Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендерный подход / духовно-нравственное воспитание / младший школьник / gender approach / spiritual and moral education / junior high school student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Николаева Екатерина Ивановна, Ноговицына Амгалена Алексеевна

В статье авторы представили опыт работы образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) внедряющих гендерный подход в учебно-воспитательном процессе. Раскрыли содержание опытно-экспериментальной работы; выявили эффективность педагогических условий в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Апробация программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» по развитию духовно-нравственных качеств, доказала свою эффективность при соблюдении определенных, конкретизированных в нашей работе условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Николаева Екатерина Ивановна, Ноговицына Амгалена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the authors presented the experience of educational institutions of the Republic of Sakha (Yakutia) implementing a gender approach in the educational process. Revealed the content of experimental work; revealed the effectiveness of pedagogical conditions in the spiritual and moral education of younger schoolchildren. The approbation of the extracurricular activity program "The Road of Good" for the development of spiritual and moral qualities has proved its effectiveness under certain conditions specified in our work.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

3. Ежеленко, В.Б. Новая педагогика массовой школы. Теоретическая педагогика: теория и методика педагогического процесса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: 2-е изд., перераб. и доп. / В.Б. Ежеленко. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 466 с.

4. Ильясов, И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение / H.H. Ильясов // Вопросы психологии. - 1996.-№2.-С. 138-140.

5. Карпова, Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности / Е.В. Карпова. -Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 569 с.

6. Невзорова, A.B. Воспитание самостоятельности школьников в учебной деятельности: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Невзорова Анна Витальевна. - Архангельск, 2005. - 199 с.

7. Российская Федерация. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: ГПриказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"1. - URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf (дата обращения 12.01.2023)

8. Российская Федерация. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: [Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"1. - URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf (дата обращения 12.01.2023)

9. Российская Федерация. Изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: ГПриказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"]. - URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf (дата обращения 12.01.2023)

Педагогика

УДК 371.4

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 5 курса Николаева Екатерина Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 5 курса Ноговицына Амгалена Алексеевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ТЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье авторы представили опыт работы образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) внедряющих тендерный подход в учебно-воспитательном процессе. Раскрыли содержание опытно-экспериментальной работы; выявили эффективность педагогических условий в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Апробация программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» по развитию духовно-нравственных качеств, доказала свою эффективность при соблюдении определенных, конкретизированных в нашей работе условий. Ключевые слова: тендерный подход, духовно-нравственное воспитание, младший школьник.

Annotation. In the article, the authors presented the experience of educational institutions of the Republic of Sakha (Yakutia) implementing a gender approach in the educational process. Revealed the content of experimental work; revealed the effectiveness of pedagogical conditions in the spiritual and moral éducation of younger schoolchildren. The approbation of the extracurricular activity program "The Road of Good" for the development of spiritual and moral qualities has proved its effectiveness under certain conditions specified in our work.

Key words: gender approach, spiritual and moral education,junior high school student.

Введение. Тендерный подход в образовании означает учёт особенностей и потребностей учащихся в зависимости от пола, а также преодоление стереотипов и дискриминации на основе тендера. Он позволяет создать равные возможности для всех учеников, независимо от их пола, и способствует формированию толерантного и справедливого образовательного пространства.

В рамках тендерного подхода осуществляется анализ и переосмысление содержания образования с учётом тендерных аспектов. Это включает в себя разработку новых учебных программ и методик работы с учащимися, осознанное использование языка и коммуникации без дискриминационных формулировок, а также обеспечение равноправного доступа к образованию для мальчиков и девочек.

Тендерная педагогика направлена на укрепление тендерной равноправности и устранение насилия и доминирования на основе тендера. Она способствует формированию у учащихся понимания тендерной дискриминации и неравенства, а также развитию навыков сотрудничества и эмпатии между полами.

Развитие тендерной педагогики требует участия педагогов, школьных администраций, родителей и всего общества. Она должна стать неотъемлемой частью образовательной системы и способствовать формированию инклюзивного и равноправного общества.

Таким образом, тендерный подход в образовании является необходимым инструментом для реализации принципов равенства и справедливости в российской образовательной системе, и его развитие должно быть приоритетным направлением реформирования [1].

