Научная статья на тему 'Генеалогический подход в нравственном воспитании молодежи'

Генеалогический подход в нравственном воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
185
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Извеков Игорь Николаевич

Обосновываются актуальность и теоретический фундамент системы нравственного воспитания молодежи на основе генеалогического подхода. Дан ретроспективный исторический анализ генеалогических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генеалогический подход в нравственном воспитании молодежи»

циальным заказом государства, дополнительное - отражает индивидуальные интересы учащихся, их родителей. Основное образование питалось избыточностью находок дополнительного образования. Дополнительное образование призвано снимать напряжение жесткого нормирования основного образования.

В предложенной нами программе формирования «жизненного сценария» подростков средствами экологического образования учтены все указанные аспекты: интеграция основного и дополнительного образования, экологическая готовность и экологическая деятельность как единство статического и динамического компонентов экологической культуры учащихся в период предпрофильной и профильной подготовки.

Предложенная нами программа (см. табл. на с. 61) состоит из блоков содержательной составляющей экологического образования (диагностического, коррекционно -развивающего, экспериментально -деятельностного) в единстве и целостности интеллектуального, эмоционального и ценностно-смыслового компонентов экологической культуры и компетентности учащихся. Она позволяет повысить эффективность формирования позитивного «жизненного сценария» подростков в предпрофиль-ной и профильной подготовке в школе.

Литература

Анисимов, О.С. Экологическая культура: восхождение к духу / О.С. Анисимов, С.Н. Глазачев. М., 2005.

Глазачев, С.Н. Экопедагогика / С.Н. Глазачев // Вестн. МГОПУ 2006. №4.

Горелов, А.А. Экология / А.А. Горелов. М.: Центр, 2002.

Грецов, А.Г. Выбираем профессию / А.Г. Грецов. СПб.: Питер, 2006.

Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. М.: Проспект, 2000.

Крысько, В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии / В.Г. Крысько. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

Крискунов, Е.А. Экология: учеб. для об-щеобразоват. заведений / Е.А. Крискунов. М.: Дрофа, 1995.

Меттус, Е.В. Учимся выбирать профиль обучения / Е.В. Меттус, О.С. Турта, А.В. Литвина. СПб.: КАРО, 2006.

Самерсова, Н.В. Экологическая инициатива / Н.В. Самерсова, Н.Н. Кошель, С.А. Петрова. Минск: Беларусь, 2005.

Суравегина, И.Т. Как учить экологии / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. М.: Просвещение, 1995.

Технология профессионального успеха / под ред. В.П. Бондарева, С.Н. Листяковой. М.: Просвещение, 2003.

Тюшев, Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков / Ю.В. Тюшев. СПб.: Питер, 2006.

Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. М.: ЭКСМО, 2003.

И.Н. ИЗВЕКОВ (Новгород)

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Обосновываются актуальность и теоретический фундамент системы нравственного воспитания молодежи на основе генеалогического подхода.

Дан ретроспективный исторический анализ генеалогических исследований.

Существующая система нравственного воспитания молодежи, основные постулаты которой были сформулированы в советский период развития России, не рассматривала связь поколений как принцип формирования нравственности. Эта позиция определялась политической волей правящей партии и провозглашенным ею лозунгом «Мы - советский народ», исключающим родословные связи в истории России.

Это в конечном счете привело к генеалогической безграмотности и отчуждению личности от своих исторических корней, а в итоге - к заметной деформации в развитии её качеств.

По нашим данным, 90% старшеклассников не могут назвать своих предков ранее трех поколений. В то же время 86% опрошенных задают себе вопрос о своей семейной легенде; 78% намерены участвовать в поисках своих родовых истоков; 62% школьных педагогов считают изучение истории своей семьи положительным фактором в воспитании молодежи.

