её развитию? Ответить на эти вопросы во многом попытаться понять сегодняшнюю ситуацию, когда книжная культура, составившая ядро письменных культур, постепенно сдает свои позиции новым способам самоорганизации культуры, а именно тем, которые обеспечивают работу компьютеров, ТУ, кино и телевидения. Эту современную культуру специалисты называют "экранной", отличающейся по многим своим параметрам от становящейся теперь традиционной - книжной культуры.

Итак, по способам самоорганизации культуры, сложившимся в истории, можно различить три глобальных культурных типа: до

письменный, иногда именуемый традиционным, письменный, основу которого составляет книжность и экранный, находящийся сегодня в состоянии формирования. В данной теме мы остановимся на втором культурном типе - письменном. Проследим основные этапы его эволюции.

В примитивных обществах основными механизмами культурной преемственности служили естественная память, прямое подражание и устная речь.

Однако естественная память - механизм ненадежный. Общезначимая информация растворяется в живом коллективном опыте и облекается в метафорические формы. Необходимость борьбы с рассеиванием

информации заставляла охранять целостность и неизменность коллективных знаний и верований, ограничивать нововведения. Это мешало рекомбинации знаний, перестройке представлений о действительности. Кроме того, в силу ненадежности передачи часть их безвозвратно утрачивалась, не смотря на огромный объем памяти “старейших и мудрейших”.

Постоянная угроза рассеивания информации, относящейся к жизненно важным средствам социальной регуляции, так и к познанию мира, вызвала к жизни обширные мифопоэтические комплексы, фольклорное наследие, хранившееся в живой памяти сказителей и старейшин. Неподвижность этого культурного комплекса рассматривалась как гарант устойчивости и выживания первичного коллектива (род, племя, семья).

Древнегреческий философ Платон называл память “великой и могущественной богиней". По мере накопления опыта и знаний эта "богиня" все чаще и чаще ПОДВОДИЛА людей, которые поняли: чтобы закрепить опыт поколений, сделать человеческую мысль бессмертной, сохранить для потомков материальные и культурные ценности, надо изобрести другую, более могущественную “богиню” сильнее человеческой памяти. Так жизненная необходимость подталкивало человечество к изобретению письменности.

Письменные культуры формируются с конца 4 - начала З

тысячелетий до настоящего времени. В истории развития письменности ученые выделяют несколько этапов:первый - предметное письмо, когда для передачи информации использовались различные сочетания разноцветных камешков, морских ракушек, замысловатых узелков и др.;

второй этап - возникновение пиктографического письма, при котором мысль выражалась в виде рисунков ;

третий этап - идеографическое, логографическое письмо и иероглифическое ( как разновидность - клинопись ) ; четвертый этап -слоговое письмо, которое становится более универсальным и удобным средством;

пятый этап - возникновение алфавитов букво - звуковых, тех которыми пользуются современные люди.

Надо сказать, что все эти типы письменности живы до сих пор и активно используются. Если внимательно присмотреться к переходу от одного типа знаковой культуры к другому, то можно заметить, что моментом развития, основным стимулом к поискам новых средств является точность передачи содержания.

ПЕРВОБЫТНЫЕ ТИПЫ ПИСЬМА.

Первые шаги на пути создания письма были сделаны человечеством еще на низшей стадии варварства, 20 - 30 тысяч лет назад.

С развитием земледелия и скотоводства возникает крупное общественное разделение труда между племенами и как следствие этого обмен создаваемыми продуктами. Появляются и зачатки ремесел (гончарное,

металлообрабатывающее и др.)

В этих уже достаточное сложных условиях речь не могла служить единственным средством общения. Человек той ранней эпохи к открытию письма шел на ощупь, в результате чего возникало множество вариантов и систем письма, и большинство из них не имеет почти ничего общего с современным письмом.