Изложение основного материала статьи. К сожалению, на сегодняшний день в системе образования не существует специальных программ по тендерному воспитанию, которые способствовали бы оптимизации тендерного общения и формированию тендерной идентичности. Есть единичные образовательные учреждения, внедряющие тендерный подход. Представляем, программы работ частного образовательного учреждения «САХАТ» г. Якутска и муниципального бюджетного образовательного учреждения «Мюрюнская юношесная гимназия им.В.В.Алексеева» Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия).

Частное общеобразовательное учреждение для мальчиков и юношей Сахат обеспечивает образовательную площадку,

где ребенок сможет раскрыть свой потенциал и обрести новые знания.

Общей целью ее программы является создание условий для реализации в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурно-спортивной, в свободном общении. Образование обучающихся ведется на русском и якутском языках.

Учреждение самостоятельно в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных законодательством Российской Федерации.

Правильная деятельность педагога начальных классов в решение задач полоролевого воспитания - это формирование адекватного отношения девочек и мальчиков к противоположному полу. Воспитывается - мужественность и женственность. Более того, их формирование не побочная, а важнейшая задача воспитания. Ее решение - необходимое условие счастья детей в будущем. Педагогическая грамотность родителей проявляется в том, насколько им удается воплотить в дочери идеал женственности, а в сыне мужественности. Порой они делают это неосознанно или в силу традиций. Пример родителей, их поведение, внешние и внутренние качества, нравственные взаимоотношения между членами семьи являются самым действенным средством тендерного воспитания.

Всю домашнюю работу, занятия на кружках ребята проходят в стенах школы. В теплые времена года они активно гуляют, здесь часты дневные походы в лес с обедом на природе, школьники часто посещают музеи, выставки, обязательны сезонные выезды на традиционную якутскую ловлю рыбы - мунха. В школе превалирует мужской состав педагогов.

Учредители ЧОУ «САХАТ» прилагают все усилия, чтобы мальчики росли здоровыми, образованными, интеллигентными людьми, ответственными за свои поступки.

Следующим хотим представить опыт работы МБОУ «Мюрюнская юношеская гимназия им. В.В. Алексеева».

Программа тендерного подхода была разработана первым директором гимназии Филипповым В.И.

В 1994 году открытие первой в республике школы для мальчиков стало новым явлением. Были разные мнения: одни одобряли открытие гимназии, другие сомневались в жизнеспособности такого вида учреждения. Основная предпосылка открытия гимназии - выявление снижения социальной активности мальчиков в школах, а также нехватка в улусе специалистов экономического и технического направлений. Это послужило причиной выбора физико-математического профиля гимназии. Опытными педагогами выработаны адаптированные образовательные программы по ряду предметов, появились авторские общественные проекты учителей.

Образовательно-воспитательная работа гимназии осуществляется, согласно понятию: главная установка, во-первых, бессознательная, во-вторых, формируется в раннем детстве, в-третьих, формируется у ребенка на примере отца, в-четвертых, служит руководством к действию для растущего молодого человека, в-пятых, является моделью мышления и поведения взрослого мужчины, то есть представляет сердцевину индивидуальности мужчины.

В гимназию дети принимаются с 5 класса, то есть тогда, когда эта установка, в общем-то, сформирована. В целях компенсаций неблагоприятных факторов гимназия устанавливает связи с семьями, инициирует различные формы взаимодействия с начальными школами и классами. Подготовительная работа с будущими гимназистами смещается на более ранний возраст. Конечным итогом этой работы должна стать собственная сеть опорных детских садов и школ.

Стержнем всей работы «Уолан» являются свои образовательно-воспитательные традиции. Гимназия держится на них. Приобщение воспитанников к этим традициям окупается столицей. Формы приобщения к ним разнообразные, поскольку в данной работе учителя и воспитатели реализуют креативный подход.

Известно, что настоящие мужчины воспитываются на традициях своих народов. Учитывая это, раз в три года в гимназии проводится национальный праздник «ЬШыах Боотура», во время которого совершаются традиционные народные обряды, организуется кумысопитие. Гимназисты заранее готовятся к состязаниям в ловкости и силе. Захватывающими становятся соревнования по борьбе «хапсагай», стрельбе из лука и бегу, где самый быстрый боотур должен догнать красивую девушку-бегунью. В этот день все учителя и, родители и гимназисты наряжаются в национальные костюмы. Приглашаются гости, выпускники со своими семьями. «Посвящение в гимназисты» в 8 классе начинается с символического удара в «табык» как знак взросления и возмужания.