© Извеков И.Н., 2008

Человеку свойственно хранить в своем сознании память о предках, обращаться, например, к памятным датам в истории семьи, поддерживать родственные связи. По мере того, как эти и многие другие аспекты проявляются в повседневной практической деятельности личности, они, в первую очередь, и определяют индивидуальное сознание, и формируют генеалогическую культуру человека. Человек, являясь частью общества, проявляет себя и в сфере общественных ценностей и отношений. В этом случае его личные убеждения попадают под влияние общей морали и становятся составной частью общественного сознания.

Смена общественно-политического и экономического курса в России привела к острой необходимости в глубоких реформах экономического, политического и социального характера, направленных на демократизацию и укрепление государственности с последующим переходом к гражданскому обществу как наиболее гуманной организации существования человечества.

Эти изменения могут быть реализованы только в условиях радикальных реформ в системе образования, в том числе в части формирования у школьников нравственных качеств, отвечающих требованиям нового социально-экономического курса. В связи с этим педагогика должна стать более динамичным фактором развития личности в условиях её духовного совершенствования, с опорой на нравственно-генеалогические ценности исторической преемственности поколений.

Исследование истории своей семьи, биографий своих предков позволяет личности обогащать микроисторию своей малой родины, быть посредником между прошлым и будущим. Это стимулирует интерес к истории, воспитывает чувство патриотизма, способствует восстановлению исторической преемственности поколений, формированию общественного сознания на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, возрождению величия Отечества.

Ретроспективный исторический анализ генеалогических исследований позволяет выделить несколько их направлений. С одной стороны, потомок может воспроизвести те или иные сюжеты, не прибегая к тщательному генеалогическому анализу

сохранившихся в его памяти легенд. Но результатом исследования должен стать труд, объективно отображающий историю семьи, который включен в общую историю Отечества. Однако есть большая вероятность того, что составленная таким образом история семьи отразит лишь эвристические догадки и субъективные предположения автора и в конечном итоге окажется вымыслом.

С другой стороны, человек может воспроизвести историю семьи на основе некоторой доказательной базы - государственных, юридических, семейных документов, памятников и других источников родове-дения, которые классифицируются как устные, вещественные, письменные (официальные, исторические, семейные) объективные источники информации. Но такая ситуация оказывается возможной, если исследователь освоил законы исторической генеалогии и, руководствуясь основными положениями этой науки, на основе собранных доказательных материалов выступает посредником между своими предками и потомками в роли исследователя истории конкретной семьи.

Освоить же приемы родословных разысканий в процессе самообразования - задача далеко не легкая. Во всем мире культивируются и поощряются не только обществом, но и государством занятия историей своего рода и своей местности. Однако дисциплины генеалогического направления, которая опиралась бы на общие тенденции и закономерности развития общества, способствовала бы повышению интереса к истории своей семьи, пока не существует.

По нашему мнению, социальная память, самоидентичность, генеалогия являются неразрывно переплетенными понятиями в современной реальности российского общества. Социальная память, как важнейший элемент культуры вообще, невозможна без преемственности негенетически передаваемых данных, т.е., в частности, без соотнесения личности с историей своей страны. В то же время ощущение собственной самости, самоидентичности невозможно без соотнесения себя с тем, что создавалось предшествующими поколениями семьи, т.е. без соотнесения себя с истоками своего рода. И именно генеалогия - тот прочный мост, который соединяет историю страны с историей семьи, что и порождает переживание самоидентично-

сти, вдохновенного чувства собственной самости в ее сопричастности миру.

Академик Российской академии образования, председатель археографической комиссии Российской академии наук и Союза краеведов России С.О. Шмидт утверждает, что память - в основе культуры. Осознанная память о своих родных, о родном доме - в основе нравственного воспитания и формирования первичных оценок происходившего ранее и происходящего в современном мире.