ПРЕДМЕТНОЕ ПИСЬМО

Для передачи сведений первобытный человек широко использовал различные предметы, которые символизировали определенные понятия, или даже выражали мысли. Этот метод получил название “предметное письмо”. Например, в качество объявления войны одно племя посылало другому стрелу или меч. Зеленая ветка обычно означала предложение мира. У североамериканских индейцев подобное значение имел кисет с табаком /Трубка мира/. Иногда таким образом удавалось выразить довольно сложную мысль. Греческий историк Геродот /484-425 гг. до н. э./ в своей “Истории” свидетельствует о своеобразном документе, переданном персидскому царю Дарию от скифов. "Посланием" этим были: птица, мышь, лягушка и пять стрел. Расшифровывается этот ультиматум так: “Если вы персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болоту то не вернётесь назад, пораженные этими стрелами". Такие "предметные" письма /ароко/ и ныне используются некоторыми африканскими народностями /ибо, йоруба и др./

УЗЕЛКОВОЕ ПИСЬМО

На следующей ступени развития у народов распространено было в так называемое узелковое письмо. Еще и поныне индейцы-пастухи в Перу пользуются шнурами для подсчета своих стад. Шнур одного цвета служит для обозначения быков, а количество узелков на нем соответствует количеству голов в стаде. Шнур другого цвета - коров, третьего - телят.

Есть племя, которое пользуется веревочным календарем. Отправляясь в дальний путь, муж отправляет жене шнур, на котором столько узлов сколько дней он предполагает пробыть в дороге. Далеким отголоском такого письма является привычка завязывать узелок для памяти на носовом платке.

Интересным образцом узелкового письма служит письменность исконных жителей Перу. Считается, что в нем узелковое письмо раскрыло все свои возможности. Кипу представляет собой толстую веревку или палку, на которую нанизаны шнуры с узелками и сплетениями. Смысловое значение придавалось количеству шнурков и узлов, их величине, расположению и цвету. Вес кипу достигал нескольких килограммов. Неокрашенные шнуры применяли для числового учета и запоминание знаменательных событий, разноцветные - для более сложных сообщений.

У индейцев каждый цвет имел определенный смысл: черный означал несчастье, смерть, фиолетовый - опасность или вражду, красный - войну, белый - мир, желтый - золото, зеленый - зерно.

Располагая в различных сочетаниях цвета и узлы, индейцы передавали большое количество сообщений.

Некоторые ученые считают, что на кипу могли быть записаны своды законов, хроники и даже стихи. Другие, однако, придерживаются мнения, что сложных записей при помощи узлов и разноцветных шнуров сделать невозможно.

Вот так, на протяжении тысячелетий, человек опробовал различные способы фиксации и передачи своих мыслей. Основным недостатком первобытных типов письма было то, что они с трудом могли быть поняты, а то и вообще оставались непонятны “читателю” и нуждались в толкователе, “дешифровщике" , заранее осведомленном о содержании послания.

Нынешняя, привычная нам система письма развилась не из предметноракушечного, палочного или узелкового письма, а из пиктографического рисунчатого, которое также широко использовалось в древности для передачи информации.

ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО Пиктография из латинского р^ш (рисованный) и греческого graho (писать). Пиктография - прародитель большинства современных систем письма. Особенность его как способа передачи информации заключается в том, что рисунчатая запись сообщения передает мысль целиком, не выделяя отдельных понятий. Даже самые мелкие фрагменты пиктограммы имеют такую же смысловую законченность, как и современное предложение. Выделить в пиктограммме составные части, как в предложении, нельзя. Она изображает действие, событие, однако никак не отражает устного языка, названий предметов. Пиктограмма выражает то же, что и изображает, символика в ней отсутствует.

Возникла пиктография в недрах первобытного искусства. Первые рисунки человека, найденные учеными, сделаны еще в эпоху позднего палеолита : 40 - 10 тысяч лет назад. Древний человек высекал на камне, вырезал на кости, наносил краской на стены пещер контуры животных -бизона, мамонта, лани, носорога, лошади, оленя - или людей. Он как бы осваивал мир и запечатлевал его.

