И. Н. Извеков
(Великий Новгород)
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
В статье обосновывается генеалогический подход к системе нравственного воспитания, основанный на формировании у школьника системы нравственных ценностей с опорой на генеалогическую идентичность личности, соблюдении в процессе воспитания принципов преемственности, связи поколений, на учете традиций и ценностей семьи в поведении и деятельности
Культура является совокупностью материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень его развития (античная культура, культура эпохи Возрождения, культура Латинской Америки и т. д.) [10]. Культура как сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие разделяется на материальную и духовную культуры, которые находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип, исторически изменчивый, но на каждом новом этапе своего развития наследующий все наиболее ценное, созданное предшествующей культурой.
Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности.
Передача культуры от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта, но не совпадает с утилитарным овладением результатами предшествующей деятельности. Культурная преемственность осуществляется не автоматически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.
Усвоение культуры - это взаимона-правленный процесс, для которого справедливы все основные закономерности коммуникативной деятельности.
Предметом нашего рассмотрения является формирование генеалогической нравственной культуры личности посредством системного, научно выверенного воздействия на личность духовной и материальной культуры.
Е. Н. Шиянов описывает ряд компонентов культуры личности, каждый из которых является отдельным объектом изучения и «культивирования»: интеллектуальная культура, эмоционально-чувственная культура, физическая культура, психорегулятивная культура, творческая культура, политическая культура, правовая культура, нравственная культура, эстетическая культура, экономическая культура, экологическая культура, семейная культура.
Основу нравственной культуры составляет нравственное сознание. В сердцевине данного качества лежит установка на отношение к человеку как величайшей ценности. Нравственная культура проявляет себя в этической грамотности, нравственной умелости; сформированности отношения к базовым общечеловеческим ценностям [8].
По своей значимости слово «нравственность» почти эквивалентно слову «культура», ведь оба эти понятия, по сути, подразумевают соответствие индивида социальным нормам. Но если культура существует по отношению к индивиду как бы извне, то в нравственности - как в производном от нравов - проявляется ставшая привычкой и образом мысли свободная воля индивида.
Нравственная культура личности определяется культурной средой, в которой эта личность эволюционирует и обеспечивается нравственным воспитанием. Одним из
значений термина «культура» в латинском языке является «воспитание», и соответственно понятие «нравственная культура» синонимично понятию «нравственное воспитание». Синонимично, но все-таки не тождественно. Ибо «культура» - имя существительное, обозначающее феномен, явление, тогда как «воспитание» с точки зрения глагола «воспитывать», название процесса-действия.
Нравственное воспитание может приобретать противоположные формы: морализаторство и моральный террор (стремление насильно «осчастливливать» людей путем навязывания им через жесткую регламентацию определенных правил, форм поведения; при этом нравственные предписания выступают как средство подавления и унижения личности). Существует буквальное понимание нравственного воспитания как обучения нравственности, что является не совсем адекватным: обучить нравственности нельзя; нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.
Как известно, воспитание человека всегда было направлено на формирование определенных ценностей. В. П. Тугаринов рассматривает ценности как необходимые людям явления удовлетворения потребностей и интересов [7: 119]. Тот же подход мы наблюдаем у О. Г. Дробницкого: логика ценностного отношения строится не по принципу «чем дороже, тем нужнее», а наоборот, -«чем нужнее, чем труднее, чем реже - тем дороже и ценнее».
Опираясь на концепции отношений
А. Ф. Лазурского - В. Н. Мясищева, можно определить отношение как целостную систему сознательных, избирательных, основанных на опыте психологических связей с различными сторонами и объектами действительности, что выражается в действиях человека, его реакциях и переживаниях и формируется в деятельности и общении
[4].
Отечественные педагоги рассматривали отношение человека как одну из основ воспитания. Так, А. С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание человека - это воспитание его отношений». Здесь же имеет место
известное изречение К. Маркса: «Суть человека - в ансамбле всех общественных отношений». В. Н. Мясищев определяет личность также как систему отношений. Характеризуя личность ее направленностью, уровнем, структурой и динамикой, мы тем самым характеризуем и ее отношения. Развитие личности с этой точки зрения характеризуется развитием отношений [4: 340].
Это явление подтверждается исследованиями психологов. Из общепсихологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский и др.) известно, что деятельность включена «...в систему отношений общества; вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует» [3: 141]. Следовательно, формирование отношений имеет существенное значение для деятельности человека в обществе.
Отношение имеет три основные характеристики: - направленность отношения на что-то или кого-то; эмоциональная насыщенность (положительная или отрицательная); связанность с переживанием.
Можно выделить следующие группы ценностей применительно к отношениям личности:
1. Социальные отношения личности -гражданственность, законопослушность, уровень общественной активности и зрелости, выполнение общественного долга.
2. Нравственные отношения личности - патриотизм, культура межнациональных взаимоотношений, дисциплинированность, коллективизм, честь и личное достоинство.
3. Эстетические отношения личности -уровень развитости чувства прекрасного, увлеченность различными видами искусства и степень их понимания, творческо-эстетические способности.