Основная цель гимназии: формирование личности молодого человека, который физически и психически здоров, интеллектуально и духовно развит, обладает высоким уровнем самосознания, имеет широкий горизонт видения жизни, способен найти свое место и предназначение в быстро меняющемся мире.

Руководствуясь этой целью, педагогический коллектив разработал собственную стратегию развития. Созданы социально-педагогические условия для всестороннего развития учащихся. Кропотливая работа руководителей, учителей, воспитателей приводит к хорошим результатам.

Педагогический коллектив понимал важность создания системы воспитательной работы с учетом особенностей мальчиков. Основательный фундамент в этом направлении был заложен в первые годы жизни гимназии. Учитывался семейный статус гимназистов (дети одиноких матерей, единственные сыновья, дети из многодетных семей). Целенаправленно создавалась среда, наполненная мужской субкультурой, возмещающая отсутствие отцовского воспитания, мужского общения для некоторых мальчиков.

Мужской характер формирует мужской коллектив. В гимназии юноши проходят школу мужской дружбы, взаимоподдержки, собратства, осваивая разные социальные роли. В развитии лидерских качеств особое место занимает умелая организация самоуправления в классах.

Для воспитания мальчиков необходимо создать для них среду успешности. Участвуя в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, научно-практических конференциях, они развивают в себе эмоционально-волевые качества, которые способствуют их личностному росту, помогают самореализации.

Уникальное содержание деятельности гимназии ориентирует нас на взращивание не только успешной личности, но и настоящего мужчины. Коллектив гимназии стремится формировать у каждого своего выпускника стиль поведения и жизни современного молодого человека, основанного на укладе жизни гимназии [2].

Таким образом, учителя, родители, выпускники и сподвижники гимназии как коллективная личность осознают важность выделения на новом этапе развития стратегических направлений работы и создания прогностической модели развития гимназии «Уолан».

С целью выявления эффективных педагогических условий нами реализована опытно-экспериментальная работа на базе ЧОУ «САХАТ» г.Якутска, среди учащихся 4 классов в количестве 13 человек и контрольным классом явились ученики 4 класса МОБУ СОШ № 30 им. В.И. Кузьмина г. Якутска, в количестве 13 школьников.

Для получения результатов уровня духовно-нравственных качеств школьников мы использовали следующие методики: «Диагностика нравственной мотивации» С.Ф. Сироткина, «Незаконченные предложения» Сакса-Леви и «Определение психологических характеристик мужскому и женскому поведению» С. Степанова.

В процессе проведения исследования в обеих группах были созданы одинаковые условия, которые влияют на результаты методик: содержание материалов, сложность заданий, время, отводимое на ответы обучающихся.

С помощью методики «Диагностика нравственной мотивации» С.Ф. Сироткина мы выявили, что у детей экспериментальной группы низкий уровень нравственной самооценки. Средний результат показал 1,53 балла.

По результатам контрольной группы мы выявили, что дети имеют низкий уровень нравственной самооценки. Средний результат показал 1,38 балла.

Заключение по проведенному анализу показывает, что уровень нравственной самооценки учащихся экспериментальной и контрольной группы не отличаются, аналогично показали низкий результат нравственной самооценки.

Для выявления осознаваемых и неосознаваемых установок человека мы использовали методику «Незаконченные предложения» Сакса-Леви, в котором можно увидеть отношение человека к окружающим людям, к прошлому и будущему, к жизненным целям.

В ходе проведения методики респондент должен по своему усмотрению докончить предложение.

Заключение по проведенному анализу показывает, что отношение к окружающим людям, к прошлому и будущему, к жизненным целям у учащихся экспериментальной группы отличительно высок чем у контрольной группы.

Следующим этапом выявления уровня духовно-нравственных качеств младших школьников определили психологические характеристики мужского и женского поведения, по методике С. Степановой.

Детям предлагается список из 30 качеств, из которых им необходимо, на их усмотрение, выбрать качества присущие мужчинам, женщинам и нейтральные качества (одинаково свойственные обоим полам).

По данным анкетирования у 48% респондентов не до конца сформировано представление о том, какие качества должны быть присуще мужчине, а какие женщине, а 52% опрошенных имеют правильное представление.

По данным анкетирования видно, что у 54% респондентов не до конца сформировано представление о том, какие качества должны быть присуще мужчине, а какие женщине, а 46% опрошенных имеют правильное представление.