В эпоху мезолита, датируемую в Европе 9-6 тысячелетием до нашей эры, все более распространяются сложные изобразительные композиции. Они похожи на законченный рассказ в картинках.

Оригинальную начальную стадию

пиктографического письма создал народ юкагиров, живущих в районе Колымы. Интересное письмо девушки попало в руки ученых. Это -небольшой кусок кожи, с какими-то стрелами, линиями, квадратами, вырезанными ножом. Письма юкагиров довольно сложны, непосвященный их понять не сможет. Письмо, попавшее к ученым, долго хранилось в доме детьми и внуками адресата. Чтобы разобраться в нем надо знать обычаи и символику юкагиров, понимать рисуночное письмо.

“Ты уходишь от меня. Ты любишь русскую, которая преграждает тебе путь ко мне. Пойдут дети, и ты будешь радоваться, глядя на них. Я же вечно буду грустить и думать только о тебе, хотя и есть другой, который любит меня”.

Как расшифровывается это письмо, что означает каждый символ?

Две ступенчатые полосы в верхней части символизируют дома. Свой дом отличается от чужого более сложным сплетением линий, орнаментом. Стороны чужого дома лишь намечены. Мужчина обозначен знаком, напоминающим наконечник стрелы. Женщина - похожим знаком, но несколько шире, т.к. женщины шире в бедрах. Русская женщина изображена в " юбке " . Слева от нее два копья поменьше - символы детей. Юкагирка грустит. Об этом говорят крестообразные полосы на вершине условного знака. Параллельные линии, соединяющие ее фигуру с фигурой мужчины, показывают, о ком девушка грустит.

Линии, идущие от вершины русской и пересекающийся

прямоугольник с двумя диагоналями ( взаимная любовь ) , означает помеху, вставшую между юношей и девушкой. Из вершины фигуры юкагирки выходит волнообразная линия (мысли ее уходят к любимому). В правой части рисунка стоит еще одна мужская фигура, которая шлет такую же волнообразную линию к юкагирке, но не получает взаимности.

Первобытный человек не только рисовал картинки, но и вырезал их или выцарапывал на камне, дереве или кости. Рисунчатое письмо оперирует не буквами, а рисунками /пиктограммами/, каждый из которых графически изображает не отдельный звук или слог, а конкретный предмет или явление, или комплекс явлений, конкретную ситуацию. Пиктография не требует от воспринимающего какой-то грамотности. Более того, она может быть одинаково понятна людям, говорящим на совершенно разных языках.

Ее простота и наглядность позволяет использовать ее и сейчас, как средство передачи информации. Например, она широко применяется в торговой рекламе, на вывесках магазинов, в дорожных знаках и т.д. Изображение черепа с костями на трансформаторной будке или аптечном ярлыке, изображение молнии на линии электропередачи предупреждают об опасности и др. Множество рисунков, с которыми мы сталкиваемся сейчас и есть пиктограмма.

Человек каменного века был талантливым рисовальщиком. В пещерах Альтаиры в Испании, на скалах Богуслан в Швеции, на берегах Лены в Сибири, в горах Тассилин в Сахаре и других местах он оставил МНОЖЕСТВО рисунков лошадей, носорогов, бизонов, мамонтов, изображения целых сцен охоты. И ныне,20 тысяч лет спустя, они продолжают поражать нас точностью и реализмом. Несомненно, человек сделал тогда шаг к изобретению письма.

Окончательно сформировалось пиктографическое письмо, по мнению исследователей, в эпоху неолита, когда разрозненные родовые группы стали объединяться в племена.

Однако в пиктограммах начертания одних и тех же предметов в разных вариантах -были различны, не говоря уже об изображении действия.

Например, " оружие " могло обозначатся рисунком копья, или стрелы, или лука, или дубинки. Кроме того, по мере распространения письма возникла потребность в ускорении записи. Рисунок постепенно упрощается и расчленяется на отдельные графические знаки. Название предмета закрепляется за определенным рисунком. Так намечается переход к идеографическому письму.

ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

Следующим этапом развития письма было расчленение фразы на отдельные понятия и затем и слова. За каждым понятием и конкретным предметом закрепился рисунок. Система таких знаков - идеография - была упорядочена в масштабе государства, нуждающегося в устойчивом и точном письме для управления, учета записи законов и т.д. В ряде стран (Египте, Шумере, Китае, на острове Крит) идеография возникает вместе с рабовладельческим государством и достигает высокой степени совершенства.

Древнейшая на земле подобная письменность - это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало с рисунков, хотя и есть данные о том, что им предшествовало узелковое письмо.

Совершенствование и видоизменение рисунчатого письма приводит к тому, что от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов

шумеры постепенно переходят к его неполному или символическому

изображению. Древнейшие мировые письменные памятники - шумерские клинописные таблички - относятся к середине 4 тыс. до нашей эры. Клинопись- это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, выдавливаемых на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо- ребусное письмо, впоследствии трансформировавшееся в словесно-слоговое.

В современном языке тоже используются идеограммы. Это -математическое знаки, химические формулы, и различные условные обозначения.

СЛОГОВОЕ ПИСЬМО

Новым шагом стало слоговое письмо. Слоги выделялись в древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, древ- неперсидской, китайской и других системах письменности. По сравнению с

идеографической слоговая система была удобнее для употребления и

обучения. Письмо стало компактнее, насчитывая от двух - трех сотен

знаков до нескольких десятков, точнее отражая строй языка. Дальнейшее развитие письма пошло по пути все большего дробления звукового потока, до самой мелкой " дольки” - звука. По мере усложнения человеческого мышления совершенствовалось и рисунчатое письмо. Это возрастающее упрощение, стилизация, схематизация пиктограмм, которые постепенно утрачивают изобразительный элемент и превращаются в условные знаки, графические символы, логограммы.

Логограмма - следующая форма письменности, для которой не обязательно внешнее сходство с символизируемым предметом. Она не имеет отношения и к фонетическому, звуковому составу слова, отражая лишь его смысловую, семантическую сторону.

Возможность передачи информации с помощью чистой идеографии очень ограниченны. Она выступает лишь как переход от пиктографии к словесно-слоговому письму, применяясь либо в хозяйственных запись - где число понятий, о которых может идти речь, ограничено самим содержанием текста (ранний Шумер) либо в ритуальных записях как мнемоническое вспомогательное средство. Гораздо более живучим оказался словеснослоговой тип письма. Основой здесь остается конкретная привязка знака каждый раз к определенному слову, что обеспечивается добавлением знаков /т.н. фонетические комплементы, или фонетики/, выражающих чисто звуковые элементы и знаками - детерминативами, уточняющими круг понятий, к которому относится данное слово. Идеографический знак, прикрепленный к определенному слову, назывался логограммой. Ей могли передаваться тексты любого содержания, т.к. такое письмо обеспечивало достаточно наглядное воспроизведение текста при чтении.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

В Египте первые образцы письменности появились между 3300 и 3100 г.г. дохристианской эры. Исследователи полагают, что египтянам в создании письменности помогло знакомство с шумерскими письменами .

Для обозначения предметов и количественных данных , таких , как количество зерна или скота , принадлежащего храму, использовались пиктограммы. Позднее пиктограммы становились все более и более стилизованными и постепенно приобретали вид символов .