Понятие генеалогии все чаще употребляется в концепциях нравственного возрождения России, в исследованиях процессов философских основ жизни, гражданственности, патриотизма. В специальной психолого-педагогической литературе (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Знаков, Е.И. Исаев, Н.Д. Никандров, В.И. Сло-бодчиков, В.Д. Шадриков и др.) наряду с основными пятью потенциалами личности (познавательным, духовным, творческим, коммуникативным и эстетическим), обеспечивающими формирование её мировоззрения, исследуются аксиологический и нравственный потенциалы. Знание своей истории, культуры нации, традиций своего народа, семьи как нравственных ценностей всегда обеспечивало гуманистическую нравственную ориентацию и избирательную регуляцию предметной деятельности человека, включая педагогическую практику. В силу особенностей истории России учение о ценностях (аксиология) начало развиваться сравнительно недавно и было связано с именами таких философов, социологов и культурологов, как С.Ф. Анисимов, О.Г. Доброницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.В. Кортева, В.Н. Саратовский, В.П. Тугаринов, Я.А. Розин, Л.Н. Сто-лович, Н.З. Чавчавадзе и др.

Под нравственными ориентирами мы понимаем систему взглядов на объективный мир и место в нём человека, на его отношение к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этим основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Существуют три основных типа нравственных ценностей: связанные с обыденно-житейским мировоззрением, научно-философским и религиозно-мистическим, которые составляют некоторое единство, охватывая собой определенный круг вопросов аксиологиче-

ского, онтологического, гносеологического, нравственно-нормативного, морально-волевого и жизненно-практического уровней.

Мы уже упоминали о том, что в советский период человек в значительной степени был отлучён от генеалогической истории своего рода, своей семьи, что разрывало связи поколений, традиции, изолировало человека от его исторического прошлого, культурных ценностей, созданных человеческим родом, с помощью которых человек творит свою «картину исторического сознания» с опорой на генеалогические корни. В постперестроечный период развития России в обществе возникли такие явления, как равнодушие к созданию семьи, промискуитет, пробные браки, социальное сиротство, рост проституции как основного или побочного занятия, а также примитивизация потребностей и интересов подрастающего поколения. Данные явления, несомненно, составляют риск для нравственного развития человека, для будущего страны. Человек, которому не на что опереться в реализации свободы, которому трудно принять ответственность, естественным образом «выпадает» из единого хода исторического процесса. История уже не выступает для нашего современника результатом прогресса его человеческой сущности. В наши дни преодолевается взгляд на историю как на обозримое целое. Еще в середине XX в. немецкий философ К. Ясперс сказал о том, что современный человек находится внутри не завершенной, а лишь возможной, постоянно распадающейся обители исторической целостности. Человек в любые времена обладал историческим сознанием. Поэтому мы можем говорить лишь об измененных формах исторического сознания современного человека в процессе развития общества. Подобной формой исторического сознания сегодня выступает измерение истории посредством отдельно взятой жизни личности.

В педагогической литературе понятие «картина исторического сознания» часто употребляется в семантическом значении близкого к нему понятия «картина мира» (А.Н. Леонтьев, Г.С. Абрамова, Н.А. Ери-на, Е.А. Климов, В.Ф. Петренко и др.). Вместе с тем объективное содержание, которое несут в себе конкретные события и явления, т.е. то, что они значат для общества, может существенно не совпадать с

тем, что в них открывает для себя личность, поскольку отражение ею объективного содержания событий осуществляется под углом зрения её индивидуальных интересов и исторической картины мира, основанной на генеалогических изысканиях. В данном случае «картина мира» как параметр, характеризующий особенности индивидуального смыслового поля, с помощью которого молодой человек отражает окружающий мир, выступает в качестве ориентировочной основы его поведения и деятельности. Нет смысла формировать или корректировать личность, не имея представления о её жизненных целях и ценностях, в том числе основанных на историческом самосознании представителя определённого рода, носителя исторического наследия родственного сообщества, поскольку они прежде всего детерминируют поведение молодого человека. Педагог должен понять эти цели и ценности, помочь учащемуся осознать их и генеалогически персонифицировать себя.