Заключение по проведенному анализу показывает, что у экспериментальной группы познания качеств присущие мужчинам, женщинам и нейтральные качества ярко выражены чем у контрольной группы.

Полученные показатели духовно-нравственного воспитания у младших школьников в ходе констатирующего эксперимента - низкие. Мы считаем, что в этом возрасте необходимо проводить внеурочные мероприятия с целью формирования и развития духовно-нравственного воспитания. На основе полученных данных был намечен план работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с учетом тендерных особенностей учащихся.

Нами была разработана и реализована программа «Дорогою добра» внеурочной деятельности, направленная на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

Цель программы: помочь учителю начальных классов организовать внеурочную деятельность, направленную на воспитание духовно-нравственных качеств личности с учетом особенностей пола.

Программа ориентирована на младших школьников 9-11 лет и может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей.

В ходе реализации программы «Дорогою добра» мы использовали и создавали различные педагогические условия, которые проводились в соответствии с тематическим планированием.

В качестве примера представляем фрагменты некоторых занятий по внеурочной деятельности:

Тема занятия: «Дети БАИАНАЯ».

Цель занятия: приобщать детей к культуре и традициям своего народа, дать представление о хозяине леса, закреплять знание детей о зимовке животных, совершенствовать знания детей об охоте и рыбалке. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение.

Тема занятия: «Мунха саха норуотун терут угэьэ» (Мунха-традиционное рыболовство якутов в зимнее время).

Цель занятия: возрождении интереса молодого поколения к национальным видам рыболовства, чтобы укрепить патриотические чувства молодежи.

Тема занятия: «Хабылык - якутская национальная настольная игра».

Цель занятия: пропагандировать национальную настольную игру хабылык как вид спорта, вовлечь детей в яркий мир народных игр, соревнований; развивать способности к самостоятельной деятельности.

После проведенных занятий мы задали вопрос о важности знания культуры и обычаев собственного народа. Ученик класса высказал свое мнение о том что, если каждый человек будет помнить культуру и традиции своего народа, то нация достигнет духовного рассвета.

Таким образом, для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру необходимо уделять большое внимание духовно-нравственному воспитанию школьников на основе тендерного подхода. Чтобы эта деятельность была эффективной со стороны учителя должна быть искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно духовная радость, которую испытывает педагог в своей работе.

По результатам всех проведённых диагностических методик, можно сделать вывод, о том, что в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента определены несколько размытые представления о характеристиках, присущих полу.

Выбор детьми делался на внешние качества мальчиков и девочек, а в определении личностных, внутренних черт, большинство младших школьников путались, терялись.

Реализация формирующего этапа работы по формированию нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности позволила достичь следующих результатов:

1. Учащиеся проявляют больший интерес к деятельности, направленной на формирование нравственных ценностей. Они активно участвуют в различных формах организованной деятельности (беседы, рисование, проектная методика, чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр фильмов, экскурсии, виртуальные экскурсии) и с большим энтузиазмом участвуют в подвижных играх и мини-соревнованиях.

2. Наблюдается повышение уровня нравственного сознания и развитие нравственных качеств учащихся. Они начинают осознавать значение и важность нравственных ценностей и проявлять их в своей повседневной жизни. Они становятся более ответственными, справедливыми, заботливыми и уважительными.

3. Взаимоотношения между учащимися улучшаются. Они становятся более дружелюбными, терпимыми и умеют слышать друг друга. Учащиеся проявляют умение сотрудничать и помогать друг другу.

4. Духовно-нравственное воспитание становится неотъемлемой частью образовательного процесса и формирует у учащихся готовность к следованию нравственным принципам и нравственному поведению.

Выводы. В целом, проведенная педагогическая работа по формированию нравственных ценностей младших школьников в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности позволяет сделать вывод, что она эффективна и способствует развитию нравственности у детей. Однако, для полной оценки эффективности работы необходимо провести дополнительные исследования и анализировать результаты на более длительном промежутке времени.

Это наиболее вероятные выводы, которые можно сделать на основе результатов проведенной диагностики. Однако, стоит отметить, что эффективность проведенной работы не может быть оценена только на основе результатов одной диагностики. Для более объективной оценки эффективности педагогической работы необходимо проводить систематическую мониторинговую деятельность, анализировать различные показатели и проводить сопоставление данных с другими исследованиями и программами.