Первые памятники египетской письменности говорят о том, что их письмо представляет собой законченную систему, являвшуюся продуктом длительного развития. Эти памятники написаны иероглифическим письмом , которое так назвали греки (от hieros" священный " и glyfo " тесать") , познакомившиеся с ним по надписям на храмах. К несколько более позднему времени относятся памятники скорописного иератического письма (от hieratiros" жреческий "), так как в греко-римское время им преимущественно пользовались жрецы для записей в храмовых книгах. Обе эти формы письменности в своей основе одинаковы , но иератическая была проще и использовалась не для монументальных надписей , а для обычного письма на папирусе и остраках (известняковых и керамических обломках). В VII веке до н.э. к

этим двум видам письменности прибавилось значительно упрощенное курсивное письмо , которое греки называли демотическим ( от demos -народ). Иероглифическое письмо использовалось почти 3500 лет, т. е. много дольше , чем клинопись или латинский алфавит. Последняя иероглифическая надпись относится к концу IV века н. э. Письменность была настолько сложна ,что очень долгое время египетская цивилизация была скрыта от мировой культуры.

Важной датой для мировой культуры стало событие 2 августа 1799 года, когда солдаты Наполеона при возведении укреплений форта Рашида , возле города Розетты , нашли стелу , покрытую письменами . Плита величиной с доску стола имела надписи на трех языках . Верхняя надпись - иероглифическая, средняя - наиболее уцелевшая - демотическая разновидность египетского письма : нижняя надпись - греческая ,

выполненная архаическими буквами .

Таким образом, на основе анализа, многочисленных , хотя и безуспешных попыток расшифровать надписи путем сопоставления частей надписи на разных языках европейским ученым С. де Саси , Д. Окер-блада , Т. Юнга , Ж. Шампольону удалось расшифровать и иероглифы, и структуру построения текста , после чего их стали переводить один за другим и науке открылся удивительный мир древнеегипетской цивилизации.

Египетская “Книга Мертвых”

ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Наиболее ранние памятники древнекитайской письменности

Ианьские гадательные надписи XIV - XI века до нашей эры. Возникновение этой системы письма относится к еще более раннему времени, поскольку шаньская письменность предстает перед нами в достаточно развитом виде. С типологической точки зрения между шаньской письменностью и современной иероглификой нет

принципиальных различий. Подобно современным китайцам, шанцы

пользовались знаками, фиксирующими разные элементы языка, опираясь на их значения. Большинство шанских знаков представляло собой идеограммы - изображения предметов или сочетания изображений со сложными понятиями. Помимо этого в шаньской письменности уже

использовались знаки другого типа, абсолютно преобладающие в

современной иероглифике : один элемент указывал на чтение, другой -на приблизительное значение. Эта категория иньских знаков типологически близка к тем древнеегипетским иероглифам, которые, фиксируя значение слова, имели дополнительный смысл.

Шаньские знаки характеризуются тремя особенностями, отличающими их от современных китайских иероглифов : 1. каждый элементарный знак представлял собой изображение контура предмета, неразложимого на составные части ; 2. насчитывалось множество разновидностей написания одного и того же знака ; 3. ориентация знака относительно строки еще не стабилизировалась.

Благодаря заимствованию шаньской письменности чжоусцами, развитие ее не прервалось в 1 тысячелетии до нашей эры. Существенные изменения происходят лишь во 2 - 1 веке до нашей эры. После унификации местных вариантов иероглифов возникает новый почерк написания знаков. Иероглифы этого времени полностью утратили связь со своими первоначальными начертаниями. Письменность ханьского времени в принципе почти не отличается от современной.

Изобретатель бумаги -китаец Цай Лунь

Китайские иероглифы

В наши дни логография все еще употребляется, и не только в Китае, где она остается основной системой письма» но и у многих других народов, удерживающих некоторые её элементы наряду с письмом фонетически? Логографическими знаками являются цифры, обозначение химических элементов, алгебраические символы, многие дорожный знаки. В силу ряда полезных качеств логограммы не должны исчезнуть из нашей письменной практики. Главное из достоинство - краткость: один знак заменяет целое слово. Другое достоинство логографии- она понятна каждому человеку, знающему смысл логограммы, независимо от того, каков он на его родном языке. И все же отрицательные стороны логографического письма превышают его достоинства. Ведь за каждым понятием должен быть закреплен отдельный знак - иероглиф. У китайцев их насчитывается до 50 тысяч.