Несмотря на то, что «картина мира» постоянно корректируется, корреспонди-руясь со значительными и малозначительными событиями, она на уровне своей сущности - достаточно стабильное психическое образование, что и позволяет ей оказывать непосредственное влияние на поступки. Следовательно, картина мира функционально, генетически и онтологически оказывается первичной по отношению к любому конкретно-субъективному чувственному переживанию личности.

Научные и педагогические методы, взятые каждый в отдельности, не в состоянии справиться со своими задачами, если они не включены в общую систему исторического образования и воспитания на основе генеалогической самоидентификации личности.

Проблема исследования является как никогда актуальной для России, т.к. позволит разрешить противоречия между общей потребностью в возрождении российской нравственности и невостребованно-стью нравственного потенциала молодежи; социальным заказом системе общего образования, который в общей форме выражается как формирование инициативной, предприимчивой самостоятельной личности, обладающей общекультурной компетентностью, открытой для самообразования, готовой к инновациям, способной

свободно ориентироваться в социокультурном пространстве ценностей, и нравственным кризисом во всех сферах общественной жизни; процессом гуманизации образования и воспитания, направленным на возрождение у молодого поколения стремления к восстановлению или систематизации собственной истории семьи как единичной ячейки в структуре общей культурной самоидентификации, и отсутствием подобной работы в учебно-воспитательном процессе школы.

Таким образом, по нашему мнению, процесс нравственного воспитания молодежи станет более эффективным, если он будет опираться на сформированный образ генеалогической самоидентификации, реализацию принципа преемственности поколений, что предполагает пересмотр содержания общего образования и включение дисциплин, связанных с изучением генеалогии, основу которых составила бы не традиционная система нравственного воспитания личности, а диалектическая логика спиралевидного характера, позволяющая возвратить индивидуума как вид в исходную точку развития человеческого рода, т.е. на качественно новый виток нравственности, и приобщить его к той надындивидуальной сфере, которая делает человека самоорганизующейся, инициативной, самосовершенствующейся личностью, способной не только иждивенчески потреблять продукты, добытые предшествующим поколением его рода, но и вносить свой личностный вклад в общечеловеческую сокровищницу нравственных ценностей России и мира.

За последние годы появились исследования и методические разработки, предусматривающие вовлечение школьников в изыскательский процесс истории своего рода (В.С. Мартышин, А.Г. Мосин и др.). Нами предпринята попытка ввести в школьное образование элективный курс «Генеалогия и история семьи». Мы считаем, что введение такого курса весьма эффективно, но недостаточно. Необходимо создать систему нравственного воспитания молодежи на основе генеалогического подхода.

Литература

Баикина, А.И. Летопись студенческой научной лаборатории открытого типа «Моя родословная» / А.И. Баикина. Тюмень: Вектор Бук, 2003. 256 с.

Бычкова, М.Е. «Что значит именно родные» / М.Е. Бычкова. М.: Богородский печатник, 2000. 152 с.

Бычкова, М.Е. Генеалогия в России: история и перспективы / М.Е. Бычкова, М.И. Смирнов. М.: Территория, 2004. 280 с.

Генеалогическая информация в государственных архивах России: справочное пособие / отв. сост. С.Н. Романова; сост. Н.И Глуховская, М.П. Дьячкова, В.И. Завич [и др.]; Федер. арх. агентство; ВНИИДАД. М., 2004. 280 с.

Извеков, И.Н. 500 лет на службе России: дворянский род Извековых от вяземских вот-

чинников до наших дней / И.Н. Извеков, А.И. Извеков, С.Ю. Баранов. СПб.: Наука, 2002. 245 с.

Мартышин, В.С. Твоя родословная: учеб. пособие по изучению истории семьи и составлению родословной / В.С. Мартышин // Воспитание школьников. Библиотека журнала. Вып. 12. Сер.: Духовно-нравственные основы семьи. М.: Школьная Пресса, 2000. С. 52 - 78.

Мой род в истории: учеб. пособие для основной школы / авт.-сост. и авт. концепции А.Г. Мосин. М., 2006. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.