Литература:

1. Кудрина, М. Тендерное воспитание мальчиков и девочек в семье / М. Кудрина // Халыма долгуннара (Волны Колымы). -2016. - С. 6.

2. Филиппов, В.И. Будущее за тендерным образованием. История деятельности Мюрюнской юношеской гимназии им. В.В. Алексеева / В.И. Филиппов // Народное образование Якутии. - 2010. - №3. - С. 97.

Педагогика

УДК 37.012

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 4 курса Давыдова Анна Дмитриевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РОЛЬ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье авторы раскрывают вопросы развития исследовательских умений младших школьников, подчеркивая, что развитие исследовательских умений служат основой для всестороннего развития детей младшего школьного возраста. И залогом этого развития служат разнообразие методов, приемов и технологий используемые в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Одним из таких технологий в содержании статьи предлагают квест-технологии. В статье представили темы и фрагменты внеурочных занятий с использованием квест-технологий. Представленный материал позволяет сделать выводы, что использование квест-технологий в организации учебного процесса, позволит повысить развитие исследовательских умений, расширит кругозор детей, умения работать с книгой и с другими источниками информации, для решения поставленных учебных задач перед младшими школьниками.

Ключевые слова: квест-технологии, исследовательские умения.

Annotation. In the article, the authors reveal the issues of the development of research skills of younger schoolchildren, emphasizing that the development of research skills serve as the basis for the comprehensive development of primary school children. And the key to this development is a variety of methods, techniques and technologies used in the educational process of primary school. One of such technologies in the content of the article offers quest technologies. The article presented topics and fragments of extracurricular activities using quest technologies. The presented material allows us to conclude that the use of quest technologies in the organization of the educational process will increase the development of research skills, expand the horizons of children, the ability to work with a book and with other sources of information, to solve the assigned educational tasks for younger schoolchildren.

Key words: quest technologies, research skills.

Введение. В федеральном стандарте начальной школы одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является всестороннее развитие личности, формирование универсальных способов деятельности, теоретического мышления, и исследовательских умений младших школьников [1].

Осипова Г.И. подчеркивает, что младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны отыскать и прочитать кучу книг на интересующую их тему [2].

Изложение основного материала статьи. Нами на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Павловской средней общеобразовательной школы имени В.Н. Оконешникова» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) среди учащихся 3 класса проведено исследование, с целью развития исследовательских умений посредством квест-технологий на внеурочных занятиях.

Где, в ходе работы мы оценили уровни развития исследовательских умений у младших школьников с помощью подобранного диагностического инструментария.

По результатам которого, можно сделать вывод, что проведенное в экспериментальной группе воздействие или обучение не полностью эффективно в развитии исследовательских умений у детей, поскольку большинство из них все равно имеют низкий уровень. В то же время, контрольная группа показывает более равномерное распределение детей с низким уровнем, что может указывать на более сбалансированное развитие умений участников этой группы.

Такой низкий уровень развития исследовательских способностей у учеников третьего класса может указывать на отсутствие или неэффективность подходов и методик, используемых в образовательном процессе. Возможно, необходимо провести дополнительные тренинги или обучения для учителей, с целью развития их навыков и знаний в области исследовательской деятельности.

Также, стоит обратить внимание на то, что уровень мотивации учеников играет важную роль в развитии исследовательских умений. Возможно, нужно провести работу по созданию мотивационной обстановки, которая будет стимулировать интерес и желание детей самостоятельно проводить исследования [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация групповых проектов и заданий, которые требуют от учеников активного и самостоятельного поиска информации, также может способствовать развитию исследовательских способностей.

В целом, необходимо провести более глубокий анализ причин низкого уровня развития исследовательских умений у учеников, и разработать специальные стратегии и программы, направленные на их развитие.

Все вышесказанное позволяет нам прийти к выводу, что в экспериментальной группе необходимо провести работу по развитию исследовательских способностей младших школьников. С этой целью нами был разработан комплекс учебных занятий с применением квест-технологии.

Работа на формирующем этапе эксперимента велась в соответствии со специально разработанным календарно-тематическим планом. Где были такие темы, как: «Фронтовое письмо», «Быть здоровым - здорово!» «День зимних видов спорта России», «В мире науки», «Космическое путешествие», «По следам любимых книжек», «Международный день

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.