ФИНИКИЙСКИЙ АЛФАВИТ

Первый алфавит создали финикийцы в 2 тысячелетии до нашей эры. Он состоял из 22 букв. Они обозначали лишь согласные звуки или слоги, состоящие из согласного и гласного звуков. Финикийский язык принадлежал к семейству семитских, в которых главную роль играли согласные. Из них составляли корни слов. Гласные же выражали, главным образом, в основном связи и формы слов. По этой причине финикийский алфавит занимает промежуточное положение между слоговыми и буквеннозвуковыми системами письма.

Знаки финикийского алфавита имеют простую, удобную и для написания и запоминания, форму. Есть несколько гипотез происхождения финикийского письма. Как его возможных предшественниц, называют и египетскую, и ассиро-вавилонскую и крито-микенскую письменности.

Сторонники каждой теории приводят аргументы за и против. Однако для нас важно то обстоятельство, что финикийский алфавит - закономерный результат длительного пути развития письма, во-первых. И, во-вторых, именно эта система письма стала универсальной и международной, говоря современным языком. Именно она легла в основу письменности европейской береговой Греции, а затем трансформировалась в письменность большинства европейских стран.

ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ.

Финикийский алфавит был заимствован греческой и арамейской письменности. Он последней берет свое начало восточная ветвь буквенно -звукового письма и некоторых слоговых систем, распространенных в

Л А'- Д1-1

к * * < к К К * *

* $ 3 9 9 3 * *

л л 1 л

4 к л -т, 4

Л ч

•■Г у Г V У Т 'ПТ* 7 У

X ■1 Г .1. Т X I. *ч ►т л

в «1. И М М ГЯ1

$ 05 Ф О;-*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п а г ■т/ -Л

4 * 'V 'У 7 ? Т

£ ¿. С ч ^ й й

Т Ь * #4? У?

У > 1 Ь н / 7

? * 5 V* ^ V

й л ■э О о О о<> а V

> У í />• ГГТ ? 71|,11,

V Г * ?

Л У 4 я ■■ *\ч ■* 1

№ ■Ур| 'л' ■л/ V'/ г?**

• 1 Ж + + х < ¿Г#

Азии. Греческий стал основой западных систем письменности, для которых в равной степени характерно употребление как гласных, так и согласных звуков.

Великая историческая заслуга древних греков состоит в том, что они выделили гласные звуки, введя для них в алфавит специальные знаки. Так он приобрел вид, который в основных своих чертах сохранился и по сей день. Это произошло в первом тысячелетии до нашей эры.

Нововведение обеспечило более точную передачу звуков речи. И вот уже более двух тысяч лет человечество пользуется буквеннозвуковым письмом - гибким инструментом для передачи различных событий, мыслей, чувств...

“Архаическое” греческое пи*сьмо по форме букв почти полностью совпадает с

финикийским, лишь позднее были введены дополнительные буквы. В "архаических" малоазийских и, вероятно, в греческим письме сначала отсутствовали буквы для кратких согласных. Направление письменности было , как и в семитских языках, справа налево, затем - бустрофедон /первая строка - справа налево, вторая - слева направо), наконец, слева направо.

В связи с тем, что греческий текст, лишенный гласных, почти непонятен, в греческую письменность были включены для гласных и те буквы, которые обозначали финикийские согласные, чуждые греческой фонетике и оказавшиеся, т. о. , излишними.

Переход к обозначению на письме не только согласных, но и всех гласных явился важнейшим культурным достижением.

В дальнейшем возникают варианты письма восточно-греческий и западно-греческой, различавшиеся формой и использованием некоторых букв.