4. Санитарно-гигиенические отношения личности - физическая культура, занятия спортом, здоровый образ жизни, экологическая подготовка личности.
Предметом отношений могут являться самые различные виды деятельности человека, причем наряду с непосредственным отношением к деятельности существует опосредованное. Непосредственное отношение определяется отношением к процессу, к цели и условиям деятельности. Опосредованное отношение - местом ожидае-
мого результата деятельности в системе целей личности. В. Н. Мясищев считает, что основными мотивами, характерными для этого отношения, являются мотивы нравственности. [7: 17].
Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что приобщение к общечеловеческим ценностям неразрывно связано с проблемой нравственного воспитания. Об этом свидетельствует ряд педагогических исследований, в которых нравственное воспитание обучающихся проявляется в отношении к окружающему миру. (А. С. Белкин, Е. В. Бондаревская, Н. В. Бурдаков, И. Д. Де-макова, Г. А. Кузнецов, В. И. Пирогов).
В. А. Сухомлинский также рассматривал нравственность как нормы, правила отношений между людьми и отношения к обществу [2].
Таким образом, когда мы говорим о формировании отношений, мы имеем в виду прежде всего нравственные отношения.
Духовно-нравственные ценности являются подсистемой структуры любого человеческого общества и выполняют генеалогические функции, закрепляя их в материальных и духовных формах, сохраняющихся, распространяющихся, усваивающихся и передающихся другим поколениям, поскольку развитие социума невозможно без эстафеты преемственности в становлении культуры. Через призму генеалогических знаний о своей семье, своем роде человек воспринимает мир как некую гармонически устроенную систему гуманистической направленности, а его генеалогические представления помогают ему стать более целостной личностью.
Система генеалогических ценностей -это своеобразный внутренний стержень культуры общества, объединяющий в себе социальные и духовные стороны его жизни. В исследованиях система генеалогических ценностей рассматривается как совокупность общечеловеческих норм и ценностей, обеспечивающих нормальное человеческое общежитие.
Ценностно-генеалогический подход к системе нравственного воспитания школьника рассматривает воспитание как формирование отношений человека к Миру, включающее в себя два аспекта: формирование отношения к самому себе и к окру-
жающей среде. Формирование отношений выступает базисным механизмом приобщения к системе ценностей и является истинным объектом воспитания. Этот подход основывается на формировании у школьника системы нравственных ценностей с опорой на генеалогическую идентичность личности, а также на соблюдении в процессе воспитания личности принципов преемственности, связи поколений, на учете традиций и ценностей семьи в поведении и деятельности. Структура и содержание генеалогических ценностей семьи, рода являются специфическими для каждого школьника и выступают в качестве необходимого условия нравственного воспитания.
Академик Н. А. Лазарев выделяет такие нравственно-моральные ценности, как ценность христианской любви, ценностный принцип терпимости, ценность почитания родителей, ценность супружеской верности [9].
В системе воспитания школьников одной из наиболее актуальных является ценность почитания родителей. В 20-х годах прошлого столетия в нашей стране в процессе утверждения атеистической марксистско-ленинской идеологии этой христианской заповеди пытались придать классовый характер. И как следствие, в советский период человек в значительной степени был отлучен от генеалогической истории своего рода, своей семьи, что разрывало связи поколений, традиции, нарушало принцип преемственности, а также способствовало формированию изолированности человека от его исторического прошлого, культурных ценностей, созданных человечеством.
Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности вписан во все многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддается направленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, суммирующихся в нравственные
черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым; проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки он оказывает влияние на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. Так вос-питуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.
Осуществляя генеалогические разыскания под руководством заинтересован-
ных педагогов, школьник, приобщаясь к исследованию истории своей семьи, выясняя биографию своих предков, становится посредником между прошлым и будущим и воспроизводит микроисторию своей малой родины, страны, где кроме официально известных сюжетов появляются и индивидуальные, связанные с деятельностью его предков. Это не только приводит к более заметному интересу к истории, но и воспитывает чувство патриотизма, способствует восстановлению исторической преемственности поколений, формированию общественного сознания на основе традиций российских духовных и нравственных ценностей, возрождению величия Отечества.
Литература
1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования // Советская педагогика. - 1981. - № 8. -
С. 61-69.
2. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. - М.: Молодая гвардия, 1975.
3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х тт. Т.2. - М.: Педагогика, 1983.
4. Мясищев В. Н. Психология отношений. / Под ред. А. А. Бодалева. - Москва-Воронеж, 1995.
5. Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание -проблема современного образования в России (состояние, пути решения). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 82 с.
6. Тотиева А. Н. Формирование нравственных ценностей старшеклассников в учебном процессе (на примере обучения литературе): Дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2002.
7. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. - Л.: ЛГУ, 1960.
8. Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2007.
9. Лазарев Н. А. Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности: Дис. . д-ра пед. наук. - Сочи, 2001.
10. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. - М.: Русс.яз., 1988.