Из восточно-греческого в 5-4- веках до нашей эры развилось греческое, а затем византийское письмо; в свою очередь, из него возникли коптское /христиано-египетское/,древне-готское и славянское кирилловское письмо. На основе западно-греческого возникли италийские алфавиты, в т.ч. этрусский /в 7 в.до н.э./, и из него древнегерманские руны /с 3 в .н.э./; из этрусского же, видимо, развилось латинское письмо ( с 6 в до нашей эры).

В эпоху Римской империи латинское письмо приобрело международный характер, сохранявшийся в связи с распространением

^ - V к

[□ ■ Е. У-

г^, ■ .... 1

> ■ л л

I - и Е

■ЧЛЛ 1 " ЛАЯ,

католической церкви и в эпоху западноевропейского феодализма. Латинская письменность используется и для национальных языков западноевропейских народов /французского, немецкого, польского).

В 19-20 веках, в связи с образованием новых буржуазных наций, складывается целый ряд систем Письменности на латинской основе во всех частях света.

СЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Славянское письмо - кириллица, было разработано на основе добавления к 24 буквам византийского греческого письма еще 19 букв для специфически славянским корнем. Кириллица употреблялась православными славянами, а также /до 19в./ румынами. На Руси была введена в 10-11 вв. в связи с христианизацией. Однако какое-то письмо применялось славянами уже раньше.

Об этом сохранились свидетельства очевидцев. Болгарский монах Черноризец Храбр, живший на рубеже 1Х-Х веков, пишет, что славяне читали и гадали с помощью " черт и резов ". Арабский писатель Эль Массуди видел на Руси в языческом храме пророчества, начертанные на камне . К сожалению памятники языческой письменности практически не сохранились.

КИРИЛЛИЦА И ГЛАГОЛИЦА.

После принятия христианства славянами распространение получили два алфавита : кириллица и глаголица. Кириллица была создана братьями, монахами - просветителями Кириллом (Константином) и Мефодием на базе греческого алфавита. Они принесли свою азбуку славянам Чехии, Болгарии, Моравии, Руси...

Труд Кирилла и Мефодия положил начало созданию славянской письменности, литературы, старославянского литературного языка, имевшего огромное значение в дальнейшей жизни славянских народов.

Кириллица состояла из 43 букв. Для звуков одинаковых в славянском и греческом языках, использовались греческие буквы. Для звуков, присущих славянскому языку, создано 19 знаков простой формы. Кириллица правильно передавала фонетический состав старославянского языка, но она включала 6 греческих букв, ненужных для передачи славянской речи.

Параллельно с кириллицей в Х веке существовала другая разновидность славянского алфавита, глаголица. В глаголическом письме на 3 буквы меньше, чем в кириллице, а в более раннем - 38-39 букв. Совпадая с кириллицей по алфавитному составу и расположению, звуковому значению и названиям букв, глаголица сильно отличалась от нее сложностью знаков. Ее буквы применялись также для обозначения чисел.

До сих пор не решен вопрос о происхождении глаголицы и её соотношении с кириллицей.

Графика кириллицы претерпевала

изменения с 10 по 18 ВЕКА (УСТАв, полуустав, скоропись). Современные славянские системы письма: русские,

украинские, болгарские, сербские

развивались на основе кириллицы.

Русские письмо из 35 букв называлось гражданским шрифтом, в отличие от церковного - собственно кириллицы, сохраненной для религиозной литературы, при реформе, проведенной Петром Первым /1710г./ является упрощением кириллицы* Оно пережило ряд алфавитно-орфографических реформ, в результате которых были исключены все буквы, ненужные для передачи фонем современной русской речи и включены две новые буквы: й и е.

СССР были созданы новые алфавиты для народов, не имевших ранее письменности, или имевшие письменность, построенную на малопригодной для народного языка, основе (например - арабской). Первоначально эти алфавиты строились на латинской основе, но с середины 50-х гг. были переведены на русскую основу с добавлением ряда дополнительных и диакритизитированных букв.

Совершенствование письменности продолжается и в настоящее время. ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ На древнерусском языке говорили и писали в Новгороде, в Киеве, загадочной Тмутаракани. Немного произведений дошло до нас. “ Поучение Владимира Мономаха ", “Изборник Святослава”, “Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона, " Слово о полку Игореве " и др. памятники древнерусской литературы. Среди них особое месте занимает хроника “повесть временных лент” монаха Нестора, которое сравнимо с энциклопедическим трудом. В Киевской Руси уже имелись библиотеки. Они создавались при монастырях и способствовали продолжению и углублению образования. Следил за книгами один из монахов. Самой знаменитой была библиотека Ярослава Мудрого - строителя Собора святой Софии в Киеве.

Асвгдежг;

|ГнКЛММОТ1 РстЗфхш цщушъьни 1 ЮГЫОДЛиА »ВТвУ*

* \,

* ¡1' 'и5 %. ^ у

<й> а- &> “Р 'Э> 5

^ • ¡1 о1

I» 51 3 от ф

к ф ^ У V ш

„в -В Ц&ТД -¡г* <€

Спиридоньевкая (Киевская) псалтырь 1397 г.

ГРАФФИТИ СОФИИ КИЕВСКОЙ

Надписи на штукатурке собора Софии Киевской содержат упоминания видных исторических деятелей Древней Руси -Владимира Мономаха, Мартирия, архиепископа Новгородского и других. По содержанию надписи Софийского собора родственны, а иногда аналогичны летописным сообщениям. Это свидетельствует о большом интересе их авторов к отечественной истории, стремлении оставить память о волновавших их событий. Расшифровка этих надписей помогла установить, например, точную дату рождения Ярослава Мудрого, о заключении важных политических союзов русских князей.

Древнерусские граффити ( надписи на штукатурке ) Х1-Х1У веков можно разбить на следующие основные группы : надписи, содержащие

сведения о военно-политической истории Древней Руси ; поминальные надписи, близкие летописным (“месяца августа в 22 представился раб божий Лука епископ блаженный Белогородский " -в летописи о смерти епископа ничего не сказано ) ; благожелательные надписи (“Господи, помози рабе своей Олисаве Святополчей матери русской княгине... " ) ; автографические ( " Михаил убогий, а грехом богатый писал, господи, помози ему”; или “Писал Ставр Городатинич " ) ; надписи относящиеся к фрескам (например, на изображении Онуфрия, на высоте 1,8 метра от пола, граффити : “Святой Онуфрий, моли Бога милостивого за рабу свою Елену и... помощи... рабу своему Фсыпорови, аминь " ) ; символические и бытовые рисунки.

БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ В начале 50-х годов в истории русской палеографии произошло крупное событие : при раскопках древнего Новгорода были открыты сотни берестяных грамот XI - XIV веков и началось изучение их письма.

До 1951 года считалось, что грамотность в Древней Руси была привилегией князей, бояр, церковников, а рядовые ремесленники и вообще большинство жителей писать и читать не умели. Берестяные

грамоты новгородцев доказали, что искусством письма владели и простые люди. Значит, не бесписьменный период был в то время на Руси, а время массовой грамотности, причем не в одном лишь Новгороде были найдены такие документы, а еще в четырех городах (Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе). Археологам посчастливилось найти берестяные рулончики с процарапанными буквами.

Список использованной литературы:

Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. - М., 1988,с. 7-34

Драчук В.С. Дорогами тысячелетий. О чем поведали письмена. М., 1977.

История СССР с древнейших времен до 1861 года. М., 1989.

Киселева М.С. Культурные коды и типы культуры.- Вкн. Культурология. -

М., 1993.С.67-89.

Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990.

Рачков Л.И., Чуфистова Л.И. Вспомогательные исторические дисциплины. -

М., 1992.

Ромах Н.И. Культурология. Часть 1.,раздел 1. История мировой культуры.

Программа и методические рекомендации. Тамбов. 1996.

Тэйлор Э Первобытная культура. М., 1989.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.

Фрезер Дж. Фольклор в В Ветхом завете. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.